Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы
1.4.1. Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 1999-2000 годах
Расширение сферы приложения труда зависит главным образом от роста производства и увеличения объемов инвестиций. В 1998 году, как уже отмечалось, не произошло значительных позитивных сдвигов в экономике и развитии инвестиционных процессов.
В 1999 году предполагается дальнейшее проведение рыночных преобразований, что, возможно, обеспечит увеличение объема валового регионального продукта.
По данным комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области объем валового регионального продукта в 1999 году ожидается около 30 миллиардов рублей, или 101% по отношению к 1998 году. В структуре валового регионального продукта производство товаров составит 62%, производство услуг - 33% и чистые налоги на продукты и пр. - 5%.
Индекс физического объема промышленной продукции по крупным и средним предприятиям ожидается на уровне 101% по отношению к 1998 году.
В 2000 году прогнозируется дальнейший постепенный экономический рост. Предполагается, что объем валового регионального продукта достигнет 34,8 миллиарда рублей, или 101,5% по отношению к 1999 году. Индекс физического объема промышленной продукции ожидается на уровне 101,5% по отношению к 1999 году.
В прогнозируемый период предполагается некоторый рост трудовых ресурсов до 864,5 тысячи человек в 1999 году и 875,5 тысячи человек в 2000 году против 862 тысяч человек в 1998 году. Прирост составит соответственно 2,5 тысячи человек (0,3%) и 13,5 тысячи человек (1,6%). На изменение ситуации окажет влияние вступление в трудоспособный возраст лиц 1983-1984 годов рождения, когда отмечалась достаточно высокая рождаемость.
Однако, в 1999 году еще не прогнозируется роста численности занятых. В этот период достаточно ощутимо проявятся последствия финансово-экономического кризиса второй половины 1998 года.
В 2000 году при условии активизации инвестиционной политики, реализации крупных проектов, возможно, наметятся положительные тенденции, связанные с ростом занятости населения.
По прогнозным оценкам в экономике области в 2000 году будет занято, с учетом перспектив экономического развития, 676,3 тысячи человек, что на 4,3 тысячи человек, или на 0,6% , больше, чем в 1998 и 1999 годах.
В 1999 году предполагается перегруппировка спроса на рабочую силу в пользу непроизводственной сферы.
Если в 1998 году в материальном производстве было занято 430 тысяч человек (64% всех занятых по области), то в 1999 году может произойти снижение численности на 0,9 тысячи человек (на 0,2%).
В разрезе основных отраслей материального производства предполагается в 1999 году дальнейшее снижение по сравнению с 1998 годом численности занятых в промышленности (на 2,8 тысячи человек) и сельском хозяйстве (на 1,3 тысячи человек). При этом на транспорте и связи предполагается увеличение на 0,3 тысячи человек, в торговле и общественном питании - на 0,1 тысячи человек.
Сокращение численности занятых в материальном производстве восполнится увеличением на 0,9 тысячи человек численности занятых в непроизводственной сфере (с 242 тысяч человек в 1998 году до 242,9 тысячи человек в 1999 году).
Прогнозируется рост численности занятых в образовании, культуре, искусстве на 0,4 тысячи человек, в других видах непроизводственной сферы - на 2,2 тысячи человек.
Возможен достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания.
В 2000 году при проведении стабилизационных мероприятий и успешной реализации проектов увеличится численность занятых в основных отраслях экономики.
По сравнению с 1998 годом численность занятых в промышленности, возможно, возрастет на 1,4 тысячи человек и составит в 2000 году 184,4 тысячи человек, в сельском хозяйстве соответственно возрастет на 0,9 тысячи и составит 82,9 тысячи человек. В строительстве занятость возрастет на 6,5 тысячи человек и составит 55,5 тысячи человек.
Численность занятых может возрасти в ряде отраслей непроизводственной сферы, таких как образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство. Спрос на эти профессии, вероятно, останется достаточно устойчивым.
