Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 1999 г. N 520
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Шевченко А.В. и Дмитриева В.В. при участии от открытого акционерного общества "Центросвар" Шестак Н.А. (доверенность от 29.04.99 N 27-547),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.02.99 по делу N 520 (судьи Владимирова Г.А., Ильина В.Е., Орлова В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Центросвар" (далее - ОАО "Центросвар") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Твери (далее - ГНИ Твери) о признании недействительным решения от 12.03.98 N 14/85 о применении финансовых санкций за занижение прибыли в результате необоснованного отнесения истцом на дебет счета 80 "Прибыль и убытки" доначисленной налоговым органом суммы налога на имущество за 1996 год и 1-ое полугодие 1997 года.
Решением от 25.02.99 иск удовлетворен со ссылкой на правомерность отнесения истцом доначисленного по результатам проверки налога на имущество за 1996 год и 1-ое полугодие 1997 года на внереализационные расходы.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГНИ Твери просит отменить решение от 25.02.99, ссылаясь на неверное толкование и применение судом норм материального права.
По мнению ответчика, доначисленные налоговыми органами в ходе проверок налоги являются штрафными санкциями, подлежат уплате за счет чистой прибыли и отражаются в бухгалтерской отчетности, составляемой за период, в котором была закончена проверка.
ГНИ Твери просит рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Центросвар" просит решение от 25.02.99 оставить без изменения, считая обоснованным при исправлении бухгалтерской отчетности отнесение на внереализационные расходы доначисленного в результате проверки налога, уплачиваемого за счет финансовых результатов.
В судебном заседании, поддержав изложенные в отзыве доводы, представитель ОАО "Центросвар" дополнил, что доначисленная налоговым органом сумма является также убытком по операциям прошлых лет, выявленным в текущем году.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 06.03.98 ГНИ Твери провела тематическую документальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете ОАО "Центросвар" результатов предыдущей документальной проверки по соблюдению им налогового законодательства. Согласно акту от 06.03.98 N 11/78 в результате проверки установлено, что в журнале-ордере N 15 за сентябрь 1997 года по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" отражен доначисленный по акту проверки от 30.09.97 налог на имущество за 1996 год и 1-е полугодие 1997 года в сумме 113115600 неденоминированных рублей, в связи с чем на указанную сумму занижена налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 1997 года.
На основании акта проверки от 06.03.98 N 11/78 решением ГНИ Твери от 12.03.98 N 14/85 на основании статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 с ОАО "Центросвар" взысканы заниженная прибыль, штраф в размере заниженной прибыли, штраф в размере 10% от налога и пени за задержку уплаты налога в сумме 245630 рублей 50 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (далее - Закон "О налоге на прибыль) объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными данной статьей. Положения статьи 2 Закона "О налоге на прибыль" соответствуют пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат), которым предусмотрено, что конечный финансовый результат (прибыль и убытки) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В соответствии с пунктом 15 Положения о составе затрат (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 661) расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, включаются в состав внереализационных расходов. Следовательно, на убытки относятся только те налоги и платежи, которые в соответствии с законом списываются на финансовые результаты и уплачены в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.96 N 30 и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27.03.96 N 02-01-05 "Об исчислении налогооблагаемой прибыли" разъяснено, что указанные выше налоги и сборы в составе внереализационных расходов (счет "Прибыль и убытки") отражаются в суммах, начисленных предприятиями и организациями за отчетный период. В этих же суммах они принимаются и при определении финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1 (далее - Закон "О налоге на имущество") предусмотрено, что исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия. При этом уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Данный порядок уплаты налога соответствует статье 7 названного Закона, согласно которой сумма налога на имущество исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом с перерасчетом в конце года.
Согласно материалам дела в результате проведенной 30.09.97 налоговым органом документальной проверки истцу доначислен налог на имущество в сумме 113115600 рублей за 1996 год и 1-ое полугодие 1997 года. Акт проверки от 30.09.97 ОАО "Центросвар" не оспаривает. Факт дополнительного начисления налога (недоимки) налоговым органом свидетельствует о нарушении истцом установленного статьями 7 и 8 Закона "О налоге на имущество" порядка уплаты налога, а следовательно, доначисленная за предыдущий отчетный период сумма налога на имущество не может быть отнесена на внереализационные расходы в порядке пункта 15 Положения о составе затрат.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод ОАО "Центросвар" о том, что доначисленная налоговым органом в сентябре 1997 года сумма является убытком по операциям прошлых лет, выявленным в текущем году, в связи с чем отнесена на внереализационные расходы, так как в спорной ситуации речь идет о налоге, уплачиваемом в установленном законодательством порядке.
Следует отметить, что ОАО "Центросвар" правомерно ссылается на пункт 1.8 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 N 97, в части того, что исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года действительно производятся в бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, когда в результате проверки были обнаружены искажения ее данных (абзац 1). Однако в порядке абзаца 3 пункта 1.8 указанной Инструкции доначисленный за предыдущий отчетный период налог должен быть отнесен не на дебет, а на кредит счета "Прибыли и убытки" как расходы, подлежащие отнесению на прибыль организации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 2 Закона "О налоге на прибыль" и пункту 13 Положения о составе затрат ГНИ Твери сделала правомерный вывод о занижении истцом прибыли за 9 месяцев 1997 года при отражении им на дебете счета 80 "Прибыль и убытки" доначисленной налоговым органом суммы налога на имущество за 1996 год и 1-ое полугодие 1997 года, что и является основанием для привлечения истца к ответственности в порядке статьи 13 Закона "Об основах налоговой системы".
С учетом изложенного признание недействительным решения ГНИ Твери от 12.03.98 N 14/85, принятого в соответствии с действующим законодательством, противоречит требованиям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тверской области от 25.02.99 в соответствии с пунктом 2 статьи 175 и статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть отменено с принятием нового решения об отказе ОАО "Центросвар" в иске.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.02.99 по делу N 520 отменить.
Открытому акционерному обществу "Центросвар" в иске отказать.
Взыскать с ОАО "Центросвар" в федеральный бюджет государственную пошлину:
834 рубля 90 копеек - за рассмотрение дела в суде первой инстанции
417 рублей 45 копеек - за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 1999 г. N 520
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника