Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2005 г. N 302 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановление правительства Ленинградской области
от 30 марта 1998 г. N 10
"Об утверждении региональной комплексной программы
"Стабилизация и развитие агропромышленного производства
в Ленинградской области на 1998-2000 годы"
О ходе реализации настоящей программы см. постановление Правительства Ленинградской области от 22 апреля 1999 г. N 26
В целях сохранения и стабильного функционирования агропромышленного комплекса Ленинградской области и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 798 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы" Правительство Ленинградской области постановляет:
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 ноября 2000 г. N 40 утверждена региональная целевая программа "Развитие аграрных реформ" на 2000 год"
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 ноября 2000 г. N 37 утверждена региональная целевая программа развития товарного рыбоводства в Ленинградской области "Рыбоводство" на 2000 г.
1. Утвердить прилагаемую региональную комплексную программу "Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Ленинградской области на 1998-2000 годы".
2. Комитету финансов обеспечивать финансирование расходов по мероприятиям программы в объеме средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий год.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области разработать районные целевые программы стабилизации и развития агропромышленного производства на период до 2000 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора Ленинградской области - Председателя Правительства.
Губернатор Ленинградской области |
В.Густов |
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
Региональная комплексная программа
"Стабилизация и развитие агропромышленного производства
в Ленинградской области на 1998-2000 годы"
1. Анализ положения и основные проблемы в развитии агропромышленного
комплекса Ленинградской области
2. Цели и задачи программы
3. Условия перехода к устойчивому росту агропромышленного производства
4. Основные направления программы
4.1. Совершенствование земельных отношений и отношений
собственности
4.2. Реорганизация и реструктуризация сельскохозяйственных
предприятий
4.3. Кооперация и агропромышленная интеграция
4.4. Структурная политика, направленная на сохранение, развитие и
модернизацию производственного потенциала
4.5. Развитие рыночной инфраструктуры
4.6. Налоговая и кредитная поддержка агропромышленного
производства
4.7. Создание новых рабочих мест
5. Мероприятия программы и сроки их реализации
6. Ресурсное обеспечение программы
7. Механизм реализации программы
8. Кадровое обеспечение программы
9. Научное обеспечение программы
10. Нормативно-правовое обеспечение программы
11. Ожидаемые результаты и эффективность реализации программы
Приложение 1. Потребность в средствах государственной поддержки
и распределение средств бюджетного финансирования
агропромышленного комплекса Ленинградской области
на 1998 год
Приложение 2. Региональные целевые программы, осуществляемые
в Ленинградской области в 1997-2000 годах
Приложение 3. Перечень проектов законодательных актов Ленинградской
области, разрабатываемых в 1998 году
Приложение 4. Объем производства сельскохозяйственной продукции в
Ленинградской области
Паспорт
региональной комплексной программы
"Стабилизация и развитие агропромышленного производства
в Ленинградской области на 1998-2000 годы"
Полное наименование программы |
Стабилизация и развитие агропромышленного производ- ства в Ленинградской области на 1998-2000 годы |
Основание для раз- работки |
постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 798 "О Федеральной целевой про- грамме стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы" (пункт 3) |
Период и этапы реа- лизации программы |
1998-2000 годы |
Цель программы | осуществление комплекса организационных, экономи- ческих и технологических мероприятий по стабилиза- ции положения в агропромышленном производстве в Ленинградской области, формированию факторов его роста и дальнейшего развития, повышению конкуренто- способности продукции |
Основные задачи, мероприятия программы |
- совершенствование механизма регулирования цен и доходов сельскохозяйственных производителей, разви- тия рыночной инфраструктуры и создание других бла- гоприятных условий для функционирования предприятий агропромышленного комплекса Ленинградской области; - развитие аудита сельскохозяйственных предприятий и проведение зонирования сельскохозяйственных тер- риторий; - развитие земельных отношений, проведение реформи- рования и реструктурирования сельскохозяйственных предприятий, отработка процедур банкротства и реа- лизации других направлений стимулирования собствен- ной активности предприятий; - создание условий и поддержка кооперации и интег- рации предприятий агропромышленного комплекса Ле- нинградской области для решения межотраслевых проб- лем и повышения его эффективности; - проведение региональной структурной политики, на- правленной на повышение конкурентоспособности мест- ной продукции |
Объем финансовых ресурсов, заплани- рованных по прог- рамме на предстоя- щий год (1998), миллионов рублей |
447,0 |
Объем финансиро- вания, необходимый для завершения программы (1999- 2000 годы), мил- лионов рублей |
990,0 |
Ожидаемые конеч- ные результаты, социальный и эконо- мический эффект, важнейшие целевые показатели прог- раммы |
- прекращение спада производства в отраслях сель- ского хозяйства; - обеспечение конкурентоспособности на региональном рынке картофеля, овощей, молока, молочных продуктов и яйца, производимых в Ленинградской области; - реструктуризация долгов и оздоровления финансово- го состояния сельскохозяйственных предприятий; - оживление инвестиционной активности в агропромыш- ленном производстве; - снижение на 20-30 процентов ресурсоемкости произ- водства сельскохозяйственной продукции; - снижение уровня безработицы и повышение занятости сельского населения |
Разработчик программы |
комитет по сельскому хозяйству Ленинградской облас- ти, Научно-исследовательский институт экономики и орга- низации сельскохозяйственного производства Нечерно- земной зоны Российской Федерации |
Сроки разработки | 1997 год - первый квартал 1998 года |
Стоимость разра- ботки |
10 миллионов рублей |
Представитель заказчика |
Сиротина Марина Анатольевна, заместитель председа- теля комитета по сельскому хозяйству Ленинградской области |
Основной исполни- тель и соисполни- тели программы |
комитет по сельскому хозяйству Ленинградской облас- ти |
Фамилия, имя и от- чество, должность и телефон руководите- ля программы |
Сизых Николай Михайлович, председатель комитета по сельскому хозяйству Ленинградской области, 279-30-36 |
Постановление об утверждении прог- раммы |
постановление Правительства Ленинградской области от 30 марта 1998 года N 10 |
Система организации контроля за выпол- нением программы |
доклад по итогам работы сельскохозяйственных пред- приятий Ленинградской области за девять месяцев 1998 года |
1. Анализ положения и основные проблемы в развитии
агропромышленного комплекса Ленинградской области
На территории Ленинградской области в составе агропромышленного комплекса функционируют 217 сельскохозяйственных предприятий (акционерные общества открытого типа, общества с ограниченной ответственностью, государственные предприятия и другие организационно-правовые формы), 10 рыболовецких предприятий, 5 рыбоводческих заводов, 6858 фермерских (крестьянских) хозяйств, 209,1 тысячи личных подсобных хозяйств, 562,2 тысячи садоводческих участков, 20 перерабатывающих предприятий, из них 12 молокозаводов, 6 мясокомбинатов, 2 консервных завода, 24 предприятия агросервисного обслуживания, 29 предприятий по ветеринарному обслуживанию, 18 государственных семенных инспекций, 17 других обслуживающих сельское хозяйство предприятий (зооветснаб, сортсемовощ, племпредприятия и т.д.), 17 торфопредприятий, 24 предприятия мелиоративной системы, 9 межхозяйственных лесхозов, 17 научных учреждений и базовых предприятий Российской академии наук.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 728,2 тысячи гектаров, в том числе пашни - 423,0 тысячи гектаров. На одно сельскохозяйственное предприятие в среднем приходится 2,5 тысячи гектаров сельхозугодий, средняя площадь земельного участка фермерского хозяйства составляет 8,3 гектара, личного подсобного хозяйства - 0,19 гектара.
В результате проведения аграрных реформ расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех форм собственности самостоятельно определяют структуру, объемы производства и реализации продукции, распоряжаются полученной прибылью (доходами), устанавливают цены на производственную продукцию.
Однако реформы с аграрном секторе проводились в условиях общеэкономического кризиса, вызванного разрушением производственно-экономических связей в связи с распадом СССР, "шоковой" либерализацией цен и последовавшим резким падением доходов населения, гиперинфляцией и диспаритетом цен, непрекращающимся падением производства в народном хозяйстве и, как следствие, - сокращением государственной поддержки агропромышленного комплекса с 19 процентов госбюджетных средств в 1991 году до 1,5 процента в 1997 году.
Современная экономическая ситуация в агропромышленном комплексе Ленинградской области характеризуется теми же тенденциями, что и во всей России, то есть спадом производства во всех его звеньях, структурным сдвигом в сторону мелкотоварного производства, разрушением ранее созданной материально-технической базы, снижением почвенного плодородия, ухудшением финансового состояния предприятий и т.п.
Производство валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области сократилось за 1992-1997 годы на 35,3 процента. В наибольшей степени спад производства произошел в специализированных предприятиях по откорму крупного рогатого скота, свиней, выращиванию нетелей. На грани полной ликвидации находятся промышленное свиноводство и бройлерное птицеводство.
Произошло увеличение удельного веса личных подсобных хозяйств в общих объемах сельскохозяйственного производства в 1997 году до 77,5 процента - по картофелю, 32,7 процента - по овощам, 33,9 процента - по мясу, 27 процентов - по молоку.
Несмотря на тенденцию роста численности крестьянских (фермерских) хозяйств в 1991-1998 годах, их удельный вес в общих объемах сельскохозяйственного производства в 1997 году незначителен (зерно - 1,3 процента, картофель - 3,1 процента, овощи - 1,2 процента, мясо - 2,6 процента, молоко - 1,3 процента, яйцо - 0,1 процента). Темпы роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств замедлились (1992 год - 182,8 процента, 1993 год - 35,2 процента, 1994 года - 24,1 процента, 1995 год - 10 процентов, 1996 год - 5,3 процента, 1997 год - 7,9 процента).
Инвестирование в отрасли агропромышленного комплекса сокращается как в абсолютном (в сопоставимых ценах), так и в относительном выражении. Почти прекратилось инвестирование в агропромышленном производстве за счет средств федерального и местного бюджетов.
Вследствие вышеуказанного в 1997 году по сравнению с 1992 годом ввод основных фондов уменьшился в 21 раз, поступило в сельское хозяйство к уровню 1990 года тракторов 9,4 процента, грузовых автомобилей - 6,5 процента, тракторных прицепов - 7 процентов, специализированных автомобилей - 1 процент.
Внесение органических удобрений в расчете на 1 гектар уменьшилось в 4,3 раза, минеральных - в 9,3 раза. В 1997 году известкование кислых почв сократилось со 110 до 1 тысячи гектаров.
Объем работ по реконструкции и восстановлению осушительных систем в 1997 году составил 12 процентов, а культуртехнических работ - 1,2 процента от среднегодового уровня предыдущих пяти лет.
Таким образом, резко падает производственный потенциал сельскохозяйственного производства, снижаются возможности для восстановления его прежних объемов.
Резко ухудшилось экономическое положение сельхозпредприятий. Сельскохозяйственное производство в 1997 году ожидается убыточным. 81 процент сельскохозяйственных предприятий закончили год с убытком, в том числе во всех хозяйствах Бокситогорского, Лодейнопольского и Подпорожского районов.
Финансовое положение предприятий агропромышленного комплекса является критическим. Кредиторская задолженность в среднем по области превышает дебиторскую в 4,6 раза, а в Подпорожском и Бокситогорском районах - соответственно в 12,3 и 34 раза. Долги сельскохозяйственных товаропроизводителей возрастают быстрее, чем задолженность им. Темпы сокращения оборотных средств составляют более 30 процентов в год. Вследствие этого все предприятия агропромышленного комплекса испытывают их острый недостаток.
В целом сложившуюся ситуацию в агропромышленном производстве Ленинградской области следует оценить как критическую. Основными причинами ее являются:
первая группа причин - это системный общеэкономический кризис в стране; либерализация цен, приведшая к диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию падение уровня жизни населения, его покупательского спроса и неограниченный импорт продовольствия по демпинговым ценам, следствием чего явилась нерентабельность производства и его сокращение;
вторая группа причин связана с особенностями агропромышленного производства, сохранившимися со времен плановой экономики: относительно высокая ресурсозатратность (особенно энергозатрат и трудозатрат) применяемых технологий; монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и агросервиса; неготовность кадров работать в условиях рыночной экономики и др.;
третья группа причин, усугубивших кризисное положение в агропромышленном производстве Ленинградской области, представлена его специфическими особенностями: преобладанием индустриального животноводческого производства, функционирующего на привозных концентратах, высокая фондоемкость производства при преобладании в структуре фондов дорогостоящих пассивных составляющих, узкая специализация отраслей на индустриальной основе, наличие на балансе сельхозпредприятий и финансируемых ими крупных объектов социальной сферы.
Вместе с тем в 1997 году обозначились некоторые обнадеживающие тенденции. Так, стабилизировалось производство молока в сельскохозпредприятиях; его рост к 1996 году составляет 5,3 процента, при этом надой на одну корову вырос на 15 процентов и составляет 3177 килограммов, то есть рост производства достигнут за счет роста надоя. Падение производства мяса продолжается, но меньшими темпами, чем в предыдущем периоде. Указанные позитивные тенденции определяются не только более благоприятными погодными условиями 1997 года, но и тем, что предприятия начинают адаптироваться к сложившимся условиям, стремятся оживить отрасли, приносящие прибыль.
Положение остается чрезвычайно серьезным, если не сказать критическим. Особенно тревожные симптомы состоят в том, что сельское хозяйство Ленинградской области, бывшее когда-то надежным источником обеспечения населения Ленинграда - Санкт-Петербурга диетическими и ценными продуктами (парным мясом, цельномолочной продукцией, овощами местного производства, ягодами), лишилось на две-трети этого рынка сбыта в результате импорта продуктов из-за рубежа. По причине нехватки средств идет разрушение производственного потенциала и, как следствие, сельхозтоваропроизводители, а также основная часть населения сельской местности несут большие потери.
Основными проблемами агропромышленного производства в Ленинградской области, решение которых необходимо для остановки спада и перехода к фазе роста, являются:
сохраняющийся диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (за 1992-1997 годы цены на промышленную продукцию для сельского хозяйства выросла в 5 раз больше, чем цены на сельхозпродукцию);
отсутствие государственной системы поддержки цен и доходов сельхозпроизводителей, аналогичной системам, существующим в странах с развитой рыночной экономикой (по сравнению с 1991 годом размер поддержки агропромышленного комплекса сократился в 10 раз);
высокое для сложившихся финансовых условий налогообложение сельхозпроизводителей, составляющее до 20 процентов объема выручки сельхозпредприятий (в совокупности сельхозпроизводители больше отдают в бюджет, чем получают из него);
нерентабельность животноводства и низкая рентабельность растениеводства, делающие в совокупности для сельхозпредприятий невозможным получение коммерческих кредитов;
крайняя недостаточность кредитных средств, выделяемых на льготных условиях, отвечающих реальной рентабельности сельхозпроизводства;
монополизм предприятий перерабатывающей промышленности;
отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, систем информации о ценах, консультационной системы, адекватной условиям перехода к рынку;
незавершенность земельной реформы, выражающаяся в отсутствии федерального законодательства, позволяющего более активно вовлекать земельные ресурсы в экономические отношения (переход их от менее эффективно хозяйствующих субъектов к более эффективно хозяйствующим);
отсутствие во многих хозяйствах договоров аренды с собственниками земельных долей об условиях их использования;
отсутствие на многих предприятиях эффективной системы управления и стимулов к совершенствованию и развитию производства, что является отчасти следствием формальной реорганизации сельхозпредприятий в 1992-1994 годах;
слабость кадров управленцев во многих хозяйствах;
значительное количество сельхозпредприятий с чрезвычайно низкой производственной и технической дисциплиной, низкими производственными показателями и, вследствие этого, безнадежно неплатежеспособных;
необходимость сохранять низкорентабельное и убыточное сельхозпроизводство в неблагоприятных северной и северо-восточной зонах в целях предотвращения социального бедствия;
истощающееся плодородие почв вследствие снижения внесения минеральных удобрений в 10 и более раз;
катастрофическое старение техники в результате сокращения ее замены в 15-20 раз, что чревато в ближайшие годы невозможностью проведения в технологические сроки посевных и уборочных работ;
относительно высокая ресурсоемкость производства, что обусловлено качеством имеющихся в распоряжении сельхозпредприятий техники и технологий.
Как видно, основная часть проблем агропромышленного производства в Ленинградской области обусловлена ситуацией на макроуровне и не может быть полностью решена без изменения макроэкономической ситуации.
Однако, несмотря на эти проблемы, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс Ленинградской области являются важным сектором экономики региона, обеспечивающим население области и Санкт-Петербурга качественным продовольствием, предоставляющим рабочие места около 100 тысячам работников, вносящим в бюджеты различных уровней в внебюджетные фонды существенные суммы, превышающие средства, получаемые из федерального и областного бюджетов, поддерживающим существование и жизнедеятельность сельской местности. Ликвидация или дальнейшее сворачивание сельского хозяйства и агропромышленного производства в Ленинградской области привели бы к потерям, значительно большим, чем те средства, которые необходимы для остановки спада, стабилизации и развития производства, повышения конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Возможность стабилизации и дальнейшего развития подтверждается и результатами 1997 года, в ходе которого практически остановлен спад по валовой продукции сельского хозяйства, впервые за восемь лет достигнут рост производства молока, в том числе в основном за счет роста продуктивности коров. Выросло также производство растениеводческой продукции.
