Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 1-п настоящее Положение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2009 г.
Положение
о порядке прохождения документов и осуществления претензионно-исковой работы в подразделениях комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
30 января, 7 апреля, 27 сентября 2006 г., 19 января, 30 июля, 21 октября 2009 г., 19 февраля, 19 марта, 25 октября, 21 декабря 2010 г., 17 июля 2012 г., 10 июня, 25 декабря 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Положение регламентирует порядок взаимодействия уполномоченных структурных подразделений Комитета по управлению городским имуществом (далее - Комитет, КУГИ) при реализации права на судебную защиту способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, в том числе в следующих случаях:
- при взимании задолженности по гражданско-правовым договорам, объектом которых выступает имущество, принадлежащее Санкт-Петербургу (далее - государственное имущество), кредитором по которым выступает КУГИ, в том числе по договорам аренды (далее - договоры);
- при расторжении договоров;
- при взыскании неосновательного обогащения за пользование государственным имуществом, в том числе денежными средствами;
- при выселении лиц, без правовых оснований пользующихся государственным имуществом;
- при сносе самовольных построек;
- при понуждении к исполнению обязанности из инвестиционных и иных договоров в натуре;
- в иных случаях реализации прав государства на судебную защиту.
1.2. Примерные формы документов, указанные в приложении к настоящему Положению, могут быть дополнены юристом с учетом обстоятельств конкретного дела.
1.3. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:
1.3.1. Задолженность - все виды долга перед Санкт-Петербургом, вытекающие из отношений, регулируемых гражданским законодательством, а именно:
а) плата по договорам, в том числе арендная плата;
б) неустойка (пени, штрафы), проценты за пользование денежными средствами;
в) убытки;
г) неосновательное обогащение, в том числе образовавшееся вследствие фактического использования находящихся в государственной собственности объектов недвижимости в отсутствие правовых оснований.
Задолженность по договорам, платежи по которым исчисляются в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации, на день предъявления требования в суд, если иное не установлено правовыми актами Российской Федерации, Санкт-Петербурга или договором.
1.3.2. Оплачиваемый период - указанный в договоре промежуток времени (месяц либо квартал), обязанность по оплате которого наступила.
1.4. Сроки, указанные в Положении, рассчитываются по правилам, установленными статьями 113 - 114 АПК РФ и 107 - 108 ГПК РФ.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 г. N 135-п в раздел II настоящего Положения внесены изменения
II. Претензионно-исковая работа по исходящим искам
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 1-п (в редакции приказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 21 октября 2009 г. N 116-п) в пункт 2.1 настоящего Положения внесены изменения
2.1. Управление расчетов с бюджетами (далее - УРБ) осуществляет оперативный учет и контроль поступления арендных и иных платежей на единый казначейский счет по учету доходов на территории Санкт-Петербурга и передает начальникам агентств списки должников с разбивкой по периодам задолженности:
- ежемесячно до 15 (пятнадцатого) числа, следующего за текущим месяцем, - по арендным платежам,
- ежеквартально до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за текущим кварталом, - по плате за фактическое пользование объектами недвижимости и земельными участками с момента расторжения договоров аренды и до момента фактического освобождения объектов недвижимости.
Для целей исчисления сроков, установленных настоящим пунктом, срок внесения арендных платежей в январе признается оканчивающимся 31 января.
Списки должников по внесению арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, формируются с разделением задолженности по периодам до и после разграничения государственной собственности на землю.
В отношении объектов, договоры аренды которых прекращены в установленном порядке, но фактически не освобожденных арендаторами, инспектор вносит в информационную базу ИТС "Аренда" наряду с записью о прекращении договора аренды учетную запись о фактическом использовании объекта, что является основанием для учета задолженности за фактическое использование объекта в формируемых УРБ списках должников и осуществления претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате в порядке, установленном разделом II настоящего Положения для действующих договоров аренды.
Основаниями для прекращения начисления задолженности за фактическое использование в указанных случаях будут являться:
- Акт приема-передачи объекта, подписанный арендатором и арендодателем, подтверждающий возврат объекта арендодателю;
- Акт проверки использования объекта (осмотра, обследования объекта), подтверждающий фактическое освобождение объекта как от присутствия и имущества арендатора, так и от нахождения в данном объекте третьих лиц и принадлежащего им имущества;
Акт о выселении арендатора специализированной организацией, действующей на основании договора с КУГИ, для осуществления действий по пресечению использования арендатором арендованного объекта в порядке самозащиты права (ст.ст. 12, 14 Гражданского Кодекса РФ);
Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи фактическим исполнением требований о выселении, содержащихся в исполнительном документе (пп. 1 п. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 февраля 2010 г. N 10-п в пункт 2.2 настоящего Положения внесены изменения
2.2. Начальник агентства анализирует представленную информацию и передает списки должников сотруднику агентства, осуществляющему контроль за исполнением соответствующего договора (далее - инспектор):
- для подготовки претензии о погашении задолженности по арендной плате, пени, штрафов за нарушение иных условий договора, расторжении договора и выселении в случае, если договор аренды подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным ст. 619 ГК РФ или иным основаниям, предусмотренным договором (Приложение 1, Приложение 10);
- для передачи в течение трех дней юристу агентства для подготовки искового заявления (Приложение 2), если вследствие расторжения договора во внесудебном порядке либо наличия на переданном в аренду земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего должнику на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) либо аренды (за исключением случаев одновременного расторжения таких договоров), Комитетом не ставится вопрос о расторжении договора аренды. Дело передается юристу с расчетом задолженности по арендной плате и пеням под расписку.
Претензия готовится в любом случае, если должником являются учреждения, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, или органы государственной власти;
2.2.1. Претензия, подготовленная инспектором и подписанная начальником агентства, направляется агентством в адрес должника не позднее 30 (тридцати) дней с момента получения списка должников из УРБ. Претензия должна содержать требования о погашении задолженности по арендной плате и пени в течение 15 (пятнадцати) дней с момента отправки претензии, устранении иных нарушений договора, а также, за исключением случаев фактического пользования, предложение о расторжении договора аренды. В претензии обязательно должна быть ссылка на полномочия лица, подписавшего претензию. В претензии следует предложить должнику, не исполнившему иные, помимо оплаты арендной платы, обязанности, осуществить конкретные меры (виды работ) по устранению выявленных нарушений, а также установить четкие сроки осуществления данных мер (работ). Следует также обращать внимание должника на то, что результаты выполненных им работ на объекте должны быть предъявлены представителю Комитета для осмотра (проверки). Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств, должен быть определен с учетом первоначального срока исполнения обязательства, периода просрочки, характера нарушения, и, как правило, не может быть более 1 (одного) месяца.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 февраля 2010 г. N 10-п в пункт 2.2.2 настоящего Положения внесены изменения
2.2.2. В случае получения от арендатора отзыва на претензию, если мотивы отказа удовлетворения претензии должником (частичного или полного) являются необоснованными, а также в случае неполучения ответа на претензию в течение 15 (пятнадцати) дней с момента ее отправки, инспектор в указанном выше порядке и сроки готовит расчет задолженности к исковому заявлению (на расчете должна быть указана фамилия инспектора) и передает юристу агентства дело с необходимым комплектом документов, являющимся приложением к исковому заявлению, в течение одного дня с обязательной отметкой в листке движения документов о дате передачи дела для подготовки искового заявления (Приложение 2, 3, 15, 16).
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 17 июля 2012 г. N 90-п пункт 2.2.3 настоящего Положения изложен в новой редакции
2.2.3. В случае наличия в отзыве арендатора на претензию заявлений об отсрочке уплаты задолженности или о проведении переговоров о погашении задолженности инспектор готовит справку о причинах задолженности в случае, если срок исковой давности по взысканию ее в судебном порядке истекает не менее чем через шесть месяцев с момента поступления в Комитет отзыва арендатора на претензию, и представляет ее начальнику агентства для принятия решения о необходимости проведения переговоров с арендатором в порядке, предусмотренном приказом Комитета от 15.06.2006 N 52-п "Об утверждении Положения о порядке проведения переговоров с арендаторами-должниками о погашении задолженности по арендной плате в подразделениях Комитета по управлению городским имуществом" (далее - приказ Комитета от 15.06.2006 N 52-п). Ссылка должника на тяжелое финансовое положение не относится к числу обоснованных мотивов отказа удовлетворения претензии. Вместе с тем, при наличии уважительных причин просрочки внесения арендной платы, а также обстоятельств, свидетельствующих о намерении должника исполнить предусмотренную договором обязанность по внесению платежей (например, подача заявки в кредитную организацию для получения кредита), начальником агентства в соответствии с приказом Комитета от 15.06.2006 N 52-п может быть принято решение о проведении переговоров либо направлена докладная записка заместителю председателя Комитета, курирующему вопросы распоряжения недвижимым имуществом, о необходимости проведения переговоров о погашении задолженности.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 17 июля 2012 г. N 90-п в пункт 2.3 настоящего Положения внесены изменения
2.3. В случае наличия у инспектора информации об обстоятельствах, препятствующих возможности взыскания арендной платы и (или) расторжения договора инспектор не вправе осуществлять действия, установленные п. 2.2.2 Положения.
К обстоятельствам, препятствующим дальнейшему проведению исковой работы, относятся:
- исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией;
- надлежащее исполнение обязательства по оплате задолженности в полном объеме (включая штрафные санкции) истечение сроков исковой давности для ее взыскания, либо наличие исполнительного листа в отношении спорного периода;
- отсутствие регистрации договора (дополнительного соглашения, уведомления), подлежащего регистрации;
- неправильный расчет арендной платы, установленный вступившим в силу судебным актом, либо вызванный:
а) подтверждением должником в установленном порядке права на применение Кс=1 за оплачиваемый период;
б) отсутствием в необходимых случаях надлежащего доказательства Комитетом применения Кс = 1;
в) отсутствием в необходимых случаях доказательства Комитетом изменения кодов функционального использования территории;
г) в случае устранения нарушения, связанного с неверным указанием арендатором назначения платежа, при отсутствии оснований для взыскания штрафных санкций либо в случае отсутствия документального подтверждения уведомления должника об изменении реквизитов Комитета в УФК;
д) необеспечением передачи объекта аренды и (или) освобождением арендатором объекта аренды в установленном порядке;
- в части выселения - оформлением документов о предоставлении объекта недвижимости арендатору, в случае, если законодательством предусмотрен целевой порядок предоставления;
Об указанных обстоятельствах инспектор в день их обнаружения письменно сообщает начальнику агентства, который дает письменное поручение об исправлении допущенных нарушений, и прекращении дальнейшего проведения претензионно-исковой работы. Копия докладной записки с решением начальника агентства приобщается к арендному делу, а его копия направляется в Управление координации деятельности районных агентств.
В соответствии с имеющейся информацией и резолюцией начальника агентства инспектор обязан в течение 3 (трех) дней обеспечить внесение изменения в информационные базы ИТС "Аренда".
В случае, если указанные обстоятельства возникли вследствие вины в действиях сотрудников Комитета, начальник агентства и (или) начальник Управления координации деятельности районных агентств обязан в письменной форме в срок до 5 (пяти) дней доложить об этом заместителю председателя Комитета, курирующему деятельность районных агентств.
Отсутствие величины размера арендной платы, установленной отчетом об оценке, составленным независимым оценщиком, не является препятствием ко взысканию с пользователя неосновательного обогащения.
В случае проведения с должником переговоров в соответствии с приказом Комитета от 15.06.2006 N 52-п претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендной плате с данного арендатора не проводится с даты проведения переговоров до наступления сроков погашения данной задолженности, согласованных сторонами в результате переговоров и зафиксированных в справке по форме согласно приложению 2 к приказу N 52-п и в информационно-технологической базе данных Комитета ИТС-Аренда. После наступления сроков погашения задолженности и при поступлении в агентство списков должников, содержащих информацию о задолженности, которая являлась предметом переговоров, осуществляются действия, предусмотренные пунктом 2.2 Положения.
2.4. В отношении случаев, когда должник ненадлежащим образом исполняет (не исполняет) иные возложенные на него договором обязанности помимо внесения арендной платы, подготовке и направлению претензии должна в каждом случае предшествовать проверка технического состояния и функционального использования арендуемого объекта недвижимости.
2.4.1. Проверка должна осуществляться с участием представителей Комитета, а также уполномоченных представителей должника, с составлением соответствующего акта проверки состояния (использования) объекта (далее - акт). В качестве участников проверки Комитетом должны быть привлечены представители:
- в отношении нежилого фонда: ГУЛ "ГУИОН", ГУЖА;
- в отношении земельных участков: КЗРиЗ;
помимо указанных лиц к участию в проверке привлекаются:
- в случае отнесения объекта аренды к объектам культурного наследия, вновь выявленным объектам культурного наследия, земельного участка к зоне охраны объекта культурного наследия: КГИОП;
- в случае проверки соблюдения специальных норм и правил: надзорные органы в соответствии с установленной компетенцией.
При невозможности участия какого-либо из указанных лиц к участию в проверке должно быть привлечено независимое третье лицо - организация, не заинтересованная в результате проверки и независимая от КУГИ и должника.
Вызов для участия в проверке должен быть направлен не менее чем за 7 (семь) дней до проведения проверки. Вызов направляется за подписью начальника (заместителя начальника) агентства по почте заказным письмом с уведомлением о его вручении.
2.4.2. Акт должен быть подписан всеми участниками. В обязательном порядке в акте должны быть указаны должность, реквизиты доверенности, иные документы, подтверждающие полномочия участников (прежде всего, должника). Копии доверенности представителя должника приобщаются к арендному делу.
В случае отказа от подписи акта представителем должника, ему должно быть предложено подписать акт с возражениями, о чем должна быть сделана отметка в акте.
К акту прилагаются фотографии объекта, сделанные во время проверки.
2.5. Юрист в течение 30 дней после получения от инспектора дела с необходимым комплектом документов, являющимся приложением к исковому заявлению, осуществляет проверку отсутствия оснований, указанных в пункте 2.3 Положения, осуществляет подготовку искового заявления, приложений, обеспечивает подписание искового заявления начальником агентства и отправку через канцелярию в порядке, указанном в пункте 2.13 настоящего Положения, а в случаях, когда исковое заявление подписывается заместителем председателя Комитета - направляет исковое заявление в Юридическое управление Комитета (далее - подготовка иска).
В случае необходимости по решению начальника агентства подготовка иска может быть возложена на иных сотрудников агентства. В таких случаях ответственность за подготовку иска остается на юристе, который осуществляет контроль, визируя иск.
2.6. В случае если юрист агентства обнаруживает основания, предусмотренные пунктом 2.3 Положения, он докладывает о них начальнику агентства, который осуществляет действия, предусмотренные абз. 13-15 указанного пункта..
2.7. В день отправки иска в канцелярию юрист агентства проверяет по карте расчетов наличие изменений в части задолженности за период, заявленный в исковом заявлении. В случае изменения размера задолженности юрист запрашивает у специалиста УРБ справку о расчетах, подтверждающую оплату искового периода. Специалист УРБ передает справку о расчетах юристу в течение одного рабочего дня с момента поступления соответствующего запроса.
2.8. Претензии и иски с требованием о расторжении договора аренды на земельные участки направляются только в случае, если арендуемый земельный участок свободен от иных объектов недвижимости, находящихся в аренде (за исключением случаев одновременного расторжения таких договоров), в собственности или на ином вещном праве у арендатора.
Претензии и исковые заявления направляются по всем известным адресам должника.
