Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением губернатора Ленинградской области от 19 сентября 2000 г. N 396-пг в настоящую Программу внесены изменения
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная целевая Программа
развития образования Ленинградской области
до 2000 года
19 сентября 2000 г.
Паспорт
региональной целевой Программы развития образования
Ленинградской области до 2000 года
Полное наименование программы |
Региональная целевая Программа развития образо- вания Ленинградской области до 2000 года |
Основание для разработки |
Закон Российской Федерации "Об образовании", Фе- деральная программа развития образования в России |
Цель программы | Определение основных стратегических направлений развития образования Ленинградской области на период до 2000 года, механизмы управления инно- вационными процессами: возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования доля удовлетворения образовательных потребностей жителей области |
Основные задачи, мероприятия программы |
Разработка концепции и моделей развития образо- вательных учреждений, образовательных систем на уровне территорий; научно-методическое обеспече- ние инновационных процессов; внедрение научно- методических концепций, новых моделей образова- тельных систем; обеспечение нормативными право- выми документами системы образования в едином образовательном пространстве Ленинградской об- ласти; диагностический и результативный этап |
Объем финансовых ре- сурсов, запланирован- ных на 2000 год по от- расли "Образование" за счет средств областно- го бюджета |
1486 тысяч рублей |
Объем освоенных в рам- ках программы финансо- вых ресурсов за весь период действия прог- раммы |
7507 тысяч рублей |
Объем финансирования, необходимый для завер- шения программы |
37000 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные ре- зультаты, важнейшие целевые показатели программы |
Сохранение целостности культурно-образовательно- го пространства Ленинградской области, усиление роли образования в процессе стабилизации всей общественной системы области, ее связи с жизнью, с социальной практикой построения нового общест- ва; всестороннее удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех социальных слоев населения области; создание образователь- ных систем, удовлетворяющих потребности учите- лей, учащихся и их родителей; рост социальной зрелости выпускников школ, профессиональных учи- лищ; повышение профессионализма педагогических кадров; улучшение ресурсного обеспечения регио- нальных образовательных систем |
Разработчики программы |
Комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, Ленинградс- кой областной государственный университет имени А.С.Пушкина, Ленинградский областной институт развития образования |
Сроки разработки программы |
1996-1997 годы |
Сроки разработки программы |
|
Представитель заказчика программы |
Правительство Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители програм- мы |
Государственные, муниципальные, негосударствен- ные учреждения образования, органы местного самоуправления |
Фамилия, имя, отчест- во,должность и телефон руководителя программы |
Найденова Зоя Георгиевна - председатель комитета общего и профессионального образования Прави- тельства Ленинградской области, 273-33-78 |
Постановление об утверждении программы |
Постановление Правительства Ленинградской облас- ти от 12 ноября 1997 года N 40 |
Система организации контроля за выполнени- ем программы |
Контроль за выполнением программы осуществляют комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области и органы местного самоуправления. Результаты контроля представляются в Правительство Ленинградской об- ласти и Министерство образования Российской Федерации |
1. Характеристики программы
Региональная целевая Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ и Федеральной программой развития образования в России. Разработчики Программы исходили из того, что Ленинградская область является полноправным субъектом Российской Федерации, а Правительство Ленинградской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Ленинградской области как части Северо-Западного региона России. Образование при этом рассматривается как средство стабилизации и развития всей региональной общественной системы Ленинградской области, включая духовную и производственную сферу жизни населения.
Социокультурная региональная политика предусматривает концентрацию ресурсов при решении приоритетных задач всех социальных слоев населения Ленинградской области с учетом его многонационального состава, миграции и общих демографических тенденций развития и расценивает образование как средство формирования новых социальных отношений в обществе с рыночной экономикой на данном историческом этапе становления России как суверенного государства и полноправного партнера в новом мировом сообществе. Образование наряду с обороной и промышленностью составляет основу реализации общегосударственной программы безопасности России.
Под образованием в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на образование путем выбора соответствующих образовательных программ.
Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, включает социально-педагогический анализ состояния образования, задачи и направления его развития на ближайшую перспективу, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.
Программа является результатом научно-практического и социально-педагогического проектирования развития образовательной системы региона. Как межотраслевая она концентрирует деятельность различных ведомств, общественных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.
Программа является основанием для принятия Правительством Ленинградской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования.
Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования Ленинградской области, для сотрудничества с родителями, а также учреждениями социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества.
Цель Программы - определить основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.
Первый этап реализации Программы предполагает разработку концепции и моделей развития образовательных учреждений, образовательных систем на уровне территорий, научно-методическое обеспечение инновационных процессов, опытно-экспериментальную работу как средство развития системы образования Ленинградской области.
Второй этап предусматривает внедрение научно-методических концепций, новых моделей образовательных систем, обеспечение нормативно-правовыми документами системы образования в едином культурно-образовательном пространстве Ленинградской области, диагностический и результативный этап.
2. Состояние и проблемы развития образования Ленинградской области
Основное достижение развития образования Ленинградской области в 1991 - 1996 годах - создание вариативной системы, предоставляющей жителям возможность выбора образовательной программы, а в городах - и образовательного учреждения, что стало возможным в результате целенаправленной инновационной деятельности образовательных учреждений.
Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образования. Так, среди дошкольных образовательных учреждений, а их в области 661, появились общеразвивающие, компенсирующие, ухода и присмотра, кратковременного пребывания и комплексные. В образовательных учреждениях проходят апробацию программы нового поколения: образовательные, психолого-педагогические, специализированные. Расширился спектр дополнительных образовательных услуг. В 496 общеобразовательных школах используются девять образовательных программ, в том числе базовая, углубленная, лицейская, гимназическая, компенсирующая. Открыто более 350 классов с углубленным изучением отдельных предметов, 3 школы с изучением ряда предметов на иностранных языках, 23 профильных класса, 27 комплексов "Школа - детский сад", 38 школ отрабатывают новые модели обучения и воспитания.
На очередной этап развития вышли сельские школы, составляющие 64 процента всех школ области. Успешно развиваются Рождественская и Сельцовская аграрные школы, Вартемякская природная школа, Котельская школа здоровья, школы традиционной русской культуры, экологической направленности и другие.
Значительно вырос интерес школьников и их родителей к изучению истории, культуры Ленинградской области и своей малой Родины. Во Всеволожском, Выборгском, Кингисеппском, Тосненском районах введены уроки краеведения.
По заявкам учеников и родителей в ряде районов изучаются вепский, финский и шведский языки.
Изменения в профессиональном образовании вызывают реформирование учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку. В настоящее время в области 18 профессиональных лицеев, обеспечивающих многоуровневую, ступенчатую образовательную подготовку специалистов (от рабочего до техника). В них обучаются 9189 человек, что составляет 41,3 процента контингента учебных заведений начального профессионального образования.
Появились новые типы учебных заведений: техническая школа, колледж, центр по повышению квалификации или переобучению, что значительно расширило как образовательную сферу, так и сферу услуг.
Стала более разнообразной система образования, представленная 8 негосударственными образовательными учреждениями.
Расширился спектр дополнительных образовательных услуг, что значительно увеличило возможности для одаренных детей, детей с проблемами развития, социально запущенных подростков, а также дошкольников, не посещающих детские сады.
В рамках программы "Дети России" усилена социально-педагогическая защита прав детей, чему также способствуют создание детских домов семейного типа, открытие новых муниципальных центров психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, организация психолого-педагогических консультаций, деятельность валеологической службы.
В области созданы необходимые условия для функционирования системы непрерывного педагогического образования, позволяющей совершенствовать педагогическое мастерство учителей, воспитателей. Сложилась система стимулирования достижений учащихся и творческой деятельности педагогов: стипендии губернатора особо одаренным учащимся и студентам, областные конкурсы "Школа года", "Учитель года", "Студент года".
Важным стимулом профессионального роста, реализации творческого потенциала является аттестация педагогических и руководящих кадров.
По состоянию на 1 сентября 1997 года аттестацию прошли 6220 человек (24 процента), в том числе на высшую категорию - 1048 человек, на первую - 2607, на вторую - 2565.
Из руководителей учреждений образования 257 человек (14 процентов) аттестованы как предметники, в том числе 64 человека - на высшую категорию, 168 - на первую, 25 - на вторую.
Значительно расширились международные контакты как учителей и учащихся, так и управленцев разного уровня.
Однако в процессе развития образования выявились проблемы, характерные для региональной системы в целом:
недостаточное учебно-методическое обеспечение инновационных процессов;
нехватка и старение педагогических кадров;
слабая общественная поддержка образования;
снижение роли воспитательной работы в учреждениях образования;
снижение общественно-полезной и социальной активности детей и подростков;
увеличение числа детей, не посещающих школу;
частичная утрата традиций работы с родителями и общественностью.
2.1. Ключевые проблемы образования Ленинградской области,
требующие программного решения
2.1.1. В сфере дошкольного образования:
сохранение сети дошкольных учреждений;
обеспечение вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования;
создание развивающей среды в дошкольном учреждении;
диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;
регионализация системы дошкольного образования;
нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования;
создание регулируемого рынка образовательных услуг.
2.1.2. В сфере общего среднего образования:
сохранение государственной сети образовательных учреждений;
расширение сети учреждений инновационных видов;
создание развивающей образовательной среды;
введение государственных образовательных стандартов;
разработка регионального образовательного компонента;
создание модели сельской школы в новых социально-экономических условиях;
разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности школьника;
укрепление и сохранение сети вечерних (сменных) школ.
2.1.3. В сфере дополнительного (внешкольного) образования:
сохранение сети учреждений дополнительного образования;
обновление содержания дополнительного образования;
создание программ и учебно-методических пособий нового поколения;
создание условий для одаренных детей и детей-инвалидов.
2.1.4. В сфере начального профессионального образования:
сохранение и развитие системы начального профессионального образования;
обновление содержания образования, введение авторских программ, новых учебных курсов;
интеграция учебной и внеучебной деятельности;
формирование у учащихся культуры свободного времени;
укрупнение, объединение профессий и специальностей начального профессионального образования;
учет личных интересов и планов учащихся системы начального профессионального образования;
создание социологической и информационной службы в сфере начального профессионального образования;
усиление координации деятельности учреждений начального профессионального образования с деятельностью служб занятости и учреждений общего среднего образования.
2.1.5. В сфере педагогического образования:
вариативность получения педагогического образования и развитие всех типов образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку и переподготовку педагогических кадров;
преемственность педагогического образования;
преемственность высшего образования с предшествующим и последующими звеньями в системе непрерывного образования;
сочетание условий для получения образования и профессиональной подготовки специалистов на основе многоуровневости, отвечающей образовательным потребностям области;
повышение базового общетеоретического, общекультурного уровня подготовки учителей и воспитателей в педагогических училищах и колледжах;
разработка вариативных учебных планов и программ в Ленинградском областном государственном университете, дающих студенту возможность при многоуровневом обучении выбирать направление специализации сообразно своим профессиональным интересам и способностям, с учетом потребностей системы образования Ленинградской области;
создание совместно с органами управления образованием программ повышения квалификации и переподготовки учителей области в Ленинградском областном институте развития образования, которые предусматривают возможность выбора форм, сроков обучения и учитывают многообразие образовательной структуры.
2.1.6. В сфере социальной поддержки и реабилитации детей и подростков:
нормативно-правовое обеспечение охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сохранение и развитие системы интернатных учреждений, детских домов, приютов, семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной помощи;
разработка новых учебных программ и учебных пособий, технологий обучения для коррекционных образовательных систем;
создание моделей новых типов учреждений социальной защиты детства;
разработка научно-методических основ социальной и трудовой адаптации детей и подростков;
формирование сети психолого-педагогических служб помощи детям и семьям;
совершенствование материально-технической базы интернатных учреждений;
научно-методическое обеспечение деятельности психологических и валеологических служб, социальных педагогов;
выявление психофизических и личностных особенностей воспитанников коррекционных учреждений для оказания им помощи в выборе профессии;
создание единого банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, основными социально-педагогическими задачами развития образования Ленинградской области до 2000 года являются:
обеспечение многопрофильной разноуровневой и вариативной системы непрерывного образования в целях максимального и всестороннего удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения области;
создание условий для достижения уровня образованности, соответствующего личностному потенциалу ученика, развития его индивидуальности и творческих способностей, социально-педагогической защиты каждого ребенка в изменяющемся социуме;
использование культурно-исторического наследия каждого района Ленинградской области и преимуществ близости Санкт-Петербурга как крупного культурно-исторического и научного центра России в процессе образования и воспитания жителей области;
интеграция общего и профессионального образования в единую образовательную систему Ленинградской области в целях предупреждения отсева и безнадзорности детей и обеспечения производственно-экономической сферы всех видов собственности кадрами разного уровня допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки;
обеспечение образовательной системы области педагогическими кадрами высокой квалификации и необходимой для практики специализации, стимулирование творческой активности практических работников.
3. Ведущие идеи и принципы разработки программы
Программа развития образования Ленинградской области определяет образовательную политику и стратегию развития системы образования области до 2000 года. Ведущей в Программе является идея развития, направленная на качественные преобразования системы образования путем творческой реализации ее внутреннего потенциала и резервов и эффективного использования ресурсов области.
Качественные преобразования системы образования необходимы в каждом ее звене: в органах управления, микрорайонах, районах, городах, селах, во взаимосвязях с социокультурными и производственно-экономическими организациями.
Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социально-педагогических программ и экспериментальных площадок по отработке конкретных концепций и идей развития образования на уровне города, района, школы. Общими идеями разработки таких программ и концепций становятся:
повышение в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды в регионе;
усиление опережающего характера развития образования, формирования у молодого поколения новых способов мышления и деятельности, необходимых для развития рыночной экономики и новых производственных отношений;
региональность образования с учетом задач социально-экономического развития области, ее территориально-демографических особенностей и на основе принципа культуросообразности, соответствия традициям народного творчества и воспитания, преемственности традиций семьи и школы, особенно сельской школы, воспитания в труде;
гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на целостное развитие растущего человека как личности, индивидуальности, гражданина своей страны, жителя Ленинградской области и специалиста-профессионала.
"Культура-человек-общество" - это триединая основа развития образования, его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Развитие выступает как принцип стабильного функционирования системы образования в условиях нестабильного развития общества.
Стратегия устойчивого развития системы образования и человека (ученика и учителя) в этой системе, отраженная в Программе, ориентирована на качественные преобразования центрального звена системы образования области - массовой общеобразовательной школы.
В результате реализации Программы общеобразовательная школа должна стать школой знаний и школой культуры, школой развития и школой общения, школой творчества и школой традиций, школой здорового образа жизни и школой жизни человека.
Достижение таких качественных показателей развития возможно путем приближения школы к жизни каждого района области, к его социально-экономическим проблемам, включения учащихся в их практическое решение, использования краеведческого материала как источника содержания образования.
В результате реализации Программы новая школа должна иметь и нового учителя, учителя образовательной области знания, учителя-воспитателя и учителя-психолога, учителя-новатора и учителя жизни.
Такие качественные характеристики учитель может получить в результате реформации непрерывного педагогического образования, интеграции специальных и психолого-педагогических дисциплин, переподготовки в целях овладения дополнительными и интегрированными специальностями.
В результате реализации Программы новая школа получит возможность выпускать в жизнь человека новой формации, способного:
адаптироваться и самореализоваться в изменяющемся обществе, в условиях Ленинградской области;
развивать навыки культурного землепользования оберегать окружающую среду, сохранять природные ресурсы области, использовать наукоемкие технологии сельскохозяйственного производства, в том числе в приусадебном хозяйстве;
сохранять собственное здоровье и высокую работоспособность в неблагоприятных условиях жизни и труда;
осуществлять осознанный профессиональный выбор с учетом потребностей Северо-Западного региона в кадрах начальной, средней и высшей квалификации;
творчески решать задачи взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в семье, в учебе и труде;
продолжать образование, самообразование, самостоятельно развиваться на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Выпускник школы Ленинградской области - это прежде всего житель Ленинградской области, который знает и ценит ее культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Наконец - это гражданин России.
Разработчики Программы опирались на следующие принципы:
целостность и системность образования;
создание в каждом районе области сбалансированной сети образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы;
обеспечение связей взаимодействия образовательных учреждений с социокультурными, научными, производственными центрами;
превращение системы образования в открытую социально-педагогическую систему;
непрерывность образования растущего человека, гарантия преемственности и бескризисного перехода с одной ступени обучения на другую;
дифференциация и вариативность образовательных учреждений и программ, их интеграция в комплексы в целях рационального использования кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических ресурсов;
региональная самодостаточность, компенсаторность системы образования области, ее способность к развитию за счет внутренних резервов;
иерархичность и инструментальность управления развитием системы образования в области, соподчиненность управленческих государственных и общественных структур, выделение укрупненных управляемых единиц (образовательных систем районов, городов микрорайонов, поселков, ассоциаций однотипных образовательных учреждений - школ-гимназий, школлицеев, областных и районных программ и проектов развития образования).
Административно-территориальные единицы Ленинградской области являются структурно-функциональными единицами развития системы образования. В результате реализации Программы каждая такая единица превратится в культурно-образовательный комплекс, в котором взаимодействуют и дополняют друг друга государственные и негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного и начального профессионального образования и культурно-спортивные центры административного подчинения. Управление такими комплексами осуществляют местные органы самоуправления и координационные научно-методические советы, возглавляемые специалистами комитета общего и профессионального образования области, Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского областного государственного университета.
Инструментальность управления развитием образования области заключается в применении системы способов реализации аналитической функции управления (система анализа, экспертизы и диагностики состояния и результативности развития образовательных систем) и системы способов стимулирования творческой инициативы руководящих и педагогических кадров.
Анализ и оценка состояния образовательной системы каждого уровня дают информацию для принятия продуктивных управленческих решений.
Анализ состояния образовательной системы в микрорайоне
(районе, городе)
"___________________________________________________"
Показатели | Преимущества, достижения, решенные вопросы |
Недостатки,проблемы, нерешенные вопросы, предложения |
Территориально- демографические особенности |
||
Социально-культурная среда | ||
Образовательные потребности населения |
||
Вариативность образовательных программ и учреждений |
||
Взаимодействие образовательных программ и учреждений |
||
Управление развитием образовательной системы в микрорайоне (районе, городе) |
||
Компенсирующие функции дополнительного образования |
||
Школа - координатор образовательной системы в микрорайоне (районе, городе) |
Опытно-экспериментальная работа учителей и педагогических коллективов на уровне отдельных образовательных учреждений и межшкольных объединений, комплексных экспериментальных и региональных площадок является основным фактором развития системы образования Ленинградской области.
Особое место в системе образования Ленинградской области и управлении ее развитием, в реализации Программы занимает Ленинградский областной институт развития образования. Он выполняет функцию научно-методического руководства и кадрового ресурсного обеспечения реализации программы и ее проектов.
В результате реализации Программы и всех ее проектов к 2000 году предполагается:
сохранение целостности культурно-образовательного пространства Ленинградской области, усиление роли системы образования в стабилизации всей общественной системы области, ее связей с жизнью, с социальной практикой построения нового общества;
всестороннее удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей всех социальных слоев населения области и удовлетворенность учителей, учащихся и их родителей образовательными системами всех районов;
рост социальной зрелости выпускников школ, профессиональных училищ, повышение профессионализма педагогических кадров, улучшение ресурсного обеспечения развития региональных образовательных систем.
4. Структура программы
Программа развития образования Ленинградской области включает две основные части:
1) концептуальное обоснование развития образования до 2000 года, его научные ориентиры, являющиеся основой социально-педагогического проектирования;
2) практические ориентиры - ведущие направления программы и проекты развития областного и муниципального уровней с соответствующим финансированием.
Ведущие направления развития образования Ленинградской области отражают ступени системы непрерывного образования растущего человека. Они представлены в основных образовательных проектах Программы.
В каждом проекте выделены направления деятельности по содержанию, конкретные мероприятия и муниципальные программы функционального характера по отдельным задачам.
Наиболее значимые для всей Ленинградской области, приоритетные направления социокультурной политики региона отражены в специальных проектах областного уровня, выполняемых под руководством специалистов комитета общего и профессионального образования:
Проект 1. "Личностно-ориентированная модель дошкольного образовательного учреждения";
Проект 2. "Школа развития и социализации личности";
Проект 3. "Одаренность";
Проект 4. "Лето";
Проект 5. "Дети-сироты";
Проект 6. "Дети-инвалиды";
Проект 7. "Дети Чернобыля";
Проект 8. "Мотивационное развитие личности ребенка";
Проект 9. "Начальное профессиональное образование в условиях рынка труда";
Проект 10. "Психологическая поддержка учителей и учащихся";
Проект 11. "Педагогическое образование";
Проект 12. "Информатизация управления".
Каждый проект включает описание цели, основные позиции его реализации, исполнителей, план мероприятий, необходимые финансовые ресурсы и ожидаемые результаты.
5. Механизмы реализации программы
5.1. Координация работы по реализации Программы, осуществляемая комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
5.2. Организация реализации Программы основана на следующих принципах:
создание условий для проявления и развития инициативы, творчества, активности педагогических работников, руководителей учреждений, органов управления образованием;
развитие демократических принципов реализации образовательной политики;
привлечение к участию в реализации Программы различных организаций независимо от ведомственной принадлежности и общественности;
широкое обсуждение результатов реализации Программы среди педагогической общественности, учащихся, родителей и других категорий населения области;
поддержка внедрения и использования новых организационно-экономических форм деятельности, перспективных методов управления в сфере образования.
5.3. Преобразование механизма финансирования в области образования:
организация объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования различных мероприятий;
разработка и апробация системы налоговых льгот для стимулирования вложений средств в образование;
разработка системы правовых гарантий инвестиционной деятельности в образовании.
5.4. Создание фонда развития образования.
6. Образовательные проекты
Проект 1. "Личностно-ориентированная модель
дошкольного образовательного учреждения"
Проект направлен на введение на территории Ленинградской области новых механизмов повышения качества дошкольного образования в условиях его вариативности и разнообразия, а также создание условий для реализации личностно-ориентированной образовательной модели дошкольного учреждения и построение развивающей среды на основе отработки оптимальных условий для самореализации ребенка.
Основное средство реализации проекта заключается в организации системы опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях с привлечением широкого круга педагогов дошкольного образования и научных работников.
Главный замысел проекта - поиск, ориентирами которого являются:
вариативность форм содержания и методов дошкольного образования, обеспечение индивидуальных траекторий развития ребенка;
диагностика движения ребенка в образовательном пространстве;
интенсификация инновационных процессов в дошкольном образовании;
регионализация системы дошкольного образования (разработка регионального компонента стандартов, программ развития дошкольного образования территорий, научно-методического обеспечения).
Ожидаемый результат - создание в дошкольных учреждениях Ленинградской области вариативных систем, обеспечивающих полноценное развитие личности дошкольника и достижение детьми школьной зрелости.
Для осуществления проекта требуется финансовое обеспечение деятельности разработчиков, консультантов, экспертов, переподготовки педагогических кадров (работа в экспериментальном и внедренческом режимах), а также организации издания научно-методических материалов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) экспериментальная работа по созданию моделей:
дошкольных образовательных учреждений новых видов с их последующей аттестацией и аккредитацией (1996 - 1998 годы);
оздоровительно-коррекционного центра для дошкольников в Киришском, Бокситогорском районах, в городе Подпорожье и городе Гатчине (1996 - 1998 годы);
центра художественно-эстетического развития школьников в городе Сосновый Бор и городе Гатчине (1996 - 1998 годы);
центра развивающего обучения в городе Выборге (1996 - 1998 годы);
2) разработка и внедрение регионального компонента содержания дошкольного образования (1996 - 1999 годы);
3) проведение исследований по изучению запросов и формирование потребностей разных социальных групп населения в дошкольном образовании (1996 - 2000 годы);
4) анализ и диагностика экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях по внедрению вариативного содержания образования (1996 - 2000 годы);
5) внедрение передового опыта, создание новых форм дошкольного образования;
6) реализация программ:
"Русская традиционная культура в воспитании детей дошкольного возраста" - в дошкольных образовательных учреждениях городов Выборг и Подпорожье (1996 - 1999 годы);
"Радуга", "Развитие", "Детство", "Гармония" - в городах Сосновый Бор, Кириши, Кингисепп, Гатчина, Тихвин, Волхов, Всеволожск (1995 - 1999 годы);
"Семья и здоровый образ жизни" - в Лодейнопольском районе и городе Ивангороде (1996 - 1999 годы);
7) создание центра развития дошкольного и начального школьного образования на базе Ленинградского областного института развития образования (1997 - 1998 годы);
8) разработка системы мониторинга дошкольного образования области (1996 - 2000 годы);
9) проведение областного конкурса "Лучшее дошкольное учреждение года" (ежегодно).
Проект 2. "Школа развития и социализации личности"
Проект направлен на конструирование и внедрение новых форм и технологий общего образования Ленинградской области в условиях его современного развития и усиления хозяйственной самостоятельности и культурной самобытности региона.
Основное средство реализации проекта заключается в осуществлении мер, направленных на стабилизацию системы областного образования, привлечение инновационных технологий и способов организации учебной деятельности для обеспечения государственного стандарта школьного образования и внедрения его регионального компонента в практику работы каждого образовательного учреждения, на разработку механизмов отслеживания и контроля результатов этой деятельности.
Главный замысел проекта - определение требований к содержанию образования, уровню усвоения программ, критериев результативности образовательного процесса с точки зрения личностного и профессионального самоопределения школьника.
Ожидаемые результаты:
сохранение государственной сети образовательных учреждений и приведение ее с учетом национально-региональных особенностей в соответствие с потребностями городского и сельского населения;
расширение сети инновационных видов;
полное введение государственных образовательных стандартов, сбалансированное с их учебно-методическим обеспечением;
разработка и внедрение региональных программ для школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов;
создание модели сельской школы в новых социально-экономических условиях;
обеспечение научно-методической преемственности дошкольного, начального и основного образования.
Кроме того, предполагается значительное продвижение вперед в достижении учащимися уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных видах деятельности и в условиях меняющейся социально-политической и социокультурной ситуации в обществе.
Для осуществления проекта требуются финансовые средства на отработку региональных компонентов образовательных стандартов, оплату труда разработчиков, экспертов, консультантов, издание методических материалов, создание творческих групп и опытно-экспериментальных площадок.
В целях реализации проекта необходимы:
1) качественное обновление содержания образования:
проведение мониторинга инновационной деятельности, создание банка информации инновационной деятельности в школах области (1996 - 1997 годы);
отработка системы экономического, экологического, полихудожественного воспитания школьников (1996 - 1998 годы);
разработка региональных вариативных модулей содержания образования (1996 - 1999 годы);
внедрение региональных стандартов образования (разработка в творческих лабораториях) и учебно-методических комплексов к ним (1996 - 2000 годы);
создание механизма перехода на базисный учебный план общеобразовательных школ России (1996 - 1997 годы);
выявление основных компонентов гуманитарного образования учащихся 1-11 классов (инвариантный уровень) и учебно-методических комплексов для начальной, основной, полной средней школы (1996 - 2000 годы);
определение соотношения гуманитарного и естественно-математического образования в общеобразовательных учебных заведениях различных видов (1996 - 2000 годы);
2) реализация результатов экспериментальной работы, отработка моделей учреждений образования нового вида:
школы-лаборатории, центра педагогических инноваций на базе школы-гимназии N 10 в городе Гатчине (1996 - 1998 годы);
управление образовательными комплексами "Детский сад - школа", "Школа - ПУ", "Школа - ВУЗ" (1996 - 1997 годы);
3) применение воспитательных систем, адекватных современным социально-культурным и экономическим условиям, на базе школ Киришского района (1996 - 1997 годы);
4) реализация подпрограмм:
"Возрождение национальной школы малых народностей, проживающих на территории Ленинградской области" (1996 - 2000 годы);
"Информатизация образования Ленинградской области" (1996 - 2000 годы);
обеспечения школьников области федеральным комплектом учебников (1996 - 2000 годы);
5) развитие школ традиционной русской культуры (1996 - 2000 годы);
6) издание сборника "Опыт экспериментальных площадок в Ленинградской области" (1996 - 2000 годы);
7) пополнение информационного банка международных программ и проектов в сфере образования (1996 - 2000 годы);
8) подготовка учебно-нормативной документации по введению региональных компонентов образовательных стандартов.
Проект 3. "Одаренность"
Проект направлен на создание оптимальных социально-педагогических условий для развития одаренных детей, их творческой реализации, а также привлечения внимания специалистов и общественности к проблемам одаренных детей.
Основное средство реализации проекта заключается в моделировании региональной и муниципальных систем, обусловливающих личностные достижения одаренных детей, научно-методическом обеспечении этих моделей, поиске оптимальных структур и управленческих решений.
Главный замысел проекта - формирование системы работы с одаренными детьми, включающей образовательные учреждения, семью, социальные институты, общественность.
В результате реализации проекта к 2000 году будет сформирована многоуровневая и вариативная система, позволяющая одаренному ребенку, учащемуся, студенту самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями. Будут созданы условия обучения, духовного и физического развития, профессиональной подготовки в разных областях знаний для одаренных школьников и студентов Ленинградской области.
Финансирование предполагает оплату проектировщиков образовательных программ, научно-методических разработок и издание печатной продукции.
В целях реализации проекта необходимы:
1) разработка подпрограммы развития всех видов образовательных учреждений и структур органов образования (1997 - 1998 годы);
2) формирование банка данных "Одаренные дети" (1997 год);
3) разработка типологии индивидуальных образовательных программ для обучения одаренных детей (1997 - 1998 годы);
4) издание нормативно-справочного материала по организации работы с одаренными детьми;
5) создание научно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию проекта (1997 - 2000 годы);
6) проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий (медицинские обследования, психологические тренинги) для обеспечения наиболее благоприятных условий обучения и развития одаренных школьников и студентов (1996 - 2000 годы);
7) организация в школах и учебных заведениях области факультативных занятий для одаренных учащихся и студентов по формированию умений саморелаксации и самовоспитанию (1997 - 1998 годы);
8) разработка научно-методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике и выявлению одаренных школьников;
9) системная организация различных форм повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогов, работающих в классах с углубленным изучением предметов;
10) организация при комитете общего и профессионального образования Ленинградской области координационной группы по реализации проекта.
Проект 4. "Лето"
Проект направлен на разработку комплексной межведомственной программы организации летнего отдыха учащихся и студентов Ленинградской области, создание условий и механизмов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, учащихся и студентов, совершенствование личностных возможностей приобщения к социокультурным и образовательным ценностям.
Основное средство реализации проекта заключается в объединении организационных усилий комитета общего и профессионального образования, других комитетов и ведомств Ленинградской области, администраций муниципальных образований и органов местного самоуправления, а также привлечение средств внебюджетных фондов предприятий, профсоюзных и общественных организаций.
Главный замысел проекта - решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в процессе организации летнего отдыха, удовлетворение индивидуальных интересов и личностно-значимых сфер деятельности (спорт, туризм, краеведение, экология, музыка и другие).
Ожидаемый результат - предоставлять ежегодно все виды летнего труда и отдыха не менее чем 300 тысячам детей и подростков Ленинградской области.
В целях реализации проекта необходимы:
1) научно-методическое обеспечение:
определение функциональных полномочий руководителей и педагогического персонала оздоровительных лагерей (1997 - 1998 годы);
научно-методическая разработка психологических аспектов организации педагогической деятельности в оздоровительных лагерях (1997 - 1999 годы);
разработка практических рекомендаций по охране жизни и здоровья детей в период летних каникул (1997 - 1998 годы);
научно-методическое руководство по психолого-педагогической диагностике кратковременных коллективов (1998 - 2000 годы);
научно-методическое пособие по программно-содержательному обеспечению работы оздоровительного лагеря (1998 - 2000 годы);
практикум по планированию работы в лагере (1999 год);
организация курсов подготовки в Ленинградском областном институте развития образования организаторов летнего отдыха детей (ежегодно);
2) организационные мероприятия:
проведение выборочного социального мониторинга среди учащихся, совершающих правонарушения (ежегодно);
обеспечение бесплатными путевками в загородные оздоровительные лагеря и детские санатории детей-сирот и детей-инвалидов, проживающих в семьях (1997 - 2000 годы).
Проект 5. "Дети-сироты"
Проект направлен на комплексную реализацию мер, обеспечивающих социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь, учебу, развитие, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство.
Основные идеи проекта:
создание условий по предупреждению социального сиротства, оказание дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке;
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование условий, гарантирующих права детей на образование;
обеспечение индивидуального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях оптимизации процесса психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации их в обществе.
Проект предполагает:
открытие учреждений новых типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реорганизацию существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений в целях обеспечения качественных изменений образовательной среды;
расширение возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения ими начального профессионального образования.
Приоритетами проектами являются:
запуск механизмов интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полноценную жизнь общества;
создание условий для участия детей города, района, области во всех сферах жизнедеятельности;
всесторонняя поддержка всех форм интеграции, привлечение учреждений культуры Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение качественной подготовки педагогических кадров как системы специального, так и общего образования и разработка положений о новых видах учреждений;
2) совершенствование социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
формирование городских, районных и областных банков данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
открытие в Сланцевском, Тихвинском и Волосовском районах муниципальных детских домов на базе освободившихся дошкольных учреждений (1997 - 1998 годы);
образование в каждом районе психолого-медико-педагогических комиссий;
создание консультации или центра для определения готовности детей-сирот и детей, обучающихся в интернатных учреждениях, к различным ступеням образования (1996 - 1998 годы);
обеспечение кадрами системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1996 - 2000 годы);
организация шефства профессионально-технических училищ над детскими домами для оказания конкретной помощи в профессиональной ориентации и осуществления материально-технической помощи;
разработка системы качественной подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-сиротами (1997 - 1998 годы);
формирование банка данных о детях сиротах, подлежащих усыновлению российскими и зарубежными гражданами (постоянно);
разработка научно-методических рекомендаций для работы с родителями-опекунами, приемными родителями, методических пособий и рекомендаций по вопросам охраны прав детей-сирот (1996 - 1997 годы);
3) медико-социальное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
оснащение медицинских кабинетов медико-диагностической литературой, необходимой для прохождения обследования и лечения детей-сирот (1996 - 1997 годы);
осуществление диагностики отклонений в развитии детей-сирот (1996 - 2000 годы);
организация двухразового питания детей-сирот и детей, находящихся под опекой и обучающихся в общеобразовательных школах, и четырехразового питания детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования и в Ленинградском областном государственном университете.
Проект 6. "Дети-инвалиды"
Проект направлен на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями, обеспечение их права на реабилитацию, развитие и образование.
Главный замысел проекта - обеспечение четкого и надежного механизма системного взаимодействия различных комитетов Правительства Ленинградской области и негосударственных общественных организаций.
В ходе реализации проекта предусматриваются дальнейшее развитие и совершенствование системы коррекции и реабилитации детей-инвалидов, качественная перестройка имеющихся коррекционно-образовательных учреждений.
Одной из основных идей проекта и программы в целом является перестройка отношения общества к детям-инвалидам, реализация мероприятий, направленных на интеграцию их в жизнь.
Принципиальным положением следует считать ориентацию общества на большую поддержку детей-инвалидов по сравнению с обычными детьми.
Значительное внимание в проекте уделяется проблеме ранней диагностики дефектов развития ребенка и разработки программ реабилитации на ранних этапах развития детей, а также формированию системы профилактики детской инвалидности, включающей консультирование родителей по вопросам развития ребенка-инвалида.
Проект предусматривает значительное улучшение материально-технической и учебно-методической базы системы специального образования, повышения квалификации специалистов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение подготовки положений и других документов, регулирующих деятельность специальных учреждений;
2) развитие учреждений для детей и подростков, осуществляющих их социальную защиту и реабилитацию;
3) создание института раннего вмешательства:
формирование модели психолого-педагогического сопровождения развития личности (1996 - 1997 годы);
организация психолого-медико-педагогической службы в каждом районе (1996 - 1998 годы);
организация службы семьи совместно с органами социальной защиты (1996 - 1998 годы);
создание банка данных о потребностях населения области в развитии сети учреждений, осуществляющих социальную защиту, коррекцию и реабилитацию детей (1996 - 1997 годы);
формирование модели коррекционно-психологической службы в детских дошкольных учреждениях (1996 - 1998 годы);
разработка коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возраста (1996 год);
4) качественное обновление содержания специального образования:
изменение структуры содержания обучения умственно отсталых детей, связанное с переходом на 11-летний срок обучения, что обеспечит становление социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей (1996 - 1998 годы);
создание экспериментальной площадки на базе Сланцевской коррекционной школы-интерната (1997 год);
совершенствование системы трудового обучения, его индивидуализация применительно к местным условиям, разработка для учащихся в условиях школы дополнительных видов трудовой подготовки (1996 - 2000 годы);
создание экспериментальной площадки на базе Тихвинской коррекционной школы-интерната по отработке программ профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых детей (1997 год);
разработка программ по начальной профессиональной подготовке умственно отсталых детей и детей с запоздалым процессом развития и нарушением опорно-двигательного аппарата по профессиям: столяр-плотник, швея индивидуального пошива, маляр-штукатур (1996 - 1997 годы);
разработка регионального компонента специального образовательного стандарта для детей с отклонениями в развитии (1996 - 1998 годы);
разработка учебника для подготовительного класса для детей с запоздалым процессом развития (1996 - 1997 годы);
разработка программ по специальной адаптации детей с нарушением слуха (1996 - 1997 годы);
5) развитие сети коррекционно-образовательных учреждений:
открытие коррекционных учреждений (для умственно отсталых детей) в Тосненском и Лодейнопольском районах (1997 - 1998 годы);
разработка моделей образовательных учреждений новых типов (школа-центр) на базе Павловской специальной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, Мгинской специальной школы-интерната для слабовидящих детей, специальной школы-интерната "Красные Зори", Назийской специальной школы-интерната для детей с запоздалым процессом развития (1996 - 1998 годы).
Проект 7. "Дети Чернобыля"
Проект направлен на реализацию мероприятий по созданию условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, обеспечение их социальной защиты.
Главный замысел проекта - комплексное решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, сохранение их здоровья.
Проект предполагает:
оказание практической социально-психологической и педагогической помощи детям;
создание системы радиоэкологического просвещения;
подготовку и переподготовку кадров для работы с детьми, проживающими на загрязненных территориях;
проектирование оздоровительной среды;
научное обеспечение помощи детям.
Приоритетами проекта являются:
оздоровление детей-сирот из зоны с льготным социально-экономическим статусом, создание сети школ здоровья и обеспечение условий их работы;
оснащение медицинских учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
создание психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медико-психологической и психолого-педагогической помощи детям;
внедрение новых педагогических технологий компенсаторного образования;
организация научных исследований по медико-психологическим и психолого-педагогическим проблемам социальной реабилитации детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
информационное обеспечение проекта в загрязненных районах области.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит добиться снижения воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы.
Финансирование предусматривается из средств федерального бюджета.
Организационные основы реализации проекта изложены в плане мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы у детей, проживающих в Волосовском и Кингисеппском районах Ленинградской области, разработанном комитетом общего и профессионального образования согласно программе "Дети Чернобыля" на 1997 - 2000 годы.
Проект 8. "Мотивационное развитие личности ребенка"
Проект направлен на обеспечение основных прав детей на образование и выбор видов и форм деятельности, формирование представлений о мире, развитие познавательно мотивации и способностей в системе дополнительного образования.
Основные средства реализации проекта:
осуществление мер, направленных на оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью и предоставляющими ребенку возможность свободного выбора образовательной области и вида деятельности;
расширение и реконструкция сети учреждений дополнительного образования в объемах, позволяющих удовлетворить потребности детей и индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства региона, что в основном ориентируется на использование внутренних резервов существующей системы, а при улучшении экологической ситуации - на завершение начатого строительства и реконструкции учреждений дополнительного образования.
Главные идеи проекта:
построение в образовательном пространстве Ленинградской области новой качественной инновационной системы дополнительного образования, ориентированной на свободно возникающие и возрастающие в процессе познания интересы детей к различным сферам жизни;
рассмотрение системы дополнительного образования как инновационной, выявляющей ближайшие перспективы развития вариативного образования, а также социальных образовательных институтов, в том числе дошкольных, общеобразовательных и профессиональных.
В результате реализации проекта у детей Ленинградской области появится возможность получать более качественное образование в вариативных и инновационных учреждениях дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования будут обеспечены новыми технологиями и инструментами управления качеством образовательного процесса.
Для осуществления проекта необходимо финансирование деятельности научных консультантов, разработчиков, экспертов, проведения проектировочных семинаров, конференций, издания методических материалов.
В целях реализации проекта необходимы:
1) обеспечение государственной (муниципальной) аттестации и аккредитации учреждений дополнительного (внешкольного) образования:
переход учреждений дополнительного образования на деятельность в соответствии с Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации (1996 год);
аттестация учреждений дополнительного образования (1996 - 1997 годы);
2) обновление содержания дополнительного (внешкольного) образования:
внедрение вариативных моделей учебных планов и учебно-методических комплексов нового поколения для различных видов деятельности объединений детей в учреждениях дополнительного образования (1996 - 1999 годы);
создание банка программ нового поколения и их экспертная проверка по направлениям: научно-техническое творчество; туристско-краеведческий профиль; эколого-биологическое образование; физкультурно-спортивный профиль;
реализация комплексных подпрограмм: "Национальная и мировая культура", "Экология", "Краеведение", "Человек, природа, общество", "Человек среди людей", "Мир электроники: компьютерный всеобуч", "Экономика" и другие (1996 - 2000 годы);
3) расширение муниципального рынка дополнительных образовательных услуг:
разработка программ развития дополнительного образования на длительную перспективу (1996 - 2000 годы);
создание групп, классов, курсов, клубов, школ и других объединений детей и подростков по общеобразовательным и дополнительным программам (1996 - 2000 годы);
аттестация обучающихся по дополнительным образовательным программам (присвоение квалификации) в учреждениях дополнительного образования (1996 - 2000 годы);
формирование структур и объединений, реализующих индивидуальные программы повышенной сложности в учреждениях дополнительного образования (1996 - 2000 годы);
участие в соревнованиях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, выставках всех уровней (ежегодно);
4) сохранение и развитие сети учреждений дополнительного (внешкольного) образования;
внедрение примерных нормативов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по развитию сети учреждений дополнительного образования (1996 - 1997 годы);
применение примерных перечней оборудования, наглядных пособий, материалов и инструментов по видам деятельности (1996 - 1998 годы);
строительство спортивных школ, начатое в 1991 - 1993 годах в городах Кириши и Тосно (1996 - 1998 годы);
капитальный ремонт спортклуба в поселке Юкки (1996 - 1998 годы);
строительство пристроек ко Всеволожской (зал 30 х 18 метров) и Лодейнопольской (зал 24 х 11 метров) детским и юношеским спортивным школам (1996 - 1998 годы);
капитальный ремонт спортивных лагерей и спортивных баз: спортлагеря Бокситогорской детской и юношеской спортивной школы, спортлагеря областной детской и юношеской спортивной школы в поселке Мичуринское, лыжной базы детской и юношеской спортивной школы в поселке Токсово (1996 - 1998 годы).
Проект 9. "Начальное профессиональное образование
в условиях рынка труда"
Проект направлен на построение системы начального профессионального образования в условиях перехода к рыночной экономике, обеспечивающей формирование, развитие и воспитание учащихся профессиональной школы применительно к социальной и научно-технической ситуации.
Основное средство реализации проекта заключается в разработке региональных компонентов системы начального профессионального образования в результате прогнозирования и изучения тенденций и приоритетов в развитии рынка труда на уровне областных и муниципальных потребностей, изменений в технологической структуре различных отраслей производства, построения прогностических профессиональных моделей выпускников профессионально-технических училищ различного профиля, осуществления комплексного научно-методического обеспечения нового содержания образовательного процесса.
Главный замысел проекта - создать систему начального профессионального образования как структурную единицу системы образования в целом. Поэтому новые ориентиры развития образовательной системы являются и ориентирами в процессе совершенствования учреждений профессионального образования и решения проблем стандартов профессиональной подготовки (вариативность и инновации являются основополагающими). Однако, чтобы начальная профессиональная школа выполняла свои задачи в современных условиях, необходимо ставить новые конкретные цели, при которых овладение профессией из цели педагогической деятельности превратится в средство развития личности, ориентированной на самореализацию.
В результате реализации проекта будет создана более гибкая система подготовки кадров в профессиональных учебных заведениях, максимально удовлетворяющая потребности производственно-хозяйственного комплекса Ленинградской области в квалифицированных рабочих и специалистах.
Для осуществления проекта необходимо финансировать:
организацию мониторинга потребностей региона в кадрах рабочих и специалистов;
проектирование разработки программ и учебно-методических комплексов;
издание печатной продукции;
апробацию проектов стандартов начального профессионального образования;
обновление учебно-производственного образования;
завершение строительства учебно-материальной базы профессиональных училищ в городах Лодейное Поле и Подпорожье и поселке Бегуницы.
В целях реализации проекта необходимы:
1) дальнейшее укрепление и развитие системы начального профессионального образования:
создание в муниципальных образованиях области советов по профессиональной ориентации;
обеспечение информированности учащейся молодежи данными прогноза рынка труда с учетом специфики экономики территории (1996 - 1997 годы);
разработка новых учебных программ, соответствующих новому классификатору специальностей (1996 - 1998 годы);
формирование новых учебных планов, отражающих вариативность и мобильность содержания, включение новых технологий обучения и развития, разноуровневую профессиональную подготовку (1997 - 1998 годы);
научно-методический анализ вопроса интеграции учебной и внеучебной деятельности в единое целое, подготовка рекомендаций (1997 - 1998 годы);
разработка методических основ применения маркетинга в сфере начального профессионального образования (1997 - 1998 годы);
внедрение стандартов начального профессионального образования, разработка и экспериментальная работа по отработке регионального компонента (1997 - 2000 годы);
пересмотр нормативов мощности ученических мест профессиональных училищ, лицеев в связи с введением государственного стандартного начального профессионального образования (1996 год);
создание на базе высшего профессионального училища N 37 города Кировска центра по ремонту технических средств обучения для учебных заведений Ленинградской области (1996 год);
создание информационной службы (1996 - 1997 годы);
организация хозрасчетных групп подготовки и переподготовки специалистов по направлениям служб занятости (1996 - 2000 годы);
завершение строительства нового комплекса для профессионального училища N 55 в городе Лодейное Поле, спортивного комплекса для высшего профессионального училища N 11 в городе Подпорожье, гаража для автотранспорта, техники и сельхозмашин агролицея в поселке Бегуницы (1996 - 1998 годы);
организация трудового обучения учащихся школ на базе профессионально-технических училищ и лицеев (1996 - 2000 годы);
расширение объема, ассортимента, номенклатуры выпускаемой продукции в учебно-производственных мастерских, а также производства товаров народного потребления (1996 - 2000 годы);
открытие магазинов для реализации выпускаемой продукции - профессионально-технические училища N 27 и 43 и высшее профессиональное училище N 37 (1996 - 2000 годы);
оборудование и запуск в эксплуатацию установки плазменной резки металла в высшем профессиональном училище N 21 (1996 год);
расширение земельных угодий для развития учебных хозяйств профессиональных училищ N 56 и 57 (1996 - 1997 годы);
проведение областных конкурсов "Лучший по профессии" и областных спартакиад (1996 - 2000 годы);
2) разработка методической документации:
программно-методической документации по переходу на новый классификатор специальностей (1996 - 1998 годы);
специальных программ дополнительного профессионального образования и развития сферы платных образовательных услуг с учетом профиля работы учебных заведений (1996 - 1998 годы);
программы по организации профессионального обучения безработных граждан, защите интересов и прав молодежи на получение образования совместно с комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
программ "Русь" (по развитию и возрождению фольклорных коллективов и забытых ремесел), "Досуг" и "Путь в профессию" (1996 - 1998 годы);
методических материалов для профессиональных учебных заведений области (1996 - 1998 годы);
программы по особенностям внебюджетной деятельности профессиональных учебных заведений и ее внедрение (1997 - 2000 годы);
3) создание банка данных на оборудование и технику, продукцию собственного производства в целях перераспределения их между учебными заведениями по заявкам (1996 - 2000 годы);
4) введение многоканального федерального, областного, муниципального механизма финансирования профессиональных учебных заведений (1997 - 2000 годы);
5) работа по международному проекту лицеев N 3, 31, 32, 40, 42, высшего профессионального училища N 33, профессиональных училищ N 13, 30, 46 (1996 - 2000 годы);
6) создание на базе профессиональных учебных заведений тематических музеев (1996 - 2000 годы).
Проект 10. "Психологическая поддержка учителей и учащихся"
Проект направлен на оказание психологической поддержки учителям области, родителям и учащимся в самосознании и адаптации в сложной обстановке настоящего времени.
Основное средство реализации проекта заключается в осуществлении мер, направленных на системную организацию подготовки, переподготовки и повышение квалификации школьных психологов и создание психолого-диагностических служб.
Главный замысел проекта - разработка и запуск механизмов психологической поддержки участников образовательного процесса в целях развития их личностного потенциала.
В результате осуществления проекта будут созданы условия для гармонизации атмосферы в педагогических коллективах, повышена психологическая культура педагогов, учащихся и их родителей, что позволит образовательным учреждениям области оказывать постоянную психологическую поддержку населению.
Финансирование предполагает оплату труда специалистов, закупку специального оборудования, издание печатной продукции.
В целях реализации проекта необходимы:
1) научные исследования и подготовка научно-методических разработок по реализации проекта (1997 - 2000 годы);
2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации школьных психологов на базе Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского областного государственного университета;
3) организация на базе районных методических кабинетов психолого-диагностических центров для психологического тренинга, индивидуального консультирования педагогов, учащихся и родителей (1997 - 1998 годы);
4) проведение постоянных психолого-терапевтических тренингов-семинаров для учителей области;
5) разработка и внедрение в школы области экспериментальной программы "Построение сообществ" (1998 - 2000 годы).
Проект 11. "Педагогическое образование"
Проект направлен на завершение построения региональной системы непрерывного педагогического образования и перевода ее в режим инновационного развития.
Основное средство реализации проекта заключается в разработке единой концепции педагогического образования в регионе и отработка научно-методических технологий и управленческих решений.
В проекте учтено, что в Ленинградской области структурно сложилась система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, центральными и окружающими звеньями которой стали педагогические училища, Ленинградский областной государственный университет и Ленинградский областной институт развития образования. Созданы условия для проектирования единой системы непрерывного педагогического образования в регионе, принципами которой должны стать сохранение типового многообразия образовательных учреждений, вариативность и преемственность педагогического образования с предшествующими и последующими звеньями в системе непрерывного образования, многоуровневость, отвечающая образовательным потребностям региона, координированность учебных планов, программ, направлений научной и научно-методической деятельности, интеграционные связи образовательного процесса в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Ожидаемые результаты:
обеспечение образования области педагогическими работниками высокой квалификации, подготовленными или повысившими свою квалификацию в рамках системы непрерывного образования;
создание условий, при которых любой молодой житель Ленинградской области будет иметь равные возможности для прохождения всех стадий образовательного процесса.
Для финансирования проекта требуются средства на разработку образовательно-профессиональных программ и новых специальностей в области образования, подпрограммы методического обеспечения педагогических кадров, оплату надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений области, единовременных выплат молодым специалистам, установление целевых стипендий.
В целях реализации проекта необходимы:
1) организационные мероприятия по созданию системы непрерывного педагогического образования (педклассы - педучилища - педколледжи - университет - Ленинградский областной институт развития образования):
формирование на хозрасчетной основе авторских школ ведущих ученых и педагогов Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
выпуск журнала "Ленинградский педагогический вестник" (1997 год);
лагерные сборы учащихся педагогических классов Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
организация стажировки преподавателей педагогических учебных заведений за рубежом (1996 - 2000 годы);
открытие школ педагогических технологий на базе органов управления образованием (1996 - 2000 годы);
проведение областных конкурсов "Учитель года", "Студент года" и "Школа года" (1996 - 2000 годы);
создание областного фонда развития педагогического образования (1996 год);
выделений средств для персональных стипендий лучшим студентам и аспирантам педагогических учебных заведений Ленинградской области (1996 - 2000 годы);
разработка регионального компонента государственного стандарта многоуровневого педагогического образования, предусматривающего определение содержания допрофессиональной и профессиональной подготовки педагогов в педагогических классах, колледжах, институтах (1997 - 2000 годы);
разработка подпрограммы повышения квалификации, переподготовки и методического обеспечения педагогических кадров разного уровня квалификации (1997 - 1999 годы);
2) подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров:
менеджеров образования на базе Ленинградского областного государственного университета (1997 год);
педагогов-экспериментаторов на базе Ленинградского областного государственного университета (1996 - 2000 годы);
разработка подпрограммы повышения квалификации, переподготовки и методического обеспечения педагогических кадров (1996 год);
разработка образовательно-профессиональных программ и новых специальностей в области образования (1996 - 2000 годы);
3) материальное стимулирование работников отрасли:
установление надбавок к должностным окладам (ставкам) педагогических работников образовательных учреждений области (поэтапно в 1996 - 1998 годах);
установление премии победителям конкурсов "Учитель года" и "Школа года" (1996 - 2000 годы);
4) социальная поддержка молодых специалистов:
выделение единовременной выплаты в размере трех минимальных размеров оплаты труда каждому специалисту, впервые поступившему на работу в учреждения образования после окончания высшего учебного заведения, педагогического колледжа, училища (1996 - 2000 годы);
установление целевых стипендий в размере двух минимальных размеров оплаты труда студентам последних курсов средних и высших педагогических образовательных учреждений при заключении договора о последующем вступлении в трудовые отношения с образовательными учреждениями на срок не менее трех лет (1996 - 2000 годы);
5) разработка организационно-правовой базы для реализации школьниками и студентами практических навыков в сфере педагогической профессиональной и предпринимательской деятельности (1997 - 1999 годы);
6) разработка положений, определяющих принципов и нормативно-правовых основ для создания базовых (некоммерческих) и специальных (коммерческих) учебно-педагогических структурных подразделений в системе образования Ленинградской области;
7) создание регионального центра дистанционного образования;
8) разработка проекта системы дистанционного образования по обучению учителей и преподавателей и повышению их квалификации (1997 - 2000 годы).
Проект 12. "Информатизация управления"
Проект направлен на создание единого информационного пространства в сфере образования и автоматизацию управленческой деятельности с использованием новых информационных технологий.
Реализация проекта обеспечит оперативное принятие согласованных управленческих решений, функционирование основных информационных потоков от органов управления образованием к учреждениям образования, научно-педагогическим учреждениям, средствам массовой информации.
Главный замысел проекта - комплексное обеспечение образовательных учреждений и органов управления образованием с учетом их специфики аппаратно-программными средствами, дающими доступ к базам справочно-методической, управленческой информации, в том числе информационного банка "Школа Ленинградской области".
При финансировании проекта следует учитывать:
оснащение аппаратно-программными комплексами;
обучение руководящих кадров разного уровня работе со специальными программными комплексами;
проведение необходимых опытно-экспериментальных работ в сфере информатизации образования.
В целях реализации проекта необходимы:
1) создание информационного банка "Школа Ленинградской области" (1997 - 1998 годы);
2) проектирование информационной системы управления образованием Ленинградской области (1997 - 1998 годы);
3) оснащение комплексами аппаратно-программных средств 23 органов управления образованием, 100 школ области, 6 областных внешкольных учреждений, 5 учреждений среднего профессионального и 5 учреждений начального профессионального образования, Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского областного государственного университета (до 2000 года);
4) организация обучения кадров основам компьютерной грамотности и работе со специальными программными комплексами (1997 - 1999 годы).
Приложение
Номенклатура и количество товаров, необходимых для
реализации региональной целевой Программы развития образования
Ленинградской области до 2000 года
(раздел 6 Программы, проект 12. "Информатизация управления")
(тысяч рублей)
Но- мер |
Наименование и общее описание предмета контракта |
Требования к предмету контракта |
Еди- ница из ме- ре- ния |
Объ- ем, ко- ли- чес- тво |
Пре- дель- ная цена за еди- ницу |
Цена конт- ракта |
Сроки пос- тавки |
Традиционные поставщики |
|
1 | Издание инфор- мационных сборников |
||||||||
эк- зем- пляр |
1200 | 3,2 | 41,0 | по гра- фику |
центр педаго- гической информации |
||||
Комитета по образованию |
|||||||||
Санкт- Петербурга |
|||||||||
2 | Приобретение компьютерного класса для средней школы N 3 города Пикалева |
||||||||
комп лект |
1 | 244,0 | 244,0 | II квар- тал |
|||||
2000 года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.