Программа "Чистый город"
1. Введение
В последние годы органами власти и управления Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная организационная и практическая работа, направленная на обеспечение экологической безопасности населения и улучшение экологической ситуации в городе.
Введены в эксплуатацию II очередь Северных очистных сооружений мощностью 650,0 тыс. куб. м сточных вод в сутки, I очередь мусороперерабатывающего завода МПБО-2 мощностью 600 тыс.м3 в год, локальные очистные сооружения и установки для обезвреживания вредных веществ из отходящих газов на промышленных предприятиях.
Ведется строительство сооружений защиты города от наводнений, Юго-западных очистных сооружений и других объектов.
Реализуются программы "Демеркуризация", "Диоксины", "Радон" и другие.
Однако анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов; нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства и резкого падения массы выбросов от промышленных предприятий, не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности; не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства. Совокупность комплекса этих проблем вызывает обеспокоенность горожан.
Предпринимаемые меры по стабилизации и оздоровлению среды обитания недостаточны и не привели пока к значительному эффекту. Основными причинами этого являются отсутствие единого комплексного подхода и координации в решении экологических проблем города, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие реально действующего экономического механизма природопользования, несовершенная организационная структура управления экологической деятельностью.
В целях улучшения состояния окружающей среды и уровня благоустройства Санкт-Петербурга разработана на период 1997-2005 годы Программа "Чистый город", далее Программа. Она направлена на улучшение качества жизни населения города, на переход от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению и предусматривает координацию действий структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга для достижения намеченной цели. Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.95 N 43 "Об экологических проблемах Санкт-Петербурга и о мерах, принимаемых для улучшения экологической обстановки в городе" с учетом предложений отраслевых органов администрации города, надзорных органов, научных организаций, общественности.
В приложениях к Программе выделены как текущие мероприятия, наиболее подготовленные для реализации в 1997 г., так и мероприятия, без реализации которых не может быть обеспечено устойчивое развитие городского хозяйства на ближайшие годы. При определении источников средств, необходимых для реализации Программы, за основу была взята реально существующая в настоящее время практика комплексного подхода к финансовому обеспечению мероприятий различного уровня. Локальные мероприятия программы будут осуществлены за счет средств районных бюджетов, соответствующих фондов, средств организаций и предприятий, а также частных инвесторов. Текущие мероприятия городских отраслей хозяйства планируется финансировать преимущественно из средств бюджета Санкт-Петербурга. На объекты со средними сроками реализации будут привлекаться средства городского бюджета, различных инвесторов и фондов, в т.ч. зарубежных.
Основные направления охраны окружающей среды, благоустройства города, обеспечения экологической безопасности населения, в рамках Программы "Чистый город" рассмотрены ниже.
2. Благоустройство города, организация обезвреживания и
переработки промышленных и бытовых отходов
Основными проблемами для Санкт-Петербурга на ближайшие годы станут проблемы обращения с отходами потребления и производства и благоустройства города. Твердые бытовые и промышленно-строительные отходы 5,0 млн.куб.м в год вывозятся на три обустроенных полигона, два из которых находятся на территории Ленинградской области, и направляются на заводы по переработке отходов МПБО-1 и МПБО-2, общей мощностью 1,8 млн.куб.м. в год. Осадки, образующиеся при работе коммунальных очистных сооружений, вывозятся на специализированные иловые площадки, занимающие сегодня площадь 180 га. Уже около десяти лет решается в регионе проблема переработки токсичных промышленных отходов. В настоящее время промышленные токсичные отходы, образующиеся в регионе поступают на захоронение и обезвреживание на полигон "Красный Бор", который практически исчерпал свои ресурсы. За более чем 20 лет эксплуатации на полигоне отрыто и заполнено промышленными отходами более 70 котлованов (карт).
Уровень благоустройства и санитарной очистки городских территорий от отходов потребления и производства находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует Схема санитарной очистки города, не принимается должных мер к развитию современных индустриальных методов переработки ТБО, реконструкции действующих мусоросжигательных заводов и полигонов.
Ситуация с санитарной очисткой города является критической, что обусловлено следующими причинами:
- потенциальные возможности существующих полигонов захоронения ТБО и иловых площадок будут исчерпаны в ближайшие годы, а выделение земельных участков на территории Ленинградской области под строительство новых полигонов и иловых площадок маловероятно;
- ресурсы полигона "Красный Бор" для захоронения токсичных отходов практически исчерпаны;
- проблемы внедрения новых технологий на гальванических производствах предприятий города решаются медленно, что приводит к существенному загрязнению тяжелыми металлами иловых осадков городских очистных сооружений;
- проблема сбора, транспортировки и обезвреживания биологических отходов не решена;
- золошлакоотвалы ТЭЦ занимают значительную территорию городских земель, являясь источником вторичного загрязнения;
- районные администрации уделяют недостаточное внимание вопросам благоустройства дворов, очистке придомовых территорий, своевременной уборке улиц и вывозу мусора.
Радикальное решение проблем благоустройства города и обращения с отходами потребления и производства требует:
- строительства экспериментального предприятия по переработке промышленных токсичных отходов "Красный Бор";
- индустриализации переработки ТБО на базе строительства мусороперерабатывающих заводов и реконструкции действующих предприятий;
- совершенствования системы сбора и транспортировки ТБО, включая строительство мусороперегрузочных станций, специализированных автохозяйств, расширение выпуска современных контейнеров;
- строительство установок по сжиганию иловых осадков на Центральной и Северной станциях аэрации;
- организации производств по утилизации и вторичному использованию золы и шлаков ТЭЦ;
- разработки и внедрения Схемы санитарной очистки города, предусматривающей создание системы учета и контроля за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов;
- ликвидации несанкционированных свалок и золошлакоотвалов, с последующей рекультивацией территории, благоустройство пустырей на территориях общего пользования;
- проектирования, строительства и реконструкции пунктов сбора снежных свалочных масс и инженерно-обустроенных снежных свалок;
- внедрения программы по селективному сбору твердых бытовых отходов с утилизацией и переработкой в товары народного потребления;
- разработки схемы и реализации мероприятий по обращению с отходами медицинских учреждений Санкт-Петербурга;
- разработки и реализации программы по размещению и обезвреживанию донных отложений рек и каналов Санкт-Петербурга.
Перечень конкретных мероприятий по решению проблем благоустройства города и организации обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов представлен в Приложении 1.
Реализация вышеприведенного комплекса мероприятий позволит к 2005 году перейти на промышленный уровень переработки твердых бытовых, промышленных и токсичных отходов и свести к минимуму их негативное воздействие на качество окружающей среды и здоровье населения.
3. Охрана и рациональное использование водных объектов
Основным источником водоснабжения Санкт-Петербурга является река Нева, а городов-спутников - воды подземных месторождений. Качество воды в водотоках города в первую очередь определяется качеством воды Ладожского озера, а также сбросом сточных вод в них. Качество воды в водной системе Ладожское озеро - р.Нева имеет тенденцию к ухудшению, что может создать угрозу питьевому водоснабжению и рекреационному водопользованию городской агломерации. Суммарный водозабор Санкт-Петербурга из поверхностных источников составляет около 1500 млн.куб.м в год. Приблизительно 30% от этого количества потребляют промышленные предприятия. В последние годы в промышленном секторе наблюдается некоторое снижение водопотребления за счет внедрения оборотного водоснабжения и общего падения производства. Показатель расхода воды на душу населения в Санкт-Петербурге в три раза выше, чем в европейских странах, что связано с отсутствием приборов учета у потребителей воды. Использованная вода возвращается в естественные водотоки и, в зависимости от степени ее очистки, в той или иной мере загрязняет их. Многие предприятия до сих пор не имеют локальных предвыпускных очистных установок, в результате чего сбрасывается огромная масса веществ токсичных для экосистемы. Ежегодно предприятиями города в водоемы сбрасывается около 1500 млн.куб.м сточных вод, из них только 63% проходят через очистные сооружения. В целом состояние вод в городе классифицируется от "умеренно-загрязненных" до "грязных". Наиболее загрязнены реки Охта, Карповка, Славянка, Черная речка.
