Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Региональная Программа реконструкции жилых домов
первых массовых серий в Санкт-Петербурге
Третья редакция с учетом
протокола заседания
Правительства Санкт-Петербурга
N 8 от 10.02.2000 г.
Паспорт
региональной программы реконструкции жилых домов
первых массовых серий в Санкт-Петербурге
Наименование Программы - Региональная программа реконструкции
жилых домов первых массовых серий в
Санкт-Петербурге (далее Программа).
Основания для разработки - постановление Правительства Российской
программы Федерации от 11.06.96 N 685 "Об утвержде-
нии перечня и сроков разработки проектов
основных нормативных правовых актов
Российской Федерации, необходимых для
реализации нового этапа Государственной
целевой программы "Жилище";
- постановление Межведомственного совета
по вопросам строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства от
26.10.96 N 1 (об одобрении концепции
подпрограммы);
- постановление Правительства Санкт-
Петербурга от 23.01.97 N 4 "О Программе
действий Администрации Санкт-Петербурга
по стабилизации и дальнейшему развитию
экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000
годах";
- распоряжение губернатора Санкт-
Петербурга от 01.12.97 N 1221-р "О разра-
ботке региональной программы реконструк-
ции жилых домов первых массовых серий";
- стратегический план Санкт-Петербурга.
Государственный заказчик - Комитет по строительству (здесь и далее
Программы упоминаются Комитеты Администрации
Санкт-Петербурга).
Разработчики Программы - Открытое акционерное общество (далее
ОАО) "ЛЕННИИПРОЕКТ" - генеральный разра-
ботчик;
- Открытое акционерное общество (далее
ОАО) "ПЕТЕРБУРГСТРОЙ";
- Санкт-Петербургский фонд развития рынка
недвижимости;
- Муниципальное предприятие (далее МП)
"Ленгипроинжпроект".
Объект Программы - жилищный фонд первых массовых серий в
количестве 8900 тыс. кв. м общей площади
квартир, в том числе:
крупнопанельных серий ГИ, ОД, 1-335, 1лг-
507 - 6300 тыс. кв. м;
кирпичной серии 1-528 - 2600 тыс. кв. м;
- территории застройки 60-х годов - 100
кварталов площадью 2500 га.
Цели и задачи Программы - реализация государственной политики по
сохранению, обновлению и увеличению
жилищного фонда, по ускорению решения
жилищной проблемы и улучшения городской
среды;
- создание условий организационного,
правового и кредитно-финансового обеспе-
чения реконструкции в целях:
снижения бюджетных расходов на содержа-
ние, ремонт и эксплуатацию жилищного
фонда в соответствии с Концепцией рефор-
мы в жилищной сфере;
увеличение размеров жилищного фонда и
повышения эффективности использования
территорий в рамках нового этапа Госу-
дарственной целевой политики "Жилище";
стимулирования инвестиций и инициатив в
сфере реконструкции на основе рыночных
механизмов самофинансирования.
Программа оценивает способы реконструкции
с позиций городской экономики, социальной
выгоды, привлекательности для инвесторов;
устанавливает важнейшие целевые показа-
тели.
Важнейшие целевые - создание системы взаимоотношений Адми-
показатели Программы нистрации Санкт-Петербурга, инвесторов,
пользователей жилищного фонда, способст-
вующей осуществлению реконструкции жилых
домов первых массовых серий;
- повышение эффективности использования
жилищного фонда первых массовых серий,
территорий застройки 60-х годов и их
инвестиционной привлекательности посред-
ством:
утепления зданий и модернизации инженер-
ного оборудования;
реконструкции зданий: надстройка, прист-
ройка, (3200 тыс. кв. м общей площади
квартир);
нового строительства (уплотнения застрой-
ки), (2800 тыс. кв. м общей площади
квартир);
- снижение затрат за счет бюджетных фон-
дов на поддержание, ремонт и эксплуатацию
жилищного фонда, повышение эксплуатацион-
ных качеств жилья;
- усовершенствование нормативно-правовой
и нормативно-технической базы реконструк-
ции;
- улучшение социальных, экономических
параметров жилищного фонда и территории
застройки 60-х годов;
- повышение градостроительных показателей
и архитектурной выразительности застрой-
ки.
Сроки и этапы реализации 2000-2020 гг.
Программы 1-й этап - 2000-2003 гг.;
2-й этап - 2004-2010 гг.;
3-й этап - 2011-2020 гг.
Перечень основных меро- 1-й этап
приятий по этапам реали- отработка на практике при реконструкции
зации Программы объектов-представителей и пилотного квар-
тала организационных, правовых, финансо-
во-кредитных механизмов, технологий и ме-
тодов ремонта - реконструкции;
разработка нормативно-технических и
нормативно-правовых документов;
разработка документов градостроительного
регулирования в зонах реконструкции;
развитие материально-технической и
производственной базы реконструкции;
научно-технический анализ результатов
реконструкции пилотных объектов.
2-й этап:
- реконструкция первоочередных кварталов
застройки 60-х годов.
3-й этап:
- массовая реконструкция жилищного фонда
и территорий застройки 60-х годов.
Объемы и источники - Всего: 50085 млн. руб.
финансирования Программы в том числе бюджет 5884 млн. руб. (ука-
занные суммы приведены по состоянию на 1
февраля 2000 г. и уточняются при формиро-
вании бюджета Санкт-Петербурга на соот-
ветствующий год).
- 1-й этап - 486 млн. руб.
бюджет Санкт-Петербурга - 76 млн.руб.;
внебюджетные источники - 410 млн.руб.
- 2-й этап: 2655 млн. руб.
из них: бюджет Санкт-Петербурга - 347
млн. руб,;
внебюджетные источники - 2308 млн.руб.
- 3-й этап: 46944 млн.руб.
из них: бюджет Санкт-Петербурга - 5461
млн. руб.;
внебюджетные источники - 41483 млн.руб.
Основные исполнители - Комитет по строительству (координация
действий по реализации Программы);
- Комитет по градостроительству и архи-
тектуре, Комитет по управлению городс-
ким имуществом, Комитет по земельным
ресурсам и землеустройству (градострои-
тельная политика, землепользование и
управление недвижимостью);
- Комитет финансов, Комитет по экономике,
промышленной политике и инвестициям (кре-
дитно-финансовое регулирование);
- специализированные проектные, строитель-
ные и ремонтно-строительные организации,
агентства по реконструкции и развитию
территорий (проектное обеспечение, осущес-
твление строительства и реконструкции).
Ожидаемые конечные - завершение реконструкции домов и терри-
результаты реализации торий застройки 60-х годов;
Программы - суммарный прирост жилищного фонда за
счет всех видов реконструкции и нового
строительства в размере 6000-8000 тыс.
кв. м общей площади;
- повышение интенсивности использования
освоенных городских территорий, экономия
земли под размещение эквивалентного
строительства на новых территориях в
размере до 1500 га;
- создание эффективных кредитно-финансовых
механизмов, нормативно-правовой и органи-
зационной базы при осуществлении реконст-
рукции жилищного фонда;
- снижение теплопотерь и стоимости эксплу-
атации жилых зданий.
Система организации - Комитет по строительству информирует
контроля за исполнением один раз в год Правительство Санкт-
Программы Петербурга о ходе реализации Программы.
1. Обоснование Программы
1.1. Введение
Жилищный фонд первых массовых серий (далее - ФПМС), представленный в Санкт-Петербурге пятиэтажными крупнопанельными (1 лг-507, ГИ, 1-335, ОД), кирпичными и крупноблочными (1-528, 1-527) зданиями, является материальным воплощением модели малогабаритного экономичного жилища, призванной для решения жилищной проблемы на рубеже 60-х годов.*
Социальная основа модели - посемейное заселение минимальных по габаритам жилых помещений с вынесением социально-культурных и хозяйственно-бытовых функций в многоступенчатую сеть территориальных предприятий и учреждений обслуживания населения.
Экономическая основа - минимизация первичных затрат на строительство посредством типизации, унификации, облегчения веса и повышения заводской готовности конструкций, совмещения в них узлов, систем и материалов различной степени надежности и долговечности без учета вторичных затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию зданий.
Градостроительный прием - экстенсивная по характеру землепользования, разреженная низкоплотная (порядка 4000 кв. м. общей площади на 1 га) "строчная" застройка отдельно стоящими жилыми зданиями без встроенных учреждений обслуживания, без дворовых пространств, обусловившая низкую эффективность использования земельных участков в освоенных районах высокой рыночной стоимости земли и жилья.
Функциональное насыщение и индивидуализация жилища, высокие эксплуатационные расходы на ремонт и поддержание фонда, неудовлетворительные с современной точки зрения теплозащитные качества зданий предопределили ускоренное моральное устаревание и прогрессирующий физический износ ФПМС.
Вместе с тем ФПМС остается востребованным, в том числе и как социальный жилищный фонд с устойчивой динамикой спроса на вторичном рынке жилья.
1.2. Актуальность реконструкции и необходимость ее
проведения программным методом
Актуальность реконструкции ФПМС и территорий застройки 60-х годов определяется:
социальной значимостью и масштабностью ФПМС, размеры которого составляют около 9000 тыс. кв. м общей площади или примерно 190 тыс. квартир с населением более 600 тыс. человек, что составляет около 10% от общей площади всего жилищного фонда Санкт-Петербурга, 10% всех квартир города и 11% численности населения; ФПМС представлен в 100 кварталах города;
прогрессирующим физическим износом фонда (21-40%), высоким уровнем (в настоящее время в 3 раза превышающим нормативный) энергозатрат на отопление, снижение которого является существенно важным в рамках основных направлений энергосбережения в Санкт-Петербурге и реформы жилищно-коммунального хозяйства;
потенциалом ФПМС (запасом несущей способности конструкций зданий) и территорий застройки 60-х годов с точки зрения возможности и необходимости наращивания жилищного фонда на ранее освоенных территориях как альтернативы освоению новых территорий под жилищное строительство.
При этой реконструкция ФПМС и развитие территорий понимается расширительно и включает в себя:
капитальный ремонт с утеплением зданий;
реконструкция существующего жилищного фонда с надстройкой этажей и дополнительных объемов;
новое строительство;
модернизацию и реконструкцию инженерных сетей и сооружений, благоустройство территорий;
разукрупнение кварталов.
Комплексный по составу мероприятий и межотраслевой по организации характер реконструкции, проводимой в условиях ограниченности бюджетных средств, требует максимальной концентрации и целевого использования ресурсов, что обосновывает применение программно-целевых методов.
Программа определяет следующие основные группы участников процесса реконструкции:
государство (город), муниципальные образования;
население (собственники/наниматели жилья), их объединения и товарищества;
организации, эксплуатирующие жилищный фонд и территории;
крупные частные инвесторы (банки, фонды и т.п.).
Программа формирует систему отношений, прав, обязанностей и взаимных гарантий участников реконструкции, закрепляемую посредством разработки соответствующей нормативно-правовой базы.
Программный метод позволяет сконцентрировать ограниченные бюджетные средства на создание комплекса условий, необходимых и достаточных для осуществления реконструкции на принципах самоокупаемости.
__________________
* ФПМС строился в Ленинграде на протяжении более 10 лет с 1958 по 1970 год. За этот период было возведено около 2400 зданий.
3. Цели и задачи Программы
Главная цель Программы - создание условий для реализации государственной политики по сохранению, обновлению и увеличению жилищного фонда посредством формирования системы взаимоотношений Администрации Санкт-Петербурга, пользователей, инвесторов, стимулирующей осуществление реконструкции на основе рыночных механизмов.
Реконструкция позволит повысить эффективность использования жилищного фонда и территорий, улучшить социальные и экономические параметры жилищного фонда, повысить архитектурную выразительность застройки. Реконструкция позволит также сократить бюджетные затраты на эксплуатацию жилищного фонда, что является одним из важных элементов успешного осуществления реформы в жилищной сфере.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- усовершенствовать организационную, нормативно-правовую и нормативно-техническую базу в сфере реконструкции;
- отработать на практике реконструкции пилотного квартала организационные, кредитно-финансовые механизмы, технологии и методы ремонта-реконструкции;
- определить направления развития материально-технической и производственной базы реконструкции.
Выполнение вышеуказанных задач позволит создать систему взаимоотношений Администрации Санкт-Петербурга, инвесторов, пользователей жилищного фонда, стимулирующую инвестиционную деятельность и инициативы в сфере реконструкции и перейти к массовой реконструкции ФПМС.
4. Ресурсное обеспечение, сроки и направления
реализации Программы
По результатам анализа зарубежного и отечественного опыта, ранее выполненных НИР, предпроектных и проектных разработок по реконструкции ФПМС и территорий застройки 60-х годов, технического состояния жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, оценки экономической эффективности различных вариантов реконструкции определены оптимальные мероприятия (рис. 4), объемы и варианты реконструкции, на основании которых рассчитаны объемы инвестиций и определены сроки реализации Программы, (приложение 3).
Общий необходимый объем финансирования реконструкции ФПМС составляет 50085 млн. руб.*, в том числе 5884 млн. руб. из средств бюджета Санкт-Петербурга**.
Реализация Программы осуществляется в три этапа:
I этап - 2000-2003 гг. с объемом финансирования 486 млн. руб., из них 76 млн. руб. - бюджет Санкт-Петербурга, 410 млн. руб. - внебюджетные источники.
II этап - 2004-2010 гг. с объемом финансирования 2655 млн. руб., из них бюджет Санкт-Петербурга - 347 млн. руб., внебюджетные источники - 2308 млн. руб.
III этап - 2011-2020 гг. с объемом финансирования 46944 млн. руб., из них бюджет Санкт-Петербурга - 5461 млн. руб., внебюджетные источники - 41483 руб.
Из бюджетных средств финансируются следующие направления реализации Программы:
разработка нормативно-правовых документов;
разработка нормативно-технических документов и проведение обследований;
корректировка градостроительной документации районов застройки 60-х годов (в границах ранее выполненных проектов детальной планировки), включая корректировку схем инженерного обеспечения районов реконструкции;
разработка проектной документации пилотных объектов (в объеме обоснования инвестиций) и технических решений по базовому варианту для каждой серии;
реконструкция инженерной инфраструктуры.
Распределение бюджетных средств по этапам, перечень документов и мероприятий по реализации Программы представлены в приложении 2.
Одним из важнейших мероприятий является реконструкция пилотного квартала, призванная на практике отработать очередность и сочетаемость вариантов реконструкции, в том числе с различными схемами привлечения инвестиций, их нормативно-правовое обеспечение, кредитно-финансовые механизмы и технологические решения реконструкции с оценкой социально-экономической эффективности результатов.
Объем документов, необходимых для обеспечения реализации реконструкции в Санкт-Петербурге, определен на основе разработанных или разрабатываемых в настоящее время на федеральном уровне НИОКР и нормативных документов по реконструкции жилых домов первых массовых серий (подпрограмма реконструкции жилых домов первых массовых серий Государственной целевой программы "Жилище". См. приложения 1, 2) с учетом региональных требований и особенностей.
Рис. 4. Оптимальные мероприятия реконструкции кварталов
/----------------------\
|Реконструкция квартала|
\----------------------/
|
/----------------------+------------------------------------\
/---------------\ /--------------\ /------------------\ |
|Капитальный | |Реконструкция | |Новое | |
|ремонт | |зданий | |строительство | |
\---------------/ \--------------/ \------------------/ |
| /-----------------------------\ |
/----------------------------\ /--------------------------\ |
|без расселения жильцов | |с расселением жильцов | |
\----------------------------/ \--------------------------/ |
/-----------------------------\ /--------------------------\ |
|восстановление конструктивных| |перепланировка квартир | |
|элементов | |восстановление несущих | |
|утепление ограждающих | |конструкций и элементов | |
|конструкций | |утепление ограждающих | |
|модернизация инженерного | |конструкций | |
|оборудования с установкой | |модернизация инженерного | |
|приборов учета энергоресурсов| |оборудования с установкой | |
\-----------------------------/ |приборов учета | |
/-----------------------------\ |энергоресурсов | |
|надстройка 1-2 этажей | |надстройка дополнительных | |
| | |этажей и объемов на | |
| | |самостоятельных | |
| | |фундаментах | |
\-----------------------------/ \--------------------------/ |
/------------------------------------/
/--------------------------------------------------\
|Реконструкция внутриквартальных инженерных сетей и|
| сооружений на них, благоустройства |
\--------------------------------------------------/
/-----------------------------------------------\
|Реконструкция магистральных инженерных сетей и |
| сооружений (при необходимости) |
\-----------------------------------------------/
Корректировка градостроительной документации районов реконструкции имеет важное значение для привлечения внебюджетных инвестиций, развития территорий, создания новых рабочих мест посредством увеличения существующего спектра функционального использования ФПМС и территорий (многофункциональные комплексы, экологически чистые производства и т.п.).
Градостроительный потенциал, рыночная стоимость ФПМС и земельных участков являются важнейшими критериями, на основании которых по результатам маркетингового анализа ОАО "Петербургстрой" производится отбор инвестиционного привлекательных кварталов реконструкции. Адресный перечень первоочередных кварталов приведен в таблице 1 приложения 4.
* Здесь и далее цены указаны по состоянию на 1 февраля 2000 г.
** Приведенные объемы бюджетного финансирования уточняются при разработке бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год
5. Механизмы реализации Программы
5.1. Организационные мероприятия
Организационный механизм реализации Программы строится с учетом:
Государственной программы "Жилище";
Стратегического плана Санкт-Петербурга;
программы мероприятий по реализации Концепции реформ в жилищной сфере;
концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства;
концепции городской программы капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда;
основных направлений экономической, технической и правовой политики в области энергосбережения в Санкт-Петербурге.
Взаимодействие всех участников процесса реконструкции в сфере организационного обеспечения реализации Программы осуществляется посредством:
участия отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, ответственных за проведение градостроительной политики, финансирования, управления землепользованием, недвижимостью, жилищным и энергетическим хозяйством города;
создания системы нормативно-правовых взаимоотношений Администрации Санкт-Петербурга, инвесторов, муниципальных образований, владельцев, пользователей жилищного фонда и их объединений, подрядных и эксплуатационных организаций и служб;
вовлечения общественности в обсуждение проектов реконструкции с предоставлением права выбора вариантов и дополнительных услуг по обновлению и модернизации территории, зданий, квартир;
организации диалога с жильцами, информации населения о целях, задачах и преимуществах реконструкции;
организации целевых объединений, товариществ собственников жилья, оформления их в гражданско-правовые организации - кредитополучатели и вкладчики в сферу реконструкции;
оказания всесторонней (правовой, финансовой, организационной) помощи населению.
С учетом результатов реконструкции квартала 5, проводимой Агентством по развитию территории "Дачное", анализа концепций реконструкции квартала 24 Малой Охты и кварталов 9, 11, 82, 85, 86 Московского административного района, Программа в качестве организационного механизма реализации реконструкции предлагает структуру Агентств по реконструкции и развитию территорий* (далее Агентства) с расширением их прав на управление и эксплуатацию фонда и территорий.
5.2. Кредитно-финансовые механизмы реализации Программы
Базовый вариант реконструкции ФПМС с надстройкой объединяет в единый инвестиционный пакет краткосрочный доходный проект нового строительства и надстройки и низкодоходный проект модернизации зданий ФПМС с утеплением и ремонтом внутреннего инженерного оборудования с длительным сроком окупаемости.
Реконструкция проводится преимущественно силами Агентств, осуществляющих комплексную реконструкцию ФПМС и территорий застройки 60-х годов и имеющих долгосрочный экономический интерес в последующей эксплуатации обновленных фонда и территорий.
Финансирование Программы осуществляется:
1. Новое строительство в порядке уплотнения - за счет средств инвесторов.
2. Реконструкция существующих домов с надстройкой мансард и капитальный ремонт существующих домов без надстройки с утеплением - за счет средств инвесторов и за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
3. Реконструкция внутренней инженерной инфраструктуры - за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (около 40%) и средств инвесторов (около 60%).
4. Реконструкция внешней инженерной инфраструктуры (на прирост площади) - за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств энергосберегающих предприятий и организаций.
5. Разработка нормативно-правовой документации, выполнение обследований кварталов и проектной документации по пилотным объектам - за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Кроме того, в бюджете Санкт-Петербурга необходимо предусмотреть средства в объеме 3757 млн.руб. на выдачу поручительств банкам на получение инвесторами кредитов (см. последний абзац приложения 4).
Привлечение кредитов банков под поручительство Санкт-Петербурга предусматривается не ранее 2003 года. Расходы на обеспечение исполнения обязательств по договору поручительства в бюджете Санкт-Петербурга предусматриваются начиная с 2004 года.
Данные по затратам бюджетных средств и средств инвесторов приведены в таблице 4 раздела 7 и приложениях 2 и 3. Все указанные суммы приведены по состоянию на 1 февраля 2000 г. и уточняются при разработке бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год.
Конкретные суммы затрат уточняются индивидуально по каждому реконструируемому кварталу с учетом объемов работ, состояния домов и инженерной инфраструктуры, финансовых возможностей организаций - учредителей Агентства, маркетинговой привлекательности квартала и т.д.
Кредитно-финансовый механизм программы призван обеспечить открытие кредитной линии на стартовом этапе реконструкции с последующим переходом к реконструкции на принципах самоокупаемости за счет прибыли от нового строительства, надстроек, экономии затрат на отопление и эксплуатацию ФПМС.
Агентства реконструкции и развития кварталов ФПМС привлекают дополнительные внебюджетные средства к реконструкции кварталов посредством:
- заключения договоров о целевых сбережениях с владельцами квартир и их объединениями;
- ипотечного кредитования.
Указанные действия будут производиться на основании действующего законодательства Российской Федерации на момент реализации программы.
5.3. Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционно-строительной деятельности представляет собой системную задачу, охватывающую основные сферы регулирования (градостроительства, земельные отношения, имущественные права, инвестиционная деятельность, информационное обеспечение), и одинаково актуально для нового строительства и реконструкции.
Регулирование деятельности по строительству и реконструкции путем ведомственных нормативно-правовых актов малоэффективно по результатам, характеризуется отсутствием сбалансированной системы правового регулирования и наличием противоречий, чревато бюрократизацией регулируемых отношений, недостаточно стабильно с точки зрения инвесторов и международных организаций, не подконтрольно общественности.
Нормативно-правовые механизмы реализации Программы должны строиться на разработке и принятии законов и обеспечивающих их действие нормативно-правовых актов, призванных, с одной стороны, защитить интересы города и пользователей жилищного фонда, с другой стороны, стимулировать всех участников реконструкции к активному поведению.
Необходимость расширения существующей нормативно-правовой базы для реализации Программы продиктована экономической целесообразностью проведения комплексной реконструкции территорий застройки 60-х годов на инвестиционных условиях, обеспечивающих стабильность, предсказуемость, оптимизацию градостроительной деятельности, защиту интересов граждан.
С этой целью в дополнение к действующим Законам Санкт-Петербурга:
"О налоговых льготах";
"Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 г. N 191-35 признан утратившим силу
"О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территориях Санкт-Петербурга", с учетом разрабатываемых в рамках Программы реконструкции центра Санкт-Петербурга проектов законов:
"О регулировании градостроительного развития в Санкт-Петербурге";
"О регулировании земельных отношений в Санкт-Петербурге";
"О порядке управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга", дополнительно в рамках настоящей Программы должны быть разработаны нормативно-дополнительные акты, касающиеся деятельности агентства реконструкции и развития территории, регламентирующие функции, организационно-правовые формы, порядок учреждения, полномочия, ответственность и контроль за деятельностью организаций, осуществляющих на инвестиционных условиях реконструкцию, эксплуатацию и развитие фонда и территорий.
Социальные гарантии собственников жилья обеспечиваются действующими нормами Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации.
Закон Санкт-Петербурга "Об энергосбережении в Санкт-Петербурге" в значительной степени будет способствовать активизации процесса реконструкции ФПМС в соответствии с основными направлениями экономической, технической и правовой политики в области энергосбережения в Санкт-Петербурге.
* Положение об агентствах реконструкции и развитию территорий, см. приложение 1 к распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 30.05.95 N 561-р "О правах и полномочиях агентств реконструкции и развития территорий"
6. Заказчик и исполнители Программы,
контроль за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Администрация Санкт-Петербурга.
Выполнение функций заказчика по разработке градостроительной документации по реконструкции ФПМС и территории застройки 60-х годов осуществляется Комитетом по градостроительству и архитектуре.
Управление и распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга в зонах реконструкции осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом.
Контроль за использованием земельных ресурсов реконструируемых территорий осуществляется Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, территориальными органами управления Администрации Санкт-Петербурга.
Направления финансовой, денежно-кредитной, инвестиционной политики реконструкции координируются Комитетом экономики и промышленной политики.
Бюджетно-финансовое обеспечение Программы и контроль за использованием бюджетных средств осуществляется Комитетом финансов.
Нормативно-правовое, нормативно-техническое и проектное обеспечение Программы в части бюджетного финансирования разрабатывается специализированными организациями и творческими коллективами на конкурсной основе.
Экспертиза градостроительной и проектной документации по реконструкции ФПМС осуществляется Управлением государственной вневедомственной экспертизы.
Осуществление строительства и реконструкции ведется специализированными строительными и ремонтно-строительными организациями, агентствами реконструкции и развития территорий.
Управление ходом реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется Комитетом по строительству, который ежегодно информирует Правительство Санкт-Петербурга о важнейших технических, экономических и социальных результатах реализации Программы.
7. Ожидаемые конечные результаты и эффективность
реализации Программы
Программа представляет собой крупнейший инвестиционный проект в реальном секторе жилищной экономики, с которым Санкт-Петербург вступит в третье тысячелетие и четвертое столетие своего существования.
Реконструкция ФПМС с утеплением зданий и установкой приборов учета энергоресурсов позволит существенно снизить энергозатраты на отопление зданий, перейти на бездотационное снабжение фонда теплом с одновременным улучшением микроклимата жилищ без повышения стоимости оплаты энергоресурсов для населения, что является важнейшим социально-экономическим результатом реконструкции.
Надстройка ФПМС снизит удельные затраты на утепление покрытий и ремонт кровли зданий, а также решит задачу "приращения" относительно недорогого жилья.
Уплотнение территорий, застроенных ФПМС, повышающее эффективность использования ценных в градостроительном отношении городских территорий, оснащенных развитой системой инженерного обеспечения, транспортного обслуживания и социальной инфраструктуры позволит получить дополнительное жилье различных уровней качества и коммерческой ценности, расширить налоговые поступления от недвижимости.
Эффективность реализации Программы в предлагаемых объемах, вариантах и соответствующих затратах характеризуется показателями, представленными в таблице 4.
Эффективность реализации Программы
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателей | Единица измерения |
Количество |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Общая площадь квартир после реконструкции территории |
млн.кв.м | 14,90 |
в том числе: | |||
новое строительство и надстройки | млн.кв.м | 6,00 | |
2 | Общая стоимость реконструкции | млрд.руб. | 50,09 |
в том числе бюджет Санкт-Петербурга | млрд.руб. | 5,88 | |
3 | Экономия территории под размещение экви- валентного количества жилья на новых территориях |
га | 1500 |
4 | Увеличение плотности застройки | раз | 1,65 |
5 | Создание рабочих мест (на срок 20 лет, в среднем в год) |
мест | 7800 |
6 | Возврат бюджетных средств | лет | 6 |
7 | Доход от строительной деятельности на тер- ритории реконструкции (отчисления), (в среднем в год) |
млн .руб./год | 469 |
8 | Снижение энергопотребления ФПМС | % | 50 |
9 | Годовая экономия тепловой энергии | млн.Гкал./год | 3,3 |
10 | Продление сроков экономически эффективной эксплуатации ФПМС |
лет | 40 |
11 | Сокращение эксплуатационных затрат в год после реконструкции |
млн.руб./год | 263 |
Снижение теплопотребления ФПМС, равнозначное снижению выбросов на источниках теплоснабжения, в совокупности с реконструкцией благоустройства территорий, формированием современной системы хранения и содержания автотранспорта составляет побочный, но существенно важный экологический эффект реконструкции.
Улучшение среды проживания должно явиться стимулом к ускорению приватизации жилищ, притоку инвестиций в реконструкцию, реформированию жилищно-коммунального хозяйства города.
В организационно-экономическом отношении реализация Программы позволит интенсифицировать инвестиционный процесс в реконструктивном секторе жилищной экономики, создать новые рабочие места, эффективные кредитно-финансовые механизмы и модели управления жилищным фондом, интенсифицировать ремонтно-строительное производство, рынок жилья и жилищных услуг, стимулировать экономическую заинтересованность и обеспечить защиту прав всех сторон, участвующих в процессе реконструкции и эксплуатации жилищного фонда.
Предусматриваемое Программой создание нормативной, организационной и технологической базы реконструкции ФПМС позволит создать задел для оперативного и эффективного перехода к реконструкции фонда и территорий последующих поколений индустриального домостроения.
На основании сопоставления расходов и предполагаемых доходов после завершения реконструкции ожидается положительный результат для инвесторов в размере 7400 млн. руб. или 16,7% от объема инвестиций, что позволяет сделать вывод об экономической целесообразности и привлекательности Программы для инвесторов (таблица 5).
Расчет экономической эффективности реализации Программы
Таблица 5
N п/п |
Расход (приход) | Измери- тель |
Количе- ство |
Цена 1 кв.м, руб. |
Сумма, млн.руб |
в том числе, млн. руб. |
|
Бюджет - Санкт- Петер- бурга |
инвесто- ры |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | Общие расходы на реконструкцию (приложение 3) |
- |
50085 |
5885 |
44200 |
||
Б | Приход | ||||||
1 | Выкуп права над- строек и нового строительства |
тыс.кв. м |
6000 |
328,5 |
1971 |
1971 |
- |
2 | Доход от продажи квартир: |
||||||
надстроек | тыс.кв. м |
450 |
8000* |
3600 |
- |
3600 |
|
новых домов | тыс.кв. м |
4800 |
10000* |
48000 |
- |
48000 |
|
Итого "Б" | млн. руб |
53571 |
1971 |
51600 |
|||
Разница | млн. руб |
+3486 |
-3914 |
+7400 |
* Рыночная цена продажи 1 кв. м общей площади квартир принята усредненной, исходя из оптимистической оценки спроса на жилье в районах реконструкции.
Положительный результат в целом от реализации Программы в сумме 3484 млн.руб. свидетельствует об экономической целесообразности реконструкции ФПМС в Санкт-Петербурге.
Экономический эффект от внебюджетных вложений в сумме 7400 млн. руб. или 16,7% от их объема делает Программу привлекательной для потенциальных инвесторов.
Бюджетные вложения в сумме 5885 млн. руб. окупятся частично за счет поступлений от выкупа прав инвесторов на осуществление строительства нового жилья в порядке уплотнения и надстроек в сумме 1971 млн. руб. или 33,5%, остальные 66,5% окупятся за счет снижения эксплуатационных расходов после реконструкции жилья, сокращения расхода тепловой энергии на отопление, а также за счет поступлений налогов от новой базы.
Ниже приводится расчет окупаемости бюджетных вложений в реконструкцию ФПМС:
3914 х 1,10
--------------------------------------------------------- = 5,89 года
8,9 х (15,85 х 1,05 х 1,778 + 24,47 х 1,609) + 5885 х 0,02
где:
15,85 x 1,05* - экономия трудозатрат с учетом общеплощадочных работ
при эксплуатации в руб/кв. м площади в год;
24,47 - экономия расхода тепла после реконструкции в руб/
кв. м площади в год;
0,02 - размер налога на имущество в год;
1,1 - коэффициент, учитывающий плату за кредит;
1,778 - коэффициент роста заработной платы от августа
1998 г. до 1 февраля 2000 г.
1,609 - коэффициент роста стоимости тепловой энергии в
тот же период.
* Экономия трудозатрат определена расчетом на основе данных Комитета по содержанию жилищного фонда.
<< Назад |
>> 2. Аналитический раздел Программы |
|
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2000 г. N 4 "О региональной программе реконструкции жилых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.