Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением Губернатора
Ленинградской области
от 22 декабря 1997 г. N 516-пг
(приложение)
Порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией
региональных целевых программ в Ленинградской области
1. Общие положения.
1.1. Настоящий порядок определяет статус региональных целевых программ Ленинградской области, устанавливает этапы и сроки их разработки и реализации, уровни принятия решения, основные функции и задачи участников процесса программно-целевого управления.
1.2. Целевая программ - это комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение целевых задач.
1.3. Целевая программа, утвержденная Правительством Ленинградской области, является региональной. Региональный характер программы обусловливается значимостью и сложностью решаемых задач, требующих организационного, финансового, имущественного и иного участия Правительства Ленинградской области в их решении.
1.4. Заказчиком программы с момента утверждения выступает Правительство Ленинградской области, обеспечивающее контроль за финансированием и выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств.
1.5. Управление программой осуществляет представитель заказчика - структурное подразделение Правительства Ленинградской области.
2. Статус региональных целевых программ.
2.1. Присвоение целевой программе статуса региональной целевой программы Ленинградской области предполагает:
а) соответствие проблем, решаемых в рамках программы, и программных мероприятий основным направлениям социально-экономического развития Ленинградской области;
б) финансовое, организационно-методическое и иное участие Правительства Ленинградской области в ее разработке и реализации;
в) возможность финансирования программы за счет средств областного бюджета;
г) выделение в областном бюджете средств, предусмотренных на разработку и реализацию программы, отдельной строкой;
д) систематический контроль за финансированием и целевым использованием выделенных средств.
3. Этапы разработки и реализации региональных целевых программ.
Процесс разработки и реализации программы подразделяется на четыре последовательных этапа:
1) инициирование разработки программы;
2) разработка программы;
3) корректировка и уточнение программы;
4) реализация программы (по схеме согласно приложению 1 к настоящему порядку).
3.1. Инициирование разработки программы включает:
определение важнейших проблем;
обоснование необходимости программно-целевого решения;
подготовку документов, требующихся для принятия решения о разработке соответствующих программ.
3.1.1. При определении важности проблем учитываются их влияние на социальные и экономические процессы, целесообразность программно-целевого решения, соответствие приоритетным направлениям развития области и реальным возможностям областного бюджета.
Цели определения важнейших проблем:
а) поиск дополнительных организационных и финансовых возможностей их решения посредством привлечения внимания органов областного управления всех уровней;
б) максимальное использование научного потенциала за счет проработки в концепции и в программе социально-экономического развития;
в) безотлагательное решение особенно острых проблем на основе программно-целевого подхода.
Основанием проработки проблем являются:
а) законодательные акты, устанавливающие нормативные значения различных социально-экономических показателей;
б) предложения юридических и физических лиц;
в) результаты специальных научных исследований и практической работы.
Механизм определения важнейших проблем включает:
а) общий анализ социально-экономической ситуации и положения дел по отдельным отраслям и территориям;
б) определение характера, уровня, направленности, масштаба, социальной значимости, экономических параметров, возможности и целесообразности их решения программно-целевыми методами;
в) учет и анализ ранее реализованных и намечаемых мероприятий, прямо или косвенно направленных на решение данной проблемы независимо от источников финансирования, вида работ и их исполнителей.
Ответственность за оценку значимости и последующую проработку проблем и несут структурные подразделения Правительства Ленинградской области, курирующие соответствующие направления деятельности.
3.1.2. Инициаторами разработки программы могут выступать юридические и физические лица, вносящие предложения в структурные подразделения (комитеты) Правительства Ленинградской области, в соответствии с отраслевой принадлежностью.
3.1.3. Необходимость разработки программы определяют структурные подразделения (комитеты) Правительства Ленинградской области, принимая во внимание:
невозможность ее решения без государственного участия;
эффективность предлагаемых мероприятий, требующих оперативного и широкомасштабного распространения;
отраслевой и территориальный характер проблемы (отраслевая, межотраслевая, региональная, межрегиональная);
прогноз и приоритеты развития, потребности области и финансовые ресурсы;
тенденции развития межрегиональных и межгосударственных связей;
соответствие другим мероприятия социально-экономической политики;
возможность привлечения иных источников финансирования к решению данной проблемы;
ранее подведенные итоги и мероприятия в данной сфере.
3.1.4. Для разработки программы в целях решения приоритетной проблемы структурные подразделения, курирующие данную тематику, подают в комитет по экономике и инвестициям заявку на учет проблемы при формировании программы социально-экономического развития Ленинградской области (по форме согласно приложению 2 к настоящему порядку) для заблаговременного уведомления об объемах требуемого финансирования, в том числе за счет средств областного бюджета на текущий год, либо о необходимости гарантий или поручительств Правительства Ленинградской области по привлекаемым кредитным ресурсам.
Комитет по экономике и инвестициям удостоверяет соответствие поднятых проблем стратегическим приоритетам развития области и обеспечивает их учет в составе концепции и программы социально-экономического развития Ленинградской области.
Комитет по экономике и инвестициям совместно с комитетом финансов соотносит заявленные потребности в финансировании программ с реальными возможностями областного бюджета.
Комитет по экономике и инвестициям проводит экспертизу предлагаемого проекта решения проблемы с привлечением других структурных подразделений Правительства Ленинградской области и сторонних организаций, включая уполномоченные консалтинговые компании.
3.1.5. При подтверждении целесообразности программно-целевого решения поднятой проблемы структурное подразделение Правительства Ленинградской области, курирующее данные вопрос, разрабатывает проект программы.
3.2. Разработка программы начинается с формирования системы программных целей и задач, подготовки проекта решения (постановления, распоряжения Правительства Ленинградской области) о разработке программы и , при необходимости, о выделении требуемых средств.
3.2.1. Структурное подразделение, инициирующее разработку и реализацию программы, принимает на себя функции представителя заказчика - Правительства Ленинградской области - по проектируемой программе.
3.2.2. Проект решения о разработке программы содержит:
преамбулу, включающую предпосылки (нормативно-правовые акты, учетно-статистические показатели и цели программы);
формулировку решения;
определения представителя заказчика, основного исполнителя и структурных подразделений Правительства Ленинградской области - соисполнителей программы с установлением задач и сроков их выполнения (для повышения согласованности возможно образование рабочей группы с указанием ее персонального состава);
определение руководителя программы, ответственного за оперативное руководство и контроль за ее разработкой и (или) реализацией;
проекты представляемых на утверждение договора и исходного (технического) задания;
информацию об объемах средств, выделяемых из областного бюджета на разработку программы, порядок и условия финансирования.
3.2.3. Проект решения о разработке программы представитель заказчика обязательно согласовывает в установленном порядке с комитетом по экономике и инвестициям и комитетом финансов, а затем представляет на утверждение в Правительство Ленинградской области.
3.2.4. В проекте исходного (технического) задания и договора предусматриваются:
а) требования к структуре и содержанию разрабатываемой программы, установленные настоящим постановлением, нормы и требования, установленные законодательством Российской Федерации и Ленинградской области, специфика отрасли, по которой разрабатывается программа;
б) основные экономические характеристики разрабатываемой программы (стоимость и сроки разработки, ориентировочная сумма затрат и сроки реализации программы, предполагаемая эффективность и конечные результаты программы);
в) комплекс конкретных программных задач;
г) структура управления программой начиная с этапа разработки, взаимоотношения представителя заказчика и основного разработчика, права и обязанности руководителя программы, возможность и условия привлечения соисполнителей в пределах средств, предусмотренных на разработку программы;
д) специальные квалификационные требования к разработчикам программы (при необходимости);
3.2.5. В качестве разработчика программы могут выступать структурные подразделения Правительства Ленинградской области, неправительственные организации и частные лица, имеющие опыт разработки программ или ведущие исследования по данной тематике.
3.2.6. При наличии альтернативных предложений кандидатура разработчика программы определяется на конкурсной основе исходя из норм действующего законодательства.
3.2.7. В основном договоре может предусматриваться участие основного разработчика в корректировке программы.
3.2.8. Участие сторонних организаций в разработке программы обусловливается невозможностью решения этой задачи силами структурных подразделений Правительства Ленинградской области. Необходимость такого участия должна быть дополнительно обоснована.
3.2.9. При привлечении к разработке программы нескольких сторонних организаций или структурных подразделений Правительства Ленинградской области на основании заключения комитета по экономике и инвестициям Правительство Ленинградской области утверждает основного разработчика программы.
3.2.10. При разработке программы или определяющих ее положений собственными силами представитель заказчика совмещает функции основного разработчика.
3.2.11. По крупномасштабным и особо значимым проблемам может приниматься решение о предварительной разработке концепции региональной (федеральной) целевой программы.
3.2.12. Концепция региональной целевой программы определяет варианты решения проблемы, формирует систему целей и задач программы, обосновывает основные этапы и механизмы ее реализации, а также предложения по ресурсному обеспечению.
3.2.13. Концепция региональной целевой программы разрабатывается и рассматривается в порядке, установленном для целевых программ.
3.2.14. На основании согласованного и утвержденного исходного (технического) задания и заключенного договора представитель заказчика обеспечивает разработку проекта программы в соответствии с типовой структурой (приложение 3 к настоящему порядку).
