Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Программа организации общественных работ
в Ленинградской области на 1999-2000 годы
Паспорт
программы организации общественных работ
в Ленинградской области на 1999-2000 годы
Полное наименование программы | "Организация общественных работ в Ленинградской области на 1999-2000 годы" |
Основания для разработки | постановление Правительства Рос- сийской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 "Об утверждении Положе- ния об организации общественных ра- бот"; постановление Правительства Ле- нинградской области от 28 мая 1998 года N 19 "Об утверждении Программы развития общественных работ в Ле- нинградской области на 1998 год" |
Период реализации программы | 1999-2000 годы |
Цели программы | создание условий для временного трудоустройства граждан, особо нуж- дающихся в социальной защите и ис- пытывающих трудности в поиске под- ходящей работы; предоставление гражданам матери- альной поддержки в виде временного заработка; обеспечение потребности предприя- тий Ленинградской области в выпол- нении работ, носящих временный и сезонный характер; снижение социальной напряженности в муниципальных образованиях с кри- тической ситуацией на рынке труда |
Основные задачи, мероприятия прог- раммы |
создание временных рабочих мест для организации оплачиваемых об- щественных работ; формирование банка данных рабочих мест; заключение договоров с заинтере- сованными организациями на проведе- ние общественных работ; направление безработных граждан на общественные работы |
Объем финансовых ресурсов, заплани- рованных по программе на 1999 год |
2539 тысяч рублей |
Объем финансовых ресурсов, освоен- ных в рамках программы в 1998 году |
859 тысяч рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения программы, на 2000 год |
3301,4 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные результаты, со- циальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели прог- раммы |
предоставление безработным граж- данам материальной поддержки в виде временного заработка; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; снижение уровня социальной напря- женности |
Сроки разработки программы | четвертый квартал 1998 года - первый квартал 1999 года |
Разработчик программы | Департамент федеральной государс- твенной службы занятости населения по Ленинградской области |
Представитель заказчика программы | Департамент федеральной государс- твенной службы занятости населения по Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполни- тели программы |
Департамент федеральной государс- твенной службы занятости населения по Ленинградской области, админист- рации муниципальных образований |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы |
Рожков Владимир Дмитриевич - руко- водитель Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, телефон 153-76-46 |
Постановление об утверждении прог- раммы |
утверждена постановлением Прави- тельства Ленинградской области от 13 мая 1999 года N 40 |
Система организации контроля за выполнением программы |
оперативный контроль за выполнением программы осуществляет представи- тель заказчика |
1. Общие положения
Программа организации общественных работ в Ленинградской области на 1999-2000 годы (далее - программа) определяет меры по обеспечению временной занятости граждан, ищущих работу, на основе результатов анализа и прогноза развития экономики и рынка труда в Ленинградской области.
Успех реализации программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение оплачиваемых общественных работ со стороны органов исполнительной власти, предприятий и организаций, службы занятости населения.
Основными задачами организации оплачиваемых общественных работ в Ленинградской области являются следующие: снижение социальной напряженности; предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; создание условий для временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы.
При разработке программы использованы:
Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875;
Методические рекомендации по разработке муниципальных программ развития общественных работ и формированию на их базе системы организации временных рабочих мест, утвержденные руководителем Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области 6 января 1998 года;
Порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области, утвержденный постановлением Губернатора от 22 декабря 1997 года N 516-пг;
материалы по результатам работы службы занятости Ленинградской области в 1998 году.
2. Итоги выполнения программы развития общественных работ в
Ленинградской области на 1998 год
Программа развития общественных работ в Ленинградской области на 1998 год, утвержденная постановлением Правительства области от 28 мая 1998 года N 19, предусматривала привлечение 2500 безработных граждан к оплачиваемым общественным работам.
В ходе реализации мероприятий программы 1718 безработных граждан получили предложение принять участие в общественных работах. Из них 1053 человека приняли участие в оплачиваемых общественных работах (в 1996 году - 175, в 1997 году - 177 человек), 168 - добровольно снялись с учета по безработице, 497 - отказались от участия в общественных работах, 126 - трудоустроились на постоянную работу в основном на тех предприятиях, где были организованы общественные работы.
Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области заключено 115 договоров на проведение общественных работ со 100 организациями-работодателями: военкоматами, регистрационной палатой, администрациями муниципальных образований, лесхозами, дорожно-ремонтными и строительными управлениями, предприятиями сельского хозяйства, заводами, больницами, отделами социальной защиты населения.
С большинством работодателей договоры заключались на основе взаимозачетов с должниками по погашению задолженности в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, что было обусловлено сложившейся экономической ситуацией как в Ленинградской области, так и в фонде занятости.
Отчет о реализации плана мероприятий программы развития общественных работ в Ленинградской области на 1998 год представлен в приложении 1 к настоящей программе.
Финансирование общественных работ производилось из трех источников в следующем процентом соотношении:
служба занятости - 48 процентов (412,6 тысячи рублей),
работодатели - 36,1 процента (309,3 тысячи рублей),
администрации муниципальных образований - 15,9 процента (137,1 тысячи рублей).
Социальный эффект организации общественных работ для безработных граждан заключался в том, что более тысячи человек были временно трудоустроены (из них 11,9 процента получили постоянную работу), получили финансовую поддержку в виде заработной платы и доплаты в размере причитающегося пособия по безработице. Наибольшее количество безработных граждан, привлеченных к общественным работам, проживали в муниципальных образованиях Кингисеппский (229 человек), Киришский (131 человек), Тихвинский (130 человек) и Бокситогорский (118 человек) районы.
В муниципальных образованиях Гатчинский, Кингисеппский, Сосновоборский и Подпорожский районы были организованы общественные работы для 30 инвалидов.
Вместе с тем программа развития общественных работ в Ленинградской области на 1998 год не выполнена в полном объеме.
Из 25 муниципальных образований, предусмотревших в бюджетах финансовые средства на реализацию территориальных программ развития общественных работ на 1998 год, средства выделили только администрации городов Сосновый Бор и Гатчина, Кингисеппского, Подпорожского, Всеволожского, Лужского, Лодейнопольского, Ломоносовского, Приозерского и Тихвинского районов.
В бюджетах муниципальных образований Киришский, Лужский районы и Кузнечное средства на эти цели не были предусмотрены, что привело к невозможности привлечения к оплачиваемым общественным работам запланированного количества безработных граждан.
В муниципальных образованиях Кузнечное, Сертолово, города Светогорск, Шлиссельбург и Кировский район никто из безработных граждан не принял участия в общественных работах.
Вследствие неурегулированности в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вопросов обязательности привлечения безработных граждан к общественным работам от участия в них отказались 497 человек.
3. Характеристика ситуации, сложившейся на рынке труда в
Ленинградской области в 1998 году
В развитии ситуации на рынке труда в Ленинградской области можно выделить два периода: до и после августовского 1998 года финансово-экономического кризиса, негативные последствия которого усугубили проблему занятости в регионе.
В первый период (до августа 1998 года) отмечалось достаточно стабильное положение с постепенным сокращением численности регистрируемых безработных, снижением уровня безработицы как в целом по области, так и в большинстве муниципальных образований, а также повышением спроса на рабочую силу и увеличением числа вакансий. Уровень безработицы, как один из основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, к началу сентября 1998 года сократился до 4 процентов по сравнению с началом года, когда он составлял 4,6 процента.
Второй период (после августа 1998 года) обусловлен стремительным увеличением числа ищущих работу и обратившихся в службу занятости.
В условиях ухудшившейся экономической и финансовой обстановки (сентябрь-декабрь) обострилась ситуация на рынке труда в Ленинградской области, что привело к росту безработицы. Уровень безработицы к концу 1998 года достиг 4,6 процента.
В этих условиях основная задача службы занятости заключалась в принятии мер по недопущению резкого роста безработицы в регионе.
При активном взаимодействии со структурными подразделениями Правительства Ленинградской области, органами местного самоуправления, расширении контактов с работодателями, проведении активной политики занятости на рынке труда службе занятости удалось решить эту задачу:
количество безработных граждан, зарегистрированных службой занятости, по сравнению с 1997 годом сократилось с 48017 до 47863 человек, или на 0,3 процента;
количество безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, сократилось (к концу 1998 года) до 35674 человек, или на 0,3 процента;
количество вакансий, представленных работодателями в службу занятости, возросло с 1368 (на 1 января 1998 года) до 1754 единиц (на 1 января 1999 года) или в 1,3 раза;
количество претендентов на одно вакантное место сократилось с 28 до 22 человек;
число безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, увеличилось с 2385 до 3340 человек, или в 1,4 раза;
число безработных граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости (с учетом трудоустроенных после профессионального обучения), увеличилось с 31817 до 31870 человек, или на 0,2 процента;
увеличились объемы общественных работ (в 1998 году создано 828, в 1997 году - 138 рабочих мест); количество участвовавших в общественных работах возросло со 177 до 1053 человек, или в шесть раз;
увеличились объемы временных работ (в 1997 году на условиях временной занятости трудилось 3197, в 1998 году - 6287 человек, или в два раза больше).
В 1998 году увеличились масштабы регистрируемого рынка труда. В течение года в службу занятости за помощью в трудоустройстве и получении консультаций обратились 197552 человека (каждый пятый трудоспособный в трудоспособном возрасте житель области).
По сравнению с 1997 годом количество клиентов службы занятости возросло на 16468 человек, или на 9,1 процента за счет увеличения числа получивших консультации (на 25657 человек) и поставленных на учет безработных граждан (на 4679 человек).
К началу 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года в 1,4 раза сократилось количество ищущих работу и оставшихся на учете.
Несмотря на увеличившийся в 1998 году поток граждан, обратившихся в службу занятости, последней удалось не допустить резкого увеличения числа безработных.
Число безработных, с которыми работала служба занятости в 1998 году, составило 83660 человек, что на 13851 безработного, или на 14,2 процента меньше чем в 1997 году. Такая ситуация стала возможной за счет снижения на 13697 человек численности безработных граждан, оставшихся на учете (с 49494 человек на 1 января 1997 года до 35797 человек на 1 января 1998 года) и на 154 человека, или на 0,3 процента вновь поставленных на учет.
В 1998 году число вновь зарегистрированных безработных граждан составило 47863 человека.
В социальном составе безработных, поставленных в 1998 году на учет, не произошло значительных изменений. Женщины среди зарегистрированных безработных составляют 57 процентов (в 1997 году - 55,7 процента), молодежь в возрасте 16-29 лет - 34,7 процента (в 1997 году - 33,7 процента).
В условиях сокращения объемов сельскохозяйственных работ и рабочих мест снижение безработицы в сельской местности является одной из труднорешаемых проблем.
По состоянию на 1 января 1999 года из 35674 безработных 9412 человек, или 26,4 процента проживали в сельской местности.
В пяти муниципальных образованиях показатель уровня безработицы колебался от 60 до 85,3 процента (Гатчинский, Приозерский, Волховский, Волосовский, Ломоносовский районы).
Из 35674 безработных 44,3 процента потеряли работу в связи с увольнением по собственному желанию. По сравнению с началом 1998 года этот показатель не изменился.
Процессы реорганизации Вооруженных Сил Российской Федерации отразились на некотором увеличении (с 1,5 до 1,8 процента) количества безработных из числа уволенных с военной службы.
Число безработных, потерявших работу по причине сокращения штатов составило, как и в начале года, 18,6 процента.
Количество безработных, обратившихся за содействием в трудоустройстве после окончания учебы в вузах, средних специальных учебных заведениях, профтехучилищах, школах сократилось с 5,4 до 5,2 процента.
Изучение социального состава безработных показало, что большинство клиентов службы занятости имеет недостаточный профессиональный и общеобразовательный уровень для того, чтобы выдержать высокую конкуренцию на рынке труда и найти работу без содействия службы занятости (каждый седьмой имел образование восемь и менее классов). Несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению этой категории граждан, она составляет 44,8 процента.
Каждый третий безработный до момента обращения в службу занятости имел длительный (более года) перерыв в работе, каждый восьмой - не приступал к трудовой деятельности.
Расширение в течение года банка вакансий, усиление внимания к проведению активной политики занятости, увеличение числа направленных на профобучение и ряд других мер способствовали уменьшению числа безработных и продолжительности безработицы с 7,6 месяца в начале 1998 года до 6,9 месяца к концу года.
Положительным в рассматриваемые периоды является факт снижения с 37,9 до 35 процентов "застойной" безработицы и с 25,9 до 22,4 процента - "хронической" безработицы.
Уровень безработицы как основной показатель, характеризующий положение с безработицей, в течение 1998 года имел тенденцию к снижению в период с января по август (с 4,6 до 4 процентов на 1 сентября 1998 года), а затем начиная с сентября - к росту до 4,6 процента.
В период с января по август уровень безработицы снизился в 22 муниципальных образованиях, среди которых пять из шести территорий признаны критическими с точки зрения ситуации с безработицей.
При сокращении занятости населения наметилась тенденция к повышению уровня безработицы.
За четыре месяца в 26 муниципальных образованиях уровень безработицы увеличился от 0,1 до 1,4 процентных пункта.
К концу 1998 года показатель уровня безработицы (среднеобластной - 4,6 процента) колебался от 1 процента (муниципальное образование Сертолово) до 14 процентов (муниципальное образование Тихвинский район).
Наиболее ощутимы оказались последствия августовского 1998 года кризиса для тех территорий, где ситуацию определяют 1-2 предприятия (муниципальное образование Тихвинский район) или 2-3 отрасли (муниципальные образования Бокситогорский и Лодейнопольский районы).
4. Прогноз численности граждан, которые примут участие в
общественных работах
Уровень безработицы является одним из основных показателей, характеризующих напряженность на рынке труда.
В Ленинградской области регистрируемая безработица (4,6 процента) выше показателя по России (2,7 процента) и Санкт-Петербургу (1,6 процента). Численность "хронически" безработных граждан составляет 23,9 процента общего количества безработных (в Санкт-Петербурге - 8,1 процента).
На протяжении 1998 года сохранялся значительный и устойчивый разрыв между спросом на рабочую силу и ее предложением на рынке труда.
Прогноз развития рынка труда в Ленинградской области на 1999 год предполагает рост безработицы до 5,5 процента, то есть количество безработных граждан может составить 54 тысячи человек.
Исходя из этого, а также результатов проведения в 1998 году общественных работ, предполагается, что к участию в этих работах можно привлечь в 1999 году до 2500, в 2000 году - около 2800 безработных граждан.
Прогноз количества безработных, которые будут привлечены к участию в общественных работах в 1999-2000 годах, приведен в приложении 2 к настоящей программе.
Основные причины, которые могут побудить безработных к участию в общественных работах:
задержка выплаты пособия, которая составляет от 9 до 16,5 месяца;
отсутствие подходящих вакансий на предприятиях;
возможность получить дополнительную финансовую поддержку;
в некоторых случаях перспектива трудоустройства на постоянную работу;
адаптация к труду после длительного перерыва в трудовой деятельности и отсутствия трудовых навыков у впервые ищущих работу.
Негативные тенденции в сфере занятости населения увеличили количество безработных граждан, которые в течение длительного времени не могут трудоустроиться. Значительную часть из числа безработных составляют группы населения с пониженной конкурентоспособностью: молодежь, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком и т.д.
Для этой категории безработных, а также для лиц, получающих минимальное пособие или не получающих его вовсе, в целях снятия социальной напряженности организуются общественные работы, то есть общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие предварительной профессиональной подготовки.
Если при организации общественных работ учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющие профессии (специальности);
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
состоящих на учете в службе занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
5. Перечень первоочередных видов общественных работ, связанных с
социально-экономическим развитием Ленинградской области
Общественные работы в Ленинградской области на период 1999-2000 годов организуются для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных и мелиоративных работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социальнокультурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
осуществление мер экологического характера;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения;
подсобные работы по содержанию и ремонту железных дорог;
ремонт и содержание объектов здравоохранения и образования и т.д;
Список видов общественных работ может быть расширен по решению администраций муниципальных образований.
Планируемые объемы и источники финансирования организации общественных работ для безработных граждан на 1999 год представлены в приложении 3 к настоящей программе.
6. Цели и задачи программы
Цель программы - создание механизма согласованных действий по организации общественных оплачиваемых работ между Правительством Ленинградской области, администрациями муниципальных образований, Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, предприятиями и организациями. Четкое и эффективное взаимодействие между этими субъектами обеспечит смягчение экономических и социальных последствий роста безработицы, позволит регулировать уровень занятости населения и снизить социальную напряженность, особенно на территориях с критической ситуацией на рынке труда.
Создание временных рабочих мест для организации общественных работ будет способствовать решению следующих задач:
представление гражданкам материальной поддержки в виде временного заработка;
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы, для которых общественные работы являются подходящим видом трудовой деятельности;
осуществление потребностей хозяйств Ленинградской области в выполнении работ, носящих временный характер и способствующих временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы.
Организация проведения общественных работ для безработных граждан в Ленинградской области в 1999 году представлена в приложении 4 к настоящей программе.
7. Мероприятия программы
Одно из главных мероприятий программы - создание системы рабочих мест для временной занятости безработных граждан, желающих принять участие в общественных работах.
Создание системы рабочих мест включает в себя взаимодействие службы занятости как инициатора организации рабочих мест для проведения общественных работ, администрации муниципального образования, являющейся организатором этой работы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 1997 года N 875, и работодателя, заинтересованного в выполнении определенных работ. Отношения между сторонами регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
В целях организации общественных работ для безработных граждан предполагается создать в 1999 году 2500, в 2000 году - 2800 рабочих мест. Наибольшее их количество будет создаваться в сельском и лесном хозяйствах (примерно 50 процентов). Значительное количество безработных граждан предполагается привлечь к работам по благоустройству поселков и городов. В связи с реструктуризацией Вооруженных Сил Российской Федерации увеличится объем работы в военных комиссариатах муниципальных образований области, к которой также будут привлечены граждане, стоящие на учете в службе занятости.
Большое внимание будет уделено работам по восстановлению и уходу за историко-архитектурными памятниками (города Тихвин, Гатчина, Выборг). Кроме того предполагается организация общественных работ по социальному обслуживанию населения: уход за больными, инвалидами, престарелыми.
Организацию рабочих мест для проведения общественных работ планируется осуществлять по мере возникновения необходимости в реализации нужд организаций, которые создают рабочие места для этих целей.
План реализации мероприятий программы организации общественных работ в Ленинградской области на 1999-2000 годы приведен в приложении 5 к настоящей программе.
8. Контроль за выполнением программы
Общий контроль за выполнением программы осуществляет исполняющий обязанности вице-губернатора Ленинградской области по экономическому развитию - председатель комитета по экономике и инвестициям Двас Г.В.
Оперативный контроль за выполнением программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.