Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации
Настоящая комплексная региональная целевая программа "Создание информационно-телекоммуникационной системы Ленинградской области на 2000 год" (далее - Программа) предусматривает проведение комплексных работ и отдельных мероприятий в сфере информатизации, имеющих своей основной целью:
- создание новых и модернизацию находящихся в эксплуатации информационных и телекоммуникационных систем;
- сопровождение действующих автоматизированных информационных систем и обслуживание средств вычислительной техники;
- формирование и реализацию долгосрочных программ и проектов в сфере информатизации органов государственной власти Ленинградской области.
В настоящее время в Правительстве Ленинградской области, его структурных подразделениях и в администрациях муниципальных образований активно ведется процесс накопления информации с использованием компьютерных технологий. Внедряются новые автоматизированные информационные системы, создаются локальные вычислительные сети (ЛВС), формируются базы данных, содержащие большие объемы информации.
Очевидно, что активное внедрение в органах власти информационных технологий требует координированного подхода, реализация которого возложена на комитет по информации, печати и телекоммуникациям. Однако в силу ряда причин процесс информатизации в органах государственной власти Ленинградской области в целом можно охарактеризовать таким термином, как "лоскутная информатизация". Такому подходу свойственно решение насущных, но часто не связанных между собой локальных задач.
Отсутствие общей координации работ по информатизации зачастую приводит к тому, что локальные решения, принимаемые структурными подразделениями при создании информационных систем, мало совместимы. Последующая интеграция таких систем требует весьма значительных ресурсов. Происходит дублирование разработок и, как следствие, неоправданное расходование средств.
К настоящему времени наблюдается снижение темпов информатизации структурных подразделений Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления, устаревание парка компьютерной техники, приостановка работ в сфере создания телекоммуникационной инфраструктуры органов власти Ленинградской области.
1.2. Цели и задачи, решаемые в рамках Программы
1.2.1. Цели и условия формирования Программы
Программа "Создание информационно-телекоммуникационной системы Ленинградской области на 2000 год" в рамках ограничений, определяемых прежде всего запланированными объемами финансирования, ставит своей целью реализацию системообразующих взаимосвязанных мероприятий и проектов, которые выполняются самостоятельно, но объединены общностью требований и задач (среди которых одной из главных является задача интеграции существующих информационных систем и ресурсов в единое информационное пространство в целях их более эффективного использования).
Программа определяет перечень направлений работ, проектов и мероприятий по информатизации Ленинградской области на 2000 год с учетом сложившихся в Правительстве области фактического состоянии дел в сфере информатизации, особенностей планирования и проведения работ по созданию новых автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, потребностей органов государственной власти Ленинградской области по использованию в своей производственной деятельности информационных технологий, а также в большей степени с учетом заложенных в областном бюджете на 2000 год объемов финансирования работ в сфере информатизации.
При подготовке настоящей Программы использованы основные положения Федеральной целевой программы "Информатизация России", Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и государственных информационных ресурсов, а также основные положения следующих Федеральных законов:
"Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ;
"Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ;
"О стандартизации" от 10 июня 1993 года N 5154-1;
"О государственной тайне" в редакции от 6 октября 1997 года N 5485-1;
"О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ.
Использованы материалы региональных целевых программ информатизации прошлых лет, методические рекомендации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, материалы методических разработок, в частности отчетов "Концепция телекоммуникационной сети территориальной автоматизированной информационной системы Ленинградской области", "Концепция создания АИС Регистр населения Ленинградской области" и других, нормативные документы Правительства Ленинградской области, материалы международных конференций, в том числе "Региональная информатика" и другие материалы.
1.2.2. Система конкретных задач, решаемых Программой
В соответствии с областным законом "Об областном бюджете Ленинградской области на 2000 год" от 31 декабря 1999 года N 64-оз в качестве основных направлений работ предусматриваются к реализации в 2000 году следующие:
- создание информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти;
- решение "Проблемы 2000";
- продолжение работ по программе "Информатизация";
- создание ситуационного центра Губернатора Ленинградской области.
