Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июля 2000 г. N 1610
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В. и Зубаревой Н.А., при участии от ОАО "АКБ "Прогресспромбанк" Басовой О.А. (доверенность от 16.06.2000), Егоровой Ю.А. (доверенность от 16.06.2000), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Прогресспромбанк" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2000 по делу N 1610 (судьи Бажан О.М., Рощина С.Е., Орлова В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Прогресспромбанк" (далее - АКБ) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по городу Конакову и Конаковскому району (далее - ГНИ) от 02.06.99 N 7-07-07/1781, которым банк привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 133 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за задержку исполнения платежных поручений клиентов Конаковского филиала АКБ на перечисление платежей в бюджет и внебюджетные фонды за период с 02.02.98 по 31.03.99.
Решением от 05.04.2000 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда и иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом требований статей 15 и 50 Конституции Российской Федерации, статей 82, 87 и 133 НК РФ, статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" при признании правомерным проведения ГНИ выездной проверки филиала АКБ, не являющегося налогоплательщиком, а также статьи 7 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которая не предусматривала на момент вынесения решения возможности применения налоговым органом ответственности к банкам по статье 133 НК РФ за нарушение срока исполнения распоряжений клиента на перечисление платежей в Государственный фонд занятости населения в Российской Федерации.
ГНИ о месте и времени слушания дела извещена.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением от 15.04.99 N 223 ГНИ 12 мая 1999 года провела в Конаковском филиале АКБ документальную проверку своевременности исполнения платежных документов налогоплательщиков-клиентов на перечисление денежных средств на доходные счета бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов за период с 02.02.98 по 31.03.99. Налоговая инспекция установила 255 случаев задержки перечисления платежей в бюджеты и внебюджетные фонды после их списания с расчетного счета плательщиков (в том числе из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка), что отражено в акте проверки от 12.05.99. Акт вручен руководителю филиала АКБ 12.05.99.
Решением от 02.06.99 N 7-07-07/1871 Конаковский филиал АКБ привлечен к ответственности по статье 133 НК РФ.
До 1 января 1999 года, то есть до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, к банкам за задержку исполнения поручений налогоплательщиков согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" применялась мера ответственности в виде взыскания в установленном порядке пеней в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 60 НК РФ при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). При этом ответственностью, наступающей за данные нарушения в обязательном порядке, следует считать ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 133 НК РФ, в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Нарушение требований статьи 60 НК РФ установлено судом и по размеру не оспаривается АКБ.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В соответствии с главой 9 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 23.07.98 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (далее - Инструкция) кредитная организация может открывать обособленные подразделения (представительства и филиалы), сведения о которых должны содержаться в уставе.
Порядок открытия (закрытия) представительств, филиалов кредитной организации на территории Российской Федерации, а также внутренних структурных подразделений кредитной организации (филиала) установлен в указанной выше Инструкции.
Согласно пункту 9.3 Инструкции N 75-И банковские операции и сделки могут осуществляться только теми подразделениями кредитной организации, которые открыты и осуществляют свою деятельность в установленном порядке.
Статус Конаковского филиала АКБ соответствует вышеназванным положениям Инструкции. Следовательно, он выполняет обязанности самого банка на территории Конаковского района Тверской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, АКБ подлежал и подлежит налоговому учету на территории города Конакова и Конаковского района.
Изложенное выше наряду с комплексным анализом норм Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент проверки, позволяет сделать вывод о том, что статьей 82 НК РФ налоговому органу предоставлено право производить проверки филиала кредитной организации. При этом детальная регламентация порядка проведения и оформления результатов проверки правильности и своевременности перечисления налоговых платежей кредитными организациями была установлена только статьей 101-1 НК РФ в результате внесения изменений Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, а следовательно, необоснованна ссылка АКБ на нарушение порядка оформления постановления. В силу статей 27 и 29 НК РФ данное постановление ГНИ вручено уполномоченному лицу, а возможное нарушение порядка направления требования об уплате пеней (штрафа) может быть оценено судом только при рассмотрении иска ГНИ о взыскании соответствующих санкций.
При указанных обстоятельствах следует признать, что нарушений в применении норм материального и процессуального права судом первой инстанции нет.
Согласно пункту 10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 N 5132-1, к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушившим порядок их уплаты, а также к банкам за нарушение сроков перечисления платежей применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" на Федеральную налоговую службу России возложены функции контроля за поступлением страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации применительно к действующему порядку осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.
Порядок осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в части правильного исчисления и своевременности внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции на основании статьи 3 НК РФ пришел к правомерному выводу, что в связи с введением в действие с 01.01.99 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд занятости применяется ответственность, предусмотренная разделом VI НК РФ.
В то же время до вступления в действие Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ при нарушении порядка уплаты платежей в иные государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации) ответственность применялась в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок уплаты страховых взносов в названные фонды.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2000 по делу N 1610 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Прогресспромбанк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2000 г. N 1610
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника