Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 7.7. Содействие занятости женщин
Структурные изменения в экономике области обусловили перемены и в сфере занятости женщин.
Их положение на рынке труда определялось спросом на работников этой демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем квалификации, потребностью в работе, способностью к перемене места и режима работы, профессии, а также системой социальной защиты населения в трудовой сфере.
В условиях ухудшения ситуации на рынке труда нарастают психосоциальные проблемы и у женщин. Выработка системы их эффективного трудоустройства по специальности с заработком, обеспечивающим приемлемое существование, оказывается крайне сложной задачей. Особенно тяжело найти работу выпускницам учебных заведений и женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей.
Меры, предпринятые Департаментом в 1997-1998 годах по содействию в трудоустройстве, переобучению, оформлению на досрочную пенсию, профориентации и другие, позволили смягчить положение безработных женщин.
Женщины чаще, чем мужчины, обращаются за помощью в органы службы занятости. В 1997 году в поиске работы обратилось 31045 женщин, или 52,8% всех обратившихся в органы службы занятости, в 1998 году - 33145 женщин, или 52,3%. Если в 1997 году было трудоустроено 15574 женщины, то в 1998 году - 15063 женщины, то есть на 511 человек меньше.
Среди всех безработных, поставленных на учет службой занятости населения области, женщины в 1997 году составляли 26759 человек (55,7 %), в 1998 году - 27305 человек (57,0%).
(чел.)
1997 год 1998 год
Из числа зарегистрированных безработных
- женщин, воспитывающих несовершеннолетних
детей, детей-инвалидов, всего 11700 11350
из них:
одинокие родители 1101 1146
многодетные родители 592 524
женщины-инвалиды 462 511
не приступавшие к трудовой деятельности 3451 3246
не имеющие профессии, специальности 1671 1754
имеющие длительный (более года) перерыв в
работе 7240 6867
С учетом социально-экономической ситуации в Ленинградской области осуществлялась программа содействия занятости населения в части профессионального обучения в следующих направлениях:
- подготовка рабочих кадров из числа женщин под конкретные рабочие места по заявкам предприятий;
- обучение женщин профессиям, способствующим предпринимательству, надомному труду;
- обучение безработных женщин по профессиям, наиболее перспективным на территориальном рынке труда.
Было направлено на профессиональное обучение:
в 1997 году - 1484 безработные женщины,
в 1998 году - 2126 безработных женщин, что в 1,4 раза больше, чем в 1997 году.
Из числа закончивших обучение в 1998 году женщины составляют 2116 человек, против 1130 человек за 1997 год. Это в 1,9 раза больше показателя 1997 года.
Итоговым показателем эффективности профобучения является дальнейшее трудоустройство.
Из закончивших обучение в 1997 году трудоустроено 1009 человек (89,2%), в 1998 году - 1929 человек (91,2%), что на 920 человек больше, чем в 1997 году.
В целях снижения социальной напряженности на рынке труда службой занятости осуществлялись различные формы социальной поддержки женщин. Так, например, с участием женщин почти во всех районах области организовывались общественные и временные работы, проводились мини-ярмарки вакансий; в Гатчинском и Тосненском районах действовал Клуб ищущих работу, где в основном проходили адаптацию женщины; в Бокситогорском, Киришском и Тосненском районах наиболее успешно осуществлялось квотирование рабочих мест для некоторых категорий женщин; в Кингисеппском - конкурсы профессионального мастерства, победители которых трудоустраивались на рабочие места, выставляемые работодателями.
Желающие заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) проходили в службе занятости тестирование на предмет определения их способностей к предпринимательской деятельности. Проводилось ознакомление женщин с нормативными документами по ИТД, а также оказывалась помощь в организации ИТД. Контакты с такими общественными организациями, как союзы предпринимателей, ассоциация предпринимателей, клуб деловых людей и др., способствовали развитию предпринимательской деятельности безработных женщин.
Вероятно, в официальном тексте документа допущена опечатка: "от 13 марта 1997 года N 449-р" следует читать как "от 31 марта 1997 года N 449-р"
Для проведения в регионе единой государственной политики в отношении женщин в современных социально-экономических условиях распоряжением Правительства Ленинградской области от 13 марта 1997 года N 449-р образована межведомственная комиссия по обеспечению согласованных действий органов исполнительной власти Ленинградской области для реализации государственной политики в отношении женщин и утвержден план мероприятий по реализации в Ленинградской области государственной политики в отношении женщин на период до 2000 года.
В соответствии с разделом плана "Обеспечение равных прав на рынке труда" основам предпринимательской деятельности в 1997-1998 годах была обучена группа безработных женщин в международном институте "Женщина и управление". Прошедшим обучение было оказано содействие по участию в Санкт-Петербургской выставке бизнес-проектов "Женский проект".
В рамках плана развития сотрудничества между службами занятости Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1997-1998 годах были организованы (22 марта 1997 года и 26 сентября 1998 года) ярмарки женских профессий и выставки изделий народных промыслов. Целью работы на ярмарках представительства Департамента было расширение сферы услуг, предоставляемых службой занятости безработным женщинам области, и получение для них возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Ярмарки показали, что безработные женщины, являясь более уязвимыми на рынке труда, чем мужчины, все же наиболее мобильны и активны в поисках работы.
В целях совершенствования работы с данной категорией граждан был проведен (18 декабря 1998 года) совместный семинар специалистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На семинаре поднимались вопросы о путях решения женской занятости и социально-экономические проблемы использования женского экономического потенциала. Обмен мнениями специалистов служб занятости города и области с руководителями ассоциаций и центров социальной поддержки женщин показал заинтересованность всех участников семинара в комплексном подходе к проблеме обеспечения жизнедеятельности женщин.
С учетом сложившегося положения женщин на рынке труда служба занятости области главную задачу в 1999-2000 годах видит в создании условий для достижения равных прав и возможностей для женщин в сфере занятости. Учитывая комплексный характер вопросов, связанных с положением женщин, детей, семьи, необходима координация деятельности заинтересованных структур региона.
Ожидаемые результаты
Реализация планируемых мероприятий с привлечением структур, имеющих отношение к проблеме женской занятости, позволит смягчить положение женщин на рынке труда.
(чел.)
1999 год 2000 год
Будут трудоустроены 15000 15000
из них на общественные работы 600 700
Предполагаемое финансовое обеспечение
Финансирование мероприятий настоящего подраздела является составной частью разделов активной политики занятости и включено в соответствующие разделы.
/---------------------------------------------------------------------
| Но-| Наименование | Организации, | Источник |
| мер| раздела, подраздела| ответственные | финансиро- |
| | программы, | за исполнение | вания |
| | содержание | | |
| | мероприятия | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|----+--------------------+--------------------------+---------------+
| 1 | Трудоустроить при | ОЗН | ГФЗН |
| | содействии службы | | |
| | занятости | | |
| | | | |
|----+--------------------+--------------------------+---------------+
| 2 | Расширять формы и | Департамент ФГСЗН по | То же |
| | методы работы с | Ленинградской области, | |
| | безработными | ОЗН | |
| | женщинами через | | |
| | "Клубы ищущих | | |
| | работу" и "Новый | | |
| | старт" | | |
|----+--------------------+--------------------------+---------------+
| 3 | Проводить работу по| -"- | -"- |
| | адаптации женщин в | | |
| | новых экономических| | |
| | условиях на рынке | | |
| | труда, привлекая их| | |
| | к участию в | | |
| | выставках, | | |
| | ярмарках, конкурсах| | |
|----+--------------------+--------------------------+---------------+
| 4 | Принять участие в | Департамент ФГСЗН по | -"- |
| | ярмарках женских | Санкт-Петербургу, | |
| | профессий | Департамент ФГСЗН по | |
| | | Ленинградской области | |
\---------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы
/-----------------------------------\
| Но-| Показатели | Стоимость |
| мер| по срокам | выполнения, |
| | исполнения | млн.руб. |
| | | |
| | | |
| |-------------+----------------|
| | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
| | год | год | год | год |
|----+------+------+----------------|
| 1 | 15 | 15 | за счет средств|
| | тыс. | тыс. | на содержание |
| | чел. | чел. | службы |
| | | | занятости |
|----+------+------+----------------|
| 2 | 300 | 400 | То же |
| | чел. | чел. | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|----+------+------+----------------|
| 3 | | | -"- |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|----+------+------+----------------|
| 4 | | | -"- |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
\-----------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.