Исполнительный комитет отмечает, что переход предприятий и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в условиях применения Закона СССР о государственном предприятии (объединении), расширение их прав в установлении цен и тарифов на новые виды товаров и услуг создали дополнительные экономические стимулы для роста объемов производства, обновления структуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышения ее качества.
Возрос выпуск непродовольственных товаров народного потребления, увеличился объем услуг, оказываемых населению. На пополнении рынка товаров и услуг положительно сказывается развитие кооперативов.
Вместе с тем положение на потребительском рынке осложняется недостатками, сохраняющимися в практике ценообразования. Отдельные предприятия, пользуясь значительным превышением спроса на товары над их предложением и монопольным положением на рынке, пытаются улучшить свое финансовое положение не за счет увеличения производства и снижения себестоимости продукции и услуг, а путем завышения цен на них. Получила распространение практика повышения цен под видом выпуска новой продукции, которая в действительности по своим технико-экономическим показателям и потребительским свойствам незначительно или вообще не отличается от ранее выпускавшейся.
Отдельные предприятия, используя право самостоятельного формирования планов, увеличивают выпуск дорогостоящих изделий за счет снятия с производства необходимых народному хозяйству и населению недорогих товаров. Потребители продукции производственно-технического назначения занимают примиренческие позиции: идут на поводу у поставщиков и соглашаются на цены, повышенные не в меру улучшения качества, производительности и других потребительских свойств продукции. Торговые организации слабо противодействуют повышению цен на товары народного потребления, вымыванию пользующихся спросом дешевых изделий. В результате из продажи исчезают необходимые товары, доступные основной массе покупателей, что вызывает справедливые нарекания населения.
В деятельности ряда кооперативов получили распространение спекулятивные тенденции. В нарушение Закона о кооперации в СССР продукция, изготовленная из государственного сырья и материалов, реализуется ими по ценам, превышающим централизованно установленные. Имеют место случаи скупки кооперативами в розничной торговле готовых изделий и перепродажи их по завышенным ценам. Такие явления получили распространение в сфере общественного питания. Отдельные кооперативы продают по высоким ценам изделия, изготавливаемые ими из продуктов, приобретенных в розничной торговой сети по государственным ценам. Все это дискредитирует идею кооперативного движения и обоснованно подвергается резкой критике населения.
Отдел цен, Агропромышленный комитет области, Главное управление торговли и общественного питания и Леноблпотребсоюз ослабили контроль за ценами на картофель, овощи и фрукты, другие продовольственные товары. Нередко искусственно задерживается снижение цен на сезонную плодоовощную продукцию. Слабо используется предоставленное совхозам право реализации на рынках до 30% производимой продукции, в результате чего не оказывается влияние на снижение цен на рынках.
Отдел цен не перестроил свою деятельность в новых условиях хозяйствования, слабо координирует работу управлений и отделов в области ценообразования, недостаточно привлекает к ней общественные организации, мало уделяет внимания профилактике нарушения цен.
Преодоление негативных процессов в ценообразовании имеет большое социально-политическое значение. Главное здесь - нормализация положения на рынке, достижение сбалансированности спроса и предложения, устранение дефицита, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами. Вместе с тем необходимо постоянно укреплять государственную дисциплину цен в народном хозяйстве.
Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 05.01.89 N 26 "О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования" и постановления Совета Министров РСФСР от 27.03.89 N 99 по этому же вопросу Исполнительный комитет Ленинградского областного Совета народных депутатов решил:
1. Принять к неуклонному руководству и исполнению указанные постановления Правительства СССР и Правительства РСФСР.
2. Отделу цен, управлениям, отделам, комитетам и объединениям облисполкома, предприятиям и организациям министерств и ведомств, городских и районных Советов народных депутатов:
2.1. Считать важнейшей задачей преодоление наметившихся тенденций опережающего роста цен на продукцию производственно-технического назначения, товары и услуги по сравнению с улучшением их технико-экономических параметров, потребительских свойств и качества, а также снятия с производства пользующихся спросом недорогих товаров в ущерб интересам народного хозяйства и населения.
2.2. Работа по совершенствованию ценообразования должна быть направлена на стимулирование повышения эффективности производства, увеличения выпуска высококачественной продукции производственно-технического назначения, разнообразных товаров и предоставления услуг, удовлетворяющих спрос населения с разным уровнем доходов. При этом следует обеспечить строгое соблюдение прав, предоставленных государственным предприятиям и кооперативам Законами СССР о государственном предприятии (объединении) и о кооперации в СССР.
Принять меры к совершенствованию работы в области ценообразования применительно к новым условиям хозяйствования предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом исходить из того, что расширение прав в области установления цен и тарифов должно обеспечивать не только гибкость и необходимую оперативность в их утверждении, но и повышение экономической обоснованности цен с учетом качества, потребительских свойств продукции и спроса на нее.
2.3. Решительно пресекать всякого рода вымогательства отдельными предприятиями и организациями применения договорных цен, различных надбавок к ценам на производимую ими плановую или сверхплановую продукцию (услуги), имеющую централизованно установленные государственные цены (тарифы), как включенную в государственный заказ, так и поставляемую по прямым договорам, имея в виду, что Совет Министров СССР указанным постановлением запретил повышение цен на новую продукцию при незначительных изменениях ее технико-экономических показателей и потребительских свойств, не дающих реального эффекта для потребителя, и обязал рассматривать такие факты как нарушение государственной дисциплины цен.
2.4. Считать недопустимым уклонение отдельных предприятий в нарушение Закона СССР о государственном предприятии (объединении) от заключения договоров на выполнение государственного заказа в полном объеме, предусмотренном народнохозяйственным планом.
3. В области установления розничных цен на товары и тарифов на услуги:
3.1. Главному управлению торговли и общественного питания, управлениям рабочего снабжения министерств и ведомств, Леноблпотребсоюзу, Отделу цен, территориально-производственным объединениям бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства активнее использовать в интересах покупателей возможности и инициативу обществ и клубов потребителей, привлекать их к рассмотрению вопросов улучшения обеспечения населения товарами и услугами, работы кооперативов, совершенствования организации торговли, усиления контроля за качеством, ассортиментом, ценами и тарифами реализуемых товаров и услуг.
3.2. Территориально-производственным объединениям бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства управлениям, предприятиям и организациям министерств и ведомств провести в 1989 - 1990 годах переаттестацию предприятий бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, имея в виду повысить требования к качеству оказываемых услуг и обеспечить их соответствие уровню цен и тарифов.
Довести до сведения, что;
Совет Министров СССР постановлением от 05.01.89 N 26 установил, что цены и тарифы на услуги не должны повышаться при переводе предприятий, коллективов и бригад бытового обслуживания, коммунального хозяйства и других отраслей сферы услуг на новые условия хозяйствования, формы организации и стимулирования труда;
Совет Министров РСФСР постановлением от 27.03.89 N 99 признал утратившим силу последний абзац пункта 3 постановления Совета Министров РСФСР от 11.12.87 N 486 "О переводе на полный хозяйственный расчет и самофинансирование предприятий, объединений и организаций системы Министерства бытового обслуживания населения РСФСР".
3.3. Отделу цен, Главному управлению торговли и общественного питания, Агропромышленному комитету области в связи с изменением с 1 января 1990 г. порядка расчетов с совхозами за сельскохозяйственную продукцию разработать в 1 квартале 1990 г. дифференцированные по сезонам предельные цены на картофель и плодоовощную продукцию, реализуемые во всей государственной розничной торговой сети независимо от ведомственной подчиненности и в потребительской кооперации.
3.4. Обратить внимание Отдела цен, Управления здравоохранения, территориально-производственных объединений бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства на недопустимость завышения цен и тарифов на бытовые, коммунальные и другие платные услуги, оказываемые населению, и получения за счет этого незаработанных доходов.
Рассматривать как основное направление повышения эффективности работы предприятий сферы услуг широкое внедрение арендного, коллективного и других видов подряда, новых форм обслуживания населения, а также всемерное повышение качества оказываемых услуг.
Усилить контроль за правильностью установления и применения цен и тарифов на бытовые, коммунальные, медицинские, транспортные и другие платные услуги, имеющие большую социальную значимость, и повысить ответственность руководителей предприятий сферы услуг за строгое соблюдение государственной дисциплины цен.
3.5. Агропромышленному комитету, Леноблпотребсоюзу, территориальному производственному объединению "Ленхлебпром" усилить контроль за качеством продовольственных товаров, рассматривая повышение качества как важнейший резерв обеспечения населения продовольствием, а также за правильностью установления и применения цен. Привлекать к строгой ответственности руководителей предприятий, допускающих нарушения технологии и рецептуры выпускаемых продуктов питания, а также завышающих розничные цены на них.
Рекомендовать трудовым коллективам разработать и осуществить меры по повышению в кратчайшие сроки качества выпускаемых продовольственных товаров, обратив особое внимание на качество хлеба и хлебопродуктов, мясных и молочных изделий.
3.6. Отделу цен, Главному управлению торговли и общественного питания, Леноблпотребсоюзу, Агропромышленному комитету принять все необходимые меры для предотвращения произвольного повышения цен на картофель и плодоовощную продукцию, не допуская за счет этого покрытия убытков и потерь от бесхозяйственности, проходить более гибкую политику цен с учетом качества и сезона реализации. Обеспечивать своевременное снижение цен на сезонную продукцию.
4. В области ценообразования на продукцию кооперативов:
4.1. Придавая важное значение развитию кооперативного движения для более полного удовлетворения растущих потребностей населения области в товарах и услугах, управлениям и отделам облисполкома, предприятиям и организациям министерств и ведомств, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов активизировать работу по развитию кооперативных форм деятельности. Особое внимание уделять созданию кооперативов, занятых производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, изготовлением товаров народного потребления, прежде всего из вторичных и местных ресурсов, оказанием строительных, ремонтных работ и бытовых услуг.
Последовательно проводить линию на создание организационных и экономических условий для приближения уровня кооперативных цен к государственным на основе равноправной состязательности кооперативов с государственным сектором и между собой.
Обеспечить приоритет в материально-техническом снабжении, предоставлении кредита, налоговых и других льгот для тех кооперативов, которые реализуют свою продукцию и услуги по ценам и расценкам не выше государственных.
4.2. Управлению снабжения и сбыта совместно с Ленглавснабом организовать начиная с 1989 года систематическое проведение ярмарок и аукционов по оптовой продаже кооперативам продукции производственно-технического назначения.
4.3. Ленинградскому строительному комитету, строительным и ремонтно-строительным организациям изыскивать возможности для обеспечения строительных и ремонтно-строительных кооперативов основными конструкционными материалами и деталями по ценам и расценкам, действующим для государственных строительных предприятий и организаций, с оплатой соответственно выполненным этими кооперативами работам также по государственным ценам, тарифам и расценкам.
4.4. Главному управлению торговли и общественного питания, оптово-розничному объединению "Ленлесстройторг", Леноблпотребсоюзу решительно пресекать любые попытки скупки кооперативами в нарушение установленного порядка лесных и других строительных материалов в подведомственной розничной торговой сети.
4.5. Главному управлению торговли и общественного питания, Леноблпотребсоюзу, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов рассматривать создание кооперативов в сфере общественного питания как средство улучшения удовлетворения потребностей и повышения качества обслуживания населения. Особое внимание уделять организации кооперативов общественного питания с собственной сырьевой базой (откормом скота, выращиванием овощей и производством другой продукции). Предоставлять в первую очередь таким кооперативам неиспользуемые помещения и оказывать помощь в их обустройстве.
4.6. Поручить исполкомам городских и районных Советов народных депутатов устанавливать предельные наценки на продукцию кооперативов общественного питания с учетом уровня обслуживания применительно к размерам наценок, действующим в государственных предприятиях соответствующих категорий, но не выше установленных для ресторанов высших категорий.
4.7. Главному управлению торговли и общественного питания, горрайисполкомам создавать необходимые условия для ускоренного развития специализированной сети кооперативных магазинов по продаже непродовольственных товаров народного потребления, изготовленных кооперативами и лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, постепенно сосредоточить в них реализацию основной массы такой продукции.
4.8. Территориально-производственным объединениям бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, управлениям и отделам, горрайисполкомам в целях более полного удовлетворения потребностей населения в услугах расширять сеть кооперативов, прежде всего при государственных предприятиях, оказывающих различные виды услуг, имея в виду использование кооперативами материально-технической базы этих предприятий, обеспечение их сырьем и материалами по централизованно установленным ценам при соблюдении кооперативами действующих цен и тарифов на оказываемые услуги.
На государственных предприятиях, оказывающих услуги, в максимальной степени вводить новые формы организации труда (коллективный и семейный подряд), способствующие снижению цен на услуги. Создавать конкуренцию между государственными и кооперативными предприятиями. Руководителям предприятий и организаций, при которых созданы кооперативы, оказывать им помощь в обеспечении нормативными документами при организации финансово-хозяйственной деятельности.
5. В области усиления контроля за ценами:
5.1. Отделу цен, управлениям и отделам облисполкома, комитетам, объединениям, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов усилить контроль за соблюдением розничных цен на товары и тарифов на услуги населению. Принимать меры к устранению нарушений и недостатков, выявленных общественными контролерами, обществами клубами потребителей. При проведении проверок соблюдения дисциплины цен на предприятиях привлекать к участию в них комиссии, группы и посты рабочего и народного контроля, общественные бюро экономического анализа этих предприятий.
Укрепить подразделения, занимающиеся ценообразованием как в областном аппарате, так и на подведомственных предприятиях, квалифицированными кадрами, обеспечить постоянный контроль за правильностью установления и применения цен и тарифов.
Создавать на предприятиях, в объединениях и организациях обстановку нетерпимости к фактам нарушения государственной дисциплины цен и получения за счет этого прибылей (доходов), не связанных с их реальным вкладом в конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности.
5.2. Образовать в Отделе цен государственную инспекцию цен.
Ввести в исполкомах городских и районных Советов народных Депутатов области должность инспектора по контролю за ценами.
Оплату труда аппарата по контролю за ценами осуществлять в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.03.89 N 80/6-67.
Расходы на содержание аппарата по контролю за ценами, в том числе фонд оплаты труда, на 1989 год произвести в размерах, предусмотренных распоряжением Совета Министров РСФСР от 26.05.89 N 421-р.
Отделу цен и Финансовому управлению подготовить и представить до 20 июня 1989 г. на утверждение облисполкома штатное расписание государственной инспекции цен и изменения в штатные расписания горрайисполкомов.
6. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя председателя исполкома Ю.Ф.Ярова.
Первый заместитель председателя
исполкома |
Л.Койколайнен |
Секретарь исполкома |
В.Пылин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 29 мая 1989 г. N 156 "О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования в Ленинградской области"
Текст решения официально опубликован не был