В течение 1997 года в Санкт-Петербурге проведена работа по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных и технологических монополий, предоставляющих коммунальные услуги.
Указанная экспертиза показала:
- наличие резервов снижения издержек и совершенствования управления субъектов естественных и технологических монополий;
- несоответствие существующей практики тарифообразования целям Администрации Санкт-Петербурга, связанным со снижением удельных издержек субъектов естественных и технологических монополий и повышения качества оказываемых ими услуг;
- необходимость реформирования системы взаимодействия органов Администрации Санкт-Петербурга с субъектами естественных и технологических монополий, включая порядок контроля их финансово-хозяйственной деятельности.
Рассмотрев итоги работы по комплексной экспертизе финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал СПб"), государственного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГП "ТЭК СПб"), открытого акционерного общества "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") и производственного кооператива "Городское Газовое Хозяйство "Ленгаз" (далее - ПК "ГГХ "Ленгаз") Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Одобрить работу Комитета по управлению городским имуществом, Комитета финансов, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета экономического прогнозирования и инвестиционной политики Администрации Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур по анализу финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий Санкт-Петербурга и разработке комплекса мер по ее регулированию.
2. Предложить органам управления ГУП "Водоканал СПб", ГП "ТЭК СПб", ОАО "Ленэнерго" и ПК "ГГХ "Ленгаз":
- устранить выявленные в ходе экспертизы нарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности и ее планировании и считать необходимым рассматривать предложения субъектов естественных и технологических монополий об изменении тарифов на предоставляемые ими услуги в сторону повышения с учетом исполнения ими данного пункта настоящего постановления;
- разработать и реализовать программы снижения издержек с учетом выявленных резервов;
- до 1 мая 1998 года доложить Правительству Санкт-Петербурга о проведении и результатах указанных работ.
3. Считать неудовлетворительной существующую практику формирования тарифов на услуги субъектов естественных и технологических монополий на основе перекрестного субсидирования потребителей-неплательщиков за счет потребителей, своевременно оплачивающих указанные услуги.
Считать необходимым при формировании и утверждении тарифов на услуги субъектов естественных и технологических монополий:
- отказаться от устаревших методик нормирования расходов и перейти к планированию на основе экономически и технологически обоснованных расходов на производство продукции и оказание услуг;
- отказаться от практики нормирования рентабельности как процента от себестоимости, перейдя к установлению, согласованной с Администрацией города, величины обоснованной прибыли и контролю за ее распределением и использованием;
- предприятиям применять практику гибкой амортизационной политики, обеспечивающей включение в себестоимость объемов амортизационных отчислений в пределах нормативов и необходимых для финансирования запланированных и утвержденных Администрацией города капитальных вложений на восстановление основных производственных фондов;
- использовать дифференцированный подход к установлению тарифов для потребителей;
- предприятиям в расчетах себестоимости при планировании затрат, ориентироваться на использование среднерыночных региональных цен и расценок на приобретаемые товары и услуги.
4. Предложить Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики, Комитету по управлению городским имуществом и Комитету по энергетике и инженерному обеспечению до 15 февраля 1998 года подготовить предложения о разовом снижении тарифов на услуги, предоставляемые ГУП "Водоканал СПб", с учетом необходимых и обоснованных потребностей ГУП "Водоканал СПб" в осуществлении плановых работ по поддержанию, восстановлению и замене основных производственных фондов.
Предложить ГУП "Водоканал СПб" до 1 марта 1998 года провести анализ и выборочные измерения водопотребления с целью приведения в соответствие с действующими нормами.
5. Считать необходимым отказаться от практики покрытия убытков ГП "ТЭК СПб". Перейти к возмещению ГП "ТЭК СПб" фиксированной величины льгот, предоставляемых отдельным категориям потребителей, на основе договора на выполнение государственного заказа. С этой целью предложить Комитету финансов до 1 февраля 1998 года пересмотреть договорные отношения с ГП "ТЭК СПб".
Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики совместно с ГП "ТЭК СПб" с целью совершенствования конкуренции производителей тепловой энергии дать предложения но реорганизации ГП "ТЭК СПб" путем его разделения на хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство тепловой энергии, и предприятия по эксплуатации тепловых сетей.
6. Предложить Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики совместно с ГП "ТЭК СПб" и ОАО "Ленэнерго" рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке изменения практики управления и эксплуатации тепловых сетей, имея в виду возможное объединение всех тепловых сетей в единый имущественный комплекс, принадлежащий вновь создаваемой организации по эксплуатации сетевого хозяйства. При этом исходить из необходимости развития конкуренции производителей тепловой энергии и обеспечения контроля со стороны Администрации Санкт-Петербурга.
7. Предложить Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики совместно с ГУП "Водоканал СПб" и ГП "ТЭК СПб" до 1 марта 1998 года рассмотреть вопрос о целесообразности и реорганизации указанных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением в собственности Санкт-Петербурга 100% их акций и привлечения на конкурсной основе к управлению указанными акционерными обществами управляющих компаний, вознаграждение которых было бы поставлено а прямую зависимость от снижения издержек при условии выполнения обязательных требований.
8. С целью снижения удельных издержек производства электроэнергии считать необходимым увеличение загрузки собственных и арендованных производственных мощностей ОАО "Ленэнерго" и увеличения доли производимой им электроэнергии по сравнению с покупной. С этой целью предложить Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики совместно с ОАО "Ленэнерго" до 15 февраля 1998 года разработать комплекс мероприятий, направленных на целевое пополнение оборотных средств ОАО "Ленэнерго" и их направление на приобретение топлива.
Предложить Региональной энергетической комиссии рассмотреть до 10 февраля 1998 года представленные ОАО "Ленэнерго" расчеты тарифов с учетом рационального и обоснованного перераспределения издержек между издержками производства электрической и тепловой энергии.
9. Предложить Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики в соответствии с актами Федеральной энергетической комиссии до 15 января 1998 года подготовить, согласовать в установленном порядке и представить губернатору Санкт-Петербурга проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "О снижении тарифа на сетевой газ для населения".
10. Считать необходимым сформировать в структуре Администрации Санкт-Петербурга единый орган, осуществляющий регулирование и контроль деятельности субъектов естественных и технологических монополий Санкт-Петербурга. С этой целью предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с вице-губернатором Антоновым Ю. В. до 1 марта 1998 года:
- разработать, согласовать в установленном порядке и представить губернатору Санкт-Петербурга для внесения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в установленном порядке проект Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Законы Санкт-Петербурга "О региональной энергетической комиссии" и "О структуре Администрации Санкт-Петербурга"";
- разработать, согласовать в установленном порядке и представить губернатору Санкт-Петербурга проекты распоряжений губернатора "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии" и Положения "О порядке взаимодействия Администрации Санкт-Петербурга с субъектами естественных и технологических монополий".
При разработке Положения о порядке взаимодействия Администрации Санкт-Петербурга с субъектами естественных и технологических монополий предусмотреть порядок расчета, согласования и утверждения тарифов на услуги субъектов естественных и технологических монополий, обеспечивающий их экономическую мотивацию к снижению издержек.
11. Считать необходимым органам Администрации Санкт-Петербурга в первом полугодии 1998 года осуществить совместно с ГУП "Водоканал СПб", ГП "ТЭК СПб", ОАО "Ленэнерго", ПК "ГГХ "Ленгаз" и другими предприятиями монополистами Санкт-Петербурга разработку долгосрочной программы развития городской инфраструктуры.
Предложить Комитету по энергетике и инженерному обеспечению до 1 марта 1998 года разработать, согласовать в установленном порядке и представить губернатору Санкт-Петербурга проекты распоряжений "О разработке среднесрочной программы развития инженерной инфраструктуры" и "О разработке региональных стандартов предоставления услуг субъектов естественных и технологических монополий". При этом учесть необходимость проведения технологического аудита и повсеместного внедрения измерительных систем натурального учета производимых и потребляемых услуг и ресурсов.
Считать необходимым Комитету по управлению городским имуществом, Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики, Комитету но энергетике и инженерному обеспечению, Комитету Финансов ежегодное рассмотрение и утверждение программ ремонтных работ и программ капитального строительства и иных инвестиций, планируемых субъектами естественных и технологических монополий.
12. Предложить Комитету финансов
- до 1 апреля 1998 года разработать предложения по совершенствованию механизма расчетов за оказанные услуги, обеспечивающего своевременное поступление бюджетных средств субъектам естественных и технологических монополий;
- до 1 февраля 1998 года совместно с ГУП "Водоканал СПб", ГП "ТЭК СПб", ОАО "Ленэнерго", ПК "ГГХ "Ленгаз" провести реструктуризацию накопленной до 1 января 1998 года бюджетной задолженности Санкт-Петербурга указанным организациям;
- до 1 февраля 1998 года подготовить и представить губернатору Санкт-Петербурга согласованные в установленном порядке предложения по погашению бюджетной задолженности Российской Федерации указанным организациям.
13. Предложить Комитету финансов, Комитету по управлению городским имуществом, Комитету экономического прогнозирования и инвестиционной политики совместно с Территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Санкт-Петербурге до 1 апреля 1998 года разработать и представить губернатору Санкт-Петербурга предложения по совершенствованию системы взимания платежей с потребителей услуг субъектов естественных и технологических монополий. При разработке указанных предложений исходить из необходимости снижения издержек и сроков обращения обязательств потребителей услуг, в том числе за счет привлечения специализированных финансовых институтов и своевременного применения процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве.
14. Предложить Комитету по управлению городским имуществом и Комитету по труду и социальной защите населения до 1 апреля 1998 года разработать и представить губернатору Санкт-Петербурга, согласованные с Комитетом финансов, предложения по созданию экономически эффективной и социально оправданной системы адресного дотирования отдельных групп потребителей услуг естественных и технологических монополистов, в отличие от действующей системы дотирования производителей указанных услуг. При разработке указанных предложений исходить из необходимости исключения случаев необоснованного предоставления дотаций и льгот.
15. Считать необходимым разработку и внедрение в Санкт-Петербурге в течение 1998 года механизмов и процедур заключения договоров на поставку, выполнение работ и оказание услуг на конкурсной основе с обязательным распространением этих механизмов на деятельность всех субъектов естественных и технологических монополий.
16. Считать необходимым при разработке и реализации комплексной городской политики в сфере регулирования тарифов на оказываемые коммунальные услуги естественными и технологическими монополиями:
- учесть результаты комплексной экспертизы деятельности указанных организаций;
- продолжить практику детального анализа деятельности организаций, оказывающих существенное влияние на городскую среду, с привлечением независимых экспертов;
- осуществлять регулярный комплексный мониторинг деятельности субъектов естественных и технологических монополий Санкт-Петербурга.
17. Поручить Региональной энергетической комиссии совместно с Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономического прогнозирования и инвестиционной политики и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению обеспечить организацию проведения плановых независимых финансовых и технологических аудитов субъектов естественных и технологических монополий.
18. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернаторов Санкт-Петербурга по принадлежности вопросов.
Губернатор Санкт-Петербурга |
В.А.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 декабря 1997 г. N 55 "О мерах по регулированию деятельности субъектов естественных и технологических монополий Санкт-Петербурга"
Текст распоряжения опубликован в газете "Санкт-Петербургское ЭХО", 25 марта 1998 г., N 10, стр. 3, в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга, 17 марта 1998 г., N 3, стр. 92