Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением
Губернатора Ленинградской области
от 14 сентября 1999 г. N 302-пг
(приложение 2)
Положение
о природном парке "Вепсский лес" в Ленинградской области
14 мая 2003 г., 26 января 2005 г.
1. Основные положения
1. Природный парк "Вепсский лес" является природоохранным, рекреационным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, территория которого включает в себя комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначен для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных, рекреационных и хозяйственных целях.
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 26 января 2005 г. N 9-пг в пункт 2 постановления внесены изменения
2. В своей деятельности дирекция парка руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законами Российской Федерации "Об охране окружающей среды" и "Об охране и использовании памятников истории и культуры", дополняющими их законодательными актами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Ленинградской области, приказами и распоряжениями государственных органов управления, настоящим положением.
2. Основные задачи природного парка
На природный парк возлагаются следующие основные задачи:
1. Природоохранные задачи:
а) сохранение особо ценных природных комплексов и объектов, не затронутых хозяйственной деятельностью:
типичных для средней тайги северо-запада России ландшафтных урочищ;
чрезвычайно редких на северо-западе России высоковозрастных коренных ельников, практически не затронутых хозяйственной деятельностью, высоковозрастных лесов других пород;
массивов верховых сфагновых болот западнорусского типа;
олиготрофных и дистрофных озер;
редких видов флоры;
редких видов фауны;
уникальных ландшафтов;
б) восстановление нарушенных экосистем (лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, восстановление нерестилищ ценных пород рыб и т.п.).
2. Экологические задачи:
а) сохранение на водоразделе рек Балтийского и Каспийского водосборных бассейнов лесных экосистем, имеющих важное водорегулирующее значение;
б) сохранение больших массивов леса для оздоровления приземных слоев атмосферы всего региона;
в) включение территории природного парка в структуру "экологического каркаса" Ленинградской области наряду с прочими природоохранными территориями и рекреационными зонами.
3. Рекреационные задачи:
а) удовлетворение рекреационных потребностей жителей Ленинградской области и других регионов страны:
организация длительного стационарного отдыха на живописной, экологически чистой территории с богатым растительным и животным миром, большим количеством рек и озер, историко-культурными памятниками и традициями;
создание сети обустроенных туристических маршрутов (пеших, водных, конных).
4. Историко-этнографические задачи:
а) сохранение, изучение и использование в научных, образовательных, туристских и рекреационных целях высокого природного и культурно-исторического потенциала территории;
б) стимулирование возрождения вепсского языка и культуры;
в) создание регионального этнографического центра для изучения культуры Межозерья: вепсов и русских;
г) организация архитектурно-этнографических экспозиций на основе исторических групп населенных мест, сохранившихся на их территориях памятников архитектуры и быта, фольклора, обрядовых традиций.
5. Научно-исследовательские задачи:
а) создание условий для проведения экологического мониторинга и его осуществление;
б) изучение свойств и естественной динамики экосистем, определение влияния хозяйственной деятельности на изменение этих свойств;
в) экологическое воспитание посетителей парка через экскурсионную работу.
6. Создание природного парка "Вепсский лес", наряду с решением основных задач, будет стимулировать социально-хозяйственное развитие территории.
3. Порядок образования природного парка
Природный парк "Вепсский лес" создан постановлением Губернатора Ленинградской области от 14 сентября 1999 года N 302-пг по представлению комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области (департамента природопользования и экологической безопасности), с учетом ранее изданных распоряжения Правительства Ленинградской области от 13 февраля 1995 года N 138-р "О национальном парке "Вепсский лес", постановлений глав администраций Тихвинского района от 30 сентября 1996 года N 930, Лодейнопольского района - от 11 июля 1996 года N 647, Бокситогорского района - от 24 июня 1996 года N 328, а также согласования администрации Подпорожского района (письмо от 17 октября 1996 года N 2206), согласования администраций волостей и землепользователей, земли которых намечаются к включению в границы природного парка.
Расширение территории природного парка производится в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Управление природным парком
1. Природный парк находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Ленинградской области.
2. Лесохозяйственное предприятие - лесхоз находится в ведении комитета по лесу Ленинградской области.
3. Парк возглавляется директором, назначаемым Губернатором Ленинградской области.
4. Директор парка в соответствии с законами Российской Федерации, законами и подзаконными актами Ленинградской области, настоящим положением и положением о дирекции природного парка руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.
5. Количество иных работников парка и штатное расписание утверждаются Губернатором Ленинградской области.
Об образовании временного координационного совета по созданию учреждения природный парк "Вепсский лес" в ЛО см. распоряжение губернатора Ленинградской области от 17 декабря 1999 г. N 567-рг
6. На этапе организации парка координационные функции осуществляет временный совет, в который войдут представители Правительства Ленинградской области, комитета по лесу Ленинградской области, дирекции парка, главы муниципальных образований Подпорожский район, Лодейнопольский район, Бокситогорский район и Тихвинский район.
5. Режимы природного парка
1. На территории природного парка "Вепсский лес" устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территории парка выделяются следующие функциональные зоны:
1.1. Природоохранные территории в количестве 7 резерватов, предназначенных для сохранения уникальных и типичных природных комплексов. Они используются для научно-исследовательской работы. В них запрещается всякая хозяйственная деятельность, в том числе и рекреационная. Допускается посещение территории резерватов местным населением для непромышленного сбора грибов и ягод, любительской ловли рыбы.
1.2. Зона экстенсивного природопользования отделяет природоохранные территории от хозяйственно-рекреационной зоны. Посещаемость зоны регламентируется. В этой зоне проходят трассы туристских маршрутов, организованный отдых туристов, а также минимальные транспортные пути между различными зонами парка, подъезды и подходы к резерватам. Проезд транспорта допускается исключительно по автодорогам.
1.3. Хозяйственно-рекреационная зона характеризуется интенсивным природопользованием и включает в себя:
а) рекреационную подзону;
б) агрохозяйственную подзону.
Рекреационная подзона предназначена для отдыха, туризма и ведения хозяйственной деятельности, направленной преимущественно на обслуживание отдыхающих. Здесь сосредоточены объекты стационарного отдыха, основная сеть дорог и троп, хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование парка. В качестве центральной усадьбы природного парка выбран куст деревень Озера.
Агрохозяйственная подзона предназначена для ведения сельскохозяйственной деятельности экологически безвредными методам - для обеспечения местного населения и рекреантов сельхозпродукцией.
2. Режимы, устанавливаемые на природоохранных территориях (резерватах) представлены в Положении о резерватах.
3. На территории зоны экстенсивного природопользования устанавливаются следующие режимы:
3.1. Запрещаются:
а) всякая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, памятникам истории, культуры и археологии;
б) предоставление на территории садоводческих и дачных участков и участков под индивидуальное жилищное строительство;
в) строительство магистральных коммуникаций, а также хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием парка;
г) движение и стоянка механических транспортных средств вне специально предусмотренных для этого мест;
д) организация туристских стоянок и разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;
е) вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность;
ж) деятельность промышленных предприятий и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность;
з) рубки главного пользования;
и) строительство рекреационных объектов.
3.2. Разрешаются:
а) рубки промежуточного пользования (осветления, прочистки, прореживания, проходные, переформирования, обновления, ландшафтные, санитарные, реконструкции) и прочие рубки;
б) выпасы скота и покосы;
в) геологоразведочные работы и разработка общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ - в ограниченных объемах, необходимых для удовлетворения потребностей парка и расположенных на его территории сельхозпредприятий;
г) строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и ведомственных;
д) мелиоративные работы в ограниченном объеме, необходимом для обеспечения функционирования парка;
е) рекреационные маршруты и стоянки в отведенных для этого местах;
ж) движение транспортных средств исключительно по дорогам;
з) сбор грибов, ягод, заготовка дикорастущих растений, плодов без использования совков;
и) охота по разрешениям, выдаваемым дирекцией природного парка при контроле со стороны управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ленинградской области;
к) любительская ловля рыб (для отдыхающих - по лицензиям);
л) проведение научно-исследовательских работ.
4. На территории хозяйственно-рекреационной зоны устанавливаются следующие режимы (общие для агрохозяйственной и рекреационной подзон):
4.1. Запрещаются:
а) рубки главного пользования;
б) всякая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и культурно-историческим объектам;
в) строительство хозяйственных и жилых объектов за пределами волостных земель, кроме объектов, связанных с функционированием парка;
г) предоставление на территории зоны садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных коммуникаций;
е) движение и стоянка механических транспортных средств вне специально предусмотренных для этого мест;
ж) вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность;
з) промысловая охота.
4.2. Разрешаются:
а) геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых в ограниченных объемах, необходимых для удовлетворения потребностей парка и расположенных на его территории сельхозпредприятий;
б) мелиоративные работы в объеме, необходимом для обустройства территории парка или сельскохозяйственных нужд;
в) рубки: ухода, санитарные, ландшафтные и реконструкции, расчистка квартальных просек;
г) строительство хозяйственных и жилых объектов, связанных с развитием населенных пунктов, в границах волостных земель, а также строительство и реконструкция дорог общего пользования и ведомственных;
д) сбор грибов, ягод, заготовка дикорастущих растений, плодов и т.д.;
е) охота по разрешениям, выдаваемым дирекцией природного парка при контроле со стороны управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ленинградской области;
ж) любительская ловля рыбы и охота (для отдыхающих - по лицензиям);
з) научно-исследовательская работа;
и) движение транспорта исключительно по автодорогам.
