Протест Прокурора Ленинградской области
от 18 февраля 2005 г. N 07-09-05
Постановлением Законодательного Cобрания Ленинградской области от 22 марта 2005 г. N 237 настоящий протест признан обоснованным
Предметом правового регулирования областного закона от 02.07.2003 г. N 47-оз (ред. от 01.09.2004 г.) "Об административных правонарушениях" (далее - областной закон N 47-оз) являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления на территории Ленинградской области.
Часть 3 статьи 1.11 областного закона N 47-оз, устанавливающая порядок зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения, противоречит федеральному законодательству в части зачисления в областной бюджет денежных средств, полученных в результате взыскания административного штрафа, назначенного за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.4 областного закона "Об административных правонарушениях", по следующим основаниям.
Финансовое регулирование согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений принят Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (в действующей редакции, далее - БК РФ).
Согласно ст. 7 Бюджетного кодекса РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации.
К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений ст. 8 Бюджетного кодекса РФ относит распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Поскольку в силу ст. 41 п. 4, ст. 47 БК РФ штрафы являются собственными неналоговыми доходами бюджетов, данный вид дохода должен быть закреплен на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством, что и нашло закрепление в ст. 57 БК РФ, установившей, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. ст. 41-43, 46 БК РФ.
Статьей 46 БК РФ установлено, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации.
Пункт 5 ст. 3.5 КоАП РФ говорит о том, что сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законодательством иной порядок зачисления штрафов, чем предусмотрен п. 1 ст. 46 БК РФ, не установлен.
Из данных норм федерального законодательства следует, что штрафы, налагаемые в административном порядке, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, и этот порядок изменяться субъектом Российской Федерации РФ не может. Данный вывод содержится также в Определении Верховного суда РФ N 58-ГО3-28 от 19.09.2003 г., Решении Ленинградского областного суда N 3-126/2004 от 29.06.2004 г.
Согласно ст. 1.6 областного закона от 02.07.2003 г. N 47-оз (ред. от 01.09.2004 г.) "Об административных правонарушениях" дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.3, 7.4 областного закона от 02.07.2003 г. N 47-оз, рассматривают мировые судьи. Следовательно, денежные средства, полученные в результате взыскания административного штрафа, назначенного за совершение данного вида административных правонарушений, должны зачисляться в местный бюджет по месту нахождения мирового судьи, принявшего решение о наложении штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Часть 3 ст. 1.11 областного закона от 02.07.2003 г. N 47-оз (ред. от 01.09.2004 г.) "Об административных правонарушениях" в части слов "статьями 7.3, 7.4" - отменить.
2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Ленинградской области в установленный законом 10-дневный срок.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Романюк С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Ленинградской области от 18 февраля 2005 г. N 07-09-05
Текст протеста официально опубликован не был