Решение Ленинградского областного суда
от 4 октября 2004 г. N 3-146/2004г
Ленинградский областной суд в составе:
Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
С участием прокурора Маняшиной Ю.С.,
При секретаре Демьянковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2003 г N 167 (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 206 от 7.10.2003 г) в части,
установил:
Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области, утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2003 г N 167 (в редакции от 7.10.2003) в части слов "Комитет в лице управлений обеспечивает обслуживание исполнения местных бюджетов по соглашениям с соответствующими органами местного самоуправления" с момента вступления его в силу, то есть с 6.05.2004 г.
В обоснование заявления указано, что оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству.
Проанализировав положения ст.ст. 12, 71, 76, 132 Конституции РФ, ст.ст. 8, 9, 31, 151 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 35 ФЗ от 28.08.1995 г N 154-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 ФЗ N 126-фз от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", прокурор полагает, что в федеральном законодательстве отсутствует указание на возможность передачи органам государственной власти субъекта РФ полномочий по вопросам местного значения.
Такой же вывод содержится и в Постановлении Конституционного Суда РФ N 15-П от 30.11.2000 по делу о проверке конституционности отдельных положений устава (основного закона Курской области в редакции закона Курской области от 22.03.1999 "О внесении изменений и дополнений в устав (основной закон) Курской области).
Осуществление же территориальными управлениями Комитета финансов Ленинградской области (как отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области) обслуживания исполнения местных бюджетов выходит за рамки компетенции органов государственной власти субъектов РФ, определенной ст. 8 Бюджетного кодекса РФ.
То что организация исполнения местных бюджетов и обслуживание исполнения местных бюджетов территориальными управлениями Комитета финансов Ленинградской области финансируется за счет средств муниципальных образований Ленинградской области противоречит ч. 2 ст. 10 ФЗ N 58-ФЗ от 27.05.2003 г "О системе государственной службы РФ". Согласно названной нормы денежное содержание государственных служащих субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
В заявлении прокурора также отмечено, что на основании оспариваемой нормы в 23 муниципальных образованиях Ленинградской области (кроме г. Новая Ладога, г. Светогорск, г. Коммунар, г. Сертолово, пос. Кузнечное, Колтушская волость) обеспечение обслуживания исполнения местных бюджетов осуществляется территориальными управлениями Комитета финансов Ленинградской области на основании соглашений, заключенных главами муниципальных образований с представителями территориальных управлений Комитета финансов Ленинградской области.
Участвующий в деле прокурор Маняшина Ю.С. просит удовлетворить заявление прокурора Ленинградской области по тем доводам и основаниям, которые изложены в указанном заявлении.
Кроме этого прокурор указывает, что оспариваемая норма не только противоречит федеральному законодательству, но и нарушает право граждан на местное самоуправление.
Обслуживание исполнения местных бюджетов - это организация исполнения местных бюджетов, то есть осуществление соответствующих операций со средствами местных бюджетов.
Исполнительные органы власти субъекта РФ согласно действующему федеральному законодательству не вправе осуществлять какие-либо полномочия в отношении местных бюджетов. Соответственно и территориальные управления Комитета финансов Ленинградской области не вправе вмешиваться в решение местных вопросов.
Согласно же ст. 14 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет не может содержать работников территориальных управлений Комитета финансов Ленинградской области.
Все соглашения были заключены главами муниципальных образований после принятия Положения о Комитете финансов Ленинградской области и только на его основании.
В собрания представителей 23 муниципальных образований Ленинградской области в связи с принятием соответствующих решений и заключением названных соглашений прокурорами направлены представления.
В письменном отзыве на заявление прокурора Ленинградской области представитель Правительства и Губернатора Ленинградской области В.И. Пугачев просит отказать в удовлетворении данного заявления, считая, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и не ущемляет права муниципальных образований и граждан. С учетом принципа самостоятельности бюджетов и принципа разделения полномочий и ответственности органы местного самоуправления вправе заключить договор об обслуживании местного бюджета финансовым органом субъекта РФ. В таком случае муниципальное образование не лишается права собственности в отношении местных финансов.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 15-П оговорено, что органы местного самоуправления вправе взаимодействовать на договорной основе с органами государственной власти для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. В последнем абзаце п. 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области не содержится предписывающей нормы административно-властного характера.
Соглашение (договор) между муниципальным образованием и территориальным управлением Комитета финансов Ленинградской области может быть заключено только при наличии и на основании решения органа местного самоуправления. Финансирование управления Комитета финансов Ленинградской области за счет средств местного бюджета производится, если это предусмотрено решениями органов местного самоуправления.
В судебном заседании представитель Правительства и Губернатора Ленинградской области Пугачев В.И. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, полагает что оспариваемая норма не нарушает требования федерального законодательства.
Согласно ст. 4 ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 органы государственной власти субъекта РФ содействуют развитию местных финансов.
Ссылка прокурора на ст. 71 Конституции РФ необоснованна, так как в данной статье не говорится о бюджетном законодательстве.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 30.11.2000 N 15-П не может быть принята во внимание, так как она высказана при рассмотрении иного дела и с иными обстоятельствами.
Пункт 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области не нарушает прав муниципальных образований на муниципальную собственность. Требования данного пункта лишь позволяют выполнять волю собственников (муниципальных образований) в части исполнения местных бюджетов. Финансовый орган (территориальное управление Комитета финансов Ленинградской области) ведет учет движения денежных средств и распределяет расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование может и не создавать собственных муниципальных казначейств или иных финансовых органов.
Также муниципальные образования вправе передать часть полномочий или заключить соответствующий договор с органами исполнительной власти субъекта РФ, касающийся исполнения местного бюджета. Иное понимание федерального законодательства привело бы к нарушению прав субъектов РФ и к нарушению прав муниципальных образований.
Оспариваемая прокурором норма не означает, что часть полномочий муниципальных образований по исполнению местных бюджетов переданы субъекту РФ - Ленинградской области.
Территориальные управления Комитета финансов Ленинградской области финансируются не из местных бюджетов, а из областного бюджета.
С учетом изменений в действующем законодательстве, в частности с учетом вступления в силу федерального закона N 131-Ф3 от 6.10.2003 г губернатором Ленинградской области принято решение об упразднении территориальных управлений Комитета финансов Ленинградской области с 1 января 2005 г. Проект данного решения будет разработан позднее.
Представитель Правительства и Губернатора Ленинградской области Шейтер А.И. требования прокурора не признает, также просит отказать в удовлетворении названного заявления по тем доводам, которые изложены представителем правительства и губернатора Ленинградской области Пугачевым В.И.
Изучив материалы дела, выслушав участвующего в деле прокурора, представителей Правительства и Губернатора Ленинградской области Пугачева В.И. и Шейтера А.И., исследовав и оценив согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 167 от 31.07.2003 г "Об утверждении структуры, штатного расписания и Положения о комитете финансов Ленинградской области" утверждено в том числе и Положение о Комитете финансов Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области N 206 от 7.10.2003 г внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 31.07.2003 г N 167, а именно в тексте постановления и приложениях 1-4 слова "административно-территориальная единица" заменены словами "территориальная единица" в соответствующем числе и падеже.
В п. 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области (приложение 3 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 167 от 31.07.2003 г) в том числе указано, что Комитет в лице управлений обеспечивает обслуживание исполнения местных бюджетов по соглашениям с соответствующими органами местного самоуправления.
Постановления Правительства Ленинградской области N 167 от 31.07.2003 г и N 206 от 7.10.2003 г и Положение о Комитете финансов Ленинградской области, утвержденное постановлением Правительства Ленинградской области N 167 от 31.07.2003 г опубликованы в Вестнике Правительства Ленинградской области N 13 от 6.05.2004 г.
В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Пунктом "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 12 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В ст. 132 Конституции РФ закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, право на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В ч. 2 названной статьи оговорено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно ч. 1 и пункта 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.1995 местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета относятся к вопросам местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований.
К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований; формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.1995).
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления перечислены в ст. 5 названного федерального закона. Согласно ст. 5 ФЗ N 154-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ в том числе: обеспечивают соответствие законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ, регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, защищают права граждан на осуществление местного самоуправления, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Однако в ст. 5 ФЗ N 154-ФЗ не указано, что субъект РФ обладает какими-либо полномочиями в отношении исполнения местных бюджетов.
Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относится установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов; составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; определение порядка осуществления муниципальных заимствований; осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
В ст. 8 Бюджетного кодекса РФ перечислены полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных правоотношений. Так, к полномочиям субъекта РФ в области бюджетных правоотношений относится: составление и рассмотрение консолидированного бюджета субъекта РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ; распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетов субъекта РФ и местными бюджетами; разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством РФ; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.
В ст. 8 Бюджетного кодекса РФ отсутствует указание о том, что субъект РФ обладает какими-либо полномочиями в отношении исполнения местных бюджетов.
Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности бюджетов, который включает в себя, в частности: право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств местного бюджета; право органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицита местного бюджета.
В ст. 2 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" N 126-ФЗ от 25.09.1997 указано, что местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления и другие финансовые средства; формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Формирование и использование местных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", настоящим федеральным законом, другими федеральными законами конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3 названного федерального закона).
Согласно ст. 4 указанного федерального закона 126-ФЗ органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В этих целях данные органы: регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ; участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ; распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств; разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы: оказывают методологическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов; осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и законодательства субъектов РФ; осуществляют другие функции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В ч. 2 ст. 5 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" оговорено, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом и в данном федеральном законе отсутствует указание о наличии каких-либо полномочий у субъекта РФ (кроме оказания методологической помощи) в области исполнения местных бюджетов.
В пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г "О внесении изменений и дополнений в Устав (основной закон) Курской области" сделан вывод о том, что в федеральном законодательстве отсутствует какое бы то ни было указание на возможность передачи органам государственной власти полномочий по вопросам местного значения.
Иное положение привело бы к ограничению прав граждан на местное самоуправление.
В пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ N 15-П от 30.11.2000 г сделана оговорка о допустимости взаимодействия, в том числе, и на договорной основе, органов местного самоуправления и органов государственной власти Курской области для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования.
Согласно ст. 3 Устава Ленинградской области систему органов государственной власти составляют: губернатор Ленинградской области; Законодательное собрание Ленинградской области; Правительство Ленинградской области; отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области, входящие в состав Администрации Ленинградской области; Уставный суд Ленинградской области; мировые судьи Ленинградской области.
В ст. 43 Устава Ленинградской области предусмотрено, что в Ленинградской области в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии со ст. 44 Устава Ленинградской области не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом Ленинградской области, а также принятыми в соответствии с ними областными законами. Органы государственной власти Ленинградской области содействуют развитию местного самоуправления (аналогичная правовая норма в более развернутом виде содержится и в ст. 44 областного закона 12-оз).
В ст. 5 закона Ленинградской области от 29.04.1996 г N 12-оз "О местном самоуправлении в Ленинградской области" перечислены полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере местного самоуправления. В том числе, в названной статье оговорено, что к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в сфере местного самоуправления относятся: регулирование отношений между областным бюджетом и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; защита прав граждан на местное самоуправление; обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.
В названной статье отсутствует указание о том, что органы государственной власти Ленинградской области обладают какими-либо полномочиями в отношении исполнения местных бюджетов.
Согласно пункту 3 части 2 ст. 10 областного закона 12-оз местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета относится к местным вопросам.
В ст. 13 данного областного закона сделана ссылка на то, что органы местного самоуправления вправе передавать по договору решение отдельных вопросов местного значения органам местного самоуправления других муниципальных образований.
Статьей 35 областного закона 12-оз закреплено право органов местного самоуправления на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, на самостоятельный контроль за исполнением местных бюджетов.
В ст. 46 областного закона 12-оз отмечено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области (утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2003 г N 167 в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 206 от 31.07.2003 г.) предусмотрено, что Комитет финансов Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и входит в единую систему исполнительной власти РФ по предметам совместного ведения РФ и Ленинградской области; Комитет финансов Ленинградской области и его территориальные управления образуют единую систему государственных финансовых органов Ленинградской области.
К заявлению прокурора Ленинградской области приложены: приказ Комитета финансов Ленинградской области N 11\272 от 16.09.2003 г "Об утверждении структуры, штатного расписания и Положения об управлении Комитета финансов Ленинградской области по Гатчинскому району", Положение об управлении комитета финансов Ленинградской области по Гатчинскому району", Решение Совета депутатов муниципального образования "Гатчинский район" от 26.11.2003 г N 132 "Об утверждении Соглашения на обслуживание бюджета МО "Гатчинский район", Соглашение от 26.11.2003 г между муниципальным образованием "Гатчинский район" и Управлением Комитета финансов Ленинградской области по Гатчинскому району об обслуживании исполнения бюджета муниципального образования "Гатчинский район", Положение об управлении Комитета финансов Ленинградской области по Сланцевскому району (утв. Приказом Комитета финансов Ленинградской области N 11\285 от 18.09.2003), Соглашение по обеспечению обслуживания исполнения местного бюджета от 7.10.2003 г (муниципального образования "Сланцевский район").
В соответствии с Соглашением между МО "Гатчинский район" и Управлением Комитета финансов Ленинградской области по Гатчинскому району от 26.11.2003 г, Положением об управлении Комитета финансов Ленинградской области по Гатчинскому району, последнее, в том числе: принимает участие в работе по составлению проекта консолидированного местного бюджета, проекта городского (районного) бюджета, составляет роспись доходов и расходов местного бюджета, обеспечивает исполнение местного бюджета, осуществляет в установленном порядке финансирование находящихся на местном бюджете бюджетных учреждений, ведет учет исполнения местного бюджета, анализирует поступление средств в местный бюджет.
Аналогичные нормы содержатся и в Соглашении по обеспечению обслуживания исполнения местного бюджета МО "Сланцевский район" от 7.10.2003 г и в Положении об управлении Комитета финансов Ленинградской области по Сланцевскому району.
В судебном заседании представителем Правительства и Губернатора Ленинградской области представлены положения об организации бюджетного процесса в конкретных муниципальных образованиях Ленинградской области, а именно в: МО "Кировский район Ленинградской области", МО "Приозерский район Ленинградской области", МО "Подпорожский район Ленинградской области", МО "Г. Гатчина", МО "г. Ивангород", МО "Кингисеппский район Ленинградской области", МО "Лодейнопольский район Ленинградской области", МО "Ломоносовский район Ленинградской области", из которых следует, что муниципальные образования самостоятельно осуществляют бюджетный процесс на своей территории.
Также названным представителем в судебное заседание представлены копии ответов, из которых следует, что финансирование на заработную плату работников Управлений Комитета финансов Ленинградской области (по Бокситогорскому, Подпорожскому, Лодейнопольскому, Гатчинскому и Ломоносовскому районам) осуществляется не за счет местных бюджетов.
Проанализировав нормы Конституции РФ и федерального законодательства суд приходит к выводу о том, что Ленинградская область как субъект РФ не обладает какими-либо полномочиями в отношении исполнения местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ, ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" 154-ФЗ от 28.08.1995, ст. 8 Бюджетного кодекса РФ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ").
Также действующее федеральное законодательство не предусматривает и возможности передачи органам государственной власти субъекта РФ полномочий по вопросам местного значения. Такая же правовая позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ N 15-П от 30.11.2000.
Оспариваемая прокурором норма содержит указание на то, что Комитетом финансов Ленинградской области (то есть отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ) в лице Управлений обеспечивается обслуживание исполнения местных бюджетов по соглашениям с соответствующими органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по исполнению местных бюджетов в части обеспечения обслуживания исполнения местных бюджетов переданы от органов местного самоуправления отраслевому органу государственной власти субъекта РФ - Комитету финансов Ленинградской области в лице его территориальных управлений.
Данное положение противоречит вышеперечисленным нормам федерального и областного законодательства и нарушает право граждан на местное самоуправление, закрепленное ст. 32 Конституции РФ и право органов местного самоуправления на самостоятельное исполнение местного бюджета, предусмотренное ст. 132 конституции РФ, указанными выше нормами Бюджетного кодекса РФ и нормами Федеральных законов "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.1995 г., "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" 126-ФЗ от 25.09.1997.
По изложенным основаниям заявление прокурора Ленинградской области подлежит удовлетворению; пункт 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 167 от 31.07.2003 г (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 206 от 7.10.2003 г) в части слов "Комитет в лице управлений обеспечивает обслуживание исполнения местных бюджетов по соглашениям с соответствующими органами местного самоуправления" подлежит признанию недействующим с момента вступления названного Положения в силу, то есть с 6 мая 2004 г.
В то же время довод прокурора о том, что организация исполнения местных бюджетов и обслуживание исполнения местных бюджетов территориальными управлениями Комитета финансов Ленинградской области финансируется за счет средств муниципальных образований Ленинградской области, названное же положение противоречит ч. 2 ст. 10 федерального закона N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ", суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В оспариваемом прокурором Положении о Комитете финансов Ленинградской области отсутствует норма, устанавливающая, что финансирование соответствующего территориального управления Комитета, обеспечивающего обслуживание исполнения местного бюджета, производится и за счет местного бюджета.
Данная норма включена в тексты конкретных Положений об управлении Комитета финансов Ленинградской области по конкретным районам Ленинградской области. Прокурор не лишен возможности оспорить указанные Положения в установленном законом порядке.
Довод представителя Правительства и Губернатора Ленинградской области о том, что оспариваемая прокурором норма не содержит в себе указания о передаче Комитету финансов Ленинградской области (в лице его управлений) полномочий по вопросам местного значения в части исполнения местных бюджетов не соответствует тексту оспариваемой нормы.
Утверждение же о том, что в федеральном законодательстве не имеется прямого запрета на передачу органу государственной власти субъекта РФ полномочий по вопросам местных финансов, следовательно, оспариваемая прокурором норма не противоречит федеральному законодательству, необоснованно.
Как следует из указанных выше федеральных нормативных актов (ст. 132 Конституции РФ, ст.ст. 6, 35 ФЗ 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5 федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ") органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование и исполнение местного бюджета.
Конституционный Суда РФ в Постановлении N 15-П от 30.11.2000 исследовав федеральное законодательство, констатировал, что в нем отсутствует какое бы то ни было указание на возможность передачи органам государственной власти полномочий по вопросам местного значения.
Таким образом, названное утверждение представителя Правительства и Губернатора Ленинградской области не соответствует ни федеральному законодательству, ни Постановлению Конституционного Суда РФ N 15-П от 30.11.2000.
Как следует из ст.ст. 168, 215 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное Казначейство на основании соглашений. Согласно ст. 215 Бюджетного кодекса РФ на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
В оспариваемой норме не идет речь об организации исполнения местных бюджетов через органы федерального казначейства на основании соглашений (то есть о казначейском способе исполнения местных бюджетов), а сделано указание на то, что Комитет в лице управлений непосредственно обеспечивает обслуживание исполнения местных бюджетов по соглашениям с соответствующими органами местного самоуправления.
Довод представителя Правительства и Губернатора Ленинградской области о том, что в п. 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области не утверждается о непосредственном исполнении местных бюджетов территориальными управлениями названного Комитета не соответствует тексту оспариваемой нормы.
В Бюджетном кодексе РФ отсутствует прямое толкование понятия "исполнение бюджета". Из анализа Раздела VII Бюджетного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и в финансировании соответствующих расходов; исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.
Следовательно и осуществление любых действий по обеспечению исполнения бюджета (в том числе и по обеспечению обслуживания исполнения бюджета), по существу, является исполнением бюджета.
Утверждение о том, что оспариваемая норма не носит административно-властного характера, а следовательно и не является обязательной не вытекает из текста указанной нормы. Оспариваемая прокурором норма составлена в утвердительной, а не в рекомендательной форме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 167 от 31.07.2003 г (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области N 206 от 7.10.2003 г) в части слов "Комитет в лице управлений обеспечивает обслуживание исполнения местных бюджетов по соглашениям с соответствующими органами местного самоуправления", с момента вступления его в силу, то есть с 6 мая 2004 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 4 октября 2004 г. N 3-146/2004г
Текст решения официально опубликован не был