Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Региональной программе реконструкции
жилых домов первых массовых серий в
Санкт-Петербурге
Бизнес-план реконструкции пилотного квартала
1. Обоснование выбора объекта
Выбор пилотного объекта производился из группы кварталов первоочередной реконструкции по критериям, представленным в таблице 1
Таблица 1
Кварталы | Годы строитель- ства |
Серии | Доля ФПМС в заст- ройке, % |
Рейтинг серии по теп- лопоте- рям (место) |
Рейтинг инвес- тицион- ной привле- катель- ности (место) |
Стадия проработки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Квартал 9 За- паднее Вар- шаской желез- ной дороги |
1963- 1965 гг. |
ГИ | 97 | 1 | 1 | Технико-эконо- мические обос- нования рекон- струкции |
Квартал 5 Во- сточнее пр. Юрия Гагарина |
1960- 1965 гг. |
1лг-507 | 75 | 3 | 2 | Эскизные прора- ботки архитек- турных решений |
Кварталы 4-8 Дачного |
1963- 1965 гг. |
ГИ | 45-85 | 1 | 3 | I этап реализации |
Квартал 24 Малой Охты |
до 1960 г. | 1-335, 1-528 |
85 | 5,4 | 4 | Концепция реконструкции |
Кварталы 3-7 Ланское шоссе |
1960- 1965 гг. |
1-507, 1-528 |
70-90 | 3,4 | 1 | - |
Кварталы 9,11 82,85,86 Мос- ковского рай- она |
до 1960 г. | 1-528 | 46-50 | 4 | 1 | Концепция реконструкции |
Квартал 9 Западнее Варшавской железной дороги (далее - квартал 9 ЗВЖД) расположен в Московском районе в зоне высокой рыночной стоимости жилья и территорий, привлекательной для инвесторов.
Застройка квартала осуществлена в 1963 г. и на 97% состоит из 5-этажных крупнопанельных зданий серии ГИ, имеющих физический износ порядка 30%, наивысший по сравнению с остальными сериями уровень теплопотерь и технические возможности их снижения, в том числе посредством надстройки мансард без расселения жителей.
Благоприятные гидрогеологические условия и наличие территориальных резервов позволяют произвести уплотнение застройки квартала.
2. Общая информация об объекте
Территория квартала в красных линиях - 15,8 га. Число жилых домов в квартале-25, из них 5-этажных серии Г-2И, Г-3и-19 и 9-этажных серии Г-5 для одиноких и малосемейных - 6. Общий жилой фонд квартала составляет 67,8 тыс. кв. м, в том числе 57,7 тыс. кв. м - 5-этажные жилые дома. Число размещенных квартир - 1548, из них приватизированных - 322. Плотность населения квартала составляет 275 чел. на один гектар, что значительно ниже действующих норм (420-500 чел./га, СНиП 2.07.01-89, ВСН 1-89). Основные технико-экономические показатели квартала представлены в таблице 2.
3. Цели и концепции проекта
Основными целями проекта реконструкции пилотного квартала 9 ЗВЖД являются:
увеличение жилой площади за счет уплотнения застройки новыми жилыми домами и надстройки мансард в существующих 5-этажных зданиях;
сохранение существующего жилого фонда посредством проведения ремонтно-реконструктивных мероприятий;
энергосбережение посредством утепления зданий, модернизации инженерного оборудования зданий с установкой приборов учета энергоресурсов;
модернизация инженерной инфраструктуры и благоустройства квартала.