Основными проблемами связанными с охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод являются:
- завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений;
- завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений;
- завершение строительства Правобережного городского коллектора к Северным очистным сооружениям;
- переключение прямых сбросов в коллекторную сеть; внедрение передовых технологий очистки сточных вод, а также водосберегающих технологий и системы оборотного водоснабжения;
- исключение загрязнения водного зеркала водотоков и водоемов города и захламления прилегающих территорий.
Приоритетными задачами в области охраны и рационального использования поверхностных и подземных вод являются:
- завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений;
- реализации основных положений Генеральной схемы водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга и пригородов, в том числе: строительство и реконструкция очистных сооружений, расположенных в городе и пригородах, строительство тоннельных и перехватывающих коллекторов для подачи стоков на очистные сооружения и переключение на них выпусков предприятий;
- внедрение передовых технологий очистки сточных вод, водосберегающих технологий и систем оборотного водоснабжения;
- разработка и реализация общебассейновых программ по бассейну реки Невы;
- реализация мероприятий по очистке городских рек и каналов, а также прибрежных зон притоков р. Невы;
Перечень конкретных мероприятий представлен в Приложении 2. Их реализация обеспечивает стабильность состояния водотоков города, дельты Невы и Невской губы.
4. Охрана атмосферного воздуха от передвижных и стационарных
источников загрязнения
Уровень загрязненности атмосферного воздуха Санкт-Петербурга определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта. Воздушный бассейн Санкт-Петербурга наиболее загрязнен двуокисью азота. Средний уровень загрязненности двуокисью азота последние 5 лет превышает санитарные нормы и составляет 1,8 ПДК, что выше средней по России в 2 раза. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта вблизи перекрестков автомагистралей создают концентрации загрязняющих веществ, достигающих по диоксиду азота 26-35 ПДК, по диоксиду углерода - 12-18 ПДК. Необходимо учитывать, что автомобиль является низким источником, т.е. выбросы загрязняющих веществ производятся на уровне дыхания человека, что способствует быстрому проникновению их в органы дыхания и усугубляет тем самым их вредное воздействие на организм.
Для Санкт-Петербурга наиболее актуальной является проблема загрязнения воздуха автотранспортом. Вклад выбросов от автотранспорта, с учетом индивидуального автотранспорта, в валовый выброс загрязняющих веществ в целом по городу составляет более 70%. Парк индивидуального автотранспорта и транспорта коммерческих организаций за последние 10 лет вырос в 2,7 раза и имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. С учетом этого можно сделать вывод, что именно автотранспорт вносит в Санкт-Петербурге основной вклад в загрязнение атмосферы и его влияние на качество атмосферного воздуха будет с каждым годом возрастать.
Основными факторами, влияющими на качество атмосферного воздуха и, как следствие, на экологическую обстановку в городе, являются быстрый рост автомобильного парка и увеличение объемов международных автоперевозок в Финляндию и Эстонию, медленное развитие транспортной инфраструктуры, отсутствие объездной (кольцевой) автомагистрали, недостатки в организации движения, отставание эксплуатационной базы, низкие экологические характеристики производимых в стране автомобилей, несоответствие качества используемого моторного топлива современным требованиям. Усугубляет экологическую обстановку в городе и отсутствие комплексности в решении проблемы, устаревшая нормативно-правовая база, неэффективность административных и экономических мер к природопользователям.
