Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция
развития системы образования Санкт-Петербурга
"Петербургская школа 2005-2010 гг."
7 мая 2010 г.
О Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы см. постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2008 г. N 577
Об утверждении приоритетных направлений развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы" см. распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 2005 г. N 975-р
1. Введение
Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".
8. Устав Санкт-Петербурга.
9. Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы".
Законом Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 г. N 481-115 настоящий Закон признан утратившим силу
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 N 1272 "Об итогах 2003/2004 учебного года и подготовке образовательных учреждений к работе в новых финансовых и экономических условиях".
11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2005 N 70 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга для организации отдыха и оздоровления детей".
2. Анализ тенденций развития системы образования Санкт-Петербурга
2.1. Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге
Тенденции в динамике численности населения Санкт-Петербурга в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в последние 13 лет в России. Численность населения Санкт-Петербурга (как и России в целом) сокращается (в среднем на 33,6 тыс.чел. в год); с 1990 г. по 2004 г. она уменьшилась (без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) на 470,8 тыс.чел. В I полугодии 2004 года в Санкт-Петербурге родились 20,1 тыс.детей, что на 796 детей больше, чем в I полугодии 2003 года. Общий показатель рождаемости увеличился в Санкт-Петербурге на 5% и составил 8,8 новорожденных на 1000 человек населения.
Причины сокращения численности населения заключаются в том, что с 1990 г. по 2003 г. рождаемость и смертность изменялись почти симметрично, но в противоположных направлениях (за исключением 2003 г., когда оба показателя росли): смертность возросла на 39%, одновременно рождаемость сократилась на 19%; и хотя число прибывающих в Санкт-Петербург в последние годы устойчиво превышает число выбывающих из Санкт-Петербурга, то есть наблюдается миграционный прирост, однако его величина не может компенсировать естественную убыль населения, превышающую естественный прирост с 2000 г. в среднем в 5,8 раза.
За последние 13 лет соотношение возрастных групп несколько деформировалось: снизилась численность трудоспособных и молодых горожан, возросло число лиц старше трудоспособного возраста. Причиной является низкий уровень рождаемости в сочетании с традиционно высокой долей пожилых горожан в Санкт-Петербурге.
В 2003 г. по сравнению с 1990 г. произошло изменение соотношения долей различных возрастных групп в структуре населения:
доля детей (0-19 лет) в населении Санкт-Петербурга сократилась более значительно, чем доля молодежи в возрасте 20-29 лет;
доля населения 30-49 лет несколько возросла, однако доля петербуржцев старше 70 лет возросла более значительно.
Сложившаяся устойчивая тенденция сокращения численности населения, по прогнозам, сохранится и в ближайшее десятилетие. По прогнозу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" к 2010 г. население Санкт-Петербурга может сократиться до 4507 тыс.чел.; по оптимистическому прогнозу Фонда "Центр Стратегических разработок "Северо-Запад" - до 4520,8 тыс.чел., по прогнозу Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - до 4320 тыс.чел. Согласно прогнозу Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к 2016 г. оно составит 4098 тыс.чел. (или 87,9% от уровня 2000 г.). В период до 2016 года численность детей и подростков в Санкт-Петербурге будет находиться на уровне 12,4-14% от общей численности населения, что значительно ниже порога (20%), за которым структура населения характеризуется как регрессивная.
Таким образом:
численность населения Санкт-Петербурга сокращается, на начало 2004 г. она составила 90,6% (92,4% с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) от уровня 1990 г.;
численность населения уменьшается из-за высокой смертности наряду с низкой рождаемостью, регистрируемый миграционный прирост незначителен;
возрастная структура населения несколько деформирована в сторону старших возрастов; молодежь Санкт-Петербурга, то есть граждане в возрасте от 14 до 25 лет, составляет 22,9% от всего населения Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург является городом с высоким уровнем образования населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в Санкт-Петербурге существенно возросла доля населения, имеющего высшее, неполное высшее, среднее или начальное профессиональное образование. В Санкт-Петербурге численность населения, имеющего профессиональное образование, составляет 2702 тыс.чел. или 66% от общего числа лиц в возрасте 15 лет и старше. В Ленинградской области - 878 тыс.чел. или 61%. В среднем по субъектам Российской Федерации, находящимся на территории Северо-Западного федерального округа, профессиональное образование имели 7458 тыс.чел. или 63% от общего числа населения в возрасте 15 лет и старше.
