Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Северо-Западного
таможенного управления РФ
Инструкция
по организации взаимодействия таможенных постов,
структурных подразделений таможенных органов СЗТУ России
в выявлении, расследовании и раскрытии преступлений по фактам
уклонения от уплаты таможенных платежей и другим преступлениям,
отнесенным к компетенции таможенных органов
1. Общие положения
1.1. Основные задачи взаимодействия:
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по собираемости таможенных платежей и пополнению доходной части федерального бюджета путем недопущения, своевременного выявления и раскрытия преступлений в таможенной сфере;
- обеспечение проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступления;
- всестороннее, полное и объективное расследование преступлений; своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
- осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного государству преступными действиями виновных лиц;
- установление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и их устранение.
1.2. Нормативно-правовая основа взаимодействия:
- Конституция Российской Федерации;
- уголовное, уголовно-процессуальное и таможенное законодательство Российской Федерации;
- законодательство, регулирующее проведение оперативно-розыскной деятельности;
- международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия таможенных и других правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
- правовые акты ГТК, СЗТУ России, СЗОТ и настоящая инструкция.
1.3. Основные принципы взаимодействия:
- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
- комплексное использование сил и средств таможенных органов региона;
- персональная ответственность дознавателя, руководителей оперативных подразделений, заместителей начальников таможен по правоохранительной работе за проведение и результаты следственных действий и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- руководствуясь законом, дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности;
- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения о возбуждении уголовного дела.
1.4. Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ), которую возглавляет сотрудник отдела (отделения) дознания таможни.
Следственно-оперативная группа подразделяется на следующие виды:
1.4.1. Дежурная СОГ (при дежурной части) - обеспечивает немедленное реагирование в течение дежурных суток на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по "горячим следам" по преступлениям, деятельность органов дознания по которым регулируется ст.119 УПК РСФСР. Ее состав формируется из числа дознавателей (старший группы), сотрудников оперативно-розыскных отделов, экспертно-криминалистических и, при необходимости, других структурных подразделений таможенных органов.
Необходимость создания дежурной СОГ, количество ее членов, график дежурств определяется начальником таможенного органа, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.
1.4.2. Целевая (временная) СОГ - деятельность органов дознания в соответствии со ст.119 УПК РСФСР по расследованию и раскрытию групповых преступлений, в результате которых государству причинен значительный ущерб;
1.4.3. Совместная СОГ (бригада) - деятельность органа дознания в соответствии со ст.120 УПК РСФСР по расследованию и раскрытию наиболее сложных преступлений, предусмотренных ч.2 ст.194 УК РФ.
Ее состав формируется из числа дознавателей (один из которых является старшим группы). В состав группы, по необходимости, могут включаться сотрудники оперативно-розыскных и других подразделений таможенного органа, а также иных правоохранительных органов.
Создание группы и ее деятельность осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Работа совместной СОГ (бригады) не ограничивается конкретными сроками и может продолжаться в течение всего времени нахождения уголовного дела в производстве таможенного органа.
1.4.4. В зависимости от количества имеющихся в отделе дознания таможенного органа материалов с признаками уголовных преступлений, а также уголовных дел, находящихся в производстве отдела дознания, для работы по конкретным уголовным делам в СОГ временно могут включаться сотрудники других структурных подразделений таможни, имеющие соответствующее образование и опыт работы следователя или дознавателя. Основанием для включения в состав СОГ таких сотрудников является приказ начальника таможенного органа, подготовленный по рапорту начальника отдела дознания, согласованного с заместителем начальника таможни по правоохранительной работе.
Сотрудники других структурных подразделений, временно включенных в состав СОГ, непосредственно подчиняются начальнику отдела дознания, по его распоряжению работают либо самостоятельно, либо под руководством наставников из числа дознавателей.
2. Взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений
2.1. Сотрудник таможенного поста, структурного подразделения таможенного органа:
2.1.1. О каждом случае обнаружения нарушений таможенных правил, с признаками преступления, дознание по которому отнесено к компетенции таможенных органов, в соответствии с требованием ст.299 ТК РФ составляет протокол о нарушении таможенных правил.
При этом в описательной части протокола в соответствии с ч.2 ст.300 ТК РФ дается описание выявленных признаков преступления и его квалификации, по соответствующей статье УК РФ.
Экземпляр такого протокола направляется в отдел дознания вместе с необходимыми материалами для проверки в порядке ст.109 УПК РСФСР.
В случае возбуждения уголовного дела, дело о НТП прекращается в порядке ст.291 ТК РФ.
2.1.2. О выявленном нарушении с признаками преступления немедленно сообщает дежурному по таможенному органу, а также, в отдел (отделение) дознания и оперативное подразделение.
2.1.3. Обеспечивает сохранность документов, представленных для таможенного оформления товаров, транспортных средств, выясняет установочные данные лиц, оформлявших данные товары и транспортные средства.
2.1.4. При необходимости принимает меры к охране места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.
2.1.5. Принимает иные меры по согласованию с отделом (отделением) дознания.
2.1.6 По прибытии СОГ исполняет указания руководителя группы.
2.2. Дежурный по таможенному органу:
2.2.1. Незамедлительно организует выезд на место происшествия дежурной следственно-оперативной группы, обеспечив ее средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно.
2.2.2 В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия дополнительных сил и средств для раскрытия преступлений "по горячим следам".
2.2.3. Поддерживает связь с СОГ для получения постоянной информации об оперативной обстановке для принятия дополнительных мер. По запросам руководителя СОГ организует получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление сотрудникам СОГ.
2.2.4. По указанию начальника органа дознания (начальника таможни) либо его заместителя по правоохранительной работе о совершенном преступлении ориентирует другие таможенные и правоохранительные органы.
2.2.5. О совершенном преступлении и выезде СОГ незамедлительно докладывает начальнику таможенного органа. В последующем информирует их о результатах работы следственно-оперативной группы.
2.3. Дознаватель:
2.3.1. Осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие документов, товаров и других следов преступления, формирование доказательственной базы.
Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действие дознавателя на месте происшествия.
Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения руководителя СОГ.
2.3.2. Через дежурного по таможенному органу привлекает к участию в работе СОГ специалистов различного профиля таможенного органа либо других ведомств, а также иных лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства.
2.3.3. Совместно с членами СОГ изучает первоначальные материалы, изъятые документы, товары и транспортные средства и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.
2.3.4. Дает поручения членам СОГ о производстве розыскных и поисковых мероприятий, а также получении объяснений у лиц, являющихся очевидцами или свидетелями преступлений, и прочих лиц.
2.3.5. Несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, сохранность задержанных (обнаруженных) товаров, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых документов, товаров и иных вещественных доказательств.
2.3.6. По результатам осмотра места происшествия принимает решения в соответствии с уголовно-процессуальным и таможенным законодательством.
2.3.7. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения, совершенного юридическим лицом, через заместителя начальника таможенного органа по правоохранительной работе направляет необходимые материалы в отдел таможенных расследований для заведения дела о нарушении таможенных правил.
2.3.8. По поручению начальника органа дознания (начальника таможни) производит определенные следственные действия по уголовному делу.
2.4. Оперуполномоченный:
2.4.1. Самостоятельно или совместно с сотрудниками СОБР принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия. В ходе доследственной проверки получает объяснения у лиц.
2.4.2. Осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", по установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения товаров, недоставленных в таможню назначения, не прошедших таможенный контроль и не выпущенных в свободное обращение.
2.4.3. В кратчайшие сроки собирает информацию о характере и месте совершения преступления, фирмах, причастных к перевозке товара; фирмах, причастных к купле-продаже товара и его оплате; должностных лиц таможенных постов, осуществлявших (либо по той или иной причине не осуществлявших) таможенное оформление перемещенного товара, а также других фирмах, обеспечивавших его сохранность, упаковку и погрузку.
2.4.4. Принимает меры по установлению и розыску фактических владельцев задержанных или недоставленных в таможню назначения товаров и транспортных средств, в том числе лиц, перевозивших товар и обеспечивавших его сохранность, документы на товар либо сопровождавших их перевозку, их юридического и фактического адресов, прочей информации, необходимой для раскрытия преступления и возмещения материального ущерба, причиненного государству.
2.4.5. Исполняет поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к дознавателю свидетелей, чье фактическое место жительства не установлено.
2.4.6. По оперативно-справочным и криминалистическим учетам производит проверку данных, полученных в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; в установленный срок заводит оперативно-поисковое дело, разрабатывает по нему план оперативно-розыскных мероприятий.
2.5. Специалист-криминалист:
2.5.1. Оказывает содействие дознавателю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов образцов товара и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.
2.5.2. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.
2.5.3. По согласованию с руководителем СОГ определяет наиболее целесообразные приемы применения криминалистической техники и использует их в работе на месте происшествия.
2.5.4. По указанию дознавателя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление и других фактах, подлежащих установлению.
2.5.5. С учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий совершенного преступления.
2.5.6. Специалист-криминалист в течение трех суток результаты предварительного исследования оформляет справкой и доводит до сведения дознавателя; в срок до 10-ти суток представляет дознавателю фото-таблицы к протоколу осмотра места происшествия и по его требованию копии видеоматериалов.
В дальнейшем осуществляет технико-криминалистическое обеспечение расследования и раскрытия преступления.
При возвращении с места происшествия.
2.6. Члены СОГ незамедлительно докладывают руководству таможенного органа и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. Изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования.
3. Контроль за расследованием и раскрытием преступлений.
3.1. Начальник отдела (отделения) дознания в пределах своей компетенции:
3.1.1. Осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий дознавателя по раскрытию и расследованию преступлений.
3.1.2. Совместно с руководителями оперативных и криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, оперативных работников, криминалистов и других работников СОГ о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, оказывает практическую помощь в проведении следственных действий и реализации оперативно-розыскных мероприятий.
3.1.3. Контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии преступления.
3.1.4. Ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производством уголовных дел вследствие неустановления места нахождения обвиняемого или из-за его болезни. Дает оценку фактам полноты проведенного расследования по уголовному делу и необоснованного приостановления уголовных дел.
3.2. Начальники оперативно-розыскных отделов.
3.2.1. Организуют работу по раскрытию преступлений путем:
- установления оперативным путем организаторов преступления и лиц, принимавших участие в его совершении;
- осуществления оперативной разработки обоснованно подозреваемых в совершении преступления лиц, в том числе содержащихся в ИВС, своевременного направления заданий на них в следственные изоляторы и исправительно-трудовые учреждения;
- немедленного проведения (при наличии оснований) обысков, активного использования в раскрытии преступлений оперативно-справочных, экспертно-криминалистических и других учетов, а также источников оперативной информации.
3.2.2. Контролирует своевременность и качество выполнения по уголовным делам сотрудниками отдельных поручений дознавателя.
3.3. Заместитель начальника таможни по правоохранительной работе:
3.3.1. Контролирует незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о совершенных преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по "горячим следам".
3.3.2. Дает указания по организации раскрытия преступления, утверждает согласованный план следственных и оперативно-розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.
3.3.3
<< Назад |
||
Содержание Приказ Северо-Западного таможенного управления РФ от 3 мая 2000 г. N 116 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.