Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Глава 3. Порядок подготовки правовых актов
Администрации и их оформление
3.1. В Администрации принимаются нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты, правовые акты рекомендательного характера.
Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.
Под индивидуальными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Под правовыми актами рекомендательного характера понимаются акты, содержащие рекомендации по установлению правовых норм, прав и обязанностей конкретных лиц.
3.1.1. Губернатор издает следующие правовые акты Администрации:
- распоряжения губернатора - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации отнесено к компетенции Администрации, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Администрации;
- приказы губернатора - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам организации работы Администрации.
3.1.2. Правительство принимает постановления Правительства - правовые акты рекомендательного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства.
3.1.3. Руководители отраслевых и территориальных структурных подразделений Администрации издают следующие правовые акты:
- распоряжения руководителя структурного подразделения Администрации - нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции соответствующего структурного подразделения или компетенции Администрации, издаваемые только в случаях, установленных федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции соответствующего структурного подразделения Администрации;
- приказы руководителя структурного подразделения Администрации - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам внутренней организации работы соответствующего структурного подразделения Администрации.
3.2. Возможно издание совместных правовых актов губернатора и глав администраций других субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, а также совместных правовых актов руководителей структурных подразделений Администрации в пределах их компетенции. Порядок подготовки в Администрации проектов указанных правовых актов определяется настоящим Регламентом.
3.3. Проекты правовых актов Администрации разрабатываются структурным подразделением Администрации или подразделением Канцелярии на основании поручений и указаний губернатора, первых вице-губернаторов, вице-губернаторов, а также по собственной инициативе.
Проекты правовых актов Администрации, внесенные в соответствии с законами Санкт-Петербурга на рассмотрение губернатора депутатами и (или) органами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, направляются члену Правительства в соответствии с распределением обязанностей для принятия решения о необходимости направления проекта на согласование со структурными подразделениями Администрации и подразделениями Канцелярии и последующего внесения на рассмотрение губернатора или Правительства. О принятом по результатам рассмотрения проекта решении в установленном порядке должно быть сообщено депутату или органу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
3.4. Правом внесения проектов правовых актов Администрации на рассмотрение и согласование структурными подразделениями Администрации и подразделениями Канцелярии, а также на рассмотрение губернатора и Правительства обладают члены Правительства в соответствии с установленным распределением обязанностей.
3.5. Приказом губернатора могут создаваться комиссии и рабочие группы для осуществления правовой, экономической, материально-технической и иной экспертизы вопросов, относящихся к компетенции Администрации, по результатам которой соответствующим структурным подразделением Администрации или подразделением Канцелярии готовится проект правового акта Администрации.
3.6. Проект правового акта Администрации (далее - проект) должен отвечать следующим требованиям:
3.6.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех листов текста без приложений. Каждая страница текста проекта и приложения к нему должна быть завизирована с обратной стороны руководителем и юрисконсультом структурного подразделения Администрации или подразделения Канцелярии, разработавшего проект с указанием даты визирования.
В случае, если объем проекта с приложениями составляет 10 и более страниц, проект с приложениями может быть прошит, пронумерован и завизирован на оборотной стороне последней страницы с указанием даты визирования.
Виза должна быть удостоверена печатью структурного подразделения Администрации или подразделения Канцелярии, разработавшего проект.
3.6.2. Текст проекта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем положений (дозволения, запреты, санкции и т.п.), быть логичным, лаконичным, ясным, точным, соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации. Содержание издаваемых правовых актов Администрации не должно противоречить изданным ранее или дублировать их, если при этом не изменяется (отменяется) ранее изданный акт.
Тексты проектов правовых актов Администрации (распоряжений, приказов) в распорядительной части обязательно должны содержать пункты, предусматривающие:
конкретные задания исполнителям с указанием реальных сроков их исполнения (при длительных сроках исполнения необходимо указывать промежуточные (контрольные) сроки). При указании срока используется цифровой способ оформления даты;
точное наименование организаций - исполнителей задания (фамилии руководителей организаций указывать не следует, должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично);
поручения о контроле исполнения правового акта или его отдельных пунктов с указанием, на кого возложен контроль;
указания о снятии с контроля ранее принятого правового акта в случае его выполнения или принятия нового правового акта взамен ранее принятого;
указание о сроке введения правового акта в действие, если такое указание необходимо;
указание об отмене, изменении или дополнении действующих правовых актов, если издаваемый правовой акт отменяет действующий или принимается в дополнение (изменение) действующего акта.
3.6.3. Проект должен быть оформлен, в том числе иметь необходимые реквизиты, установленные Инструкцией по делопроизводству в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.
3.6.4. Если правовые акты Администрации принимаются на основе (в развитие, во исполнение) правовых актов федеральных органов государственной власти, законов Санкт-Петербурга, постановлений Правительства, правовых актов губернатора, то вводная часть правового акта Администрации должна содержать ссылку на соответствующий правовой акт с указанием его наименования, даты, индекса и заголовка.
При проведении согласования проекта такого правового акта Администрации к нему необходимо прилагать копию правового акта, на который делается ссылка, объемом не более 3 страниц, а если объем копии правового акта превышает 3 страницы, то к проекту правового акта Администрации прилагают копию части (главы, статьи) правового акта (с указанием вида акта, его заголовка, даты и номера).
3.6.5. Если правовой акт Администрации устанавливает конкретные права и обязанности предприятий (учреждений, организаций), не являющихся органами государственной власти Санкт-Петербурга, к проекту должны прилагаться копии их учредительных документов, а в случае необходимости - иные документы, подтверждающие точное наименование и правовой статус организаций, если правовой акт Администрации содержит упоминание о них.
3.6.6. Проект должен быть завизирован в "Справке о согласовании" (приложение 1 к Регламенту) руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения Администрации или подразделения Канцелярии, подготовившего проект, а также юрисконсультом подразделения Администрации, подготовившего проект.
3.6.7. Проект правового акта нормативного характера должен сопровождаться пояснительной запиской, содержащей предмет правового регулирования и изложение концепции проекта, предложения по ресурсному (финансовому) обеспечению (в случае, если реализация правового акта Администрации потребует материальных затрат), прогноз ожидаемых результатов по итогам принятия правового акта Администрации, обоснование социальной значимости правового акта, а также пояснения о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования и о необходимости внесения изменений в нормативно-правовую базу в связи с принятием данного акта.
3.7. Подготовленный в соответствии с пунктами 3.6.1-3.6.6 настоящего Регламента проект направляется члену Правительства в соответствии с установленным распределением обязанностей (при отсутствии члена Правительства - исполняющему обязанности руководителя структурного подразделения Администрации, возглавляемого членом Правительства, или иному члену Правительства в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным губернатором) для принятия решения о необходимости направления проекта на рассмотрение и согласование структурным подразделениям (должностным лицам) Администрации и подразделениям Канцелярии.
О направлении проекта на согласование делается отметка путем заполнения членом Правительства соответствующей графы в "Справке о согласовании".
3.8. Проекты подлежат обязательному согласованию (предварительному рассмотрению и аналитической оценке):
со структурными подразделениями (должностными лицами) Администрации или подразделениями Канцелярии в соответствии с их компетенцией;
с территориальными органами федеральных органов государственной власти в установленных федеральным законодательством случаях;
с конкретными предприятиями, учреждениями, организациями, не являющимися органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, когда правовой акт Администрации содержит упоминание о них;
с органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований в Санкт-Петербурге в случаях, когда правовой акт Администрации содержит упоминание о них.
В целях сокращения сроков согласования в исключительных случаях возможно направление на согласование копии "Справки о согласовании" и копии проекта с приложениями к нему, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 Регламента.
3.9. Обязанность по согласованию проекта возлагается на структурное подразделение Администрации или подразделение Канцелярии, подготовившее проект.
Передача проекта лицами, ответственными за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласований не допускается.
3.9.1. Согласование проекта осуществляется путем его визирования должностным лицом структурного подразделения Администрации или подразделения Канцелярии, органа местного самоуправления, предприятия (учреждения, организации), осуществляющего согласование, в "Справке о согласовании", а также на оборотной стороне первого листа проекта. Визирование производится соответствующим руководителем или его заместителем в пределах компетенции с обязательным указанием даты визирования. Виза согласования должна быть удостоверена печатью.
3.9.2. Согласование проекта может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей структурных подразделений Администрации, подразделений Канцелярии, участвующих в подготовке проекта. Протокол совещания, подписанный всеми должностными лицами - участниками совещания, приобщается к "Справке о согласовании", о чем в последней делается соответствующая запись.
Не допускается использование при согласовании копий протокола совещания, не заверенных надлежащим образом структурным подразделением Администрации или подразделением Канцелярии, подготовившим проект.
3.9.3. При необходимости (значительные по объему замечания и т.п.) согласование оформляется в виде отдельного письма на бланке организации, о чем делается отметка в "Справке о согласовании", а также на оборотной стороне первого листа проекта в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3.9.1 Регламента, с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении конкретных положений.
3.9.4. День поступления проекта в структурное подразделение Администрации или подразделение Канцелярии и день согласования проекта в данном подразделении фиксируются в "Справке о согласовании" в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству, работником аппарата (секретариата, управления делами, приемной) соответствующего структурного подразделения Администрации или подразделения Канцелярии. Своевременное рассмотрение и согласование проектов обеспечивают руководители структурных подразделений Администрации и подразделений Канцелярии, осуществляющих согласование.
3.9.5. Срок рассмотрения направленного на согласование проекта в структурных подразделениях Администрации, подразделениях Канцелярии, а также на предприятиях (в учреждениях, организациях) не должен превышать семи рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.17.1 настоящего Регламента.
Срок действия визы согласующего структурного подразделения Администрации, подразделения Канцелярии в "Справке о согласовании" составляет не более 6 месяцев (при согласовании проектов, связанных со строительством, реконструкцией, расширением, капитальным ремонтом объектов недвижимости, переводом жилых помещений в нежилые, предоставлением объектов недвижимости на инвестиционных условиях - не более 9 месяцев) с даты визирования до представления ответственному работнику секретариата Канцелярии на согласование. Если на момент согласования проекта ответственным работником секретариата указанный срок истек, то проект должен быть вновь согласован с соответствующими подразделениями.
3.10. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта между структурными подразделениями Администрации и (или) подразделениями Канцелярии составляется лист разногласий в произвольной форме с указанием положений, с которыми структурное подразделение Администрации и (или) подразделение Канцелярии не согласно, подготовившее проект. К листу разногласий прилагаются мотивированное заключение структурного подразделения Администрации и (или) подразделения Канцелярии, подготовившего проект, а также подлинники замечаний, подписанные соответствующими руководителями. Проект и лист разногласий передаются для разрешения разногласий члену Правительства, вносящему проект на рассмотрение губернатора или Правительства.
В случае, если разногласия не преодолены, проект со всеми материалами подлежит направлению в Экспертно-консультативный совет при губернаторе Санкт-Петербурга. По итогам рассмотрения проекта в Экспертно-консультативном совете при губернаторе Санкт-Петербурга готовится заключение.
Разногласия по проекту между членами Правительства разрешаются губернатором или Правительством с учетом заключения Экспертно-консультативного совета при губернаторе Санкт-Петербурга.
3.11. Проект может быть направлен на предварительное рассмотрение Экспертно-консультативного совета при губернаторе Санкт-Петербурга также в иных случаях по поручению губернатора или председателя Экспертно-консультативного совета при губернаторе Санкт-Петербурга, в том числе при отсутствии разногласий при согласовании проекта, в целях дополнительного обсуждения проекта с участием всех заинтересованных лиц.
3.12. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются структурным подразделением Администрации, подразделением Канцелярии, разработавшим проект. Если структурное подразделение Администрации или подразделение Канцелярии, разработавшее проект, не согласно с представленными замечаниями и предложениями, оно готовит мотивированное заключение и прилагает его к проекту.
3.13. В случае согласия с представленными замечаниями структурное подразделение Администрации или подразделение Канцелярии, подготовившее проект, вносит в него соответствующие изменения и дополнения.
Измененный текст проекта подлежит повторному визированию юрисконсультом и руководителем структурного подразделения Администрации или подразделения Канцелярии, разработавшего проект, а также повторному согласованию (за исключением случаев внесения незначительных изменений редакционно-технического характера) в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 Регламента.
3.14. После выполнения требований пункта 3.13 настоящего Регламента проект передается для визирования ответственному работнику секретариата Канцелярии, где проверяется:
наличие в тексте указания об отмене, изменении или дополнении действующих правовых актов, если принимаемый правовой акт отменяет действующий или принимается в дополнение (изменение) к действующему акту;
соблюдение требований Регламента и Инструкции по делопроизводству;
правильность наименований организаций-исполнителей;
сроки исполнения заданий;
правильность оформления представленных проектов;
правильность использования бланка Администрации;
наличие приложений, указанных в тексте;
наличие указания о контроле;
правильность составления списка согласования, наличие всех необходимых согласований или листа разногласий;
наличие документов, ссылки на которые приведены в тексте правовых актов, и других необходимых документов.
В случае необходимости дополнительного согласования проект возвращается составителю для проведения требуемого согласования.
3.15. Решение о внесении проекта на рассмотрение губернатора или Правительства принимается членом Правительства по результатам согласования проекта в соответствии с пунктами 3.7-3.14 настоящего Регламента путем визирования на первой странице "Справки о согласовании" и оборотной стороны каждого листа текста проекта.
3.16. Оформленный в соответствии с требованиями настоящего Регламента проект должен быть завизирован:
лицом, подготовившим проект;
руководителем подразделения, подготовившего проект;
юрисконсультом подразделения, подготовившего проект;
руководителями (заместителями руководителей) согласующих организаций и подразделений Администрации;
ответственным работником секретариата Канцелярии;
членом Правительства, вносящим проект на рассмотрение губернатора или Правительства.
