Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 февраля 1999 г. N 2645
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кузнецовой Н.Г., Петренко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Торжку на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.98 по делу N 2645 (судьи Бажан О.М., Рощина С.Е., Потапенко Г.Я.), установил:
Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи по Тверской области (далее - Управление связи) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Торжку (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 09.02.98 N 86 в части взыскания 29221 рубль 50 копеек штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Решением от 07.12.98 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и отказать в иске. В жалобе налоговая инспекция указывает, что нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено 29.01.98, решение о взыскании штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) вынесено 09.02.98 и добровольно исполнено истцом 19.02.98, то есть до издания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П. По мнению подателя жалобы, судом нарушены Перечень отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (далее Перечень), утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция в результате проверки соблюдения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в почтовом отделении связи д. Марьино установила факт неприменения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением и отсутствие ценников на продаваемые товары. Почтовое отделение связи осуществляло реализацию населению хозяйственных, продовольственных и промышленных товаров, открыток и газет без применения ККМ ввиду ее отсутствия. По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 09.02.98 N 86, которым, в частности, предложено перечислить в бюджет штраф в размере 29221 рубля 50 копеек (350 МРОТ). Решение налоговой инспекции от 09.02.98 N 86 добровольно исполнено истцом 19.02.98 путем перечисления в бюджет суммы штрафа (платежные поручения NN 93, 94). Решением налоговой инспекции от 25.08.98 в решение от 09.02.98 N 86 внесены изменения, согласно которым сумма штрафа уменьшена до 8349 рублей (100 МРОТ). Решение от 25.08.98 об уменьшении размера штрафа письмом начальника налоговой инспекции от 13.10.98 N 1333 отменено как вынесенное ошибочно.
Согласно абзацу второму статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.
В соответствии с Перечнем предприятия, организации и учреждения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно справке от 16.11.98, составленной налоговой инспекцией, реализация печатной продукции в общем товарообороте отделения почтовой связи в январе 1998 года составила 17,4%.
В акте проверки от 29.01.98 N 18 указано, что реализация товаров осуществлялась без применения ККМ, так как она отсутствовала в отделении почтовой связи. Из объяснений гражданина Шарова И.В. следует, что товар находился в помещении отделения почтовой связи на полках и журнальном столе, на ряде товаров имелись ценники, возможность приобретения выставленных товаров подтверждена начальником отделения связи. Из объяснений Шарова И.В. также видно, что им приобретена газета и при этом ККМ не применена. В объяснении от 29.01.98 начальник отделения почтовой связи Исаева В.В. указала, что при реализации товаров в почтовом отделении связи выписывается квитанция формы Ф-47, подтвердив тем самым факт осуществления денежных расчетов с населением без применения ККМ. Из объяснительной от 06.02.98 начальника Торжокского районного узла связи усматривается, что товар на момент проверки был разложен на столе в помещении отделения почтовой связи. Доводы начальника отделения связи о том, что реализация товаров в отделении не производилась, а осуществлялась почтальонами с лотка, не подтверждены материалами дела.
Следовательно, вывод суда о неподтверждении факта реализации товаров без применения ККМ не обоснован, что привело к неправильному применению закона. Судом не учел, что факт нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" наряду с актом проверки, составленным налоговой инспекцией, может подтверждаться и другими доказательствами (статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П за совершение правонарушения, указанного в абзаце втором статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", впредь до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса применяется ответственность, предусмотренная статьей 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (то есть от 50 до 100 МРОТ).
Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 N 1-ФКЗ решение Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Таким образом, подлежат пересмотру решения, принятые налоговыми органами по материалам проверок, проведенных до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98, но не исполненные субъектами ответственности.
Поскольку решение налоговой инспекции от 09.02.98 N 86 добровольно исполнено Торжокским районным узлом почтовой связи 19.02.98, то есть до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98, оснований для признания названного решения недействительным в части взыскания штрафа в сумме 29221 рубля 50 копеек за неприменение ККМ не имеется.
Таким образом, решение суда от 07.12.98 об удовлетворении иска неправомерно и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.98 по делу N 2645 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление федеральной почтовой связи по Тверской области в доход федерального бюджета 1268 рублей 86 копеек госпошлины по иску и 634 рубля 43 копейки - по кассационной жалобе.
Председательствующий |
С.Н.Бухарцев |
А.Д.Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 1999 г. N 2645
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника