Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Основные направления реализации программы и ожидаемые
результаты
Проект 1. Дошкольное образование
Необходимость разработки данного проекта обусловлена появлением ряда негативных тенденций в дошкольном образовании области. Особую тревогу вызывает значительное ухудшение в последние годы здоровья детей. Об этом свидетельствует рост заболеваемости дошкольников Ленинградской области.
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
12,3 детодней | 12,8 детодней | 14 детодней | 14,9 детодней |
Тяжелое экономическое положение многих семей привело к оттоку детей из дошкольных образовательных учреждений, особенно в сельской местности. Даже существующая минимальная родительская плата оказывается слишком высокой для многих семей. Снижение рождаемости ведет к сокращению численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, а значит - удорожанию содержания ребенка, т.е. росту родительской платы.
Все перечисленное приводит к уменьшению контингента детей (с 1996 по 1998 год на 6289 человек) и сокращению сети дошкольных образовательных учреждений (с 1996 по 1999 год на 87).
Статистика свидетельствует о том, что 32% детей Ленинградской области поступают в первый класс, не пройдя подготовку в детском саду. Семейное образование не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. В результате примерно треть детей не готовы к школе, что создает для них серьезные проблемы в обучении.
Системный анализ позволяет утверждать, что практически все проблемы начальной школы произрастают из дошкольного периода детства. Наблюдается тенденция роста негативного отношения учащихся начальной школы к учению, учителю и школе.
Во многом это объясняется тем, что ребенок не был подготовлен к школе. Вместе с тем нередко подготовка ребенка к школе заменяется жестким, интенсивным обучением, вызывающим эмоциональное переутомление.
Возникает определенный парадокс: в результате такой подготовки школа получает ученика, потенциально имеющего низкий порог "школьной зрелости", что выражается в недостаточном развитии любознательности, способностей, коммуникативности, творческого воображения, самостоятельности. Дошкольник, пройдя школу обучения в детском саду с такой направленностью, не готов к учебной деятельности в школе.
Налицо нарушение прав ребенка на полноценное развитие в дошкольном детстве, преувеличение интеллектуальной доминанты в ущерб гармонично-целостному развитию личности.
Перечисленные негативные тенденции появляются в результате отсутствия или нарушения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальными классами школы.
Решение указанных проблем затрудняется также по причине нехватки высококвалифицированных специалистов (количество воспитателей с высшим образованием в Ленинградской области - 16%, а руководителей дошкольных образовательных учреждений - 67%), неподготовленностью к работе по программам нового поколения и реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Процесс совершенствования профессионализма управленческой деятельности происходит медленно, что также сказывается на качестве образования.
Таким образом, назрела необходимость совершенствования системы дошкольного образования, предусматривающая ряд мер, корректирующих указанные выше негативные тенденции и явления.
Цель проекта - обеспечение общедоступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех групп населения Ленинградской области.
Задачи проекта:
сохранение и развитие различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их развития в соответствии с потребностями населения;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода.
Основные направления проекта:
разработка программного и учебно-методического обеспечения, образовательных программ дошкольного образования;
проведение экспериментальной работы по апробации новых форм, методов дошкольного образования, организации работы дошкольных образовательных учреждений;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, интеграция дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования;
внедрение новых образовательных технологий;
развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях различных видов;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Ресурсное обеспечение проекта:
программно-методическое (разработка экспериментального программного материала, апробация и внедрение экспериментальных программ, разработка критериев оценки результатов экспериментальной работы);
информационное (сбор и анализ информации о состоянии системы дошкольного образования);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится участие 7 муниципальных образований Ленинградской области в федеральном эксперименте по сохранению системы дошкольного образования.
Ожидаемые результаты проекта:
создание дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями как воспитанникам, так и детям, их не посещающим;
создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей среды, обеспечивающей развитие способностей, интересов и творчества детей.
Проект 2. Общее образование
2.1. Обновление содержания образования
Совершенствование содержания образования на современном этапе развития российского общества предусматривает принципиальную смену образовательного процесса - переход от модели "информационно-накопительной", ориентированной на пассивное усвоение большого объема информации к модели "методологически ориентирующей", основанной на создании ценностно-ориентированного, конструктивного стиля мышления и новых способов самостоятельной творческой деятельности. Реализация такой модели должна иметь принципиальную опору на межпредметную интеграцию, взаимосвязь различных научных областей, формирование системного и позитивного стиля мышления и мотивации достижения успеха.
Проектирование обновления содержания регионального образования предполагает разработку преемственных типовых образовательных программ с федеральным и национально-региональным компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования.
Ежегодное увеличение объема информации, получаемой на уроках, ведущее к увеличению психологической, интеллектуальной, физической нагрузки учащихся, требует коренного пересмотра содержания, структуры учебных планов и программ, а также увеличения продолжительности обучения в школе до 12 лет.
Цель проекта - обновление содержания образования, обеспечивающее новое качество образования, сохранение здоровья школьников, их социализацию, целостное развитие личности, включение в социально полезную деятельность, адаптацию к новым условиям развития социокультурной среды Ленинградской области.
Задачи проекта:
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования;
участие в федеральном эксперименте по переходу на 12-летнее обучение в школе;
дальнейшее расширение вариативности общего образования путем разработки образовательных программ, в том числе повышенного уровня.
Основные направления проекта:
определение и организация работы экспериментальных площадок для подготовки перехода школы на 12-летнее обучение;
обеспечение организационной и научно-методической помощи педагогическим коллективам школ, работающим в режиме эксперимента по переходу на 12-летнее обучение;
подготовка педагогических и руководящих кадров нового поколения, способных обеспечить качество образования в условиях подготовки к реализации нового учебного плана и учебных программ;
разработка и экспертиза образовательных программ, в том числе повышенного уровня (гимназия, лицеи, школы с углубленным изучением предметов);
разработка учебно-методических комплексов национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта;
проведение курсов повышения квалификации учителей по региональным учебным курсам;
проведение мониторинга результативности региональных учебных курсов.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка региональных документов, обеспечивающих деятельность школ повышенного уровня обучения, а также деятельность экспериментальных площадок по переходу на 12-летнее обучение);
программно-методическое (руководство областными экспериментальными площадками по переходу на 12-летнее обучение, разработка и публикация программно-методического обеспечения регионального компонента образовательного стандарта);
кадровое (переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по новому содержанию образования);
информационное (издание в информационно-аналитическом сборнике материалов мониторинга эксперимента по переходу на 12-летнее обучение; по отработке и реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта и т.д.);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся разработка учебно-методического комплекса регионального компонента государственного стандарта, приобретение федеральных комплектов учебно-программных материалов для 12-летней школы.
Ожидаемые результаты проекта:
создание 6 экспериментальных площадок по подготовке перехода на 12-летнее обучение в школе;
создание информационно-компьютерного банка данных по подготовке перехода на 12-летнее обучение;
повышение квалификации учителей экспериментальных школ по переходу на 12-летнее обучение; учителей, ведущих региональные учебные курсы;
наличие и использование новых образовательных программ в школах повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным преподаванием предметов);
изучение и знание школьниками истории, культуры, экологии и экономики Ленинградской области.
2.2. Инновационные модели школ
В ходе реализации данного проекта будут решаться задачи разработки и апробации концепций школьного образования, направленных на обеспечение его высокого качества: поиске новых способов осуществления принципов гуманизации и интеграции образования на основе человекоцентристского подхода к содержанию и технологиям обучения, внедрение наукоемких технологий образования, развитие вариативных моделей школ (аграрных, природных, культуротворческих, школ человекознания и воспитания будущих родителей), в т.ч. общеобразовательных учреждений повышенного уровня образования.
В ходе реализации проекта предполагается разработать и апробировать концепцию развития общеобразовательной школы как школы здоровья. В рамках этого предстоит подготовить программу охраны здоровья школьников как систему деятельности администрации, педагогического коллектива, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей и общественности; внедрить в школу службу психолого-валеологического обеспечения, отработать систему медико-валеологической диагностики.
Здоровье - это комплексная социально-педагогическая и медицинская межведомственная проблема. Системное решение проблемы здоровья на региональном уровне предусматривает целенаправленную работу в следующих сквозных для всех ступеней непрерывного образования стратегических направлениях:
психолого-педагогическое;
медико-профилактическое, включая мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей и его динамики;
спортивно-оздоровительное;
социально-экологическое с разработкой муниципальных оздоровительных программ для населения с учетом неблагоприятных экологических факторов и вызываемых ими заболеваний;
организационно-управленческое, включая межведомственную координацию.
В современном мире большое значение уделяется экологическому образованию.
В общей системе современной культуры экологическая культура приобретает исключительно важное значение, являясь условием реализации концепции устойчивого развития. Таким образом, одной из задач образовательного процесса стало осуществление экологического образования и воспитания.
В последние десятилетия этой проблеме на международном уровне уделялось большое внимание, однако, в России неопределенность содержания учебного предмета "экология", отсутствие его в структуре федерального компонента привели к разнобою в реализации экологического образования на нынешнем этапе и могут оказаться преградой для обеспечения его в будущей 12-летней школе. Между тем модель школы XXI века немыслима без экологии как одного из условий обновления содержания образования. Это объясняет необходимость создания экологических школ.
В этой проблеме достаточно перспективным представляется опыт организации разного типа экологических школ и классов, где экологическое образование имеет системообразующую функцию. Изучение моделей такого типа образовательных учреждений необходимо, ибо они расширяют свою воспитательную деятельность в иные образовательные области и позволяют решать задачу гармонического развития личности школьника.
Системный подход к исследованию и развитию экологической образовательной области является условием обеспечения качества образования, что требуется для построения реальной модели школы XXI века, включает в образовательный процесс новые технологические подходы, учебно-методическое обеспечение нового поколения и переподготовку качественно нового учителя.
Цель проекта - разработка и освоение конкретных программ развития вариативных моделей школ как одного из приоритетных направлений развития системы образования Ленинградской области.
Задачи проекта:
разработать и организовать апробацию моделей здоровьесберегающих школ на основе подготовки учебно-программного комплекса по валеологии, психологии;
разработать и организовать апробацию моделей экологических школ в системе непрерывного экологического образования на основе преемственности уровней и ступеней образования;
способствовать развитию вариативных инновационных моделей в образовательных учреждениях разного типа и вида, в том числе на селе.
Основные направления проекта:
развитие здоровьесберегающей, экологической направленности общего образования;
определение экспериментальных площадок для разработки моделей здоровьесберегающей, адаптивной, эколологической школ, школы человекознания и воспитания будущих родителей,
разработка нормативно-правового обеспечения экспериментальной деятельности;
проведение переподготовки и повышения квалификации учителей, участвующих в экспериментальной работе;
разработка на базе Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского государственного областного университета им.А.С.Пушкина учебно-методического, научно-методического сопровождения;
привлечение к совместной профилактической работе врачей, родителей, общественности;
создание информационной базы данных, информирование общественности города (района) о состоянии и динамике здоровья учащихся и учителей школ;
дальнейшее развитие образовательных учреждений повышенного уровня на основе анализа социального заказа населения конкретных муниципальных образований;
создание школ-лабораторий по разработке инновационных проектов развития системы образования в регионе.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка региональных документов, обеспечивающих отработку инновационных моделей школ);
научно-методическое (разработка концепций и программ развития здоровьесберегающих, адаптивных, экологических и других моделей образовательных учреждений);
учебно-методическое (разработка совместно с учителями новых учебно-методических комплексов для инновационных школ);
кадровое (подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов для работы в инновационных школах (по заявкам муниципальных органов управления образованием);
информационное (распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций, экспериментальной работы идей здорового образа жизни, необходимости сохранения и укрепления здоровья, экологического образования; создание банка данных здоровьесберегающих, адаптивных, экологических школ);
к основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся издание информационно-аналитических материалов по экспериментальным школам и учебно-методической литературы;
разработка комплексных межведомственных программ здоровья (экспериментальные площадки);
создание учебно-методических комплексов нового поколения по экологическому и психолого-валеологическому образованию.
Ожидаемые результаты проекта:
здоровая среда школы, которая включает нормальный морально-психологический микроклимат, обстановку доброжелательности и сотрудничества, гуманного отношения к ребенку, а также санитарно-гигиенические условия нахождения в школе;
валеологическая грамотность педагогов, которая способствует сохранению здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания;
реальное повышение показателей здоровья школьников;
формирование в педагогических коллективах понимания приоритетности проблемы состояния и укрепления здоровья детей и подростков;
снижение количества детей и подростков, страдающих наркозависимостью;
информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений, связанных со здоровьем школьников и проблемами организации образовательного процесса в школе;
изменение системы физического воспитания школьника на основе системы реализации индивидуального подхода к учащимся;
создание информационной базы данных о состоянии и динамике здоровья учителей и учащихся школы;
создание моделей экологических школ, сформированносгь экологической культуры обучающихся;
удовлетворение запросов родителей, детей на предоставление образовательных услуг повышенного уровня;
сформированность грамотности выпускников школ по вопросам человекознания и воспитания детей в семье.
Проект 3. Специальное (коррекционное) образование
Необходимость разработки данного проекта обусловлена наличием негативных тенденций в области специального образования, несмотря на ощутимые успехи в последние годы.
Анализ контингента за последние 5 лет показал, что в связи с ухудшением здоровья детей соответственно увеличивается и контингент в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ленинградской области, а также в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время из 220 тысяч детей, обучающихся в образовательных учреждениях области, 13247 детей или 6,65% получают специальное (коррекционное) образование.
В 1995 году в специальных школах-интернатах обучалось 3770 человек, в 1999 году - 4003 человека или на 7% больше; в 1995 году в классах коррекционно-развивающего обучения - 4089 человек, в 1999 году - 5153 человека или на 26% больше.
В 1995 году в области функционировало 21 специальное дошкольное учреждение, в 1999 году - 23; специальных (коррекционных) групп при дошкольных образовательных учреждениях в 1995 году было 87, в 1999 году - 441.
Не соответствует стандартам специального образования материально-техническая оснащенность коррекционных учреждений.
Нерешенной остается проблема кадровой оснащенности специального образования: в специальных школах 17,6% педагогов имеют специальное дефектологическое образование, а в специальных классах общеобразовательных школ вообще нет таких специалистов.
Интеграционный процесс протекает порой стихийно, в ряде случаев он неоправданно ускоряется без достаточной подготовленности образовательных учреждений и их педагогического корпуса. Из 6,6% детей с ограниченными возможностями 4,8% интегрировано в общеобразовательную среду.
Несовершенна в области система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нерешенной проблемой остается создание системы непрерывного специального образования, заключающейся в решении вопросов преемственности между дошкольным, школьным и профессиональным специальным обучением.
Подростки и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют пока ограниченную возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.
Таким образом, назрела необходимость совершенствования системы специального (коррекционного) образования, предусматривающая ряд мер, способствующих ее развитию.
Цель проекта - совершенствование системы специального образования Ленинградской области.
Задачи проекта:
сохранение и развитие системы специального образования;
создание условий для качественного психолого-медико-педагогического сопровождения, адаптации, реабилитации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья:
обеспечение правовой защиты специальных учреждений и участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности:
создание психолого-медико-педагогической службы области;
обеспечение преемственности между специальным дошкольным, школьным и профессиональным образованием;
внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;
создание региональной нормативно-правовой базы по специальному образованию;
создание программы кадровой обеспеченности специального образования.
Ресурсное обеспечение проекта:
учебное и научно-методическое (создание, апробация и внедрение программ, стандартов специального образования; внедрение российского и зарубежного передового опыта по специальному образованию; разработка экспериментальных программ; участие в русско-фламандском проекте по специальному образованию);
информационное (сбор и анализ информации о состоянии специального образования; сбор банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья).
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования относятся: выделение средств на создание областного психолого-медико-педагогического центра, создание психолого-медико-педагогических служб в муниципальных образованиях, создание экспериментальных площадок, обеспечение специальных учреждений аппаратурой для коррекции речи.
Ожидаемые результаты проекта:
создание областного межведомственного психолого-медикопедагогического центра;
создание в образовательных учреждениях психолого-медикопедагогических консилиумов;
наличие региональной нормативно-правовой базы по специальному образованию (областной закон о специальном образовании, положение о логопедическом пункте, положение о психолого-медико-педагогической службе, положение о межведомственном психолого-медико-педагогическом центре);
наличие программы кадрового обеспечения системы специального образования;
наличие механизмов регулирования интеграционных процессов;
создание системы преемственности между специальным дошкольным, школьным и профессиональным специальным образованием;
создание условий для профессионального обучения подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;
решение проблемы профессионально-трудовой реабилитации учащихся специальных школ.
Проект 4. Развитие начального профессионального образования
Профессиональные училища и лицеи Ленинградской области реализуют следующие важнейшие функции:
социальная защита обучающихся через получение ими начального профессионального образования высокого уровня, что позволяет им обеспечить достойное вхождение во взрослую жизнь;
планомерное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики региона.
Основной контингент обучаемых в учреждениях начального профессионального образования - жители Ленинградской области (96,7% общего числа обучающихся).
При мощности учебных заведений начального профессионального образования - 19160 ученических мест - коэффициент загруженности училищ составляет 1,15, а с учетом переподготовки взрослого населения - 1,47, что значительно превышает средние показатели по России (соответственно 0,9 и 1,1).
Общая занятость выпускников 1999 года составила около 80%.
Реализуется принцип общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, что крайне важно, поскольку 75% обучающихся в этой системе - дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом растет количество детей-сирот, поступающих в училища и лицеи (3,1% общего контингента).
Вместе с тем, профессиональное образование, являясь важной составляющей региона, должно более эффективно решать проблемы обеспечения кадрами промышленные предприятия на основе долгосрочных прогнозов. Таким образом, необходимо создание новых механизмов взаимодействия учреждений НПО с производством, особенно по перспективным направлениям развития промышленности, а также сельского хозяйства, сферы услуг.
Цель проекта - создание правовых, экономических, организационных условий для развития системы начального профессионального образования и оптимального использования ее потенциала для подготовки конкурентоспособных выпускников, быстро адаптирующихся к изменчивому рынку труда, складывающемуся на территории Ленинградской области.
Задачи проекта:
углубление процесса регионализации профессионального образования и опережающее управление этим процессом;
расширение спектра профессионально-образовательных услуг на базе действующих учреждений начального профессионального образования для различных групп населения;
обеспечение хозяйственной сферы региона кадрами рабочих и специалистов с достаточным уровнем профессиональных возможностей и адаптивных способностей для успешной интеграции в социально-экономическую среду.
Основные направления проекта:
реструктуризация сети учебных заведений с учетом тенденций изменений в экономике Ленинградской области и Санкт-Петербурга: перепрофилирование, интеграция, изменение статуса учебного заведения, открытие новых профессий, отделений для детей с особыми потребностями, отделения общеобразовательной подготовки, создание многоуровневых образовательных комплексов;
обновление содержания образования, повышение его качества; приведение содержания начального профессионального образования в соответствие с требованиями стандарта, запросами личности, реальными потребностями работодателя, требованиями к уровню квалификации, а также перспективами развития экономики и социальной сферы региона;
повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями к уровню квалификации специалистов, а также перспективам развития экономики и социальной сферы региона;
формирование эффективных механизмов взаимодействия заинтересованных предприятий, организаций и учреждений начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов;
определение заказа и планирование человеческих ресурсов на основе прогнозирования рынка труда, с учетом интересов профессиональных учебных заведений разного уровня, предприятий и организаций разных форм собственности при участии Комитета общего и профессионального образования, Комитета по экономике и инвестициям, Департамента федеральной государственной службы населения, их подразделений в муниципальных образованиях и работодателей;
расширение участия общества в управлении начальным профессиональным образованием (создание координационного совета по профессиональному образованию при Губернаторе области, общественных объединений и ассоциации на уровне муниципальных образований, разработка механизма заинтересованности предприятий и организаций в развитии учебно-материальной базы существующих и вновь открываемых профессий, повышении эффективности учебно-производственной деятельности);
проведение анализа материально-технической базы профессиональных учебных заведений на соответствие государственным образовательным стандартам и стандартам на профессии с целью обеспечения подготовки специалистов повышенного уровня.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (законодательное обеспечение региональной системы профессионального образования нормативно-правовой документацией для регулирования процесса оптимизации структуры системы профессионального образования; разработка регионального стандарта профессионального образования, образовательных стандартов для профессий Регионального перечня профессий начального профессионального образования, а также учебно-программной документации; разработка нормативной базы реализации основных образовательных программ начального профессионального образования в сокращенные сроки, в том числе в форме дистанционного обучения);
научно-методическое (разработка комплексного научно-методического обеспечения по профессиям и специальностям, включенным в Региональный перечень профессий начального профессионального образования и новым профессиям; разработка, апробация и внедрение эффективных технологий профессионального обучения, в том числе модульных);
учебно-методическое (адаптация к региональным требованиям комплектов учебно-программной документации, разработанных Институтом развития профессионального образования Российской Федерации; создание опорных центров по отраслевому признаку на базе училищ и лицеев; обучение специалистов по проведению мониторинга образовательных стандартов начального профессионального образования; создание независимых аттестационных комиссий по профессиям на региональном уровне; продолжение разработки содержания и внедрения стандартов среднего профессионального образования лицеями Ленинградской области, согласовавшими свои учебные планы в Управлении среднего профессионального образования Минобразования России);
кадровое (модернизация системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-технических работников профессиональных учебных заведений региона);
информационное (обеспечение информационного сопровождения, включающего комплекты учебно-программной документации по профессиям и специальностям, своевременное пополнение библиотечных фондов учебниками и учебными пособиями, учитывающими в полной мере современное содержание образования, требования стандарта начального профессионального образования);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся: модернизация и развитие материально-технической базы с целью обеспечения требований квалификационных характеристик, внедрения в образовательный процесс современных и ресурсосберегающих производственных и педагогических технологий; создание экономических условий для эффективности функционирования библиотек, пополнения библиотечного фонда профессиональных училищ; привлечение многоканального финансирования (областного и муниципального), на содержание учебно-материальной базы профессиональных училищ.
Ожидаемые результаты проекта:
удовлетворение потребностей населения в профессионально-образовательных услугах разного уровня и высокого качества;
удовлетворение потребностей предприятий, учреждений и организаций в профессионально-мобильных квалифицированных кадрах;
переход к эффективным правовым и экономическим механизмам, обеспечивающим стабильное функционирование и динамическое развитие профессиональных учебных заведений.
Проект 5. Дополнительное образование детей
Специфика дополнительного образования как гибкой системы, способной быстро реагировать на запросы населения в творческом развитии личности, обеспечивает широту культурного кругозора, многоуровневые программы в разных видах деятельности. В рамках дополнительного образования развиваются увлечения, привычки к культуре досуга, устойчивая среда интеллектуального и нравственного общения.
На данном этапе своего развития система дополнительного образования детей области имеет тенденцию к стабилизации, но требует дальнейшей поддержки со стороны органов исполнительной и законодательной власти, органов управления образованием, совершенствования и ресурсного обеспечения. При выполнении этих условий система будет развиваться как устойчивая социально-педагогическая система.
Цель проекта - обеспечение основных прав детей и подростков на выбор видов и форм деятельности, развитие способностей, а также создание оптимальных условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального, физического потенциала учащихся, творческой одаренности.
Задачи проекта:
развитие социального творчества детей и подростков средствами дополнительного образования через совершенствование деятельности творческих объединений, расширение опыта самоуправления, социальной организации, партнерства и взаимодействия воспитанников детских коллективов;
повышение качества образовательных услуг, уровня образованности детей и подростков через расширение спектра разноуровневых, вариативных образовательных программ, повышение компетентности педагогических кадров в сфере психолого-педагогических знаний.
Основные направления проекта:
обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграция дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования;
создание системы работы с одаренными детьми;
обновление содержания дополнительного образования (обновление и создание новых образовательных программ, разработка основ деятельности коллективов учреждений дополнительного образования детей как детских общественных объединений, подготовка программ дополнительного образования для сельских школ, развитие организационно-педагогических форм интеграции основного и дополнительного образования);
совершенствование управления системой дополнительного образования детей (экспертиза учреждений дополнительного образования, координация деятельности всех компонентов региональной системы управления развитием дополнительного образования детей и др.);
разработка научно-методического сопровождения экспериментальной и инновационной деятельности учреждений дополнительного образования, разработка моделей методической службы, разработка концептуальных основ экспертизы качества дополнительных образовательных программ.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка региональных нормативных документов, обеспечивающих деятельность учреждений дополнительного образования различных видов);
научно-методическое (разработка концепций развития учреждений дополнительного образования, разработка моделей методической службы, экспертизы качества дополнительных образовательных программ);
учебно-методическое (разработка образовательных программ, учебно-методических комплексов);
информационное (широкое информирование общественности о результатах работы учреждений дополнительного образования, творческих достижениях учащихся);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится профильное обучение одаренных детей в лагере "Зеркальный".
Ожидаемые результаты проекта:
удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей;
индивидуальная работа с одаренными детьми;
наличие нормативно-правовых документов, обеспечивающих качественную работу учреждений дополнительного образования.
Проект 6. Обеспечение единства обучения и воспитания школьников
Многообразие и сложность проблем в стране являются устойчивыми причинами, по которым возобновлена государственная заинтересованность в воспитании детей и молодежи. Потребность общественного прогресса в духовно-нравственном патриоте и гражданине, способном созидательно трудиться и нести социальную ответственность за семью и детей, побудила придать воспитанию приоритетное начало. Сегодня как никогда раньше в России важно какой человек вооружен знаниями, куда эти знания будут направлены, какое место в жизни человека занимает служение Отечеству. Понимание зависимости "национального достоинства" России с прочными устоями ее граждан определяют всю направленность воспитательной деятельности.
Стержневые личностные отношения, как интегральная связь отдельного человека с окружающим его миром, предполагают внутреннюю гармонию составляющих отношение компонентов - познавательно-мировоззренческих, эмоционально-волевых и действенно-практических. Это единство знаний, чувств и действий является показателем воспитанности, целостности личности, исключающей двойной стандарт морали.
Воспитание позволит обогатиться знаниями и выстроить их в мировоззренческую позицию, закрепленную осознанной мотивацией и социальным опытом реальных поступков на пользу и радость людям.
Цель проекта - обеспечить единство систем обучения и воспитания, восстановить статус воспитания в образовательном учреждении.
Задачи проекта:
формирование в каждом образовательном учреждении эффективной воспитательной системы;
ресурсное обеспечение воспитательной работы на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения.
Основные направления проекта:
внедрение модели воспитательной службы муниципальных органов управления образованием для оказания научно-методической поддержки воспитательной работы;
разработка примерных моделей целевых творческих программ воспитания;
разработка педагогических технологий воспитания и развития личности сельского школьника в условиях разновозрастного объединения;
подготовка материалов программного взаимодействия образовательных учреждений и семьи;
обеспечение связей основного и дополнительного образования на основе разработки как образовательных программ общеобразовательных учреждений, так и комплексных программ развития общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;
создание условий для роста профессиональной компетентности педагогов в области воспитания;
разработка научно-методического обеспечения сети детских общественных организаций и объединений;
подготовка нормативно-правовой базы для введения в штатное расписание образовательных учреждений социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, для эффективной деятельности классных руководителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (подготовка региональных нормативных документов о деятельности классного руководителя, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования);
научно-методическое (разработка модели воспитательной службы муниципальных органов управления образованием; научно-методическое сопровождение деятельности детских организаций и движений);
учебно-методическое (разработка моделей целевых творческих программ воспитания;
кадровое (переподготовка, повышение квалификации всех категорий воспитателей, классных руководителей, а также руководителей образовательных учреждений);
информационное (подготовка информационно-аналитического материала о состоянии и результативности воспитательной работы).
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится проведение областного конкурса воспитательных систем.
Ожидаемые результаты проекта:
внедрение модели воспитательной службы муниципального органа управления образованием для оказания научно-методической поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений;
сформированность в каждом образовательном учреждении эффективной воспитательной системы в соответствии с миссией школы;
наличие педагогических технологий воспитания и развития личности сельского школьника в условиях разновозрастного объединения;
наличие нормативно-правовой базы для введения в штатное расписание образовательных учреждений социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, для эффективной деятельности классных руководителей;
проведение (ежегодно) областного родительского собрания;
проведение (ежегодно) областного конкурса воспитательных систем.
Проект 7. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей, их
социальная реабилитация
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Рост детской и подростковой преступности становится государственной проблемой. Алкоголизм и наркотики, отсутствие желания отдельной части подростков получать знания, приобретать профессию, нравственная распущенность - все это на фоне формирования таких качеств личности, как немотивированная жестокость, страсть к наживе любым путем, отсутствие или деградация идеалов, проявляющиеся в том, что подростки принимают участие в таких преступлениях, как бандитизм, насилие, вымогательство.
Ежегодно в Ленинградской области состоит на учете в органах внутренних дел за различные правонарушения 8 тысяч учащихся общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов, каждый второй несовершеннолетний - участник преступления обучался в школе; в органы внутренних дел ежегодно доставляется до 30 тысяч несовершеннолетних, в том числе из них 50% - школьники, 30% - подростки до 14 лет.
Высок уровень групповой преступности несовершеннолетних (удельный вес данной категории составляет из года в год до 75%).
Цель проекта - создание системы профилактики безнадзорности и правонарушений, других форм девиантного поведения несовершеннолетних.
Задачи проекта:
создание условий для функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
совершенствование нормативно-правовой базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
обеспечение исследований проблем (теории и методики) процесса профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности;
оснащение Сланцевской общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением необходимым оборудованием;
кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков.
Основные направления проекта:
проведение мероприятий, направленных на создание условий для снижения безнадзорности несовершеннолетних, сокращения числа совершаемых ими противоправных действий;
проведение комплекса исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
оснащение Сланцевской общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой;
проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями, введение в учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ;
всесторонний анализ проблем воздействия на ребенка окружающей среды, включая образование и воспитание;
контроль за уменьшением вредных воздействий окружающей среды на ребенка (асоциальная семья, родители-алкоголики, судимые; безнадзорность, жестокие взаимоотношения, врожденные аномалии, плохо поставленный учебно-воспитательный процесс, неадекватные меры воздействия со стороны школы или семьи).
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (издание сборника нормативных документов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений детей, защите их прав);
программно-методическое (разработка методических рекомендаций по координации и взаимодействию комитета общего и профессионального образования с другими государственными органами управления и общественными организациями; организация обучения и переподготовки кадров специалистов по работе с безнадзорными детьми и детьми с девиантным поведением);
информационное (обеспечение информацией о состоянии безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования из областного бюджета и спонсорских средств, относится оснащение аудио-, видео-, компьютерной техникой Сланцевской общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением (2001-2003 годы - 300 тыс. руб.).
Ожидаемые результаты проекта:
создание комплексной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, включающую правовое, кадровое, методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение;
формирование предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками;
повышение эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия.
Проект 8. Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и
подростков Ленинградской области в летнее время
Серьезные изменения в системе оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, которые произошли по всей стране, имеют место и в Ленинградской области.
Удорожание содержания оздоровительных стационарных лагерей привело к тому, что они стали невыгодны.
В настоящее время реальную возможность отдыхать в загородных оздоровительных лагерях имеет только каждый десятый ребенок до 15 лет, проживающий в городе, а среди сельских детей и подростков этот показатель значительно ниже.
Поэтому в области за последние годы в новых социально-экономических условиях, исходя из возможностей семьи и потребностей ребенка, работа по оздоровлению и организации отдыха детей и подростков проходила в большинстве своем на базах учреждений муниципальных образований Ленинградской области (общеобразовательные, социальной защиты населения, здравоохранения, культуры).
В результате за последние годы каждый третий житель от 7 до 15 лет отдохнул в таких типах оздоровительных лагерей, 80 - 90% детей и подростков были охвачены разными формами работы.
Проблемой в оздоровлении остается создание правовых, экономических, кадровых и организационных условий, направленных на стабилизацию стационарных оздоровительных лагерей с круглогодичным оздоровлением детей и подростков, возрождению лагерей труда и отдыха, обеспечение методической поддержки профильных оздоровительных лагерей.
Задачи проекта:
объединение организационных и экономических усилий комитета общего и профессионального образования, администраций муниципальных образований, внебюджетных фондов на выполнение социального заказа родителей, образовательных учреждений, детей и подростков на оздоровление, отдых и занятость в летнее время;
создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в общеукрепляющих, экологических, спортивных, туристических, краеведческих, археологических, фольклорно-ремесленных, художественных, технических, оборонно-спортивных оздоровительных лагерях;
обеспечение в приоритетном порядке детей и подростков, нуждающихся в социальной поддержке государства;
оздоровление, отдых и занятость детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
обеспечение трудовой занятости детей и подростков;
создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха, занятия физической культурой и спортом.
Основные направления деятельности:
внедрение концептуальных моделей детских оздоровительных учреждений различных типов и видов;
отработка программ профильных оздоровительных лагерей (экологических, творческих, фольклорно-ремесленных, реставрационных, туристических, для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей с девиантным поведением);
создание экспериментальных детских оздоровительных лагерей, работающих по инновационным программам;
проведение ежегодного областного конкурса на лучший оздоровительный лагерь;
отработка системы координации деятельности комитета общего и профессионального образования с комитетом по труду и социальной защите населения, комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, комитетом по здравоохранению, комитетом по культуре по реализации летних оздоровительных программ;
санитарно-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления.
Ресурсное обеспечение проекта:
информационное (ежегодный анализ состояния оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время);
программно-методическое (ежегодная разработка Ленинградской областной комплексной программы "Лето", разработка организационно-методических основ организации и координации работы по оздоровлению, отдыху и занятости детей и подростков в летнее время).
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится ежегодное выделение финансовых средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов на оздоровление, отдых и занятость детей и подростков. Программой "Лето-2001" предусматривается выделение из областного бюджета 95000 тыс.руб., из муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов - 13350 тыс.руб.
Ожидаемые результаты проекта:
увеличение сети оздоровительных учреждений в летнее время;
улучшение физического и психического здоровья детей и подростков;
снижение социальной напряженности среди родителей, детей и подростков, требующих поддержки со стороны государства;
снижение роста подростковой преступности;
увеличение количества детей и подростков, занятых другими видами отдыха и занятости;
увеличение количества работающих оздоровительных учреждений и отдохнувших в них детей (в сравнении по годам);
соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских и противопожарных норм в оздоровительном лагере.
Проект 9. Дети - сироты Ленинградской области
На 1 января 2000 года в Ленинградской области число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 7100, из них 3300 находится в детских домах, школах-интернатах, ПТУ, домах ребенка.
90% сирот составляют так называемые "социальные сироты", т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей из-за отказа, фактического отстранения от воспитания, недееспособности (болезни родителей), нахождения родителей в местах лишения свободы.
Основа сиротства как социального явления - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности семьи).
В области сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью. В период с 1995 по 2000 год в области открыто 14 детских домов (Тихвинский, Торосовский, Сосновский, Шлиссельбургский и др.).
Правительством Ленинградской области с декабря 1998 года создана служба по опеке, попечительству и усыновлению. На 1 января 2000 года число детей, усыновленных родственниками, составило 2469, "чужими" гражданами - 4513; 3925 детей переданы под опеку.
Однако большая часть детей-сирот продолжает воспитываться в детских учреждениях интернатного профиля. На 1 января 2000 года в домах ребенка насчитывалось 300 детей, в школах-интернатах - 611, профессионально-технических училищах - 555, педагогических училищах - 17, институтах - 28.
Очевидно, что ныне действующая система сиротских учреждений несовершенна, для нее характерно следующее:
подчиненность учреждений разным ведомствам;
многочисленные перемещения ребенка (дом ребенка, дошкольный детский дом, школьный детский дом);
недостаточная психологическая поддержка ребенка со стороны соответствующих служб;
нерешенность социальных проблем (обеспечение жильем).
Цель проекта - реализация в Ленинградской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи проекта:
создание условий для предупреждения социального сиротства;
обеспечение социально-педагогических мер, направленных на компенсацию родительской депривации, психологическое восстановление и социальную ориентацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование мер социальной поддержки выпускников детских домов;
материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики сиротства, социальной защиты детей-сирот, оказание им поддержки и помощи.
Основные направления проекта:
разработка и принятие областного закона "О государственных минимальных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми";
взаимодействие образовательных учреждений всех видов и типов со структурными подразделениями муниципальных образований (ОППН, КДН, отдел по социальной защите населения и др.) по ранней профилактике сиротства, работа с семьей группы "риска";
введение ставки социальных педагогов в штаты общеобразовательных учреждений муниципальных образований области для работы с детьми группы "риска";
подготовка социальных педагогов по программе "Правовое обучение социальных педагогов" (совместно с Ленинградским областным институтом развития образования на кафедре воспитательной работы);
введение дополнительных ставок социальных педагогов в детских домах и школах-интернатах (из расчета 1 ставка на 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
открытие детского дома в муниципальном образовании Всеволожский район;
обеспечение функционирования Центра социальной реабилитации "Подросток" (при ПУ N 48) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание в детских домах, школах-интернатах и общеобразовательных школах психолого-медико-педагогического сопровождения детей;
совершенствование семейных форм устройства детей-сирот (усыновление, опека (попечительство), приемная семья, использование альтернативных форм устройства детей в семью);
расширение перечня профессий в профессионально-технических училищах для обучения детей-сирот в соответствии с современными условиями труда и с учетом психофизического состояния подростков;
совершенствование материальной базы детских домов (приобретение 10 автобусов ПАЗ);
совершенствование системы обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот (закрепление за детьми-сиротами жилой площади, ранее принадлежащей их родителям, или их доли в приватизационном жилье; приобретение жилья детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилья).
Ожидаемые результаты проекта:
освоение модели устройства детей в семью-патронат;
создание в каждом интернатном учреждении системы, осуществляющей подготовку детей, оставшихся без попечения родителей, для интеграции их в общество;
наличие нормативно-правовой базы для альтернативных форм передачи детей на воспитание в семью.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка областного закона "О государственных минимальных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми");
методическое обучение социальных педагогов общеобразовательных школ, детских домов, школ-интернатов по программе "Правовые основы деятельности социального педагога";
информационное (ежегодный сбор и анализ информации о выявленных детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, формах их дальнейшего устройства; ежегодный сбор и анализ информации о защите личных и имущественных прав детей).
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится выделение средств из областного и муниципального бюджетов на укрепление материальной базы детских домов и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.