Основные технико-экономические показатели
квартала 9 ЗВЖД
Таблица 2
Наименование показателей | Единица измерения |
По факти- ческо- му со- стоя- нию |
После реконст- рукции квартала вар.1 ------ вар.2 |
По нормативу ВСН 1-89, СНиП 2.07.01-89 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Площадь квартала в крас- ных линиях |
га | 15,8 | 15,8 | |
в том числе: | ||||
Территория микрорайонного значения |
га | 13,8 | 14,6 ----- 14,6 |
|
площадь застройки | га | 2,63 | 2,77 ----- 2,87 |
|
площадь асфальтовых покры- тий, в т.ч. автостоянок |
га | 2,17 | 4,2 ----- 4,4 |
|
площадь зеленых насаждений в расчете на 1 человека |
га кв.м |
9,0 20,9 |
7,63 ----- 7,33 15,0 ----- 13,6 |
6 кв.м/чел. |
2. Общая площадь размещен- ного жилого фонда |
тыс.кв.м | 67,8 | 92,2 ----- 97,2 |
|
3. Население квартала | тыс.чел. | 4,3 | 5,1 ----- 5,4 |
|
4. Плотность жилого фонда "брутто" |
кв.м/га | 4913 | 6315 ----- 6657 |
|
5. Плотность населения | чел./га | 312 | 349 ----- 370 |
|
6. Количество квартир в квартале, всего |
шт./% | 1548 | 1920/100 | |
100 | 2028/100 | |||
в том числе: | ||||
1-комнатные квартиры | шт./% | 115 | 288/15 | |
7 | 349/17 | |||
2-комнатные квартиры | шт./% | 205 | 268/14 | |
13 | 325/16 | |||
3-комнатные квартиры | шт./% | 574 | 682/35,3 | |
37 | 700/35 | |||
4-комнатные квартиры | шт./% | 644 | 672/35 | |
42 | 644/32 | |||
5-комнатные квартиры | шт./% | 10 | 10/0,5 | |
1 | 10/1 | |||
7. Обеспеченность объектами культурно-бытового назначе- ния (по данным проекта застройки) |
||||
магазинами продовольствен- ной торговли |
кв.м торг.пл. | 148 | 125 | 65 |
1000 жит. | 118 | |||
магазинами непродовольст- венной торговли |
кв.м торг.пл. | 148 | 125 | 35 |
1000 жит. | 118 | |||
общественного питания | пос. мест | 108 | 92 | 12 |
1000 жит. | 86 | |||
бытового обслуживания | раб. мест | 23 | 19 | 1,37 |
1000 жит. | 18 | |||
детскими дошкольными учреж- дениями |
мест | 84 | 71 | 77 |
1000 жит. | 67 | |||
школами | мест | 223 | 188 | 153 |
1000 жит. | 178 |
Основным принципом проектного предложения по реконструкции квартала является уплотнение застройки по двум вариантам (рис. 1, 2):
Вариант 1 - тремя отдельно стоящими двухсекционными 10-этажными жилыми зданиями в крупнопанельном исполнении.
Вариант 2 - двумя отдельно стоящими зданиями и двумя кирпичными зданиями-вставками, пристроенными к торцам существующих 5-этажных зданий. В данном случае необходима реконструкция восьми торцевых секций существующих жилых домов (закладка оконных проемов в торцах и устройство новых проемов по фасадам торцевых секций).
Данные о площади существующих зданий, надстройки и объектов нового строительства, в том числе по вариантам, приведены в таблице 3.
____________
Рис. 1. Схема реконструкции квартала 9 Западнее Варшавской ж.д. Вариант 1.
Рис. 2. Схема реконструкции квартала 9 Западнее Варшавской ж.д. Вариант 2.
Площадь существующих жилых домов, объектов
строительства и надстройки в квартале 9 ЗВЖД
Таблица 3
N корп |
Тип | Этаж- ность |
Полезная площадь, кв.м | Итого, кв. м | ||||
Сущест- вующие здания |
Надст- ройка |
Новое строи- тельство |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
2 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
3 | ГИ-2И | 5 | 2431,3 | 486,3 | - | - | 2917,6 | 2917,6 |
4 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
5 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
6 | ГИ-2И | 5 | 2431,3 | 486,3 | - | - | 2917,6 | 2917,6 |
7 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
8 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
9 | ГИ-2И | 5 | 2431,3 | 486,3 | - | - | 2917,6 | 2917,6 |
10 | ГИ-2И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
11 | ГИ-3И | 5 | 2431,3 | 486,3 | - | - | 2917,6 | 2917,6 |
12 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
13 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
14 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
15 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
16 | ГИ-3И | 2 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
17 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
18 | ГИ-2И | 5 | 2431,3 | 486,3 | - | - | 2917,6 | 2917,6 |
19 | ГИ-3И | 5 | 3156,9 | 631,4 | - | - | 3788,3 | 3788,3 |
20 | Г-5 | 9 | 1920,9 | - | - | - | - | - |
21 | Г-5 | 9 | 1920,9 | - | - | - | - | - |
22 | Г-5 | 9 | 1920,9 | - | - | - | - | - |
23 | Г-5 | 9 | 1920,9 | - | - | - | - | - |
24 | Г-5 | 9 | 1920,9 | - | - | - | - | - |
25 | Г-5 | 9 | 1920,9 | - | - | - | - | - |
26 | Из изделий ДСК-3 |
10 |
- |
- |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
27 | Из изделий ДСК-3 |
10 |
- |
- |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
28 | Из изделий ДСК-3 |
10 |
- |
- |
5000 |
- |
5000 |
- |
29 | Инд. кирп. | 10 | - | - | - | 5000 | - | 5000 |
30 | Инд. кирп. | 10 | - | - | - | 5000 | - | 5000 |
Всего | 67878,5 | 11271,5 | 13000 | 18000 | 92150 | 97150 |
4. Инвестиции в реализацию реконструкции
пилотного квартала
Реконструкция пилотного квартала требует инвестиций в объеме 231 млн. руб.* и предусматривает следующие затраты:
1. Реконструкция жилых домов серии ГИ и Г-5, общей
площадью 67,8 тыс. кв. м, в сумме - 70,1
2. Надстройка мансард в домах серии ГИ, общей площадью
11,3 тыс. кв. м - 33,9
13 тыс. кв.м 78,1
3. Новое строительство в порядке уплотнения ------------ - -----
18 тыс. кв.м 107,0
(числитель для варианта 1, знаменатель - вариант 2)
49,0
4. Реконструкция инженерного обеспечения и благоустройства - ------
53,0
вариант 1 231,0
Итого: --------- - ------
вариант 2 264,0
* Здесь и до конца раздела цены указаны по состоянию цен на 1
февраля 2000 г.
5. План реконструкции пилотного квартала, график
инвестиций со структурой финансирования
Таблица 4
Год | Число зданий |
Общая площадь квартир, кв.м |
Стоимость, млн. руб. | |
Затраты общие | в том числе бюджетные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2001 | 2 | 7000 | 9 | 9 |
2002 | 6 | 16000 | 22 | 22 |
2003 | 20 | 69200 | 200 | 7 |
2 | 74200 | 233 | 11 | |
Итого: | 28 | 92200 | 231 | 38 |
29 | 97200 | 264 | 42 |
6. Сравнение вариантов реконструкции
пилотного квартала*
Финансовый анализ показал, что вариант 1 более предпочтителен для инвестора,т.к. имеет:
меньший максимальный дефицит денежных средств;
меньшие сроки завершения строительства и окончания продаж;
более высокую прибыльность, приходящуюся на 1 кв. м общей площади квартир.
Кроме того, вариант 2 имеет следующие недостатки:
коммерческую непривлекательность 40 квартир, примыкающих к торцам существующих панельных зданий;
необходимость дополнительных материальных и организационных затрат на переселение жителей торцевых секций, предоставления им маневренной площади на период переустройства оконных проемов и перепланировок квартир;
усложнение проектных решений и условий производства работ.
В связи с вышеизложенным все дальнейшие расчеты произведены на основании варианта 1.
* Маркетинговый и финансовый анализ вариантов производился ОАО "Петербургстрой"
7. Экономическая эффективность реконструкции
пилотного квартала 9 ЗВЖД по варианту 1
В условиях острого дефицита бюджетных средств и низкой платежной способности населения экономически оправданная реконструкция ФПМС возможна только при условии комплексного подхода, предполагающего наряду с реабилитацией существующего ФПМС возведение надстроек и строительство нового жилья в порядке уплотнения.
Исходя из этого реконструкция квартала 9 ЗВЖД характеризуется следующим:
Существующий ФПМС - 67,9 тыс.кв.м (100%)
из них:
капитально ремонтируется и утепляется - 11,5 тыс.кв.м (17%)
реконструируется с надстройкой мансард - 56,4 тыс.кв.м (83%)
Возводится дополнительно:
надстройка мансард - 11,3 тыс.кв.м
новые дома в порядке уплотнения - 13,0 тыс.кв.м
Общая площадь жилого фонда после реконструкции -92,2 тыс.кв.м
Плотность застройки увеличивается - на 35,8%
На реконструкцию квартала потребуются инвестиции
в сумме - 231,0 млн. руб.
в том числе бюджет Санкт-Петербурга - 38,0 млн. руб.
Потребность в инвестициях покрывается в основном доходом от продажи на рынке дополнительной площади с положительным результатом для инвесторов в размере 33,5 млн. руб. (17,3%), что является привлекательным и экономически оправданным для ведения реконструкции ФПМС за счет внебюджетных средств.
Бюджетная составляющая необходимых инвестиций включает в себя затраты на капитальный ремонт с утеплением существующего фонда без настроек, реконструкцию внутренней инженерной инфраструктуры для всего ФПМС в квартале, а также затраты по внешней инженерной инфраструктуре на прирост жилья в результате реконструкции.
Бюджетные инвестиции в сумме 7,97 млн.руб. покрываются поступлениями от выкупа инвесторами права надстроек и нового жилья.
Дефицит бюджетных средств в сумме 30,0 млн. руб. окупается в 6-летний срок за счет сокращения эксплуатационных затрат после реконструкции, увеличения налогооблагаемой базы, сокращения расходов тепловой энергии на отопление согласно данным таблицы 5 и расчету окупаемости бюджетных средств.
Расчет
окупаемости средств бюджета Санкт-Петербурга для
реализации реконструкции пилотного квартала
Таблица 5
N п/п |
Виды расходов (доходов) |
Единица измере- ния |
Количе- ство |
Цена | Сумма, тыс.руб |
в том числе, тыс. руб. |
|
Бюджет Санкт- Петер- бурга |
инвесто- ры |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | Расход (объем необходимых инвестиций) |
тыс.руб. |
231000 |
38000 |
193000 |
||
в том числе: | |||||||
1 | реконструкция без надстроек (капитальный ремонт с утеплением) |
тыс.кв.м |
11,525 |
1200 |
13830 |
13830 |
- |
2 | реконструкция инженерной инфраструктуры: |
||||||
3 | внутренней | тыс.кв.м | 92,150 | 455 | 37378 | 16889 | 20489 |
4 | внешней (на при- рост площади) |
тыс.кв.м |
24,272 |
300 |
7281 |
7281 |
- |
Б | Приход от реализации |
||||||
1 | Выкуп права над- стройки и нового строительства |
тыс.кв.м |
24,272 |
328,5 |
7973 |
7973 |
- |
2 | Доход от продажи надстроек |
тыс.кв.м |
11,272 |
8000 |
90176 |
- |
90176 |
3 | То же, от прода- жи нового жилья |
тыс.кв.м |
13,000 |
10500 |
136500 |
- |
136500 |
Итого "Б" | тыс.руб. | 234649 | 7973 | 226500 | |||
Разница "А"-"Б" | тыс.руб. | +3473 | -30027 | +33500 |
Положительный результат в сумме 3473 тыс. руб. подтверждает экономическую целесообразность реконструкции квартала.
Экономический эффект от реализации реконструкции пилотного квартала для инвесторов определился в сумме 33500 тыс. руб. или 17,3% от объема капитальных вложений, что должно быть привлекательным для потенциальных инвесторов.
Дефицит бюджетных средств в сумме 30027 тыс. руб. после реализации реконструкции ФПМС площадью 67,9 тыс. кв. м окупится с учетом возможных рисков в течение 6 лет:
30027 х 1,1 33027
---------------------------------------------- = -------- = 6,06 лет
67,9х(15,85х1,05х1,778+24,47х1,609)+38000х0,02 4682+760
где:
1,1 - коэффициент, учитывающий ставку кредита в размере 10%;
15,85 руб. - экономия трудозатрат в эксплуатации на 1 кв.м площади
в год;
1,05 - коэффициент, учитывающий общеплощадочные затраты;
24,47 - экономия тепловой энергии в руб./кв. м в год;
0,02 - налог на имущество;
38000 - новая налогооблагаемая база;
1,778 - коэффициент роста заработной платы на 1 февраля 2000 г.;
1,609 - коэффициент роста стоимости тепловой энергии на
1 февраля 2000 г.
Дефицит средств инвесторов в начальной стадии осуществления проекта составляет 28,7 млн. руб. (в т.ч. 20,5 млн. руб. - на реконструкцию внутренней инженерной инфраструктуры и 8,2 млн.руб. - на надстройки и новое строительство) или 17% от вкладываемых ими средств и покрывается из собственных средств инвесторов в сумме 14,3 млн. руб. (8,5% от затрат) и кредитными средствами, привлекаемыми под гарантии города на сумму 14,4 млн. руб. (8,5% от затрат). Данный процент затрат инвестора, покрываемых кредитными средствами, которые привлекаются под гарантии города, можно ориентировочно принять для предварительной оценки величины финансового бремени (государственного долга бюджета Санкт-Петербурга), возникающего в ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.