В рамках указанных направлений Программой предусматривается выполнение следующих проектов:
- создание телекоммуникационной системы органов государственной власти Ленинградской области, обеспечивающей защищенный обмен компьютерной информацией между абонентами системы, которыми на первом этапе будут органы государственной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области;
- формирование нормативной базы информатизации, прежде всего по вопросам регламентированного доступа к информации, методам и средствами защиты информации и т.д.;
- создание условий и реализация возможностей более широкого использования в органах государственной власти технологий Интернет/Интранет;
- создание новых и модернизация действующих автоматизированных информационных систем;
- сопровождение и обслуживание программно-аппаратного комплекса Правительства Ленинградской области.
Включение в настоящую Программу для реализации в текущем году указанных выше направлений, проектов и мероприятий определяется требованием обеспечить устойчивость функционирования действующих систем и сформировать условия для дальнейшего развития информационно-телекоммуникационной системы.
1.2.3. Краткая характеристика основных проектов и мероприятий,
включенных в Программу
1) Создание системы компьютерной связи органов государственной власти и управления Ленинградской области
В настоящее время в органах государственной власти Ленинградской области используется большое число автоматизированных информационных систем и баз данных, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных, содержащих информацию, связанную с различными аспектами жизнедеятельности региона.
Работы по созданию новых и модернизации действующих автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, предусмотренные Программой, в основном направлены на обеспечение взаимодействия и комплексное использование существующих межведомственных и ведомственных автоматизированных информационных систем и информационных ресурсов. Реализовать в полной мере указанное взаимодействие, то есть сформировать единое информационное пространство органов государственной власти Ленинградской области, возможно лишь при условии устойчиво функционирующих каналов связи, удовлетворяющих требованиям достоверности, оперативности и конфиденциальности.
В течение нескольких последних лет Правительство Ленинградской области предпринимало шаги по созданию корпоративной системы связи для органов государственной власти Ленинградской области. Отсутствие у структур власти и управления области собственной корпоративной системы связи в условиях резкого увеличения документопотоков существенно затрудняет работу всех органов власти и управления. Важным фактором является также постоянное увеличение тарифов на услуги связи, предоставляемые коммерческими структурами - операторами связи, что ложится значительным грузом на областной и местные бюджеты.
В 1995-1996 годах рассматривался проект использования для нужд органов власти Ленинградской области системы связи Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области, которая охватывает территории города и области. Была выполнена проработка концепции построения системы связи Правительства области на базе системы связи ГУ ЦБ, но по ряду причин проект был приостановлен.
Правительство Ленинградской области при внедрении системы получит положительный эффект в виде повышения качества, оперативности и конфиденциальности взаимодействия всех органов власти и управления областного и районного уровней.
Создание для нужд Правительства Ленинградской области собственной корпоративной системы связи, основанной на использовании протоколов Х.25, органически согласуется с концепцией ФАПСИ о создании на территории России единой информационно-телекоммуникационной сети (ИТКС), вопрос о реализации которой вновь представлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что в 1997-1998 годах альтернативно разработанному предложению был начат проект построения системы связи на основе оптоволоконных каналов. При всех технических достоинствах такого варианта он обладает одним очень существенным недостатком: из-за чрезвычайно большой стоимости всего проекта в условиях дефицита областного бюджета его не удастся реализовать в обозримом будущем. В то же время система связи для всех отраслевых комитетов, муниципальных образований и самого Правительства области необходима уже сегодня.
В связи с изложенным Программой предусматривается проведение более детального анализа экономической эффективности проекта выполнения сети связи Правительства Ленинградской области на базе системы передачи информации ГУ ЦБ, разработка предложений по реализации системы и принципов ее эксплуатации на основе самоокупаемости.
После завершения проектных работ предусматривается подключение в течение 2000 года к сети ряда структурных подразделений Правительства области и федеральных органов власти на территории Ленинградской области.
2) Создание корпоративной системы электронной почты и факс-службы Правительства Ленинградской области
Одним из важных компонентов создаваемой телекоммуникационной системы является электронная почта (ЭП) и факс-служба.
Система на первом этапе будет строиться на базе имеющейся в регионе первичной коммутируемой сети телефонной связи, учитывать ее реальные возможности и перспективы развития. На втором этапе предусматривается работа ЭП на платформе системы передачи информации ГУ ЦБ с использованием протокола Х.25.
Система "Электронная почта" будет обеспечивать все функции, реализуемые типовыми системами ЭП.
Централизованная факс-служба будет обеспечивать пользователям ЛВС Правительства области, включенным в список абонентов, следующие возможности:
- передача и прием факс-сообщений через центральный сервер;
- широковещательная рассылка факс-сообщений;
- поддержание списков рассылки;
- поддержание расписания рассылки;
- маршрутизация входящих факсов конкретному получателю из списка абонентов факс-службы, включенных в ЛВС Правительства Ленинградской области.
3) Автоматизированная информационная система "Регистр населения Ленинградской области"
В настоящее время в органах государственной власти Ленинградской области активно создаются ведомственные информационные системы и базы данных, содержащие сведения о населении.
Указанные системы и базы данных строятся на основе данных о личности, которые, как правило, формируются структурными подразделениями (комитет по здравоохранению, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, комитет по труду и социальной защите населения, комитет по управлению государственным имуществом, ЗАГС, ГУВД, налоговые органы и т.д.) самостоятельно и в большинстве случаев не являются полными и точными.
Сложившееся положение ограничивает эффективное использование информации этих баз данных и приводит к дополнительным затратам сил и финансовых средств при их создании и ведении.
В этой связи создание интегрированной информационной системы "Регистр населения" Ленинградской области позволит объединить созданные базы данных в единое информационное пространство. Это, в свою очередь, даст возможность решать принципиально новые задачи, например, получения оперативных интегрированных данных, характеризующих социально-экономическую обстановку в области, для последующей обработки и принятия обоснованных управленческих решений.
Оценка экономической эффективности системы представляет собой достаточно сложную задачу. Однако в качестве общих оценок могут быть приведены данные об экономической эффективности внедрения аналогичной системы в Швеции, сопоставимой по территории и численности населения с Ленинградской областью. Так, в частности, переход на электронную обработку данных о личности в Швеции позволил сократить суммарные годовые затраты по учету населения на 35 процентов. Одновременно были улучшены временные показатели, так, время поиска данных о конкретной личности было сокращено с 20 до 5 минут.
При обосновании необходимости проведения данной работы нужно учесть также целый ряд факторов, среди которых такие, как обмен паспортов, выборные кампании, необходимость более оперативного и точного учета населения при миграционных процессах и т.д. В настоящее время Министерством Российской Федерации по связи и информатизации рассматривается вопрос о включении Ленинградской области в состав опорных зон для проведения работ по созданию Федерального государственного регистра населения.
4) Автоматизированная информационная система управления записи актов гражданского состояния
В настоящее время фрагменты информационной системы органов ЗАГС реализованы в областном управлении и в отделах ЗАГС тринадцати муниципальных образований Ленинградской области. Как правило, оснащение компьютерами и программным обеспечением осуществлялось на средства местных бюджетов в разное время, по мере появления средств у местных администраций. Как следствие, тип и конфигурация компьютеров разные, в большинстве своем они маломощные, морально устаревшие, а специализированное программное обеспечение - разнотипное, не имеющее централизованной поддержки.
Вопрос создания информационной системы для органов ЗАГС Ленинградской области в последние годы становится особенно актуальным в связи с потребностью различных отраслевых и ведомственных органов управления, имеющих дело с различными категориями населения, в актуальных, достоверных, полных и оперативных сведениях о населении (для налоговой службы, для органов статистики, для комитета по труду и социальной защите населения, для избирательных комиссий и т.д.).
Особая актуальность создания ИС органов ЗАГС диктуется ведущимися с 1995 года работами по созданию Регистра населения Ленинградской области, который в соответствии с разработанной концепцией в качестве одного из своих компонентов включает базы данных органов ЗАГС.
5) Автоматизированная информационная система "Управление персоналом"
В настоящее время в департаменте государственной службы и кадров комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области остро стоит вопрос о модернизации системы учета кадров, создании и ведении реестра государственных (1,2 тысячи человек) и сводного реестра муниципальных (4,3 тысячи человек) служащих Ленинградской области.
АИС "Управление персоналом" (АИС "УП") создается в целях подготовки электронной базы данных о работниках государственных органов Ленинградской области, обработки этих данных, оперативного представления информации, необходимой для эффективного проведения кадровой политики областных органов государственного управления. Кроме того, она предназначена для создания и ведения названных реестров государственных и муниципальных служащих Ленинградской области, обработки данных названных реестров и обеспечения эффективного управления государственной службой Ленинградской области, рациональной организации деятельности государственных органов и государственных служащих.
Данная деятельность не может осуществляться без современных средств вычислительной техники, использования современных компьютерных технологий, включая технологии обеспечения конфиденциальности информации. К сожалению, существующий парк компьютеров не удовлетворяет всем предъявляемым к АИС "УП" требованиям, в том числе требованиям работы с датами 2000 года.
Реализация указанной АИС "УП" и внедрение новых информационных технологий обеспечат повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области за счет:
- улучшения качества разработки и реализации кадровой политики Губернатора Ленинградской области в соответствии с задачами и перспективами развития области;
- обеспечения всех уровней руководства органов управления Ленинградской области информацией о кадрах государственных и муниципальных служащих, необходимой для планирования, анализа и оперативного руководства;
- создания условий для осуществления государственного контроля за реализацией законодательства о государственной и муниципальной службе;
- улучшения планирования и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Ленинградской области;
- гибкости и простоты настройки системы разработки отчетной документации;
- снижения трудоемкости работы по обработке управленческой и кадровой информации.
6) Автоматизированная информационная система делопроизводства и документооборота Правительства Ленинградской области
В департаменте делопроизводства комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области находится в эксплуатации автоматизированная система делопроизводства и документооборота, включающая подсистемы: канцелярия, машинописное бюро, протокольный сектор (включая электронную базу нормативных документов Правительства Ленинградской области), контроль исполнения распорядительных документов, обращения и заявления граждан.
Существующая система разработана в начале 90-х годов и имеет ряд недостатков, одним из которых являются большие расходы на ее сопровождение. Обследование, проведенное в Правительстве области с целью определения подготовленности информационных систем к наступлению 2000 года, показало, что система не удовлетворяет требованиям представления дат при переходе в новое столетие.
Учитывая, что стоимость доработки для решения "Проблемы 2000" и текущего сопровождения существующей системы делопроизводства сравнима со стоимостью новой системы, принято решение замены системы на новую.
Необходимо отметить, что с февраля 1998 года были начаты работы по созданию новой системы делопроизводства и документооборота, однако в силу ряда причин система была реализована лишь частично, а именно созданы подсистемы машинописного бюро и протокольного сектора.
Настоящей Программой предусмотрено продолжение работ по созданию системы делопроизводства и документооборота Правительства Ленинградской области и вводу ее в эксплуатацию в течение 2000 года.
7) Создание автоматизированных информационных систем анализа и поддержки принятия решений
В интересах комплексного использования региональных ресурсов и эффективного управления в различных сферах деятельности органов государственной власти, в условиях ограниченных человеческих возможностей по анализу больших объемов экономической, финансовой, инвестиционной и другой информации представляется необходимым форсировать создание в Правительстве Ленинградской области информационных систем аналитической обработки статистических данных и систем поддержки групповой деятельности специалистов и руководителей, формирующих управленческие решения. Построение таких систем, использующих распределенную территориально привязанную информацию, планируется создавать на основе ГИС-технологий.
Программой предусматривается создание нескольких информационных систем, предназначенных для решения задач анализа и поддержки принятия решений на различных уровнях управления территориями и всем регионом (информационные системы общего доступа, системы уровня комитета, системы высших органов управления областью), а именно:
- информационная система "Ленинградская область",
- информационная система "Региональная экономика",
- информационная система мониторинга социально-экономического и финансового развития Ленинградской области,
- программно-аппаратный комплекс "Ситуационный центр Губернатора Ленинградской области".
8) Разработка и реализация организационно-технических мероприятий по обеспечению информационной безопасности
В условиях интенсивного роста в органах государственной власти числа компьютеров и автоматизированных информационных систем, упрощения технических процедур подключения рабочих мест пользователей к региональным, общероссийским и глобальным сетям связи, отсутствие во многих случаях у специалистов представлений о работе с открытой и служебной информацией, наличие недобросовестных пользователей ведет к утрате, нарушению целостности информации, сбоям в работе информационных систем, а в отдельных случаях - и всего информационно-телекоммуникационного комплекса в целом.
Особенную обеспокоенность вызывает неуправляемое подключение пользователей локальных вычислительных сетей к сети Интернет. Отсутствие средств защиты от проникновения извне через Интернет в ЛВС органов государственной власти может привести к разрушению или хищениям важной конфиденциальной информации, занесению компьютерных вирусов. В такой ситуации необходимость комплексной защиты информации не вызывает сомнений. Весь комплекс мероприятий включает:
- инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие программными и аппаратными средствами защиту информации;
- организационные мероприятия;
- правовое обеспечение системы защиты информации, предполагающее подготовку и принятие постановлений и подзаконных актов, являющихся основанием для разработки и использования регламентов и инструкций, предписывающих правила работы с информационными системами и компьютерной информацией.
В этой связи Программой предусматривается выполнение следующих первоочередных мероприятий:
1) проведение модернизации оборудования и программного обеспечения сетевого ядра ЛВС Правительства Ленинградской области;
2) в целях усиления мер по обеспечению информационной безопасности введение в действие (с привлечением специалистов сторонних специализированных предприятий) всех потенциальных возможностей операционных систем Net Ware, Windows NT и Intranet Ware, установленных в настоящее время на серверах локальной вычислительной сети Правительства области;
3) в целях исключения несанкционированного входа в информационную систему Правительства области со стороны внешних абонентов, а также с целью эффективного обнаружения зараженных вирусами файлов (в случае поступления их по каналам электронной почты и каналам удаленного доступа к базам данных) выполнение работы по модернизации находящейся в эксплуатации системы электронной почты;
4) осуществление закупки и установка на сервере ЛВС Правительства области сетевого антивирусного программного пакета;
5) разработка инструкций пользователей ЛВС и абонентов электронной почты, а также разработка совместно со специалистами особой части при Губернаторе Ленинградской области должностной инструкции администратора безопасности с определением его прав, обязанностей и ответственности.
9) Нормативно-правовое обеспечение работ по формированию, хранению и использованию государственных информационных ресурсов
Для выработки и закрепления законодательным путем форм информационного взаимодействия структурных подразделений Правительства области, администраций муниципальных образований, федеральных органов власти на ближайший период предусматривается разработка и передача для руководства к пользованию регламентов и инструкций по работе с электронной почтой и факс-службой Правительства области по организации доступа к базам документов Правительства области, регламентов и инструкций по работе с персональными данными (в рамках разрабатываемой АИС "Население Ленинградской области") и ряда других документов.
10) Мероприятия по подготовке кадров и организационно-методическому обеспечению работ в сфере информатизации.
Для устойчивого функционирования информационно-телекоммуникационного комплекса Правительства Ленинградской области необходима постоянная подготовка и переподготовка кадров, включающая подготовку пользователей информационных систем и специалистов по обслуживанию компьютерного и телекоммуникационного оборудования.
Программой предусмотрено организовать централизованное обучение пользователей (по несколько учебных групп) по таким курсам, как:
- Интранет/Интернет-технологии (включая курс пользователя электронной почты),
- геоинформационные технологии,
- пользователь MS Office,
а также обучение администраторов локальных вычислительных систем и администраторов систем электронной почты.
Дополнительно предусматривается приобретение и распространение специализированной технической литературы, а также методических материалов, например, методических материалов из серии "Информационные технологии территориального управления", выпускаемых Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации и Всероссийским научно-исследовательским институтом проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ).
1.3. Связь Программы с другими мероприятиями Правительства
Ленинградской области
Одной из особенностей программы является ее направленность на создание межотраслевых информационных систем, создаваемых в интересах сразу нескольких органов власти и управления, включая территориальные органы власти федерального подчинения. В качестве примера можно привести информационную систему "Регистр населения Ленинградской области" (РН ЛО). АИС РН ЛО представляет собой многоуровневую систему, содержащую в своем составе информационные системы первичного учета, информационные базы данных учета населения муниципального и областного уровня. В то же время АИС РН ЛО связана с базами данных отраслевых комитетов - таких, как органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы ЗАГС и других.
Еще одним примером является включенный в Программу проект создания системы компьютерной связи органов власти Ленинградской области на основе действующей в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Ленинградской области системы передачи данных, использующей протокол Х.25.
Программой предусматривается внедрение современных информационных технологий в различных сферах управления регионом, в том числе в сфере экономического развития (предусматривается проведение работ по созданию в интересах комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области информационной системы "Региональная экономика" и "АИС мониторинга социально-экономического и финансового развития Ленинградской области").
К работам, выполняемым в интересах структурных подразделений Правительства области, относятся предусмотренные Программой мероприятия по сопровождению и модернизации действующих информационных систем управления инвентаризации и оценки недвижимости, департамента делопроизводства и других структур.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.