Одобрено Правительством Санкт-Петербурга
(протокол совещания Правительства от 10.09.98 N 36)
"Концепция
реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга"
См. Перечень документов по реформированию промышленных предприятий Санкт-Петербурга
Настоящая Концепция разработана в соответствии с задачами, поставленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.97 N 1081 "О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.97 N 360, и в развитие Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 года N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций", а также с учетом Программы действий Администрации Санкт-Петербурга по стабилизации и дальнейшему развитию экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.97 N 4 и Стратегического плана Санкт-Петербурга.
1. Основные причины необходимости реформирования промышленных предприятий.
Одной из основных причин сложившегося в промышленности тяжелого положения является вызванная значительным спадом производства (связанным в том числе и с сокращением государственного оборонного заказа) высокая степень недозагруженности производственных мощностей предприятий при одновременном сохранении у этих предприятий в практически не изменившихся размерах имущества (прежде всего оборудования и зданий) и земельных участков, содержание и эксплуатация которых экономически оправдана лишь при условии выпуска предприятием тех объемов продукции, которые обеспечивают загрузку его производственных мощностей. Эта ситуация привела к тому, что произошло значительное увеличение доли накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, себестоимость стала превышать рыночную цену. А далее появился и начал резко возрастать дефицит оборотных средств, что повлекло за собой рост неплатежей и невозможность выпускать продукцию даже в тех объемах, на которые имеется платежеспособный спрос.
Эти процессы усугублялись целым рядом факторов, в числе которых необходимо выделить такие как неэффективное управление предприятиями в кризисный период; высокие процентные ставки по банковским кредитам; отсутствие условий для инвестиций; несоответствие качества ранее выпускавшейся продукции современным требованиям и уровню цен; опережающий рост цен на услуги монополистов.
Стратегическим путем решения этой проблемы является реформирование промышленных предприятий.
2. Основная цель реформирования промышленных предприятий.
Основной целью политики Администрации Санкт-Петербурга в вопросах реформирования промышленных предприятий является принятие своевременных мер по предупреждению их банкротства, а также достижение предприятиями и созданными на их базе новыми структурами финансовой устойчивости, которая позволит:
* обеспечить эффективное функционирование предприятий;
* увеличить объем поступлений в бюджет города, для которого промышленность является одним из основных источников доходов;
* улучшить социальную обстановку за счет обеспечения жителей Санкт-Петербурга рабочими местами с регулярно выплачиваемой заработной платой.
3. Факторы, способствующие достижению целей реформирования промышленных предприятий.
Достижению указанных целей способствуют следующие факторы:
* Наличие у большинства предприятий определенного спроса на традиционную продукцию, которую они и в настоящее время продолжают производить и реализовывать.
* Наличие на многих крупных предприятиях уникальных разработок и технологий, уникального набора технологического оборудования.
* Состоявшееся уже освоение рядом предприятий новой продукции.
* Появление к настоящему времени достаточного количества новых предпринимательских структур (особенно в сфере малого и среднего бизнеса), готовых заниматься производственной деятельностью, но не имеющих достаточных финансовых средств, необходимых для строительства и создания "с нуля" новых предприятий.
* Сохранение государственного оборонного заказа (хотя и в значительно меньших объемах).
4. Этапы реформирования промышленных предприятий.
Реформирование промышленных предприятий должно осуществляться в два этапа:
1 этап - это реструктуризация предприятий. Она заключается в приведении организационной и производственной структуры предприятий, размеров их мощностей, имущества и занимаемых ими земельных участков в соответствие с теми объемами продукции, на которые имеется платежеспособный спрос, при одновременном реформировании системы управления финансами предприятия, базирующейся на разработке долгосрочной стратегии. Данные мероприятия призваны оптимизировать соотношение между затратами и доходами предприятия, обеспечить эффективное использование и распределение имеющихся на предприятии ресурсов и на этой основе повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и инвестиционную привлекательность предприятия. При необходимости на этом этапе могут быть использованы предусмотренные действующим законодательством процедуры реорганизации и финансового оздоровления.
2 этап - это закрепление результатов реструктуризации путем использования предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств, создания эффективного механизма управления, повышения квалификации работников как на самом реформированном предприятии, так и на возникших на его базе новых структурах.
5. Основные направления и принципы проведения реструктуризации промышленных предприятий.
Реструктуризация осуществляется путем дозагрузки мощностей как минимум до "точки безубыточности" или , если это невозможно, "сжатием" мощностей по основной (традиционной) деятельности при одновременном осуществлении мероприятий по дальнейшему использованию высвободившегося имущества и работников.
Процесс реструктуризации строится на следующих принципах:
1. Применение механизма реструктуризации осуществляется предприятиями Санкт-Петербурга добровольно. Разработка и выполнение конкретных мероприятий по структурной перестройке осуществляются руководителями, собственниками и работниками самого предприятия на базе достижения общественного согласия, в том числе с использованием механизмов социального партнерства.
2. Реструктуризация предприятия осуществляется в соответствии с планом, обеспечивающим выполнение следующих требований:
* сохранение сформировавшегося в течение многих лет ядра научного, технологического, производственного потенциала предприятия;
* согласование интересов собственников, работников и руководителей реформируемого предприятия, его кредиторов и города без нанесения ущерба экономической независимости и обороноспособности страны;
* решение проблемы погашения задолженности перед кредиторами (в первую очередь, перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, работниками предприятия по заработной плате, энергоснабжающими организациями);
* рост реальных поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
* максимально возможное сохранение и создание новых рабочих мест на базе производственных мощностей реструктурируемого предприятия;
* защиту прав акционеров и участников (для хозяйственных обществ);
* соблюдение прав работников, предусмотренных действующим законодательством и коллективным договором, соглашением.
3. Поддержка процесса реструктуризации со стороны Администрации Санкт-Петербурга осуществляется в формах, изложенных в разделе 6 Концепции, на основании Договора между Администрацией Санкт-Петербурга и предприятием. Неотъемлемой частью Договора является план реструктуризации предприятия.
4. В случае невыполнения плана реструктуризации (либо его отдельных частей) предприятие и возникшие на его базе структуры обязаны возместить бюджету всю сумму предоставленных льгот.
6. Задачи органов городской власти в осуществлении процессов реструктуризации промышленных предприятий.
Учитывая то обстоятельство, что Администрация Санкт-Петербурга не имеет рычагов прямого административного воздействия на подавляющее большинство предприятий, составляющих основу промышленного комплекса города (акционерные общества, государственные предприятия федерального подчинения), задачей органов городской власти и управления становится создание в рамках своих полномочий такой системы регулирования процесса реструктуризации, которая обеспечит заинтересованность предприятий в проведении структурных преобразований и при этом позволит согласовать интересы самих реформируемых предприятий, их собственников, работников и кредиторов, интересы города (в первую очередь, его бюджета), существенно ограничит возможный рост безработицы и социальной напряженности и не нанесет ущерба экономической безопасности и обороноспособности страны.
Предприятиям, проводящим реструктуризацию в соответствии с изложенными выше принципами и направлениями, на основании договора между Администрацией города и предприятием, может быть оказана поддержка в следующих формах:
1. Создание запасов путем консервации неиспользуемого в производственном процессе имущества данной категории предприятий с выведением его из под обложения налогом на имущество, а также с освобождением от арендной платы (или земельного налога) за участки земли, на которых находится названное выше имущество, либо за другие неиспользуемые участки земли.
Примечание. В случае невыполнения плана реструктуризации (либо его отдельных частей) предприятие и возникшие на его базе структуры обязаны возместить бюджету всю сумму предоставленных льгот по уплате налогов и арендной плате за землю.
2. Предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга.
3. Обеспечение приоритета при участии в тендерах по городскому заказу при прочих равных условиях.
4. Определение согласованных с государственными внебюджетными фондами, налоговыми и финансовыми органами принципов и подходов к реструктуризации и погашению задолженностей реформируемых предприятий перед ними.
5. Установление согласованного с естественными монополистами порядка, в соответствии с которым:
а) юридическим лицам, получившим объекты недвижимости реструктурирующихся предприятий, выдаются технические условия на подключение к сетям энергоснабжающих организаций и устанавливаются определенные сроки на согласование необходимой для этого подключения документации;
б) погашение долгов реструктурирующегося предприятия перед энергоснабжающими организациями проводится в соответствии с соглашениями, заключенными энергоснабжающей организацией, этим предприятием и вновь созданными предприятиями (в случае их возникновения на базе реструктурируемого предприятия) с максимально возможным учетом интересов всех сторон, перспектив их дальнейшей деятельности и применением всех форм расчетов;
в) при переходе существующих объектов недвижимости в процессе реструктуризации к новым лицам оформление субабонентских отношений этих лиц с абонентами и абонентов с энергоснабжающими организациями города в отношении своих субабонентов производится по упрощенной схеме (т.е. без разработки проекта подключения) в случае сохранения вида деятельности и технологического процесса в этих зданиях (сооружениях); в случае принципиального изменения вида деятельности и технологии устанавливаются строго определенные сроки на согласование документов на подключение;
г) субабонент энергоснабжающей организации, в случае оплаты своей доли потребленных энергоресурсов непосредственно энергоснабжающей организации за абонента, не отключается от энергоснабжения при неуплате абонентом оставшейся части потребленных энергоресурсов;
д) переоформление телефонных номеров реструктурируемого предприятия на новые, возникшие на его базе, юридические лица осуществляется без взимания Петербургской телефонной сетью специальной платы.
6. Содействие созданию специализированных производств в целях упорядочения и развития рынка комплектующих изделий, нестандартизированного оборудования, видов работ и услуг:
а) использование конкурсного механизма при отборе предприятий для создания на их базе специализированных производств;
б) создание инфраструктуры рынка специализированных производств, как информационной системы, охватывающей предприятия - субъекты данного рынка, через которую осуществляется движение информации о спросе и предложении на продукцию и услуги специализированных производств, в том числе организация ежегодных общегородских и региональных выставок;
в) оказание поддержки предприятиям, на базе которых создаются инновационно-технологические центры и специализированные производства, во всех формах, предусмотренных для предприятий, проводящих реструктуризацию.
Развитие рынка продукции и услуг специализированных производств в Санкт-Петербурге, имеющем значительный промышленный и научно-технический потенциал, является одним из наиболее эффективных способов проведения структурной перестройки промышленных предприятий на основе развития специализации и кооперации производств с целью организации экономически эффективных, высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий.
Создание специализированных производств путем концентрации на отдельных предприятиях заготовительных и вспомогательных производств обеспечит загрузку производственных мощностей этих предприятий и в то же время позволит другим освободиться от недозагруженных мощностей.
Появление узкоспециализированных предприятий - производителей комплектации, работающих по субконтрактам с изготовителями конечной продукции, будет способствовать развитию малого и среднего производственного бизнеса, базирующегося на использовании простаивающих производственных мощностей крупных предприятий.
7. Содействие развитию консалтинговой деятельности в сфере реструктуризации промышленных предприятий с привлечением российских и иностранных консалтинговых компаний в целях оказания профессиональной помощи предприятиям в разработке планов реформирования и обучении специалистов по антикризисному управлению и реструктуризации предприятий.
7. План реструктуризации предприятия.
Задача каждого предприятия, встающего или уже вставшего на путь структурных преобразований, - выбрать и экономически обосновать конкретную оптимальную стратегию реформирования. В соответствии с выбранной стратегией, для получения государственной поддержки процесса реструктуризации, должен быть разработан, утвержден соответствующими органами управления предприятия и согласован с уполномоченными структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга план реструктуризации. Наличие плана реструктуризации является необходимым условием для заключения договора предприятия с Администрацией Санкт-Петербурга о государственной поддержке процесса реструктуризации.
В данном плане в обязательном порядке должны быть отражены следующие моменты:
1. Способ структурной перестройки - создание холдинга, выделение одного или нескольких предприятий с реализацией излишнего имущества, создание интегрированной структуры или вхождение всем предприятием или частью его имущества в существующий холдинг или предприятие, слияние или присоединение к другому родственному предприятию, создание субконтрактинговых производств и т.п.
2. Анализ рынка продукции реструктурируемого предприятия и вновь создаваемых на его базе предприятий с обязательным отражением платежеспособности заказчиков и сложившихся на этом сегменте рынка традиций в применении форм расчетов (предоплата, оплата по отгрузке, оплата с отсрочкой или рассрочкой платежа и т.п.).
3. Предложения по использованию имущественного комплекса и земельных участков реформируемого предприятия по направлениям:
а) остается в составе предприятия;
б) переходит во вновь создаваемые предприятия;
в) подлежит реализации третьим лицам;
г) прочие направления использования.
4. Производственная программа, расчет доходов и расходов, а также расчет планируемой загрузки мощностей как для реструктурированных предприятий, так и для созданных на их базе новых структур.
5. План мероприятий по переходу на новую систему юридических и технических взаимоотношений с энергоснабжающими организациями и предприятиями связи, обеспечивающую максимально возможную независимость возникших на базе реформированного предприятия структур от состояния расчетов между ними и с энергоснабжающими организациями.
6. Социальный план, предусматривающий:
* обеспечение эффективной занятости работников,
* совершенствование профессионально-квалификационной структуры трудового коллектива,
* мероприятия по сохранению и созданию новых рабочих мест с регулярно выплачиваемой заработной платой,
* соблюдение социальных гарантий при минимальном сокращении работников без дальнейшего трудоустройства,
* планы по дальнейшему использованию объектов социальной сферы реформируемого предприятия.
Примечание. Разработка социального плана осуществляется с привлечением профсоюзов в рамках действующих на предприятии механизмов социального партнерства.
7. Анализ дебиторской задолженности и меры по ее ликвидации.
8. Пути решения вопросов погашения задолженности по заработной плате, по выплате компенсаций увольняемым работникам, по расчетам с долгами другим кредиторам (в том числе бюджету, энергоснабжающим организациям и предприятиям связи) во всех возможных формах (расчеты имуществом, перевод долгов на других лиц, взаимозачеты и т.д.).
9. Источники финансирования структурной перестройки предприятия, включающие в себя:
* доходы от текущей деятельности,
* выручку от реализации избыточного имущества,
* прочие источники (кредиты банков, средства акционеров и инвесторов, средства федерального бюджета в соответствии с федеральной целевой программой "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности", средства различных фондов, финансирующих реформирование предприятий и т.д.).
8. Основные направления поддержки промышленных предприятий, прошедших реструктуризацию.
На втором этапе реформирования предприятиям, прошедшим реструктуризацию, и новым структурам, возникшим на базе реформированного предприятия, необходимо оказать поддержку в целях:
* обеспечения возможности стабилизации финансового положения,
* содействия повышению инвестиционной привлекательности и выводу предприятий на мировые рынки,
* стимулирования других предприятий к проведению структурных преобразований.
Осуществлять поддержку для названных предприятий планируется в следующих формах:
1. Имиджевая поддержка, заключающаяся в создании и последующем активном использовании для публикации в СМИ специального рейтингового инструмента (индикатора), отражающего соответствие конкретного реформированного предприятия требованиям работы в условиях рыночной экономики.
2. Решение проблемы повышения заинтересованности банковских и других кредитно-финансовых структур к кредитованию (инвестированию) промышленных предприятий путем снижения рисков через предоставление налоговых и прочих льгот, а также через активную работу с федеральными органами государственной исполнительной власти, Центральным Банком Российской Федерации по пересмотру для активно работающих с промышленностью банков норм резервирования, подходов к оценке залогов, которые могут предоставить промышленные предприятия и т.п.
3. Содействие выводу реформированных промышленных предприятий на дилеров международного товарного рынка с целью возможного дальнейшего их сотрудничества для продвижения продукции предприятий Санкт-Петербурга на международные рынки.
9. Организация работы по реализации Концепции.
В целях обеспечения практического взаимодействия подразделений Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, федеральных органов государственной исполнительной власти, их территориальных подразделений, иных государственных организаций, а также руководителей промышленных предприятий и профсоюзов для решения вопросов формирования и реализации политики реструктуризации промышленности создается Межведомственный координационный совет по промышленной политике и реформированию промышленных предприятий Санкт-Петербурга под председательством губернатора Санкт-Петербурга.
При Совете из числа специалистов, входящих в него структур, промышленных предприятий, а также представителей консалтинговых и юридических фирм, занимающихся вопросами реструктуризации, должны быть созданы рабочие группы, основная задача которых - детальная отработка конкретных документов по реализации политики реструктуризации промышленных предприятий и выработка предложений для Совета по их утверждению.
Администрация Санкт-Петербурга осуществляет информационное обеспечение процесса реформирования предприятий, широкий обмен опытом этой работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Концепция реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга" (одобрено Правительством Санкт-Петербурга (протокол совещания Правительства от 10 сентября 1998 г. N 36)
Текст протокола опубликован в бюллетене "Кодекс-Info", 20 января 1999 г., N 1