Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Обоснование программных мероприятий и
расчет необходимого ресурсного обеспечения
2.1. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблемы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация Программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета Ленинградской области, обеспечивается в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) в форме субвенций.
2.2. Использование бюджетных ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
Взаимоотношения Ленинградской области в лице представителя государственного заказчика Программы (комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области) с государственным заказчиком федеральной подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" регулируются соглашением (договором).
Бюджетными ресурсами являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ленинградской области и местного бюджета соответствующего муниципального образования, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан прежде всего из аварийного жилья.
Ресурсами местного бюджета могут быть в том числе:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) престижных земельных участков, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда.
Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется органами местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (утверждены приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 года N 17-152). В муниципальных образованиях при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
При использовании бюджетных ресурсов рекомендуется учитывать следующее:
а) бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации Программы, в дальнейшем их доля в финансировании Программы будет сокращаться за счет увеличения объема привлекаемых внебюджетных средств;
б) продажу земельных участков на конкурсной основе следует начинать с участков, пользующихся наибольшим коммерческим спросом;
в) условия проектирования и строительства жилья должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований.
Средства федерального бюджета могут быть предоставлены Ленинградской области на цели государственной поддержки переселения граждан из аварийного жилья на условиях исполнения муниципальными образованиями Ленинградской области положений Программы.
2.3. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
средства от проведения выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
свободные денежные средства населения и т.д.
Кроме того, предполагается учитывать стоимость квартир, получаемых муниципальными образованиями от застройщиков за счет предоставления освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
2.4. Консолидация финансовых ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
Средства на реализацию Программы могут (по решению Законодательного собрания Ленинградской области и представительных органов местного самоуправления) формироваться в целевых бюджетных фондах на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Цель создания таких фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации Программы, в том числе для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо приобретение квартир на вторичном рынке);
на проведение мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (снос аварийных зданий, реформирование и модернизация коммунальных инженерных сетей).
Созданию целевых бюджетных фондов предшествует работа по формированию региональной и местных нормативно-правовых баз, регламентирующих деятельность этих фондов, в том числе:
процедуру управления взаимодействия Программы с муниципальными программами на территории Ленинградской области;
процедуру распределения средств целевого бюджетного фонда Ленинградской области и расходования средств муниципальных целевых бюджетных фондов.
Государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области" по согласованию с представителем заказчика Программы координирует процессы ликвидации аварийного жилищного фонда с учетом всех источников, предусмотренных в федеральных целевых программах, федеральных программах экономического развития регионов, региональных целевых программах Ленинградской области и соответствующих муниципальных программах, затрагивающих интересы граждан в отношении переселения из аварийного и ветхого жилищного фонда.
2.5. Обеспечение развития территорий, на которых ликвидирован
аварийный жилищный фонд
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Следует также рассматривать альтернативные возможности дальнейшего использования участков (например, продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и, тем самым, в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные облигационные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры поселения.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
В целях привлечения дополнительных инвестиций в рамках реализации Программы необходимо дополнить порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, нормами, в соответствии с которыми покупатель приобретает земельный участок (лот) вместе с расположенными на нем зданиями на условиях, выдвинутых продавцом (к таким условиям могут относиться расселение граждан, проведение мероприятий по реконструкции, инженерное благоустройство и др.).
2.6. Ресурсное обеспечение Программы
В соответствии с подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", источники и размеры финансирования формируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные) - 60 процентов; внебюджетных средств - 40 процентов.
Затраты на реализацию мероприятий Программы в целом применительно к учтенному на 1 января 2005 года аварийному фонду (более 163 тыс.кв.м) составляют в средних текущих ценах 2005 года по Ленинградской области 2290,4 млн.руб. Необходимый совокупный размер бюджетных средств - 1374,24 млн.руб., внебюджетных средств - 916,16 млн.руб.
Расходы областного бюджета Ленинградской области на реализацию Программы запланированы в размере 269,30 млн.руб. с распределением по годам:
2005 год - 20,0 млн.руб.,
2006 год - 21,8 млн.руб.;
2007 год - 23,98 млн.руб.;
2008-2013 годы - 203,52 млн.руб.
Объемы бюджетных ассигнований подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Программа предусматривает использование средств федерального бюджета в качестве источника софинансирования реализации Программы.
При разработке проекта областного закона об областном бюджете ежегодно должны предусматриваться отдельной строкой средства областного бюджета, направляемые на финансирование Программы. Распределение этих средств по муниципальным образованиям с указанием адресов объектов утверждается государственным заказчиком Программы (Правительством Ленинградской области) по представлению основного исполнителя, согласованному с представителем заказчика Программы и подготовленному в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами (контрактами) и иными необходимыми соглашениями.
Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации Программы за счет средств федерального бюджета, не может превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемую для расчета размеров безвозмездных субсидий для Ленинградской области уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации.
См. Справку о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории Ленинградской области для расчета величины субсидий, предоставляемых для улучшения жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности
Исходя из местных особенностей стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам в рамках реализации Программы, может уточняться в диапазоне "плюс-минус" 20 процентов стоимости строительства или приобретения жилья за счет средств областного, муниципального бюджетов.
Программа учитывает, что в соответствии с федеральной подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и методическими рекомендациями федерального органа, ответственного за исполнение, критериями предоставления Ленинградской области (на конкурсной основе) средств федерального бюджета являются:
наличие разработанной и утвержденной региональной целевой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе по муниципальным образованиям;
наличие заключенных договоров между Ленинградской областью и муниципальными образованиями о совместных действиях по организации финансирования программных мероприятий;
возможность привлечения внебюджетных средств для ликвидации аварийного жилищного фонда на основании муниципальной программы и наличие соглашений с инвестором о намерениях в инвестировании;
внесение в расходную часть бюджетов Ленинградской области разных уровней средств на реализацию Программы;
документальное подтверждение Ленинградской областью целевого расходования консолидированных бюджетных средств на реализацию программных мероприятий при предпочтительном направлении средств федерального бюджета на развитие инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании под конкретный объект;
отношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к их общему объему, необходимому для финансирования Программы и муниципальной программы (с учетом увеличения доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы);
количество в регионе площади жилищного фонда, непригодной для проживания;
участие Ленинградской области в других федеральных программах, предусматривающих переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
2.7. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Первым критерием эффективности реализации Программы будет являться число граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В результате реализации Программы (к концу 2013 года) предполагается, что граждане, проживающие на 1 января 2005 года в аварийном жилищном фонде, будут переселены.
Предполагается ликвидация более 96,1 тыс.кв.м аварийного жилищного фонда, в том числе:
в 2005 году - 7142,86 кв.м;
в 2006 году - 7785,71 кв.м;
в 2007 году - 8564,29 кв.м;
в 2008-2013 годах -72686,56 кв.м.
Реализация Программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории Ленинградской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение демографической ситуации в регионе;
улучшение состояния здоровья населения.
Также будет создана нормативно-правовая база, устанавливающая ответственность за состояние жилищного фонда в случаях разрушений, вызванных форс-мажорными обстоятельствами и недобросовестным выполнением собственником жилья своих обязанностей по несению бремени ответственности за его надлежащее содержание.
Вторым критерием эффективности реализации Программы является размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы является не только решение проблемы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, но и улучшение среды обитания за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.