Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2000 г. настоящее решение оставлено без изменения
Решение Арбитражного суда Тверской области
от 5 апреля 2000 г. N 1610
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Бажан О.М.,
судей Орловой В.А., Рощиной С.Е.
рассмотрел в заседании суда дело по иску АКБ "Прогресспромбанк", г.Тверь
к ответчику ГНИ по г.Конаково и району
о признании недействительным Постановления ГНИ по г.Конаково и району от 02.06.99 N 7-07-07/1871
В заседании приняли участие:
от истца Куликова Н.Ш., Басова О.А.
от ответчика Тулкин С.А., Шушина Е.В.
от 3-го лица
установил: Акционерный коммерческий банк "Прогресспромбанк", г.Тверь, обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к ГНИ по г.Конаково и району о признании недействительным Постановления ГНИ по г.Конаково и Конаковскому району от 02.06.99 N 7-07-07/1871.
Ответчик исковые требования не признал, считает, что за задержку платежных требований на уплату налогов и взносов в фонд занятости населения в оспариваемом решении ответчиком правомерно были начислены пени.
Истцом заявлено ходатайство о дополнении основания иска. Данное ходатайство не противоречит ст.37 АПК РФ и принято судом.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон:
В силу ст.22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушениям права и законные интересы организаций и граждан.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС и ВАС РФ N 6/8 основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением его принятия; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами. При этом незаконный акт должен нарушать права и интересы лица, обратившегося за защитой в суд.
В соответствии с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" ст.6 главной задачей ГНС РСФСР является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РСФСР.
Согласно ст.7 п.1 этого Закона органам ГНС предоставлено право производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Исключений для банков в законе не установлено. Статьей 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" было предусмотрено взыскание пеней в случае задержки исполнения по вине банка платежного поручения налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.96 N 20-П дал определение правового характера пеней как компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, т.е. взыскание пеней имеет место в случае недополучения в срок налоговых сумм и вследствие этого потерь государственной казны.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 18.06.96 N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения в РФ" на налоговые органы возложена обязанность контролировать правильность начисления и своевременность внесения платежей в Государственный фонд занятости населения РФ, в связи с чем применение к банку ответственности, установленной ст.15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" за несвоевременное исполнение платежных поручений названных взносов, правомерно.
Факты несвоевременного перечисления налогов и взносов в Фонд занятости истцом не оспорены. Однако истец считает, что ГНИ не вправе была проводить проверку в банке, в связи с чем оспариваемое решение, основанное на материалах такой проверки, следует признать недействительным.
Также в дополнение оснований иска истец указал на то, что ГНИ не вправе проверять своевременность перечисления взносов в Фонд занятости, что является дополнительным основанием для признания недействительным решения ГНИ в этой части.
Учитывая, что на момент рассмотрения спора НК РФ действует в редакции Федерального Закона РФ от 09.07.99 и ст.60 НК РФ распространяется в том числе и на взносы в данный фонд, акты задержки перечисления налогов и взносов в Фонд занятости не оспорены ответчиком, суд с учетом вышеизложенного находит, что оспариваемое решение издано в соответствии с действующим законодательством и не нарушает законные интересы ответчика. Исковые требования удовлетворению не подлежат. Расходы по госпошлине по иску следует отнести на ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст.95, 124-127, 132 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Расходы по госпошлине по иску оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном порядке в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тверской области.
Председательствующий |
О.М.Бажан |
С.Е.Рощина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 5 апреля 2000 г. N 1610
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2000 г. настоящее решение оставлено без изменения