4.3. Кроме общих режимов для агрохозяйственной и рекреационной подзон - для каждой из них устанавливаются дополнительные режимы:
Агрохозяйственная подзона
Рекомендуется:
а) развитие экологически чистого сельского хозяйства в пределах существующих сельхозугодий;
б) развитие предприятия по переработке древесины и побочных продуктов леса.
Разрешается:
а) строительство мелких предприятий по переработке сельхозпродуктов;
б) организованная рекреация в ограниченном объеме.
Рекреационная подзона
Запрещается развитие промышленности.
Разрешается развитие организованной рекреации в объемах, не превышающих рекреационную емкость подзоны.
5. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории природного парка осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий. Лицензии на организацию регулируемого туризма и отдыха выдаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном действующим законодательством.
6. При наличии лицензий их владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты на условиях, определяемых соответствующими договорами, которые заключаются с Правительством Ленинградской области.
7. Ведение лесного хозяйства на территории природного парка осуществляется лесохозяйственным предприятием - лесхозом согласно разработанному лесоустройством проекту ведения лесного хозяйства.
Лесопользование, а также разрешенные виды лесохозяйственных работ (рубки промежуточного пользования, прочие рубки и другие работы) оформляются лесорубочными и лесными билетами в установленном порядке.
8. Охота на территории природного парка регламентируется его дирекцией. Добыча диких зверей и птиц может производиться в порядке любительской и спортивной охоты по разрешениям в соответствии с действующими Правилами охоты в Ленинградской области.
9. Ловля рыбы производится в соответствии с действующими Правилами любительского рыболовства в Ленинградской области.
10. Соблюдение режима природного парка "Вепсский лес" обеспечивается администрацией парка в составе дирекции и ее служб.
11. В вопросах обеспечения охраны дирекция парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны окружающей природной среды, водных ресурсов, рыбоохраны, охотничьего надзора, охраны и использования памятников истории культуры и органами внутренних дел.
12. Государственные инспекторы по охране парка (начальник отдела охраны природы, лесничие и помощники лесничих) пользуются всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды.
13. Государственные инспекторы по охране парка (сотрудники отдела охраны природы) в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории парка и его охранной зоны, для проверки исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах;
б) проводить на территории парка досмотр транспортных средств и личных вещей лиц, допустивших нарушение природоохранительного законодательства;
в) изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
г) задерживать на территории парка и его охранной зоны лиц, нарушающих режим парка, и в необходимых случаях (для установления личности нарушителя, при невозможности составления протокола о нарушении на месте и т.п.) доставлять этих нарушителей в органы внутренних дел;
д) направлять материалы на нарушителей режима парка для привлечения их к административной ответственности;
е) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму охраны парка, а в необходимых случаях и прекращать ее;
ж) предъявлять иски о взыскании в пользу парка ущерба, нанесенного нарушителями установленного в парке режима охраны;
з) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях в следственные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
14. За нарушение установленного режима и иных правил охраны на территории природного парка "Вепсский лес" граждане, должностные и юридические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. Научно-исследовательская и просветительская деятельность
природного парка
1. В природном парке "Вепсский лес" вопросы научной, природоохранной, просветительской и культурной деятельности рассматриваются научно-техническим советом, состав которого утверждается Губернатором Ленинградской области.
Научно-техническим советом в обязательном порядке рассматриваются планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ на территории парка, а также мероприятий по регулированию численности диких животных (если в этом возникнет необходимость).
2. Научно-исследовательская деятельность парка направлена на изучение свойств и естественной динамики экосистем, определение влияния хозяйственной деятельности на изменение этих свойств, проведение экологического мониторинга.
3. Научно-исследовательская деятельность в парке проводится:
а) штатными сотрудниками научно-исследовательского отдела парка;
б) научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по программам, согласованным с администрацией парка и научными кураторами резерватов (Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства и Всероссийского научно-исследовательского института космоаэрогеологических методов).
4. Просветительская деятельность парка осуществляется путем выпуска буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организации музеев и экспозиций под открытым небом, создания и обустройства экскурсионных троп и маршрутов, школьных лесничеств, прохождения учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещения деятельности парка в средствах массовой информации, ведения пропаганды экологических знаний и экологического воспитания, иными формами и методами.
5. Историко-этнографическая деятельность парка осуществляется путем:
а) изучения и использования в рекреационных целях высокого культурно-исторического потенциала территории;
б) стимулирования возрождения вепсского языка и культуры;
в) создания регионального этнографического центра для изучения культуры Межозерья - вепсов и русских;
г) организации архитектурно-этнографических экспозиций на основе исторических групп населенных мест, сохранившихся на их территориях памятников архитектуры, истории, культуры, археологии, быта, фольклора, обрядовых традиций.
7. Хозяйственная деятельность на территории природного парка
1. Хозяйственная деятельность на территории природного парка "Вепсский лес" направлена на обеспечение охраны природных и историко-культурных объектов, организацию регулируемого туризма и отдыха, переориентацию и развитие традиционных отраслей хозяйствования (сельское хозяйство, лесное хозяйство, побочные промыслы).
2. Хозяйственная деятельность на территории парка осуществляется по следующим направлениям:
а) лесное хозяйство;
б) сельское хозяйство;
в) рекреация;
г) транспорт;
д) побочные промыслы;
е) природный парк как природоохранно-рекреационное учреждение.
3. Лесохозяйственная деятельность на территории парка осуществляется в целях:
а) охраны и восстановления ценных лесов, повышения эстетических и санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений в пределах рекреационных зон;
б) обеспечения занятости местного населения.
4. Сельскохозяйственная деятельность на территории парка направлена на:
а) возрождение и развитие животноводства (в частности коневодства), растениеводства, пчеловодства экологически безвредными методами;
б) обеспечение продуктами питания местного населения и рекреантов;
в) создание на местах собственной базы переработки сельхозпродукции, способствуя тем самым решению проблемы трудоустройства местного населения.
5. Рекреационная деятельность направлена на удовлетворение рекреационных потребностей жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также прочих регионов страны и осуществляется в соответствии с технико-экономическим обоснованием проекта природного парка путем предоставления землепользователями в аренду заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.
6. Строительство и эксплуатация рекреационных деревень, кемпингов, мотелей, предприятий общественного питания и других объектов туристского сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и организациями в порядке, установленном действующим законодательством.
7. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, природные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, с обеспечением самоокупаемости парка.
8. Развитие транспортной инфраструктуры в природном парке "Вепсский лес" нацелено на обслуживание отдыхающих и туристов, обеспечение функционирования учреждения "природный парк", одновременно стимулируя дальнейшее хозяйственно-социальное развитие территории.
9. Организация побочных промыслов на территории парка осуществляется путем:
а) развития существующих побочных промыслов - сбора ягод и грибов, лекарственного и технического сырья; организации приема сырья и его технологической переработки;
б) возрождения старых и забытых местных ремесел - мелких поделок из дерева, плетения, изготовления лодок, санок, деревянных грабель, резьбы, ткачества и т.п.;
в) организации сбыта предметов местных ремесел, сувениров и предметов домашнего обихода путем их продажи туристам, проведения выставок, ярмарок и т.п.;
г) развития любительской охоты и рыболовства.
10. Хозяйственная деятельность парка как природоохранно-рекреационного учреждения направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, обеспечение сохранности животного и растительного мира, природных ландшафтов, осуществление научно-исследовательской деятельности, регулирование рекреационной деятельности.
8. Правовой статус природного парка
1. Парк относится к категории особо охраняемых природных территорий регионального значения, является собственностью субъекта Российской Федерации Ленинградской области.
2. Территория природного парка располагается на землях различных землепользователей (Винницкого, Оятского, Шугозерского и Подборовского лесхозов; акционерных обществ "Озерское", "Винницкое", "Пашозерское", "Радогощенское", "Оятское"). Из хозяйственного использования земли не изымаются.
3. Земельные участки в границах парка, а также находящиеся на них здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
Для местного населения, проживающего на этой территории, приватизация допускается при условии, что она не противоречит основным задачам природного парка. Вопросы приватизации решаются в установленном порядке при участии дирекции природного парка в соответствии с законодательными актами, действующими на момент приватизации.
4. Вопросы деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории парка, согласовываются с администрацией парка.
5. Территория природного парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию со специально уполномоченным органом Правительства Ленинградской области.
Постановлением губернатора Ленинградской области от 14 мая 2003 г. N 81-пг в пункт 6 раздела 8 Положения внесены изменения
6. Природный парк "Вепсский лес" является юридическим лицом, финансируемым за счет средств бюджета Ленинградской области, внебюджетных источников и частных инвестиций, имеет счет, в том числе валютный, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением герба Ленинградской области и своим наименованием.
7. Средствами парка, которыми он распоряжается в установленном порядке, являются получаемые дирекцией парка средства:
а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам и целям парка;
в) в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
8. Парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию парка.
9. Контроль за деятельностью природного парка
Контроль за деятельностью природного парка "Вепсский лес" осуществляется уполномоченным структурным подразделением Правительства Ленинградской области, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды - в пределах их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.