Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Региональная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда на территории
Ленинградской области" на 2001-2005 годы
1 июля 2002 г., 18 марта 2003 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 марта 2003 г. N 42 паспорт Программы изложен в новой редакции
Паспорт
региональной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда
на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы
1 июля 2002 г.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "29 декабря 1999 года N 599-рг" следует читать как "25 декабря 1999 года N 599-рг"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Региональная целевая программа "Улучшение условий и |
|программы |охраны труда на территории Ленинградской области" на |
| |2001 - 2005 годы |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Основание для |Распоряжение Губернатора Ленинградской области от |
|разработки про- |25 декабря 1999 года N 599-рг "Об утверждении прог- |
|граммы |раммы действий органов исполнительной власти Ленин- |
| |градской области по стабилизации социально-экономи- |
| |ческого положения в области на 2000 год" |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Государственный |Правительство Ленинградской области |
|заказчик програм-| |
|мы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Разработчик про- |Комитет по труду и социальной защите населения Ленин-|
|граммы |градской области |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Срок разработки |1999 - 2000 годы |
|программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Стоимость разра- |Программа разработана за счет и в пределах средств, |
|ботки программы |выделенных на содержание аппарата комитета по труду и|
| |социальной защите населения Ленинградской области |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Представитель за-|Комитет по труду и социальной защите населения |
|казчика программы|Ленинградской области |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Период реализации|2001 - 2005 годы |
|программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Цель программы |Сохранение жизни и здоровья человека в процессе тру- |
| |да, обеспечение здоровых и безопасных условий труда |
| |на производстве, предупреждение и профилактика произ-|
| |водственного травматизма и профессиональных заболева-|
| |ний |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Задачи программы |Подготовка и реализация правовых, социально-экономи- |
| |ческих, организационных, технических, санитарно-гиги-|
| |енических, реабилитационных и других мер, обеспечива-|
| |ющих работникам государственные гарантии и правовую |
| |защиту в сфере охраны труда |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Основные меропри-|Разработка и введение в действие областных законода- |
|ятия программы |тельных и нормативных правовых актов для обеспечения |
| |системы управления охраной труда; |
| |создание областного центра профпатологии; |
| |разработка информационно-аналитической системы учета |
| |и оценки инвалидности и мероприятий по профилактике и|
| |реабилитации лиц, ставших инвалидами вследствие тру- |
| |дового увечья или профессионального заболевания; |
| |обучение и проверка знаний по охране труда у руково- |
| |дителей и специалистов организаций Ленинградской об- |
| |ласти; |
| |организация работы областной межведомственной комис- |
| |сии по охране труда; |
| |осуществление корректировки показателей реализации |
| |мероприятий программы; |
| |прочие мероприятия |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Основной исполни-|Комитет по труду и социальной защите населения Ленин-|
|тель и соисполни-|градской области |
|тели программы |Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградс- |
| |кой области |
| |Центр государственного санитарно-эпидемиологического |
| |надзора в Ленинградской области |
| |Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-|
| |социальной экспертизы, протезирования и реабилитации |
| |инвалидов им. Г.А. Альбрехта |
| |Санкт-Петербургская медицинская академия им. И.И. |
| |Мечникова |
| |Государственное предприятие "Центр охраны труда, про-|
| |мышленной безопасности и социального партнерства" |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Объем финансовых |530,0 тысячи рублей, в том числе: |
|ресурсов, освоен-|областной бюджет - 450,0 тысячи рублей |
|ных за 2001 год |внебюджетные средства - 80,0 тысячи рублей |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Объем финансовых |1381,8 тысячи рублей, в том числе: |
|ресурсов, запла- |областной бюджет - 1090,0 тысячи рублей |
|нированных по |внебюджетные средства - 291,8 тысячи рублей |
|программе на | |
|2002-2003 годы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Объем финансиро- |490,0 тысячи рублей, в том числе: |
|вания, необходи- |областной бюджет - 330,0 тысячи рублей |
|мый для заверше- |внебюджетные средства - 160,0 тысячи рублей |
|ния программы | |
|(2004-2005 годы) | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Ожидаемые конеч- |Ежегодное снижение производственного травматизма и |
|ные результаты |профессиональной заболеваемости на 0,2 процента, |
|программы |улучшение социальной защиты различных категорий ра- |
| |ботников; |
| |планируемые сокращения потерь: |
| |по выплате пособий по временной нетрудоспособности по|
| |обязательному социальному страхованию от несчастных |
| |случаев на производстве и профессиональных заболева- |
| |ний: |
| |2002 год - 25,0 тысячи рублей |
| |2003 год (прогноз) - 30,0 тысячи рублей |
| |2004 год (прогноз) - 36,0 тысячи рублей |
| |2005 год (прогноз) - 43,0 тысячи рублей; |
| |по медицинской и социальной реабилитации, обеспечению|
| |предупредительных мер по сокращению производственного|
| |травматизма и профессиональной заболеваемости: |
| |2002 год - 81,0 тысячи рублей |
| |2003 год (прогноз) - 97,0 тысячи рублей |
| |2004 год (прогноз) - 116,0 тысячи рублей |
| |2005 год (прогноз) - 139,0 тысячи рублей; |
| |по единовременным страховым выплатам: |
