Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Губернатора
Ленинградской области
(приложение 2)
Региональная целевая Программа водоохранных и водохозяйственных
работ в Ленинградской области на 2000 год
Паспорт
региональной целевой Программы водоохранных и водохозяйственных
работ в Ленинградской области на 2000 год
Полное наименование программы |
Региональная целевая Программа водоохранных и во- дохозяйственных работ в Ленинградской области на 2000 год |
Основание для разработки |
Постановление Правительства Ленинградской области от 15 октября 1996 года N 449 "Об утверждении Ос- новных направлений водоохранных и водохозяйствен- ных работ в Ленинградской области на период до 2005 года" |
Срок реализации про- граммы |
2000 год |
Цель программы | Повышение эффективности функционирования водохо- зяйственного комплекса Ленинградской области, поз- воляющего обеспечить восстановление и поддержание экологически безопасного состояния водных объектов и защиту от вредного воздействия вод |
Основные задачи про- граммы |
Определение комплекса водоохранных и водохозяйс- твенных мероприятий с указанием сроков их реализа- ции, объемов и источников финансирования |
Мероприятия програм- мы |
Строительство, расширение, реконструкция и ремонт канализационных систем в целях предотвращения заг- рязнения поверхностных водных объектов; разработка проектно-сметной документации и выпол- нение проектно-конструкторских работ по водоохран- ной и водохозяйственной тематике; внедрение разработанной законодательной, норматив- но-правовой и методической базы в сфере водоохран- ной и водохозяйственной деятельности |
Объем финансовых ре- сурсов, запланиро- ванных по программе |
12,2 миллиона рублей: 4,75 миллиона рублей - областной бюджет (целевой бюджетный фонд); 4,3 миллиона рублей - бюджеты муниципальных обра- зований; 3,15 миллиона рублей - прочие источники |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Реализация программы позволит: осуществить подго- товительные работы по строительству канализацион- ных очистных сооружений (КОС) в городе Приморске; завершить основные строительно-монтажные работы (СМР) по восстановлению канализационного коллекто- ра КОС в городе Кировске; продолжить работы первой очереди реконструкции и технического перевооружения канализационных очист- ных сооружений в городе Луге; приступить к разработке региональной целевой прог- раммы "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов и ценных в хозяйственном отно- шении земель Ленинградской области" |
Разработчик програм- мы |
Департамент природопользования и экологической бе- зопасности комитета по экономике и инвестициям Ле- нинградской области совместно с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением |
Стоимость разработки программы |
- |
Представитель заказ- чика программы |
Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Исполнитель програм- мы |
Невско-Ладожское бассейновое водное управление |
Фамилия, имя, отче- ство, должность, те- лефон руководителя программы |
Ксенофонтов Алексей Валентинович - заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области - начальник департамента природопользования и экологической безопасности; телефон 274-93-81 |
Постановление об ут- верждении программы |
Постановление Губернатора Ленинградской области от 11 мая 2000 года N 199-пг |
Система организации контроля за выполне- нием программы |
Оперативный контроль за выполнением программы осу- ществляется комитетом финансов Ленинградской об- ласти и комитетом по экономике и инвестициям Ле- нинградской области |
Анализ ситуации, обоснование целей и задач программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование необходимости
программно-целевой проработки проблемы
Водные ресурсы являются важнейшим достоянием Ленинградской области. Многочисленные реки и озера интенсивно используются в целях водоснабжения, водоотведения, судоходства, рыболовства, рекреации, выработки электроэнергии. Однако в настоящее время качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Большинство водных объектов Ленинградской области, несмотря на спад промышленного производства и уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, по-прежнему характеризуются как грязные или умеренно грязные. В отдельных районах качество вод ухудшается. Практически во всех крупных реках области (Нева- в пределах города Кировска, Мга, Свирь, Паша, Волхов, Луга и др.) зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации основных массово измеряемых элементов. Сбрасываемые стоки не очищаются до нормативных показателей вследствие несовершенства технологии очистки и конструкции очистных сооружений, их перегрузки, неудовлетворительного технического состояния, низкого уровня эксплуатации и крайне медленного ввода новых мощностей.
