Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение 1)
Концепция
реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области
I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1. Жилищно-коммунальное хозяйство Ленинградской области состоит из ведомственных объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и системы Невского водопровода.
Начиная с 1993 года активизирован процесс приемки от ведомств в муниципальную собственность городов и районов области жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Муниципальная собственность в Ленинградской области за период 1993-1996 годов характеризуется следующими данными:
-------------------------------------------------------------------------
Объекты Единицы 1992 1995 1996 в том числе
муниципальной измерения год год год принято от
собственности ведомств
с 1993 года
-------------------------------------------------------------------------
1. Жилищный фонд млн.кв.м 8,9 14,7 23,0 13,0
2. Водопроводные тыс.куб.м
сооружения воды в сутки 676,3 947,3 1032,6 251,0
3. Канализационные тыс.куб.м
сооружения стоков в сутки 277,0 320,3 370,5 116,0
4. Канализационные
сети км 1521,9 2260,4 2400,4 401,0
5. Водопроводные
сети км 1718,1 2370,8 3263,2 1401,0
6. Тепловые сети км 679,4 1214,2 1821,9 277,0
7. Котельные ед. 165 305 390 95
-------------------------------------------------------------------------
Ведомственная собственность значительно сократилась. Например, жилищный фонд ведомств составляет не более 11 процентов, количество котельных - около 22 процентов.
Все принятые объекты имеют 50-60 процентов износа, что ежегодно увеличивает аварийность объектов на 15-20 процентов, так как последние 10 лет финансировались в основном текущие ремонты объектов коммунального хозяйства, а плановые капитальные ремонты не проводились из-за отсутствия финансовых ресурсов и технической документации на принятые в муниципальную собственность объекты коммунального хозяйства.
2. Общее количество котельных в Ленинградской области на 1 января 1997 года составляет 498 единиц, из них муниципальных - 390 единиц.
По видам топлива муниципальные котельные распределяются следующим образом:
-------------------------------------------------------------------------
Котельные, работающие на:
-------------------------------------------------------------------------
угле торфе сланцевом газе мазуте электричестве дизельном сланцах дровах
масле топливе
207 12 4 75 69 16 4 2 1
-------------------------------------------------------------------------
3. С 1993 года начался процесс внедрения на коммунальных объектах новых технологий, которые позволяют сократить расходы на приобретение топлива и проведение ремонтно-восстановительных работ:
- перевод котельных на газовое топливо,
- строительство 100 км газовых сетей с применением полиэтиленовых труб,
- использование торфа и отходов предприятий деревообработки в качестве топлива для муниципальных котельных,
- внедрение новых технологий при ремонтах инженерных сетей бестраншейным методом (типа "чулок").
4. С 1994 года начат процесс реструктуризации в отрасли и из 20 областных объединений жилищно-коммунального хозяйства образовано 170 муниципальных предприятий.
Однако не удалось окончательно сформировать процесс договорных отношений между собственником жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства (муниципалитетами) и субъектами хозяйствования (жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями), обеспечивающий разделение функций управления и хозяйствования.
5. С 1992 года начался рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. К 1995 году доля затрат, покрываемых населением, возросла с 2 до 40 процентов. В результате объем недофинансирования отраслевых предприятий по отношению к 1993 году снизился, но был недостаточен для осуществления нормального функционирования отрасли, так как темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции и доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и покрытие разницы в ценах на тепловую энергию и водоснабжение в бюджетах не уменьшилась.
Положение усугублялось тем, что в 1995 году реальные доходы городского населения снизились на 10 процентов, а сельского - более чем на 20 процентов, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличил количество неплательщиков и задолжников с 10 до 30 процентов.
6. Для обеспечения социальной защиты малодоходных слов населения с 1994 года начали работу службы субсидий в 23 районах и городах - субъектах области. За этот период субсидии предоставлены ста тысячам семей (около 20 процентов) на сумму порядка 20 миллиардов рублей.
7. Создается единое информационное пространство отрасли на основе автоматизированных программ, разработанных Правительством Ленинградской области.
Сейчас функционируют пять автоматизированных программ:
- расчет квартирной платы и коммунальных услуг,
- расчет субсидий,
- инвентаризация недвижимости,
- мониторинг канализационных очистных сетей и сооружений,
- анализ работы служб субсидий.
Однако ряд районов используют собственные программные продукты, что осложняет получение материалов в единой базе данных и увеличивает период обработки материалов, требующихся для проведения аналитических исследований.
Кроме того, несмотря на разработанную в программе единую форму бланка-квитанции по оплате услуг жилищно-коммунальных предприятий, рекомендованную для применения на всей территории Ленинградской области, внедрение ее осложняется отсутствием компьютеров и отказом субъектов области применять единый программный продукт.
8. В 1995 году тарифы для населения были установлены на уровне 50 процентов от себестоимости (или порядка 37 процентов от полных затрат с учетом прибыли и налогов).
Начиная со второй половины 1996 года и в 1997 году индексация и изменение уровней тарифов в большинстве муниципальных образований области не проводились и фактический уровень установленных тарифов от себестоимости услуг реально составляет порядка 27 процентов, а от полных затрат (с учетом налогов и прибыли) в среднем по области порядка 17 процентов.
9. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 12 января 1996 года был изменен срок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с 5 до 10 лет. Увеличение конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость необходимо для того, чтобы органы местного самоуправления устанавливали тарифы на услуги коммунальных предприятий исходя из оценки не только затрат, необходимых для поддержания работоспособности отрасли, но и из реальных доходов граждан.
При этом, если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, полученных за счет платежей населения, происходило за счет повышения тарифов, то на новом этапе основные усилия органов местного самоуправления и Правительства Ленинградской области сосредоточатся на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку опережающий инфляцию рост стоимости услуг в значительной степени связан с естественным монополизмом предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными способами достижения указанных целей являются:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья:
- совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности предусмотренных на эти цели бюджетных средств.
II. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Демонополизация и развитие конкурентной среды
Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) предприятий отрасли. Это процесс позволит собственникам (муниципалитетам) жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Для решения этой задачи органам местного самоуправления необходимо реализовать ряд основных мероприятий:
- обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе;
- обеспечить организационное разделение функций государственного (муниципального) заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг;
- сформировать муниципальные заказы на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
- организовать систему расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров с применением экономических санкций за нарушение договорных обязательств.
Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, где возможно развитие конкуренции, относятся:
- управление и обслуживание жилищного фонда;
- выполнение работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и тому подобное);
- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения;
- привлечение организаций, использующих автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие).
Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственником жилищно-коммунальных объектов, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и частного жилищных фондов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, может осуществляться как органами местного самоуправления, так и государственной жилищной инспекцией Ленинградской области.
В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия:
- Правительство Ленинградской области и органы местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию области должны осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей. Эта работа проводится с участием региональной энергетической комиссии Ленинградской области, организаций по защите прав потребителей, антимонопольных органов;
- способствовать внедрению индивидуальных приборов учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов;
- контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов;
- повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг.
Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.
Обеспечить такой сложный диалог можно только при помощи договорных отношений. Участниками этих многосторонних взаимоотношений являются:
- инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;
- собственники жилищного фонда и коммунальных объектов, представляющие их органы и управляющие компании;
- потребители услуг - собственники, владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и другие организации.
Органам местного самоуправления как собственникам объектов жилищно-коммунального хозяйства следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики.
Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей и обеспечении сохранности объектов.
На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп. При этом право дальнейшего управления муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам заказчика (управляющим организациям).
Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства целесообразно подразделить на две группы:
- одна (так называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру, не подлежащую отчуждению, - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное;
- вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное.
Основные фонды коммунального хозяйства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в доверительное управление, в безвозмездное пользование или аренду организациям - подрядчикам.
Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов.
Организации, специализирующиеся в сфере управления, помимо прочего осуществляют рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями тех или иных коммунальных услуг.
Собственник - домовладелец может выполнять эти функции сам либо нанять специализированную управляющую организацию, в том числе частную. Управляющая организация по поручению собственника может осуществлять сбор платежей, заключение договоров с подрядчиками и контроль за исполнением работ, а также заключение договоров найма.
Функцией обслуживающей подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда.
Службы заказчика выполняют роль управляющих организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом других форм собственности (товарищество собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и другое) может быть также нанята специализированная управляющая организация, привлекающая на условиях подряда ремонтно-эксплуатационные организации и организации коммунального хозяйства. При этом подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения, оформления льгот и субсидий и других форм социального обслуживания населения.
Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
На новом этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства система договорных отношений включает в себя:
- договор между собственником объектов жилищно-коммунального назначения и хозяйствующим субъектом (в том числе на управление жилищным фондом и его обслуживание, коммунальное обслуживание), заключаемый на конкурсной основе;
- договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем жилого помещения);
- договор между хозяйствующими субъектами (например, между водоснабжающими и теплоснабжающими организациями);
- договор между организациями, предоставляющими коммунальные услуги, и потребителям этих услуг.
Обеспечение государственного регулирования и контроля
Государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения обеспечивает соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставляемых услуг и разработку на их базе региональных стандартов для использования в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками. По мере улучшения финансирования работ по обслуживанию жилищного фонда и коммунальных объектов эти стандарты могут ужесточаться.
Государственный контроль и регулирование качества обслуживания осуществляются органами местного самоуправления и государственной жилищной инспекцией Ленинградской области.
Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых услуг является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полного удовлетворения потребностей потребителей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или доминирующей на рынке указанных услуг.
Защиту интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг следует осуществлять также путем установления необходимых условий и ограничений, обеспечивающих нормативный уровень жилищно-коммунального обслуживания потребителей, особенно при принятии решений об изменении форм собственности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В области технического обеспечения жилищно-коммунального хозяйства помимо разработки и внедрения приборов индивидуального и коллективного учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов особого внимания заслуживает разработка автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и потребления. Кроме того, такая система может предоставлять информацию для всех уровней управления.
Стимулирование создания товариществ собственников жилья
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Кроме того, товарищества собственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно, и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели.
Члены товариществ собственников жилья прямо заинтересованы в установке приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, так как зачастую реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу.
Население привыкает экономно относиться к предоставляемым услугам, прослеживая связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.
Рекомендуется освобождать товарищества собственников жилья от части местных налогов с учетом того, что все высвободившиеся средства будут потрачены на содержание жилищного фонда.
Выплату дотаций на оплату (содержание) жилья и коммунальных услуг в жилых домах, находящихся на балансе товариществ собственников жилья, осуществлять в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда.
При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги товариществам собственников жилья необходимо исходить из уровня тарифов, установленных для населения в данном муниципальном образовании.
Следует развивать возможность получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории (в частности, сбор за парковку автомобилей) для оплаты жилья и коммунальных услуг.
III. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального
хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг
Принципы реформирования системы финансирования жилищно-коммунального
хозяйства
Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечить:
- переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем экономии затрат и сокращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
- установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей на экономически обоснованном уровне.
Переход на новые принципы расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве должен осуществляться постепенно.
В части развития финансового механизма отрасли в новых экономических условиях:
1. Целесообразно создавать механизмы привлечения и возврата среднесрочных и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит сгладить влияние на уровень тарифов инвестиционных затрат, связанных с сезонностью проводимых работ, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для потребителей.
2. Финансирование строительства и реконструкции крупных объектов жилищно-коммунального хозяйства обеспечивают, как правило, органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета и бюджетов других уровней, а также средств инвесторов. Целесообразно выделять отдельной строкой в бюджетах всех уровней средства, необходимые для обеспечения федеральных социальных стандартов предоставления услуг.
3. В дальнейшем следует осуществить формирование муниципальной финансово-кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программы развития объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Кризис неплатежей как граждан, так и организаций, финансируемых в основном из бюджета, не позволяет сохранить устойчивое финансирование организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с этим должна быть активизирована работа по сокращению задолженности организаций путем выявления неплательщиков и применения к ним штрафных санкций, выпуска различных видов ценных бумаг, проведения взаимных зачетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в федеральный и местные бюджеты, использования в установленном порядке других эффективных форм расчетов.
В целях недопущения утраты платежеспособности организаций жилищно-коммунального хозяйства, когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает покрытие расходов на произведенные услуги, органам местного самоуправления следует предусматривать механизм покрытия выпадающих доходов этих организаций.
Оплата жилья и коммунальных услуг
Особенностью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования с учетом обеспечения наиболее безболезненного для населения перехода жилищно-коммунального хозяйства к рыночной системе.
Повышение оплачиваемой населением доли затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг может быть достигнуто за счет относительного снижения самих затрат. При этом должны создаваться стимулы снижения этих затрат путем:
- повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета расхода воды, газа и других энергоресурсов;
- заключения договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими услуги, на конкурсной основе;
- согласования тарифов при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций, а также при заключении договоров между службой заказчика и организациями - естественными монополистами. Тарифы согласовываются на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, обеспечивающим эффективную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъектов (при этом, в первую очередь, анализируются показатели затрат на единицу услуги, их соотношение с затратами других аналогичных организаций, ремонтно-эксплуатационные издержки и издержки управления, численность работающих в процентах к численности населения муниципального образования или населенного пункта, который обслуживается автономными системами жизнеобеспечения, соотношение численности рабочих и административно-управленческого аппарата и другое).
Вместе с тем необходимо регулярно пересматривать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление услуг. С учетом роста реальных доходов населения продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору социального найма, в государственном и муниципальном жилищном фондах должна включать не только плату за содержание и ремонт жилья (в том числе капитальный), но и плату за его найм.
Плата за найм жилья является доходом собственника муниципального жилья, в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая величина платы за найм должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда в среднем по населенному пункту, которая должна быть дифференцирована в зависимости от качества и местоположения жилья. В период до 2000 года население оплачивает часть отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья, которая должна определяться исходя из местных условий, динамики реальных доходов населения и других факторов.
Базовая величина платы за найм жилья должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья. Это должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.
В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей следует включать отчисления на страхование жилищного фонда, а также переходить на полное возмещение затрат.
Среди других мер, направленных на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо выделить следующее:
- для определения соответствующих условиям конкретного населенного пункта ставок оплаты жилья могут использоваться наиболее характерные для этого населенного пункта тип дома и его местоположение, принятые за базисный уровень;
- критерием для определения соотношения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в домах различного качества и местоположения относительно базисного уровня может являться соотношение стоимости приобретения квадратного метра аналогичного жилья на свободном рынке.
Основным инструментом муниципальной политики ценообразования с учетом качества и местоположения жилища является введение платы за найм, поскольку только этот вид платежа может быть дифференцирован в зависимости от параметров качества жилища и места расположения. В первую очередь следует изменить ситуацию, когда худшее по качеству и местоположению жилье оплачивается так же, как и лучшее, или дороже.
Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие иное жилье, отвечающее требованиям качества и благоустройства, должны оплачивать его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере.
К иному жилью относятся не только жилые помещения, в городской черте, но и жилые строения в пригородной зоне, других населенных пунктах (в том числе за пределами Российской Федерации), имеющие условия для проживания.
Целесообразно установить повышенные ставки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тарифы на сверхнормативное потребление услуг. Поэтому органам местного самоуправления целесообразно:
- ввести повышенную оплату для семей, занимающих жилье, значительно превышающее по площади социальную норму, организовав одновременно систему оказания помощи семьям в купле-продаже или обмене жилья;
- в целях защиты прав потребителей в договорах найма и на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений должны содержаться права и обязанности сторон, гарантирующие оплату услуг в соответствии с их реально достигнутыми объемом и качеством.
IV. Обеспечение социальной защиты населения
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малодоходным категориям граждан;
- необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
При предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг обращать внимание на:
- соотношение среднедушевого дохода в семье и бюджета прожиточного минимума. При соотношении меньше половины снижать долю расходов семьи на оплату услуг и устанавливать не более десяти процентов от совокупного дохода семьи;
- исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций. Предоставление субсидий в этом случае производится за счет уменьшения налогооблагаемой базы организации или предприятия;
- недопустимость исключения отдельных видов коммунальных услуг (оплата жилья, плата за найм, за водоснабжение, канализацию, теплообеспечение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);
- обоснованность отказа в расчете субсидии гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить долги по оплате в согласованные сроки. Это дает возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей;
- создание эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решение спорных вопросов поручить специальной комиссии по нестандартным ситуациям, куда следует включить представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а так же юристов.
К компетенции комиссии могут быть отнесены:
- проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
- консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи;
- организация добровольного обмена жилыми помещениями;
- формирование обменного жилищного фонда для переселения;
- выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация судебного иска.
Блок-схема концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Ленинградской области
/--------------------------------------------\
/-----------------\ | Перевод жилищно-коммунального хозяйства|
|I. Цель программы| | на рыночные, социально ориентированные |
\-----------------/ | принципы функционирования, для обеспе- |
| чения населения жилищно-коммунальными |
| услугами необходимого качества и |
| количества |
\--------------------------------------------/
II. Задачи: II-1 II-2 II-3 II-4
/-----------\/----------\/-----------\/------------------\
|Снижение ||Совер- || Усиление || Обеспечение |
|стоимости ||шенство- || социальной|| государствен- |
|и повышение||вание ме- || политики || ного контроля |
|качества ||ханизма || в отрасли || за состоянием |
|услуг ||финанси- || || жилищного фонда |
| ||рования || || |
\-----------/\----------/\-----------/\------------------/
III. Реализация
/----------------------------\
| IV. Управление реализацией |
\----------------------------/
/----------------------------\
| V. Обеспечение |
\----------------------------/
/----------------------------\
| VI. План-график мероприятий|
\----------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.