Решение проблем охраны атмосферного воздуха требует:
- строительства кольцевой дороги, центральной дуговой магистрали, внутренней грузовой магистрали, магистралей непрерывного движения по набережным и транспортной магистрали "Север-Юг", а также организации движения автотранспорта на основных магистралях города по принципу "зеленой волны";
- поэтапного перехода транспорта на альтернативные виды топлива и расширению использования, в качестве общественного, электротранспорта и метрополитена;
- создания системы контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов автомобилей в автохозяйствах и на магистралях города;
- разработки и реализации Программы охраны атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников на территории Санкт-Петербурга с учетом действующих межправительственных соглашений;
- поэтапной реконструкции предприятий топливно-энергетического комплекса города;
- создания автоматизированной системы контроля качества атмосферного воздуха;
- внедрения озонобезопасных технологий на предприятиях города, в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающими озоновый слой.
Перечень конкретных мероприятий по решению проблемы охраны атмосферного воздуха от передвижных и стационарных источников загрязнения представлен в Приложениях 3 и 4, соответственно.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2008 г. N 141-р утверждено Положение об автоматизированной системе мониторинга атмосферного воздуха Санкт-Петербурга
Реализация комплекса мероприятий по охране атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников загрязнения позволит реально снизить загрязнение воздушной бассейна Санкт-Петербурга и как следствие улучшить качество экологической обстановки в городе.
5. Сохранение и улучшение состояния зеленых насаждений города и
особо охраняемых природных территорий
Озеленение - одно из совершенных и сравнительно дешевых способов оптимизации городской среды. Зеленые насаждения в городе выполняют различные функции, главнейшими из которых является оздоровление воздушного бассейна города и улучшение микроклимата. Поглощение углекислого газа, окислов серы, соединений фтора, хлора и других веществ присутствующих в атмосфере города, выделение кислорода, понижение температуры окружающего воздуха в жаркую погоду за счет испарения влаги, снижение уровня городского шума, запыленности (деревья и кустарники произрастающие на площади 1 га за год улавливают 60 т пыли) и загазованности воздуха, защита от ветров - вот далеко не полный перечень основных свойств зеленых насаждений. Исключительно велика роль зеленых насаждений в городе в архитектурно-планировочном и эстетическом плане.
Зеленые насаждения Санкт-Петербурга и пригородов занимают площадь 31,2 тыс.га, из них 12,7 тыс.га - насаждения общего пользования. На территории города находятся два заказника "Юнтоловский" и "Гладышевский" и несколько памятников природы. На одного жителя города в среднем приходится 56 кв.м зеленых насаждений всех категорий, однако в центральной части города обеспеченность жителей зелеными насаждениями снижается до 8 кв.м., что значительно ниже санитарной нормы.
В последние годы реальной стала тенденция сокращения зеленого фонда города в связи с увеличением числа нарушений при прокладке инженерных сетей, жилой застройки, строительства павильонов, автостоянок и пр., а также из-за снижения объемов мероприятий по уходу за зелеными насаждениями. Все возрастающие техногенные нагрузки, применение противоледных реагентов приводят к значительному повреждению зеленых насаждений вдоль основных магистралей, улиц и проездов и, как следствие, к ухудшению экологической ситуации в городе.
Создание, содержание и охрана зеленых насаждений города, особо охраняемых территорий требуют решения следующих проблем:
- капитального ремонта и реконструкции садово-парковых объектов;
- разработки и реализации генеральной схемы развития системы зеленых насаждений общего пользования Санкт-Петербурга и пригородов, с учетом их капремонта и реконструкции;
- разработки и реализации Генеральной схемы развития рекреационных и курортных зон Санкт-Петербурга;
- сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга и продолжение совместно с Правительством Ленинградской области работ по созданию и обеспечению функционирования рекреационных и особо охраняемых природных территорий региона.
Перечень конкретных мероприятий по решению проблем сохранения и улучшения состояния зеленых насаждений, особо охраняемых природных территорий представлен в Приложении 5.
Выполнение намеченных мероприятий позволит Санкт-Петербургу сохранить за собой славу одного из красивейших городов мира.
