Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Концепция региональной политики содействия
занятости населения Ленинградской области
на 1999-2000 годы
(Одобрена коллегией Департамента федеральной государственной
службы занятости населения по Ленинградской области,
протокол N 1 от 27 января 1998 года)
Введение
Кризисное состояние экономики Ленинградской области на протяжении 1991-1996 годов предопределило постепенное обострение проблем в сфере занятости населения. Численность официально регистрируемых безработных граждан увеличилась с 4,3 тысячи человек (1991 год) до 63,8 тысячи человек (1996 год), то есть почти в 15 раз.
Соответственно уровень безработицы в целом по области возрос с 0,15 до 6,3 процента.
С 1995 года Ленинградская область вошла в группу территорий Российской Федерации, в которых уровень безработицы выше общероссийского. Постепенно усиливалась дифференциация территорий области по степени напряженности на рынке труда. Наиболее низкий уровень безработицы (2-4 процента) наблюдался в районах, прилегающих к Санкт-Петербургу. В тоже время районы "глубинки" (Подпорожский, Тихвинский) на протяжении этого периода занимают прочное лидерство по численности безработных граждан, имея уровень безработицы 12-18 процентов.
В 1996 году ситуация на рынке труда обострилась уже в целом ряде территорий.
На 1 января 1997 года в 12 из 23 административно-территориальных единиц уровень безработицы превышал 6,3 процента (общеобластной), а в пяти - 10 процентов.
Замедление темпов падения производства, наступившее в конце 1996 года, наметившиеся в 1997 году первые симптомы экономической стабилизации, комплекс мер, предпринятых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области по решению проблем занятости, и активизация работы службы занятости позволили не только остановить дальнейший рост безработицы, но и добиться реальных положительных результатов на рынках труда в большинстве муниципальных образований. Численность регистрируемых безработных граждан к концу 1997 года по сравнению с его началом сократилась почти на 14 тысяч человек, а уровень безработицы понизился с 6,3 до 4,6 процента.
Концепция региональной политики содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы (далее - Концепция) разработана с учетом накопленного опыта работы по смягчению последствий действия факторов, порождающих безработицу, и представляет собой систему целевых ориентиров, планируемых путей и средств их достижения, направленных на обеспечение регулирования рынка труда на территории Ленинградской области в 1999-2000 годах.
Ключевым звеном в системе регулирования регионального рынка труда, ведения учета спроса и предложения рабочей силы, в определении перспектив занятости и безработицы является Федеральная государственная служба занятости населения по Ленинградской области (далее - служба занятости), который в рамках основных документов своей деятельности, обеспечивает разработку и реализацию политики занятости в регионе.
Концепция определяет региональную политику на рынке труда и состоит в избирательном воздействии на механизмы, определяющие спрос и предложение рабочей силы на локальных рынках труда, что способствует решению вопросов по перераспределению рабочей силы, повышению ее территориальной и профессиональной мобильности, облегчению поиска работы, созданию рабочих мест для наиболее социально уязвимых групп населения.
I. Виды локальных рынков труда
Региональная политика содействия занятости населения Ленинградской области проводится с учетом особенностей локальных рынков труда, которые можно объединить в несколько групп, отличающихся как по характеру формирования и функционирования, так и по способам воздействия на них.
Первая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, непосредственно прилегающих к Санкт-Петербургу (Кировский, Тосненский, Всеволожский, Гатчинский районы). Здесь очень высока "маятниковая" миграция населения на работу и учебу в город. Это пока наиболее благополучная группа, так как возможности Санкт-Петербурга по трудоустройству жителей не только города, но и близлежащих территорий области еще не исчерпаны.
Близость большого города в определенной мере снимает часть напряженности на местных рынках труда. Основным элементом воздействия на локальные рынки труда этой группы является активное взаимодействие со службой занятости Санкт-Петербурга по использованию городских вакансий для трудоустройства жителей области.
Вторая группа - рынки труда в моноэкономических муниципальных образованиях, базирующихся на градообразующих предприятиях, таких как Тихвинский и Киришский районы, где тяжелое положение или благополучие на местных рынках труда определяются экономическим состоянием, в котором находятся одно-два градообразующих предприятия.
К этой же группе могут быть отнесены муниципальные образования с преобладанием двух-трех отраслей экономики, такие как Бокситогорский и Лодейнопольский районы.
Регулирование рынка труда в муниципальных образованиях этой группы может осуществляться путем взаимодействия службы занятости и органов управления регионального и муниципального уровней, так как ситуация в основном будет зависеть от размеров и эффективности инвестиций, вложенных в развитие предприятий.
Третья группа - рынки труда в муниципальных образованиях с преобладанием сельскохозяйственного производства: это Ломоносовский, Волосовский, Приозерский районы. Если в целом по области каждый четвертый безработный проживает в сельской местности, то в Ломоносовском районе - 8 из 10 безработных, в Приозерском - 6 из 10, в Волосовском - каждый второй.
Для этой группы территорий наряду с прочими мерами предстоит разработать комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения сельской местности: создание условий для альтернативной занятости, развития некапиталоемких рабочих мест в подсобных производствах и промыслах, агросервисе, социальной инфраструктуре.
Четвертая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, находящихся в приграничной зоне (город Ивангород, город Светогорск и Сланцевский район), что вносит дополнительные сложности в процессы их регулирования.
Вопросы содействия занятости населения этих муниципальных образований могут быть решены путем создания целевых правительственных рабочих групп или комиссий по выработке предложений, обеспечивающих стабилизацию социально-экономического положения.
Ситуация на рынках труда в ряде муниципальных образований формируется зачастую двумя-тремя факторами.
Например, Сланцевский район является приграничной территорией и одновременно районом с преобладанием одного направления в экономике - сланцедобычи, Ломоносовский район - пригородный и сельскохозяйственный одновременно, Гатчинский район - пригородный, имеет развитое сельское хозяйство и промышленность, в том числе основанную на высокоинтеллектуальном труде.
Факторы, по которым могут быть сгруппированы локальные рынки труда, в разных территориях и временных периодах могут проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны. В результате преобладания отрицательных факторов сформировалась особая группа территорий с критической ситуацией на рынках труда, это Тихвинский, Подпорожский, Бокситогорский, Сланцевский районы и город Ивангород.
Для решения проблемы занятости населения этих территорий необходимо участие федеральных и областных органов власти в мероприятиях, направленных на социально-экономическую стабилизацию.
II. Совершенствование анализа и прогноза рынка труда
Эффективное регулирование регионального рынка труда, обеспечение его сбалансированности и гибкости предполагает проведение систематического и многофакторного анализа и прогнозирования его развития.
Основные направления дальнейшего расширения комплексного анализа и прогнозирования рынка труда региона и локальных рынков предполагают:
1. Углубление анализа и прогнозирования в части объема и структуры предложения рабочей силы, включая демографический и структурный анализ, прогноз трудовых ресурсов и трудового потенциала региона, социально-экономические аспекты предложения труда.
Большое внимание в аналитической работе уделяется категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите: инвалидам, женщинам, молодежи, гражданам, уволенным из Вооруженных Сил, гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, беженцам и вынужденным переселенцам.
Существенное значение для прогнозирования развития рынка труда имеют не только численность и категории граждан, обращающихся в службу занятости, но и продолжительность безработицы, которая связана с экономической ситуацией и географическим положением муниципального образования.
2. Углубление анализа и прогнозирования в части спроса на рабочую силу, включая варианты социально-экономического развития региона, количества и структуры рабочих мест, их заменяемости, высвобождения рабочей силы, предложения рабочей силы, в том числе:
прогнозы занятости и безработицы,
возможности переподготовки и переквалификации кадров.
3. Анализ эффективности функционирования регионального и локальных рынков труда, в том числе:
использования возможностей уменьшения регистрируемой безработицы,
эффективности работы службы занятости,
эффективности формирования и использования Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости).
Должны получить дальнейшее развитие систематизация процесса анализа и прогнозирования, а также более углубленная разработка системы показателей, которые характеризуют конъюнктуру регионального и локальных рынков труда.
Основой для анализа служит информационное поле, включающее в себя как базы данных первичного учета в отделах занятости населения, так и информацию, поступающую из Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, правительственных, а также межправительственных структур, в том числе:
комитета по экономике и инвестициям - прогноз социально-экономического развития области, проект "Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Ленинградской области на 1999-2000 годы";
отраслевых комитетов Правительства Ленинградской области - региональные отраслевые программы, содержащие меры по расширению действующих и организации новых производств и предприятий, а также сведения об инвестиционных проектах, предусматривающих расширение объемов и видов производства в части создания и сохранения рабочих мест;
комитета по труду и социальной защите населения - информация-прогноз о численности инвалидов, проживающих в области;
комитета общего и профессионального образования - информация-прогноз о трудоустройстве выпускников общеобразовательных школ, профессиональных, высших профессиональных училищ, лицеев, техникумов, колледжей, высших учебных заведений;
военного комиссариата Ленинградской области - информация-прогноз о численности граждан, призванных на военную службу и демобилизованных с военной службы;
Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области - информация-прогноз о численности граждан, освобожденных из мест лишения свободы и прибывших в муниципальные образования области;
Миграционной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области - информация-прогноз возрастного состава прибывающих и выбывающих граждан: мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
Прогноз развития рынка труда строится на двух уровнях и в трех вариантах. На первом уровне разрабатывается прогноз развития рынка труда муниципального образования с учетом данных, полученных от органов статистики и муниципальных органов управления. На втором уровне разрабатывается прогноз развития областного рынка труда.
В целях повышения точности расчета прогнозируются три варианта развития рынка труда: минимальный, средний, максимальный.
Варианты развития рынка труда для каждого муниципального образования будут соответствовать степени развития экономики территории, инвестиционной и финансовой политике, состоянию демографической ситуации.
Прогнозы развития рынка труда области в целом и отдельных муниципальных образований строятся по различным временным периодам: квартал, год, долгосрочный прогноз на 2000-2005 годы.
При этом прогнозируется общий объем рынка труда по всем категориям населения, которые его составляют, в частности:
граждане, уволенные в связи с сокращением штата, реорганизацией или ликвидацией предприятия,
граждане, уволившиеся по различным причинам текучести кадров, включая собственное желание,
граждане, уволенные из рядов Вооруженных Сил,
молодежь, окончившая учреждения дневной формы обучения или прекратившая обучение в них,
инвалиды, имеющие программу реабилитации,
незанятое население,
граждане, освободившиеся из мест лишения свободы,
механический приток населения.
Все участники рынка труда составляют две неравные группы:
первая группа - наиболее мобильная и квалифицированная часть граждан, вышедших на рынок труда, ищет работу и трудоустраивается самостоятельно (около 60 процентов),
вторая группа - граждане, испытывающие затруднения при поиске работы и обращающиеся за содействием в службу занятости (около 40 процентов).