Для решения поставленных проблем следует исходить из того, что основной хозяйствующей единицей в условиях рынка является предприятие. Для успешной деятельности предприятий должны быть созданы следующие условия:
институциональные условия - то есть соответствующее законодательство и учреждения, обеспечивающие сохранение, выполнение и развитие "правил игры" предприятий и других субъектов экономики;
внешние условия (по отношению к каждому отдельному предприятию), то есть механизм поддержки цен и доходов в отрасли, а также механизм стимулирования и поддержки эффективной работы предприятий, инфраструктура для обеспечения предприятий средствами производства и инфраструктура сбыта, системы информации и консультирования и т.д.;
внутренние условия для развития и проявления собственной эффективной деятельности самого предприятия (квалифицированный менеджмент, наличие ясных и действенных отношений собственности);
условия для экономической интеграции предприятий, способствующие росту объемов производства, специализации, снижению затрат;
условия для осуществления структурных изменений в производстве, определяемых общерегиональными факторами, интересами и т.д. (структурная политика).
Анализ указанных ранее проблем показывает, что каждая из них связана с отсутствием одного или нескольких приведенных выше условий. Некоторые из этих условий создаются преимущественно действиями на федеральном уровне и лишь частично - на региональном. Это, в первую очередь, институциональные и внешние условия. Прочие же условия существенно зависят от деятельности региональных органов и от их финансовых возможностей. В целом, для решения проблем агропромышленного комплекса области, для достижения стабилизации и развития производства необходимо на региональном уровне создание указанных выше условий. Это определяет цель и задачи программы.
2. Цели и задачи программы
Целью программы "Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Ленинградской области на 1998-2000 годы" является осуществление ряда организационных, экономических, технологических и иных мероприятий по стабилизации положения в агропромышленном комплексе и формированию факторов его роста и дальнейшего развития, повышения эффективности производства, рентабельности и конкурентоспособности продукции.
Задачи программы:
совершенствование законодательства Ленинградской области в направлении создания более благоприятных условий для инвестиционной, производственной, внешнеэкономической и иной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, для повышения рентабельности и роста производства;
совершенствование механизма регулирования цен и доходов сельхозпроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и создание других благоприятных условий для функционирования предприятий агропромышленного комплекса;
развитие аудита сельскохозяйственных предприятий и зонирования сельскохозяйственных территорий с целью определения реальной себестоимости продукции, перспектив ее снижения, отбора предприятий для инвестиционной поддержки со стороны Правительства Ленинградской области, разработки рентабельных инвестиционных проектов;
развитие земельных отношений, проведение реформирования и реструктурирования сельхозпредприятий, отработка процедур банкротства и реализация других необходимых направлений стимулирования собственной активности предприятий;
создание условий и поддержка кооперации и интеграции предприятий агропромышленного комплекса области для решения межотраслевых проблем и повышения его эффективности;
проведение региональной структурной политики, направленной на повышение конкурентоспособности местной продукции;
разработка и реализация программ обеспечения рабочими местами населения сельскохозяйственных территорий.
С учетом изложенной выше цели результативными показателями программы являются:
темпы роста объемов производства и реализации сельхозпродукции и продовольствия в натуральном и денежном выражении;
показатели эффективности производства, прежде всего его рентабельности, а также натуральные показатели продуктивности (урожайность, надой, привес и т.д.);
показатели оплаты труда работников сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями народного хозяйства.
3. Условия перехода к устойчивому росту
агропромышленного производства
Поскольку, как уже был сказано выше, основные причины кризиса сельского хозяйства всей страны коренятся в макроэкономической ситуации, для устойчивого роста агропромышленного производства необходимы определенные изменения в федеральной экономической политике. К ним относятся:
переход к макроэкономической политике, обеспечивающей рост материального производства и рост доходов всех слоев населения; соответствующее увеличение государственного бюджета;
переход к аграрной политике, направленной на поддержание отечественного товаропроизводителя, прежде всего методами государственного регулирования цен на сельхозпродукцию, квотирование (или другие способы ограничения) импорта продовольствия, предоставление кредитных ресурсов сельхозпроизводителям на условиях, способствующих повышению рентабельности сельскохозяйственного производства;
увеличение размеров государственной поддержки агропромышленного комплекса до уровня, способствующего обеспечению продовольственной безопасности страны;
отказ от идеологизированных подходов к проведению аграрной и земельной реформ, действительное равноправие всех форм собственности и хозяйствования, постепенность и поэтапность дальнейших институциональных изменений, которые не должны вести к разрушению жизнеспособных сельскохозяйственных предприятий.
К необходимым региональным мерам по обеспечению устойчивости роста относятся:
создание системы, гарантирующей заказ, авансирование и закупку перерабатывающими и торговыми предприятиями Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласованных и постепенно увеличивающихся объемов сельскохозяйственной продукции, производимой предприятиями области, при осуществлении мер по снижению издержек и повышению конкурентоспособности;
создание в перспективе единой для Санкт-Петербурга и Ленинградской области системы регулирования закупочных цен на сельхозпродукцию и соответствующих рынков;
увеличение объемов государственной поддержки из средств регионального бюджета.
Реализация этих неотложных мер позволила бы остановить падение сельхозпроизводства и перейти к фазе роста.
Экономической основой этого роста должно стать повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства Ленинградской области, на что направлены, в конечном итоге, все мероприятия данной программы.
4. Основные направления программы
Основными (приоритетными) направлениями программы являются следующие:
совершенствование земельных отношений и отношений собственности;
реорганизация и реструктуризация сельскохозяйственных предприятий;
развитие кооперации и агропромышленной интеграции;
структурная перестройка, направленная на сохранение, развитие и модернизацию производственного потенциала посредством инвестиционной политики, оптимизации объемов производства;
развитие рыночной инфраструктуры;
налоговая и кредитная поддержка агропромышленного комплекса;
создание новых рабочих мест.
Порядок основных направлений определяется следующими обстоятельствами.
На первое место в ближайшие три года выдвигаются направления, способствующие активизации самостоятельной деятельности сельхозпредприятий и других предприятий агропромышленного комплекса, то есть совершенствование земельных отношений (в первую очередь, внутрихозяйственных) и реорганизация сельхозпредприятий, их реструктуризация в целях обеспечения рентабельного производства.
Развитие кооперации и агропромышленной интеграции, а также структурная политика способствуют появлению дополнительного (так называемого, синэргетического) эффекта от сложения и координации, интеграции усилий предприятий агропромышленного комплекса.
Развитие рыночной инфраструктуры является одним из важнейших внешних условий, обеспечивающих достижение конечного эффекта всех звеньев агропромышленного комплекса. Причем развитие этого направления требует финансовой поддержки Ленинградской области в размерах, доступных для областного бюджета и дающих быструю отдачу. К созданию внешних условий относится также кредитная и налоговая поддержка. Наконец, направление создания новых рабочих мест для жителей села выходит за непосредственные рамки стабилизации и развития производства в агропромышленном комплексе, однако оно необходимо для сохранения производства в сельской местности как сферы жизнедеятельности сельского населения и будет осуществляться в рамках "Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Ленинградской области на 1997-2000 годы".
Таким образом, данная последовательность основных направлений программы отражает их приоритетность с точки зрения активизации собственных усилий предприятий, что является наиболее важным условием их скорейшей адаптации к рыночным отношениям.
Далее непосредственно излагается содержание основных направлений программы.
4.1. Совершенствование земельных отношений
и отношений собственности
Совершенствование земельных отношений и отношений собственности будет осуществляться путем:
завершения выдачи владельцам земельных паев свидетельств о праве собственности на землю и продолжение выдачи владельцам имущественных паев документов, подтверждающих права на имущество;
разработки механизма передачи земельных паев в аренду акционерным обществам, обеспечивающим вовлечение владельцев паев в арендные отношения;
совершенствования уставов сельхозпредприятий с целью более адекватного отражения в них экономических интересов предприятия в целом;
развития новых форм земельных и арендных отношений в соответствии с принимаемым новым Земельным кодексом Российской Федерации.
4.2. Реорганизация и реструктуризация
сельскохозяйственных предприятий
4.2.1. Отбор предприятий, претендующих на помощь со стороны Правительства Ленинградской области, будет осуществляться на основе проведения комплексных аудиторских проверок с целью:
установления реальной себестоимости производимой продукции и определения условий и перспектив ее снижения;
получения исходных данных для разработки инвестиционных проектов;
определения основных параметров социально-экономического развития соответствующих населенных пунктов.
4.2.2. Будет проводиться зонирование сельскохозяйственных территорий с целью определения для каждого сельскохозяйственного предприятия возможностей и перспектив оптимизации землепользования и производства для рентабельного ведения хозяйственной деятельности с учетом результатов маркетинговых исследований и возможных форм поддержки со стороны Правительства Ленинградской области.
К ним относятся:
закупка на конкурсной основе продуктов питания в рамках регионального заказа (для обеспечения потребностей учреждений, финансируемых из областного и местного бюджетов, для нужд федерального бюджета и оплаты межрегиональных бартерных поставок);
кредитование поставок продукции по заключенным договорам, в том числе с Администрацией города Санкт-Петербурга;
полное или частичное освобождение от налогов в областной бюджет;
участие в разработке и реализации программы создания рабочих мест.
4.2.3. Определение количественных параметров по каждому из указанных выше видов поддержки и определение источников финансирования и предоставления ресурсной поддержки будет базироваться на результатах зонирования сельскохозяйственых территорий.
4.2.4. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий будет осуществляться на добровольной основе с целью создания жизнеспособных и эффективных структур. Под реорганизацией понимается:
добровольный выбор эффективной организационно-правовой формы, отвечающей сложившимся условиям и пожеланиям членов коллектива предприятия, его учредителей;
разработка новых учредительных документов, отражающих как интересы членов (учредителей), так и предприятия в целом;
санация хронически неплатежеспособных предприятий;
реструктуризация предприятия, то есть проведение структурных изменений в производственной и маркетинговой деятельности для увеличения прибыльности;
разработка нового внутрихозяйственного механизма экономических отношений, способствующих росту эффективности производства и конкурентоспособности предприятия;
разработка и осуществление механизма разделения хозяйства, если учредителями в соответствии с действующим законодательством принято решение о разделении;
регистрация реорганизованных предприятий;
разработка новой активной маркетинговой и ценовой политики, реструктурирование недвижимости;
внедрение новых внутрихозяйственных экономических отношений.
4.2.5. Большую роль в успехе работы реформированных хозяйств играет личность руководителя. Будет организована работа по подбору и обучению кандидатур, способных возглавить выход предприятия из кризисного состояния.
4.2.6. Реорганизация хозяйств будет осуществляться с использованием методического и организационного опыта Росагрофонда, созданного при содействии Минсельхозпрода России и занимающегося организацией реформирования сельхозпредприятий. Отбор хозяйств для реформирования проводится комитетом по сельскому хозяйству Ленинградской области с учетом ежеквартального мониторинга финансового состояния каждого из сельхозпредприятий. В соответствии с результатами мониторинга каждое предприятие относится к одной из групп по состоянию платежеспособности. Для каждой из групп при реформировании будут предложены свои варианты реформирования, отвечающие реальным условиям хозяйств.
В процессе реформирования наибольшее внимание будет оказано хозяйствам, которые имеют реальные шансы при относительно небольшой финансовой поддержке стать рентабельными. Это позволит поднять отдачу средств поддержки и ускорить выход сельского хозяйства Ленинградской области из кризиса.
В течение 1998-2000 годов предлагается провести реформирование 30-40 хозяйств области.
4.2.7. Разработка программ реструктуризации предприятий будет сочетаться с разработкой (частично за счет средств Правительства Ленинградской области) рентабельных инвестиционных проектов, определением источников из финансирования, в том числе на лизинговой основе.
4.2.8. Органы управления агропромышленным комплексом Ленинградской области будут оказывать содействие реорганизации путем разработки соответствующих рекомендаций, поддержки научных исследований и внедрения их результатов в базовых и иных хозяйствах, проведения мероприятий по распространению эффективного опыта реорганизации.
4.2.9. Важным элементом реформирования сельхозпредприятий должно явиться накопление опыта проведения процедуры банкротства предприятий, являющихся неплатежеспособными (банкротами) в соответствии с действующим законодательством. Механизм банкротства предполагает поиск организаций, путей и средств оздоровления предприятия.
4.3. Кооперация и агропромышленная интеграция
4.3.1. Кооперация и агропромышленная интеграция будут развиваться по следующим основным направлениям:
кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для ведения производства сельскохозяйственной продукции, совместной обработки земли, создания машино-технологических станций, пунктов проката техники и выполнения других видов работ;
кооперация сельхозпредприятий для переработки сельскохозяйственной продукции, кредитная, снабженческая, сбытовая и другие ее формы;
многофункциональная кооперация и интеграция - создание интегрированных формирований по производству, переработке, хранению, торговле сельскохозяйственной продукцией, в том числе на основе договоров сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;
преобразование несостоятельных (а также других) сельскохозяйственных предприятий в сельскохозяйственные производственные кооперативы, в которых право решающего голоса принадлежит лицам, непосредственно занятым в производственной деятельности.
4.3.2. Агропромышленная интеграция является одним из путей решения проблемы диспаритета цен. Будет продолжено развитие интеграции перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными предприятиями по типу интеграции Ленинградского областного акционерного общества "Ленхлебопродукт" с молочными хозяйствами, а также интеграция в форме создания финансово-промышленных групп. На основе агропромышленной интеграции будет осуществляться поэтапное восстановление отраслей птицеводства, свиноводства.
4.4. Структурная политика, направленная на сохранение,
развитие и модернизацию производственного потенциала
4.4.1. Структурная политика в агропромышленном производстве Ленинградской области будет осуществляться с помощью региональных целевых программ. Основными задачами структурной политики до 2000 года являются:
восстановление и развитие производственного потенциала агропромышленного комплекса путем сохранения и обновления селекционно-генетического производства, а также разработка и реализация инвестиционной политики, обеспечивающей внедрение новых технологий, снижение затрат на единицу продукции в растениеводстве и животноводстве и рост их продуктивности;
оптимизация объемов производства и реализация на основе данных маркетингового анализа;
постепенное наращивание рентабельного производства и сбыта мяса птицы и яиц;
постепенное увеличение производства более дешевого кормового зерна в Ленинградской области с целью удешевления комбикормов;
сохранение доли комбикормов в молочном животноводстве, при откорме крупного рогатого скота, увеличение доли более дешевых кормов в рационах, кормовых добавок;
увеличение объемов и глубины переработки сельскохозяйственной продукции, развитие оптово-розничной сети, расширение масштабов прямой продажи сельхозпродукции с помощью сети собственных или арендованных магазинов;
создание лизингового фонда;
проработка проблем создания и функционирования машино-технологических станций, обеспечивающих повышение эффективности использования техники, снижение затрат на ее приобретение и эксплуатацию;
поддержка фермерских хозяйств и мелкотоварного производства в личных подсобных хозяйствах.
4.4.2. В Ленинградской области будут реализованы следующие региональные целевые программы, являющиеся подпрограммами по отношению к данной программе:
"Сохранение генофонда в растениеводстве";
"Сохранение генофонда в животноводстве";
"Внедрение новых машин и передовых технологий";
"Звероводство";
"Птицеводство";
"Развитие аграрных реформ";
"Развитие фермерских хозяйств".
В перечень программ могут быть внесены изменения.
4.4.3. Проекты целевых программ разрабатываются комитетом по сельскому хозяйству Ленинградской области исходя из суммы средств, выделяемых в бюджете на поддержку агропромышленного комплекса, как правило, на несколько лет и предполагают достижение определенных структурных, качественных и количественных результатов. Целевые программы направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства, на его технологическую и техническую модернизацию. Все проекты целевых программ проходят экспертизу образуемых комитетом по сельскому хозяйству экспертных комиссий с участием авторитетных ученых и согласование в соответствии с утвержденным Правительством Ленинградской области порядком.
Средства целевых программ должны использоваться с максимальной эффективностью. Финансирование целевых программ осуществляется из средств федерального и регионального бюджетов, в основном на долевой основе, с привлечением определенной суммы (не менее 10 процентов) средств предприятий, являющихся объектами инвестирования.
Проект программы обязательно должен содержать ее цели, перечень основных средств их достижения, предполагаемый круг участников, предполагаемый объем финансирования. После утверждения бюджета и определения в нем средств финансирования целевых программ комитет по сельскому хозяйству и образованные им экспертные комиссии производят дальнейшее уточнение целей программы и состава ее участников, руководствуясь представленными документами по обоснованию инвестиционного проекта.
4.4.4. Распределение средств между участниками программы осуществляет комитет по сельскому хозяйству Ленинградской области на конкурсной основе, с учетом выполненных этапов, с помощью экспертных комиссий, с привлечением в них представителей заинтересованных ведомств, банков, аудиторских фирм, ученых.
При распределении средств между предприятиями учитываются ожидаемая экономическая эффективность и целесообразность вложения бюджетных средств в предлагаемые проекты.
4.4.5. Поддержка развития фермерских хозяйств будет осуществляться путем:
предоставления льготных кредитов и средств для приобретения по лизингу необходимой техники и скота;
развития сети информационно-консультационных пунктов;
проведения семинаров и других форм обучения;
выделения земель с учетом их качества, требований компактности хозяйства, близости к транспортной сети;
возмещения части затрат на обустройство фермерских хозяйств.