3.2.15. Оперативный контроль за ходом разработки осуществляет руководитель программы, статус и функции которого определяются соответствующим положением (распоряжение Правительства Ленинградской области от 3 сентября 1996 года N 894/17-р "Об утверждении Положения о руководителе региональной целевой программы Ленинградской области"), а также условиями исходного задания и основного договора.
3.2.16. Все участники разработки программы несут ответственность за соблюдение сроков, объемов и качества работ, определенных условиями исходного (технического) задания и договора.
3.2.17. Представитель заказчика оценивает подготовленный проект программы, представляет его вместе со своим заключением на согласование и экспертизу в комитет по экономике и инвестициям и комитет финансов, после чего (при необходимости) обеспечивает доработку проекта программы в соответствии с полученными замечаниями и предложениями.
3.2.18. Проект программы представляется в печатном виде с приложением копии на магнитных носителях (FD 1,2; 1,44 Mb в редакторе Microsoft Word и в редакторе Microsoft Excel).
3.2.19. Комитет финансов дает заключение о соответствии заявленных финансовых потребностей на разработку и реализацию программы прогнозируемым доходам областного бюджета и расходам отрасли.
3.2.20. Комитет по экономике и инвестициям дает заключение о соответствии проекта программы поставленным целям, установленной структуре и требованиям к оформлению документа.
3.2.21. После согласования и доработки проекта программы Губернатор Ленинградской области включает ее в проект бюджета и вносит на рассмотрение в Законодательное собрание Ленинградской области, которое устанавливает объемы финансирования программы в предстоящем году. Губернатор Ленинградской области может вносить предложения о защищенности расходов на особо важные и значимые целевые программы.
3.2.22. Программы, не принятые к финансированию, считаются отклоненными и далее не рассматриваются. Долгосрочные программы, не принятые к финансированию в текущем году, считаются прерванными.
3.3. Корректировка и уточнение программы выполняются после принятия Законодательным собранием Ленинградской области проекта бюджета на предстоящий год и внесения в него изменений, влияющих на объемы финансирования программы.
Представитель заказчика обеспечивает корректировку проекта программы в соответствии с установленными объемами финансирования, согласовывает с комитетом по экономике и инвестициям и комитетом финансов и представляет на утверждение в Правительство Ленинградской области.
3.3.1. На этапе корректировки программы осуществляются:
а) отбор на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
б) согласование объемов, качества, сроков и стоимости выполняемых работ, выделение позиций для включения в региональный заказ;
в) определение источников финансирования, объемов и сроков выделения средств, подтвержденных соглашениями (договорами) о намерениях между представителем заказчика и предприятиями, организациями, структурными подразделениями Правительства Ленинградской области, органами государственной власти.
3.3.2. Финансирование программ из областного бюджета планируется за счет средств, предусмотренных в соответствующих разделах и подразделах. При этом оно может осуществляться как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Однако при принятии решения о разработке и реализации программ предпочтение отдается программам, предполагающим последующий возврат вложенных средств. Программы, основной целью которых является повышение эффективности производства и увеличение доходности, должны финансироваться преимущественно на возвратной основе.
3.3.3. Для реализации программ могут привлекаться:
а) средства бюджетов других уровней, если решаемая проблема относится к совместному с областным ведению Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
б) внебюджетные средства - средства предприятий и организаций, в том числе банков, фондов, заинтересованных в осуществлении программы;
в) иностранные инвестиции в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Кроме того, могут создаваться специальные фонды (необходимость, порядок создания, полномочия таких фондов оговариваются в разделе "Формы и методы управления программой").
3.3.4. Программа, утвержденная Правительством Ленинградской области, является нормативным, обязательным для исполнения документом и служит основанием для начала выделения средств, предусмотренных в бюджете на ее реализацию.
3.4. Реализация программы осуществляется в соответствии с утвержденным планом программных мероприятий на основе контрактов (договоров), заключаемых представителем заказчика с исполнителями (поставщиками, подрядчиками и так далее) посредством конкурсного отбора в пределах средств, направляемых на их выполнение в очередном финансовом году.
3.4.1. При сокращении объемов финансирования программ представитель заказчика разрабатывает и принимает дополнительные меры по привлечению средств из иных источников финансирования для их реализации в полном объеме и в установленные сроки.
3.4.2. Оперативное управление реализацией определенной программы в соответствии с выделяемыми ресурсами и планом программных мероприятий осуществляет руководитель программы, обеспечивающий целевое использование средств и систематический отчет об их расходовании.
3.4.3. Оценка результатов реализации программ и контроль за выполнением плана программных мероприятий производятся структурными подразделениями Правительства Ленинградской области - представителями заказчика по курируемым ими программам.
