Постановлением Законодательного cобрания Ленинградской области от 22 апреля 2003 г. N 285 настоящий протест признан частично обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, касающейся пункта 3 статьи 13 Закона Ленинградской области от 19 января 2001 г. N 4-ОЗ
Законодательным собранием Ленинградской области 19.01.2001 г. принят областной закон N 4-оз "Об управлении имуществом Ленинградской области".
В связи с принятием 14.11.2002 г. Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" отдельные статьи названного областного закона вошли в противоречие с требованиями федерального законодательства.
Так, статьей 12 п. "д" областного закона имущество Ленинградской области отчуждается в собственность иных субъектов Российской Федерации без указания порядка отчуждения имущества. Вместе с тем, передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлена его собственником в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации (ст.217 ГК Российской Федерации).
Вышеуказанный Федеральный закон значительно расширил перечень случаев создания предприятий, в частности, в п.4 ст.8 определено, что государственное и муниципальное предприятие может быть создано в 8 перечисленных в законе случаях.
Однако в п.1 ст.13 областного закона создание предприятий осуществляется только в случае, когда значимые цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Статья 13 п.3 областного закона предоставляет предприятию право самостоятельно принять решение о создании другого предприятия (дочернего предприятия), тогда как статьей 2 п.1 абз.5 Федерального закона от 14.11.2002 г. установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Статьей 8 п.п. 2 и 5 указанного Федерального закона регламентировано, что решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации, порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Тем не менее, в областном законе данная норма отсутствует.
Пунктами 4 и 5 ст. 15 областного закона установлено, что на предприятие может быть возложена обязанность по перечислению в областной бюджет части прибыли, полученной от использования областного имущества. Между тем, ст. 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и ст. 57 Бюджетного Кодекса Российской Федерации обязывают государственные и муниципальные предприятия ежегодно перечислять в соответствующий бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты всех налогов и иных обязательных платежей.
Согласно п. 2 ст. 17 областного закона имущество Ленинградской области может быть принудительно изъято из хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятия (учреждения) в соответствии с решением Правительства Ленинградской области, принятым по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством или решением суда. При этом в областном законе отсутствует норма, предусмотренная п.п.2 и 4 ст.20 Федерального закона о предоставлении права собственнику имущества предприятия изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, а также истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст.76 Конституции РФ, - законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, правовой акт субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 Федерального закона "О прокуратуре РФ"
предлагаю:
1. Пункты "д" ст. 12, п.п. 1, 3 ст. 13, п.п.4, 5 ст. 15, п.2 ст. 17, областного закона от 19.01.2001 г. N 4-оз "Об управлении имуществом Ленинградской области" привести в соответствие с требованиями федерального законодательства.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания Ленинградской области.
3. О результатах рассмотрения протеста прошу сообщить прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса |
Ю.А.Прокофьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Ленинградской области от 14 марта 2003 г. N 07-11-2003 "Протест на п. "д" ст.12, п.1, 3 ст.13, п.п.4, 5 ст.15, п.2 ст.17, областного закона от 19.01.2001 г. N 4-оз "Об управлении имуществом Ленинградской области"
Текст протеста официально опубликован не был