Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Концепция
развития потребительского рынка Санкт-Петербурга
на 2005-2007 годы
Введение
Концепция развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2005-2007 годы (далее - Концепция) разработана в рамках реализации основных направлений социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка на среднесрочный период.
Концепция включает мероприятия, направленные на обеспечение гарантируемых значений и достижение целевых значений нормативов инфраструктурного стандарта проживания в Санкт-Петербурге в области потребительского рынка.
Концепция рассматривает область потребительского рынка, включающую сферы деятельности: торговля, общественное питание, игорный и развлекательный бизнес, бытовое обслуживание, за исключением обрядовых и ритуальных услуг.
Концепция не рассматривает область платных услуг, за исключением бытовых услуг.
Стандарты проживания в Санкт-Петербурге в области потребительского рынка являются разделом Временного перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2005-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".
Временный перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2005-2008 г., утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 апреля 2005 г. N 474, признан утратившим силу
См. Стандарты проживания в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2007 г. N 1659
Основные определения, используемые в Концепции
Базовое значение - достигнутое значение норматива стандарта на начало периода действия стандартов.
Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
Гарантируемое значение - минимально или максимально допустимое значение норматива стандарта, обеспечить которое обязаны исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.
Гипермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 кв.м.
Инфраструктурный стандарт - инфраструктурный стандарт в области потребительского рынка, который входит в состав отраслевого стандарта проживания в Санкт-Петербурге и включает систему показателей и значений нормативов стандартов, гарантируемого значения и целевого значения.
Магазин - специальное оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Магазин-дискаунт - предприятие розничной торговли, постоянно применяющее сниженные цены и торговые скидки.
Мелкорозничная (торговая) сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли.
Обеспеченность населения торговой площадью (посадочными местами, рабочими местами) - показатель, характеризующий фактическое наличие торговой площади (посадочных мест, рабочих мест) в расчете на 1000 жителей.
Потребительский рынок - сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами и исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.
Предел территориальной доступности - максимальная удаленность размещенного и/или размещаемого объекта потребительского рынка по оказанию услуг населению от места жительства населения или остановки общественного транспорта с радиусом пешеходной доступности, составляющей 500 метров.
Предприятие общественного питания - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания. К данной категории относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Пропускная способность - количественный показатель, характеризующий возможность объектов потребительского рынка по оказанию услуг населению (обеспеченность площадью, посадочными местами, рабочими местами).
Розничная (торговая) сеть - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
Рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Сеть предприятий общественного питания - совокупность предприятий общественного питания, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли в зданиях и строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Супермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественного по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 кв.м.
Территориальная доступность - наличие соответствующих объектов на территории Санкт-Петербурга, обеспечение пешеходной доступности и доступности на общественном транспорте.
Торговая сеть - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
Целевое значение - значение норматива стандарта на конец периода действия стандартов, на достижение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок в целях заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
1. Инфраструктурный стандарт
Основной целью в области потребительского рынка является обеспечение обслуживания населения в соответствии со стандартами проживания в Санкт-Петербурге.
Таблица
Нормативы стандарта | Единица измерения |
Нормативные значения |
Базовое значение |
|
Гарантиру- емое |
Целевое/ прогноз- ное |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Потребители услуг - население, пребывающее на территории Санкт-Петербурга |
||||
Продовольственные и непродовольственные магазины | ||||
Пешеходная доступность до уч- реждения от места жительства |
мин. | макс. 10 | 8 | 10 |
Количество учреждений на Санкт-Петербург |
ед. | мин. 10090 | 11200 | 10090 |
Количество учреждений на район Санкт-Петербурга |
ед. | мин. 693 | 775 | 693 |
Количество учреждений на при- городный район Санкт-Петербур- га (населенный пункт) |
ед. | мин. 216 | 224 | 216 |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность площадью торго- вых залов |
кв.м на 1 тыс.чел. |
мин. 237,0 | 350,0 | 237,0 |
Количество учреждений, обору- дованных для посещений лиц с ограниченными возможностями, в процентах к общему числу |
процент | н/д | 30 | н/д |
Супермаркеты, гипермаркеты и сельскохозяйственные рынки | ||||
Пешеходная доступность до уч- реждения от места жительства или ближайшей остановки об- щественного транспорта |
мин. | макс. 10 | 8 | 10 |
Количество учреждений на Санкт-Петербург |
ед. | мин. 170 | 235 | 170 |
Количество учреждений на район Санкт-Петербурга |
ед. | мин. 12 | 17 | 12 |
Количество учреждений на при- городный район Санкт-Петербур- га (населенный пункт) |
ед. | мин. 3 | 4 | 3 |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность площадью торго- вых залов |
кв.м на 1 тыс.чел. |
мин. 84,0 | 120,0 | 84,0 |
Количество учреждений, обору- дованных для посещений лиц с ограниченными возможностями, в процентах к общему числу |
процент | н/д | 30 | н/д |
Предприятия общественного питания | ||||
Пешеходная доступность до уч- реждения от места жительства или ближайшей остановки об- щественного транспорта |
мин. | макс. 10 | 8 | 10 |
Количество учреждений на Санкт-Петербург |
ед. | мин. 4610 | 5430 | 4610 |
Количество учреждений на район Санкт-Петербурга |
ед. | мин. 317 | 367 | 317 |
Количество учреждений на при- городный район Санкт-Петербур- га (населенный пункт) |
ед. | мин. 99 | 132 | 99 |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность посадочными местами |
ед. на 1 тыс. жителей |
мин. 40,3 | 60 | 40,3 |
Обеспеченность площадью торго- вых залов |
кв.м на 1 тыс.чел. |
мин. 116,8 | 146,3 | 116,8 |
Учреждения бытового обслуживания | ||||
Пешеходная доступность до уч- реждения от места жительства или ближайшей остановки об- щественного транспорта |
мин. | макс. 10 | 8 | 10 |
Количество учреждений на Санкт-Петербург |
ед. | мин. 4130 | 6000 | 4130 |
Количество учреждений на район Санкт-Петербурга |
ед. | мин. 285 | 414 | 285 |
Количество учреждений на при- городный район Санкт-Петербур- га (населенный пункт) |
ед. | 86 | 124 | 86 |
Количество учреждений, обору- дованных для посещений лиц с ограниченными возможностями, в процентах к общему числу |
процент | н/д | 30 | н/д |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность рабочими места- ми |
мест на 1 тыс. чел. |
мин. 4,9 | 7,3 | 4,9 |
Бани | ||||
Пешеходная доступность до уч- реждения от места жительства или ближайшей остановки об- щественного транспорта |
мин. | макс. 10 | 8 | 10 |
Количество учреждений на Санкт-Петербург |
ед. | мин. 93 | 120 | 93 |
Количество учреждений на район Санкт-Петербурга |
ед. | мин. 6 | 7 | 6 |
Количество учреждений на при- городный район Санкт-Петербур- га (населенный пункт) |
ед. | мин. 4 | 6 | 4 |
Пропускная способность: | ||||
Обеспеченность помывочными местами |
помывочное место на 1 тыс. чел. |
мин. 1,3 | 1,5 | 1,3 |
Количество учреждений, обору- дованных для посещений лицами с ограниченными возможностями, в процентах к общему числу |
процент | н/д | 30 | н/д |
Основным нормативом инфраструктурного стандарта является обеспечение пешеходной доступности потребительских услуг для населения Санкт-Петербурга, гарантируемое значение которого определено в пределах 10 минут от их места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта до объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и бань.
Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за обеспечение отраслевого стандарта проживания в Санкт-Петербурге в области потребительского рынка, включая инфраструктурный стандарт, является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
2. Состояние, проблемы, задачи и приоритеты
развития потребительского рынка Санкт-Петербурга
2.1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка
Потребительский рынок Санкт-Петербурга характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития.
К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод крупных предприятий нового формата; интенсивный рост сети во всех районах Санкт-Петербурга и качественное улучшение ее структуры; развитие сетевой торговли.
За 10 лет торговая сеть увеличилась в 3 раза, общественного питания - в 4 раза, бытового обслуживания - в 2,5 раза.
