Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2006 г. N 1097-р приложение 4 к настоящему распоряжению изложено в новой редакции
Приложение 4
к распоряжению
Комитета по образованию
Методические рекомендации
"Блокнот эксперта по аттестации образовательного учреждений,
реализующего программы дошкольного образования"
21 ноября 2006 г.
Блокнот эксперта подготовлен в помощь субъектам процедуры аттестации образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования (далее - ОУ), с целью организации их деятельности и введения единых требований к процедуре аттестационного обследования и представления итоговых документов.
Данный "Блокнот" можно рекомендовать в помощь руководителям учреждений для диагностики результативности деятельности ОУ как при подготовке к аттестации, так и в межаттестационный период. Результаты обследования дадут возможность коллективам ОУ проанализировать успешность воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах, состояние работы по расстановке кадров и повышению их квалификации, созданию материально-технических и медико-социальных условий, соответствии предоставляемых образовательных услуг государственным нормам и потребностям населения. По результатам анализа могут быть приняты необходимые управленческие решения, направленные на повышение эффективности образовательной деятельности учреждения.
Содержание аттестационной оценки
Оценка деятельности образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, в процессе аттестации проводится в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, исходя из задач ОУ, с учетом региональных особенностей системы дошкольного образования и вида аттестуемого учреждения.
Главной задачей экспертизы является оценка выполнения учреждением государственных образовательных стандартов.
Согласно Закону "Об образовании" (ст. 7) федеральный компонент государственных образовательных стандартов определяет:
1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
3) требования к уровню подготовки выпускников.
В области дошкольного образования эти составляющие имеют свою специфику1.
Образовательная программа, реализуемая в ОУ, должна рассматриваться применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка, т.е. включать как обучение, так и охрану и укрепление здоровья, организацию режимных моментов и др. Образовательная программа должна обеспечивать развитие познавательной мотивации и творческих способностей ребенка, становление здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей, личностной культуры.
Выбор образовательной программы обусловлен видом учреждения.
В объем учебной нагрузки входит время занятий. При оценке учебной нагрузки следует обращать внимание на соблюдение баланса между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем детей, а также между разными видами активности детей. В ОУ должны быть разработаны разные режимы дня с учетом потребностей родителей, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей.
Особую специфику стандарт дошкольного образования приобретает с точки зрения требований к уровню подготовки выпускников. Дошкольное образование основано на признании самоценности дошкольного возраста, его роли в развитии личности. Дошкольное детство в дальнейшем должно обеспечить ребенку приобретение любых специальных знаний и умений, возможность освоения самых сложных видов деятельности. Важно в этот период создать условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода и развития его индивидуальности. Не следует требовать от дошкольника непременного усвоения знаний из разных сфер жизни в строго заданном объеме. Необходимо учитывать, что знания в дошкольном возрасте являются средством развития личности. Таким образом, требования государственного стандарта к уровню подготовки выпускников, применительно к дошкольному учреждению становятся требованиями к уровню и качеству развития ребенка, обеспеченному организацией работы в ОУ.
Стандарт дошкольного образования предъявляет государственные требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания детей:
- качество программ, реализуемых в ДОУ, обоснованность их выбора, сочетаемость и пр.;
- профессиональная компетентность педагога, основанная, в первую очередь, на его личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
- организация развивающей среды.
Оценка (экспертиза) деятельности образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, проводится на основании системы критериев, посредством которых оцениваются следующие аспекты его деятельности:
1. содержание воспитания и обучения в образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия сотрудников с детьми);
2. кадровое обеспечение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (подбор и расстановка, повышение квалификации сотрудников);
3. организация деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и управление);
4. материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (развивающая среда, безопасность, охрана и укрепление здоровья);
5. оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения родителями воспитанников.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации в систему критериев целесообразно включить критерии, отражающие выполнение регионального компонента стандарта дошкольного образования (Решение Коллегии Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.02.98 г. N 1):
- выполнение дошкольным образовательным учреждением требований региональных нормативно-правовых актов;
- осуществление воспитательно-образовательной работы с учетом фактического состояния здоровья детей Санкт-Петербурга, в том числе и работы с детьми, имеющими отклонения в своем развитии;
- реализацию идеи личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и ребенка;
- ориентацию учреждения на использование краеведческого принципа в образовании дошкольников, адаптацию социокультурного потенциала Санкт-Петербурга потребностям дошкольного образования;
- использование достижений петербургской образовательной системы;
- преемственность дошкольного, начального общего и дополнительного образования в интересах ребенка и семьи;
- учет образовательных потребностей семьи как гарантии выбора для ребенка индивидуального образовательного маршрута.
Данные критерии используются как сотрудниками ОУ при проведении самоанализа, так и членами экспертной группы.
Первоначальный анализ деятельности ОУ в процессе аттестации осуществляют его администрация, сотрудники, родители воспитанников. Задача самоанализа - выявление достоинств и недостатков в деятельности учреждения и ее возможные улучшения. Данные самоанализа и обобщенные данные по анкетированию родителей представляются в отдел лицензирования и аккредитации Комитета по образованию как приложение к Информационной карте.
Экспертная группа анализирует представленные материалы и проводит оценку деятельности ОУ по указанным критериям, сопоставляя данные самоанализа и результаты собственных наблюдений.
Диагностику развития ребенка педагоги и специалисты детского сада осуществляют, как правило, постоянно, применяя различные психолого-педагогические методики. Результаты диагностики развития детей должны находить свое отражение в подборе образовательных программ, педагогических технологий, методик воспитания и обучения, создании развивающей среды и т.д.
При оценке уровня развития личности детей предметом экспертизы во время аттестационного обследования должно стать изучение документации специалистов ОУ (результаты диагностики за последние 2-3 года, планы работы с детьми, индивидуальные образовательные маршруты детей, карты развития детей и пр.). Причем, экспертам важно обратить внимание на корректность в подборе измерительных методик, применяемых в учреждении, уровень подготовленности специалистов, проводивших измерение, степень профессионализма в интерпретации и использовании результатов диагностики. Дополнительно для оценки уровня развития личности детей должны использоваться методы наблюдения и беседы.
Во время аттестационного обследования образовательного учреждения устанавливаются как аттестационные, так и аккредитационные показатели:
1. исполнение требований государственных образовательных стандартов при организации воспитания и обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности; максимальный объем учебной нагрузки воспитанников; полнота выполнения основных образовательных программ;
2. соответствие содержания воспитания и обучения требованиям государственных образовательных стандартов;
3. структура возрастных групп;
4. кадровое обеспечение образовательного процесса: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических и руководящих работников;
5. материально-техническое оснащение образовательного процесса и медико-социальные условия пребывания воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса;
6. соответствие деятельности ОУ требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса2.
Результаты оценки деятельности учреждения по критерию "Организация деятельности образовательного учреждения (руководство и управление)" могут учитываться при аттестации администрации ОУ с целью реализации предложения Губернатора Санкт-Петербурга об учете результатов аттестации образовательного учреждения при аттестации педагогических и руководящих работников.
Характеристика методов экспертизы, экспертная документация
Для оценки деятельности образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, применяются следующие методы:
1. анализ документации, предоставляемой администрацией, (в т.ч. Информационной карты, приложений к нему, локальных актов учреждения, другой документации руководителя, воспитателей и специалистов);
2. наблюдение деятельности участников образовательного процесса;
3. собеседование с руководителем, специалистами учреждения;
4. беседы с детьми, родителями;
5. тестирование специалистов.
Выбор методов оценки деятельности образовательного учреждения обусловлен спецификой воспитательно-образовательного процесса в детском саду и возрастными особенностями дошкольников.
Оценка содержания воспитания и обучения в образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия сотрудников с детьми), кадровое обеспечение образовательного процесса, организация деятельности ОУ, материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ОУ, работа ОУ с семьей проводится по трехбалльной шкале:
1 балл - не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность образовательного учреждения соответствует данному критерию);
2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность образовательного учреждения соответствует данному критерию);
3 балла - полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность образовательного учреждения соответствует данному критерию).
Результаты экспертизы (в баллах) фиксируются в Протоколе аттестационной экспертизы.
Эксперты проводят оценку деятельности учреждения независимо друг от друга.
В ОУ, имеющем государственную аккредитацию на статус "государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад, 3 категория" и не предполагающем изменения статуса по результатам аттестации, по желанию учреждения и с согласия учредителя экспертиза может проводиться без педагогических измерений в части оценки содержания воспитания и обучения в образовательном учреждении (программы и педагогические технологии). В этом случае в ОУ проводится собеседование с коллективом учреждения, а в Протоколе аттестационной экспертизы указываются данные самоанализа ОУ и фиксируются результаты собеседования.
Тестирование сотрудников ОУ проводится для диагностики модели взаимодействия специалиста с детьми.
Для тестирования применяется методика "Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми" (опрос педагогов и стандартизированное наблюдение)3.
Тестирование сотрудников учреждения проводится во время дневного сна детей. В состав группы тестируемых (15 человек) входят все представители администрации, воспитатели групп, специалисты, работающие в ОУ. Тестирование проводится анонимно.
Результаты тестирования педагогов фиксируются в ответных листах и оформляются протоколом.
Группа экспертов снабжается экспертной документацией:
1. Правила проведения аттестационной экспертизы в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;
2. Протокол аттестационной экспертизы ОУ;
3. Руководство для эксперта-психолога по проведению тестирования сотрудников ОУ;
4. Тестовые тетради для сотрудников;
5. Протокол тестирования сотрудников ОУ.
Анализ и интерпретация результатов экспертизы
Баллы, проставленные в Протоколе аттестационной экспертизы ОУ, вводятся в автоматизированную программу обработки результатов.
В результате аттестационного обследования ОУ получает оценки:
1. по содержанию воспитания и обучения в ОУ - *** балла;
в том числе:
1.1. по направлениям развития детей:
1.1.1. развитие детей первого года жизни (младенческий возраст) - *** балла;
1.1.2. развитие детей второго и третьего года жизни (ранний возраст) - *** балла;
1.1.3. развитие игровой деятельности - *** балла;
1.1.4. физическое развитие и здоровье - *** балла;
1.1.5. развитие ребенка в изобразительной деятельности - *** балла;
1.1.6. речевое развитие ребенка - *** балла;
1.1.7. развитие ребенка в музыкальной деятельности - *** балла;
1.1.8. развитие ребенка в театрализованной деятельности - *** балла;
1.1.9. развитие в конструктивной деятельности - *** балла;
1.1.10. развитие элементарных математических представлений - *** балла;
1.1.11. развитие элементарных естественнонаучных представлений - *** балла;
1.1.12. развитие экологической культуры детей - *** балла;
1.1.13. развитие представлений о человеке в истории и культуре - *** балла;
1.1.14. коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии - *** балла;
1.1.15. коррекционная работа с часто болеющими детьми - *** балла;
1.1.16. коррекционная работа с тубинфицированными детьми - *** балла;
1.2. по приоритетности в направлениях развития воспитанников:
1.2.1. развитие игровой деятельности - *** балла;
1.2.2. физическое развитие - *** балла;
1.2.3. интеллектуальное развитие - *** балла;
1.2.4. художественно-эстетическое развитие - *** балла;
1.3. по характеру взаимодействия сотрудников с детьми - *** балла;
степень выраженности той или иной модели взаимодействия (дисциплинарной, личностной);
2. по кадровому обеспечению педагогического процесса - *** балла;
3. по организации деятельности дошкольного образовательного учреждения - *** балла;
4. по материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ОУ - *** балла;
5. по оценке деятельности ОУ родителями воспитанников - *** балла;
Эти оценки позволяют составить заключение о деятельности ОУ, которое является основанием для принятия решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным.
Учреждение считается аттестованным, если по всем направлениям развития воспитанников средний балл составляет не менее 1,5, причем, по каждому направлению развития детей средний балл составляет не менее 1,2.
Оценка деятельности учреждения, проводимая в процессе его аттестации, является основой для принятия решения о его государственной аккредитации.
Государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации4.
Вид и категория образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, устанавливается в соответствии с направленностью и уровнем реализации в нем образовательных программ5 и на основании данных о "попадании" учреждения в диапазон баллов, соответствующий тому или иному виду, категории.
____________________
1 Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 27.04.94 N 9/1 "О ходе разработки государственных стандартов дошкольного образования".
2 Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.1998 N 1327 (в ред. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.08.2000 N 2439), п.п. 10, 22.
3 Готовимся к аттестации. Библиотека программы "Детство". СПб, "Детство-Пресс", 1999.
4 Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.1998 N 1327 (в ред. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.08.2000 N 2439), п. 23.
5 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677 (с изменениями на 01.02.2005), п. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.