Существенным фактором, обусловливающим загрязнение водной среды, является практически повсеместное несоблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранных и санитарно-защитных зонах.
Причины ухудшения качества вод появились в 70-80-х годах, когда Ленинградская область испытывала бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, рост населения и урбанизацию сельских населенных пунктов. В этот период крупными очагами загрязнения водных объектов области стали промышленные центры - города Кириши, Кировск, Светогорск, Волхов, Пикалево, Выборг, Луга, Кингисепп, Сясьстрой, Гатчина, Сосновый Бор и животноводческие комплексы-гиганты - "Восточный", "Спутник", "Пашский", птицефабрика "Синявинская". Источниками загрязнения были сосредоточенные сбросы недоочищенных сточных вод промышленных предприятий и коммунального хозяйства, рассеянный ливневый сток с территорий населенных пунктов, поверхностный и дренажный сток талых вод с сельскохозяйственных полей и животноводческих объектов.
На пригородные районы отрицательное влияние оказывает загрязненный атмосферный воздух Санкт-Петербурга, распространяющийся в радиусе 100-120 километров, достигая акваторий Ладожского озера и Финского залива. Кроме загрязняющих веществ (пыль, диоксид азота, соединения серы, формальдегид, фенол) от предприятий промышленности и топливно-энергетического комплекса, а также автотранспорта, в пределах области осаждается около 16 тысяч тонн закисляющих веществ. В целом на территорию Ленинградской области вследствие трансграничного переноса в пределах европейского континента попадает более 840 тысяч тонн загрязняющих веществ (в основном из Эстонии, Польши и Финляндии).
По условиям образования стока водная система Ленинградской области в отличие от других водных систем занимает средние и конечные звенья, принимая водные ресурсы, качество которых уже сформировалось в соседних регионах. Так, сток реки Волхов поступает из Новгородской области, реки Нарва - из Псковской области и Эстонии, реки Вуокса и пограничных рек - из Финляндии, реки Свирь - из Карелии.
В результате повсеместного ухудшения экологической обстановки и сильного, особенно бактериального загрязнения поверхностных и подземных вод условия водопользования резко осложнились.
До сих пор остается нерешенной проблема строительства, реконструкции, расширения и ремонта канализационных очистных сооружений и канализационных сетей населенных пунктов области. В крупных городах, районных центрах области - Волхове, Кировске, Бокситогорске, Шлиссельбурге канализационные очистные сооружения не могут обеспечить эффективной очистки сточных вод вследствие их избыточного объема. Особенно сложная ситуация в сельских населенных пунктах, где очистные сооружения не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии по социально-экономическим причинам. Массовая передача очистных сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммуиального хозяйства, проведенная в 1996-1997 годах, еще более усугубила эту ситуацию из-за отсутствия необходимого финансирования.
В современных условиях, несмотря на повсеместный спад производства и связанное с ним сокращение объема выбросов и сбросов, улучшения экологической обстановки также не происходит. В незамедлительном решении водоохранных проблем в первую очередь нуждаются районы, относящиеся к бассейну собственного водосбора: реки Нева на участке от истока до Санкт-Петербурга (Всеволожский и Кировский районы), реки Вуокса, низовий рек Волхов и Луга, Выборгского залива и Невской губы (Ломоносовский, Выборгский и другие районы), Ладожского озера.
Актуальность изложенных проблем обусловила необходимость разработки региональной целевой Программы водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области.
1.2. Цели и задачи, решаемые в рамках программы
Стабилизация социально-экономического положения Ленинградской области невозможна без стабильности отрасли "Водное хозяйство". Хозяйство области и ее население ежегодно несут огромные убытки в результате вредного воздействия вод, подтопления и затопления территорий во время весенних и летне-осенних паводков. Чрезвычайную опасность представляет часть гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии, в частности каскад малых гидроэлектростанций на реке Оредеж, где текущие и капитальные ремонты не выполнялись более 40 лет. Это обстоятельство привело в июле 1998 года к прорыву Вырицкой плотины и полной сработке ее водохранилища.
