Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.3. Государственная политика на
муниципальных рынках труда
В 1999-2000 годах сохранятся значительные различия на муниципальных рынках труда.
В целях повышения эффективности государственной политики на рынке труда в ближайшие годы предстоит существенно повысить роль и ответственность органов исполнительной власти муниципальных образований в решении проблем занятости, провести более четкое разграничение полномочий между областным и муниципальным уровнями в части усиления функций органов власти муниципальных образований, прежде всего с критической ситуацией на рынке труда.
Региональная политика занятости строится с учетом особенностей муниципальных рынков труда, которые можно объединить в несколько групп, отличающихся как по характеру формирования и функционирования, так и по способам воздействия на них.
Первая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, непосредственно прилегающих к Санкт-Петербургу (Кировский, Тосненский, Всеволожский, Гатчинский районы). Здесь очень высока маятниковая миграция населения на работу и учебу в город. Это пока наиболее благополучная группа, так как возможности Санкт-Петербурга по трудоустройству жителей не только города, но и близлежащих территорий области еще не исчерпаны.
Близость большого города на данном этапе в определенной мере снимает часть напряженности местных рынков труда. Основным элементом воздействия на локальные рынки труда этой группы является активное взаимодействие со службой занятости Санкт-Петербурга по использованию городских вакансий для трудоустройства жителей области.
Вторая группа - рынки труда в моноэкономических муниципальных образованиях, базирующихся на градообразующих предприятиях, например, в Тихвинском или Киришском районах, где тяжелое положение или благополучие на рынке труда целиком определяются экономическим состоянием, в котором находятся одно-два основных предприятия.
К этой же группе могут быть отнесены муниципальные образования с преобладанием двух-трех отраслей экономики. Такие, например, как Бокситогорский и Лодейнопольский районы.
Регулирование рынка труда в муниципальных образованиях этой группы связано со взаимодействием службы занятости и органов управления как регионального, так и муниципального уровня, так как ситуация в основном будет зависеть от размеров и эффективности инвестиций в развитие предприятий.
Третья группа - рынки труда в муниципальных образованиях с преобладанием сельскохозяйственного производства. Это - Ломоносовский, Волосовский, Приозерский районы. Если в целом по области каждый четвертый безработный проживает в сельской местности, то в Ломоносовском районе - 8 из 10 безработных, в Приозерском - 6 из 10, в Волосовском - каждый второй.
Для этой группы территорий, наряду с прочими мерами, предстоит разработать комплекс мероприятий по обеспечению занятости в сельской местности. Это создание условий для альтернативной занятости, развития некапиталоемких рабочих мест в подсобных производствах и промыслах, агросервисе, социальной инфраструктуре.
Четвертая группа - рынки труда муниципальных образований, находящихся в приграничной зоне, что вносит дополнительные сложности в процессы их регулирования. Это такие приграничные муниципальные образования, как города Ивангород, Светогорск, Сланцевский район.
Решение вопросов содействия занятости населения этих муниципальных образований может быть осуществлено путем создания целевых правительственных рабочих групп или комиссий по выработке предложений, обеспечивающих стабилизацию социально-экономического положения.
Ситуация на рынке труда ряда муниципальных образований формируется зачастую не одним из перечисленных факторов, а сразу двумя-тремя. Например, Сланцевский район является приграничной территорией и одновременно районом с преобладанием одного направления в экономике - сланцедобычи. Ломоносовский район - пригородным и сельскохозяйственным одновременно. Гатчинский район - пригородным, имеет развитое сельское хозяйство и промышленность, в том числе основанную на высокоинтеллектуальном труде.
Влияние факторов, по которым могут быть сгруппированы локальные рынки труда, в разных территориях и временных периодах может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны. В результате преобладания отрицательных факторов сформировалась особая группа территорий с критической ситуацией на рынке труда. К ним относятся Тихвинский, Подпорожский, Бокситогорский, Сланцевский районы и города Ивангород, Новая Ладога.
Для решения проблемы занятости населения этих территорий необходимо участие федеральных и областных органов власти в мероприятиях, направленных на социально-экономическую стабилизацию.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов приоритетными в государственной политике по вопросам занятости как в области, так и в муниципальных образованиях должны стать направления, ориентирующие в первую очередь рост эффективности труда, согласование на муниципальном уровне целевых установок политики в области занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.