2.2. Основные предпосылки реализации Концепции
В период с 2001 по 2004 гг. потенциал системы образования Санкт-Петербурга был направлен на решение следующих основных задач:
1. Формирование образовательной политики Санкт-Петербурга, реализующей Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития Санкт-Петербурга и поддерживающей традиции Санкт-Петербургской школы как многовариантной, разноуровневой, личностно-ориентированной образовательной системы.
2. Создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права детей на образование:
выбор образовательного учреждения и образовательных программ;
обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
обучение на современной учебно-материальной базе;
бесплатное образование в соответствии с установленными стандартами;
поддержка наиболее талантливых и одаренных;
получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь в процессе образования.
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Создание специальных условий для получения качественного образования детьми с отклонениями в развитии.
4. Разработка и реализация информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения.
5. Эффективное использование труда педагогических кадров в условиях меняющейся демографической ситуации, их социальная защита.
6. Создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования.
7. Расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
Таким образом, в результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав, а также структура образовательных учреждений. В настоящее время Санкт-Петербург имеет развитую сеть учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования детей и взрослых. В образовательную систему Санкт-Петербурга интегрирована и сеть негосударственных учреждений различного типа. По состоянию на начало 2004/2005 учебного года в Санкт-Петербурге работало 2155 образовательных учреждений, в том числе 1131 дошкольное образовательное учреждение, 748 общеобразовательных школ, 115 учреждений дополнительного образования, 82 учреждения начального профессионального образования, 7 педагогических колледжей.
2.3. Достижения и нерешенные проблемы системы образования
Санкт-Петербурга
К позитивным изменениям в сфере образования можно отнести следующие:
возникла вариативная система образовательных учреждений (гимназии, лицеи, "специализированные" школы, школы для детей с отклонениями в развитии и т.п.), направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;
развивается сеть экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров;
сложилась система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования;
создана система обеспечения учебниками и учебными пособиями государственных образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии;
создана сеть негосударственных образовательных учреждений;
функционирует система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
К особенностям петербургской системы образования следует отнести:
разработку программ, обеспечивающих приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга;
развитие личностно-ориентированного образования;
повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений.
Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Санкт-Петербурга:
общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; внушительны размеры детской и подростковой преступности;
недостаточная связь учреждений начального профессионального образования с потребностями развивающегося рынка труда; содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
недостаточное количество образовательных учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность;
дефицит педагогических кадров и старение учительства;
недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях;
несформированность единой информационной сети в системе управления образованием;
несоответствие современным требованиям материально-технической оснащенности образовательных учреждений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 мая 2010 г. N 558 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Цель и задачи развития системы образования
Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы
Развитие Санкт-Петербургского образования осуществляется усилиями всех органов государственной власти Санкт-Петербурга совместно с общественностью Санкт-Петербурга. Цель развития системы образования Санкт-Петербурга - приведение Санкт-Петербургского образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося мегаполиса, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей Санкт-Петербурга, запросов личности, общества и государства.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Создание условий для повышения качества общего образования.
2. Создание условий для приобщения учащихся к опыту созидательной деятельности, включения их в разностороннюю деятельность на благо горожан.
3. Оптимизация начального профессионального образования с учетом потребностей экономики Санкт-Петербурга в кадрах различной квалификации.
4. Создание системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
5. Повышение эффективности кадрового обеспечения образования.
6. Создание условий для повышения эффективности управления образованием.
7. Создание в образовательных учреждениях материально-технической базы для реализации профильного обучения, использования новых образовательных технологий.
8. Осуществление нормативного правового регулирования деятельности и развития Санкт-Петербургской системы образования.
9. Установление мер государственной поддержки в сфере развития системы образования Санкт-Петербурга.
Основными путями достижения цели выступают:
1. Анализ, мониторинг системы образования Санкт-Петербурга.
2. Эффективное использование внутренних ресурсов системы образования Санкт-Петербурга.
3. Активное включение интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов Санкт-Петербурга в процесс модернизации общего и дополнительного образования.
4. Расширение базы экспериментальной деятельности по основным направлениям Концепции, использование инновационного потенциала образовательных учреждений - ресурсных центров.
5. Укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями Санкт-Петербурга, региональными образовательными системами, зарубежными партнерами.
4. Основные направления развития системы образования Санкт-Петербурга
4.1. Обеспечение нового качества образования
За предшествующие годы в Санкт-Петербурге накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой стороны.
Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, успешно действующие образовательные учреждения и модели новых финансово-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования позволяют поставить задачу по обеспечению качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями ребенка.
Решение данной задачи предполагает:
обновление содержания общего образования через:
организацию работы образовательных учреждений в рамках федерального и регионального экспериментов по модернизации общего образования;
разработку регионального компонента содержания образования с учетом традиций и востребованности его на Санкт-Петербургском рынке труда;
реализацию целевой программы Санкт-Петербурга "Русский язык" на 2003-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.09.2003 N 510-79, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
Законом Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 г. N 481-115 настоящий Закон признан утратившим силу
проведение экспертизы разрабатываемых учебных программ, учебников, учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям, ожидаемым результатам и специфике Санкт-Петербургского образования;
обновление организационных форм, технологий и институциональных механизмов обеспечения нового качества образования, что предполагает:
отработку моделей предпрофильного и профильного обучения на базе образовательных учреждений разных типов и видов;
создание системы дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическими занятиями в школе;
внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов;
развитие системы предметных олимпиад;
создание системы мониторинга качества образования в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях;
разработку новых методик оценки результатов учебной деятельности учащихся;
создание на основе современных информационных технологий системы учета детей школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений;
сохранение и укрепление здоровья и психологическую поддержку обучающихся через:
создание системы здоровьесберегающих технологий и их внедрение в деятельность образовательных учреждений;
реализацию мер по интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования;
создание модели структурного подразделения, занимающегося социально-трудовой адаптацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важным условием обеспечения нового качества образования должна стать реализация программы международного и регионального сотрудничества.
4.2. Развитие системы воспитательной деятельности
в образовательных учреждениях
В Санкт-Петербурге накоплен большой опыт по воспитанию и дополнительному образованию подрастающего поколения на основе лучших традиций российского образования.
Успешно развивается ученическое самоуправление, создаются разнообразные воспитательные системы, возникла ассоциация детских объединений "Союз юных петербуржцев", сложилась многовариантная система дополнительного образования детей.
Разработана концепция "Воспитание петербуржца ХХI века", которая учитывает особенности уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга, определяет базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Вместе с тем социальное расслоение, снижение жизненного уровня значительной части населения, невыполнение семьями своих воспитательных функций, негативное влияние средств массовой информации на сознание и поведение детей осложнили решение воспитательных задач.
Особую тревогу вызывают такие явления, как физическое и психическое нездоровье учащихся, агрессивность в их поведении, рост наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, суицидов в подростковой среде, беспризорность детей.
Только 48 процентов детей и учащейся молодежи занимаются в кружках, секциях и клубах во второй половине дня.
В течение длительного времени не обновлялось материально-техническое оснащение образовательных учреждений, позволяющее организовать воспитательную работу и полноценное дополнительное образование детей. Это привело к сокращению количества юных горожан, занимающихся туризмом, техническим творчеством, экспедиционной работой и др.
Разобщены и часто не скоординированы действия разных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи, что требует совершенствования форм и методов управления дополнительным образованием.
В этой связи необходимо межведомственное решение проблемы развития воспитания и дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге, направленное на создание оптимальных условий для приобщения юных петербуржцев к опыту созидательной, разносторонней деятельности на благо горожан, индивидуального творческого развития в рамках дополнительного образования, укрепления позитивных отношений ребенка и его родителей, семьи и образовательного учреждения.
Для осуществления данной цели необходима реализация концепции "Воспитание петербуржца XXI века", включающей:
организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи;
поддержку социальных инициатив и достижений юных петербуржцев;
организацию инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
развитие воспитательного потенциала семьи.
Большое внимание будет уделено реализации петербургской модели гражданско-правового воспитания, что позволит расширить число образовательных учреждений, проектирующих системы воспитательной работы по непрерывному гражданскому воспитанию учащихся.
Следует продолжить реализацию целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2002 по 2005 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2001 N 895-02, целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2002-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 23.01.2002 года N 43-10, Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 525.
Необходимо развивать систему летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
4.3. Развитие содержания и структуры начального
профессионального образования
В соответствии со специализированной Концепцией развития системы начального профессионального образования, подготовленной Комитетом по образованию, стратегическая линия развития профессионального образования в Санкт-Петербурге включала в себя следующие основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых образовательных программ, многофункциональность деятельности образовательных учреждений.
Опыт реформирования системы начального профессионального образования (далее - НПО) и новые стоящие перед ней задачи создают условия для внесения существенных корректив в стратегию и тактику ее развития. В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система НПО остается недостаточно ориентированной на рынок труда Санкт-Петербурга, на перспективные потребности его развития, что делает ее недостаточно конкурентоспособной. Отсутствует отраслевая скоординированность взаимодействия учреждений НПО одного профиля как внутри системы, так и с работодателями. Недостаточно обеспечена мобильность образовательных программ подготовки, обеспечивающих разноуровневые запросы и возможности учащихся.
В этой связи становится необходимым решение следующих задач:
структурно-содержательная модернизация системы НПО в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда Санкт-Петербурга;
превращение системы НПО в востребованную на петербургском рынке труда и производстве экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей инфраструктурой Санкт-Петербурга.
Реализация данных задач позволит обеспечить текущие и перспективные социально-экономические потребности Санкт-Петербурга в профессиональных кадрах необходимой квалификации.
Развитие содержания и структуры НПО предполагает приоритетную работу в рамках следующих мероприятий:
создание отраслевых центров профессионального образования по отраслям социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга и обеспечение функционирования их ресурсных центров;
совершенствование механизма социального партнерства с работодателями, ассоциациями и отраслевыми союзами на договорной основе по подготовке квалифицированных рабочих кадров в учреждениях НПО и стажировке инженерно-педагогического состава на базе профильных предприятий;
совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся, молодежи и их подготовки к выбору профессии, ориентации выпускников учреждений НПО к рынку труда и их трудоустройства;
согласование структуры подготовки рабочих кадров и служащих в соответствии с потребностями городского хозяйства;
формирование профессионально-квалификационной структуры и контрольных показателей приема в образовательные учреждения НПО с учетом прогнозов потребности в рабочих кадрах и специалистах;
реализация образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации) взрослого населения по востребованным на рынке труда Санкт-Петербурга профессиям и специальностям.
4.4. Модернизация экономических отношений в системе образования
Одной из позитивных тенденций в образовании Санкт-Петербурга за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития экономики Санкт-Петербурга, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Это позволило избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений, способствовало повышению эффективности их использования.
Целью планируемого этапа модернизации экономических отношений в образовательной отрасли является создание организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
В целом решение проблемы модернизации экономических отношений в системе общего образования включает в себя:
разработку механизма перехода на нормативное распределение бюджетных средств между учреждениями образования с учетом реализуемых ими образовательных программ;
разработку схем взаимодействия образовательных учреждений - бюджетополучателей с Управлением казначейства Комитета финансов Санкт-Петербурга по исполнению сметы доходов и расходов;
поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование;
структурную реорганизацию бухгалтерских служб с целью перевода их в статус юридических лиц;
отработку модели взаимодействия образовательных учреждений с бухгалтерскими службами на договорной основе;
стимулирование энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях;
привлечение внебюджетных средств в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, средств попечительских советов);
подготовку необходимой материальной базы (оборудование бухгалтерий в образовательных учреждениях);
подбор и обучение кадров для обеспечения деятельности учреждений образования в новых финансовых и экономических условиях.
К ожидаемым результатам обозначенных системных изменений относятся следующие:
финансовая самостоятельность образовательных учреждений;
повышение ответственности руководителя образовательного учреждения за принятие решения;
рациональное и эффективное использование бюджетных средств и финансовых расходов на уровне образовательного учреждения;
привлечение в систему образования дополнительных финансовых средств.
В целом предлагаемая система мероприятий будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы образования Санкт-Петербурга.
В целях обеспечения системного перехода образовательных учреждений на работу в условиях финансовой самостоятельности на каждом этапе данного процесса следует компенсировать ряд рисков, которые могут снижать эффективность осуществляемых шагов:
рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах образовательных учреждений;
свертывание индивидуальных и групповых форм работы в образовательных учреждениях в погоне за экономией средств;
вытеснение из образовательных учреждений специалистов, непосредственно не занятых педагогической деятельностью;
смещение акцента в работе руководителей образовательных учреждений с образовательной деятельности на финансово-хозяйственную.