3.17. Проект, имеющий согласования, предусмотренные пунктом 3.16 настоящего Регламента, со "Справкой о согласовании", а также с необходимыми приложениями передается в Юридический комитет.
Проект без "Справки о согласовании", соответствующей требованиям настоящего Регламента, рассмотрению не подлежит.
3.17.1. Юридический комитет осуществляет в сроки, установленные пунктом 3.9.5 настоящего Регламента, правовую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники, а также лингвистическую экспертизу проекта на предмет соответствия его текста нормам современного русского языка.
Срок рассмотрения проекта Юридическим комитетом может быть продлен до 10 дней (в случае необходимости дополнительной юридической экспертизы), а также до 15 дней (в случае осуществления комплексного юридического анализа и изучения дополнительных материалов, относящихся к проекту, проведения лингвистической экспертизы, в том числе, если объем проекта составляет 10 и более листов).
3.17.2. По результатам экспертизы в случае обнаружения недостатков Юридический комитет дает заключение с предложениями по их устранению.
Если в результате правовой экспертизы в проекте не выявлено противоречий действующему законодательству, председатель Юридического комитета или уполномоченное им лицо визирует проект, который затем передается в секретариат для внесения на рассмотрение губернатора или Правительства.
В случае выявления несущественных недостатков проект может быть завизирован с правками Юридического комитета.
При внесении незначительных изменений (дополнений) технического характера (устранение опечаток, грамматических ошибок и т.д.) проект после перепечатки вторично не визируется.
3.17.3. Проекты, не соответствующие действующему законодательству, представленные с нарушением установленного порядка подготовки или небрежно оформленные, а также требующие значительной редакционной доработки по результатам лингвистической экспертизы, с соответствующим заключением Юридического комитета возвращаются структурному подразделению Администрации или подразделению Канцелярии, разработавшему проект.
После устранения указанных недостатков проект возвращается в Юридический комитет с возобновлением сроков рассмотрения, предусмотренных пунктами 3.9.5 и 3.17.1 настоящего Регламента.
3.18. После визирования в Юридическом комитете до подписания (утверждения) проекта внесение в него каких-либо изменений не допускается.
3.19. Проект распоряжения губернатора нормативно-правового характера после рассмотрения в Юридическом комитете передается секретариатом в Комитет по печати и связям с общественностью для подготовки заключения о социальных и политических последствиях принятия проекта. Срок рассмотрения проекта в Комитете по печати и связям с общественностью не должен превышать трех дней.
3.20. Распоряжения и приказы губернатора подписываются губернатором или должностным лицом, исполняющим его обязанности, в пределах полномочий, установленных губернатором.
3.21. Постановления Правительства подписываются губернатором либо членом Правительства, председательствовавшим на заседании Правительства в отсутствие губернатора.
3.22. После подписания все правовые акты Администрации направляются в протокольный сектор секретариата Канцелярии для присвоения номера, проставления даты, тиражирования и рассылки в соответствии со списком рассылки, который определяется ответственным исполнителем и работником секретариата Канцелярии при подготовке проекта этого правового акта. Кроме того, осуществляется обязательная рассылка правовых актов в соответствии с установленным перечнем официальной рассылки, правовые акты нормативно-правового характера направляются в Комитет по печати и связям с общественностью для опубликования.
3.23. Комитет по печати и связям с общественностью обязан организовать официальное опубликование правового акта Администрации в течение трех дней, если иное не предусмотрено самим правовым актом или поручением губернатора. Отметка о необходимости официального опубликования делается Юридическим комитетом в "Справке о согласовании".
3.24. Правовые акты руководителей структурных подразделений Администрации, а также отраслевых органов совместного с органами исполнительной власти Российской Федерации и Администрацией Ленинградской области подчинения, входящих в состав Администрации, имеющие нормативно-правовой характер, в том числе затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанные с градостроительной деятельностью и землепользованием, использованием собственности Санкт-Петербурга, земли и других природных ресурсов, средств бюджета, внебюджетных и бюджетных фондов Санкт-Петербурга, на следующий день после их подписания и регистрации аппаратами соответствующих органов направляются службой делопроизводства соответствующего органа в Юридический комитет. Указанные правовые акты направляются в Юридический комитет в количестве двух экземпляров, из которых один остается на хранении в Юридическом комитете, второй - направляется Юридическим комитетом в организации, осуществляющие разработку и распространение баз данных информационных правовых систем, по списку, согласованному вице-губернатором Санкт-Петербурга - председателем Юридического комитета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.