| |2002 год - 9,0 тысячи рублей |
| |2003 год (прогноз) - 11,0 тысячи рублей |
| |2004 год (прогноз) - 13,0 тысячи рублей |
| |2005 год (прогноз) - 16,0 тысячи рублей; |
| |по ежемесячным страховым выплатам: |
| |2002 год - 373,0 тысячи рублей |
| |2003 год (прогноз) - 448,0 тысячи рублей |
| |2004 год (прогноз) - 538,0 тысячи рублей |
| |2005 год (прогноз) - 645,0 тысячи рублей; |
| |по доставке и пересылке страховых выплат: |
| |2002 год - 8,0 тысячи рублей |
| |2003 год (прогноз) - 10,0 тысячи рублей |
| |2004 год (прогноз) - 12,0 тысячи рублей |
| |2005 год (прогноз) - 15,0 тысячи рублей |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Фамилия, имя, |Хижук Ольга Филипповна - заместитель председателя ко-|
|отчество, долж- |митета по труду и социальной защите населения Ленин- |
|ность, телефон |градской области, тел. 225-33-20 |
|руководителя про-| |
|граммы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Постановление об |Постановление Правительства Ленинградской области от |
|утверждении про- |26 октября 2000 года N 22 |
|граммы | |
|-----------------+-----------------------------------------------------|
|Система организа-|Комитет по труду и социальной защите населения Ленин-|
|ции контроля за |градской области осуществляет контроль за целевым ис-|
|выполнением |пользованием бюджетных и внебюджетных средств, нап- |
|программы |равленных на реализацию программы, и ежеквартально |
| |представляет отчет о финансировании, выполнении и эф-|
| |фективности программы в комитет финансов Ленинградс- |
| |кой области и комитет по экономике и инвестициям Ле- |
| |нинградской области |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Общие положения
Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы (далее - программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 1999 года N 599-рг "Об утверждении программы действий органов исполнительной власти Ленинградской области по стабилизации социально-экономического положения в области на 2000 год", с учетом требований статей 6 и 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в Российской Федерации является охрана труда, которая представляет собой систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников.
Состояние охраны труда как в отдельно взятой организации, так и в отраслях экономики и на территории региона в целом оценивается показателями производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, их ростом или снижением.
На протяжении последних лет в Ленинградской области имел место рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2. Современное состояние условий и охраны труда в
Ленинградской области
Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 1998-2000 годы не финансировалась за счет средств федерального и областного бюджетов в 1998-1999 годах. В то же время реализация программы за счет средств предприятий и проведения организационных мероприятий, не требующих финансирования, дала определенные положительные результаты:
разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда на территории Ленинградской области;
проведена подготовительная работа по созданию областного центра профпатологии (разработаны структура и схема функционирования центра, составлена смета расходов на его создание);
приняты меры для высвобождения женщин, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (проведена аттестация рабочих мест, разработаны соответствующие мероприятия);
составлены реестры предприятий-производителей средств индивидуальной защиты в Ленинградской области и предприятий, на которых необходимо их применение;
регулярно осуществлялось информационное обеспечение организаций действующей нормативно-технической документацией и бланочной продукцией по охране труда, выпускались сообщения для работодателей о тематических средствах пропаганды;
разработаны и направлены в учебно-методические центры охраны труда Ленинградской области программы по охране труда для подготовки руководителей и специалистов организаций (прошли обучение и проверку знаний в 1998 году - 3100 человек, в 1999 году - 3553 человека, в 2000 году планируется обучить 4660 человек);
организован инструментальный контроль условий труда на рабочих местах, который осуществляют 17 лабораторий Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области и 16 независимых аккредитованных лабораторий;
разработана и внедряется программа "Автоматизированное рабочее место государственного эксперта по условиям труда" (АРМ "Эксперт").
Несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охраны труда в Ленинградской области в 1998-1999 годах, по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики и оценке органов государственного управления, надзора и контроля, оставалось крайне неблагополучным.
В Ленинградской области потери от нетрудоспособности пострадавших на производстве составляют ежегодно 52-60 тысяч человеко-дней. В 1998 году число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих составило 6,4 человека (по Российской Федерации - 5,3), погибло 59 и получили увечье 26 человек, затраты по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям составили 20,9 млн. рублей. В 1999 году в результате несчастных случаев на производстве погибло 75 и получили увечье 59 человек.
Старение основных производственных фондов и, как следствие, неудовлетворительное состояние условий труда продолжают оставаться основной причиной роста профессиональной заболеваемости. Согласно информации Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области, санитарным нормам не отвечают 56,9 процента промышленных и сельскохозяйственных предприятий. За 1999 год зарегистрировано 229 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания, что на 38 процентов выше уровня профессиональной заболеваемости 1998 года. Численность работников, пользующихся одной или более льготами и компенсациями за работу во вредных условиях труда, составляет в промышленности 21,2 процента, в строительстве - 22,9 процента, на транспорте - 30,7 процента общей численности работников.