3.4.4. Отчет о финансировании, выполнении и эффективности программ представляется их руководителями с визой руководителя подразделения - представителя заказчика в комитет по экономике и инвестициям ежеквартально в соответствии с перечнем объектов и мероприятий, предусмотренных в планах реализации программ. Отчет о финансировании, выполнении и эффективности программ (по форме согласно приложению 4 к настоящему порядку) представляется в печатном виде с копией на магнитных носителях (FD 1,2; 1,44 Mb в редакторе Microsoft Excell).
3.4.5. Контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию программ, осуществляют представители заказчика по каждой программе.
3.4.6. Обобщенную оценку эффективности использования бюджетных средств производит комитет по экономике и инвестициям на основании отчетов руководителей программ.
4. Уровни принятия решения.
Процесс принятия решения на каждом этапе включает три уровня:
1) уровень подготовки и выполнения решения - структурные подразделения Правительства Ленинградской области, территориальные органы власти и организации-исполнители согласно условиям заключенных договоров;
2) уровень оценки и согласования решения - комитет по экономике и инвестициям и комитет финансов, курирующие разработку и реализацию всех программ;
3) уровень принятия решения - Губернатор, Законодательное собрание и Правительство Ленинградской области.
5. Основные функции и задачи участников процесса
программно-целевого управления.
5.1. Правительство Ленинградской области, выступая заказчиком программ:
а) формирует концепцию социально-экономического развития и определяет приоритетные направления, требующие программно-целевой проработки;
б) принимает решение о разработке программ, утверждает кандидатуры представителей заказчика, руководителей и основных разработчиков;
в) готовит и вносит на рассмотрение в Законодательное собрание Ленинградской области перечень рекомендуемых региональных целевых программ Ленинградской области, финансирование которых предусмотрено в составе проекта областного бюджета на следующий год;
г) рассматривает и утверждает проекты региональных целевых программ Ленинградской области в соответствии с объемами финансирования, устанавливаемыми областным законом "Об областном бюджете" в трехмесячный срок после его принятия;
д) обеспечивает финансирование программ в соответствии с объемами, установленными областным бюджетом, и утвержденными сроками;
е) готовит и вносит на рассмотрение в Законодательное собрание Ленинградской области отчет о реализации программ в составе отчета об исполнении бюджета.
5.2. Структурные подразделения Правительства Ленинградской области могут выступать в качестве инициаторов разработки, представителей заказчика, основных разработчиков и исполнителей программ и представляют на согласование в комитет по экономике и инвестициям для последующего рассмотрения и утверждения Правительством Ленинградской области:
а) заявки (до 1 июня предшествующего бюджетному года) на включение проблемы в перечень важнейших проблем области, проекты исходных (технических) заданий и договоров на разработку программ, информацию о предлагаемых кандидатурах руководителя и основного разработчика программ;
б) проекты предлагаемых к реализации региональных целевых программ (до 1 июля предшествующего бюджетному года), соответствующих типовой структуре, в печатном виде с копией на магнитных носителей;
в) ежеквартальные (до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и годовые (до 1 февраля года, следующего за отчетным) сведения о ходе финансирования и выполнения программ, осуществляя постоянный контроль за целевым использование программных средств и результатами реализации программы;
г) проекты региональных целевых программ (в трехмесячный срок со дня принятия закона "Об областном бюджете"), откорректированные в соответствии с установленными объемами бюджетного финансирования.
5.3. Комитет по экономике и инвестициям, являющийся координатором процесса программно-целевого управления на областном уровне:
а) обеспечивает методическое руководство процессом разработки и реализации программ и вносит предложения по повышению их эффективности;
б) осуществляет учет и анализ важнейших проблем, решаемых в рамках программ или требующих такого решения, при определении основных направлений социально-экономического развития Ленинградской области;
в) обобщает (до 1 июля текущего года) предложения отраслевых и функциональных подразделений Правительства Ленинградской области и формирует сводный перечень важнейших проблем для учета при формировании стратегии социально-экономического развития Ленинградской области;
г) направляет (до 1 августа текущего года) в комитет финансов перечень целевых программ, предлагаемых в проект бюджета;
д) рассматривает, согласовывает и при необходимости организует дополнительную экспертизу представляемых проектов программ для их последующего утверждения Правительством Ленинградской области в качестве региональных целевых;
е) обобщает (ежеквартально и по итогам года) на основании отчетов руководителей программ и представителей заказчика и представляет в Правительство Ленинградской области информацию о ходе финансирования, выполнения и эффективности программ и обеспечивает обновление информационной базы действующих и разрабатываемых целевых программ согласно перечню итоговых показателей.
5.4. Комитет финансов обеспечивает:
а) контроль за целевым расходование выделяемых бюджетных средств;
б) учет (до 1 сентября текущего года) представленных и согласованных целевых программ, в том числе переходящих, в структуре бюджета в качестве самостоятельных статей расхода на основании предложений комитета по экономике и инвестициям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.