6. Обеспечение экологической безопасности
Обеспечение экологической безопасности включает в себя систему действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе и отдаленных последствий. Для Санкт-Петербурга актуальными являются мероприятия по обеспечению радиоэкологической безопасности, химической безопасности и биологической безопасности.
Проблема радиоэкологической безопасности в Санкт-Петербурге обусловлена техногенными, аварийными и естественными источниками радиоактивного излучения. Наиболее значимыми из существующих радиоэкологических факторов для Санкт-Петербурга являются следующие проблемы - техногенное неаварийное радиоактивное загрязнение, проблема радона, несанкционированный транзит радиоактивных материалов. К настоящему времени завершена первая очередь инвентаризации радиоактивных веществ (РВ) и источников ионизирующего излучения (ИИИ) на 2806 объединений, предприятий и учреждений Санкт-Петербурга. В результате инвентаризации на 1195 объектах установлено наличие РВ и ИИИ, дифференцированных по области применения и степени опасности для населения на 4 группы. В процессе инвентаризации выявлено около 200 предприятий, использующих в своей деятельности РВ и ИИИ и не зарегистрированных в органах Госконтроля. В Санкт-Петербурге зарождалась отечественная радиохимия, в разные годы велись исследования радиоизотопов, существовали производства по применению радиоизотопов и широко использовалась их продукция, причем вплоть до начала 60-х годов почти бесконтрольно, поэтому территория города оказалась загрязнена источниками ионизирующего излучения. Радон с дочерними продуктами радиоактивного распада ответственен за примерно 3/4 годовой индивидуальной эффективной дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. В силу геологических причин, на территории региона существует ряд потенциально радоноопасных территорий, одна из которых захватывает южные районы Санкт-Петербурга Красносельский и Пушкинский.
Ежегодно в Санкт-Петербурге происходят несколько десятков аварийных нефтеразливов загрязняющих водоемы и почвы города. Нередки разливы концентрированных кислот, рассыпаний различных веществ. Аварийные ситуации с токсичными веществами наносят значительный ущерб окружающей среде и представляют угрозу здоровью населения. Почвы города загрязнены тяжелыми металлами. Загрязненность северной и южной окраин города существенно ниже загрязненности его центральной части. Загрязненные почвы являются источником вторичного загрязнения приземного слоя воздуха, поверхностных и грунтовых вод. По прежнему острой остается проблема ртутного загрязнения. В последние годы внимание общественности все больше привлекает проблема загрязнения компонентов городской среды диоксинами.
Электромагнитный фон антропогенного происхождения за последние десятилетия вырос по сравнению с естественным в тысячи раз, последствия этого роста до конца остаются неясными. Растет шумовое загрязнение среды, что обусловлено возрастающим количеством автотранспорта. Наиболее высок уровень шума в центральной части города.
Проблемы обеспечения биологической безопасности требуют сохранения системы борьбы с энцефалитными клещами и малярийными комарами. Последнее время острой проблемой является увеличение числа бездомных собак и кошек. Обеспечение экологической безопасности требует решения следующих проблем:
- развития и совершенствования системы по выявлению и ликвидации аварийных экологических ситуаций;
- реализация программы "Радон";
- разработка и осуществление адресной программы по закрытию, перебазированию или перепрофилированию экологически опасных производств (технологий);
- реализация общегородского Плана борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов на акваториях, включающего систему безопасной проводки нефтеналивных судов в период навигации;
- создание системы обращения с потерянными и безнадзорными животными.
Перечень конкретных мероприятий по решению проблем радиоэкологической, химической и биологической безопасности приведен в Приложениях 6 и 7, соответственно. Выполнение намеченных мероприятий позволит предотвратить возникновение и развитие экологически опасных ситуаций.
7. Экологический контроль. Совершенствование экономического
механизма охраны окружающей среды
Система экологического контроля включает в себя государственный, производственный и общественный контроль. Задача государственного экологического контроля - обеспечение соблюдения экологического законодательства, экологических норм, правил и нормативов, выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды, предприятиями и организациями, должностными лицами, сотрудниками предприятий и организаций, гражданами. Государственный контроль возложен на специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды.
