Приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга
от 3 декабря 1993 г. N 472
"О введении валеологической службы в образовательных
учреждениях Санкт-Петербурга"
Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2007 г. N 1128-р настоящий приказ признан утратившим силу
В течение последних лет в Санкт-Петербурге наблюдается значительное снижение уровня здоровья и увеличение заболеваемости учащихся общеобразовательных школ. Основными причинами этих негативных явлений наряду с социальными факторами являются недостаточно сформированная в сознании учащихся, их родителей и педагогов потребность в здоровом образе жизни, слабые знания в этой области, низкая культура здоровья и деятельности, а также нерациональное распределение учебной нагрузки во многих образовательных учреждениях.
Комитет по образованию и созданный при нем Координационный совет по охране жизни и здоровья детей осуществляют ряд практических мер по разработке валеологически обоснованной системы школьного образования и формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся и учителей:
- в трех районах города (Дзержинском, Колпинском, Сестрорецком) идет подготовительная работа по созданию школьной валеологической службы;
- в образовательные программы многих школ введены уроки здоровья, в некоторых школах проводится экспериментальный поиск валеологически обоснованных методов воспитания и обучения;
- в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства осуществляется подготовка педагогических кадров по новой специальности "Валеология".
Актуальность валеологических проблем, а также позитивный опыт их решения в отдельных районах и школах города создают предпосылки введения валеологической службы во всех общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в состав которой войдут педагоги-валеологи, психологии, медицинские работники, а затем и социальные педагоги.
Создание школьной валеологической службы предполагается осуществить в течение 1994-96 годов. Для этого на первом этапе в текущем учебном году необходимо осуществить ряд организационных мероприятий.
Исходя из вышеизложенного, приказываю:
1. Руководителям РОУНО:
1.1. При необходимости ввести в штатное расписание образовательных учреждений должность освобожденного педагога-организатора по валеологии в пределах выделенных на оплату труда средств.
1.2. При условии введения предмета валеологии в учебный план образовательного учреждения обеспечить его финансирование за счет средств бюджета.
1.3. Предложить в срок до 01.01.94:
- в управление учебно-воспитательных учреждений (Лаврова Э.И.) сведения о составе работников валеологической службы и материальной базе (приложение N 2);
- в управление развития муниципальной системы образования (Симановская О.М.) сведения о потребности в кадрах педагогов-организаторов по валеологии (приложение N 3).
2. Утвердить примерное Положение о педагоге-организаторе по валеологии (приложение N 1).
3. Управлению учебно-воспитательных учреждений (зам.начальника Шилова Е.В.) и Университету педагогического мастерства (зав.кафедрой валеологи Калбанов В.В.) в срок до 01.03.94 разработать Положение о валеологической службе.
4. Университету педагогического мастерства (Воронцова В.Г.):
4.1. Разработать и осуществить в течение 1994 г. программу подготовки педагогов-организаторов по валеологии согласно заявкам РОУНО.
4.2. В срок до 01.02.94 разработать и представить на утверждение в Экспертный совет Комитета по образованию методические рекомендации и дидактические материалы по ступеням обучения школьников.
4.3. Разработать требования к квалификационным категориям педагога-организатора по валеологии.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета Ковину Т.Е.
Председатель Комитета |
О.Е.Лебедев |
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель председателя |
Т.Е.Ковина |
Приложение N 1
к приказу Комитета по
образованию
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о педагоге-организаторе по валеологии
Работа системы образования на современном этапе осложняется тем, что на протяжении всего срока обучения непрерывно ухудшается состояние здоровья детей и подростков, возрастает заболеваемость, увеличивается количество функциональных расстройств и пограничных психических и соматических состояний. При этом интенсификация образовательных программ увеличивает учебную нагрузку без должного учета индивидуальных особенностей и способностей ребенка, что усугубляет ухудшение здоровья учащихся и снижает эффективность учебно-воспитательной работы.
В рамках традиционной системы образования забота о здоровье учащихся считается прерогативной медицинской службы, однако, работа медицинского персонала ориентирована на лечение и предупреждение болезней, а не на формирование здоровья. В этой связи возникает потребность в учителе особого рода, педагоге-организаторе по валеологии, призванном обеспечить:
- валеологическое обоснование учебных программ и педагогических технологий, режимов труда и отдыха;
- воспитание у учащихся потребности в здоровье;
- формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни;
- выработку у занимающихся индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Принципы и порядок введения в штат должности
педагога-организатора по валеологии
В учебные планы образовательных учреждений уроки валеологии могут вводиться как обязательные занятия или занятия по выбору, или факультативные занятия из расчета на класс 36 часов на учебный год. К преподаванию этого предмета допускаются педагогические работники, прошедшие обучение по специальным учебным программам педагогических колледжей, институтов или университетов и получившие документ (удостоверение, свидетельство, диплом) о соответствующей профессиональной подготовке.
В штатное расписание образовательного учреждения по согласованию с Советом (педсоветом) могут быть введены должности педагога-организатора по валеологии в пределах выделенных на оплату труда средств. Примерные обязанности и права определены в соответствующих разделах данного Положения с оплатой труда по должности педагога-организатора.
Должностные обязанности:
- планирует и проводит мероприятия по валеологическому и гигиеническому воспитанию учащихся;
- ведет учебную работу по одному или нескольким курсам валеологии как единой дисциплины;
- проводит исследования, контроль и коррекцию формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов;
- участвует в методической работе образовательного учреждения;
- контролирует защищенность жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья);
- оказывает первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- посещает уроки и внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня для наблюдения за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности;
- участвует в работе медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;
- выступает с обобщением своего опыта на педагогических советах и научно-практических конференциях.
Должен знать:
- вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни;
- методологию и методику исследовательской и опытно-экспериментальной работы;
- основы возрастной физиологии, гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи при несчастных случаях;
- основы детской и педагогической психологии;
- разделы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики;
- педагогические и валеологические технологии;
- основы теории и методики физической культуры;
- правовые основы охраны здоровья детей и подростков;
- основы безопасности жизнедеятельности.
Должен владеть:
- валеологическими технологиями обучения и воспитания, способствующими выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности (суггестопедия, ритмопедия, релаксопедия и др.);
- методами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы;
- методами оценки санитарно-гигиенических условий в учебных заведениях.
Должен уметь:
- организовать оздоровительную работу в учебном заведении;
- проводить анализ и оценку учебно-воспитательного процесса, физического развития и состояния здоровья учащихся и учителей;
- оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Педагог-организатор по валеологии является членом педагогического коллектива образовательного учреждения.
Данное Положение является типовым для образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Разработано |
Одобрено |
охране жизни и здоровья
Приложение N 2
к приказу Комитета по
образованию
Сведения о составе работников и материальной базе
валеологической службы
N п/п |
Школа (N, профиль, средняя основная общая, началь- ная |
Состав работников (количество, работают постоянно, временно) |
Материальная база | |||||||
Врачи | Меди- цинс- кие сест- ры |
Пси- холо- ги |
Вале- ологи |
Педа- гоги- орга- низа- торы ОБЖ |
Соци- аль- ные педа- гоги |
Каби- нет психо- логи- ческой релак- сации |
Меди- цинс- кий каби- нет (рас- шифро- вать) |
Каби- нет вале- ологии |
||
Приложение N 3
к приказу Комитета по
образованию
Расчет потребности в кадрах педагогов-валеологов на 1993-1996 годы
по ________________________ району Санкт-Петербурга
------------------------------------------------------------------------\
N |Школа (N,|Кол-во педагогов-валеологов |Потребность в обучении |
п/п |профиль, | |кадров по валеологии |
|средняя, |------------------------------+-------------------------|
|неполная |обучено|Обуча- |Ф.И.О.|обра- |пед. |про- |рабо-|плани- |
|средняя) |ранее |ющихся | |зова- |стаж,|филь |та в |руемый |
| | |в 1993/| |ние |лет |рабо-|клас-|год |
| | |94 уч. | |(специ-| |ты в |сах |обуче- |
| | |году | |ально- | |школе|(1-4,|ния |
| | | | |сть по | |(уч. |5-8, | |
| | | | |дипло- | |пред-|9-11)| |
| | | | |му) | |мет) | | |
-----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга от 3 декабря 1993 г. N 472 "О введении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"
Текст приказа официально опубликован не был
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 9 января 2023 г. N 4-Р настоящий документ признан утратившим силу со дня официального опубликования названного распоряжения
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2007 г. N 1128-р