Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласовано: Приложение 1
Министр Российской Федерации по делам к распоряжению губернатора
гражданской обороны, чрезвычайным Санкт-Петербурга и
ситуациям и ликвидации последствий губернатора Ленинградской
стихийных бедствий области
С.К.Шойгу от 24/26 ноября 1997 г.
7 августа 1997 г. N 1210-р/484-рг
Положение
о Главном управлении по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга
и Ленинградской области
1. Общие положения
1. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" на базе Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области и является его правопреемником.
1.2. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУ ГОЧС) является самостоятельным отраслевым органом (структурным подразделением) Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области, предназначенным для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как в мирное, так и в военное время.
1.3. В состав ГУ ГОЧС входят управления ГО и ЧС, созданные при территориальных органах Администрации Санкт-Петербурга и в городах Ленинградской области (Волхов, Выборг, Гатчина, Тихвин, Кириши, Сосновый Бор), на базе действующих районных и городских штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
1.4. ГУ ГОЧС является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и смету, текущий бюджетный и иные счета в банковских учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, печать с изображением государственного герба Российской Федерации со своим наименованием, а также другие официальные атрибуты (штампы, бланки и другие) необходимые для выполнения возлагаемых на него задач.
1.5. ГУ ГОЧС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, директивами Начальника гражданской обороны Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приказами и директивами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, приказами начальника Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр ГОЧС) и настоящим положением.
1.6. Место нахождения Главного управления ГОЧС: 191001, Санкт-Петербург, улица Разъезжая, дом 26/28.
2. Задачи Главного управления ГОЧС
2.1. Основными задачами ГУ ГОЧС являются:
- подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций, обучение и подготовка населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
- разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направленных на реализацию государственной политики по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и реализации федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в организации регионального международного сотрудничества с приграничными государствами и государствами Балтийского моря по совместному планированию и координации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- разработка мобилизационных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны, планирование и организация контроля за их выполнением, организация работы по созданию и совершенствованию нормативной и организационно-методической документации по мобилизационной подготовке;
- обеспечение функционирования и развития Санкт-Петербургской городской и Ленинградской областной территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - подсистем РСЧС);
- организация разработки мероприятий по обеспечению безопасности строительства и эксплуатации портов России на акватории Финского залива, магистральных нефтепродуктопроводов, организация контроля за их выполнением;
- участие в организации, планировании, разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах;
- осуществление планирования, организации и обеспечения проведения совместно с Администрацией Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области, командованием Ленинградского военного округа и Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области эвакуационных мероприятий в условиях мирного и военного времени;
- участие в работе ведомственных надзорных органов, осуществляющих контроль за процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком использования радиационных и других особо опасных веществ;
- обеспечение создания, сохранения и использование страхового фонда документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные) и системы жизнеобеспечения населения;
- организация и осуществление государственной экспертизы проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций;
- осуществление совместно с заинтересованными органами государственного надзора и контроля за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении;
- участие в планировании и организации проведения работ по декларированию безопасности потенциально опасных объектов производственного и социального назначения;
- осуществление в установленном федеральным законодательством порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечение их проведения;
- осуществление контроля за расходованием финансовых средств, выделенных на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; организация их учета и отчетности;
- организация и обеспечение функционирования системы резервов материальных и финансовых ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение боевой и мобилизационной готовности Главного управления ГОЧС, подчиненных ему учреждений, а также формируемых подразделений;
- осуществление других задач в области защиты населения и территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.
3. Функции Главного управления ГОЧС
3.1. Главное управление ГОЧС в соответствии с возложенными на него задачами:
- организует разработку и вносит в установленном порядке на рассмотрение Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области соответствующие проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к своей компетенции;
- организует и контролирует выполнение мероприятий в области гражданской обороны;
- организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил гражданской обороны Санкт-Петербургской городской и Ленинградской областной территориальных подсистем РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;
- разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области проекты соглашений с приграничными государствами по вопросам взаимного оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, взаимодействия в обеспечении безопасности судоходства, проведении совместных учений, конференций, обмена специалистами в целях изучения опыта в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника гражданской обороны Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга и начальника гражданской обороны Ленинградской области - губернатора Ленинградской области проекты Планов гражданской обороны и Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля территориальных подсистем РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организует планирование и ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны, а также осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;
- организует работу по обследованию и очистке акватории Финского залива и прилегающих территорий от взрыво-и химически опасных веществ, участвует в разработке мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов в районах расположения магистральных нефтепродуктопроводов, акваторий нефтеналивных портов и заправочных терминалов портов генеральных грузов;
- обеспечивает контроль за выполнением государственного оборонного заказа в части мероприятий гражданской обороны предприятиями, организациями, учреждениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- участвует в разработке и организует реализацию федеральных целевых и территориальных научно-технических программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики;
- осуществляет контроль за поддержанием в готовности защитных сооружений и накоплением средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке;
- организует функционирование и организационно-техническое обеспечение учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
- организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств РСЧС к действиям при их возникновении, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организует сбор, обобщение и анализ информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов повседневного управления подсистем РСЧС;
- осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на море и внутренних водах;
- участвует в создании, развитии и совершенствовании, поддержании в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи, автоматизированной информационно-управляющей системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет взаимодействие с Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами управления Ленинградского военного округа в ходе совместного выполнения задач;
- организует сбор, анализ, обобщение и предоставление вышестоящим органам управления информации о чрезвычайных ситуациях, имеющих место на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- подготавливает Администрации Санкт-Петербурга и Правительству Ленинградской области ежегодный аналитический доклад о состоянии защиты населения и территорий города и области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организует работы по созданию, сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации;
- организует работу по созданию, накоплению и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также подготавливает предложения об их использовании;
- организует подготовку населения, должностных лиц органов повседневного управления и формирований подсистем РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организует в установленном порядке проведение и участие в проведении экспертизы градостроительной документации и проектов строительства промышленных объектов, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет совместно с заинтересованными органами управления государственный надзор за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении;
- проводит занятия, тренировки, учения с личным составом Главного управления ГОЧС и подчиненных ему учреждений, контролирует и оказывает помощь в подготовке и проведении аналогичных мероприятий в управлениях и отделах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- организует проведение учебно-методических сборов с руководящим составом гражданской обороны Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.
4. Права Главного управления ГОЧС
4.1. Главное управление ГОЧС имеет право:
- принимать решения по вопросам своей компетенции, обязательные для выполнения структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области и органами местного самоуправления (муниципальными образованиями);
- заслушивать руководителей гражданской обороны, подсистем и звеньев РСЧС по вопросам своей компетенции, контролировать выполнение требований руководящих документов и нормативных правовых актов, принимать меры к устранению выявленных недостатков, возбуждать ходатайства о привлечении в установленном порядке к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении указанных требований;
- запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной статистики, структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления и организаций информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных задач;
- подготавливать предложения для Администрации Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления для принятия решения о привлечении сил и средств постоянной готовности, независимо от их ведомственной принадлежности;
- проводить по вопросам своей компетенции учения и проверки подразделений органов исполнительной власти Администрации Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления;
- выполнять функции заказчика по НИОКР в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых за счет средств бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также иных не запрещенных законодательством источников;
- привлекать на договорной основе экспертов для проведения исследований, экспертиз, подготовки заключений по отдельным вопросам своей компетенции;
- заключать контракты (договоры) с исполнителями работ по проблемным вопросам компетенции Главного управления ГОЧС и в его интересах;
- иметь специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи;
- пользоваться правом оперативного управления в отношении переданных ему Администрацией Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области в пользование зданий, сооружений, помещений, а также иного имущества.
5. Организация деятельности Главного управления ГОЧС
5.1. Главное управление ГОЧС при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами управления Ленинградского военного округа по вопросам:
- обеспечения боевой и мобилизационной готовности органов управления, учреждений и сил гражданской обороны, укомплектованных военнослужащими, планирования подготовки и осуществления мобилизационного развертывания;
- оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, доведения сигналов на приведение учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в повышенные степени готовности;
- выделения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- использования загородной зоны и транспортных коммуникаций;
- ведения территориальной и местной обороны, оперативного оборудования территорий.
5.2. Отношения Главного управления ГОЧС с юридическими и физическими лицами строятся на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Главное управление ГОЧС от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.4. Главное управление ГОЧС несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, а равно нарушение иных правил хозяйствования.
5.5. Главное управление ГОЧС осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности и подчиненных учреждений, ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
5.6. Главное управление ГОЧС комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу на должностях по перечню, утверждаемому МЧС России, и содержащимися за счет средств федерального бюджета, а также гражданским персоналом, содержащимся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджета Ленинградской области.