III. Совершенствование разработки программы
содействия занятости населения
На основе выполненных прогнозов выстраиваются приоритеты задач, решаемых службой занятости в определенные периоды деятельности.
В качестве важнейшего инструмента региональной политики занятости предполагается дальнейшее использование программно-целевого метода, составление соответствующих социально-экономических программ, и в первую очередь, программ содействия занятости населения.
Программы содействия занятости населения Ленинградской области разрабатываются службой занятости с 1993 года.
За это время обеспечен единый подход к разработке областной и муниципальных программ и организовано участие всех звеньев управления: от Губернатора области и главы администрации муниципального образования до координационных комитетов содействия занятости населения, в которых задействованы представители профсоюзов, объединений работодателей, администраций соответствующего уровня, службы занятости.
На основе составленных прогнозов и установленных приоритетов определяются финансовые затраты по основным направлениям деятельности отделов занятости при разработке муниципальных программ для включения их в проект бюджета.
В целях обеспечения развития рынка труда в прогнозируемом направлении разрабатываются меры содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности при трудоустройстве.
В связи с вступлением в самостоятельную жизнь граждан 1982-1984 годов рождения, когда наблюдался демографический "взрыв", первоочередные меры должны быть предприняты по содействию занятости молодежи, организации общественных работ и созданию временных рабочих мест для несовершеннолетней молодежи 14-18 лет.
В связи с сокращением и реорганизацией Вооруженных Сил, необходимы мероприятия по профессиональной ориентации, обучению и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы.
Активная политика содействия занятости базируется на развитии профессиональной ориентации и профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения. Первоочередной задачей при этом является подготовка по профессиям и специальностям, имеющим спрос на рынке труда.
Достаточно большое внимание будет уделено мероприятиям по содействию частному предпринимательству и индивидуальной трудовой деятельности.
Необходимы меры по сокращению безработицы среди сельских жителей.
По всем мероприятиям должны быть определены ожидаемые результаты и предполагаемое финансовое обеспечение.
Областная и муниципальные программы содействия занятости населения входят составной частью в систему региональных целевых программ развития Ленинградской области.
IV. Приоритетность мероприятий программы содействия
занятости населения
Региональная политика в области занятости населения формируется на основе задач государственной политики содействия занятости населения и включает в себя:
содействие созданию новых и сохранению действующих рабочих мест;
сдерживание роста безработицы в условиях ограниченных экономических и финансовых возможностей;
создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
смягчение последствий долговременной безработицы;
обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу.
Ленинградская область входит в группу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, уровень безработицы в которых приближается или достиг социально опасного уровня, поэтому при выборе основных направлений региональной политики и определении приоритетов программы предусматривается решение следующих основных задач:
организация взаимодействия с органами управления, работодателями и профсоюзами по предупреждению массовых высвобождений, сокращению длительной (более одного года) безработицы;
проведение активной политики на рынке труда в муниципальных образованиях;
смягчение социальных последствий безработицы путем оказания целевой социальной и материальной поддержки граждан на период вынужденной безработицы;
совершенствование механизма перераспределения части средств Фонда занятости, предусматривающего минимальную поддержку безработных граждан вне зависимости от места их проживания и финансового обеспечения районов и городов с чрезвычайным положением на рынке труда;
принятие мер по обеспечению своевременного и полного получения средств от работодателей Фондом занятости;
сокращение и постепенная ликвидация задолженности по выплате пособия по безработице, в том числе за счет частичного "погашения" услугами и товарами предприятий-должников Фонда занятости;
разработка и принятие мер по упорядочению присвоения статуса безработного и размера выплаты пособия по безработице.
1. Совершенствование работы по предупреждению массовых
высвобождений, сокращению длительной (более одного года)
безработицы
В целях профилактики и сдерживания массовых высвобождений на территории Ленинградской области предусматриваются следующие меры:
выявление организаций, которые могут стать источником резкого обострения ситуации на рынке труда. Анализ и разработка мероприятий по оздоровлению финансового состояния предприятий-должников, проведение реструктуризации с целью сохранения рабочих мест;
активная работа правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в муниципальных образованиях Ленинградской области;
создание комиссий из представителей администрации муниципального образования, службы занятости, руководства предприятия и профсоюза по разработке мероприятий содействия занятости работников в условиях массовых высвобождений для решения в опережающем порядке вопросов трудоустройства и социальной защиты высвобождаемых граждан;
разработка альтернативных вариантов дальнейшей деятельности предприятий при возникновении массовых высвобождений;
сглаживание возможных последствий массовых высвобождений путем оказания помощи гражданам в трудоустройстве, переобучении, самозанятости, содействия выезду на работу за пределы района, на территории которого происходят массовые высвобождения.
Департаментом федеральной государственной службы занятости по Ленинградской области будет продолжено сотрудничество с территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Ленинградской области в части обмена информацией и совместных действий по:
обеспечению реорганизационных процедур с целью сохранения рабочих мест и вывода предприятия из кризисного состояния;
обеспечению социальной защиты граждан, высвобождаемых при проведении внешнего управления, санации или ликвидации предприятия;
оказанию помощи неплатежеспособным предприятиям в организации работы по профессиональной ориентации и переподготовке работников с учетом потребностей рынка труда.
