Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
Программа
реформирования системы начального профессионального образования в
Санкт-Петербурге на 1998-2001 годы
Сокращения, принятые в программе
ГУВД Спб - Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области
ГУНО - Городское управление народного образования
КО - Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга
КУГИ - Комитет по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга
МОТ - Международная организация труда
ПЛ - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - Профессиональный лицей
ПУ - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - Профессиональное училище
РЛТК - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - учебно-производственное объединение Российский лицей традиционной культуры
РУНО - Районное управление (отдел) народного образования (РОУНО)
I. Состояние системы начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге
В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют 106 учреждений начального профессионального образования, в том числе 43 - повышенного уровня (профессиональные лицеи), в которых ведется подготовка квалифицированных рабочих и служащих по 167 профессиям и специальностям.
Материальная база учреждений включает 53,5 тыс. ученических мест.
На 01.01.98 численность обучающихся составила 60,4 тысяч человек, в том числе:
окончившие 9 классов - 45,9 тыс. человек (76,0%);
окончившие 11 классов - 5,6 тыс. человек (9,3%);
не имеющие основного общего образования - 8,9 тыс. человек (14,7%).
В составе обучающихся отсутствуют иногородние.
Прием в профессиональные училища и лицеи составил:
в 1994 году - 26,9 тыс. человек;
в 1996 году - 28,6 тыс. человек;
в 1997 году - 26,2 тыс. человек.
В 1992 году в училищах и лицеях созданы отделения общеобразовательной подготовки для школьников, не имеющих основного общего образования. В 1997 году контингент обучающихся на этих отделениях составил 1,8 тыс. человек.
В учреждениях начального профессионального образования обучаются 1457 детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, из них 485 человек проживают в пяти общежитиях, приспособленных для проживания подростков-сирот.
Профессиональный профиль подготовки в учреждениях начального профессионального образования города определился ранее сложившейся профессионально-отраслевой структурой занятости. В 1997 году выпуск по отраслям составил: в промышленности - 38,4%, сфере обслуживания - 12,9%, строительстве - 10,9%, городском хозяйстве - 4%, сфере общественного питания и торговли - 15,2%, сфере транспорта - 12,7%. Число трудоустроенных выпускников составляет в среднем 85%.
Важной частью профессионального образования является учебно-производственная деятельность учебных заведений, обеспечивающая частичное возмещение затрат на профессиональное обучение и социальную поддержку обучающихся. Учебно-производственные мастерские действуют в 80% учреждений начального профессионального образования города. Объем выполненных работ и услуг в мастерских и на предприятиях в период производственной практики за 1996 год составил 11,5 млрд. рублей, в том числе произведено классно-лабораторного оборудования на 1,2 млрд. рублей.
В целом объем внебюджетной деятельности учреждений начального профессионального образования в 1997 году составил 33 млрд. рублей, или 24% бюджетного финансирования.
За 1997 год уточненный бюджет на начальное профессиональное образование составил 186,2 млрд. рублей (без капитальных вложений), или 46,2% от потребности, исчисленной в соответствии с действующими нормативами и ценами.
В системе начального профессионального образования в Санкт-Петербурге сконцентрирован значительный объем основных фондов (здания, сооружения, оборудование) общей стоимостью 1 млрд. 400 млн. рублей (в ценах 1998 года).
На состояние и развитие системы влияют ряд внутренних и внешних факторов.
Внутренними факторами, положительно влияющими на развитие системы, являются:
наличие образовательных программ с различными сроками обучения и планируемым уровнем начального профессионального образования выпускников;
высокий уровень мотивации преподавателей, осуществляющих процесс обучения в профессиональных училищах и профессиональных лицеях;
достаточно высокий уровень мотивации учебы молодежи, зависящий от сектора экономики, к которой принадлежит профессия;
наличие значительных основных фондов.
К числу негативных внутренних факторов, отрицательно влияющих на развитие системы, относятся:
низкий уровень оплаты труда инженерно-педагогических работников;
отток из системы кадров квалифицированных мастеров производственного обучения;
моральный и физический износ материально-технической базы учебных заведений.
К числу внешних факторов, положительно влияющих на развитие системы, относятся:
переход системы на региональное финансирование, что, в первую очередь, стабилизировало оплату труда инженерно-педагогических кадров;
разграничение полномочий федеральных и региональных органов управления начальным профессиональным образованием, позволяющее оперативно учитывать специфику региона при подготовке квалифицированных рабочих.
Внешними факторами, отрицательно влияющими на развитие системы, являются:
отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития потребности предприятий города в квалифицированных кадрах;
рост числа подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, требующих специальных методик и условий профессионального обучения;
отсутствие финансирования на содержание зданий, ремонт оборудования и учебной техники, приобретение материалов и инструментов для учебных целей.
Прогноз потребности населения Санкт-Петербурга
в профессиональном образовании и
профессиональнообразовательных услугах
Проведенный демографический анализ и оценка перспектив экономического развития Санкт-Петербурга позволяют прогнозировать:
увеличение в период до 2001 года числа молодежи, продолжающей послешкольное образование в начальной и средней профессиональной школе;
увеличение потребности в профессиональной переподготовке незанятого населения и работников, высвобождаемых в результате отраслевой реструктуризации производства;
увеличение спроса занятого населения на профессионально-образовательные услуги, повышение квалификации в области менеджмента, информационного сервиса;
повышение спроса на подготовку населения в сфере самозанятости;
дальнейшее повышение спроса на подготовку по профессиям отраслей торговли, сферы обслуживания, туризма, коммунального хозяйства, строительства, транспорта;
прекращение спада, стабилизация, а в дальнейшем увеличение спроса на профессии пищевой промышленности, художественных промыслов;
повышение спроса на услуги в сфере образовательного менеджмента, образовательного аудита, а также на услуги по независимой квалификационной аттестации.
II. Цели и основные задачи программы реформирования
системы начального профессионального образования
Санкт-Петербурга на 1998-2001 годы
Целью реализации Программы является создание экономических, организационных и правовых механизмов оптимального использования потенциала системы начального профессионального образования для обеспечения прав граждан на получение бесплатного начального профессионального образования и потребностей предприятий, учреждений и организаций Санкт-Петербурга в профессионально-мобильных квалифицированных кадрах.
Результатом реализации Программы должно стать удовлетворение потребностей населения в профессионально-образовательных услугах разного уровня и высокого качества.
Основные задачи Программы
1. Подготовка и поэтапное проведение реструктуризации системы учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге.
2. Расширение спектра профессионально-образовательных услуг для различных групп населения и увеличение за счет реструктуризации профилей обучения, масштабов профессиональной подготовки работников, востребованных на региональном рынке труда (сфера обслуживания, коммунальное хозяйство, строительство, транспорт, дорожное строительство).
3. Обеспечение перехода к эффективному распределению и использованию финансовых, кадровых и материальных ресурсов системы начального профессионального образования.
4. Техническое перевооружение учебно-материальной базы образовательных учреждений, внедрение новых обучающих технологий.
5. Развитие региональной нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга в области начального профессионального образования как составной части образовательной структуры Санкт-Петербурга.
6. Повышение профессионального уровня руководителей и инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования путем совершенствования системы подготовки, повышения квалификации кадров и их аттестации.
7. Повышение социальной защищенности обучающихся путем повышения нормативов финансирования питания, увеличения размера стипендий.
8. Повышение социальной защищенности работников системы начального профессионального образования путем введения доплат к должностным окладам, установленным правовыми актами Российской Федерации.
Средства достижения целей Программы
В организации:
Сохранение и рациональное использование основных фондов профессиональных учебных заведений.
Совершенствование системы учреждений начального профессионального образования (в территориальном и отраслевом разрезе).
Расширение профессиональных профилей подготовки в учреждениях начального профессионального образования.
Расширение количества ученических мест для обучения подростков, имеющих ограничения по здоровью, подростков-инвалидов.
Введение системы независимой государственной квалификационной аттестации лиц, проходящих профессиональное обучение и профессиональную подготовку.