Развивались сети магазинов-дискаунтов, объединяющие на 01.01.2005 более 160 таких магазинов, предоставляющих различные формы скидок для населения, в том числе для пенсионеров и иных льготных категорий населения (дисконтные карты, систему "Счастливый час" и другие).
Торговля входит в число ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга и является одной из основных отраслей, определяющих направление и результаты развития Санкт-Петербурга.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Петростат), за 2004 год оборот розничной торговли по сравнению с 2003 годом увеличился на 12,1 процента в сопоставимых ценах и составил 199,2 млрд. руб.
Общий объем товарооборота, включая оборот общественного питания, в 2004 году составил 209,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2003 годом на 40,0 млрд. руб.
В сфере бытового обслуживания оказывается более 600 видов различных услуг.
На основании данных Петростата, доля торговли и общественного питания в формировании валового регионального продукта составляет 22 процента.
Потребительский рынок является одним из главных источников занятости в городском хозяйстве.
В сфере потребительского рынка, обеспечивающей конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы Санкт-Петербурга.
Сложилась сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых товаров и услуг.
Имеют место факты теневого оборота, проблемой является торговля в неустановленных для продажи местах.
Обеспеченность населения посадочными местами и торговыми площадями, а также качественная структура сети не отвечают современным требованиям. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями отстает от аналогичного показателя в крупных европейских городах, который превышает 1,0 тыс. кв. м. в расчете на 1 тыс. жителей.
Сложившееся размещение объектов потребительского рынка в городе не отвечает потребностям населения.
Сохраняется дефицит объектов торговли и услуг по районам Санкт-Петербурга. Обеспеченность торговыми площадями по районам крайне неравномерна и колеблется от 180 до 730 и более кв. м. в расчете на 1 тыс. жителей.
Актуальной остается проблема территориальной доступности объектов сферы потребительского рынка.
Имеют место негативные изменения в структуре сети в разрезе районов Санкт-Петербурга. В центральных районах Санкт-Петербурга уменьшилось количество продовольственных магазинов, реализующих товары повседневного спроса, в новых районах Санкт-Петербурга ощущается дефицит в объектах стационарной сети торгового и бытового обслуживания.
Не завершены процессы структурной перестройки оптового звена торговли продовольственными товарами, направленные на создание цивилизованного конкурентного оптового рынка.
Одной из главных проблем, которая требует решения в рассматриваемой перспективе, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.
Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.
2.2. Задачи и основные приоритеты развития потребительского рынка
Период 2005-2007 годов следует рассматривать как этап качественных преобразований на потребительском рынке Санкт-Петербурга, связанных с переходом на систему государственного планирования на основе нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге.
Для достижения основной цели необходимо решение следующих задач:
формирование сети объектов потребительского рынка для наиболее полного и всестороннего обеспечения потребностей населения в товарах и услугах;
развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг;
формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;
обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов сферы потребительского рынка;
формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и улучшения общей экономической ситуации в Санкт-Петербурге;
обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка;
установление прозрачности финансового оборота в сфере потребительского рынка на основе ограничения возможностей для теневого оборота;
создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере потребительского рынка;
создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
развитие конкуренции на потребительском рынке;
развитие механизмов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
формирование нормативного правового и информационного обеспечения потребительского рынка.
Для реализации задач, создания системы мер и повышения эффективности решения проблем развития потребительского рынка устанавливаются следующие основные приоритеты на 2005-2007 годы:
В области усиления социальной направленности:
развитие сети объектов торговли, общественного питания, включая социальные столовые, и услуг, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;
развитие сети общедоступных объектов общественного питания, включая сеть быстрого питания, ориентированную на различные группы населения;
обеспечение доступности объектов сферы торговли и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с нормативами инфраструктурного стандарта в области потребительского рынка;
защита прав потребителей, обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
В области совершенствования правового регулирования, координации и контроля:
защита прав предпринимателей, ликвидация необоснованных административных барьеров, поддержка малого бизнеса;
совершенствование механизмов координации в развитии оптовой и розничной торговли, в обеспечении интеграционных процессов;
защита регионального алкогольного рынка, развитие системы контроля качества и товародвижения алкогольной продукции;
развитие ассоциаций, союзов и иных организаций, представляющих интересы предпринимателей.
В области развития инфраструктуры:
оптимизация размещения сети, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех районах Санкт-Петербурга на уровне, в соответствии с нормативами проживания населения в Санкт-Петербурге;
качественные изменения, связанные с увеличением доли сетевой торговли, развитием стационарных объектов торговли - магазинов пешеходной доступности для населения;
размещение новых и реконструкция объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания различных типов и специализации;
преобразование сельскохозяйственных рынков в современные продовольственные торговые комплексы с сохранением элементов структуры рынков;
упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
решение вопросов занятости, повышение квалификации и подготовка кадров для сферы потребительского рынка и услуг.
Необходимо реализовать новые подходы в политике в области потребительского рынка.
Среди основных направлений и мероприятий развития потребительского рынка следует выделить:
мониторинг сети;
формирование адресных программ размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с учетом реализации социальных приоритетов Санкт-Петербурга;
подготовка и внесение изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования, разработанных с учетом обеспечения инфраструктурного стандарта в области потребительского рынка;
разработка и принятие правовых актов, регламентирующих вопросы градостроительной деятельности в области потребительского рынка;
обеспечение высокой степени транспортной доступности торговых объектов для населения, а также для доставки товаров в торговую сеть;
планирование развития потребительского рынка с учетом взаимосвязей между отдельными его сегментами и другими отраслями городского хозяйства;
разработка мер экономического стимулирования развития социально значимых направлений в области сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
создание эффективной системы управления потребительским рынком;
формирование механизмов, стимулирующих оптимизацию структуры торговой сети;
оптимизация использования государственного имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, на основе функционального использования;
корректировка перечня арендаторов имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, для которых установлен понижающий коэффициент социальной значимости.
В результате реализации основных задач и мероприятий Концепции и достижения за счет этого ее главной цели будет создана основа для перехода в долгосрочной перспективе к общеевропейским стандартам в области потребительского рынка. Произойдет существенное улучшение социально-экономических показателей во всех сферах потребительского рынка.
За 2004-2007 годы количество объектов стационарной розничной торговой сети, общественного питания и бытового обслуживания увеличится на 2,6 тыс. единиц, оборот розничной торговли, общественного питания и объем бытовых услуг в 1,5 раза. Налоговые поступления в бюджет Санкт-Петербурга увеличатся не менее чем в 1,8 раза.
3. Направления и мероприятия по развитию
потребительского рынка Санкт-Петербурга
3.1. Стационарная торговая сеть
Считать приоритетными следующие направления:
оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров и так далее);
социальная ориентация объектов торговли, активизация их участия в реализации социальной политики Санкт-Петербурга;
создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в Санкт-Петербург крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей;
развитие в центральных районах Санкт-Петербурга объектов продовольственной торговли;
обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной доступности для населения;
создание совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан.
Для обеспечения нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге, решения задач, определенных Концепцией, необходимо внести изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования:
разработать и внести в установленном порядке изменения в территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга, включая нормативы обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей, по разным уровням обслуживания;
разработать и внести изменения в установленном порядке в региональные строительные нормативы и правила, устанавливающие использование первых этажей во вновь строящихся многоэтажных жилых домах, зданиях и внутриквартальных территорий под размещение объектов розничной торговли, в зоне пешеходной доступности;
разработать и утвердить адресную программу размещения крупных объектов потребительского рынка на 2005-2007 годы.
3.2. Мелкорозничная торговая сеть и рынки
Считать приоритетными следующие направления:
перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в объектах и комплексах (зонах) мелкорозничной торговли некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры);
сохранение сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре торговой сети;
модернизацию городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;
создание и сохранение ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
развитие практики взаимодействия с коммерческими и некоммерческими организациями на основе соглашений.
Механизмом реализации является:
принятие правовых актов, регулирующих отношения в области розничной торговли;
исключение из адресных программ размещения мелкорозничной сети остановочных павильонов, не обеспеченных инженерными коммуникациями, объектов, расположенных в подземных переходах, на территориях, прилегающих к остановкам ожидания городского пассажирского транспорта, входам и выходам к станциям метрополитена;
введение конкурсного механизма предоставления в аренду новых земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети с предоставлением преференций собственникам действующих объектов в случае их ликвидации;
формирование адресных перечней земельных участков, на которых размещены рынки (за исключением сельскохозяйственных рынков и рынков, расположенных в зданиях капитального характера) и комплексы (зоны) мелкорозничной торговли для размещения на этих земельных участках объектов торговли капитального характера (торговых комплексов и центров);
передача в долгосрочную аренду имущественных комплексов сельскохозяйственных рынков, арендодателем которых является Санкт-Петербург, с условиями:
капитальных вложений в реконструкцию объектов с интегрированием в современные торговые комплексы;
сохранения торговых площадей по реализации сельхозпродукции.
3.3. Оптовая торговля
Основной задачей развития оптовой торговли Санкт-Петербурга является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности.
Необходима разработка программы развития оптовой торговли, где должны быть предусмотрены следующие основные направления:
создание системы оптовых продовольственных рынков, включающей межрегиональные рынки, в том числе специализированные, которые должны ориентироваться не только на Северо-Западный федеральный округ, но и на страны ближнего зарубежья;
строительство специализированного рыбного рынка, включающего современный холодильный комплекс с развитой инфраструктурой с энергосберегающими технологиями;
формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей:
создание условий для организации торгово-транспортных организаций, создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспорта;
развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги.
Система логистического обслуживания должна предусматривать сокращение перемещения грузового автотранспорта по центральной части Санкт-Петербурга и оптимизацию грузопотоков.
Создание системы оптовых рынков позволит привлечь в Санкт-Петербург финансовые средства покупателей товаров и услуг из других регионов, оздоровит конкурентную среду и позитивно повлияет на инфляционные процессы, снижение доли теневого оборота, создаст барьеры для поступления на потребительский рынок некачественной и контрафактной продукции и товаров.
Разработка, принятие и реализация комплекса правовых актов, регулирующих вопросы оптовой торговли, становится основным механизмом построения эффективной схемы управления в этой сфере деятельности.
3.4. Общественное питание
Одним из приоритетных направлений развития потребительского рынка Санкт-Петербурга остается развитие общественного питания.
Оптимизация сети должна быть нацелена на обеспечение:
сбалансированного размещения крупных и мелких объектов исходя из особенностей районов Санкт-Петербурга;
создания и развития сетей объектов общественного питания;
увеличения количества объектов общественного питания с различными национальными кухнями.
Особое внимание будет уделено развитию сети предприятий общественного питания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан и совершенствованию системы услуг питания в общеобразовательных учебных заведениях.
Определяется приоритетное размещение стационарных объектов быстрого питания различных классов и типов в местах массового пребывания населения: вдоль основных транспортных магистралей, вблизи крупных транспортных развязок, в зданиях железнодорожных вокзалов и автовокзалов, в крупных торговых, торгово-деловых, досугово-развлекательных и культурных центрах, рынках, парках и зонах отдыха и других.
Обеспечение соответствия структуры, объема и качества услуг платежеспособному спросу населения становится общим принципом развития общественного питания.
Для обеспечения нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге, решения задач, определенных Концепцией, и создания условий для интенсивного развития общественного питания необходимо принятие ряда нормативных правовых актов Санкт-Петербурга.
Необходимо внести изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования, разработать и утвердить в установленном порядке:
изменения в территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга, включая изменения нормативов обеспеченности посадочными местами в расчете на 1 тыс. жителей, по разным уровням обслуживания;
изменения в региональные строительные нормативы и правила, устанавливающие использование первых этажей во вновь строящихся многоэтажных жилых домах для размещения объектов общественного питания.
Должен быть введен новый подход к использованию и распределению региональных ресурсов (земельных участков, нежилых помещений).
3.5. Бытовое обслуживание населения
Основная задача - обеспечить ускоренное развитие отрасли в 2005-2007 годах.
В качестве основных приоритетов необходимо выделить:
обеспечение территориальной доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения Санкт-Петербурга;
повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
внесение изменений в правовые акты, касающиеся предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции, в части, касающейся включения в инвестиционный договор, заключаемый Санкт-Петербургом и инвестором, условия об обязательном выделении части объекта недвижимости под размещение объектов бытового обслуживания населения;
создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания и автозаправочных станций;
сохранение доступных тарифов на услуги бань льготным категориям граждан.
Решение задачи повышения уровня обслуживания и качества оказываемых услуг предполагает, в первую очередь, расширение видов оказываемых услуг, внедрение новых технологий.
Комплекс мер включает:
развитие услуг по стирке белья методом самообслуживания;
развитие услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и сети Интернет;
развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания Мини-дома быта, оказывающих услуги повседневного спроса;
взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, созданными по отраслевому принципу, в целях стабильного обеспечения населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента;
проведение конкурсов, семинаров, выставок.
Для обеспечения территориальной доступности бытовых услуг необходимо:
создание новых объектов бытового обслуживания в районах новостроек;
создание и модернизация небольших объектов бытового обслуживания, размещенных в торговых зонах, расположенных в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков;
определение условий в договоре на строительство крупных торговых объектов на стадии их проектирования обязательного выделения части площадей под бытовые услуги;
создание механизмов предоставления площадей в строящихся крупных торговых центрах под объекты бытового обслуживания.
3.6. Сфера игорного и развлекательного бизнеса
Законом Санкт-Петербурга от 14 июня 2007 г. N 280-47 с 1 января 2008 г. на территории Санкт-Петербурга запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов
В целях решения проблем, связанных с недостатком в Санкт-Петербурге мест отдыха родителей с детьми и молодежи, приоритетным направлением является создание центров семейного досуга, которое может быть реализовано путем привлечения средств инвесторов, благотворительных средств и из других источников.
Направлениями деятельности в сфере игорного и развлекательного бизнеса являются:
оптимизация сети игорного бизнеса и создание условий, обеспечивающих легализацию теневого оборота;
оптимизация сети сферы развлекательного бизнеса за счет создания крупных досугово-развлекательных центров (комплексов);
обеспечение безопасности в местах проведения досуга.
Механизм реализации направлений включает: разработку и исполнение правовых актов Санкт-Петербурга, разработку и внедрение региональных нормативов градостроительного проектирования, планирование путем формирования и утверждения в установленном порядке Адресной программы размещения крупных объектов сферы развлекательного бизнеса, а также осуществление контроля (надзора) и проверок в соответствии с предоставленными региону полномочиями.
4. Региональная система контроля в области потребительского рынка
Основной целью системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции.
Для совершенствования структуры управления и в целях оптимизации контроля целесообразно сосредоточить в одном исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга функции содействия развитию предпринимательства, созданию условий для развития конкуренции и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
Возложить на этот орган полномочия координации деятельности по контрольным мероприятиям на территории Санкт-Петербурга в области потребительского рынка.
Одним из основных условий повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере потребительского рынка является проведение совместных плановых комплексных проверок на основе согласованного плана работы органов контроля (надзора) с участием исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в полномочия которых входят вопросы по координации потребительского рынка.
Реализация поставленных задач возможна на основе соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
4.1. Региональная система контроля качества
и оборота алкогольной продукции
Для защиты прав, здоровья граждан и обеспечения гарантий безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной реализации на территории Санкт-Петербурга, необходимо:
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти по контролю в сфере производства и оборота алкогольной продукции;
упорядочение розничной продажи алкогольной продукции;
введение системы декларирования объемов поставки алкогольной продукции в розничную сеть и объемов продаж розничной сетью;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основными способами и механизмами, направленными на усиление контроля и повышение эффективности взаимодействия органов контроля (надзора), должны стать:
создание правовых условий для осуществления государственного контроля в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
совершенствование нормативного правового регулирования;
проведение мониторинга качества и безопасности алкогольной продукции;
координация деятельности органов контроля (надзора) в этой сфере в рамках межведомственного соглашения о взаимодействии в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, заключенного исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и организациями, осуществляющими функции государственного контроля (надзора) на территории Санкт-Петербурга;
создание мобильных групп, регулярно осуществляющих проверки реализации алкогольной продукции;
освещение результатов проверок в средствах массовой информации.
4.2. Система мер по защите прав потребителей
Организация правовой помощи населению требует системного подхода, включающего создание условий для формирования законодательства, отвечающего потребностям населения.
Требуется развитие добровольной сертификации услуг, в рамках которой необходимо, прежде всего, развивать:
добровольную сертификацию услуг, включая услуги питания, бытового обслуживания;
добровольную сертификацию услуг автозаправочных станций.
В целях решения задач по созданию конкурентной среды и использования потенциала добросовестных предпринимателей приоритетным направлением становится внедрение на потребительском рынке принципов саморегулирования, одним из условий которого является принятие единых для участников создаваемых организаций стандартов, включающих показатели, превышающие минимальные требования к качеству и безопасности услуг, установленные технической документацией.
Необходима координация взаимодействия созданных структур, построенных на новых принципах работы.
В целях оказания помощи населению Санкт-Петербурга в реализации и защите их гражданских прав, повышения качества товаров и услуг на потребительском рынке необходима программа повышения этики потребительского рынка.
4.3. Экологическая безопасность
В целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории Санкт-Петербурга, предупреждения загрязнения окружающей среды и оценки экологичности товаров, работ и услуг необходимо:
установление на территории Санкт-Петербурга системы экологической маркировки продукции, работ и услуг в рамках добровольной экологической сертификации;
создание и развитие на территории Санкт-Петербурга системы добровольной экологической сертификации товаров, работ и услуг;
введение городского знака "Экологический сертификат Санкт-Петербурга" в рамках добровольной экологической сертификации;
создание имиджевого доверия потребителя.
Механизмом внедрения системы экологической безопасности и ее реализации должны стать нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, а также нормативы и стандарты для добровольной сертификации, разработанные и утвержденные в установленном порядке:
стандарты добровольной экологической сертификации;
положение о городском знаке "Экологический сертификат Санкт-Петербурга";
план имиджево-информационной поддержки и популяризации городского знака "Экологический сертификат Санкт-Петербурга".
Для создания системы мер по повышению качества моторного топлива, реализуемого на рынке Санкт-Петербурга и за его пределами, необходимо разработать нормативные правовые акты, стандарты и методологические документы для добровольной экологической сертификации этой продукции.
5. Занятость населения и кадровое обеспечение
В настоящее время потребность в кадрах крайне актуальна. Темпы развития сети потребительского рынка увеличивают потребность в трудовых ресурсах.
Основными проблемами являются:
дефицит профессиональных кадров рабочих специальностей;
слабая социальная защищенность работников массовых профессий и, как следствие, текучесть кадров;
низкая заработная плата.
Достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Санкт-Петербурга может иметь следующие решения:
последовательное сокращение спроса за счет ликвидации экономически неэффективных рабочих мест;
вовлечение дополнительного контингента рабочей силы, в том числе привлечение из других субъектов Российской Федерации.
Основные пути решения кадровых проблем:
определение ежегодной потребности сферы потребительского рынка в выпускниках учреждений профессионального образования на основе прогноза и перспективного планирования потребности объектов потребительского рынка в квалифицированных кадрах рабочих и служащих в рамках реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.";
разработка типовых образовательных программ обучения специалистов для организаций сферы потребительского рынка с учетом современных требований, предъявляемых к квалификации кадров рабочих и служащих;
организация центров для подготовки и повышения квалификации специалистов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, игорного и развлекательного бизнеса;
содействие внедрению прогрессивных методов подготовки и повышения квалификации кадров;
проведение городских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, мастер-классов для повышения профессионального уровня кадров.
Заключение
Реализация основных направлений Концепции обеспечит:
достижение целевых значений нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге в области потребительского рынка;
обеспеченность торговыми площадями приблизится к общеевропейским стандартам и составит более 470 кв.м. на 1 тыс. жителей;
расширение системы поддержки малообеспеченных категорий населения, путем увеличения количества объектов потребительского рынка, реализующих товары и услуги для этой категории граждан;
привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство объектов сферы потребительского рынка;
создание новых рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.