Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета по образованию
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Приоритетные направления
развития системы начального профессионального образования
Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы в рамках реализации
Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга
"Петербургская школа - 2005-2010 гг."
Санкт-Петербург
2005 г.
Введение
Приоритетные направления развития системы начального профессионального развития Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы (далее - Приоритеты) разработаны в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования Российской Федерации";
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года (протокол N 47, раздел 1);
- Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 г.г";
Законом Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 г. N 481-115 настоящий Закон признан утратившим силу
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа - 2005-2010 г.г";
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 г.г";
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.11.2005 N 1734 "Об утверждении Плана мероприятий на 2006 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 г.г."";
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 17-рп "Об основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы";
- Приказ Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 26.06.2003 N 1014 "Об утверждении Концепции "Воспитание петербуржца XXI века в системе образования Санкт-Петербурга".
В приоритетных направлениях определяется стратегия и основные направления развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на основе анализа потребностей рынка труда в рабочих кадрах и служащих на период 2005-2010 гг.
1. Анализ тенденций развития рынка труда Санкт-Петербурга
Экономика Санкт-Петербурга, начиная с середины 1999 года, развивается устойчиво, сохраняя темпы прироста валового регионального продукта на уровне 4-11% ежегодно. Рост реальной заработной платы позволил сократить текучесть кадров на производстве (по оценке Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга в 2004 году уменьшение текучести кадров составило 10%).
Вместе с тем не удалось достичь баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда города. Сохраняется тенденция превышения количества вакансий по сравнению с официально зарегистрированными безработными (2-3 рабочих места на одного зарегистрированного безработного). Доля вакансий по рабочим профессиям составляет в среднем 75%. Для профессий квалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, характерно состояние, когда замещается менее одной четверти вакансий.
Особенностью последних лет стало увеличение доли социально-ослабленных категорий граждан и лиц, неконкурентоспособных на рынке труда.
Избыток рабочей силы наблюдается в группе специалистов-руководителей и профессии рабочих, не требующих профподготовки.
Прогноз состояния экономики Санкт-Петербурга позволяет утверждать, что устойчивая тенденция экономического роста и стратегический курс на удвоение валового регионального продукта изменят структуру рынка труда как количественно, так и качественно. Прежде всего, это проявится в создании новых и модернизации существующих рабочих мест, что потребует изменений в качестве привлекаемой рабочей силы, как из числа впервые вступающих на рынок труда, так и из числа лиц, прошедших переподготовку или повышение квалификации.
Общий объем спроса на рынке труда Санкт-Петербурга имеет тенденцию устойчивого роста и достигает величины 500-600 тыс. человек ежегодно.
В структуре спроса большое место занимают квалифицированные рабочие отраслевых профессий (свыше 150 тыс. чел. на конец прогнозируемого периода). На втором месте профессии квалифицированных рабочих, общие для всех отраслей экономики (82 тыс. чел.). Практически не пользуются спросом рабочие, имеющие профессии, не требующие профподготовки, - они вытесняются профессиями технических служащих. Среди отдельных профессий в структуре спроса основное положение занимают профессии торговли (55 тыс. чел.), профессии, связанные с транспортом (35 тыс. чел.), слесари, выпускающие продукцию (15 тыс. чел.), слесари-ремонтники (14 тыс. чел.).
Прогнозные оценки развития демографической ситуации в Санкт-Петербурге показывают, что значительно усиливается ее влияние на развитие социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга. Среди молодежи в возрасте 15 лет, начиная с 2004 по 2010-й год, происходит и будет происходить снижение численности с 65 тыс. чел. до 40-35 тыс. чел. Затем произойдет стабилизация примерно на этом уровне. В 2010 году по сравнению с 2005 годом в 2 раза уменьшится потенциальный контингент поступающих в образовательные учреждения начального профессионального образования.
В других возрастных категориях трудоспособного населения Санкт-Петербурга также прогнозируется резкое снижение численности. И лишь численность населения в пенсионном возрасте до 72 лет будет непрерывно расти (с 750 тыс. чел. в 2002 году до 880 тыс. чел. в 2016 году).
Снижение численности наиболее активной возрастной группы трудоспособного населения (на 200 тыс. чел. к 2016 г.) может компенсироваться за счет трудовой миграции (частично), либо за счет привлечения трудовых ресурсов из потенциала экономически не активного населения (в том числе и пенсионеров) и безработных (по критериям МОТ).
Ключевыми проблемами рынка труда Санкт-Петербурга являются:
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе;
- прогнозируемая нехватка рабочей силы (трудовых ресурсов) на рынке труда;
- недостаточное обеспечение экономики конкурентоспособными мобильными трудовыми ресурсами;
- недостаточно активное обновление образовательных программ профессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, что создает недостаток высококвалифицированных кадров.
Анализ факторов, отражающих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга по спросу - предложению квалифицированных рабочих и служащих; основных тенденций, обусловленных действием этих факторов, позволяет сформулировать следующие основные выводы:
- увеличение дефицита квалифицированных кадров рабочих и служащих, в отраслевом разрезе и особенно в профессиях, общих для всех отраслей экономики города, происходит на фоне ухудшающейся демографической ситуации и недостатка мобильных трудовых ресурсов;
- обеспечение рынка труда квалифицированной рабочей силой возможно при условии увеличения доли обучения взрослого населения (высвобождающегося населения, безработных граждан, экономически неактивного населения, имеющего ограничения по труду) и оперативного обновления образовательных программ по востребованным профессиям;
- требуется повышение эффективности работы с привлеченной иностранной рабочей силой, обеспечение ее переподготовки на рабочие места приоритетных отраслей Санкт-Петербурга (судостроение, машиностроение, оборонная промышленность, городское хозяйство, пищевая промышленность, транспорт, строительство, потребительский рынок и общественное питание),
2. Состояние и проблемы системы начального
профессионального образования Санкт-Петербурга
Начальное профессиональное образование развивается как органическая часть системы непрерывного образования в Санкт-Петербурге. Подготовка квалифицированных рабочих и служащих в системе начального профессионального образования, как правило, соединяет получение среднего (полного) общего и профессионального образования.
Важнейшей характеристикой начального профессионального образования является его высокая доступность, достигаемая за счет функционирования в Санкт-Петербурге 74 государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе: 8 профессиональных колледжей; 37 профессиональных лицеев; 29 профессиональных училищ.
Численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования составляет около 50 тыс. человек, в том числе на базе основного общего образования 43100 человек, без основного общего образования 4968 человек.
В 2005 году прием на обучение составил 18 тыс. человек, из них 15 тыс. человек - на профессии начального профессионального образования и 3 тыс. человек - на специальности среднего профессионального образования.
Активно развивается в учреждениях начального профессионального образования система профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) взрослого населения: так, в 2004 году за счет средств предприятий, организаций, Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу и личных средств граждан обучено более 5 тыс. человек.
Исходя из требований рынка труда города, изменяется структура приема в образовательные учреждения начального профессионального образования. За последние 5 лет контингент обучающихся на рабочие профессии и специальности среднего профессионального образования увеличился в 1,3 раза, в том числе на профессии, связанные с металлообработкой, судостроением, строительными, монтажными и ремонтно-строительными работами; реставрационными работами, с транспортом.
Выпуск рабочих и специалистов с начальным профессиональным образованием в 2004 году составил 18161 человек, из них 90% трудоустроено.
Коэффициент наполняемости образовательных учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге составляет 1,16.
Стоимость подготовки одного ученика в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2004 году составила 22,4 тыс. рублей.
Наряду с функцией подготовки квалифицированной рабочей силы система начального профессионального образования выполняет социальную функцию - государственной поддержки наименее защищенных слоев населения.
Анализ социального состава обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга показывает, что 41% обучающихся составляют учащиеся из неполных семей; у 2% учащихся родители лишены родительских прав; 1,5% проживают с опекунами; 2,5% - дети-сироты.
Доля учащихся из семей с доходами ниже среднего прожиточного уровня составляет 57,5%; из семей, имеющих доход на уровне прожиточного уровня, - 34,5%; учащихся из обеспеченных семей - 8%. Как следствие, 49% учащихся имеют ослабленное здоровье.
Проблема кадрового обеспечения системы начального профессионального образования является крайне актуальной. За период 1992-2004 годы из отрасли произошел отток высококвалифицированных инженерно-педагогических работников.
Штатная численность сотрудников в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет 7021 человек, однако фактически на начало года работало только 5236 человек, что составляет 74% от штатного состава. 70% работников учреждений начального профессионального образования (2949 чел.) имеют стаж работы в учреждениях начального профессионального образования 5 и более лет. Мастера производственного обучения, имеющие высшее образование, - 30,5%, среднее профессиональное - 52,9%. Однако профессионально-педагогическое образование имеют лишь треть из них. Достаточно высокий уровень профессионального образования отмечается у преподавателей специальных и общетехнических дисциплин (высшее образование - 92,9%, среднее профессиональное - 63%), но инженерно-педагогическое образование имеет лишь около 50% преподавателей. Из общего состава инженерно-педагогических работников лица пенсионного возраста составляют 11,9%, молодые специалисты - 3,8%. Необходимость повышения педагогического образования работников начального профессионального образования очевидна, особенно у мастеров производственного обучения и молодых преподавателей.
Существенной проблемой в учреждениях начального профессионального образования является текучесть кадров. В 2004 году она составляла 14,0%, но это ниже, чем в 2003 году - 15,2%. Основными причинами текучести кадров являются: низкая заработная плата, проблема контингента учащихся (низкий уровень подготовки поступающих на обучение, девиантное поведение), морально устаревшая материально-техническая база учебных заведений, разрыв связей с бывшими базовыми предприятиями.
В полной мере удовлетворять возрастающие требования экономики города в квалифицированных рабочих кадрах не позволяют:
- отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений начального профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации;
- неготовность системы начального профессионального образования к внедрению государственно-общественных форм управления;
- низкий уровень нового материально-технического обеспечения большинства учреждений начального профессионального образования, особенно для подготовки по ресурсоемким профессиям. Станочный парк физически и морально устарел. Средний износ основных фондов превышает 80%;
- недостаток финансирования на развитие образовательных учреждений начального профессионального образования. Доля зарабатываемых внебюджетных средств в 2004 году составила 17,7% в общем объеме финансирования из бюджета Санкт-Петербурга.
В этих условиях система начального профессионального образования Санкт-Петербурга не может обеспечить покрытие дисбаланса спроса и предложения на рынке труда города. В настоящее время в учреждениях НПО в год готовится не более 15 тыс. квалифицированных рабочих отраслевых профессий и лишь 3300 - по профессиям, общим для всех отраслей экономики, причем для отраслевых профессий спрос превышает предложение в 1,5-2 раза.
Изложенное позволяет сделать вывод, что для соответствия требованиям динамически развивающейся промышленности Санкт-Петербурга необходима подготовка и реализация комплексной программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
3. Концептуальные основы развития системы начального
профессионального образования в Санкт-Петербурге
В современных условиях, определяющихся возрастающим спросом рынка труда города в квалифицированных и высококвалифицированных кадров рабочих и служащих, складывающейся демографической ситуацией, необходима сильная региональная политика, которая позволит минимизировать издержки в области подготовки кадров, сконцентрировать усилия на приоритетных для экономики города направлениях, с максимальной эффективностью использовать существующую инфраструктуру начального профессионального образования
Решение проблем в области начального профессионального образования, приобретает особую значимость в связи с интеграцией России в мировое экономическое сообщество, что приводит к востребованности на рынке труда трудовых ресурсов, в основном, высокой квалификации.
Вследствие этого основными принципами развития системы начального профессионального образования города являются:
1. Приоритетная роль профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики города и личных потребностей граждан.
На современном этапе развития экономики Санкт-Петербурга необходимо обеспечение согласованности взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и социальных партнеров (исполнительных органов власти, органов по труду и занятости, Торгово-промышленной палаты, объединений работодателей и ассоциаций товаропроизводителей, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, родителей) по вопросу подготовки квалифицированных кадров рабочих и служащих, прежде всего для реального сектора экономики.
Консолидация усилий социальных партнеров по поддержке и дальнейшему развитию системы профессионального образования в Санкт-Петербурге в качестве приоритетов на данном этапе позволит осуществить:
- прогноз рынка труда, оценка динамики демографической ситуации для определения стратегии подготовки и переподготовки квалифицированных кадров рабочих и служащих в системе профессионального образования;
- изменение структуры подготовки квалифицированных кадров рабочих и служащих с учетом требований рынка труда;
- государственное регулирование спроса-предложения рынка труда через формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и служащих в системе профессионального образования;
- восстановление связей системы начального профессионального образования с работодателями и их активное участие в формировании образовательной политики.
2. Гуманистический характер профессионального образования.
Реализация этого принципа позволит максимально учитывать потребности граждан в профессиональном образовании и последующем трудоустройстве. Предполагается усиление роли работодателей в организации практической составляющей образования и, как следствие, более полное ее соответствие современным требованиям производства, что, в свою очередь, должно позволить оптимизировать адаптацию выпускников системы начального профессионального образования к рынку труда.
Гуманизацию образования, приближение его к запросам обучаемых и работодателей должно обеспечить развитие государственно-общественных форм управления, в том числе создание институтов попечительства, усиление роли родительских комитетов, ученических форм самоуправления и т.д.
Начальное профессиональное образование должно обеспечить изменение целевых приоритетов профессионализации, быть направленным на подготовку профессионально мобильной и конкурентно способной личности, готовой к постоянному самообразованию и саморазвитию в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Эффективное поведение выпускника на рынке труда должно быть обеспечено через умение решать социально-профессиональные задачи: поиск работы, трудоустройство, создание собственного дела и т.д.
3. Практическая ориентация профессионального образования.
Приоритетным является повышение качества профессионального образования за счет формирования практико-ориентированного содержания образования. Реализация этого принципа требует как участия представителей системы начального профессионального образования города в разработке профессиональных стандартов, так и непрерывного обновления содержания профессионального образования на основе новых парадигм организации знаний: переход от предметно-дисциплинарной к компетентностной подготовке рабочих кадров.
Значимым в реализации принципа является использование при подготовке рабочих кадров и служащих высоких образовательных технологий, включая дистанционное обучение, активное использование национальных и международных сетей знаний; модульных и проблемно-развивающих педагогических технологий, новых технологий производственного обучения.
Необходимо введение региональных компонентов содержания профессионального образования и разработка региональных перечней востребованных профессий рабочих, специальностей служащих и соответствующих региональных стандартов.
Практической направленности системы начального профессионального образования, ее ориентации на потребности конкретных предприятий должны способствовать повышение доли профессиональных училищ и лицеев в реализации профессиональной подготовки (новых рабочих, повышения квалификации, переподготовки) взрослого населения за счет средств работодателей, службы занятости и личных сбережений граждан.
4. Комплексная оценка эффективности действующих образовательных учреждений начального профессионального образования с участием социальных партнеров, в том числе через проведение процедур лицензирования и аттестации.
Определение рейтинга учреждений начального профессионального образования, соотнесение их возможностей с реальными потребностями экономики города, позволит наиболее эффективно осваивать выделяемое бюджетное финансирование.
5. Совершенствование экономического механизма функционирования учреждений начального профессионального образования.
Реализация этого принципа возможна через разработку и внедрение многоканального финансирования подготовки рабочих кадров.
6. Преемственность опыта и традиций системы начального профессионального образования.
Реализация этого принципа строится на максимальном использовании в практике деятельности учреждений начального профессионального образования всего положительного, что было ранее создано инженерно-педагогическими работниками.
Создание эффективной системы дополнительного профессионального образования для мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений начального профессионального образования города также позволит использовать в образовательном процессе различные содержательные, методические и организационные новации.
7. Соблюдение и совершенствование действующей законодательной базы.
Развитие системы начального профессионального образования должно осуществляться в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. В то же время необходимо совершенствовать законодательную базу, путем создания региональных документов, обеспечивающих новое качество профессионального образования, закрепление выпускников учреждений начального профессионального образования на региональном рынке труда.
8. Гласность проводимых мероприятий.
Развитие системы начального профессионального образования города невозможно без активного и осмысленного обсуждения всех мероприятий участниками образовательного процесса. Этого невозможно достичь без активного внедрения информационных управленческих технологий, проведения тематических семинаров и конференций, ярмарок трудовых ресурсов, выставок продукции образовательных учреждений и т.п. Положительную роль должен сыграть экспертный совет по начальному профессиональному образованию, призванный осуществлять научно-практическую экспертизу вводимых инноваций.
Необходимыми условиями, позволяющими реализовать вышеназванные принципы, выступают: системный мониторинг и анализ рынка труда, образовательного потенциала учреждений начального профессионального образования, качества профессиональной подготовки учащихся, а также качества кадрового потенциала системы начального профессионального образования.
4. Основные направления развития системы начального
профессионального образования в Санкт-Петербурге
4.1. Совершенствование системы профориентации и психологической поддержки молодежи
Для реализации этого направления необходимо основные усилия сосредоточить на следующих аспектах:
- разработке нормативно-правовой базы системы профессиональной ориентации молодежи;
- формировании структурных подразделений системы профессиональной ориентации в системе образования города, обеспечивающих гарантированный минимум психолого-профориентационных услуг для различных категорий молодежи;
- подготовке, издании и распространении справочно-информационных и методических материалов по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки;
- создании системы информирования обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей рынке труда и образовательных услуг;
- психологическом просвещении учащихся, родителей, педагогов по вопросам профориентации;
- организации взаимодействия с органами управления, общественными объединениями молодежи, средствами массовой информации в целях развития профориентационной работы с молодежью, повышения ее эффективности;
- развитие профориентационной работы через создание механизма взаимодействия межшкольных учебных комбинатов (МУК) с общеобразовательными учреждениями в условиях профилизации учебно-образовательных программ.
Реализация вышеизложенных мер позволит обеспечить:
- межведомственное взаимодействие в вопросах оказания психолого-профориентационной помощи молодежи, ее ориентации на профессии приоритетных отраслей города;
- разработку и внедрение эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся учреждений общего, профессионального образования, особенно инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью и т.д.;
- разработку и реализацию комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических работников и специалистов, оказывающих психолого-профориентационные услуги;
- создание системы содействия трудоустройству выпускников учреждений начального профессионального образования.
4.2. Структурно-содержательная оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования
Необходимость проведения структурно-содержательных преобразований в системе начального профессионального образования определяется:
- реальной востребованностью образовательных программ гражданами Санкт-Петербурга;
- оценкой состояния и прогнозом развития рынка труда;
- учетом складывающейся и прогнозируемой демографической ситуации;
- объективными проблемами, существующими в системе начального профессионального образования;
- переводом части учебных заведений среднего профессионального образования на региональный уровень.