Помимо неудовлетворительного состояния условий труда, причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются недостаточная обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за условиями труда, низкий уровень знаний требований охраны труда всех участников производственного процесса, ослабление трудовой и технологической дисциплины. Неблагоприятно отражаются на состоянии условий и охраны труда несовершенство нормативной правовой базы, отсутствие экономического механизма обеспечения охраны труда и недостаточная скоординированность действий в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.
Приведенные данные свидетельствуют, что необходимо совершенствовать работу по улучшению условий и охраны труда. Существующие проблемы следует решать комплексно, с привлечением всего имеющегося в регионе научно-технического и производственного потенциала, с разработкой программных мероприятий и их финансированием за счет средств областного бюджета, средств фонда социального страхования и сумм административных штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства и нормативно-правовых актов в области охраны труда.
3. Цель программы
Целью программы является сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4. Основные задачи программы
Основными задачами программы являются:
реализация государственной политики в сфере охраны труда;
разработка и принятие нормативных правовых и методических документов, обеспечивающих реализацию федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на территории Ленинградской области;
научное, организационное и техническое обеспечение охраны труда;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
обеспечение соблюдения гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска;
усиление социальной защищенности работников, включая медицинскую, лечебно-профилактическую и профессиональную реабилитацию пострадавших от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
проведение сертификации работ по охране труда и средств индивидуальной и коллективной защиты;
совершенствование системы обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обучение работников безопасности труда, подготовка специалистов по охране труда;
создание единой информационно-аналитической системы по охране труда;
совершенствование процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
организация поэтапного введения обязательной сертификации работ по охране труда.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе Концепции федеральной программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы, разработанной Министерством труда и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации (письмо Минтруда от 25 августа 1999 года N 2003-Пр).
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правового обеспечения условий и охраны труда;
социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, создание для этих целей областного центра профпатологии;
совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений;
информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного обучения и проверки знаний.
6. Ресурсное обеспечение программы
Программой предусмотрено финансирование мероприятий по реабилитации лиц, пострадавших на производстве, совершенствованию средств индивидуальной и коллективной защиты, информационному обеспечению охраны труда, обучению работников в 2001-2005 годах за счет средств следующих источников:
областной бюджет - 2,72 млн. рублей,
внебюджетные фонды - 0,7 млн. рублей.
Вопросы обеспечения оборудованием, расходными материалами и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения мероприятий, предусмотренных программой, решаются их исполнителями.
План реализации мероприятий региональной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 2001-2005 годы и обоснование мероприятий программы приведены в приложениях 1 и 2.
Информация о динамике финансирования программы приведена в приложении 3.
7. Организация управления, механизм реализации программы и
контроль за ее выполнением
Заказчиком программы является Правительство Ленинградской области.
Оперативное управление реализацией программных мероприятий осуществляет комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области как представитель заказчика программы.
Финансирование программы за счет средств областного бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом возможностей бюджета, потребностей программы и необходимости продолжения ранее начатых работ.
Объемы финансирования конкретных работ в рамках программы определяются государственными контрактами (договорами, соглашениями), заключаемыми комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области - представителем заказчика - с организациями-исполнителями, определяемыми на конкурсной основе после утверждения областного бюджета на соответствующий год.
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области представляет в Правительство Ленинградской области сведения о ходе выполнения программы в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг.
8. Оценка эффективности и социально-экономических
результатов программы
При разработке программы ставилась задача минимизировать затраты на ее реализацию и одновременно достичь максимального социального эффекта от осуществления программных мероприятий.
В среднем ежегодно запланировано финансирование программных мероприятий в сумме 0,7 млн. рублей, что составляет около 3 процентов годовых затрат на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями (по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, в 1998 году затраты составили 20,93 млн. рублей).
Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда приведет к сокращению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и затрат на возмещение вреда. Реальная выгода может быть достоверно определена по фактическим результатам.
Статистическим наблюдением охвачены организации с числом работающих 302 тысячи человек (50 процентов общего количества работников Ленинградской области). С учетом того, что организации несут дополнительные расходы, связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (оплата клинического или амбулаторного лечения пострадавших, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д.), полный ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Ленинградской области определяется в сумме 80 млн. рублей в год (400 млн. рублей за пять лет).
Таким образом, финансирование мероприятий программы (3,42 млн. рублей) окупится, если к 2005 году ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний сократится на 1 процент, то есть ежегодно будет снижаться на 0,2 процента.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда для организаций проявится в снижении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что приведет к увеличению доходов организаций.
Социальная эффективность программных мероприятий в области охраны труда выразится в снижении смертности населения (особенно в трудоспособном возрасте) в результате производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также в снижении профессиональной и общей заболеваемости, повышении эффективности правовой защиты и соблюдения прав работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.