Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета
по образованию
Комитет по образованию
Учебно-методический центр Комитета по образованию
Основы поиска работы, трудоустройства
Программа
для учреждений начального и среднего профессионального образования
Санкт-Петербург
2005
Составитель:
главный методист Учебно-методического центра, кандидат педагогических наук Фейгина Э.Е.;
Рецензент:
директор по персоналу ОАО "Балтийский завод", кандидат экономических наук Мышинская Н.М.
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 года N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".
Целью изучения программы является формирование у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования базовых знаний и умений профессионального самоопределения на рынке труда Санкт-Петербурга.
Основными задачами программы являются:
- информировать обучающихся о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга;
- сформировать умения составлять алгоритм поиска работы;
- сформировать умения самопрезентации.
Предмет "Основы поиска работы, трудоустройства" входит в состав регионального компонента содержания образования для учреждений НПО и СПО, в связи с чем включает в себя изучение следующих основных понятий: основы экономики, основы права, основы профессионального поведения, правила трудоустройства.
Содержание программы должно обеспечить эффективное поведение выпускников на рынке труда.
В целях активизации процесса обучения в учебную программу включены семь практических работ.
В процессе преподавания предмета могут быть использованы в качестве дидактических материалы федеральной службы занятости.
Практикоориенированная направленность изучаемых вопросов реализуется за счет учета специфики конкретной профессии.
Тематический план.
NN п.п. |
Темы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1. | Основы рыночной экономики | 6 |
2. | Рынок труда | 8 |
3. | Технологии трудоустройства | 6 |
4. | Профессиональная деятельность | 6 |
5. | Профессиональная адаптация | 6 |
6. | Основы профессиональной этики | 6 |
7. | Основы законодательства РФ | 4 |
8. | Практикум | 10 |
Итого | 52 |
Содержание программы.
Тема 1. Основы рыночной экономики.
Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость.
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли.
Рынок и рыночный механизм. Сегментация рынков. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения. Номинальный, реальный доход, социальная справедливость.
Общие сведения о финансах. Экономические функции и цели государства.
Экономика предприятия: система стандартов; требования ISO; контроль качества продукции.
Тема 2. Рынок труда.
Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России. Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Мировые тенденции развития рынка труда в разрезе профессий и специальностей, уровней подготовки. Общая характеристика современного рынка труда в России. Изменения в общих требованиях к работнику III тысячелетия.
Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.
Характеристика демографической ситуации в Санкт-Петербурге. Состояние занятости населения на рынке труда. Общая характеристика особенностей безработицы: конверсионная, технологическая, скрытая безработица. Проблемы в трудоустройстве молодежи. Социально-профессиональный "портрет" молодого безработного.
Отраслевая структура занятости Санкт-Петербурга.
Отраслевая структура выпускников учебных заведений Санкт-Петербурга. Формирование предложений на рынке труда. Спрос на труд. Гибкость рынков труда
Тема 3. Профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.
Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости).
Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Организация и условия труда. Нормирование труда. Виды трудовых норм. Методы нормирования. Условия труда. Безопасность труда. Нормативы и стандарты охраны труда.
Вознаграждение за труд. Мотивация и стимулирование труда. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Сдельная оплата труда. Повременная оплата труда. Оплата труда и производительность. Социальные пособия, выплаты и льготы. Участие в прибылях.
Государственные службы занятости. Программы страхования по безработице. Программа стимулирования спроса на труд.
Тема 4. Технологии трудоустройства.
Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы.
Методы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, рекрутинговые фирмы и бюро по найму агентства по трудоустройству и др.). Использование личных связей (родные, друзья, преподаватели). Объявления о наборе по радио и телевидению, объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати. Объявления о вакансиях на улицах. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Сравнительная характеристика различных методов поиска работы.
Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства Списки контактов. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Самопрезентация. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии, манера поведения и речи. Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации).
Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Структурирование интервью со стандартизованными ответами. Техника заполнения анкет и опросников. Вопросы, интересующие претендента на рабочее место. Техника завершения разговора. Невербальное поведение в межличностном взаимодействии.
Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии, рекомендательные письма, письмо-напоминание. Основные требования к их содержанию и оформлению. Деловое письмо с послужным списком кандидата. Психологические особенности восприятия письменной речи.
Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их предотвращения и разрешения. Проектирование индивидуальных моделей поведения в затруднительных ситуациях взаимодействия. Типичные причины отказа в приеме на работу.
Тема 5. Профессиональная адаптация.
Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Поведение на рабочем месте. Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки, допрофессионализации и модернизации профессиональных знаний с учетом конъюнктуры рынка труда Санкт-Петербурга и требований конкретного рабочего места.
Тема 6. Основы профессиональной этики.
Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности.
Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе.
Позиции людей при общении. Связь с самооценкой. Формы и конструкты для выражения позиции. Правильная реакция на неприемлемую позицию. Самооценка собственного поведения. Психология восприятия человека человеком. Психологическая совместимость.
Типы личностей. Характеристики личностей. Отношения сотрудничества, ревизии, активации, отдыха, противоположности и др. Диагностика собственного типа личности. Способы построения отношений с людьми разного типа.
Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов. Отношение разных людей к конфликтам. Диагностика собственного типа отношений. Типы реакций на фрустрацию.
Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи. Речевые стили. Деловой профессиональный стиль. Официальное и неофициальное общение. Искусство убеждения.
Профессиональный этикет. Правила приличия на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе.
Тема 7. Основы законодательства РФ.
Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли и институты. Система российского законодательства и ее обновление на современном этапе.
Источники права. Нормативный правовой акт как основной источник российского права.
Правоотношения. Правомерное поведение. Юридическая ответственность. Правонарушения и их виды.
Понятие о гражданском праве и правоотношениях.
Право собственности в Российской Федерации.
Общая характеристика трудового законодательства Российской Федерации.
Источники трудового права. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Трудовой договор, его разновидности. Понятие контракта в трудовом праве, права и обязанности сторон, вытекающие из трудового договора. Основания прекращения трудового договора (контракта).
Право на труд и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Разрешение трудовых споров. Социальное партнерство.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Тема 8. Практикум.
Практическая работа N 1.
Составление автобиографии.
Практическая работа N 2.
Разработка алгоритма трудоустройства.
Практическая работа N 3.
Составление письма с предложением услуг на замещение вакансий.
Практическая работа N 4.
Составление резюме.
Практическая работа N 5.
Посещение организации с целью трудоустройства. Собеседование.
Практическая работа N 6.
Диагностика собственного типа личности и общения.
Практическая работа N 7.
Производственный конфликт: диагностика, разрешение конфликта.
Вопросы и задания итогового контроля.
1. Назовите основные отрасли экономики, в которых наблюдается спад производства и сокращается потребность в рабочих кадрах и специалистах.
2. Перечислите категории работников слабо востребованных рынком труда.
3. Назовите профессии, перспективные для трудоустройства.
4. Охарактеризуйте вакансии по рабочим профессиям на рынке труда Санкт-Петербурга.
5. Назовите основные причины молодежной безработицы.
6. Объясните, в чем заключаются трудности поиска работы молодежью и подростками.
7. Объясните преимущества молодых людей как потенциальных работников с точки зрения работодателя.
8. Перечислите причины отказа работодателя молодым людям в приеме на вакантное рабочее место.
9. Сформулируйте причины отказа молодых людей от предлагаемого рабочего места.
10. Перечислите основные факторы, препятствующие трудоустройству.
11. Назовите профессии, наиболее востребованные на молодежном рынке труда. Проанализируйте возможности трудоустройства по этим профессиям в Санкт-Петербурге.
12. Перечислите основные правила успешного поиска работы.
13. Сформулируйте, какие качества личности кандидата на вакантное место, могут привлечь работодателя.
14. Объясните, с какими трудностями поиска работы можете столкнуться лично вы.
15. Назовите основные методы поиска работы и дайте их характеристику.
16. Перечислите основные этапы ведения телефонного разговора при поиске работы.
17. Расскажите о своих действиях на "ярмарке вакансий".
18. Опишите свои действия при самопрезентации на встрече с работодателем.
19. Составьте свое резюме. Проанализируйте его с позиций кадровой службы работодателя.
20. Перечислите требования к составлению делового письма.
21. Подготовьте несколько вариантов делового письма и оцените их с точки зрения потенциального работодателя.
22. Назовите основные требования к составлению автобиографии.
23. Подготовьте несколько вариантов автобиографии и оцените их с точки зрения кадровой службы потенциального работодателя.
24. Раскройте сущность Федерального закона "О занятости населения в Российской федерации".
25. Дайте определение понятий "занятость", "подходящая работа", "безработные граждане", зафиксированные Законом РФ "О занятости населения в Российской федерации".
26. Назовите основные функции государственных органов труда и занятости по социальной защите граждан.
27. Перечислите действия органов труда и занятости в области профессионального обучения безработных и незанятых граждан.
28. Расскажите, каким категориям населения оказывают помощь центры профориентации и психологической поддержки.
29. Объясните, в чем заключается сущность работы, проводимой органами труда и занятости с подростками и молодежью.
30. Дайте определение общественных работ и назовите их основные виды.
31. Объясните, какие виды профессионального образования могут способствовать повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
32. Перечислите категории населения, пользующиеся преимуществом при направлении на профессиональное обучение.
33. Расскажите о новых профессиях, пользующихся спросом на рынке труда.
34. Перечислите факторы, влияющие на принятие вами решения об участии в конкурсе на вакантную должность.
35. Перечислите ваши действия при принятии решения об участии в конкурсе на вакантную должность.
36. Назовите позиции, которые необходимо зафиксировать, составляя резюме (автобиографию).
37. Расскажите о подготовке к встрече с работодателем.
38. Объясните, на чем может базироваться ваша уверенность занять вакантное рабочее место (должность).
39. Назовите возможные причины отказа от предлагаемого рабочего места (вакантной должности).
40. Сформулируйте свои действия в случае предложения вам работы.
41. Назовите документы, являющиеся основой при оформлении трудовых отношений с работодателем.
42. Расскажите в чем сущность и содержание трудового контракта.
43. Назовите причины прекращения трудовых отношений с работодателем.
44. Назовите условия и сущность испытательного срока.
45. Сформулируйте основные правила, выполнение которых позволит сохранить работу.
46. Перечислите факторы, определяющие положение работника в коллективе.
47. Назовите основные трудности общения в коллективе.
48. Перечислите основные правила поведения в коллективе.
Список литературы.
1. Закон РФ "О внесении дополнений и изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 20.04.1996 N 36-ФЗ.
2. Абросимов В.А. Как найти работу. - М.: изд-во "Ось-89", 2000.
3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 1998.
4. Грамотное поведение на рынке труда или как искать и найти работу. - СПб.: "Веда", 2001.
5. Как найти себя на рынке труда. - М., 1997.
6. Лобанов О. Как получить работу. - М.: Элиот, 1998.
7. Методические рекомендации для педагогов по курсу "Эффективное поведение на рынке труда". - Самара: изд-во "Профи", 2001.
8. Марков И., Маркова Е. Как продавать себя. - М.: Файр-пресс, 2000.
9. Основы рыночной экономики. Программа для учреждений начального профессионального образования. Составитель: Заиченко Н.А. - СПб.: УМЦ, 1995.
10. Профессиональная этика и психология. Программа для учреждений начального профессионального образования. Составители: Гейжан Н.Ф., Зимбули А.Е. - СПб.: УМЦ, 1995.
11. Разработка и апробация новой образовательной программы начального профессионального образования. - М.: ИРПО, 2004.
12. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. Учебно-методическое пособие. - М.: Теис, 1999.
13. Рыкова Е.А., Волшина И.А., Прожерина Л.Н. Технология поиска работы. - М.: ПрофОбрИздат, 2001.
14. Савина М.С. Технология поиска работы. - М., 2001.
15. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов. - СПб., 1998.
16. Эффективное поведение на рынке труда. Учебное пособие. - Самара; ЦПО, изд-во "Профи", 2000.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 16 августа 2005 г. N 591-р "Об утверждении программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.