При этом сеть образовательных учреждений должна обеспечивать:
- непрерывность профессионального образования, что обусловлено высоким уровнем динамики рынка труда необходимостью постоянной переподготовки, повышения квалификации рабочих и служащих;
- многоуровневость профессионального образования, характеризуемую увеличением количества завершенных и сертифицированных соответствующими государственными документами уровней и ступеней профессионального образования;
- гибкость профессионального образования, предполагающую, что базовое профессиональное образование (начальное, среднее и высшее) должно сочетаться с дополнительным образованием, в том числе взрослых. Гибкость образования обеспечивается многообразием его организационных форм: очно-заочное обучение, экстернат и т.д.
Основные мероприятия в рамках этого направления:
- сегментирование всех учреждений начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге по ведущим градообразующим отраслям и востребованным на рынке труда профессиям;
- создание сети территориально-отраслевых комплексов, включающих в себя несколько учреждений профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования;
- создание на базе ряда территориально-отраслевых комплексов ресурсных центров, оснащенных высокотехнологичным учебно-производственным оборудованием;
- создание отраслевых производственных участков для организации производственной практики учащихся;
- создание в образовательных учреждениях специализированных подразделений производственного обучения и производственной практики учащихся, а также производства товаров и услуг силами учащихся и инженерно-педагогических работников.
В качестве основных предлагаются следующие типы учебно-образовательных комплексов:
- профессиональные училища, реализующие образовательные программы профессиональной подготовки и начального профессионального образования;
- профессиональные лицеи, реализующие программы, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, а также программы, обеспечивающие приобретение обучающимися повышенного уровня квалификации по конкретной профессии;
- профессиональные колледжи, реализующие программы начального, среднего и дополнительного профессионального образования, обеспечивающего наряду с повышенным уровнем квалификации выпускников углубленную общетехническую и общеобразовательную подготовку.
Кроме этого, могут реализовываться интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования в рамках университетских комплексов, создаваемых на договорной основе.
Реорганизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования будет проводиться на основе мониторинга соответствия их образовательного потенциала технико-технологическим, организационным и экономическим изменениям, происходящим в основных отраслях экономики города.
4.3. Повышение качества профессионального образования, его эффективности и доступности
В соответствии с "Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации" повышение качества профессионального образования является ведущим приоритетом на современном этапе.
В ходе реализации указанного направления обеспечиваются:
- подготовка квалифицированного работника на уровне мировой практики, ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
- повышение качества профессионального образования путем максимальной адаптации содержания образования и обучения к требованиям работодателей как по отрасли в целом, так и конкретных предприятий (организаций, учреждений) в частности.
В условиях ориентации федеральных образовательных стандартов на базовый, минимально необходимый и общий для всех регионов содержательный компонент, в Санкт-Петербурге должны учитываться требования профессиональных стандартов, разрабатываемых работодателями.
Основными задачами, решаемыми в рамках данного направления, являются:
- разработка региональных образовательных стандартов; региональных компонентов содержания, дополняющих федеральные образовательные стандарты; разработка новой и корректировка действующей учебно-программной документации и ее согласование с работодателями;
- формирование учебных планов и программ, обеспечивающих переход от знаний, умений и навыков к формированию профессиональной компетентности;
- обеспечение преемственности учебных планов на разных образовательных уровнях, что возможно через создание механизма их стандартизации;
- создание системы комплексного научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- развитие сквозной системы "бизнес-подготовки" учащихся с целью формирования экономического мышления, предпринимательских навыков, эффективных моделей поведения на рынке труда;
- создание и внедрение в практику работы учреждений начального профессионального образования модульных образовательных программ, учитывающих образовательные, психофизиологические и возрастные особенности обучаемых;
- изменение подходов к проведению городских конкурсов и олимпиад по профессиям. Их основной задачей должны стать привлечение внимания работодателей и общественности к деятельности системы начального профессионального образования, демонстрация ее возможностей в формировании квалифицированных работников, содействие трудоустройству выпускников.
Важнейшей задачей внутри данного направления становится управление качеством образования. Для этого необходимо усовершенствовать механизм проведения лицензирования и аттестации образовательных учреждений, создать систему оценки качества образования, организовать в городе Центр качества профессионального образования.
4.4. Организация обучения взрослого населения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования
Увеличивающиеся потребности рынка труда в квалифицированных рабочих и служащих, с одной стороны, и ухудшающаяся демографическая ситуация с другой, изменяют роль и место системы начального профессионального образования в подготовке рабочих кадров. Наличие соответствующей материально-технической базы, преподавателей и мастеров позволяют профессиональным училищам, лицеям и колледжам участвовать в подготовке взрослого незанятого и высвобождающегося населения. Для этого должны быть разработаны правовые, организационные и методические основы обучения взрослых в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также соответствующая учебно-программная документация.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования могут быть реализованы следующие образовательные программы:
- профессиональной подготовки с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
- повышения квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по востребованным профессиям;
- обучения рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям с целью расширения их профессионального профиля;
- переподготовки рабочих для приобретения ими новых профессий в рамках родственной области компетенции;
- повышения квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации;
- стажировки специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;
Реализация вышеизложенных образовательных программ обеспечивает:
- формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик;
- возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта учащихся;
- преемственность и взаимосвязь профессионального обучения;
- сочетание производственного обучения с производственным трудом.
4.5. Организация воспитательной работы, формирование духовного и физического здоровья обучаемых
В системе начального профессионального образования накоплен опыт по воспитанию учащихся на лучших традициях образовательных учреждений, предприятий и организаций социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга.
На основе особенностей социокультурного пространства Санкт-Петербурга выработаны подходы к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательной работы в образовательных учреждениях профессионального образования.
Снижение жизненного уровня значительной части населения, социальное расслоение, негативные явления общественной жизни оказывают отрицательное воздействие на сознание и поведение учащихся.
Разобщены и часто не скоординированы действия разных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания учащейся молодежи, что требует совершенствования форм и методов работы педагогического состава образовательных учреждений. В этой связи необходимо:
- межведомственное решение проблем развития воспитательной деятельности, ориентированной на гражданско-правовые ценности, обеспечивающие формирование культурно-ценностных ориентиров, установок; личностных и гражданских качеств учащихся;
- разрабатывать целевые здоровьесберегающие программы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедрять инновационные методики обучения и воспитания;
- продолжать участие в целевых городских программах по профилактике наркозависимости и алкоголизма подростков, развития физической культуры и спорта;
- обеспечивать социально-педагогическую поддержку общественных организаций, движений учащихся и их самоуправления;
- продолжать развивать систему летнего оздоровительного отдыха, оздоровления и отдыха подростков.
Реализация воспитательных мероприятий обеспечивает:
- воспитание человека, умеющего развиваться самостоятельно и быть конкурентоспособным на протяжении всей жизни;
- сохранение преемственности и продолжение традиций нашего народа;
- воспитание человека обладающего осознанной системой нравственных ценностей.
4.6. Расширение применения информационных технологий
Информатизация общества и активное распространение высоких информационных технологий в сфере образования создают условия для создания единой информационной среды управления, комплексной системы информационного обеспечения управления профессиональным образованием, системы информационного взаимодействия с гражданами, внедрение информационных технологий в учебный процесс. Это может быть достигнуто за счет:
- оснащения образовательных учреждений соответствующей техникой;
- создания и поддержки компьютерной базы данных региональных стандартов по профессиям системы профессионального образования; модульных учебных программ; дидактических материалов и т.д.;
- обеспечения оперативного получения учебно-методической информации пользователями через создание специального сайта;
- обучения специалистов профобразования разработке компьютерных практикумов по профессиям и специальностям, участия в создании новых образовательных ресурсов (учебников, справочников и т.д.);
- разработки и поэтапной реализации целевой программы дистанционного обучения;
- развития и внедрения единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие системы: учащийся - педагог - администрация образовательного учреждения - орган управления образованием - работодатель - общественность.
Внедрение информационных технологий создает условия для:
- обеспечения интеграционных процессов между учреждениями школьного и профессионального образования;
- систематического обновления образовательных программ в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- усиления ориентации профессионального образования на удовлетворение потребностей рынка труда.
4.7. Совершенствование государственно-общественного управления и социального партнерства в сфере начального профессионального образования
В современных условиях актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, объединения трудящихся, службой занятости, то есть со всеми, кто становится не просто потребителем образовательных услуг, но и источником финансового благополучия образовательных учреждений.
Основными принципами социального партнерства становятся:
- заинтересованность всех взаимодействующих сторон в поиске оптимального пути развития кадрового потенциала предприятий, региона в целом, решения других социальных проблем;
- объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении препятствий, чего добиться поодиночке невозможно или представляется неэффективным;
- стремление к поиску реалистичных решений и принятие их, без какого-либо давления;
- взаимосогласованный контроль и учет интересов всех социальных партнеров;
- легитимность и правовая обоснованность взаимодействия, выгодная каждому социальному партнеру и обществу в целом;
- конструктивное сотрудничество между партнерами в разрешении спорных вопросов.
Эффективная организация социального партнерства позволяет учебным заведениям:
- получить доступ к информации о рынке труда;
- учитывать требования работодателей по содержанию образования и подготовки рабочих и служащих;
- упростить процедуру корректировки и разработки, новых учебно-программных материалов, полнее отвечающих требованиям работодателей;
- получить новые возможности для организации производственной практики учащихся и стажировки педагогов с целью изучения новой техники и производственных технологий;
- расширять возможности трудоустройства выпускников;
- создавать совместные с предприятиями коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений.
Социальное партнерство в системе профессионального образования в первую очередь ассоциируется с потенциальными работодателями, их объединениями. Однако не меньшую роль будет играть партнерство с различными общественными, научными, творческими и другими организациями и союзами.
Основным результатом реализации этого направления должна стать разработка нормативных документов, повышающих инвестиционную привлекательность начального профессионального образования в городе.
4.8. Формирование государственного заказа на подготовку рабочих кадров и служащих
Дальнейшее развитие системы начального профессионального образования с целью обеспечения отраслей экономики Санкт-Петербурга кадрами рабочих и специалистов неразрывно связано с реализацией принципов формирования государственного заказа на профессиональную подготовку кадров и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования.
Решение задач, возникающих в ходе реализации этого направления возможно при:
- обеспечении межведомственного взаимодействия отраслевых комитетов по регулированию трудового потенциала региона, прежде всего с учетом потребностей в градообразующих профессиях в рамках сбалансированных стратегий прогноза развития регионального рынка труда;
- определении номенклатуры востребованных профессий и специальностей в соответствии с потребностями рынка труда города и создании механизма ее корректировки;
- ориентации системы подготовки и переподготовки кадров на текущие и перспективные потребности экономики города, на требования работодателей;
- разработке механизмов формирования и реализации государственного заказа по подготовке квалифицированных рабочих и служащих в учреждениях профессионального образования;
- ежегодном обосновании контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования разного уровня;
- обеспечении информационной прозрачности рынка труда, обеспечивающей массовый доступ граждан Санкт-Петербурга к банкам вакансий;
- систематическом анализе трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования, обучавшихся по различным образовательным программам.
Итогом реализации мероприятий становятся:
- заключение соглашений с работодателями, их ассоциациями и отраслевыми союзами о профессиональной подготовке квалифицированных кадров;
- выработка нормативов стоимостных затрат на подготовку квалифицированных рабочих по профессиям начального профессионального образования;
- оптимизация расходов на финансирование образовательных учреждений из городского бюджета.
4.9. Модернизация материально-технической базы и имущественных отношений
Для развития материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования предполагается:
- разработать нормативы материально-технического обеспечения по профессиям учреждений профессионального образования с учетом отраслевой специфики используя стандарты проживания и нормативы их обеспечения в области образования;
- провести комплексную инвентаризацию по оценке состояния основных фондов учреждений профессионального образования, организовать списание устаревшего оборудования;
- разработать программу целевого оснащения образовательных учреждений современным высокотехнологичным учебным и производственным оборудованием;
- оснастить пищеблоки образовательных учреждений современным технологическим оборудованием;
- обеспечивать библиотеки новой учебной и методической литературой с учетом профессионального профиля;
- использовать до 50% внебюджетных доходов на проведение ремонта зданий образовательных учреждений, инженерных коммуникаций; модернизацию приборов учета тепло и энергоресурсов;
Модернизацию материально-технического обеспечения отраслевых и ресурсных центров, осуществляющих профессиональную подготовку (переподготовку) молодежи и взрослого населения проводить при активном участии работодателей.
4.10. Совершенствование экономических отношений в системе начального профессионального образования
Позитивной тенденцией в развитии профессионального образования в Санкт-Петербурге, является модернизация экономических отношений на основе обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений.
Механизм совершенствования экономических отношений включает:
- переход на нормативное финансирование с учетом реализуемых образовательных программ;
- отработку схем взаимодействия образовательных учреждений - бюджетополучателей с Управлением казначейства Комитета финансов по исполнению сметы доходов и расходов;
- организационное укрепление бухгалтерских служб образовательных учреждений.
- стимулирование внедрения энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях;
- создание и внедрение системы многоканального финансирования подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования. Привлечение внебюджетных средств:
- доходов от оказания образовательных услуг взрослому населению;
- доходов от производственной деятельности учебно-производственных мастерских;
- доходов от аренды неиспользуемых помещений;
- средств попечительских советов (работодателей, спонсоров, добровольных пожертвований);
- подбор и обучение кадров для обеспечения деятельности учреждений в новых финансовых и экономических условиях.
Основной задачей, решаемой в рамках этого направления, является создание механизмов и стимулов инвестирования в систему профессионального образования.
Переход на нормативное финансирование учреждений начального профессионального образования позволит, с одной стороны эффективно использовать выделяемые бюджетные средства, с другой удовлетворить финансовые запросы образовательных учреждений.
4.11. Совершенствование кадрового обеспечения
Задачи модернизации системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге требуют совершенствования профессионализма сотрудников образовательных учреждений.
Основными задачами работы по кадровому обеспечению являются:
- реализация мероприятий целевой программы Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга";
- внедрение отраслевой системы оплаты труда работников образования;
- развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности педагогов (прежде всего тех, кто является победителем конкурсов педагогических достижений, подготовил победителей предметных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, является создателем авторских программ и т.д.);
- развитие системы экономических и организационных мер по поддержке молодых педагогов;
- повышение квалификации руководителей образовательных учреждений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в новых экономических условиях;
- разработка требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений;
- подготовка и реализация программы дополнительного образования; стажировок на предприятиях и организациях для учебного персонала учреждений профессионального образования;
- разработка модульных многоуровневых программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации инженерно-педагогических работников;
- формирование резерва кадров руководителей образовательных учреждений.
Конечной целью является разработка комплексной программы дополнительного образования для инженерно-педагогических кадров профессиональных лицеев, училищ и колледжей.
4.12. Совершенствование нормативно-правовой базы
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности системы начального профессионального образования и обеспечения ее модернизации необходимо подготовить следующие нормативно-правовые акты:
- проект Закона Санкт-Петербурга "Об образовательных учреждениях начального профессионального образования, создаваемых органами государственной власти Санкт-Петербурга";
- проект Закона Санкт-Петербурга "О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Санкт-Петербурга";
- проекты нормативных документов, позволяющих ввести прямые и косвенные льготы предпринимателям, инвестирующих средства или предоставляющих места для практики (стажировки) учащихся учреждений начального профессионального образования;
- проекты нормативных документов, освобождающих от налогов доходы, получаемые от реализации продукции, произведенной в ходе учебно-производственной деятельности при условии их реинвестирования в образовательное учреждение;
- Генеральные отраслевые соглашения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, промышленных предприятий и учреждений с целью создания корпоративной сети по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.
4.13. Формирование путей интеграции в европейское образовательное пространство
Интеграция России в мировое пространство требует активного привлечения опыта зарубежных стран в организации профессионального образования рабочих кадров и служащих. Для этого необходимо:
- провести анализ возможностей адаптации зарубежного опыта в системе непрерывного профессионального образования России;
- создание банка данных международных проектов и программ в сфере начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
Образовательные учреждения заинтересованы в реализации совместных проектов с зарубежными партнерами на двух- и многосторонней основе в:
- области методологий непрерывного профессионального образования,
- организации совместных исследований, проведении семинаров, конференций по выявлению общностей существующих концепций;
- унификации понятийного стандарта, содержания, форм, методов и средств профессионального обучения.
- проведении стажировок преподавателей и учащихся;
Деятельность в этом направлении должна содействовать поэтапному сближению российских и зарубежных стандартов (ISO) профессионального образования.
5. Механизм реализации приоритетных направлений развития
системы начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге
Реализация приоритетных направлений обеспечивается концентрацией финансовых и кадровых ресурсов, формированием современного рынка образовательных услуг; проведением структурных изменений в системе образования Санкт-Петербурга, обеспечивающих соответствие профессионального образования реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации содержания образования, нормативно-правового регулирования сферы образования, оптимизации профессионально-квалификационной структуры повышения квалификации педагогических кадров.
Особую значимость приобретают механизмы преемственной реализации региональной и федеральной образовательной политики.
Значительное внимание должно быть уделено поддержке инновационного сектора сферы образования, выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
6. Ожидаемые результаты реализации приоритетных направлений
развития системы начального профессионального образования
В результате реализации приоритетных направлений планируется повышение качества и эффективности профессионального образования и его доступности.
Обеспечивается совершенствование и повышение эффективности всех уровней профессионального образования, динамичное развитие системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2005-2010 годы:
- перевод образовательных учреждений начального профессионального образования на нормативное финансирование;
- оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографических условий и удовлетворения потребностей в квалифицированной рабочей силе регионального рынка труда;
- создание механизма оперативного взаимодействия системы начального профессионального образования с другими субъектами социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга;
- совершенствование структуры управления образованием на всех уровнях через создание условий, позволяющих принимать компетентные управленческие решения, осуществлять эффективное сотрудничество всех субъектов управленческой деятельности;
- апробирование различных моделей системы государственно-общественного управления в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
- совершенствование процедуры и содержания аттестации образовательных учреждений в целях обеспечения качественного, доступного, эффективного образования;
- оптимизация информационного обмена и взаимодействия системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге с региональными органами управления образованием и зарубежными партнерами;
- создание комплексной, эффективной, конкурентоспособной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров.
В переходный период своего развития страна может разрешать свои социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 2005 г. N 975-р "Об утверждении приоритетных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.