Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Основные направления организации оздоровления,
отдыха и занятости детей, подростков и молодежи
в 1998 году
Основные понятия
Оздоровительный отдых и занятость детей и подростков - комплекс условий и мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, закаливание организма и профилактику заболеваний, рациональный режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, занятие физической культурой и спортом, различными видами и формами обучающего и развивающего досуга, общественно-полезного труда.
Стационарные детские оздоровительные учреждения (ДОУ) - загородные детские лагеря, лагеря труда и отдыха, базы отдыха и туризма, профилактории, дачи детских садов и яслей, другие учреждения отдыха для детей и подростков различных организационно - правовых форм и форм собственности, функционирующие круглогодично или в каникулярный период.
Нестационарные формы отдыха и занятости детей и подростков - городские лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря, туристские походы, городские трудовые отряды и т.п.
Социальный заказ - соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти и детским оздоровительным учреждением (либо его учредителем) об организации отдыха определенной категории детей и подростков (в т.ч. по путевкам) за счет средств городского бюджета, а также привлеченных средств с учетом обеспечения высокого качества услуг при эффективном использовании средств.
Введение
Проблема организации отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время (в первую очередь в летний период) является сегодня из одной из наиболее актуальных, социально-значимых в нашем городе.
Не требует специального обоснования тот факт, что дети и подростки сверхкрупного промышленного центра, большую часть года живущие в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в оздоровительном отдыхе, в первую очередь, в экологически чистой среде. Необходимость в специально организованных оздоровительных мероприятиях обусловлена прежде всего ослабленным здоровьем значительной части детей в сочетании с "учебными перегрузками" многих из них и, по утверждениям исследователей, "длительным нарушением норм питания" (по официальным данным только 14% детей и подростков являются фактически здоровыми, 50% имеет отклонения в состоянии здоровья, а 36% - больны хронически).
В то же время, специалисты, занимающиеся проблемами молодежной преступности отмечают, что криминогенная ситуация в городе непосредственно зависит от того, как будет организована работа с подростками, в частности, в период летних каникул (необходимо отметить, что в период 1993-1996 гг. в результате реализации летних оздоровительных программ происходило существенное снижение преступности несовершеннолетних в летний период как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области).
Дополняет неблагоприятную картину положения детей и подростков в городе современная социально-экономическая ситуация, в которой значительно возрос удельный вес "неблагополучных" несовершеннолетних граждан: из семей безработных, беженцев из других районов СНГ, неполных и малообеспеченных семей и т.п.
Снижение объемов оздоровительного отдыха и занятости могут привести к дальнейшему ухудшению здоровья и росту асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Кроме того, существовавший в прежние годы механизм организации и обеспечения детского оздоровительного отдыха стал, по ряду аспектов, не соответствовать современным социально-экономическим условиям. Отсутствие законодательно закрепленных правовых гарантий в системе детского отдыха, нестабильность финансирования привели к значительному сокращению сети стационарных загородных баз, ухудшению материального состояния ДОУ (особенно дошкольных). Существенно ослабла подготовка и качество педагогического состава ДОУ, практически утрачена система лагерей труда и отдыха Комитета по образованию.
Таким образом, имеется, с одной стороны, потребность населения города в организации полноценного оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков, с другой стороны - необходимость в усовершенствовании организационно-правовых основ детского оздоровительного отдыха, системы управления и мер государственной поддержки ДОУ.
I. Анализ потребностей населения города в организации летнего
отдыха и занятости детей и подростков
На начало 1997 года в Санкт-Петербурге проживало 4730 тыс.человек.
Из них:
- в возрасте до 17 лет - 930 тыс.человек, в т.ч.
0-4 года - 130 тыс.чел.
5-9 лет - 330 тыс.чел.
10-14 лет - 280 тыс.чел.
15-17 лет - 190 тыс.чел.
Необходимо отметить, что в указанное число детей входят:
- дети-сироты - 5 831 человек
в т.ч. в детских домах КО и ПТУ - 3 560 человек
- опекаемые дети - 7 090 человек
- дети, находящиеся в приютах - 420 человек
- дети-инвалиды -17 000 человек
- дети, состоящие на учете в ПППН ГУВД -12 803 человека
- дети из малообеспеченных семей (в т.ч.
дети из многодетных семей, дети матерей-
одиночек, дети из семей безработных) - не менее 150 000
человек
В возрасте от 5 до 17 лет постоянно проживает в городе около 800 тыс. человек - это возрастная группа, наиболее активно задействованная в оздоровительной кампании.
Социологические исследования и опыт проведения оздоровительной кампании 1993-1997 годов показывает, что потребность в обеспечении организованного отдыха и занятости детей и подростков в летний период испытывают не менее 30-35% несовершеннолетних в возрасте от 5 до 17 лет, что соответствует приблизительно 240-280 тысячам человек.
Высокий уровень потребительского спроса на организованный отдыха определяется следующими факторами:
- полноценным питанием детей во время отдыха;
- возможностью получения льготной путевки от предприятия (организации) или государства;
- отсутствием средств на отдых в других, более привлекательных в климатических условиях регионах;
- возможностью самостоятельного заработка для подростка.
Фактически в указанный период различными формами организационного отдыха и занятости были обеспечены 70-80% от общего числа нуждающихся, в т.ч. в 1997 году по категориям детей и подростков:
Категория детей и подростков |
% обеспечения от зафикси- рованного спроса |
Число путевок на 1 тыс.детей в возрасте от 5 до 17 лет |
- дети-сироты | 100 | 1000 |
- опекаемые дети | 76 | 140 |
- дети-инвалиды | 52 | 156 |
- дети из малообес- печенных семей |
46 | 184 |
- дети из приютов | 68 | 470 |
- дети из творчес- ких и иных кол- лективов |
8.6 | 86 |
- подростки 14-17 лет (занятость) |
50 | 244 |
Приведенные данные и оценки, несмотря на их известную неточность, связанную с погрешностями любого социологического исследования, позволяют заключить - социально-демографическая ситуация, складывающаяся в Санкт-Петербурге будет способствовать актуализации на практике проблем по организации оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время, И именно ситуация 1993-1997 гг. по своим качественным и количественным показателям может являться базовой.
II. Анализ существующей материальной базы, обеспечивающей
отдых и занятость детей и подростков
В 1997 году программы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи реализовывались на следующих базах:
N п/п |
Тип ДОУ | Кол- во ДОУ |
Общая мощность в смену |
Общее число реализован- ных путевок в 1997 году |
Примечание |
I 1 |
Стационарные ДОУ, в т.ч. Комитета по делам семьи, детства и молодежи |
5 |
1200 |
3040 |
|
в т.ч. арендованные | 3 | 750 | 1870 | ||
2 | Отделов по делам молодежи террито- риальных управле- ний |
3 | 380 | 1140 | |
3 | Комитета по образо- ванию |
33 | 5400 | 16200 | |
в т.ч. арендованные | 2 | 450 | 1350 | ||
4 | Ведомственные | 138 | 40000 | 97100 | В т.ч. соц. заказ 37000 |
5 |
Дошкольные учреж- дения, в т.ч. Комитета по образо- ванию |
79 |
7437 |
7437 |
На 72 дня |
6 | Ведомственные | 17 | 975 | 975 | На 72 дня |
7 | Пансионаты | 3 | - | 863 | Отдых детей- инвалидов |
8 | Дачные хозяйства | 2 | - | 890 | Отдых детей- инвалидов |
9 | Других регионов | 7 | - | 1320 | |
II 1 |
Базы трудовых отрядов, в т.ч. ЛТО |
2 |
120 |
360 |
|
2 | МБТ | 24 | 1050 | 4200 | |
в т.ч. арендованные | 23 | ||||
ИТОГО: | 65562 | 133525 | |||
III 1 |
Нестационарные ДОУ, в т.ч. Городские лагеря с дневным пребыванием |
85 |
8000 |
13099 |
|
2 | Дежурные детские сады и ясли |
485 | - | 43000 | |
3 | Туристические походы |
- | - | 2451 | По линии Коми- тета по делам семьи, детства и молодежи и Комитета по образованию |
4 | Городские трудовые отряды |
- | - | 8000 | С учетом пос- тоянной заня- тости |
ВСЕГО | 64562 | 200075 |
Из привлеченных данных видно, что основной объем программ оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи реализовывался на ведомственных ДОУ.
Существующая материальная база стационарных оздоровительных учреждений (при условии ее сохранения и эффективного использования) в состоянии обеспечить свыше 70% от общей потребности в организованном оздоровительном отдыхе. А дополнительно имеющиеся в городе возможности организации нестационарных форм отдыха могут полностью удовлетворить спрос населения Санкт-Петербурга на организованный отдых и занятости детей и подростков в летний период (при условии необходимого финансового обеспечения).
III. Принципы формирования программ отдыха, оздоровления и
занятости детей, подростков и молодежи
Исходя из опыта проведения оздоровительной кампании 1993-1997 годов, существующей потребности в обеспечении организованного отдыха и занятости детей, подростков и молодежи, уровня финансирования мероприятий по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков при формировании городских программ отдыха и оздоровления необходимо исходить из следующих основных принципов:
1. Отдых и оздоровление в стационарных ДОУ должны обеспечиваться в приоритетном порядке для детей-инвалидов (до 16 лет), детей-сирот (до 15 лет), опекаемых детей, детей из малообеспеченных и "кризисных" семей (в т.ч. детей, состоящих на учете в ПППН ГУВД) в возрасте до 14 лет.
2. Для подростков во возрасте 14-17 лет, в первую очередь сирот, опекаемых, из малообеспеченных семей, а также состоящих на учете в ПППН ГУВД, должен обеспечиваться оздоровительный отдых с элементами занятости.
3. Оздоровительный отдых для детей и подростков, находящихся в особо трудной ситуации, должен обеспечиваться исходя из фиксированных нормативов:
- дети-сироты - 100% от потребности
- дети, находящиеся в государственных приютах - 100% от потребности;
- опекаемые дети - не менее 80% от зафиксированного спроса;
- дети-инвалиды - не менее 60% от зафиксированного спроса;
- дети из малообеспеченных семей (в т.ч. состоящие на учете в ПППН ГУВД) - не менее 50% от зафиксированного спроса.
4. При формировании программы оздоровительного отдыха детских творческих и спортивных коллективов целесообразно установить норматив в размере не менее 10% от общего объема финансирования оздоровительных мероприятий.
Увеличение данного норматива возможно только после обеспечения п.3 при наличии дополнительных финансовых средств.
5. Сохранение ранее достигнутых объемов финансирования программы занятости с одновременным увеличением числа привлекаемых несовершеннолетних (за счет средств работодателей, собственных возможностей организаций-исполнителей программы, за счет увеличения городских трудовых отрядов и сокращения загородных МТО).
6. Путевки в стационарные и нестационарные оздоровительные учреждения, полностью или частично оплаченные за счет средств городского бюджета, должны предоставляться на 1 смену, кроме детей-сирот, детей, находящихся в приютах, опекаемых детей из малообеспеченных семей, а также детей, находящихся в особо сложных ситуациях (определяемых межведомственными комиссиями по распределению путевок).
7. При формировании программы отдыха и занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в ПППН ГУВД целесообразно сократить число специализированных лагерей для "трудных", в первую очередь обеспечивающих несколько районов. С целью социальной адаптации несовершеннолетних до 14 лет необходимо направлять в обычные оздоровительные учреждения (в количестве до 15% от общего числа отдыхающих), имеющие опыт и возможность работы с "трудными"; несовершеннолетних старше 14 лет целесообразно направлять либо в молодежные трудовые отряды, либо на специализированные производства.
8. Отбор оздоровительных учреждений, привлекаемых к реализации городских программ оздоровления и отдыха детей и подростков должен проводиться на конкурсной (тендерной) основе.
Обязательными условиями для оздоровительных учреждений при предоставлении заявки на конкурс являются:
- удовлетворительное состояние материальной базы ДОУ;
- наличие документов, удостоверяющих правовой статус ДОУ;
- наличие сметы расходов на подготовку и содержание ДОУ на предстоящий (текущий) оздоровительный сезон;
- предоставление информации о предполагаемых поставщиках продовольственных товаров и условиях поставок;
- соответствие материальных, технических, кадровых, природно-климатических, территориальных условий (ресурсов), содержательных аспектов деятельности ДОУ профилю и целевому назначению заявленной ДОУ программы.
Приоритетным условием отбора ДОУ для реализации городской программы является заполняемость ДОУ (не менее 30% от общего числа мест) детьми работников предприятия-балансодержателя (предприятий, организаций отрасли).
При равенстве вышеуказанных условий предпочтение должно отдаваться ДОУ, имеющим более низкую стоимость путевки.
К конкурсу не допускаются ДОУ, имеющие зафиксированные факты серьезных нарушений и чрезвычайных происшествий по вине ДОУ, приведшие к утрате жизни и здоровья детей в предыдущем сезоне, неисполненные акты и предписания со стороны Госпожнадзора, Управления социального питания, СЭС, экологических служб, а также факты вывоза детей на неподготовленную или не принятую уполномоченными органами базу в предыдущем сезоне (смене).
Для проведения конкурсного отбора необходимо создать совместную конкурсную комиссию Комитета по образованию, Комитета по делам семьи, детства и молодежи, Комитета по труду и социальной защите населения, Комитета по занятости и Управления социального питания и Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая будет работать в соответствии с Положением о конкурсе на размещение социального заказа города. Состав комиссии и Положение будут утверждаться распоряжением губернатора Санкт-Петербурга.
На совместной конкурсной комиссии необходимо также рассматривать программы нестационарных форм занятости, предлагаемые общественными организациями города (на условиях, аналогичных с ДОУ).
IV. Финансирование оздоровительных мероприятий
Финансирование городских программ оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи реализуемых комитетами Администрации Санкт-Петербурга производится из следующих источников:
- средств городского бюджета, по разделу "Оздоровительные мероприятия";
- средства Фонда социального страхования;
- средства Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга, в т.ч. по разделу бюджета "Занятость";
- средства предприятий и организаций-балансодержателей ДОУ;
- средства Федерального резервного фонда;
- родительская плата.
Финансирование оздоровительных детских мероприятий за счет городского бюджета в 1993-1997 годах позволило, с одной стороны, в значительной мере обеспечить потребности населения в детском отдыхе, несмотря на существенный рост себестоимости путевок, с другой - предотвратить лавинообразное разрушение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений.
По предварительной оценке стоимости путевки для отдыха 1 ребенка в Ленинградской области в 1997 году в стационарном ДОУ составляет на 01.11.97 г. 1.6 тысяч деноминированных рублей на 24 дня (что соответствует приблизительно 2 среднемесячным зарплатам жителя Санкт-Петербурга).
Для обеспечения мероприятий по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков в 1998 году в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрено 101 861 000 (Сто один миллион восемьсот шестьдесят одна тысяча) деноминированных рублей, которые будут направлены на следующие мероприятия:
- отдых (в т.ч. с элементами занятости) детей-инвалидов;
- отдых детей из приютов;
- отдых опекаемых детей;
- отдых детей-инвалидов с сопровождающими их лицами;
- отдых детей из малообеспеченных семей, в т.ч. состоящих на учете в ПППН ГУВД, детей безработных граждан (в городских и загородных ДОУ);
- отдых дошкольников;
- отдых детских творческих и спортивных коллективов, в т.ч. групп одаренных детей, туристских групп, участников детских и молодежных негосударственных организаций;
- занятость несовершеннолетних, в т.ч. состоящих на учете в ПППН ГУВД (сезонная и постоянная), из малообеспеченных семей в городских и загородных трудовых отрядах, на специализированных производствах;
- обеспечение организационных мероприятий, в т.ч. подготовка ДОУ Комитета по образованию и Комитета по делам семьи, детства и молодежи, обучение кадров, оплата служб обеспечения (Гор СЭС, Госпожнадзора и др.), проведение смотра-конкурса ДОУ.
Плановые объемы выполнения перечисленных программ с указанием исполнителей и соисполнителей приведены в Приложении. Суммы по программам и общий объем финансирования из городского бюджета определены исходя из стоимости путевок на каждый вид отдыха по состоянию на 01.11.97 г. без учета инфляционных процессов.
V. Структура управления процессом организации и проведения
оздоровительной кампании в Санкт-Петербурге
В связи с большим комплексом и широким спектром проблем, возникающих при организации и проведении оздоровительной кампании для управления процессом организации и проведения оздоровительной кампании детей и подростков создана и действует городская межведомственная комиссия по организации отдыха и занятости детей и подростков, в состав которой включены представители всех заинтересованных структур и ведомств. Аналогичные комиссии созданы и действуют во всех районах города.
Городская межведомственная комиссия обеспечивает оперативное решение общегородских вопросов, координацию деятельности всех служб, задействованных на организацию летнего отдыха детей, и районных комиссий, вопросов финансирования детских оздоровительных мероприятий. Районные межведомственные комиссии осуществляют непосредственную работу с населением (определение потребностей жителей района в летнем отдыхе и социального заказа района по малообеспеченным и многодетным, рассмотрение заявлений граждан) и организуют взаимодействие районных служб и ведомств, обеспечивающих оздоровительную кампанию.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 марта 1998 г. N 10 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.