К мерам, позволяющим сократить длительную (более одного года) безработицу, относятся прежде всего ежегодно разрабатываемые областная и, по согласованию с органами местного самоуправления, муниципальные программы общественных работ, целью которых является предоставление гражданам, длительное время находящимся без работы, материальной поддержки в виде временного заработка. Приоритетным в организации и проведении общественных работ является взаимодействие администраций муниципальных образований с отраслевыми комитетами по направлениям их деятельности. Одним из таких направлений является сотрудничество с дорожным комитетом для привлечения безработных граждан к выполнению дорожно-строительных работ по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог. В связи с этим должны получить развитие различные базы по производству дорожно-строительных материалов и дорожной техники.
На базе модельного отдела занятости населения в городе Гатчине получит дальнейшее развитие организационно-методическое обеспечение работы "Клубов ищущих работу" и курсов "Новый старт" с целью сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
2. Основные направления активной политики
на рынке труда Ленинградской области
Основными направлениями активной политики на рынке труда Ленинградской области являются: содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, содействие предпринимательской деятельности и самозанятости, профессиональной ориентации и профессиональному консультированию граждан, совершенствование профессионального обучения.
Содействие занятости населения
В целях увеличения численности трудоустроенных граждан службе занятости необходимо решить следующие задачи:
создать имидж службы занятости как надежного и ответственного партнера работодателя в подборе кадров;
совершенствовать технологию взаимодействия службы занятости с работодателями;
расширять связи с работодателями для более полного выявления вакансий;
расширять возможности по трудоустройству граждан за пределами Ленинградской области (межтерриториальное перераспределение рабочей силы, трудоустройство в Санкт-Петербурге);
способствовать участию жителей Ленинградской области в реализации крупных инвестиционных проектов градообразующих промышленных и транспортных предприятий и сопутствующей им сферы предприятий обслуживания;
содействовать вывозу рабочей силы за пределы Ленинградской области.
Для решения поставленных задач предполагается:
создать муниципальные картотеки работодателей по отраслям экономики, сферам деятельности с перечнем основных профессий, должностей;
разработать методическую базу взаимодействия отделов занятости населения с представителями отделов кадров предприятий с целью полного и своевременного выявления вакансий;
обеспечить организационно-методическую помощь отделам занятости населения по созданию ассоциаций работодателей в муниципальных образованиях Ленинградской области для выработки согласованной политики занятости населения.
В целях обеспечения благоприятных условий поиска подходящего места работы:
создать банк данных о вакансиях в Ленинградской области в целом и за ее пределами, в том числе о вакансиях в Санкт-Петербурге;
обеспечить широкое внедрение методов самостоятельного поиска работы через различные формы психологической поддержки безработных граждан;
способствовать ориентации граждан, ищущих работу в сельской местности, на самозанятость, фермерство, создание некапиталоемких рабочих мест в подсобных производствах и промыслах, агросервисе, социальной инфраструктуре;
совместно с Миграционной службой Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработать систему мероприятий по созданию рабочих мест в экономически депрессивных, отдаленных районах области с квотированием создаваемых рабочих мест для вынужденных переселенцев, проживающих в Ленинградской области менее одного года, а также созданию экономических условий, при которых основной поток переселенцев будет направлен в те районы области, где ситуация на рынке труда и рынке жилья более благоприятна для обустройства (предоставление вынужденным переселенцам льгот, предусмотренных законодательством, в том числе долговременной ссуды для приобретения жилья, выделение земельных участков и т.п.).
Способствовать созданию нормативно-правовой базы для организации вывоза рабочей силы за пределы России и привлечения иностранной рабочей силы, а также системы межведомственного контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы на территории области.
Постоянно через средства массовой информации доводить до населения сведения о ситуации на рынке труда в муниципальных образованиях Ленинградской области, информировать о перечне услуг, оказываемых службой занятости.
Содействие занятости граждан, особо нуждающихся
в социальной защите
В целях повышения эффективности трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, необходимо проведение совместных программно-целевых действий органов власти, службы занятости и работодателей по созданию условий занятости и повышению конкурентоспособности граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
К ним относятся:
разработка и реализация совместно с заинтересованными подразделениями Правительства области региональных целевых программ, повышающих шансы на трудоустройство и занятость граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
создание юридического механизма квотирования рабочих мест на предприятиях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем разработки и принятия соответствующих областных законов;
разработка программы профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов с учетом предложений заинтересованных подразделений Правительства области;
участие совместно с заинтересованными подразделениями Правительства области в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов;
организация и проведение совместно с предприятиями (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), применяющими труд инвалидов, и отделениями Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых выставок "Трудовой потенциал инвалидов", "Благо", других выставок с целью повышению конкурентоспособности, расширения рынка сбыта, формирования муниципальных и областных заказов на продукцию, выпускаемую инвалидами;
разработка программы содействия занятости молодежи (подростков) с учетом предложений заинтересованных подразделений Правительства области с привлечением средств молодежных организаций и заинтересованных работодателей;
продолжение работы представительства службы занятости в центре профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи "Выбор" (Санкт-Петербург);
разработка программы занятости граждан на общественных и временных работах и формирование на ее базе областной системы организации временных рабочих мест, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
участие в подготовке и проведении ярмарок женских профессий, выставок женских профессий, выставок бизнес-проектов "Женский проект 1998-2000", международной конференции "Женщина в меняющемся мире";
взаимодействие с универсальной биржей труда "Контакт" по содействию в трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы;
проведение совместно с органами Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области работы по адаптации и трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
совместно с Миграционной службой Санкт-Петербурга и Ленинградской области решение проблем трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев.
Содействие предпринимательской деятельности и
самозанятости
Приоритетными направлениями в решении экономических, социальных и политических проблем являются:
всемерное развитие предпринимательской инициативы безработных граждан;
активное участие в разработке областной и, по согласованию с органами местного самоуправления, муниципальных программ развития малого предпринимательства;
расширение взаимодействия с правительственными и неправительственными структурами поддержки малого предпринимательства. Одним из таких направлений будет сотрудничество с дорожным комитетом по созданию условий для развития предприятий автосервиса - автозаправочных станций, пунктов питания, кемпингов и т.п.;
обеспечение организационно-методической подготовки и поддержки кадров предпринимателей.
Для реализации задач по содействию развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан следует:
совершенствовать систему организации информационного обеспечения и тестирования безработных граждан, желающих заняться предпринимательством;
завершить формирование системы консультационно-методической помощи безработным гражданам в организации собственного дела;
оказывать содействие безработным гражданам в обучении основам предпринимательства и рыночной экономики, в том числе в структурах поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторах, социально-деловых центрах и др.);
продолжить сотрудничество с Ленинградской областной регистрационной палатой, Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики и органами власти муниципальных образований в части предоставления льгот безработным гражданам при организации ими собственного дела.
Ожидаемыми результатами работы являются повышение активности безработных в развитии предпринимательской деятельности и самозанятости и снижение уровня безработицы как за счет самозанятости, так и за счет создания новых рабочих мест представителями малого бизнеса.
Профессиональная ориентация и профессиональное
консультирование граждан
Служба занятости оказывает услуги по профессиональной ориентации гражданам с целью решения вопроса о трудоустройстве в соответствии с их личными интересами, уровнем и характером профессиональной подготовки, предыдущего опыта, потребностями работодателей и возможностями рынка труда Ленинградской области.
Практика показывает, что в работе с клиентами службы занятости следует учитывать их эмоциональное состояние. Неблагополучие снижает шансы безработных на успешное трудоустройство. В последнее время отмечается повышение нервно-психического напряжения среди безработных: явно выраженная тревожность, чувство неуверенности в себе и своей профессиональной компетентности. Это свидетельствует о необходимости расширения психологической помощи клиентам службы занятости. Психологическая поддержка становится одним из важнейших направлений деятельности профессионального консультанта.
Информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, возможности трудоустройства, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, условиях, особенностях и режиме труда является одной из задач службы занятости.
Особое внимание уделяется мероприятиям по предупреждению безработицы среди молодежи. Необходимо проведение работы по взаимодействию всех подразделений органов исполнительной власти, занимающихся вопросами молодежи, в том числе целесообразно создание муниципальных советов по профессиональной ориентации, которые скоординируют профессиональную работу среди этой категории граждан. Службой занятости проводятся массовые мероприятия, направленные на подготовку учащейся молодежи к условиям рынка труда: ярмарки профессий, учебных мест, дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях, ориентирующие молодежь на получение профессионального образования до начала трудовой деятельности.
Работа с клиентами службы занятости осуществляется по следующим направлениям:
консультирование граждан с целью выбора сферы деятельности, определения профессиональной подготовки, возможности обучения;
профессиональный отбор по заказам работодателей;
психологическая поддержка.
На базе совершенствования методического обеспечения системы профессионального консультирования служба занятости стремится обеспечить:
совершенствование форм и методов психологической поддержки;
увеличение объема, повышение качества и расширение видов профессиональных консультационных услуг и психологической поддержки безработных граждан путем внедрения новых групповых форм работы;
совершенствование профессионально-ориентационных услуг для молодежи, в том числе подростков-выпускников образовательных учреждений;
внедрение передового опыта других региональных служб занятости по работе с безработными женщинами, инвалидами (по индивидуальной и групповой психологической поддержке);
содействие социальной адаптации граждан, длительное время не имеющих работы (разработка и внедрение форм групповой работы с компонентами психологического тренинга, восстановления мотивации к труду, а также тренинга общения и самопрезентации безработных граждан).
Все это должно привести к значительному сокращению длительности безработицы граждан, получивших профессионально-ориентационные услуги.
Совершенствование профессионального обучения
Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения призвана осуществлять подготовку преимущественно взрослого населения, опираясь на имеющиеся профессиональные знания и умения, производственный и жизненный опыт.
Предусматривается, что молодежь (до 18 лет), впервые ищущая работу, до начала трудовой деятельности должна получить профессию или специальность, как правило, в профессиональных образовательных учреждениях. В этих целях служба занятости предоставляет молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, профессиональных образовательных учреждениях, способствует направлению на учебу.
Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из потребностей рынка труда, требований работодателей и с учетом индивидуальных интересов и склонностей службой занятости могут быть предложены следующие услуги:
профессиональная подготовка (первоначальное обучение);
переподготовка (переобучение);
освоение второй (смежной, совмещенной) профессии;
повышение квалификации по имеющейся профессии, специальности, роду трудовой деятельности.
Обучение должно носить интенсивный характер и увеличивать эффективность трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям.
Безработным гражданам предоставляется возможность включиться в процесс обучения круглогодично. Важно, чтобы у граждан формировалась прямая и реальная заинтересованность в переходе от состояния безработицы к профессиональному обучению и от обучения к занятости.
Общая стратегия службы занятости в части профессионального обучения строится на комплексном использовании существующих образовательных структур Ленинградской области путем:
совершенствования учебно-методических и организационных форм работы, включая целевое переобучение по заявкам работодателей, индивидуальные формы обучения;
повышения качества и эффективности обучения путем совершенствования практики отбора учебных заведений и учебных программ для обучения безработных граждан;
развития системы модульного обучения безработных граждан;
развития гибкой и социально ориентированной системы профессионального обучения безработных граждан с учетом требований рынка труда;
формирования социального заказа на профессиональное обучение безработных из числа безработной и ищущей работу молодежи, а также участия в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня.
Профессиональное обучение в условиях высокого уровня безработицы и дефицита рабочих мест будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
организация обучения безработных граждан по профессиям, перспективным на рынке труда Ленинградской области с учетом развития экономики региона;
организация обучения по профессиям, способствующим самозанятости;
обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности с целью создания новых рабочих мест;
организация обучения под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
организация профессионального обучения граждан, нуждающихся в социальной защите: лиц, продолжительное время не имеющих работы, молодежи, инвалидов и др.;
работа по привлечению средств работодателей, иностранных инвестиций, средств военкоматов, спонсоров и других источников для организации профессионального обучения безработных граждан.
3. Оказание целевой материальной поддержки гражданам
в период вынужденной безработицы
В целях смягчения социальных последствий безработицы служба занятости предпринимает меры по поддержке доходов безработных граждан, включающие:
выплату пособий по безработице, в том числе частичное погашение задолженности по выплате пособий безработным гражданам путем проведения работы по договорам о взаимозачетах с предприятиями-должниками в Фонд занятости, включая оплату жилья, коммунальных услуг и расчеты товарами;
оплату временной нетрудоспособности безработных;
дотирование путевок в летние оздоровительные учреждения и лагеря отдыха детям безработных;
досрочный выход безработных на пенсию по старости;
выплата надбавок безработным гражданам, имеющим иждивенцев.
4. Совершенствование механизма перераспределения средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации
Служба занятости в условиях дефицита средств Фонда занятости осуществляя централизованную аккумуляцию средств, проводит политику дифференцированного их распределения. Муниципальные образования, обеспечивающие сбор обязательных отчислений в Фонд занятости в объемах, покрывающих потребность по выплате пособий, получают преимущество в погашении задолженности перед безработными.
Работа по договорам о взаимозачетах должна получить дальнейшее развитие, что позволит сократить сроки погашения задолженности по выплате пособий по безработице.
V. Пути совершенствования работы службы занятости
1. Совершенствование организационной структуры и
материально-технической базы службы занятости
В соответствии с приказом Минтруда России от 1 июня 1998 года N 177-рк на базе преобразованного комитета по труду и занятости населения Ленинградской области образован Департамент федеральной государственной службы занятости по Ленинградской области, центры занятости населения преобразованы в отделы занятости населения. В связи с этим введена в действие новая структура службы занятости.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области рекомендовано в 1998-2000 годах обеспечить службу занятости служебными помещениями и соответствующим оснащением.
2. Совершенствование технологии работы службы занятости
Приоритетными направлениями совершенствования технологии работы службы занятости являются:
повышение качества и объема услуг, предоставляемых клиентам службы занятости;
сокращение времени трудоустройства безработных и ищущих работу граждан;
наиболее полное и качественное удовлетворение заявок работодателей на рабочие кадры и специалистов на основе сбора и обработки информации о профессиональном разрезе рынка труда;
снижение уровня и среднего времени продолжительности безработицы за счет повышения эффективности работы цепочки "безработный - служба занятости - работодатель".
Для реализации задач по совершенствованию технологии работы службы занятости следует:
разработать методическую базу единой технологии работы отделов занятости;
завершить работу по унификации процедур обслуживания клиентов службы занятости (работодателей и безработных граждан);
продолжить взаимодействие со службой занятости Санкт-Петербурга, ежегодно принимать планы совместных мероприятий;
вести методическую работу с отделами занятости на основе ежегодно принимаемых программ методической деятельности отделов и служб Департамента;
продолжить работу с Гатчинским модельным отделом занятости по внедрению передовых форм технологий работы. Проводить на его базе серии обучающих семинаров работников службы занятости. Оказывать помощь Тосненскому отделу занятости по переходу к передовым зарубежным технологиям;
определить дополнительные базовые отделы занятости и проводить в них целенаправленную работу по внедрению передовых форм и методов работы службы занятости. Внедрять положительные результаты работы во всех отделах занятости;
организовать в отделах занятости "Клубы ищущих работу" и курсы "Новый старт". Оказывать им организационную, методическую и финансовую помощь.
3. Введение системы оценки эффективности работы
подразделений службы занятости
Введение системы оценки эффективности работы подразделений службы занятости преследует основную цель - объективную оценку деятельности как подразделений службы занятости, так и ее отдельных сотрудников, создание в трудовых коллективах обстановки творчества, высокой личной ответственности за порученное дело.
4. Внедрение современных технологий в процессы
автоматизации работы службы занятости
С целью повышения эффективности работы службы занятости осуществляется внедрение современных компьютерных технологий по всем направлениям деятельности. Результатом этой работы станет объединение всех подразделений службы, включая отделы занятости и их филиалы, в единое информационное пространство.
Работа будет выполняться в два этапа.
