Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 октября 2000 г. N А56-11453/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Почечуева И.П., Ветошкиной О.В.,
при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Бронникова В.Г., (доверенность от 28.01.2000г.), Шкеметко О.Л. (доверенность от 01.04.99), Максимова А В. (доверенность от 11.09.2000), от ООО "Рекон" Сокаева К.Ф. (доверенность от 22.09.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2000 по делу N А56-11453/00 (судьи Баталова Л.А., Королева Т.В., Васильева Л.В.), установил:
Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рекон" (далее - ООО "Рекон", страхователь) о взыскании 5 000 рублей финансовых санкций за нарушение сроков постановки на учет в органах социального страхования.
Решением суда от 08.06.2000 иск удовлетворен. Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2000 решение суда отменено и в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, указывая, что Фондом соблюден порядок взыскания штрафных санкций, взыскание произведено с соблюдением норм налогового законодательства.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "Рекон" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением иска без рассмотрения.
Согласно статье 12 (пункт 2 подпункт 1) Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об основах обязательного социального страхования) страхователь обязан встать на учет и сняться с учета у страховщика в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) определяет порядок постановки на учет в налоговом органе, в том числе и сроки постановки на учет (статьи 83 и 84 НК РФ).
Впоследствии в связи с внесением изменений в НК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", органы государственных внебюджетных фондов с 18.08.99 стали участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством (статья 9 НК РФ). При этом согласно пункту 1 статьи 34-1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ (пункт 2 статьи 82 НК РФ). Указанная норма имеет прямое действие и подлежит применению к отношениям, возникшим после 18.08.99.
Учет налогоплательщиков (порядок и сроки постановки на учет) регулируется статьями 83 и 84 НК РФ, включенными в главу 14 НК РФ, и является неотъемлемым условием осуществления налогового контроля. Обязанность по ведению учета плательщиком взносов возложена на органы государственных внебюджетных фондов статьей 11 Закона об основах обязательного социального страхования и статьей 32 НК РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогам и сборах. Следовательно, НК РФ имеет правовой приоритет по отношению к федеральным налоговым законам.
Понятие налога дано в статье 8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Статья 3 Закона об основах обязательного социального страхования определяет страховой взнос как обязательный платеж на обязательное социальное страхование: социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения.
Из изложенного следует, что страховой взнос подпадает под определение налога, данное в статье 8 НК РФ, а Закон об основах обязательного социального страхования входит в систему законодательства о налогах и сборах.
Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ (статья 6 НК РФ). Так как Закон об основах обязательного социального страхования вступил в силу ранее, чем изменения в часть первую НК РФ (21.07.99), то его положения не должны противоречить нормам НК РФ.
Поэтому, в рассматриваемом случае, несостоятелен вывод апелляционной инстанции о необходимости руководствоваться статьями 11 и 12 Закона об основах обязательного социального страхования, которые не устанавливают сроки постановки на учет в органах социального страхования.
Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ. Статьей 83 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика-организации встать на учет в налоговом органе в течение 10 дней со дня ее государственной регистрации, а статья 84 НК РФ определяет порядок постановки на учет.
Так как сроки и порядок постановки на учет регулируются нормами НК РФ, то и ответственность за уклонение от регистрации определяется НК РФ, а не федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, как на это указано в статье 9 Закона об основах обязательного социального страхования.
За нарушение сроков постановки на учет статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания 5000 рублей штрафа.
Поскольку органы Фонда социального страхования Российской Федерации являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то при осуществлении налогового контроля они обладают всеми правами и несут те же обязанности, что и налоговые органы (статья 34-1 НК РФ), в частности право привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ООО "Рекон" зарегистрировано решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга 01.10.99 N 164525. На учет в Фонде оно поставлено 09.12.99, то есть с нарушением установленного НК РФ 10-дневного срока.
Исходя из изложенного, Фонд обоснованно привлек ООО "Рекон" к ответственности, предусмотренной статьей 116 НК РФ.
Фондом соблюден порядок досудебного урегулирования спора, предусмотренный статьей 104 НК РФ.
Исходя из изложенного, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 6 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 17.08.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11453/00 отменить.
Решение суда от 08.06.2000 оставить в силе.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2000 г. N А56-11453/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника