Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены
распоряжением Губернатора
Ленинградской области
(приложение 2)
Макеты
программ реформирования и развития системы
жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований
Ленинградской области
1. Программа совершенствования состояния муниципального жилищного фонда
1.1. Снижение издержек на содержание жилищного фонда:
уточнение нормативов услуг по эксплуатации и ремонту жилья для населения на основе муниципального заказа, обеспеченного финансированием;
исключение работ, выполняемых не в полном объеме или практически не выполняемых;
регулирование расходов по фактическим затратам организаций - поставщиков;
осуществление совместно с органами государственной жилищной инспекции постоянного контроля за содержанием, ремонтом и сохранностью жилищного фонда;
разработка и утверждение программ установки в домах приборов учета и регулирования расхода тепловой энергии и воды (технические и организационные мероприятия). Финансирование работ по установке приборов учета и регулирования производится за счет средств собственника жилищного фонда с привлечением средств населения в приватизированном жилье. Приобретение приборов для установки в пунктах учета - за счет средств собственника жилищного фонда;
определение приоритетов по учету энергоресурсов в масштабах микрорайона, дома, квартиры;
определение порядка регулирования расхода тепловых ресурсов (сезонное, объектное, фасадное, квартирное);
выделение видов работ, которые могут выполняться на конкурсной основе;
содействие внедрению альтернативных технологий предоставления отдельных видов услуг в жилищном фонде, в том числе с привлечением малого бизнеса в целях демонополизации предоставления услуг;
организация мониторинга цен и тарифов на коммунальные услуги, по которым производятся ресурсосберегающие мероприятия;
установление лимитов для организаций бюджетной сферы, не имеющих приборов учета энергоресурсов;
введение порядка оплаты жилья и коммунальных услуг в частном многоквартирном домовладении.
1.2. Ресурсоэнергосбережение в жилищном хозяйстве:
формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению;
определение сроков проведения капитального и текущего ремонтов:
внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения,
газоснабжения;
инженерного оборудования жилых зданий (бойлерные, насосы, вентиляторы и кондиционеры, лифтовое оборудование, домофоны, средства охранной сигнализации);
приборного оснащения зданий (приборы учета тепла, воды, электроэнергии, газа);
осуществление периодического контроля за сантехническим оборудованием в квартирах и зданиях.
1.3. Совершенствование ограждающих конструкций зданий.
1.4. Реконструкция и ремонт кровель.
1.5. Внедрение автоматизированных систем контроля за состоянием инженерного оборудования в жилищном хозяйстве.
2. Разработка программы реконструкции объектов теплоснабжения и теплосетевого хозяйства муниципального образования
2.1. Тепловизионное обследование сетей и инвентаризация теплоснабжающих объектов населенных пунктов муниципального образования.
2.2. Переоценка основных фондов теплосетевого хозяйства.
2.3. Создание компьютеризированного диспетчерского центра теплофикационной системы.
2.4. Совершенствование котельного оборудования.
2.5. Замена изношенных тепловых сетей.
2.6. Производство теплоизоляционного покрытия.
2.7. Перевод на автономное (децентрализованное) отопление отдельно стоящих зданий (зданий, значительно удаленных от источника теплоснабжения) в населенных пунктах муниципального образования.
2.8. Установка автоматических приборов контроля на инженерном оборудовании систем теплоснабжения города (автоматизированные компьютерные системы теплоснабжения города).
2.9. Развитие малой теплоэнергетики и малого бизнеса в этой сфере деятельности.
2.10. Ресурсосбережение при производстве и транспортировке тепла.
2.11. Перевод на альтернативные и местные виды энергоресурсов и повышение техники сжигания топлива.
2.12. Создание кольцевых теплофикационных систем для повышения надежности теплоснабжения.
3. Разработка программы реконструкции систем водоснабжения и канализации муниципального образования
3.1. Инвентаризация всех водозаборных и водоочистных сооружений и создание мониторинга на базе действующей областной компьютерной программы.
3.2. Обследование сетевого хозяйства с применением диагностического оборудования.
3.3. Реконструкция и замена сетей водопровода и канализации в целях снижения утечек и экономии энергоресурсов.
3.4. Инвентаризация частного и коттеджного домостроения для разработки мероприятий по подключению к общей канализационной и водопроводной сети или строительства локальных сооружений, обеспечивающих экологическую безопасность территории.
3.5. Оснащение приборами учета и регулирования систем водоснабжения (автоматизированные компьютерные системы водоснабжения).
3.6. Использование современных технологий очистки осадка сточных вод.
4. Программа развития систем энергоснабжения муниципального образования
4.1. Инвентаризация систем энергоснабжения и определение их балансовой принадлежности и категорийности.
4.2. Обследование кабельных и воздушных сетей муниципального образования.
4.3. Реконструкция энергооборудования (трансформаторных и распределительных подстанций).
4.4. Восстановление поврежденных участков кабельных и воздушных линий.
4.5. Развитие и внедрение новых технологий уличного освещения и рекламы (импульсно-пусковых автоматов, натриевых ламп и др.).
4.6. Использование технологий малой электроэнергетики (теплонакопителей, конвекторов, масляных радиаторов, частотно-регулируемых электроприводов и др.).
4.7. Внедрение малого бизнеса в сферу обслуживания муниципального электрохозяйства:
проведение замеров качества подаваемой электроэнергии (сопротивление контура заземления, изоляция, смещение фаз и др.);
ремонт электроизмерительных и коммерческих приборов учета и электроинструментов.
4.8. Создание мониторинга состояния энергетического хозяйства на основе автоматизированной компьютерной системы.
5. Программа развития топливно-энергетического и газового хозяйств муниципального образования
6. Программа структурных преобразований в управлении жилищно-коммунальным хозяйством
6.1. Осуществление администрацией муниципального образования следующих функций:
своевременное принятие нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления по всем направлениям преобразований;
организация информационного обеспечения и мониторинга хода реформы на территории муниципального образования;
контроль и регулирование деятельности естественных и локальных монополий;
разделение функций собственника жилищного фонда, управляющих подрядных организаций (муниципальных отраслевых предприятий), предоставляющих услуги.
Разделение функций административного управления и управления
хозяйственной деятельностью:
Распределение функций |
Субъекты | ||
администрация | управляющая служба (служба заказчика) |
организация- подрядчик |
|
Функции собственника | ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ | ||
Управление | ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ | ||
Обслуживание | ‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡ |
Приоритетной задачей собственника являются контроль за содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности и обеспечение населения муниципального образования услугами, соответствующими утвержденным качественным и количественным показателям.
Управляющая служба, осуществляющая функции контроля за содержанием коммунальных объектов и муниципального жилищного фонда, на этапе перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг населением активно содействует процессам реформы на основе демонополизации, создания конкурентной среды в сфере управления, эксплуатации и ремонта жилищного фонда и завершает переход на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, обеспечив меры социальной защиты малоимущих семей.
6.2. Определение стандарта условий проживания и установление предельных уровней по статьям затрат в структуре себестоимости продукции:
установление стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц ___________;
ежегодный пересмотр стандарта предельной стоимости услуг и проведение индексации тарифов для населения с учетом инфляционных процессов, на основе экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, определяемых в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года N 9;
пересмотр действующих нормативов и стандартов по эксплуатации жилищного фонда.
Включение затрат на содержание и ремонт жилья по установленным нормативам и правилам, обеспечивающим возмещение издержек по обслуживанию, текущему, капитальному и профилактическому ремонту мест общего пользования (межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, технические подвалы, внутридомовое инженерное оборудование, придомовая территория и др.), а также платы за наем жилого помещения, включающей затраты на строительство и реконструкцию жилья, и прибыли, устанавливаемой договором между нанимателем (арендатором) и собственником жилья.
Собственники жилья оплачивают содержание и ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах и налог на собственность.
В структуре платежа могут быть рекомендованы следующие предельно допустимые расходы (процентов):
ремонтно-эксплуатационные издержки - 40;
издержки на управление - 10;
амортизационные отчисления - 4;
страхование жилья -1;
плата за наем - 15;
налоговые сборы и обязательные платежи - 30.
Рекомендуемые предельно допустимые расходы в структуре себестоимости оплаты жилья могут регулироваться в зависимости от состояния основных фондов и местных особенностей, но должны иметь придельные значения, превышение которых в определенный период недопустимо.
Введение такого механизма позволит органам местного самоуправления обеспечить контроль за структурой и величиной включаемых в себестоимость затрат, регулировать их путем предоставления льгот по местному налогообложению, а также прогнозировать размеры платежей граждан за жилье и коммунальные услуги в совокупном доходе для семей, проживающих по договору найма в социальном жилье. При этом следует учитывать, что коммунальные услуги (вода, тепло, электроэнергия, газ, вывоз бытовых отходов) составляют, как правило, до 60 процентов расходов семьи на эти цели.
Кроме того, для уменьшения затрат покупателей нового жилья и для осуществления программы долгосрочного развития (строительство, модернизация, реконструкция) городской инфраструктуры необходимо введение в структуру коммунального тарифа инвестиционной составляющей.
При формировании экономически обоснованного тарифа (отпускной цены) существенное значение имеет порядок его (ее) установления с учетом необходимого уровня рентабельности. В этом случае могут применяться два метода:
первый метод предусматривает жесткое установление экономически обоснованного тарифа с определенным уровнем рентабельности, рассчитанным на возмещение нормативных издержек по обслуживанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, устойчивому финансированию надежного и качественного обслуживания потребителей, а также возможность действия объективного фактора, исключающего покрытие разницы в тарифах, оплачиваемых населением, за счет средств местного бюджета или субъективного фактора, связанного с невыполнением каких-либо работ (услуг), когда снижение затрат вызовет увеличение показателя рентабельности в абсолютной величине более чем на 15 процентов;
второй метод позволяет устанавливать величину рентабельности. При этом цена обусловливается уровнем фактически произведенных затрат. Такой подход более приемлем в переходный период к новой (100-процентной) системе оплаты жилья и коммунальных услуг.
Жилье, занимаемое семьей сверх социальной нормы площади, а также сверхнормативное потребление коммунальных услуг должны оплачиваться полностью за счет средств семьи. При разработке механизмов введения полной оплаты за сверхнормативное потребление могут быть рекомендованы следующие подходы:
а) ставки и тарифы на оплату социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг устанавливаются в пределах сроков и уровней платежей граждан на каждый конкретный период, а ставки и тарифы на оплату за сверхнормативное жилье и коммунальные услуги - на уровне предела, утвержденного на последующие периоды, вплоть по полного возмещения затрат;
б) тарифы на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг устанавливаются дифференцированно, в зависимости от уровня превышения над нормативом в определенном эквиваленте, вплоть до полного возмещения затрат;
в) тарифы на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг могут устанавливаться дифференцированно, в зависимости от уровня совокупного дохода семьи в определенном эквиваленте, вплоть до полного возмещения затрат;
г) тарифы на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг могут устанавливаться с учетом фактов, рассмотренных в пунктах б) и в) одновременно.
Возможны и другие варианты дифференцированного подхода к оплате сверхнормативного потребления жилищно-коммунальных услуг. При этом необходимо учитывать, что введение механизма дифференцированной оплаты потребует обязательного декларирования доходов и расходов населения, а платежи граждан за жилье и коммунальные услуги не должны превышать установленной на данный период доли совокупного дохода.
Механизм формирования тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг по договору коммерческого найма с собственником жилья и жилья, находящегося в собственности граждан, аналогичны указанным и различаются, как правило, получаемым коммерческим результатом и уровнем платежей граждан в процентном отношении от утвержденного экономически обоснованного тарифа, который устанавливается местными органами власти с учетом совокупного дохода семьи и возможностей местного бюджета.
6.3. Прогнозирование платежеспособности населения:
рассмотрение процесса поэтапного повышения оплаты жилья во взаимосвязи с допустимой долей расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи и предельно возможным уровнем оплаты жилищно-коммунальных услуг населением от реальных затрат предприятий на их обеспечение с использованием языка графики как наиболее продуктивного не только для специалистов, но и для самих граждан. Графическое изображение платежеспособности различных категорий населения в зависимости от их среднедушевого дохода дает наглядное представление о возможных социально-экономических и политических последствиях принимаемых решений, касающихся дальнейшего повышения тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг;
поэтапное повышение оплаты жилья и коммунальных услуг населением муниципального образования, определяемое в соответствии с Методикой расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 ноября 1998 года N 12.
6.4. Аудиторские проверки снижения затрат на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства:
проведение аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 29 декабря 1997 года N 17-142;
осуществление оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для нормирования цен путем проведения финансово-технического аудита. Такой оценке подлежат расчеты и обоснования тарифов на услуги жилищно-зксплуатационных организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, газоснабжения, тепло- и электроэнергетики. Затраты на энергоресурсы в структуре платежей занимают от 40 до 70 процентов, что свидетельствует о значительном резерве по снижении издержек.
Аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов является одним из методов антимонопольного регулирования ценообразования и позволяет выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения себестоимости производства на всех уровнях ценообразования и обеспечить защиту интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.
Проведение аудиторских проверок должно стать обязательным и предшествовать процедуре изменения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сторону повышения.
6.5. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и снижение издержек на поставку жилищно-коммунальных услуг:
разработка плана мероприятий по демонополизации на основании Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 20 декабря 1997 года N 1613;
формирование городского и муниципального заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
расширение практики отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо от организационно-правовой формы подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид работ. Доведение доли жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями, отобранными на конкурсной основе, в _____ году до _____ процентов, в ______ году до ____ процентов и к ______ году до 100 процентов;
развитие малого предпринимательства в целях формирования процесса демонополизации. Для успешного развития малого предпринимательства в сфере предоставления услуг коммунального хозяйства необходимо создать условия, повышающие интерес к участию в этом процессе посредством получения части муниципального заказа, выделяемого на конкурсной основе.
6.6. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и хозяйствования:
обязательное заключение с 1999 года договоров между управляющей структурой (службой заказчика) и эксплуатационными подрядными организациями на основании муниципальных заказов, рассчитанных с указанием конкретного перечня и объемов работ, санкций за невыполнение или ненадлежащее их выполнение;
введение в практику местного самоуправления положений и договоров на организацию поставок товаров, работ, услуг жилищно-коммунального хозяйства до полного перехода на 100-процентную оплату населением жилья и коммунальных услуг.
6.7. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере:
проведение мероприятий, стимулирующих создание товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот, организации обучения, открытия расчетных счетов;
финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования. Договоры на финансирование следует заключать после установления в домах товариществ собственников жилья приборов учета и расхода воды и тепла;
проведение организационных мероприятий, стимулирующих финансовые взаимоотношения в вопросах содержания и капитального ремонта жилого фонда;
содействие становлению товариществ собственников жилья в существующем жилищном фонде;
упрощение и удешевление процедуры регистрации товариществ собственников жилья;
установление дотаций из местных бюджетов товариществам собственников жилья на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;
предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления;
организация товариществ собственников жилья в процессе строительства, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам;
выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества.
Установление уровня платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг:
Год | Оплата жилья (техническое обслуживание) - всего |
В том числе | ||
капитальный ремонт | теплоснабжение | водоснабжение | ||
1999 | ||||
2000 | ||||
2001 | ||||
2002 | ||||
2003 |
7. Программа развития системы сбора коммунальных платежей
7.1. Разработка и внедрение единой системы сбора коммунальных платежей населения и предоставление льгот и субсидий. В настоящее время службы субсидий создаются отдельно, но в работе используется единая база данных по жилищному фонду, квартиросъемщикам, льготным категориям граждан, т.е. практически все данные, используемые для расчета стоимости жилья и коммунальных услуг. Единая система расчетов позволит снизить издержки бюджета на существование двух параллельных служб и автоматизировать процесс расчетов.
Частным решением финансового механизма совершенствования системы сбора коммунальных платежей можно представить вариант, когда расчетные счета всех участников процесса обслуживания населения сконцентрированы в одном банке, а сбор платежей с населения за жилье и коммунальные услуги осуществляет муниципальная служба заказчика через расчетные кассовые центры.
7.2. Реализация единой системы расчетов за услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства, позволяющая обеспечить:
методическое единство начислений оплаты за жилье и коммунальные услуги и компенсаций (субсидий);
создание оперативной корректировки единой базы данных муниципального образования по жилищному фонду;
оплату гражданами счетов в любом районе города (населенном пункте муниципального образования) независимо от места проживания;
удобный для граждан расчет льгот и компенсаций (субсидий);
ведение мониторинга по оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
8. Программа привлечения к процессу формирования новых финансово-экономических отношений в отрасли жилищно-коммунального хозяйства муниципального банка, инвесторов и иных источников финансирования программ развития муниципального коммунального хозяйства
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ администрация муниципального образования через территориальные органы главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с заключенным договором вправе возложить на уполномоченный банк следующие функции:
кассовое исполнение местного бюджета;
кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
размещение (инвестирование) свободных остатков средств местного бюджета путем оформления государственных ссуд и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и условиями договора. Таким образом, в качестве муниципального банка целесообразно привлечь какой-либо из банков, расположенных на территории муниципального образования, сконцентрировать в нем расчетные счета всех жилищно-коммунальных предприятий, используя возможности банка в части извлечения доходов от средств, полученных от жилищно-коммунального хозяйства, на финансирование программ.
9. Программа информационного обеспечения хода реформы в муниципальном образовании
9.1. Регулярное обобщение и анализ информации, содержащейся в статистической отчетности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
9.2. Формирование положительного отношения населения к процессам преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
9.3. Обеспечение взаимодействия с информационно-пропагандистским штабом Правительства Ленинградской области, созданным распоряжением Губернатора Ленинградской области от 3 августа 1998 года N 477-рг "0 вопросах информационно - пропагандистского сопровождения реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области".
10. Программа переподготовки кадров отрасли путем организации планового процесса сертификации руководящих работников и специалистов предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования
10.1. Организация предлицензионной подготовки.
10.2. Лицензирование деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
10.3. Утверждение реестра предприятий муниципального образования для формирования рынка предложений и контроля процесса лицензирования.
<< Приложение. Паспорт жилого помещения |
||
Содержание Распоряжение губернатора Ленинградской области от 29 июня 1999 г. N 303-рг "Об утверждении плана организационных мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.