Переход к многоуровневому профессиональному образованию.
Совершенствование работы по информированию молодежи о возможности получения профессии с учетом потребностей предприятий и организаций Санкт-Петербурга в квалифицированных специалистах.
Совершенствование системы научно-методического обеспечения начального профессионального образования.
Использование потенциала учреждений начального профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации взрослых, в том числе незанятого населения, по заказам службы занятости.
Информатизация профессионально-образовательной сферы.
Расширение практики реализации международных проектов в области профессионального образования.
Социальная защита обучающихся и работников учреждений начального профессионального образования.
В содержании и технологии обучения:
Совершенствование механизма внедрения государственных образовательных стандартов и контроля за их выполнением.
Внедрение новых технологий профессионального обучения, в том числе модульного обучения.
В ресурсном обеспечении:
Финансовое обеспечение системы начального профессионального образования исходя из нормативов.
Расширение учебно-производственной деятельности образовательных учреждений в целях покрытия частичных затрат на профессиональное обучение.
Развитие в образовательных учреждениях производственной предпринимательской деятельности по профилю профессиональной подготовки будущих квалифицированных работников.
Создание ресурсных центров, обеспечивающих овладение профессиями наукоемких и фондоемких производств.
В управлении:
Правовое регулирование функционирования региональной системы профессионального образования.
Введение экономической модели управления профессиональной школой: связь с социальными партнерами, маркетинг рынка труда, динамичная перепрофилизация учебных заведений, поиск альтернативных источников финансирования.
Совершенствование механизма лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Расширение самостоятельности образовательных учреждений на рынке образовательных услуг и предпринимательской деятельности.
Тесное взаимодействие с Комитетом по занятости населения Санкт-Петербурга, районными службами занятости, ассоциированными организациями работодателей.
III. Основные направления развития системы
начального профессионального образования
1. Совершенствование системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга предусматривает реструктуризацию сети учебных заведений с учетом:
удовлетворения потребности граждан в овладении начальными профессиональными знаниями и навыками в соответствии с государственными образовательными стандартами;
прогнозной оценки потребности предприятий, учреждений и организаций Санкт-Петербурга, принадлежащих к различным организационно-правовым формам, в квалифицированных рабочих кадрах.
Реструктуризацию сети образовательных учреждений планируется осуществлять на основе территориально-отраслевого принципа с учетом тенденций экономического развития Санкт-Петербурга.
В целях поиска резервов бюджетного финансирования и более рационального использования имеющейся материально-технической базы и педагогических кадров предполагается провести объединение ряда образовательных учреждений в отраслевые учебные фирмы и многопрофильные учебные центры.
Реорганизации (объединению) в первую очередь подлежат учреждения начального профессионального образования, не прошедшие процедуру государственного лицензирования и аттестации, систематически не выполняющие план комплектования, а также осуществляющие подготовку рабочих и служащих, не имеющих спроса на рынке труда Санкт-Петербурга, а также учреждения, в которых отсутствуют условия для организации учебного процесса.
2. Реформа содержания начального профессионального образования и внедрение современных обучающих технологий.
В первую очередь потребуется разработка на региональном уровне перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, учитывающего специфику экономики Санкт-Петербурга, государственные образовательные стандарты, учебно-программную документацию.
Планируется внедрение новых технологий профессионального обучения, в том числе модульной и компьютерных технологий.
Важное место в процессе внедрения образовательных стандартов планируется отвести апробированию системы мониторинга качества профессионального обучения учащихся путем обеспечения независимой квалификационной аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования.
3. Ресурсное обеспечение системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге.
Для обеспечения образовательного процесса современной материально-технической базой планируется создание на базе Учебно-методического центра Комитета по образованию межучилищного технологического парка учебного оборудования и медиатеки.
4. Совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса.
На базе проекта Международной Организации Труда (далее - МОТ) "Разработка модульных обучающих программ" предполагается развитие центра модульных технологий начального профессионального образования.
Для апробирования системы мониторинга качества профессионального обучения планируется разработка стандартизированных тестов проверки качества профессионального обучения.
5. Нормативно-правовое обеспечение системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
Для повышения эффективности экономической деятельности профессиональных училищ и лицеев предполагается разработка проектов региональных нормативных правовых актов по льготному налогообложению предприятий и организаций, инвестирующих средства в начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку, местных нормативов бюджетного финансирования начального профессионального образования, а также внебюджетной деятельности учебных заведений.
6. Социальная поддержка учащихся и работников системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге.
Для привлечения в систему начального профессионального образования перспективных молодых преподавателей и мастеров, а также сохранения опытных педагогических кадров необходимо повышение их заработной платы до уровня средней заработной платы работников производственной сферы Санкт-Петербурга.
Целесообразно распространить на обучающихся на отделениях общеобразовательной подготовки (2000 человек) нормы питания учащихся профессиональных училищ.
7. Совершенствование управления системой начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
В 1995-1998 годах принципиально изменилась ситуация в области управления системой начального профессионального образования. Имущественный комплекс профессиональной школы перешел из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга. Финансирование образовательных учреждений с 1997 года осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга.
Изменился правовой статус учреждений образования. Они получили право осуществления предпринимательской деятельности и платных дополнительных образовательных услуг.
В связи с введением государственных образовательных стандартов изменился объем административных функций Комитета по образованию, возникла необходимость отработки механизма введения Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
С возникновением рынка труда, увеличением численности незанятого населения и безработных возникла потребность эффективной координации действий Комитета по образованию и Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга, объединенными организациями работодателей.
В Программе планируются следующие меры по совершенствованию управления системой начального профессионального образования в Санкт-Петербурге.
Развитие новых общественных институтов управления профессиональным образованием при Администрации Санкт-Петербурга:
участие в работе Совета по начальному профессиональному образованию при губернаторе Санкт-Петербурга;
создание Совета главных специалистов при Комитете по образованию;
создание структур (рабочих групп) межведомственной координации по вопросам: а) финансирования и собственности, б) подготовки и повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров;
Организация экспертно-аналитических групп (комиссий) по реформированию системы учреждений начального профессионального образования, созданию ресурсных центров, обсуждению программ проведения ремонтно-строительных работ;
Создание единой информационной сети учреждений начального профессионального образования;
Создание базы данных по руководящему составу и инженерно-педагогическим работникам;
Привлечение работодателей к участию в экспертизе учебно-программной документации, работе экзаменационных квалификационных комиссий, развитии материально-технической базы образовательных учреждений;
Координация и участие в реализации международных проектов;
Кооперация деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов и районных центров профориентации и учреждений начального профессионального образования в реализации единой межведомственной программы профориентации подростков;
Передача профессиональных училищ в подчинение органов управления образованием межучилищных образований.
IV. Первоочередные мероприятия по реализации программы
Реформирование системы начального профессионального
образования в Санкт-Петербурге
1. Разработка краткосрочного и среднесрочного прогноза региональной профессионально-квалификационной структуры занятого населения.
2. Реструктуризация профессиональных профилей подготовки с учетом потребностей рынка труда Санкт-Петербурга.
3. Создание путем объединения действующих профучилищ и лицеев территориально-отраслевых учебно-профессиональных комплексов.
4. Организация отделений общеобразовательной подготовки.
5. Создание центров обучения и проживания сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Совершенствование содержания образования и
внедрение новых технологий
1. Организация учебных производств (учебных гостиниц, участка по производству обуви, ученических кафе, парикмахерских и др.).
2. Открытие профессиональной подготовки по новым профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования для учреждения начального профессионального образования Санкт-Петербурга и Регионального перечня.
3. Создание центров независимой квалификационной аттестации лиц, получающих начальное профессиональное образование.
Материально-техническое обеспечение
1. Проведение аварийных ремонтных работ и планового капитального ремонта зданий учреждений начального профессионального образования.
2. Разработка проектной документации и реконструкция общежитий под центры проживания сирот.
3. Создание технической базы для разработки и выпуска видео- и медиапособий для профессионального обучения.
4. Создание отраслевых ресурсных центров на базе опорных учебных заведений.
Совершенствование научно-методического
обеспечения учебного процесса
1. Развитие центра модульных технологий начального профессионального образования на базе проекта МОТ "Разработка модульных обучающих программ".
2. Разработка мониторинга реализации государственных образовательных стандартов.
3. Разработка стандартизированных тестов проверки качества профессиональной подготовки.
4. Разработка государственных образовательных стандартов по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
5. Разработка и реализация региональной программы выпуска учебной и методической литературы.
6. Создание компьютерной сети и автоматизированного банка учебно-программной документации.
7. Разработка модели реальной школы как интегрированного типа учреждения общего и начального профессионального образования для подростков, нуждающихся в педагогической коррекции и социальной реабилитации.
Нормативно-правовое обеспечение системы
начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге
1. Разработка проекта закона Санкт-Петербурга "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Санкт-Петербурге".
2. Разработка проектов региональных нормативных правовых актов по льготному налогообложению предприятий и организаций, инвестирующих средства в начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку.
3. Разработка нормативов бюджетного финансирования учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге.
Социальная защита учащихся и работников системы
начального профессионального образования в Санкт-Петербурге
1. Повышение заработной платы педагогических работников системы начального профессионального образования.
2. Пересмотр нормативов питания учащихся профессиональных училищ и лицеев и обучающихся на отделениях общеобразовательной подготовки.
3. Обеспечение повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования.
4. Организация отделений профессионального обучения инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.
Реализация международных проектов
1. "Реформа начального профессионального образования в Северо-Западном регионе Российской Федерации" по секторам:
телекоммуникации - Профессиональный лицей информатики и компьютерной техники;
транспорт - Лицей флота, профессиональные училища NN 77, 96, 107, 110, 133:
туризм - Профессиональный лицей туристического и гостиничного сервиса.
2. "Модернизация строительных технологий" - профессиональное училище N 50.
3. "Создание учебного центра автосервиса" - Профессиональный лицей метростроя.
Сводные мероприятия по реформированию
системы начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге
1998 год 1999 год 2000 год Всего |
1. Открытие общеобразовательных отде- ний (количество учащихся) 600 700 750 2050 2. Центры обучения и проживания сирот (количество мест) 490 585 655 655 3. Открытие отделений для обучения ин- валидов (количество учащихся) - 110 300 410 4. Открытие учебных производств (коли- чество ученических мест) 180 375 70 625 5. Открытие учебно-тренировочных ком- плексов (количество ученических мест) 50 100 - 150 6. Организация учебно-профессиональ- ных территориально-отраслевых комп- лексов, 5 4 3 12 в том числе: территориальных 1 1 - 2 отраслевых 4 3 3 10 7. Передача зданий районным управлени- ям народного образования (количество зданий) 2 6 - 8 8. Передача профессиональных училищ под управление территориальных органов управления образованием: - 3 - 3 профессиональное училище N 120 (г. Сестрорецк) профессиональное училище N 48 (г. Кронштадт) профессиональное училище N 20 (г. Ломоносов) |
Сводная программа использования зданий общежитий
Коли- чество зданий |
Общая площадь (тыс. кв. м) |
|
1. Реконструкция под жилье 14 62,6 2. Организация учебных гостиниц 2 14,5 3. Создание центров проживания сирот 7 43,1 4. Использование под учебные цели (встроенные 3 8,4 здания) 5. Оборудование общежития Центра переподготовки 1 6,6 военнослужащих 6. Создание маневренного фонда для временного 2 11,5 проживания работников образования 7. Передача освобождающихся зданий другим 1 1,1 организациям |
||
Итого: 30 189,2 | ||
Сводные данные: Имеется зданий общежитий на балансе Комитета по образованию 30 189,2 (100%) Будут сняты с баланса Комитета по образованию 14 63,7 (33,7%) Останутся на балансе Комитета по образованию 16 125,5 (66,3) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.