4.5. Сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования
Задачи модернизации Санкт-Петербургского образования, обеспечения его нового качества и эффективности значительно актуализируют проблему совершенствования профессионализма работников образования. Это требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга, что позволит обеспечить современное содержание образовательного процесса и использовать перспективные образовательные технологии.
Решению этих задач будет способствовать проведение следующих мероприятий:
реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52;
развитие университетских округов как ресурса кадрового обеспечения системы образования;
развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности педагогов (прежде всего тех, кто подготовил победителей предметных олимпиад, является создателем авторских программ и др.);
развитие системы экономических и организационных мер по поддержке молодых педагогов;
создание вариативной системы повышения квалификации по ведущим направлениям модернизации образования и приоритетам Концепции: освоение методов проектного обучения и исследовательской работы, применение информационных технологий в образовательном процессе; использование разноуровневых программ, межпредметных интегрированных учебных курсов; организация предпрофильной подготовки и профильного обучения; освоение здоровьесберегающих технологий. Будет уделено больше внимания установлению внешкольных контактов в целях обмена опытом, представления результатов работы;
расширение и оптимизация системы подготовки и переподготовки кадров для отраслей городского хозяйства, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, коммунальных служб на базе учреждений НПО;
подготовка руководителей образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в новых экономических условиях;
разработка требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений;
формирование резерва кадров руководителей образовательных учреждений и работников органов управления образованием Санкт-Петербурга;
внедрение отраслевой системы оплаты труда работников образования.
4.6. Совершенствование системы управления образованием
В управлении образованием Санкт-Петербурга используется программно-целевой метод (городские комплексные программы, целевые программы по различным направлениям деятельности, программы развития районных образовательных систем, образовательные программы образовательных учреждений). Сложилась практика межведомственного взаимодействия в целях построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Разграничение компетенции между Комитетом по образованию, администрациями районов Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями Санкт-Петербурга способствует дальнейшему совершенствованию социообразовательного пространства районов Санкт-Петербурга.
В течение последних лет в Санкт-Петербурге складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (Координационный совет по модернизации образования, Региональный экспертный совет и другие общественные советы на уровне Комитета по образованию, экспертные советы, советы развития на уровне органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга).
Отрабатываются механизмы оценки эффективности управленческой деятельности и мониторинг развития различных сегментов образования.
Вместе с тем в настоящее время еще не созданы необходимые механизмы координации управленческой деятельности по вертикали и горизонтали; используются не все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования; медленно формируется общественная составляющая управленческих структур, в том числе попечительские, управляющие советы, советы родительской и ученической общественности; отсутствует единая информационная сеть: образовательное учреждение - орган управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга - Комитет по образованию.
Задачи развития Санкт-Петербургского образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. В системе управления Санкт-Петербургским образованием на всех уровнях должна быть весомо представлена общественная составляющая.
Решение названных проблем может быть достигнуто при реализации следующих мероприятий:
разработка способов оптимизации системы управления образованием через переход образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность, отработку механизмов финансово-хозяйственной самостоятельности; развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением (попечительские и управляющие советы, советы учреждений и др.); изменение функций органа управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга; оптимизация сети государственных образовательных учреждений в целях удовлетворения запросов населения и потребностей городского хозяйства. Одной из моделей такой оптимизации является создание образовательных комплексов, которые позволят:
повысить качество образования, улучшить условия для обучения и воспитания детей за счет перераспределения учащихся из образовательных учреждений, не пользующихся авторитетом у населения, в общеобразовательные учреждения, востребованные жителями Санкт-Петербурга;
создать условия для развития образовательных учреждений, востребованных жителями Санкт-Петербурга, за счет перераспределения финансовых, материальных и кадровых ресурсов, эффективного использования помещений, учебного оборудования, в том числе компьютерных классов, учебных лабораторий, спортивных и актовых залов образовательных учреждений;
более полно удовлетворить запросы родителей учащихся на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг;
расширить возможности организации внеурочной деятельности, занятости детей за счет рационального использования помещений и кадрового потенциала общеобразовательных учреждений;
создать условия для полноценной профессиональной деятельности квалифицированных педагогов, привлечь в образовательные учреждения молодых специалистов, увеличить оплату труда педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;
укрепить кадровый состав руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга, усилить их самостоятельность и ответственность.
В целях повышения качества системы образования представляется необходимым обновить процедуру и содержание аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров в условиях модернизации образования.
Большое внимание планируется уделить информатизации системы управления образованием, а именно:
формированию единой информационной сети системы образования Санкт-Петербурга;
организации информационного обеспечения развития системы образования (средства массовой информации, Интернет). Необходимо организовать ежегодное издание справочника "Санкт-Петербург - детям";
развитию и внедрению единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие системы учащийся - учитель - родитель - администрация образовательного учреждения - общественность - орган управления образованием.
Для оптимизации взаимодействия в системе управления образованием следует провести экспертизы общественно-педагогических инициатив, координировать деятельность служб, осуществляющих функции контроля в системе образования.
4.7. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений
Развитие материально-технической базы образовательных учреждений будет осуществляться в соответствии с системой стандартов проживания и нормативами их обеспечения в области образования. Для развития материально-технической базы образовательных учреждений предполагается:
разработать и реализовать адресные программы в 2005-2008 гг. по оснащению образовательных учреждений пожарно-охранной сигнализацией, по оснащению образовательных учреждений оборудованием для кабинетов физики, химии, биологии, по оснащению спортивных площадок и спортивных залов образовательных учреждений;
разработать проект "Школьная библиотека - медиатека", предусматривающий расширение возможностей для самостоятельной работы учащихся;
оснастить школьные пищеблоки современным технологическим оборудованием.
4.8. Нормативное правовое обеспечение
Для дальнейшего развития системы образования Санкт-Петербурга крайне важным является решение задачи обеспечения полноты и непротиворечивости нормативно-правовой базы в сфере образования. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности системы образования Санкт-Петербурга и обеспечения ее модернизации будут подготовлены проекты следующих нормативно-правовых актов:
проект закона Санкт-Петербурга, определяющий меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
проект закона Санкт-Петербурга о предоставлении дополнительных льгот и компенсаций педагогическим работникам учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
проект закона Санкт-Петербурга об установлении для образовательных учреждений дополнительных требований в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о порядке создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений Санкт-Петербурга;
положение о Ресурсном центре в системе образования Санкт-Петербурга.
5. Механизм реализации задач
Достижение указанных задач обеспечивается бюджетным финансированием и реализацией мероприятий:
концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 1756-р;
целевой программы Санкт-Петербурга "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2002 по 2005 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2001 N 895-02;
целевой программы Санкт-Петербурга "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2002-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 23.01.2002 N 43-10;
целевой программы Санкт-Петербурга "Русский язык" на 2003-2005 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.09.2003 N 510-79;
целевой программы Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52;
Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 525.
Это позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях развития Санкт-Петербургского образования, сформировать современный рынок образовательных услуг, произвести структурные изменения в системе образования Санкт-Петербурга, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации содержания образования, нормативно-правового регулирования сферы образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров.
Следует отметить значимость развития механизмов преемственной реализации региональной и федеральной образовательной политики.
Особое внимание будет уделено поддержке инновационного сектора сферы образования, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования.
Будет осуществлена разработка и реализация целостной системы мер совершенствования и повышения эффективности всех образовательных уровней, позволяющей обеспечить динамичное развитие системы образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы:
перевод образовательных учреждений разных типов и видов на нормативное финансирование;
поэтапный переход на финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений;
оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографических условий и возможностей Санкт-Петербурга;
создание механизма оперативного взаимодействия образовательной системы Санкт-Петербурга (на всех организационных уровнях) с другими субъектами городского хозяйства;
совершенствование структуры управления образованием на всех уровнях через создание условий, позволяющих принимать компетентные управленческие решения, осуществлять эффективное сотрудничество всех субъектов управленческой деятельности;
апробирование различных моделей и создание системы государственно-общественного управления в образовательных учреждениях разных типов и видов;
изменение процедуры и содержания аттестации образовательных учреждений в направлении стимулирования развития образовательных учреждений в целях обеспечения качественного, доступного, эффективного образования;
оптимизация информационного обмена и взаимодействия системы образования Санкт-Петербурга с региональными образовательными системами, зарубежными партнерами;
создание комплексной, эффективной, конкурентоспособной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров, подготовки административного резерва отрасли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.