В 1999 году прогнозируются изменения в соотношении численности занятых относительно форм собственности предприятий, на которых они будут трудиться. Может получить дальнейшее развитие тенденция роста занятых в частном секторе с 271,3 тысячи человек (40,4% общей численности занятых) до 288 тысяч человек (42,8%).
На предприятиях и в организациях государственного сектора возможно сокращение численности с 290 тысяч человек (43,1%) до 280 тысяч человек (41,7%), на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности со 102 тысяч человек (15,2%) до 94 тысяч человек (14%).
Одним из эффективных инструментов борьбы с безработицей будут оставаться меры, принимаемые Правительством области, его отраслевыми комитетами, администрациями муниципальных образований, ведомствами, работодателями по сохранению экономически эффективных и созданию новых рабочих мест в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере, сфере обслуживания населения.
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" предполагает разработку соответствующих региональных программ. Проект программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1997-2000 годы в Ленинградской области был разработан Санкт-Петербургским фондом развития рынка недвижимости в части прогнозной оценки развития системы рабочих мест, однако не был утвержден в областном Правительстве.
В 1999-2000 годах будет продолжена работа по созданию новых и сохранению действующих рабочих мест в рамках мероприятий, предусмотренных муниципальными программами содействия занятости населения с учетом реального развития экономики.
По прогнозу муниципальных отделов экономики только в 2000 году возможно увеличение количества сохраненных рабочих мест в промышленности и стабилизация численности занятых в ней.
В прогнозируемом периоде следует ожидать позитивные сдвиги в сельском хозяйстве. Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по поддержке национального производителя, расширяющаяся конкуренция между государственным и частным секторами создадут в 2000 году условия для стабилизации и роста численности работников сельского хозяйства.
Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области разработан проект распоряжения Губернатора области по утверждению нормативно-методической документации, определяющей порядок работы по организации самостоятельной занятости безработных граждан, проживающих в сельской местности, принятие которого даст возможность организовать новые рабочие места для сельских жителей и снизить уровень "хронической" сельской безработицы.
1.4.2. Прогнозируемый спрос на квалифицированные кадры
Экономика области в рыночных условиях ориентирована во многом на квалифицированные кадры.
В 1999-2000 годах по экспертным оценкам сохранится устойчивый спрос на руководителей и специалистов в сфере управления и административно-производственного обеспечения (специалисты по экономике, финансам, коммерции и маркетингу, праву, кадровому обеспечению).
Начал формироваться и к 2000 году значительно повысится спрос на специалистов, работающих непосредственно в сфере менеджмента и анализа хозяйственной деятельности предприятий промышленности, транспорта, строительства, связи.
В связи с развивающимся процессом информатизации общества увеличится спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями.
В прогнозируемом периоде, вероятно, сохранится устойчивый спрос на работников рабочих профессий высокой квалификации: машинистов различных установок, слесарей различных профессий, электрогазосварщиков и сварщиков, водителей, строителей различных специальностей. Такой спрос существовал и в 1998 году, однако невысокий уровень оплаты труда вызывал большое движение кадров по этим профессиям.
Низкий уровень оплаты труда может также привести к "вымыванию" специалистов в сфере здравоохранения, образования, агрозоотехники, науки и научного обслуживания, что приведет к росту их межпрофессиональных перетоков.
1.4.3. Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах
Как показывает статистика, основная часть занятых (64%) трудится в материальном производстве, из них доля работающих в промышленности составляет 42,5%.
Промышленность Ленинградской области располагает 173 крупными и средними предприятиями пяти отраслей:
- 34 предприятия легкой промышленности,
- 65 предприятий машиностроения и металлообработки,
- 3 предприятия металлургической промышленности,
- 57 предприятий промышленности строительных материалов,
- 14 предприятий химической промышленности.
Из общего количества перечисленных предприятий 14 имеют статус градообразующих и социально значимых и являются бюджетообразующими.
Численность работающих на всех 173 предприятиях постоянно снижается. Особенно масштабные сокращения происходили в наиболее крупных предприятиях территорий с критической ситуацией на рынке труда. Например:
Тихвинский "Завод "Трансмаш" с 1993 по 1999 годы снизил численность работников вдвое (с 14040 человек на 1 января 1993 года до 7558 человек на 1 января 1999 года);
Тихвинский ДСК преобразован в открытое акционерное общество "Сосна", численность работников нового предприятия составляет 39,1% по отношению к численности на 1 января 1993 года;
Подпорожский механический завод, имевший на 1 января 1993 года 1000 работников, на 1 января 1999 года имеет 52 работника (5,2%);
Свирская судоверфь (Подпорожский район) снизила численность своих работников до 26,6% к уровню 1 января 1993 года;
"Бокситогорский полимер" численность работников сократил до 39,6% к уровню 1 января 1993 года.
В 1999 году возможно дальнейшее сокращение численности на крупных предприятиях и лишь в 2000 году ожидается стабилизация численности работающих на этих предприятиях. При этом не исключается дальнейший спад объемов производства, обоснованный трудностями инвестирования, повышением стоимости сырья и ограниченностью рынка сбыта.
Вместе с тем прогнозируется, что получат развитие предприятия, работающие на местном сырье, прежде всего производящие строительные материалы:
карьер "Щелейки" и Каменногорское карьероуправление по производству кубовидного щебня (Выборгский район);
закрытое акционерное общество "Сиенит" по производству гранитных блоков (Выборгский район).
В общей сложности численность работников на этих предприятиях может возрасти не менее чем на 500 человек.
Получат некоторое развитие пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности.
Предприятия мясной и молочной промышленности Лужского, Волховского, Лодейнопольского, Тихвинского, Гатчинского, Волосовского районов планируют незначительно увеличить в 1999-2000 годах численность работников. В 1999 году предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности планируют рост занятости на 140 человек. Численность занятых в сельском хозяйстве за последние два года хотя и сокращалась, но имеет тенденцию к постепенной стабилизации. Рост занятости в этой отрасли произойдет предположительно не ранее 2000 года.
Комплекс мероприятий, позволяющих реализовать проведение аграрных реформ, предусмотрен в региональной комплексной программе "Стабилизация и развитие агропромышленного производства Ленинградской области на 1998-2000 годы", утвержденной постановлением Правительства области 30 марта 1998 года N 10.
В соответствии с этой программой в 1998 году проведены реорганизационные процедуры в 14 хозяйствах семи районов области, позволившие сохранить занятость 2886 человек. На 1999 год намечена реорганизация еще 15 хозяйств с сохранением занятости 3981 человека.
Численность занятых в сельском хозяйстве в 2000 году может составить 82,9 тысячи человек.
В лесном хозяйстве Ленинградской области трудится 4,5 тысячи человек в 27 лесхозах, расположенных в районах области. В основном это лесники (40%), штат которых комплектуется с большим трудом по следующим причинам:
1) отсутствие средств на содержание;
2) низкая заработная плата (среднемесячная плата в 1998 году составила 386 рублей);
3) отсутствие жилья, отдаленность обходов от населенных пунктов;
Численность категории рабочих всего составила 1135 человек (32,8%), в том числе постоянных - 1100 человек (97%).
В связи со спецификой работ, связанной с сезонностью, численность рабочих в лесхозах является величиной непостоянной и колеблется по месяцам в зависимости от видов лесохозяйственных работ, их объемов и времени проведения.
Численность работающих в лесхозах увеличивается путем привлечения работников со стороны для выполнения сезонных работ.
За 1998 год привлечение составило до 70 человек в месяц.
На 1999-2000 годы сезонность в условиях выполнения лесовосстановительных работ, связанных с посадкой лесных культур и уходом за посевами, сохранится в Лужском, Тихвинском, Шугозерском лесхозах.
В 1998 году проводились реорганизационные процедуры по совершенствованию структуры в органах управления лесным хозяйством на местах. На 1999 год разработаны и утверждены Федеральной службой лесного хозяйства России мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию структуры управления, затрагивающие сокращение численности работников в лесхозах с февраля 1999 года на 125 единиц.
В 2000 году снижение численности работников не предусматривается.
Предприятия лесопромышленного комплекса присутствуют в 22 из 29 муниципальных образований области. Численность работающих на этих предприятиях также имеет тенденцию к снижению с 24,5 тысячи в 1997 году до 22,4 тысячи человек в 1998 году.
Учитывая ситуацию в отрасли, можно прогнозировать следующее изменение численности занятых в лесопромышленном комплексе Ленинградской области в 1999-2000 годах:
1) целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность - ежегодное сокращение численности примерно на 10% ввиду модернизации производства и совершенствования менеджмента на предприятиях;
2) лесозаготовительная подотрасль (включая лесопильные мощности лесозаготовительных предприятий) - по крупным и средним предприятиям прогнозируется сохранение численности работников на уровне 1998 года, с учетом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возможен ежегодный рост в пределах 5%.
При реализации проекта строительства лесного терминала в порту Усть-Луга, предусматривающего, помимо перевалки лесных грузов, организацию лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, численность занятых в лесопромышленном комплексе возрастет в 2000 году на 0,7 тысячи человек.
Предприятия торговли и общественного питания в 2000 году прогнозируют расширение сферы занятости населения. В связи с кризисными явлениями августа 1998 года роста занятости в данной отрасли в 1999 году, скорее всего, не произойдет.
В непроизводственных отраслях в 1999-2000 годах прогнозируется стабилизация численности занятых.
В связи с прогнозируемым сокращением численности работающих во многих отраслях экономики, особенно в 1999 году, будет возникать проблема их трудоустройства. Учитывая, что многие предприятия находятся в городах и поселках, где практически отсутствует сфера приложения труда, эта проблема будет иметь особую остроту, в первую очередь на территориях с критической ситуацией на рынке труда.
1.4.4. Потенциальное предложение рабочей силы
Численность трудовых ресурсов Ленинградской области по прогнозным оценкам может увеличиться до 864,5 тысячи человек в 1999 году и 875,5 тысячи человек в 2000 году против 862 тысяч человек в 1997 году. Возможный прирост составит соответственно 0,3% и 1,6%.
Увеличение трудового потенциала области будет обусловлено прежде всего приростом численности населения трудоспособного возраста. В период 1999-2000 годов в трудоспособный возраст вступят граждане 1983-1984 годов рождения, когда наблюдалась высокая рождаемость по сравнению с последующими годами.
Помимо действия демографических факторов, рост предложения рабочей силы будет обусловлен социальными и экономическими причинами.
Предложение рабочей силы на рынке труда, как и в предыдущие годы, будет формироваться в основном за счет категории населения, которая потеряла работу по собственному желанию и в связи с сокращением штатов.
В 1998 году с предприятий и организаций области выбыло 112,9 тысячи человек, в том числе в связи с сокращением штатов - 8,0 тысячи человек.
В 1999-2000 годах, вероятно, число выбывших работников значительно не превысит показатель 1998 года.
Останется значительным предложение рабочей силы со стороны молодежи, которая не сможет продолжить обучение и будет вынуждена искать работу. На эту категорию населения будет приходиться до трети общего предложения рабочей силы на рынке труда.
В 1999-2000 годах планируется увольнение из Вооруженных Сил 17,6 тысячи человек, по годам - 9,0 и 8,6 тысячи человек соответственно.
Из мест лишения свободы в Ленинградскую область в 1999-2000 годах вернется 6,7 тысячи человек.
Предложение рабочей силы на рынке труда будет формироваться и за счет миграционного прироста населения.
В 1999-2000 годах по данным Миграционной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области миграционный прирост может составить в 1999 году 2273 человека, в 2000 году - 2053 человека, более половины из которых находятся в трудоспособном возрасте.
В 1998 году в Ленинградской области было привлечено около 3,1 тысячи иностранных работников.
В прогнозируемый период привлечение иностранных работников на предприятия и организации области, вероятно, сохранится на уровне 1998 года.
Сохранится устойчивый спрос на рабочие места со стороны незанятого населения, которое при ухудшении социально-экономических условий вынуждено искать работу.
В 1999-2000 годах усилится давление этой категории населения на рынок труда.
Со стороны инвалидов также сохранится спрос на рабочие места.
По данным комитета по труду и социальной защите населения численность инвалидов (без детей до 16 лет) в Ленинградской области, возможно, составит от 123,5 тысячи человек в 1999 году до 127,2 тысячи человек в 2000 году. Реальными претендентами на рабочие места в период 1999-2000 годов могут стать до 5 тысяч инвалидов ежегодно.
В 1999-2000 годах предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда будет значительно превышать спрос на нее примерно в 15-20 раз.
Прогноз предложения рабочей силы на 1999-2000 годы
В среднегодовом исчислении, по данным Департамента
федеральной государственной службы занятости населения
по Ленинградской области (тысяч человек)
Экономически активное население |
1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год (прогноз) |
Всего в том числе: занятое население (удовлетворенный спрос)*** безработные граждане (неудовлетворенный спрос) из них: зарегистрированные в органах службы занятости Уровень регистрируемой безработицы (процентов) |
780,4 679 101,4 43,9 5,6 |
775,0 672 103,0 33,6 4,3 |
778,2 672 106,2 39,7 5,1 |
781,0 676,3 104,7 39,9 5,1 |
В целом по области численность безработных с учетом влияния всех перечисленных фактов развития спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы будет иметь тенденцию к росту с 35,7 тысячи безработных в начале 1999 года до 43,7 тысячи человек к концу 1999 года, а уровень безработицы соответственно с 4,6 до 5,6%. Далее, в случае если не произойдет новых кризисных всплесков в экономике, ситуация на рынке труда области постепенно стабилизируется и численность регистрируемых безработных постепенно может сократиться до 36,1 тысячи человек к концу 2000 года. При этом уровень регистрируемой безработицы к концу прогнозируемого периода может снизиться до 4,6%. Таким образом, в среднегодовом исчислении уровень регистрируемой безработицы в период 1999-2000 годов составит 5,1%.
1.4.5. Прогноз безработицы по муниципальным образованиям
Как показывает прогноз, финансово-экономическое положение региона в 1999 году не улучшится, что может еще более обострить ситуацию с занятостью населения и вызвать рост безработицы во многих муниципальных образованиях. Ухудшение ситуации на рынке труда области в 1999 году может быть связано с предполагаемыми процессами высвобождения работников с предприятий и организаций области. По предварительным сведениям, поступившим в службу занятости, число сокращенных может составить до 1,9 тысячи человек, в том числе 1,3 тысячи человек - это результат массового высвобождения.
В службу занятости по предварительным расчетам могут обратиться до 95% высвобожденных.
Наиболее крупное высвобождение работающих планируется:
по открытому акционерному обществу "Квернер" Выборг-Верфь (Выборгский район) - 350 человек;
по областным подразделениям Главного управления внутренних дел - 302 человека;
по открытому акционерному обществу "Лесогорский завод" (Выборгский район) - 204 человека;
по вагонному депо (Выборгский район) - 150 человек;
по акционерному обществу открытого типа "Свирский лесокомбинат" (город Подпорожье) - 145 человек и другим.
Значительный приток граждан, ищущих работу, может состояться в результате массового высвобождения работников (до 2,5 тысячи человек) с открытого акционерного общества "Завод "Трансмаш" (Тихвинский район).
Приток на рынок труда граждан, высвобожденных с предприятий и организаций, в муниципальные образования, территории которых признаны критическими, может вызвать значительный рост уровня безработицы и еще более обострить социальную напряженность.
По муниципальному образованию Подпорожский район с учетом фактора высвобождения к концу 1999 года уровень безработицы может достигнуть 13% (против 11% в начале года), по муниципальному образованию Тихвинский район - может иметь максимальное значение в области и достигнуть 15,5% (против 14% в начале 1999 года).
В 1999 году с учетом всех неблагоприятных факторов по 25 муниципальным образованиям прогнозируется рост уровня безработицы минимально на 0,1 процентного пункта по муниципальным образованиям Сертолово и город Коммунар, максимально - на 4,2 процентного пункта по муниципальному образованию Бокситогорский район (приложение 5).
По сравнению с началом 1999 года возможно сокращение уровня безработицы по муниципальному образованию город Новая Ладога на 0,2 процентного пункта.
По 3 муниципальным образованиям (Гатчинский район, город Гатчина, город Шлиссельбург) уровень безработицы к концу года может не измениться.
К концу 1999 года на уровне и выше среднеобластного показателя (5,6%) уровень безработицы прогнозируется в 14 муниципальных образованиях При этом он может колебаться от 1,1% по муниципальному образованию Сертолово до 15,5% по муниципальному образованию Тихвинский район.
По шести территориям, признанным критическими с точки зрения ситуации на рынке труда, по прогнозу уровень безработицы составит:
Сланцевский район - 9,0%,
город Новая Ладога - 10,9%,
Бокситогорский район - 11,4%,
Подпорожский район - 13,0%,
город Ивангород - 15,0%.
Тихвинский район - 15,5%
При прогнозе рынка труда на 2000 год учитывалось, что ситуация в сфере экономики несколько улучшится и не произойдет резких, непредсказуемых потрясений.
Согласно прогнозу предполагается, что занятость населения увеличится и это приведет к некоторому сокращению общей и регистрируемой безработицы (приложение 6).
Уровень безработицы к концу 2000 года может составить 4,6%, при численности безработных 36,1 тысячи человек. По муниципальным образованиям уровень безработицы, возможно, будет иметь значение от 0,9% по муниципальному образованию Сертолово до 15,5% по муниципальному образованию Тихвинский район.
По прогнозным оценкам к концу 2000 года уровень безработицы в 11 муниципальных образованиях, возможно, будет превышать среднеобластной показатель (4,6%).
1.4.6. Ключевые проблемы на рынке труда
Рынок труда Ленинградской области испытывает трудности общероссийского характера, главными из которых являются:
1) устойчиво низкий спрос на рабочую силу, сформировавшуюся в соответствии с профилем предшествующего экономического развития территорий;
2) снижение занятости при наличии скрытой безработицы, задержках выплаты заработной платы, отсутствии экономической обоснованности доходов работника от его трудового вклада и квалификации, невостребованность высококвалифицированных кадров, что приводит к пополнению регистрируемого рынка труда;
3) низкий уровень инвестиций в традиционные отрасли экономики области, что не способствует увеличению занятости;
4) развитие новых видов производств, товаров и услуг сдерживаются не только из-за недостаточного уровня инвестиций, но и из-за слишком незначительного рынка сбыта. Развитие рынка сбыта сдерживается ограниченной покупательской способностью местного населения. Вывоз товаров за пределы региона связан с высокими транспортными расходами, что так же не способствует сбалансированности процессов на рынке труда;
5) медленная перестройка системы государственного профессионального образования, неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, недостаточная ее развитость, система вторичного обучения (дообучение, переподготовка и повышение квалификации), ориентированная лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
6) чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других). Расширение в 1999-2000 годах контингента указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве. Сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;
7) большая дифференциация муниципальных рынков труда, наличие значительного числа территорий с острой, критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перетоков рабочей силы как внутри, так и за пределы области;
8) недостаточность роли области как субъекта Российской Федерации в регулировании ситуации на муниципальных рынках труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.