4.4.6. В целях снижения ресурсоемкости производства будет осуществлена инвентаризация имеющихся научных разработок по ресурсосбережению и отбор наиболее эффективных, пригодных к непосредственному внедрению (в рамках целевых программ или непосредственно заинтересованными предприятиями).
4.5. Развитие рыночной инфраструктуры
4.5.1. Развитие рыночной инфраструктуры будет осуществляться путем расширения фирменной розничной торговли сельхозпредприятий, создания оптового продовольственного рынка, развития информационной системы о рынках сельхозпродукции и ценах на нее, развития маркетинговых функций на хозяйственном, а также на районном и областном уровнях, развития выставочной и рекламной деятельности.
4.5.2. Развитие информационной системы о рынках сельхозпродукции и ценах на нее будет осуществляться путем участия Ленинградской области в проектах АРИС и других. Будут созданы оснащенные компьютерами и современной телекоммуникационной техникой базовые (пилотные) пункты информации в районах, что позволит обеспечивать оперативной компьютерной информацией о ценах и объемах реализации продукции по конкретным видам все звенья - от производителя и переработчика до розничной торговли.
4.5.3. Также будут созданы информационно-консультационные пункты при районных управлениях сельского хозяйства, организовано издание ежемесячного информационного бюллетеня для сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности.
4.6. Налоговая и кредитная поддержка
агропромышленного производства
4.6.1. В целях развития рынка и стабилизации межотраслевых связей Правительство Ленинградской области ежеквартально анализирует соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и основные виды ресурсов и услуг, производимых в области для сельскохозяйственных производителей, и при необходимости организует заключение межотраслевых ценовых соглашений, направленных на поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
4.6.2. Подготовку материалов анализа ценовых пропорций и выработку соответствующих предложений по поддержанию паритета осуществляет комитет по сельскому хозяйству совместно с комитетом по ценообразованию Ленинградской области.
4.6.3. Комитет по сельскому хозяйству регулярно обеспечивает производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия информацией о ценах на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию, об объемах предложения и спроса на нее.
4.6.4. Осуществляется работа по достижению соглашения с Администрацией Санкт-Петербурга о расширении закупок местной продукции в федеральные продовольственные фонды, предназначенные для снабжения населения города, закупаемой по согласованным договорным ценам, с авансированием сельхозтоваропроизводителей.
4.6.5. Закупка продуктов питания в региональный фонд осуществляется на конкурсной основе и сочетается с:
полным или частичным освобождением от налогов, поступающих в областной бюджет Ленинградской области;
кредитованием производства продукции для поставок по заключенным договорам.
4.6.6. Правительство Ленинградской области в рамках бюджета определяет размер средств, выделяемых для льготного кредитования сезонных затрат, и условия возврата кредита. Льготы по кредитам могут предоставляться в форме погашения части процентов банкам, прямой передачи средств производителям, в форме товарного кредита, выдачи поручительств Правительства, других формах.
Льготные кредиты на сезонные затраты под производство определенного вида продукции, а также для сезонных закупок материальных ресурсов распределяются между сельскохозяйственными товаропроизводителями на конкурсной основе в соответствии с принципами максимальной экономической эффективности и гарантий возврата средств.
4.6.7. Кредиты, выделяемые для поддержки инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса Ленинградской области, распределяются исключительно на конкурсной основе.
4.7. Создание новых рабочих мест
В соответствии с Комплексной программой мер по созданию и сохранению рабочих мест в Ленинградской области на 1997-2000 годы, подпрограммой "Развитие системы рабочих мест в агропромышленном комплексе" особое внимание будет обращено на социальное положение населения в северной и северо-восточной зонах области, где сворачивается товарное сельскохозяйственное производство. Совместно с администрациями муниципальных образований будет разработана программа по поддержке хозяйств, расположенных в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства условиях, предусматривающая их особый статус, специализацию, меры поддержки, а также мероприятия по обеспечению рабочими местами, в том числе за счет развития альтернативных видов занятости.
5. Мероприятия программы и сроки их реализации
В нижеследующей таблице используются обозначения:
КСХ - комитет по сельскому хозяйству Ленинградской области,
КЗР - комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ленинградской области,
СЗНЦ - Северо-Западный научный центр Российской сельскохозяйственной академии,
АМБ - Академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны Российской Федерации,
КЭИ - комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области,
РУСХ - районные управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных образований Ленинградской области.
Наименование мероприятия | Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 | 2 | 3 |
1. Совершенствование земельных отношений и отношений собственности |
||
1.1. Завершить выдачу владельцам земельных па- ев свидетельств о праве собственности на землю |
1998 год | КЗР |
1.2. Разработать порядок оформления договоров между владельцами имущественных и земельных долей |
до 1 июля 1998 года |
КЗР |
1.3. Обеспечить заключение договоров аренды имущественных и земельных паев между владель- цами и предприятиями |
1998-2000 годы |
КСХ |
1.4. Провести анализ уставов сельскохозяйст- венных предприятий и разработать рекомендации по их совершенствованию |
1998 год | КСХ, СЗНЦ |
2. Реорганизация и реструктуризация сельско- хозяйственных предприятий |
||
2.1. Провести реформирование сельхозпредприя- тий путем создания на их базе кооперативов и других эффективных структур, а также кресть- янских (фермерских) хозяйств |
1998-2000 годы |
КСХ |
2.2. Проведение реструктурирования предприя- тий с целью внедрения структурных изменений в производственную деятельность предприятия для сохранения или увеличения прибыльности пу- тем: ликвидирования убыточных производств, усовершенствования ассортимента производимой продукции, создания маркетинговых служб и вне- дрения финансового управления |
1998-2000 годы |
КСХ, СЗНЦ, КЭИ |
2.3. Проведение анализа работы сельскохозяй- ственных предприятий с привлечением аудиторов с целью определения реальной себестоимости продукции, перспектив ее снижения, отбора предприятий для инвестиционной поддержки, раз- работки рентабельных инвестиционных проектов |
1998-2000 годы |
КСХ, КЭИ |
2.4. Проведение мониторинга экономического и финансового состояния всех крупных сельхоз- предприятий |
1998-2000 годы |
КСХ |
2.5. Проведение конкурса по подбору кандидатур на антикризисных управляющих сельхозпредприя- тий с последующим их обучением |
1998 год | КСХ, АМБ |
2.6. Отработка моделей кооперации сельхозпред- приятий с приусадебными хозяйствами, разработ- ка рекомендаций |
1999-2000 годы |
КСХ, СЗНЦ |
2.7. Проведение работ по зонированию сельско- хозяйственных территорий Ленинградской области с целью определения конкретных мероприятий для данных зон |
1987-2000 годы |
КСХ, КЭИ, СЗНЦ |
3. Развитие кооперации и агропромышленной интеграции |
||
3.1. Создание перерабатывающих, агросервисных, сбытовых, кредитных и других видов кооперати- вов |
1998-2000 годы |
КСХ |
3.2. Создание интегрированных формирований, финансово-промышленных групп, сервисно-сбыто- вых комплексов и других формирований |
1998-2000 годы |
КСХ |
4. Структурная политика, направленная на сох- ранение, развитие и модернизацию производст- венного потенциала |
||
4.1. Реализация региональных целевых программ: "Плодородие" "Сохранение генофонда в растениеводстве" "Сохранение генофонда в животноводстве" "Кормовое зерно" "Внедрение новых машин и передовых технологий" "Рыбоводство" "Звероводство" "Птицеводство" "Развитие аграрных реформ" "Развитие фермерских хозяйств" |
1998-2000 годы |
КСХ |
4.2. Разработка и реализация рентабельных ин- вестиционных проектов, направленных на оптими- зацию производства на основе маркетингового анализа |
1998-2000 годы |
КСХ, КЭИ |
4.3. Разработка проектов по созданию машино- технологических станций |
1998-2000 годы |
КСХ |
4.4. Создание и использование лизингового фон- да для агропромышленного производства |
1998-2000 годы |
КСХ, КЭИ |
4.5. Поддержка фермерских хозяйств | 1998-2000 годы |
КСХ |
4.6. Инвентаризация имеющихся научно-техничес- ких разработок по ресурсосбережению и подго- товка их к внедрению |
1999 год | КСХ, СЗНЦ |
4.7. Разработка и реализация программы по под- держке хозяйств, расположенных в неблагоприят- ных для ведения сельского хозяйства зонах |
1998-2000 годы |
КСХ, муници- пальные об- разования |
5. Развитие рыночной инфраструктуры | ||
5.1. Организация работы по созданию оптового продовольственного рынка, дистибьютерных цент- ров продовольствия, проведение ярмарок и дру- гих форм организованной оптовой и розничной торговли с выходом на них непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей |
1998-1999 годы |
КСХ |
5.2. Развитие системы ценового мониторинга, создание информационно-консультативных пунк- тов, участие в проектах АРИС и других |
1998-2000 годы |
КСХ |
5.3. Организация выставочной, рекламной деятельности |
1998-2000 годы |
КСХ |
6. Кредитная и налоговая поддержка агропро- мышленного производства |
||
6.1. Разработка механизма ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей |
1998-2000 годы |
КСХ |
6.2. Кредитование сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях |
1998-2000 годы |
КСХ |
7. Создание новых рабочих мест | ||
Участие в реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Ленин- градской области на 1997-2000 годы в подпрог- рамме "Развитие системы рабочих мест в агро- промышленном комплексе". |
1998-2000 годы |
КСХ |
8. Организационные мероприятия | ||
8.1. Разработка районных программ стабилизации агропромышленного производства |
1998-2000 годы |
КСХ, РУСХ, муниципаль- ные образо- вания |
8.2. Научное обеспечение программы в соответ- ствии с подпунктом 4.1 |
1998-2000 годы |
КСХ, СЗНЦ |
8.3. Разработка нормативно-правовых актов в агропромышленном комплексе |
1998-2000 годы |
КСХ, СЗНЦ |
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. В соответствии с бюджетной заявкой, представляемой ежегодно в комитет по экономике и инвестициям, определяется потребность в объемах финансирования программы.
6.2. Основными источниками ресурсного обеспечения программы являются поступления из федерального и областного бюджетов и другие привлекаемые средства.
Годы | Потребность в финансовых средствах |
Ожидаемые поступления, миллионов рублей | ||
из областного бюджета |
из федерального бюджета |
средства предприятий и другие источники |
||
1998 | 447,0 | 104,3 | 96,0 | 246,7 |
1999 | 470,0 | 110,0 | 96,0 | 264,0 |
2000 | 520,0 | 120,0 | 96,0 | 304,0 |
7. Механизм реализации программы
7.1. Механизм реализации программы "Стабилизация и развитие агропромышленного производства Ленинградской области на 1998-2000 годы" осуществляется посредством исполнения региональных программ - "Плодородие", "Сохранение генофонда в растениеводстве", "Сохранение генофонда в животноводстве", "Свиноводство", "Кормовое зерно", "Внедрение новых машин и технологий", "Развитие аграрных реформ" и других.
7.2. Перечень региональных программ и объемы финансирования за счет средств областного бюджета предусматриваются областным законом о бюджете.
7.3. Комитет по сельскому хозяйству осуществляет контроль за выполнением мероприятий программ и целевого использования бюджетных средств на их финансирование.
7.4. Краткие пояснения по содержанию программ даны в приложении 2.
8. Кадровое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы осуществляется с помощью:
содействия в подготовке и переподготовке специалистов высшей и средней квалификации;
организации переподготовки и регулярной аттестации действующих кадров высших руководителей предприятий, а также путем поиска и подготовки менеджеров аграрного предпринимательства нового поколения;
содействия в подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих;
регулярного делового сотрудничества комитета по сельскому хозяйству с Санкт-Петербургским Аграрным университетом, Академией менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны Российской Федерации и другими учреждениями по подготовке и переподготовке кадров.
9. Научное обеспечение программы
9.1. Научное обеспечение программы реализуется путем заключения договоров с научными учреждениями. При этом комитет по сельскому хозяйству рассматривает и дает свои заключения по комплексным планам и программам хоздоговорных исследований, разрабатываемых Северо-Западным научным центром Российской Академии сельскохозяйственных наук. Комитет сохраняет за собой функции заказчика по научно-исследовательским и внедренческим работам, выполняемым за счет бюджетных средств для агропромышленного комплекса Ленинградской области. Заключение договоров с научными учреждениями осуществляется на конкурсной основе, исходя из принципа максимальной отдачи выделенных средств в производстве.
9.2. Наиболее актуальными направлениями научно-исследовательских работ на 1997-2000 годы являются:
разработка научно обоснованной системы ведения сельского хозяйства с учетом зонирования территорий;
разработка и внедрение эффективных технологий растениеводства и животноводства;
реорганизация сельскохозяйственных предприятий в жизнеспособные предпринимательские структуры, методы выводов сельхозпредприятий из кризиса;
зонирование сельскохозяйственных территорий, пути обеспечения их населения рабочими местами;
развитие кооперации сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и хозяйствования;
агропромышленная интеграция как один из путей преодоления монополизма перерабатывающих и других предприятий;
стабилизация и развитие производства в неблагоприятных природно-экономических зонах;
развитие рыночной инфраструктуры;
совершенствование региональной аграрной политики.
10. Нормативно-правовое обеспечение программы
10.1. В целях создания законодательной нормативно-правовой базы для реализации программных мероприятий комитет по сельскому хозяйству обеспечивает:
подготовку и внесение в установленном порядке в Законодательное собрание Ленинградской области проектов областных законов;
разработку проектов постановлений Губернатора и Правительства Ленинградской области по вопросам функционирования агропромышленного комплекса.
10.2. Правительство Ленинградской области с учетом основных положений программы ежегодно подготавливает и вносит в Законодательное собрание Ленинградской области предложения о размерах финансирования агропромышленного комплекса.
10.3. Перечень законодательных актов по агропромышленному комплексу, предлагаемых к разработке в 1998 году, прилагается (приложение 3).
11. Ожидаемые результаты и эффективность реализации программы
11.1. Реализация программы позволит:
увеличить объемы производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
повысить эффективность производства и, в частности, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животноводства;
обеспечить конкурентоспособность на региональном рынке картофеля, овощей, молока, молочных продуктов и яйца, производимых в Ленинградской области;
частично реструктуризировать долги и оздоровить финансовое состояние сельхозпредприятий;
обеспечить оживление инвестиционной активности в агропромышленном производстве;
снизить ресурсоемкость производства сельскохозяйственной продукции на 20-30 процентов.
11.2. Ожидаемые объемы производства сельскохозяйственной продукции, объемы реализации, урожайность и продуктивность представлены в приложении 4.
11.3. Объем реализации продукции в 2000 году к уровню 1997 года в сопоставимых ценах составит 110-111 процентов.
11.4. Количество нерентабельных предприятий в Ленинградской области сократится с 80 до 50 процентов, будет достигнута рентабельность не только растениеводческой продукции, но и производства молока.
Приложение 1
Потребность в средствах государственной поддержки
и распределение средств бюджетного финансирования
агропромышленного комплекса Ленинградской области
на 1998 год
(проект)
(тысяч рублей)
Потребность | Областной бюджет |
|
1 | 2 | 3 |
I. Прямое бюджетное финансирование | ||
1. Целевые программы - всего, в том числе: "Сохранение (поддержка) генофонда в растениеводс- тве и животноводстве" "Свиноводство" "Кормовое зерно" "Внедрение новых машин и передовых технологий" "Развитие аграрных реформ" "Рыбоводство" "Звероводство" "Птицеводство" 2. Расходы за отчет земельного налога - всего, в том числе программа "Плодородие" 3. Государственное предприятие "Ленмелиоводхоз" 4. Содержание бюджетных учреждений 5. Фонд поддержки фермерских хозяйств 6. Выставка "Российский фермер" 7. Участие в международных выставках 8. Проект АРИС 9. Техническое перевооружение предприятий агропромышленного комплекса 10. Программа подготовки кадров агропромышленного комплекса 11. Затраты по возмещению процентной ставки по целевым кредитным линиям |
219500 27000 32000 30700 15000 88800 1000 10000 15000 30640 30000 1500 9100 15000 400 300 35000 |
42000 15000 10000 3000 4000 10000 - - 30640 12900 830 7550 2700 400 200 1500 1500 13000 |
Итого (прямое бюджетное финансирование) | 311440 | 100320 |
II. Кроме того, на возвратной основе: | ||
1. Создание лизингового фонда для обновления техники и скота 2. Фонд кредитных ресурсов для поддержки сельскохозяйственных предприятий 3. Поручительство Правительства Ленинградской об- ласти на финансирование инвестиционных проектов, техническое перевооружение предприятий 4. Товарный кредит на горюче-смазочные материалы и удобрения для проведения весенне-полевых и дру- гих особо важных работ (в счет поставок сельско- хозяйственной продукции учреждениям социально- медицинской сферы) |
15000 30000 132500 55000 |
14000 4000 33000 18000 |
Итого (на возвратной основе) | 232500 | 69000 |
Всего | 543940 | 169320 |
Приложение 2
Региональные целевые программы, осуществляемые
в Ленинградской области в 1997-2000 годах
1. Программа "Плодородие"
Программа направлена на сохранение плодородия почв, стабилизацию производства продукции растениеводства.
Одним из важнейших направлений по сохранению и повышению плодородия почв является поддержание в рабочем состоянии мелиоративных систем, реконструкции и капитального ремонта которых требуют 43 процента осушенных площадей. Реконструкцию и ремонт осушительных систем планируется выполнить в Тосненском районе (площадь осушенных земель составляет 80 процентов), Всеволожском и Приозерском районах. Первоочередность объектов работ определяется реальным состоянием и уровнем производства. В последние годы сократилось выделение средств на мелиорацию земель, техническое обслуживание осушительных и оросительных систем, в результате чего более 160 тысяч гектаров мелиорированных земель требуют неотложного восстановления и ремонта. Отсутствие или затягивание во времени этих работ ведет к деградации земель и вынужденному исключению их из пользования.
Для реализации ремонтно-эксплуатационных работ мелиоративных земель в 20 хозяйствах на площади 3900 гектаров требуется на 1998 год бюджетное финансирование в сумме 11,5 миллиона рублей.
Вторым приоритетным направлением программы является известкование кислых почв. Вместо необходимых 300 тысяч тонн известковых материалов в последние годы вносится не более 10 тысяч тонн, что приводит к разрушению почвенного комплекса, удерживающего фосфорные и калийные элементы питания растений. Последствия этого крайне опасны, с одной стороны, потому что резко снижаются урожайность всех культур и товарное производство сельскохозяйственной продукции, с другой стороны, для восстановления почвенного плодородия потребуется в 5-6 раз больше средств.
На 1998 год для известкования 5000 гектаров необходимо бюджетное финансирование в сумме 10 миллионов рублей.
Резкое снижение внесения органических удобрений в последние годы приводит к падению содержания гумуса в почве по области, а в отдельных севооборотах, которые дают основную массу товарной продукции (картофель, овощи), может произойти катастрофическое снижение гумуса. При существующей дозе внесения органических удобрений около 6 тонн на гектар в таких районах, как Бокситогорский, Волховский, Кингисеппский, Киришский, Лодейнопольский, Подпорожский, Сланцевский через года-два большая часть пахотных почв перейдет в разряд слабогумусированных.
На возмещение части затрат по фактическому объему приобретения и собственной заготовке органических удобрений и торфа требуется 7,2 миллиарда рублей.
Острая и сложная проблема плодородия почвы - это наличие в ней подвижных элементов питания растений. Кальций - один из наиболее подвижных элементов в почве, он сравнительно легко вымывается и поглощается растениями как элемент питания. Потери кальция только от вымывания ежегодно составляют 500-800 килограммов на гектар, а вносится в последние два года 25-30 килограммов на гектар. Содержание в пахотных почвах подвижных фосфатов под влиянием систематического внесения в прошлом оценивается как удовлетворительное. Однако кормовые угодья (пастбища и сенокосы) существенно хуже обеспечены фосфором, а в ряде районов положение становится просто опасным, эти площади дают сейчас и будут давать в будущем низкий выход кормов. По содержанию в почвах подвижного калия ситуация складывается наиболее сложная после резкого снижения доз внесения калия. Через год-два эта тенденция может приобрести обвальный характер.
В 1998 году минимальная потребность в финансировании мероприятий по программе "Плодородие" составляет 30 миллионов рублей (даже при этом почвенное плодородие уровня 1990 года будет достигнуто через 13 лет), областным бюджетом на 1998 год предусмотрено выделение средств в сумме 12,9 миллиона рублей.
2. Программа "Кормовое зерно"
Основная задача программы "Кормовое зерно" - получение фуражного зерна и собственного посевного материала для выращивания однолетних кормовых культур. В структуре посевов зерновые культуры составляют 9 процентов, в то время как по научно обоснованной системе земледелия Ленинградской области возможно иметь до 25 процентов. Ежегодная потребность в фуражном зерне составляет 700 тысяч тонн, собственного зерна используется только 20 тысяч тонн, или 3 процента. В целях стабилизации агропромышленного комплекса и повышения обеспеченности отрасли животноводства собственными концентрированными кормами необходимо значительное увеличение объемов производства собственного фуражного зерна, к 2000 году предполагается произвести до 101 тысячи тонн зерна, что составит 15 процентов от потребности.
Основной прирост посева зерновых культур предусматривается в юго-западных и южных зерносеющих районах - Лужском, Гатчинском, Ломоносовском, Волосовском и Кингисеппском. Наряду с ростом площадей овса и ячменя увеличиваются посевы высокобелковых ценных пшениц. В восточных районах объемы производства фуражного зерна возрастут в 2-3 раза за счет посевов ячменя.
За счет внедрения интенсивных технологий выращивания зерновых фуражных культур урожайность к 2000 году увеличится до 21 центнера с гектара. Основой технологии является сорт. Наряду с распространенными пивоваренными сортами ячменя "Криничный", "Биос-1", "Заозерский-85" будут широко внедряться сорта и культуры фуражного назначения: ячмень "Белогорский" , овес "Астор", "Борроус", пшеница "Мироновская-808", "Инна", озимая рожь "Ярославна", "Волхов". Ведение первичного семеноводства и размножение новых урожайных, ценных по качеству фуражных зерновых культур возлагается на научные учреждения Ленинградской области. Производство семян суперэлиты и элиты поручается специализированным семеноводческим хозяйствам.
Стабильность производства зерна зависит от обеспечения потребности в минеральных, органических удобрениях, известковых материалах и средствах по защите растений. Только применение всего комплекса мер позволит получить запланированный урожай.
Внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий заготовки фуражного зерна по канадскому и финскому методам позволит убирать зерновые с влажностью до 30 процентов без досушивания с хранением в герметических мешках, плющение зерна с консервантами.
На реализацию программы "Кормовое зерно" в 1998 году требуется 30.7 миллиона рублей, областным бюджетом предусмотрено выделить 3 миллиона рублей.
3. Программа "Сохранение генофонда
в растениеводстве"
В условиях рыночной экономики и снижения производства продукции растениеводства возникла острая проблема сохранения генофонда растений, размножения высококачественных новых сортов семян в количестве, необходимом для удовлетворения сельскохозяйственного производства. Сохранение генофонда растений осуществляется Северо-Западным Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, Всероссийским институтом растениеводства и Санкт-Петербургским аграрным университетом по основным направлениям - селекция зерновых культур, многолетних трав и картофеля.
Размножение и внедрение наиболее перспективных сортов для нашей зоны - озимой пшеницы "Инна", яровой пшеницы "Иргина", картофеля "Невский", "Елизавета" и "Пушкинец", семян многолетних трав костреца безостого "Дракон" - позволит обеспечить рядовые хозяйства высококлассным семенным материалом.
Увеличение коэффициента размножения семян высоких репродукций позволит увеличить в специализированных хозяйствах урожайность зерновых культур на 20-30 процентов, прибавку зеленой массы с 1 гектара на 20-25 процентов или дополнительно ежегодно производить 25 тысяч тонн сена, увеличение производства товарного картофеля на 22 тысячи тонн ежегодно. От внедрения в производство семян высоких репродукций ожидается дополнительный доход около 30 миллиардов рублей.
Программой предусматривается ежегодная аттестация предприятий, претендующих на статус семеноводческого хозяйства по производству семян, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к семенному материалу зерновых культур, многолетних трав и картофеля. Производством семян суперэлиты и элиты занимаются специализированные семеноводческие хозяйства: по семеноводству зерновых культур - 34 хозяйства на площади 11844 гектара; по семеноводству многолетних трав - 30 хозяйств на площади 2376 гектаров; по семеноводству картофеля - 29 хозяйств на площади 3165 гектаров.
Расширение семеноводства овощных культур отечественной селекции на основе биотехнологий необходимо, так как нерайонированные иностранные сорта не приспособлены к условиям произрастания в нашей зоне и не дают должной отдачи. Получение и применение районированных сортов овощных культур позволит получать прибавку урожая овощей ежегодно до 25 процентов, или около 17,5 тысячи тонн. Семеноводством овощных культур занимаются 5 хозяйств на площади 67 гектаров.
Поддержка плодово-ягодных хозяйств и звеньев первичного разведения обеспечит увеличение производства плодов и ягод до 6720 тонн в год и расширение объемов выращивания саженцев плодово-ягодных культур для фермерских и личных подсобных хозяйств населения. Многолетними насаждениями занимаются три специализированных хозяйства и Ленинградская плодоовощная станция на площади 601 гектар.
Для реализации программы на 1998 год требуется финансирование в сумме 14 миллионов рублей, областным бюджетом предусмотрено выделить 5 миллионов рублей.
4. Программа "Внедрение новых машин
и передовых технологий"
Программа ориентирована на обеспечение экономии энергетических и материальных ресурсов, сокращение потерь продукции, повышение надежности технологических процессов в климатических условиях региона и расширение технологических возможностей капиталоемкой техники.