Их деятельность в области экологического контроля зачастую ограничивается слабой материально-технической базой, поэтому ее совершенствование и развитие является актуальным и своевременным.
Экономический механизм охраны окружающей среды включает в себя: планирование и финансирование природоохранных мероприятий, плату за использование природных ресурсов, плату за загрязнение окружающей природной среды, создание внебюджетных экологических фондов, внедрение налоговых льгот стимулирующих охрану окружающей природной среды и внедрения механизма экологического страхования. В Санкт-Петербурге создан внебюджетный экологический фонд в который поступает плата за загрязнение окружающей среды, реализован механизм взимания платы за использование природных ресурсов.
В целях совершенствования экономического механизма охраны окружающей среды актуальным является внедрение механизма налоговых льгот для предприятий, комплексного природопользования, экологического страхования.
Перечень конкретных мероприятий по решению задач экологического контроля и совершенствования экономического механизма охраны окружающей среды представлен в Приложении 8. Их реализация позволит как поднять уровень экологического контроля за счет развития материально-технической базы надзорных органов, так и стимулировать развитие рационального природопользования.
8. Экологическое воспитание и образование
Одним из приоритетных направлений Программы является работа по экологическому воспитанию и образованию, которая включает:
- информирование жителей города о состоянии окружающей среды проживания и промежуточных этапах реализации Программы, как через средства массовой информации, так и по сети Интернет;
- поддержка и развитие системы экологического образования и воспитания детей и взрослых, включая школьное, внешкольное, высшее, повышение квалификации, создание и поддержка специализированных экологических классов, кружков, кафедр и центров;
- создание информационно-аналитического подразделения для анализа и обработки информации по состоянию окружающей среды, по отдельным мероприятиям и направлениям Программы в целях обеспечения широкого доступа к обработанной информации органов управления, населения и средств массовой информации;
- организация общественно-массовых мероприятий, выставок, семинаров, конференций и других мероприятий по природоохранной тематике;
- сотрудничество с международными организациями в области охраны окружающей среды, обмена информацией, экологического образования и воспитания.
Перечень конкретных мероприятий по решению задач экологического воспитания и образования представлен в Приложении 8. Выполнение намеченных мероприятий позволит поднять уровень экологической культуры жителей.
9. Управление программой
Общая координация работ и анализ хода выполнения Программы осуществляется Координационным советом по проблемам охраны окружающей среды. Координацию работы по отдельным блокам программы осуществляют следующие отраслевые органы Администрации Санкт-Петербурга:
Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству -
- Мероприятия по благоустройству города и организации обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов;
- Мероприятия по сохранению и улучшению состояния зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению -
- Мероприятия по охране и рациональному использованию водных объектов;
Комитет по транспорту -
- Мероприятия по снижению загрязнения воздуха автотранспортом. Управление ветеринарии -
- Мероприятия по обеспечению биологической безопасности.
Управление по охране окружающей среды -
- Мероприятия по охране атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения;
- Мероприятия по обеспечению радиационной и химической безопасности, другим видам вредного воздействия;
- Мероприятия по совершенствованию экологического контроля и экономического механизма охраны окружающей среды.
- Мероприятия по экологическому воспитанию и образованию.
Разработка и внесение в установленном порядке необходимых поправок к Программе осуществляется ежегодно через Координационный совет по проблемам охраны окружающей среды. Подготовку ежегодного отчета осуществляет Управление по охране окружающей среды. Для обеспечения устойчивого финансирования мероприятий Программы соответствующие разделы должны быть, начиная с 1998 года, включены в городской и районный бюджеты отдельной строкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа "Чистый город" (разработана Управлением по охране окружающей среды администрации Санкт-Петербурга)
Текст Программы опубликован в сборнике "Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 1997 году" /Под ред. Баева А.С., Сорокина Н.Д., СПб, 1998, 306 с.