Настоящая программа направлена на комплексную поэтапную реализацию водоохранных, водохозяйственных и организационных мероприятий, обеспечивающих:
восстановление и поддержание экологически безопасного состояния водных объектов, в большинстве своем являющихся источниками питьевой воды;
обеспечение надежной защиты населения от вредного воздействия вод, прежде всего подтопления и затопления ценных в хозяйственном отношении территорий.
Основная задача программы - определение комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий с указанием срока их реализации, объемов и источников финансирования.
Предусмотренные программой мероприятия включают:
строительство, расширение, реконструкцию и ремонт канализационных систем в целях предотвращения загрязнения вод;
выполнение работ по оздоровлению и упорядочению охраны малых рек;
строительство, восстановление и капитальный ремонт гидротехнических сооружений для регулирования уровня воды водных объектов;
совершенствование законодательной, нормативно-правовой и методической базы водоохранной и водохозяйственной деятельности;
проведение научных исследований и разработку проектной документации по водоохранной и водохозяйственной тематике региона.
1.3. Связь программы с другими социально-экономическими
программами Правительства Ленинградской области
Настоящая программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими, действующими на территории Ленинградской области федеральными и региональными целевыми программами: "Комплекс водоохранных мероприятий по защите бассейна Балтийского моря от загрязнений", "Возрождение Волги", "Социально-экономическое развитие приграничных районов Ленинградской области", "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой".
2. Обоснование мероприятий программы.
Необходимое ресурсное обеспечение
2.1 План реализации мероприятий и финансирование программы
Реальная возможность выполнения водоохранных и водохозяйственных работ появилась в связи с принятием Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" от 16 мая 1998 года N 71-ФЗ и областного закона "О плате за пользование водными объектами на территории Ленинградской области" от 29 июня 1999 года N 42-оз.
Согласно Федеральному закону "О внесении дополнения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" от 30 марта 1999 года N 54-ФЗ плата за пользование водными объектами поступает в доходную часть бюджета начиная со 2 апреля 1999 года.
В соответствии с областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2000 год" от 31 декабря 1999 года N 64-оз на реализацию водоохранных и водохозяйственных работ предусмотрено 4,75 миллиона рублей.
План реализации мероприятий программы приведен в приложении 2 к настоящей программе.
2.2. Социально-эколого-экономическая эффективность выполнения
водоохранных и водохозяйственных работ
Важнейшими характеристиками водоохранных и водохозяйственных мероприятий являются затраты и результаты реализации.
Затраты - выраженный в денежной (стоимостной) форме расход или использование материальных, трудовых и природных ресурсов или активов (фондов), необходимых для осуществления тех или иных мероприятий. Различают два вида затрат - капитальные (единовременные) и текущие (эксплуатационные).
Результаты реализации водоохранных и водохозяйственных мероприятий - это прямые и косвенные последствия (включая и отрицательные) их влияния на общественное производство, здоровье и благосостояние населения, эффективность использования водных объектов и других ресурсов хозяйственной или иной деятельности человека. Разделяются результаты на три основных вида - экономические, социальные и экологические.
Экономические результаты - прямые и косвенные последствия осуществления водоохранных и водохозяйственных мероприятий по характеру изменения затрат в отраслях общественного производства, включая промышленность, гидроэнергетику, водный транспорт, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, жилищно-коммунальный сектор.
Социальные результаты - последствия воздействия водоохранных и водохозяйственных мероприятий на здоровье и благосостояние населения.
Экологические результаты - влияние водоохранных и водохозяйственных мероприятий на изменение качественных и количественных характеристик водных объектов и других элементов или комплексов окружающей природной среды.
Определение социально-эколого-экономической эффективности водоохранных и водохозяйственных мероприятий предполагает сопоставление результатов их реализации и соизмерения произведенных затрат в целях достижения поставленных в программе задач. Как показал анализ представленной заказчиком информации, результаты реализации мероприятий программы в основном носят социальный и экологический характер, что не позволяет применить непосредственно числовое выражение. Поэтому определение социально-эколого-экономической эффективности водоохранных и водохозяйственных мероприятий основывается на нечисловой, а следовательно, недостаточно точной и полной информации, формируемой экспертами.
Из модификаций общей схемы был выбран метод сводных показателей, заключающийся в обобщении многих оценок экспертного характера в единую, представляющую собой сводный показатель, характеризующий выполнение мероприятий.
Результаты интегральной оценки экологической напряженности (приложение 1 к настоящей программе) позволяют отметить максимальную степень экологической напряженности во Всеволожском районе (три из пяти самых высоких пофакторных оценок) и Кировском районе (две из пяти оценок), высокую степень - в Ломоносовском, Гатчинском и Лужском районах (по одной из пяти оценок). С учетом комплексной оценки состояния поверхностных и подземных вод к этой группе следует также отнести Волосовский и Выборгский районы.
Необходимо отметить, что в перспективе (до 2005 года) природная среда области может подвергнуться еще более сильному техногенному воздействию, так как в новых геополитических условиях роль Ленинградской области в экономике России резко возрастет. Кроме того, Ленинградская область принимает на себя функции транспортной артерии России. Наиболее значимой является проблема строительства новых портов на Финском заливе с подводящими к ним нефтепроводами и обустройством автомобильных и железнодорожных подходов, а также подходов к портам Высоцк и Выборг.
Таким образом, перспективы развития экономики области станут дополнительным фактором усиления антропогенной нагрузки на ее окружающую среду в целом и на водную в частности. Высокая экологическая напряженность в районах не только сохранится, но и, по-видимому, возрастет.
На основе изложенного сформировался перечень районов, нуждающихся в приоритетном выполнении водоохранных мероприятий: 1 - Всеволожский, 2 - Кировский, 3 - Ломоносовский, 4 - Гатчинский, 5 - Лужский, 6 - Выборгский, 7 - Тосненский, 8 - Волосовский, 9 - Сланцевский, 10 - Кингисеппский. В остальных семи районах сохранится экологическая обстановка, степень напряженности которой характеризуется как слабая и низкая.
3. Состав, функции и полномочия участников реализации программы
3.1. Формы и методы управления программой
Для обеспечения финансирования водоохранных и водохозяйственных мероприятий, предусмотренных программой, создается целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов (далее - фонд), который формируется за счет зачисляемой в доход областного бюджета платы за пользование водными объектами в размере 50 процентов суммы платежей, а также возврата бюджетной ссуды, выданной из его средств. Средства фонда аккумулируются на специально открываемом областном счете.
Порядок использования средств фонда определен в Положении о целевом бюджетном фонде восстановления и охраны водных объектов. В соответствии с ним финансирование может осуществляться как на безвозвратной основе, так и путем предоставления бюджетной ссуды из средств фонда в зависимости от вида водоохранных работ (возвратная основа).
Программа на каждый текущий год утверждается постановлением Правительства Ленинградской области. Контроль за использованием средств осуществляет Правительство Ленинградской области в лице комитета финансов и комитета по экономике и инвестициям. Невско-Ладожское бассейновое водное управление заключает в установленном законом порядке соглашение с Правительством Ленинградской области, определяющее порядок и последовательность перечисления средств фонда на реализацию мероприятий согласно графику работ.
Учет средств фонда и финансирование расходов осуществляет в установленном порядке комитет финансов Ленинградской области.
3.2. Основной исполнитель программы
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 года N 588 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" на его территориальные специально уполномоченные органы возложены функции государственного заказчика на проведение проектных и строительных работ в сфере водного хозяйства.
В соответствии с заключаемым с Правительством Ленинградской области соглашением Невско-Ладожское бассейновое водное управление финансируется из средств целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов Ленинградской области и осуществляет реализацию мероприятий программы на текущий год.
Отчет о расходовании средств фонда за истекший финансовый год представляется в Законодательное собрание Ленинградской области (для выделения средств на очередной финансовый год).
3.3. Формы взаимодействия участников реализации программы
Основными участниками реализации программы являются Правительство Ленинградской области в лице комитета финансов Ленинградской области и комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области, с одной стороны, и Невско-Ладожское бассейновое водное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации - с другой.
Формы взаимодействия сторон оговариваются в соглашении, заключаемом в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.