Основным разделом программы, направленным на существенное снижение энергоресурсов и прямых потерь продукции, является расширение объема использования на заготовке кормов рулонной технологии фирм "Крона" и "Сипма". Технология прошла комплексные испытания и освоена 17 хозяйствами Ленинградской области.
Важнейшим разделом программы является внедрение кассетной технологии выращивания рассады капусты с последующей механизированной ее высадкой в грунт, что позволит в 2,5 раза увеличить выход рассады с единицы площади, сократить расходы питательного грунта, повысить до 90 процентов приживаемость в поле. С целью сокращения капиталовложений предусматривается кооперация нескольких хозяйств.
Одним из мероприятий программы, направленным на повышение надежности технологических процессов в картофелеводстве на почвах, засоренных камнями, является внедрение технологии "ГРИММЕ", прошедшей производственные испытания в акционерных обществах "Агро-Балт" и "Котельское".
Программа предусматривает приобретение линий по предпродажной доработке картофеля и овощей, что связано с существенным повышением качества и конкурентоспособности продукции на рынке Санкт-Петербурга.
Одним из направлений программы является разработка, изготовление, испытание и освоение серийного производства перспективных машин для технологии заготовки кормов и обработки почвы (акционерные общества "Ленформаш" и "Трансмаш").
Всего на реализацию программы требуется финансирование в сумме 15 миллионов рублей, предусмотрено направить средства областного бюджета в размере 4 миллиона рублей.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
повышение производительности труда в растениеводстве;
сокращение агротехнических сроков заготовки кормов;
сокращение расхода топлива и электроэнергии, затрат труда;
повышение урожайности картофеля и овощей;
повышение качества и предпродажной готовности сельскохозяйственной продукции.
5. Программа "Сохранение генофонда
в животноводстве"
В целях обеспечения устойчивого положения продукции собственного производства на рынках Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ее конкурентоспособности необходимо повышать эффективность производства. Это достигается за счет роста продуктивности скота и птицы, использования и наращивания генетического потенциала стада до уровня зарубежных стран.
В молочном скотоводстве выведены новые типы черно-пестрого и айрширского скота с генетическим потенциалом 6-8 тысяч килограммов молока за лактацию.
Создана новая скороспелая мясная порода свиней СМ-1.
В рыбоводных хозяйствах занимаются разведением форели, атлантического лосося, ладожского лосося и сига.
На пасеках имеются чистопородные пчелосемьи карпатской, приокской, среднерусской пород, отличающиеся высокой медопродуктивностью, зимостойкостью и устойчивостью к болезням.
Минимальная потребность в средствах на реализацию программы составляет 13 миллионов рублей. Областным бюджетом предусматривается направить в 1998 году на сохранение генофонда в животноводстве 10 миллионов рублей, в том числе:
в звероводстве - 3 миллиона рублей,
в птицеводстве - 5 миллионов рублей,
прочие отрасли - 2 миллиона рублей.
6. Финансовая поддержка отрасли
"Свиноводство"
В целях использования производственных мощностей крупных промышленных предприятий по производству свинины, обеспечения населения поросятами, перерабатывающей промышленности сырьем для расширения ассортимента мясных продуктов отечественного производства и восстановления экономической состоятельности отрасли за счет роста продуктивности свиней, улучшения кормовой базы необходимо сохранить племенное свиноводство на уровне 1996 года и сохранить крупные товарные свинофермы.
Бюджетная поддержка позволит:
сохранить племенное ядро свиноводства Ленинградской области, а также поголовье новой выведенной породы свиней СМ-1;
сохранить свиноводческие племенные хозяйства и фермы, которые будут обеспечивать товарные хозяйства ремонтным поголовьем высокого качества;
приостановить спад производства мяса свиней на товарных фермах и, в том числе на государственном предприятии свинокомплексе "Восточный", путем реализации программы выхода из кризиса;
продать населению более 100 тысяч голов поросят для доращивания.
Потребность в бюджетной поддержке отрасли свиноводства составляет 32 миллиона рублей, предусмотрено бюджетом на 1998 год 10 миллионов рублей.
7. Финансовая поддержка отрасли
"Птицеводство"
Финансовая поддержка птицеводства необходима для восстановления экономической самостоятельности отрасли, использования мощностей крупных промышленных предприятий, улучшения кормовой базы, снижения себестоимости производимой диетической продукции, в результате чего сохраняется на уровне 1995 года поставки мяса птицы и яйца на рынки Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Поддержку в форме прямого бюджетного финансирования в объеме 15 миллиардов рублей предусматривается направить на компенсацию части затрат на приобретение комбикормов, что позволит:
закупить молодняк высокоэффективного кросса "Иза-Браун" и производить на одну куру-несушку 280-290 яиц в год;
закупить молодняк высокоэффективного кросса "Иза-Ведетте", который позволит получать привес бройлеров до 2-2,2 килограмма в наименьшие сроки откармливания;
провести модернизацию производства для дальнейшего снижения себестоимости продукции, повышения ее конкурентоспособности.
Областным бюджетом 1998 года на поддержку отрасли "птицеводство" предусмотрено 5 миллионов рублей.
8. Развитие реформ в агропромышленном
комплексе
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года N 565 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе аграрная реформа в агропромышленном комплексе Ленинградской области направлена на развитие сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создание конкурентной среды в аграрном секторе, развитие аграрного рынка.
Наиболее важными направлениями аграрной реформы являются:
совершенствование экономических и земельных отношений;
реформирование и реструктуризации сельскохозяйственных предприятий;
кооперация и агропромышленная интеграция;
развитие фермерских хозяйств;
развитие рыночной инфраструктуры;
государственное регулирование рынка путем введения гарантированных цен на продукцию, закупаемую в региональный продовольственный фонд (проведение интервенций, введение квот на производство сельскохозяйственной продукции);
научное обеспечение проведения аграрных реформ.
Потребность в финансовых средствах составляет 89 миллионов рублей, областным бюджетом предусмотрено в 1998 году выделение 10 миллионов рублей.
Приложение 3
Перечень
проектов законодательных актов Ленинградской области,
разрабатываемых в 1998 году
Наименование областных законов | Срок исполнения |
1. О почвенном плодородии в Ленинградской области | I квартал |
2. О семенах | II квартал |
3. О реструктуризации задолженности сельскохозяйствен- ных товаропроизводителей в областной бюджет Ленинград- ской области |
II-III кварталы |
4. О кормах | III-IV кварталы |
5. О деятельности рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области |
III квартал |
6. О функционировании агропромышленного комплекса Ленинградской области на 1998-2000 годы |
II-III кварталы |
Приложение 4
Объем производства
сельскохозяйственной продукции в Ленинградской области
(тысяч тонн)
Наименование продукции | 1997 год | 2000 год | 2000 год в процентах к 1997 г. |
Зерно | 54,5 | 101,1 | 185,5 |
Картофель | 676,6 | 756,0 | 111,7 |
Овощи | 241,0 | 285,0 | 118,3 |
Мясо (живой вес) | 83,8 | 86,5 | 103,2 |
Молоко | 498,4 | 540,0 | 108,3 |
Яйцо (млн. шт.) | 1701,2 | 1765,0 | 103,8 |
Реализация
сельскохозяйственной продукции в Ленинградской области
(тысяч тонн)
Наименование продукции | 1997 год | 2000 год | 2000 год в процентах к 1997 г. |
Зерно | 14,3 | 26,0 | 181,8 |
Картофель | 60,3 | 65,0 | 107,8 |
Овощи | 116,1 | 140,0 | 120,6 |
Мясо (живой вес) | 54,7 | 57,0 | 104,3 |
Молоко | 331,2 | 362,0 | 109,3 |
Яйцо (млн. шт.) | 1423,9 | 1532,0 | 107,6 |
Урожайность культур,
продуктивность животноводства в сельскохозяйственных
предприятиях Ленинградской области
Наименование | Единица измерения | 1997 год |
2000 год |
2000 год в процен- тах к 1997 году |
Зерновые культуры | центнеров/гектар | 16,8 | 21,7 | 129,2 |
Картофель | центнеров/гектар | 106 | 130 | 122,6 |
Овощи открытого грунта | центнеров/гектар | 225 | 255 | 113,3 |
Удой на корову | килограммов | 3179 | 3500 | 110,1 |
Яйценоскость | штук | 276 | 280 | 102,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление правительства Ленинградской области от 30 марта 1998 г. N 10 "Об утверждении региональной комплексной программы "Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Ленинградской области на 1998-2000 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных актов Ленинградской области (приложение к журналу Вестник правительства Ленинградской области), 1998 г., выпуск 2, стр. 219
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2005 г. N 302 настоящее постановление признано утратившим силу