Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Комитета
Положение
об общественной экспертизе качества продукции, закупаемой
для городских и государственных нужд Санкт-Петербурга.
1. Общие положения.
1.1. Общественная экспертиза качества продукции, закупаемой для городских и государственных нужд Санкт-Петербурга - независимое исследование продукции, предлагаемой к закупке для городских и государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - закупка за счет средств бюджета Санкт-Петербурга), проводимое общественными экспертами с целью достоверного суждения о его качестве.
В отличие от государственной экспертизы, общественная экспертиза строится на иных критериях - общественных характеристиках качества продукции.
1.2. Общественную экспертизу качества продукции проводят специально подготовленные для этих целей организации, определяемые в соответствии с Положением об общественной экспертной комиссии (далее - общественные экспертные комиссии).
1.3. Организатором общественной экспертизы является уполномоченная Комитетом экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга некоммерческая организация, имеющая в своей структуре Общественную экспертную комиссию и обеспечивающая функционирование постоянно действующей выставки.
1.4. Функционирование системы общественной экспертизы регулируется действующим законодательством, в частности Федеральными законами "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", Законом РФ "О защите прав потребителей", настоящим положением, положениями "Об общественной экспертной комиссии", "Об общественном эксперте", "Об организации, осуществляющей общественную экспертизу качества продукции", утверждаемыми приказом председателя Комитета, иными нормативными актами, принимаемыми в системе общественной экспертизы.
2. Цель и задачи общественной экспертизы.
2.1. Целью общественной экспертизы является представительство интересов населения Санкт-Петербурга при решении вопросов закупки продукции за счет бюджета Санкт-Петербурга.
2.2. Для достижения поставленной цели системой общественной экспертизы решаются следующие задачи:
- защита потребителей от ненадлежащего качества товаров, работ, услуг, опасных для жизни, здоровья и безопасности;
- защита экономических интересов жителей Санкт-Петербурга;
- консультирование и информирование по вопросам защиты прав потребителей;
- просвещения потребителей;
- наличия объективных процедур рассмотрения жалоб потребителей.
3. Предмет общественной экспертизы.
Предметом общественной экспертизы качества продукции, предлагаемой к закупке за счет средств бюджета Санкт-Петербурга является:
- установление основанной на общественных критериях системы сравнительного анализа свойств продукции;
- проведение сравнительного анализа свойств однотипной продукции;
- проверка заявленных преимуществ продукции;
- выявление дополнительных преимуществ продукции, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья;
- вынесение профессионального суждения о качестве продукции.
4. Критерии общественной экспертизы.
Критерии, применяемые в общественной экспертизе, не повторяют критериев существующей системы обязательной сертификации. Они содержат в себе дополнительную аналитическую информацию, имеющую важное значение для принятия решения о закупках.
Критерии общественной экспертизы подразделяются на три группы:
- I группа - критерии, отражающие общественное мнение. К ним относятся такие критерии, как степень удовлетворенности потребителей, соответствие рекламных информационных материалов назначению и качеству продукции, результаты участия в выставках;
- II группа - критерии, отражающие потребительские преимущества. К ним относятся такие критерии, как соответствие качества цене, соотношение цены поставщика и цены производителя, качество сервисного обслуживания;
- III группа - критерии технических преимуществ. К ним относятся критерии, характеризующие технический уровень продукции, а именно продолжительность гарантийного срока, патентный приоритет, уникальность изделия, дизайн.
5. Порядок проведения общественной экспертизы.
5.1. Весь процесс проведения общественной экспертизы документируется. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:
- предварительный этап;
- заявка, план-график, договор и другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;
- процесс экспертизы;
- выдача заключения экспертизы.
5.1. Предварительный этап.
5.1.1. При обращении заказчика в уполномоченную организацию по вопросу проведения экспертизы продукции предлагаемой к поставке за счет средств бюджета Санкт-Петербурга проводится предварительный этап переговоров с заказчиком.
5.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения общественной экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы в том числе:
- содержание и ход экспертизы;
- подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);
- составление календарного плана.
5.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом-менеджером уполномоченной организации.
5.2. Заявка и другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.
5.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика и других документов в соответствии с согласованными с заказчиком условиями.
5.2.2. Документы на проведение общественной экспертизы уполномоченной организацией составляются после проведения предварительных переговоров.
5.2.3. В документах:
- определяются стороны договора;
- определяются объекты общественной экспертизы;
- приводится перечень информации, необходимой для проведения общественной экспертизы объекта в соответствии с утвержденной общественной экспертной комиссией документацией;
- подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения общественной экспертизы, в частности по обеспечению доступа эксперта или группы экспертов в случае необходимости к оценке системы качества и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;
- определяются сроки проведения экспертизы.
5.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта общественной экспертизы, но не должен превышать одного месяца с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
5.2.5. Уполномоченная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями проведения общественной экспертизы.
5.3. Процесс экспертизы включает:
- подбор материалов и документации, необходимой для проведения общественной экспертизы объекта;
- подготовка поручений для специализированных центров общественной экспертизы с указанием перечней вопросов, на которые должны дать ответ эксперты;
- оформление отношений уполномоченной организации и центров экспертизы;
- проведение экспертизы.
5.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения общественной экспертизы.
Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:
- данные о производителе товаров (работ, услуг) и объекте экспертизы;
- проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры и другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
- акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);
- образцы продукции (в случае необходимости).
При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям уполномоченная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.
При непредоставлении в согласованный заказчиком и уполномоченной организацией срок запрашиваемых материалов и документации общественная экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.
5.3.2. Назначение общественных экспертов.
Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном Положением об общественном эксперте.
Для проведения экспертизы назначается один или, в случае необходимости, группа квалифицированных экспертов.
В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.
5.3.3. Проведение общественной экспертизы.
5.3.3.1. Проведение общественной экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам безопасности в определении потребительских свойств, степени удовлетворенности потребителей, наличии особых преимуществ продукции.
В отдельных случаях силами организации, осуществляющей общественную экспертизу качества продукции могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.
5.3.3.2. При необходимости экспертиза может быть проведена с выездом на место (на предприятие, к поставщику).
Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:
- вводная часть;
- непосредственно экспертиза на месте;
- заключительная часть.
5.3.3.3. Задачи вводной части:
(1) разъяснить сотрудникам организации цель общественной экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);
(2) сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе общественной экспертизы рассматриваются сотрудниками центра экспертизы как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;
(3) обсудить и определить объем работ;
(4) определить по согласованию с предприятием (поставщиком) сотрудников в качестве сопровождающих для экспертов;
(5) разъяснить значение заключительной части;
(6) утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения общественной экспертизы на месте.
(7) непосредственно проведение общественной экспертизы на месте.
5.3.3.4. При общественной экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку следующих факторов, имеющих существенное значение для дачи объективного заключения:
(1) компетентности сотрудников и руководителей;
(2) пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;
(3) наличия надежных систем маркировки и идентификации;
(4) наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
(5) соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
5.3.3.5. Общественная экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.
Заключительная часть общественной экспертизы на месте
Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в Приложении 1) и подписываются представителем заказчика и экспертами. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.
Мероприятия определяются в процессе общественной экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.
Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется организацией, осуществляющей общественную экспертизу качества продукции экспертизы.
5.4. Выдача заключения общественной экспертизы
5.4.1. Подготовка проекта заключения общественной экспертизы
Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение 5 лет.
В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.
Экспертные заключения специализированных подразделений организации, осуществляющей общественную экспертизу качества продукции (далее - специализированные подразделения) направляются менеджеру-эксперту данной организации. Менеджер-эксперт организации представляет их в экспертную комиссию, которая формирует общественное экспертное заключение.
Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения экспертизы направляются заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 5 дней после получения проекта.
5.4.2. Решение о выдаче окончательного заключения общественной экспертизы принимается, если на 6-ой день после получения проекта от заказчика не последовало претензий.
6. Требования к оформлению заключения общественной экспертизы.
6.1. Заключение общественной экспертизы должно содержать:
- наименование заключения экспертизы;
- вводную часть, включающую основание для проведения общественной экспертизы, сведения об уполномоченной организации, сведения об экспертах;
- перечень объектов общественной экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
- данные о заказчике;
- цель общественной экспертизы;
- сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах;
- краткую характеристику и назначение объекта общественной экспертизы:
- результаты проведенной экспертизы;
- заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;
- приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной документации, актов испытаний результатов социологических опросов (при проведении их силами специализированных подразделений).
6.2. Обобщенное заключение общественной экспертизы подписывается руководителем и заверяется печатью организации, осуществляющей общественную экспертизу качества продукции, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.
6.3. Обобщенное заключение общественной экспертизы направляется поставщику продукции, а его копия в Комитет экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.