Военнослужащие назначаются на должности, перемещаются по службе и освобождаются от должности Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданский персонал - начальником Главного управления ГОЧС.
5.7. Главное управление ГОЧС возглавляет начальник из числа военнослужащих, который назначается и освобождается установленным порядком по представлению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и по согласованию с губернатором Санкт-Петербурга и губернатором Ленинградской области.
5.7.1. Начальник Главного управления ГОЧС является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Санкт-Петербурга и начальника гражданской обороны Ленинградской области.
5.7.2. Начальник Главного управления ГОЧС осуществляет руководство на основе единоначалия.
Он обязан:
- знать состояние гражданской обороны и обстановку на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, быть готовым по требованиям губернатора Санкт-Петербурга - начальника гражданской обороны и губернатора Ленинградской области - начальника гражданской обороны доложить обобщенные выводы и свои предложения по решению возникающих проблем;
- нести полную ответственность за выполнение всех задач, возложенных на Главное управление ГОЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- руководить подчиненными органами управления ГОЧС, координировать и контролировать работу соответствующих служб гражданской обороны;
- организовывать выполнение принятых начальниками гражданской обороны решений;
- участвовать в разработке наиболее важных документов, систематически готовить выводы из оценки обстановки и предложения по осуществлению мероприятий, дальнейшему развитию и совершенствованию гражданской обороны и подсистем РСЧС, форм и методов их работы;
- распределять обязанности между заместителями и руководителями структурных подразделений Главного управления ГОЧС, утверждать положения о структурных подразделениях;
- обеспечивать правовую и социальную защиту личного состава Главного управления ГОЧС и подчиненных ему учреждений.
Решения начальника Главного управления ГОЧС по вопросам административно-хозяйственной деятельности и иным вопросам оформляются приказами и распоряжениями.
Начальник Главного управления ГОЧС имеет право:
по решению Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области приводить подсистемы РСЧС в повышенные режимы функционирования;
привлекать в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства подсистем РСЧС или ее отдельных звеньев, в зависимости от складывающейся обстановки;
действовать без доверенности от имени Главного управления ГОЧС, представлять его интересы в органах государственной власти, а также иных органах;
управлять имуществом Главного управления ГОЧС в пределах предоставленных прав;
заключать договоры, выдавать доверенности, открывать счета в банковских учреждениях;
вносить в установленном порядке предложения в МЧС России о назначении на должности, перемещении по службе и освобождении от должности военнослужащих, проходящих военную службу в Главном управлении ГОЧС и подчиненных ему учреждениях, о присвоении им воинских званий, увольнении с военной службы;
утверждать штатное расписание Главного управления ГОЧС и подчиненных ему организаций с учетом штатного перечня должностей и утвержденного фонда оплаты труда;
распоряжаться денежными средствами, а также кредитами в пределах средств, выделенных на содержание Главного управления ГОЧС согласно смете расходов, включая валютные средства;
вносить в установленном порядке предложения о награждении отличившихся военнослужащих, лиц гражданского персонала Главного управления ГОЧС и подчиненных ему организаций государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, о применении других видов поощрений;
направлять в служебные командировки военнослужащих и гражданский персонал Главного управления ГОЧС, в пределах выделенных ассигнований на эти цели.
6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
Главного управления ГОЧС
6.1. Главное управление ГОЧС наделяется в установленном порядке государственным имуществом Санкт-Петербурга и Ленинградской области соответствующими органами Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области.
Указанное имущество закрепляется за Главным управлением ГОЧС на праве оперативного управления.
6.2. Источниками формирования финансовых ресурсов и имущества Главного управления ГОЧС являются:
средства федерального бюджета, выделенные МЧС России;
средства, выделенные из бюджета Санкт-Петербурга и бюджета Ленинградской области;
средства, перечисляемые Главному управлению ГОЧС на возмещение расходов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных событий;
кредиты банков и других кредиторов;
добровольные взносы организаций и граждан;
иное имущество, переданное его собственником или уполномоченным им органом.
6.3. Финансирование и материально-техническое снабжение Главного управления ГОЧС и других подчиненных ему учреждений, не являющихся юридическими лицами, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и бюджета Ленинградской области через Главное управление ГОЧС и отражается в его финансовых документах.
7. Прекращение деятельности
Деятельность Главного управления ГОЧС прекращается в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.