На первом этапе (1998 год) завершается создание в Департаменте полноценной локальной вычислительной сети с круглосуточно работающим сервером и сетевыми принтерами и оснащение всех подразделений службы занятости парком современных компьютеров по принципу: "каждому специалисту - персональный компьютер". Это позволит качественно изменить механизмы работы специалистов, даст возможность организовать безбумажный обмен информацией между подразделениями, сократить затраты на расходные материалы, бумагу, улучшить качество подготовки документов. Документы, поступающие по электронной почте, будут попадать на персональный компьютер адресата без промежуточного копирования и разноски на дискетах. Руководители смогут получить информацию по работе различных служб на своих компьютерах.
Для обеспечения надежности хранения информации регулярно, в нерабочее время, автоматически будет производиться резервное копирование информации, хранящейся на сервере Департамента и на серверах отделов занятости, на внешние устройства.
Переход на программный комплекс "Катарсис" (версия 7.0) даст возможность работать с современным программным продуктом. Использование информационных технологий Internet позволит каждой службе Департамента получить дополнительную информацию по своему направлению работы, а также предоставить свою информацию большому числу пользователей сети Internet.
Создание образцовых, с точки зрения автоматизации, модельных отделов занятости в городах Гатчине и Тосно позволит отрабатывать новые технологии, даст возможность тестировать и проверять новые аппаратные и программные решения для дальнейшего внедрения во всех отделах занятости.
На втором этапе (1999-2000 годы) ставится задача создать корпоративную сеть службы занятости, вести единую базу данных Ленинградской области, представляющую собой репродукцию (дубликат) всех баз данных отделов занятости, что даст возможность получать статистическую и любую другую информацию непосредственно в службе занятости.
Создание единого электронного архива карточек персонального учета безработных Ленинградской области позволит создать более надежный способ хранения карточек, улучшит доступ к информации, ускорит ее поиск.
Обмен опытом со специалистами служб занятости других регионов, а также применение опыта работы служб занятости развитых стран будет способствовать внедрению прогрессивных технических решений и технологий в работу службы занятости Ленинградской области.
Проведение всего комплекса работ позволит коренным образом изменить характер работы службы занятости, обеспечить оперативное и качественное выполнение возложенных на нее функций.
5. Совершенствование работы с кадрами
Основной задачей в осуществлении кадровой политики является укомплектование службы занятости квалифицированными кадрами.
С целью совершенствования работы по подбору кадров и повышения квалификации сотрудников проводится работа по созданию, пересмотру и обновлению резерва кадров для выдвижения на руководящие должности, а также повышению квалификации специалистов.
Будет организована работа по проведению аттестации.
6. Обеспечение контроля за реализацией законодательных
и нормативных актов
Основной задачей юридической службы является правовое обеспечение деятельности службы занятости, защита прав и законных интересов граждан.
Для обеспечения контроля за реализацией нормативных актов, регламентирующих работу службы занятости, предполагается:
укрепить юридическую службу и по возможности вводить в штаты отделов занятости должности юрисконсультов, начиная с отдаленных районов области, в которых наблюдается более высокий уровень безработицы (Тихвинский, Подпорожский);
регулярно проводить комплексные проверки отделов занятости, обобщать их результаты, доводить их до всех структурных подразделений службы занятости;
анализировать и обобщать результаты рассмотрения судебных и арбитражных дел с целью разработки соответствующих предложений об устранении выявленных недостатков и улучшения деятельности службы занятости;
усилить контроль за рассмотрением жалоб и заявлений граждан, за проведением личного приема граждан сотрудниками службы занятости;
активизировать работу по правовой пропаганде;
обобщать практику применения отделами занятости действующего законодательства о занятости с целью выработки предложений по его совершенствованию.
7. Международное сотрудничество службы занятости
Работа по международному сотрудничеству направлена на поддержание и развитие ранее сложившихся договорных отношений, а также на установление новых контактов с зарубежными государственными, негосударственными организациями и отдельными лицами с целью выхода на заключение договоров о взаимовыгодном сотрудничестве и получения в результате их реализации дополнительных ресурсов: финансовых (в форме компенсации зарубежными партнерами расходов на переобучение безработных и специалистов службы занятости, проведение семинаров, стажировок, зарубежных командировок и других рабочих контактов), материально-технических (укомплектование центров занятости оборудованием, обеспечивающим введение современной технологии) и другие.
Будет продолжаться сотрудничество службы занятости с Министерством труда Финляндии и региональной службой занятости губернии Кюми, дневными высшими народными школами города Орхус (Дания).
Совместно с Национальными советом Швеции по проблемам рынка труда и службой занятости губернии Вярмланд планируется создание на базе Тосненского отдела занятости модельного отдела занятости и доукомплектация его в соответствии со стандартом, принятым для модельных отделов занятости, недостающим оборудованием за счет шведской стороны.
Предпринимаются усилия для получения средств в ТАСИС и сотрудничества с фондом Фридриха Эберта (Германия).
Завершение переговоров с Международной организацией труда должно привести к подписанию договора о реализации проекта по модульному обучению и переобучению безработных.
VI. Обеспечение согласованности действий службы занятости
с Правительством Ленинградской области и органами
местного самоуправления муниципальных образований
Департамент федеральной государственной службы занятости по Ленинградской области является территориальным органом Минтруда России по вопросам занятости и в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере содействия занятости совместно с органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований. Сотрудничество на муниципальном уровне целесообразно продолжать в рамках разработки и реализации муниципальных программ содействия занятости. Руководителями муниципальных программ назначаются заместители глав администраций муниципальных образований.
В ряде муниципальных образований сохранится критическая ситуация на рынке труда. В целях разработки оперативных мер и подготовки предложений по стабилизации положения продолжит работу правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в муниципальных образованиях Ленинградской области, созданная распоряжением Губернатора от 14 апреля 1997 N 143-рг. Подготовленные по поручению комиссии предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части, касающейся территорий с критической ситуацией на рынке труда, включены в текст законопроекта, следовательно, работа в этом направлении может быть продолжена.
На основе имеющегося опыта снятия напряженной ситуации в открытом акционерном обществе "Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат", открытом акционерном обществе "Светогорск" и городе Ивангороде должна получить дальнейшее развитие работа по предотвращению негативных последствий массовых высвобождений.
Участие службы занятости совместно с отраслевыми комитетами Правительства области в работе межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области позволит оказывать влияние на принятие решений по размещению объектов строительства или реконструкции предприятий различных форм собственности в интересах создания новых рабочих мест и повышения уровня занятости населения, в первую очередь, в тех муниципальных образованиях, в которых сложилась критическая ситуация на рынках труда.
Служба занятости населения осуществляет взаимодействие с Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом.
Основные направления деятельности органов по управлению государственным (муниципальным) имуществом по содействию занятости населения Ленинградской области включают:
а) установление в случаях, определенных федеральным законодательством, социальных и инвестиционных условий при приватизации государственного (муниципального) имущества, предусматривающих в отношении объекта приватизации:
сохранение не менее трех четвертей рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест,
переподготовку или повышение квалификации специалистов,
ограничения на прекращение использования объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения,
модернизацию или расширение производства;
б) создание резерва имущества, в том числе в казне Ленинградской области (муниципальных образований), и предоставления его в пользование субъектам малого предпринимательства и иным организациям, обеспечивающим занятость населения на приоритетных направлениях, на льготных условиях;
в) приоритетное предоставление государственного (муниципального) имущества в аренду, безвозмездное пользование организациям, обеспечивающим создание новых рабочих мест в районах Ленинградской области с уровнем безработицы выше общеобластного;
г) применение по отношению к организациям, занимающим активную позицию на рынке труда по обеспечению занятости населения определенных социальных групп (инвалидов, женщин, подростков), по представлению органов исполнительной власти Ленинградской области (органов местного самоуправления) и в порядке, установленном законодательством Ленинградской области (представительными органами местного самоуправления):
льгот по налогам, связанным с использованием государственного (муниципального) имущества, в части, отчисляемой в бюджет Ленинградской области (местный бюджет),
понижающих коэффициентов при расчете размера арендной платы, выплачиваемой ими при аренде государственного (муниципального) имущества,
д) активное содействие в формировании уставного капитала и по иным вопросам образования коммерческих организаций с участием Ленинградской области (муниципальных образований), деятельность которых связана с созданием новых рабочих мест.
Служба занятости совершенствует формы и методы взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований:
активизирует работу координационного комитета содействия занятости населения Ленинградской области, на заседания которого выносятся наиболее важные проблемы в сфере занятости населения,
привлекает комитеты Правительства Ленинградской области к разработке межведомственных программ по вопросам занятости населения (программа организации общественных работ, программа создания и сохранения рабочих мест, программа временной занятости подростков, программа "Лето" и так далее),
сотрудничает с органами местного самоуправления муниципальных образований и неправительственными организациями как областного, так и муниципального уровня.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация принципов, направлений и основных задач Концепции позволит службе занятости:
1. Регулярно проводить многофакторный анализ участников рынка труда Ленинградской области в целом и муниципальных образований.
2. Обеспечить прогнозирование развития рынка туда с максимально возможной точностью.
3. За счет обоснованности и приоритетности мероприятий по содействию занятости добиться сдерживания и стабилизации уровня безработицы экономически активного населения в пределах 4,5-5,5 процента.
4. Активно развивать отношения с работодателями по подбору кадров соответствующей квалификации, трудоустраивать при содействии службы занятости ежегодно от 40 до 50 тысяч граждан, обратив особое внимание на социально незащищенные группы населения.
5. Повысить эффективность трудоустройства безработных граждан и сократить срок вынужденной безработицы, активно развивая общественные и временные работы.
6. Максимально сократить задолженность по взносам в Фонд занятости и на этой основе - задолженность по выплате пособий.
7. Способствовать созданию и укреплению прослойки граждан, занимающихся мелким и средним бизнесом, а также обеспечивающих себе достаточный доход за счет самозанятости.
8. Способствовать адаптации к условиям рынка труда граждан, в первую очередь молодежи, путем оказания профессионально-ориентационных услуг.
9. Создать эффективную систему социальной защиты безработных граждан путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
10. Сформировать предпосылки для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения адекватной потребностям рыночной экономики области.
11. Создать условия для развития службы занятости, укомплектовать ее подразделения на местах квалифицированными, заинтересованными в результатах своей работы сотрудниками.
12. Оснастить службу занятости современными техническими средствами, позволяющими решать задачи на более высоком уровне, обеспечивающем принятие оперативных и обоснованных решений по регулированию рынка труда.
13. Более эффективно сотрудничать с подразделениями Правительства Ленинградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований.
14. Сотрудничать со службами занятости других регионов и зарубежными партнерами, обеспечивая поддержание высокого уровня работы с клиентами службы занятости, как с работодателями, так и с гражданами, обращающимися с целью поиска работы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 2 октября 1998 г. N 35 "Об утверждении Концепции региональной политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.