Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Губернатора
Ленинградской области
(приложение)
Концепция
научного, научно-технического и инновационного развития
Ленинградской области на период до 2005 года
1. Общие положения
1.1. Концепция научного, научно-технического и инновационного развития Ленинградской области (далее - Концепция) определяет цели, принципы, направления, формы и методы деятельности областных органов государственной власти в сфере науки, научно-технической и инновационной деятельности на территории области.
1.2. Правовую основу для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области составляют Конституция Российской Федерации, Устав Ленинградской области, Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Генеральное соглашение между Министерством промышленности, науки и технологии Российской Федерации и Правительством Ленинградской области о сотрудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики (далее - Генеральное соглашение), Концепция социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Ленинградской области.
1.3. Необходимость разработки Концепции обусловлена влиянием науки на социально-экономическое положение в регионе и передачей в ведение субъектов Российской Федерации значительного объема полномочий в области формирования и реализации государственной научно-технической политики.
2. Основные понятия
2.1. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в ходе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований.
2.2. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
2.3. Инновационная деятельность включает в себя:
- выполнение работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, технологического процесса, предназначенных для практического применения;
- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса;
- осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции (технологического процесса);
- продвижение на рынки инновационной продукции (технологического процесса);
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- подготовку, переподготовку или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
- передачу или приобретение прав на объекты промышленной собственности или конфиденциальную научно-техническую информацию;
- экспертные, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции (технологического процесса);
- организацию финансирования инновационного процесса.
2.4. Инновационно-технологический центр (ИТЦ) - имущественный комплекс, использующийся его владельцем для предоставления малым предприятиям научно-технической сферы (МП НТС) офисных и производственных помещений в долгосрочную аренду с приспособлением этих помещений к инженерно-технологическим требованиям производства МП НТС и комплекса услуг по обеспечению инновационной деятельности с целью сохранения научно-технического потенциала МП НТС и содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и их коммерциализации.
2.5. Социально-экономическое развитие Ленинградской области - повышение качества жизни, здоровья и культурного уровня населения, уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг, эффективности управления жизнедеятельностью Ленинградской области.
2.6. Научно-технический потенциал - способность решать текущие и перспективные задачи научно-технического прогресса на основе имеющихся кадровых, производственно-технических, информационных и организационных ресурсов.
2.7. Научно-техническая программа Ленинградской области - комплекс увязанных по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на научно-техническое обеспечение социально-экономического развития Ленинградской области.
2.8. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности - совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций и учреждений, инновационно активных предприятий различных форм собственности, предоставляющих услуги, необходимые для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2.9. Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.
2.10. Научно-производственный комплекс - совокупность организаций (предприятий, учреждений), осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров и образовательную деятельность в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
3. Состояние научной, научно-технической и инновационной сферы
Ленинградской области
3.1. Ленинградская область обладает достаточно большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом. На территории области расположено более 30 крупных и средних научных организаций, в большинстве своем - государственных академических и отраслевых институтов и научных центров, наиболее представительными из которых являются:
- Научно-исследовательский технологический институт им. А.П.Александрова, г. Сосновый Бор;
- Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова Российской академии наук, г. Гатчина;
- Государственное унитарное предприятие здравоохранения Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека, Всеволожский район;
- Государственное научное учреждение академического профиля Северо-Западный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Гатчинский район;
- Федеральный научно-производственный центр Научно-исследовательский институт комплексных испытаний оптико-электронных приборов и систем, г. Сосновый Бор;
- Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства, Ломоносовский район;
- Государственное научно-исследовательское учреждение Институт физиологии им. И.П.Павлова Российской академии наук, Всеволожский район;
- Опытный завод государственного унитарного предприятия Российский научный центр "Прикладная химия", Всеволожский район.
Общая численность работников в организациях науки составляет около 10000 человек, в том числе выполняющих научные исследования и разработки - более 6200 челок, из них - 94 доктора наук и 595 кандидатов наук. Объем исследований и разработок, выполненных областными крупными и средними научными организациями в 1998 году, составил более 250 миллионов рублей.
3.2. Основными направлениями работ научных организаций Ленинградской области являются:
- ядерная энергетика и энергосбережение;
- ядерная физика;
- сельское хозяйство;
- биология и медицина;
- приборостроение, в том числе лазерное и радиолокационное;
- прикладная химия;
- рыбоводство;
- природоохранная деятельность.
Большинство исследований направлено на разработку и совершенствование критических технологий федерального уровня (фундаментальные исследования, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, энергетика, рациональное природопользование). Вместе с тем значительный объем исследований направлен на решение местных или региональных задач и имеет местное прикладное значение (сельское хозяйство, рыбоводство, природоохранная деятельность и др.).
3.3. Резкое снижение государственных ассигнований на научные исследования и отсутствие правительственной программы адаптации научно-технической деятельности к рыночным условиям определили три негативных фактора современного этапа перехода к рыночно ориентированной экономике для научных организаций:
- дефицит финансовых ресурсов и значительные долговые обязательства у предприятий научной сферы;
- дискретный и некомплексный характер реформ в науке;
- невостребованность большинства отечественных научных разработок.
Формирование бюджета научных организаций Ленинградской области происходит в основном за счет средств федерального бюджета по остаточному принципу без учета реальных потребностей научной сферы в финансовых ресурсах. При этом только в 1991-1998 годы федеральные расходы на научные исследования сократились более чем в 5-10 раз.
Имеют место значительные долги федерального бюджета перед областными научными организациями за выполненные некоторыми из них в 1995-1998 годах работы по оборонному заказу, а также долги муниципальных хозяйств и предприятий бюджетной сферы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные научными организациями Ленинградской области. В результате большинство областных научных организаций находится на картотеке, у них постоянно растут пени и штрафы за неуплату текущих платежей по налогам и взносам. Поэтому нормальная экономическая деятельность с различными заказчиками практически невозможна.
Указанное выше является одной из причин снижения производственной активности научных организаций, уменьшения объема выполняемых научных исследований и разработок, замораживая строительства или значительного затягивания ввода в строй новых уникальных научных установок, увольнения из организаций молодых перспективных ученых и специалистов. Средний возраст научных сотрудников в Ленинградской области сегодня составляет 50-55 лет. К этому следует добавить, что отсутствие в стране и в Ленинградской области необходимой законодательной базы по защите индивидуальной и коллективной интеллектуальной собственности приводит к бесконтрольной утечке, в том числе за рубеж, отечественных передовых технологий.
3.4. Несмотря на многие негативные факторы, большинство научных организаций сумели сохранить значительную научно-производственную базу и научный потенциал в самых различных областях фундаментальной и прикладной науки, сохранены - в основном - высокопрофессиональные научные кадры, научные школы, наиболее ценные стенды, приборы и установки для проведения научных исследований. Часть ученых участвует в международных научных программах.
В последние годы значительно возрос удельный вес малых предприятий в научно-технической сфере (МП НТС). Численность работающих в МП НТС на начало 2000 года составила порядка 700 человек (около 7 процентов общего числа работающих специалистов в научных организациях). Произведено товаров и услуг за 1999 год на 86 миллионов рублей (что составляет более 20 процентов всего объема научных работ).
3.5. Сложившаяся система финансирования и развития науки не соответствует проводимым в стране рыночным реформам. Старые методы финансирования научных организаций по заявленной численности сотрудников и объему основных фондов еще продолжают существовать. Новые методы - такие, как конкурсное финансирование научно-технических проектов, независимая экспертиза поступающих для финансирования заявок, контрактная система, практика возвратного финансирования прикладных исследований и разработок, различные методы привлечения в научно-техническую сферу банковского и промышленного капитала, включая долевое участие федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных фондов, - начинают набирать силу.
3.6. В Ленинградской области начали создаваться отдельные элементы современной инфраструктуры управления и эффективного функционирования научной, научно-технической и инновационной деятельности:
- в комитете по экономике и инвестициям Ленинградской области создано подразделение по координации деятельности научных организаций;
- при Губернаторе Ленинградской области образован научно-технический совет;
- для продвижения на рынок наукоемкой продукции Правительством Ленинградской области создано открытое акционерное общество "Ленинградская областная выставка "Регион - Экспо";
- на крупных и средних предприятиях научной отрасли, а также в рамках развития малого предпринимательства создаются МП НТС, нацеленные на коммерциализацию современных научных результатов.
Отсутствие до настоящего времени целостной системы управления научно-технической и инновационной деятельностью, а также отсутствие необходимой для ее функционирования законодательной и нормативно-правовой базы обусловили необходимость разработки концепции научного, научно-технического и инновационного развития в Ленинградской области, имеющей социально-экономическую направленность.
4. Основные цели, принципы и направления научной,
научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области
4.1. Основными целями научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области - наряду с получением новых научных знаний - являются: развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала области, увеличение вклада науки и техники в социально-экономическое развитие территории и улучшение экологической обстановки и здоровья населения, защита информационных государственных ресурсов и интеллектуальной собственности, укрепление обороноспособности государства и обеспечение безопасности личности, общества и государства, а также упрочение взаимосвязи науки и образования.
4.2. Государственная политика при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства и его регионов;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых должна осуществляться на конкурсной основе;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- стимулирование создания, постоянного развития и эффективного функционирования комплексной рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области;
- стимулирование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;
- разработка и реализация мероприятий, направленных на сохранение, развитие и эффективное использование научного, научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области, осуществляется совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации на основе Генерального соглашения о сотрудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.
4.3. Разработка и реализация плана мероприятий, направленного на сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством по следующим основным направлениям:
- формирование региональной научно-технической и инновационной политики;
- правовое обеспечение региональной научно-технической и инновационной политики;
- создание рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- финансово-экономическая поддержка за счет средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Ленинградской области;
- информационное обеспечение научно-технического комплекса Ленинградской области;
- установление и реализация международных научно-технических связей.
4.4. Использование научного, научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области должно быть направлено на решение следующих приоритетных направлений социально-экономического развития Ленинградской области:
- развитие социальной сферы, повышение качества жизни населения;
- развитие и наращивание объемов производства качественной продукции, в том числе продукции агропромышленного комплекса;
- развитие энергоемких и конкурентоспособных производств;
- повышение эффективности использования минеральных и сырьевых ресурсов;
- развитие экспортно ориентированных производств;
- обеспечение экологической безопасности территорий и промышленных зон.
5. Основные направления развития научно-технического и
инновационного потенциала Ленинградской области
5.1. Основными направлениями развития научно-технического и инновационного потенциала Ленинградской области являются:
- определение приоритетных направлений дальнейшего научно-технического развития Ленинградской области;
- максимально возможная реализация существующих научно-технических проектов и технологий научных организаций;
- разработка и реализация мер по сохранению и дальнейшему развитию научно-технической базы научных организаций;
- разработка и реализация мер по социальной защите и материальному обеспечению научных и научно-технических работников;
- содействие финансовому оздоровлению научных организаций, внедрению новых методов финансирования научных исследований и разработок и управления научно-техническими проектами.
5.2. Для реализации указанных направлений развития целесообразно осуществлять следующие мероприятия:
- разработать законодательную и нормативно-правовую базу по реализации государственной научно-технической политики в Ленинградской области;
- предусматривать в областном бюджете на очередной финансовый год финансирование науки, научно-технических и инновационных разработок;
- ежегодно осуществлять разработку и согласование с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации плана мероприятий по реализации Генерального соглашения.
5.3. На этапе формирования рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности необходимо:
- решение вопроса о присвоении муниципальному образованию город Сосновый Бор статуса "Наукоград";
- создание инновационно-технологических центров на территории Ленинградской области.
6. Формы и методы государственной поддержки и регулирования
научной, научно-технической и инновационной деятельности
в Ленинградской области
6.1. Формы и методы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности включают в себя:
- формирование региональной научно-технической программы и территориального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию;
- долевое или полное финансирование из бюджета Ленинградской области на конкурсной основе реализации научно-технических проектов;
- предоставление научным организациям поручительств Правительства Ленинградской области по коммерческим кредитам;
- предоставление научным организациям целевых инвестиционных и налоговых кредитов;
- выдача именных научных стипендий ведущим и молодым ученым, работающим в государственных научных организациях Ленинградской области;
- участие в формировании и развитии рыночно ориентированной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области;
- предоставление льгот по уплате региональных налогов в областной бюджет организациям, осуществляющим работу по реализации научных, научно-технических или инновационных программ или проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Ленинградской области;
- направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств о выделении финансирования за счет средств федерального бюджета на реализацию научных, научно-технических и (или) инновационных проектов;
- выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для представления их отечественным или иностранным инвесторам;
- представление (по согласованию) интересов научных и инновационно активных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
- разработка и введение в действие законодательных и нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности.
6.2. Использование конкретных форм и методов государственной поддержки применяется по результатам рассмотрения документов инициатора научного, научно-технического или (и) инновационного проекта с учетом требуемых экспертных заключений, в том числе и научно-технического совета при Губернаторе Ленинградской области. Предпочтение будет отдаваться конкурентноспособным и эффективным по бюджетным, коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнес-план, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка.
7. Формирование приоритетных направлений научной,
научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области
7.1. В целях разработки региональной целевой научно-технической программы, формирования территориального заказа на научно-техническую продукцию, а также создания необходимых условий реализации научно-технической политики в интересах устойчивого инновационного развития Ленинградской области не реже чем через 3-5 лет определяется перечень приоритетных направлений развития науки и техники Ленинградской области.
7.2. Перечень приоритетных направлений формируется комитетом по экономике и инвестициям с учетом мнения научно-технического совета при Губернаторе Ленинградской области на основании предложений структурных подразделений Правительства Ленинградской области, разработанных с учетом развития различных отраслей социально-экономической сферы Ленинградской области.
7.3. При определении приоритетных направлений развития науки и техники необходимо учитывать:
- приоритеты развития науки и техники федерального уровня;
- действующие и разрабатываемые федеральные и региональные целевые программы;
- приоритеты развития промышленности и сельского хозяйства, а также социальной сферы Ленинградской области;
- текущее состояние экономики и социальной сферы Ленинградской области;
- среднесрочные и долгосрочные концепции и программы социально-экономического развития Ленинградской области;
- основные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности научных организаций и инновационно активных предприятий Ленинградской области.
8. Принципы построения и развития рыночно ориентированной
инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной
деятельности в Ленинградской области
8.1. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности должна представлять собой целостный комплекс, включающий в себя:
- научные организации, высшие учебные заведения, инновационно активные предприятия и организации различных форм собственности, в том числе малые предприятия научно-технической сферы;
- информационно-аналитическое обеспечение и прогнозирование;
- возможности проведения экспертизы научных, научно-технических и инновационных программ, проектов, бизнес-планов, заявок и предложений;
- сертификацию наукоемкой продукции;
- аккредитацию научных организаций;
- возможности продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на рынок;
- подготовку и переподготовку кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности.
8.2. Построение инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности не должно быть механическим учетом уже действующих на территории Ленинградской области ее организационных элементов или простым дополнением их недостающей части, а требует органической увязки и сопряжения существующих и вновь создаваемых структур и наличие возможности координации и регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление губернатора Ленинградской области от 5 октября 2000 г. N 427-пг "Об утверждении Концепции научного, научно-технического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.