Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в Ленинградской области
Региональная целевая программа
"Вакцинопрофилактика"
на 1999-2000 годы
Содержание
Постановлением Правительства Ленинградской области от 3 августа 2000 г. N 2 паспорт программы изложен в новой редакции
1. Паспорт
региональной целевой программы "Вакцинопрофилактика" 2000 год
Полное наименование программы |
Региональная целевая программа "Вакционопрофи- лактика" на 1999-2000 годы. |
Основание для разработ- ки |
Высокий уровень заболеваемости инфекциями, уп- равляемыми вакцинацией |
Период реализации прог- раммы |
1999-2000 годы |
Цели программы | Снижение уровня заболеваемости и смертности на- селения Ленинградской области от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфичес- кой профилактики; обеспечение эпидемиологического благополучия по полиомиелиту (недопущение случаев заболеваний, вызванных "диким" вирусом полиомиелита); снижение заболеваемости дифтерией и корью до единичных случаев, коклюшем и эпидемическим паротитом - до пяти случаев на 100 тысяч насе- ления |
Основные задачи, меро- приятия программы |
Достижение к 2000 году показателя охвата при- вивками против управляемых инфекций декретиро- ванных контингентов не менее чем на 90-95 про- центов; совершенствование информационно-аналитической системы санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля за проведением профи- лактических и противоэпидемиологических меро- приятий; создание эффективной системы транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических пре- паратов; |
Объем финансовых ресур- сов, запланированных по программе на 2000 год |
3848,0 тысячи рублей, в том числе из областного бюджета 1200,0 тысячи рублей |
Объем освоенных финан- совых ресурсов за весь период реализации прог- раммы (1997-1999 годы) |
5061,0 тысячи рублей, в том числе из областного бюджета 525,0 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные ре- зультаты, социальный и экономический эффект |
Обеспечить показатели профилактических прививок детского населения в пределах 90-95 процентов; снизить заболеваемость и смертность от инфек- ций,управляемых средствами специфической профи- лактики, обеспечив экономическую эффективность за счет сокращения ущерба, наносимого инфекци- онными болезнями на 9530 тысяч рублей; повысить уровень коллективного иммунитета насе- ления к отдельным инфекционным заболеваниям; повысить профессиональную грамотность врачей и средних медицинских работников в вопросах имму- нопрофилактики |
Разработчик программы | Центр государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора в Ленинградской области |
Срок разработки прог- раммы |
Первый квартал 1999 года |
Представитель заказчик программы |
Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области |
Исполнитель и соиспол- нители программы |
Комитет по здравоохранению Правительства Ленин- градской области, Центр государственного сани- тарно-эпидемиологического надзора в Ленинградс- кой области, районные территориальные медицин- ские объединения, центры госсанэпиднадзора в городах и районах области, Ленинградское облас- тное государственное предприятие "Ленфарм" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон ру- ководителя программы |
Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Правительства Ле- нинградской области, телефон 275-28-67 |
Постановление об утвер- ждении программы |
Постановление Правительства Ленинградской об- ласти от 25 марта 1999 года N 19 |
Система организации контроля за выполнением программы |
Общий контроль за выполнением программы осущес- твляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля за вы- полнением программы руководители учреждений и служб, участвующих в ней, представляют ежеквар- тально в комитет по здравоохранению Правитель- ства Ленинградской области сведения о выполне- нии мероприятий и финансировании программы. Комитет по здравоохранению Правительства Ленин- градской области ежеквартально направляет ин- формацию о ходе реализации и объемах финансиро- вания мероприятий программы в комитет по эконо- мике и инвестициям Ленинградской области. |
2. Обоснование программы
Реализация комплекса организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий в рамках Ленинградской областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1995-1997 годы позволила улучшить качественные показатели иммунопрофилактической работы, снизить уровень инфекционной заболеваемости и смертности населения области по ряду инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. Этому способствовала активизация целенаправленной разъяснительной работы среди населения о значении профилактических прививок с использованием средств массовой информации, а также принимаемые меры по совершенствованию подготовки медицинских кадров по проблеме вакцинопрофилактики.
В последние годы, учитывая крайне неблагополучную эпидемическую ситуацию по дифтерии в Ленинградской области, работа специалистов общелечебной сети и госсанэпиднадзора была направлена на обеспечение надежного коллективного иммунитета, стабилизацию и последующее снижение показателей заболеваемости. В результате достигнут необходимый уровень охвата населения профилактическими прививками. Так, по состоянию на 1 января 1999 года взрослое население области привито на 93,6 процента, обеспечена достаточная иммунизация населения групп повышенного риска инфицирования, охваченного прививками на 95 процентов (защитный уровень).
В большинстве районов Ленинградской области педиатры серьезно подошли к реализации приказа о внесении изменений в схему иммунизации против дифтерии, что обусловило резкое сокращение количества противопоказаний к прививкам. Детские контингенты привиты в среднем на 97,8 процента.
Благодаря мероприятиям, проводимым для повышения иммунного статуса населения, начиная с ноября 1995 года наметилась тенденция к снижению показателя заболеваемости дифтерией, а в 1998 году в большинстве районов зарегистрированы лишь единичные случаи. Резко сократилось и количество бактерионосителей этой инфекции.
В то же время борьба с инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической профилактики, продолжает оставаться актуальной для здравоохранения и служб госсанэпиднадзора Ленинградской области. Несмотря на значительное снижение числа заболевших дифтерией, уровень заболеваемости более чем в два раза превышает среднереспубликанский, зафиксированы случаи летального исхода.
По-прежнему остается высоким уровень заболеваемости коклюшем, как следствие недостаточного охвата детей прививками в предшествующие годы.
Не утратила свою значимость и проблема борьбы с полиомиелитом, несмотря на то, что случаев возникновения инфекции на территории области не зарегистрировано. По-прежнему в ряде районов отмечаются существенные недостатки в организации иммунизации детей против полиомиелита, вследствие чего охват их вакцинацией составляет менее 90 процентов, и возможность циркуляции "дикого" вируса полиомиелита среди населения не исключена. Это обстоятельство обусловливает проведение мероприятий по дополнительной иммунизации детей против полиомиелита.
Следует отметить, что Национальные дни иммунизации против полиомиелита были успешно организованы и проведены на территории Ленинградской области в 1996-1998 годах. При этом достигнут высокий (более 95 процентов) охват прививками детей первых трех лет жизни.
С конца 1995 года на территории Ленинградской области отмечается тенденция роста заболеваемости эпидемическим паротитом. Наиболее высокая заболеваемость наблюдается среди учащихся, регистрируются также групповые заболевания и вспышки в школах. У детей школьного возраста болезнь протекает тяжело и зачастую приводит к осложнениям. Однако проблему борьбы с эпидемическим паротитом невозможно решить из-за дефицита вакцины как для экстренной профилактики при возникновении вспышек в организованных коллективах, так и для проведения плановых прививок.
Серьезной проблемой для здравоохранения и службы госсанэпиднадзора Ленинградской области остается отсутствие финансирования на приобретение вакцин, необходимых для иммунизации населения, диагностических препаратов и питательных сред для осуществления диагностики и серологического контроля за состоянием коллективного иммунитета.
В последние годы практически не решены вопросы обеспечения нужд здравоохранения области вакцинами, направленными на профилактику природно-очаговых инфекций (бешенство, туляремия, клещевой энцефалит). Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области не располагает денежными средствами для приобретения медицинских иммунобиологических препаратов, вследствие чего не проводится иммунизация определенных групп населения против вирусного гепатита В и краснухи, несмотря на существенный рост показателей заболеваемости. В то же время накопленный за рубежом и в нашей стране опыт по использованию вакцин против этих инфекций свидетельствует об их большой эффективности.
Сохраняется опасность ухудшения качества медицинских иммунобиологических препаратов из-за отсутствия надлежащих температурных условий при их транспортировке и хранении.
Ленинградская областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 1995-1997 гг. утв. распоряжением Правительства Ленинградской области от 6 февраля 1995 г. N 113-р
Ленинградская областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 1995-1997 годы была профинансирована не полностью. Из предусмотренных 999,9 миллиона рублей было выделено 325 миллионов рублей, что позволило здравоохранению Ленинградской области приобрести некоторое количество медицинских иммунобиологических препаратов и холодильное оборудование и лишь частично решить вопросы обеспечения условий хранения и транспортировки бактерийных препаратов.
Из-за отсутствия целевого финансирования органам здравоохранения и службе госсанэпиднадзора не удалось осуществить большинство мероприятий, предусмотренных указанной программой и направленных на снижение показателя инфекционных заболеваний. Поэтому с учетом сложной эпидемической обстановки в Ленинградской области по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, разработка и реализация региональной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы приобретает особую значимость.
Осуществление в рамках программы комплекса мероприятий, направленных на улучшение показателей иммунопрофилактической работы, позволит обеспечить снижение уровня инфекционной заболеваемости и сократить расходы на лечение инфекционных больных.
3. Цели и задачи программы
Целями программы являются обеспечение эпидемического благополучия на территории Ленинградской области, снижение уровня заболеваемости и смертности населения от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, в том числе:
дифтерия - до единичных случаев с предупреждением летальных исходов;
коклюш и эпидемический паротит - до пяти случаев на 100 тысяч населения;
корь - до единичных случаев;
полиомиелит - недопущение случаев заболевания, вызванных "диким" вирусом полиомиелита;
вирусный гепатит В - профилактика заболеваний новорожденных, родившихся от матерей - носителей вируса, а также детей, в семьях которых есть вирусоносители, недопущение случаев заболевания среди медицинских работников, имеющих непосредственный контакт с кровью больных;
врожденные уродства у детей - предупреждение возникновения в случае инфицирования матерей вирусом краснухи в период беременности;
природно-очаговые инфекции - поддержание заболеваемости на уровне спорадических случаев.
Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
достижение и поддержание высокого уровня (не менее 90-95 процентов) охвата детского населения прививками в рамках календаря профилактических прививок;
совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
обеспечение необходимых условий при транспортировке и хранении медицинских иммунобиологических препаратов;
улучшение подготовки кадров лечебно-профилактических учреждений и служб госсанэпиднадзора по вопросам профилактики управляемых инфекций.
Реальное снижение инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией возможно при осуществлении конкретных мер:
По полиомиелиту:
поддержание уровня привитости детей первого года жизни не менее 95 процентов;
вирусологическое обследование каждого подозрительного случая заболевания, в том числе на острый вялый паралич;
выборочное обследование детей на наличие гуморального иммунитета к полиомиелиту;
контроль привитости беженцев и вынужденных переселенцев и их иммунизация при отсутствии свидетельств о прививках;
успешное проведение в 1999 году Национальных дней иммунизации с охватом детей в возрасте до 3 лет не менее 95 процентов;
проведение при регистрации подтвержденного случая полиомиелита однократной вакцинации всех детей коллектива в возрасте до 5 лет с охватом не менее 90 процентов независимо от прививочного анамнеза.
По дифтерии:
обеспечение своевременной иммунизации детей первого года жизни с охватом не менее 95 процентов;
поддержание высокого уровня охвата прививками взрослого населения (90 процентов и выше), в том числе групп повышенного риска инфицирования не менее 95 процентов;
обеспечение иммунизации против дифтерии (в соответствии с действующими установками) взрослого населения, не имеющего достоверных данных о прививках;
продолжение иммунизации (профилактические прививки) пациентов психиатрических стационаров, наркологических диспансеров, интернатных учреждений указанных профилей;
организация и изучение в 1999-2000 годах коллективного иммунитета к дифтерии среди взрослых и детских контингентов Ленинградской области, обеспечение дополнительными прививками лиц с недостаточным уровнем иммунитета.
По коклюшу:
обеспечение полноценного курса вакцинации детей первого года жизни с охватом их прививками до 95 процентов;
проведение достоверного учета непривитых детей, подлежащих иммунизации, обеспечение необходимых прививок и консультаций с учетом рекомендаций специалистов.
По кори:
поддержание высокого уровня коллективного иммунитета путем своевременной вакцинации и ревакцинации в соответствии с календарем профилактических прививок не менее 95 процентов детей в возрасте до 2 лет и ревакцинации в 6 лет, перед поступлением в школу;
продолжение работы по иммунизации детей в возрасте от 7 до 15 лет, а также учащихся средних специальных учебных заведений, не привитых и не болевших ранее корью;
обеспечение выборочного серологического контроля поствакцинального иммунитета у детей после проведенных прививок;
осуществление экстренной вакцинопрофилактики в случае заноса кори в детские коллективы;
проведение вакцинации и ревакцинации лиц из числа беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших на территорию Ленинградской области и не имеющих сведений о прививках.
По эпидемическому паротиту:
обеспечение охвата прививками не менее 95 процентов детей в возрасте до 2 лет;
изучение напряженности и продолжительности поствакцинального иммунитета путем выборочного серологического обследования привитых;
проведение экстренной вакцинации всех непривитых при возникновении вспышек эпидемического паротита в детских организованных коллективах;
организация и проведение с 1999 года ревакцинации детей в возрасте 6 лет.
По краснухе и вирусному гепатиту В:
проведение поэтапной иммунизации отдельных групп населения, обусловливающих эпидемическое неблагополучие по указанным инфекциям.
По гриппу:
организация вакцинопрофилактики среди населения повышенного риска инфицирования: медицинских работников, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, работников торговли, а также учащихся средних учебных заведений.
По клещевому энцефалиту:
обеспечение охвата прививками не менее 90-95 процентов профессиональных групп населения Ленинградской области, работающих в условиях риска заражения клещевым энцефалитом;
осуществление экстренной профилактики путем введения специфического иммуноглобулина по медицинским показаниям лицам, пострадавшим от присасывания клещей в природных очагах клещевого энцефалита.
По бешенству:
проведение экстренной антирабической профилактики по медицинским показаниям для всех лиц, пострадавших от укуса животных.
По сибирской язве и туляремии:
обеспечение вакцинации всех категорий специалистов с профессиональным риском заражения.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач на всех стадиях реализации программы "Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы.
Основными мероприятиями являются:
снабжение лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих прививочную работу, необходимыми медицинскими иммунобиологическими препаратами в требуемых количествах;
создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;
совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
подготовка медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики;
создание в целях достижения высокого уровня охвата детского населения профилактическими прививками областного центра иммунопрофилактики на базе областной консультативной детской поликлиники и кабинетов профилактики инфекционных заболеваний при детских поликлиниках в районах;
развитие системы информирования населения о мерах профилактики управляемых инфекций путем подготовки и издания санитарно-просветительных материалов, публикаций в печати и выступлений по телевидению и радио работников здравоохранения и госсанэпидслужбы.
Выполнение указанных мероприятий позволит достичь необходимого уровня иммунизации детей, повысить заинтересованность родителей в ее своевременном проведении, наладить действенный контроль за качеством прививочной работы.
4.1. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий
В Ленинградской области разработана и внедряется система эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми вакцинацией, осуществляется комплекс необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Изменения социально-экономических условий жизни населения, произошедшие за последние годы, обусловливают особенности течения эпидемического процесса по ряду управляемых инфекций, что требует дальнейшего совершенствования как системы эпиднадзора, так и усиления государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий. С этой целью необходимы:
информационное обеспечение органов и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на областном и районном уровнях путем подготовки и распространения оперативной информации, информационных бюллетений, аналитических обзоров эпидемической обстановки;
создание в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях госсанэпиднадзора единой компьютерной сети по планированию и учету профилактических прививок, предусматривая их оснащение компьютерной техникой;
подготовка врачей-педиатров и эпидемиологов для работы с компьютерными программами;
использование при проведении мониторинга за состоянием коллективного иммунитета населения к отдельным инфекциям единой системы серологических исследований и единых эпидемиологических критериев оценки иммунопрофилактической работы. Оснащение бактериологических лабораторий при лечебно-профилактических учреждениях и центрах госсанэпиднадзора необходимыми для этих целей тест-системами и сыворотками.
Проводимые мероприятия позволят обеспечить мониторинг прививочной работы на всех уровнях, прогнозирование эпидемического процесса и оперативную корректировку профилактических и противоэпидемических мероприятий.
4.2. Создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин
Температурные условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов ("холодовая цепь") в значительной степени определяют их качество, а следовательно, и эффективность самой иммунизации.
Для обеспечения "холодовой цепи" предусмотрены:
поэтапное оснащение холодильным оборудованием складов районного уровня, а также прививочных кабинетов, детских поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов;
приобретение необходимого количества термоконтейнеров для соблюдения санитарных правил и норм при транспортировании и хранении препаратов;
использование термоиндикаторов для осуществления контроля за соблюдением режима "холодовой цепи".
4.3. Подготовка кадров по вопросам вакцинопрофилактики
Внедрение в практику прогрессивных методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала. С этой целью предусмотрены:
подготовка на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института детских инфекций педиатров, невропатологов, аллергологов по вопросам иммунопрофилактики;
повышение квалификации и сертификация врачей-эпидемиологов центров госсанэпиднадзора на базе Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования;
ежегодное проведение областных конференций и рабочих совещаний эпидемиологов, педиатров, инфекционистов и терапевтов по проблемам вакцинопрофилактики;
организация и проведение на базе областной клинической больницы курсов усовершенствования медицинских сестер и фельдшеров прививочных кабинетов, школ и фельдшерско-акушерских пунктов;
организация учебных курсов по подготовке работников, занимающихся вопросами хранения, транспортировки и использования вакцин массового применения ("холодовая цепь");
обеспечение контроля за подготовкой медицинских работников всех специальностей по вопросам профилактики инфекций, управляемых вакцинацией;
включение вопросов вакцинопрофилактики в квалификационные характеристики врачей и средних медицинских работников при проведении их аттестации.
Предусмотренные мероприятия позволят повысить профессиональный уровень врачей и среднего медицинского персонала по вопросам организации и проведения прививочной работы и эффективно внедрить в практику здравоохранения весь комплекс мер борьбы с инфекциями, управляемыми вакцинацией.
5. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации мероприятий программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
добиться стабильного охвата профилактическими прививками детского населения в пределах 90-95 процентов;
снизить заболеваемость и летальность от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, обеспечив экономическую эффективность за счет сокращения ущерба, наносимого инфекционными заболеваниями, на 9530 тысяч рублей и добиться повышения уровня коллективного иммунитета населения к отдельным инфекционным заболеваниям;
повысить профессиональную грамотность врачей и средних медицинских работников в вопросах иммунопрофилактики.
6. Ресурсное обеспечение мероприятий программы
Для реализации мероприятий, предусмотренных программой, необходимое финансовое обеспечение должно составить в 1999-2000 годах 7223,34 тысячи рублей, в том числе 2729,4 тысячи рублей за счет средств федерального бюджета; 3359,14 тысячи рублей - за счет средств областного бюджета; 1134,8 тысячи рублей - за счет средств бюджетов муниципальных образований. Из них основная доля - 5297,2 тысячи рублей приходится на затраты для приобретения медицинских иммунобиологических препаратов, необходимых для массовой иммунизации населения.
План реализации мероприятий программы, информация об объеме и динамике ее финансирования, а также номенклатуре и количестве товаров, необходимых для выполнения программных мероприятий, приведены в приложениях 1-4 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.