2.9. К исковому заявлению прилагаются копия договора аренды, претензия и ответ на претензию (если Комитетом предъявляется требование о расторжении договора), доказательства прекращения действия договора (если взыскание задолженности осуществляется после прекращения действия договора), доказательство отправки претензии в адрес должника по всем известным адресам, расчет задолженности, копия доверенности лица, подписавшего исковое заявление.
Прилагаемый к исковому заявлению расчет подписывается инспектором и специалистом УРБ. Исковое заявление, завизированное юристом и подписанное начальником агентства, передается в канцелярию Комитета. Исковые заявления канцелярией Комитета отправляются в установленном порядке ответчикам и в арбитражный суд в день их поступления в канцелярию. Доказательство направления искового заявления сторонам, прикладывается к экземпляру искового заявления, подлежащего направлению в арбитражный суд. К исковому заявлению, направляемому в суд общей юрисдикции, прикладываются копии такого иска по числу лиц, участвующих в деле. Один экземпляр зарегистрированного искового заявления передается в агентство на следующий день после отправки.
2.10. При подаче искового заявления о взыскании задолженности по арендной плате в размере, превышающем 100 ООО рублей, одновременно с исковым заявлением в суд направляется заявление об обеспечении иска путем наложения ареста на имущество должника в размере, обеспечивающем возможность исполнения решения в случае удовлетворения заявленных Комитетом требований. Необходимость принятия обеспечительных мер в иных случаях, а также выбор конкретного вида обеспечительных мер, по предложению юриста определяет лицо, подписывающее исковое заявление.
При требовании о выселении к исковому заявлению по решению начальника агентства прилагается ходатайство о принятии обеспечительных мер - запрете должнику обременять и передавать объект третьим лицам.
2.11. В случае удовлетворения судом заявления об обеспечении иска путем наложения ареста на имущество должника, исполнительный лист в течение 2 (двух) дней направляется юристом в Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу.
2.12. Одновременно с передачей дела юристу инспектор письменно сообщает об этом специалисту УРБ агентства, который готовит за подписью начальника агентства письмо или телефонограмму с сообщением о месте и времени проведения сверки расчетов по делу (Приложение 4), которую направляет должнику. Сверка расчетов проводится специалистом УРБ. В необходимых случаях к участию в проведении сверки и расчетов привлекается инспектор. Справка о расчетах, подписанная со стороны арендодателя специалистом УРБ агентства, либо доказательства отправки письма передаются юристу для представления в судебное заседание.
2.13. В случае если судебные заседания по времени и месту назначены таким образом, что юрист не сможет присутствовать на каждом из них, он должен заблаговременно доложить об этом начальнику агентства, который оценивает необходимость присутствия юриста на части назначенных дел, и определяет лицо, представляющее КУГИ на судебных заседаниях, либо поручает юристу подготовить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя КУГИ.
2.14. Юрист обязан иметь при себе на судебном заседании документы, удостоверяющие личность (паспорт и служебное удостоверение), доверенность, копии договора аренды со всеми дополнительными соглашениями, копии уведомлений об изменении размера арендной платы с доказательствами направления арендатору, копии претензии, искового заявления, доказательства отправки претензии и ее получения должником, расчет задолженности, копии доверенностей лиц, подписавших претензию и исковое заявление. Изготовление копий договора аренды со всеми дополнительными соглашениями, копии уведомлений об изменении размера арендной платы с доказательствами направления арендатору, претензии, доказательств отправки претензии и ее получения должником, расчета задолженности должно быть осуществлено инспектором заблаговременно и до даты судебного заседания передано юристу.
2.15. Юридическое управление направляет в адрес агентства все решения и определения арбитражного суда, судов общей юрисдикции в трехдневный срок с момента их получения. Поступающие в Юридическое управление постановления судов кассационной и надзорной инстанций, а также итоговые судебные акты всех судебных инстанций, принятые по искам, подписанным заместителями председателя или председателем Комитета, предварительно предоставляются для проверки и контроля за формированием правоприменительной практики начальнику арбитражного отдела Юридического управления. Указанные судебные акты направляются в агентство в пятидневный срок со дня поступления в Юридическое управление. В отношении всех судебных актов, принимаемых по искам, представление интересов Комитета по которым осуществляется Юридическим управлением, проверка осуществляется начальником арбитражного отдела Юридического управления.
2.16. По наиболее значимым для Комитета делам, которые находятся на контроле, решение, постановление по делу должно быть получено юристом в канцелярии суда в установленном порядке. В случае получения судебного акта в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, представителем Комитета он обязан в день получения судебного акта сдать указанный документ в канцелярию КУГИ для регистрации в порядке, установленном для регистрации входящей корреспонденции.
2.17. При получении судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета полностью или в части, отказе в принятии обеспечительных мер, приостановлении производства по делу, юрист обязан в установленные законом сроки принять меры по обжалованию судебного акта в апелляционную инстанцию (в отношении судебного акта суда первой инстанции) либо кассационную инстанцию (в отношении судебного акта суда апелляционной инстанции или судебного акта, принятого судом общей юрисдикции), либо не позднее двадцати дней до истечения установленного законом срока для обжалования судебного акта письменно представить начальнику Юридического управления свое мотивированное мнение об отсутствии необходимости обжалования. Начальник Юридического управления может согласиться с мнением юриста, либо принять решение о подготовке жалобы. По решению начальника Юридического управления либо начальника Арбитражного отдела Юридического управления с учетом степени важности конкретного спора для правоприменительной практики Комитета, юристом, осуществляющим представление интересов Комитета по делу, должна быть подготовлена служебная записка о необжаловании судебного акта на имя председателя Комитета либо заместителя председателя Комитета в соответствии с принадлежностью вопроса. Жалоба должна быть подготовлена юристом в возможно короткий срок и представлена в Юридическое управление в любом случае не позднее 5 (пяти) дней до истечения срока на ее подачу. Кассационная жалоба на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции должна быть подана в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия обжалуемого постановления.
2.18. В целях обеспечения возмещения Комитетом иных судебных расходов при получении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, принятого полностью или частично в пользу Комитета, юрист обязан осуществить следующие действия.
- проверить разрешен ли в данном акте вопрос о возмещении Комитету судебных расходов. В случае если иск удовлетворен, частично проверить пропорциональность возмещения судебных расходов;
- при отсутствии в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу сведений о распределении судебных расходов, юрист обязан в течение 5 (пяти) дней с момента получения акта подготовить заявление в арбитражный суд о разрешении вопросов о распределении издержек по делу в отдельном определении и направить его в арбитражный суд;
- в случае выявления несоразмерности отнесения судебных расходов на Комитет, юрист готовит жалобу на соответствующий судебный акт в порядке, установленном п. 2.21 настоящего Положения.
2.19. Решение о необжаловании судебного акта может быть принято начальником агентства (за исключением исков, подготовленных за подписью заместителя председателя Комитета) в следующих случаях:
- добровольного удовлетворения требований Комитета в полном объеме;
- отказа в расторжении договора аренды в связи с полным погашением задолженности по арендной плате до вынесения решения;
- снижения неустойки;
- отказа в принятии обеспечительных мер, когда производство по жалобе может негативно сказаться на увеличении сроков рассмотрения дела по существу.
2.20. Подготовленная юристом агентства апелляционная (кассационная, надзорная) жалоба передается в Юридическое управление для визирования начальником арбитражного отдела Юридического управления, а также по его поручению сотрудниками Юридического управления. Проект жалобы подлежит рассмотрению в течение 3 (трех) дней. При наличии замечаний начальник арбитражного отдела (сотрудник арбитражного отдела, рассматривающий проект жалобы) сообщает юристу агентства по электронной почте и (или) телефону о необходимости их устранения с указанием срока устранения.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 10 июня 2014 г. N 72-п в пункт 2.21 настоящего Положения внесены изменения
2.21. После визирования жалобы начальником арбитражного отдела Юридического управления жалоба передается для подписания заместителю председателя Комитета в соответствии с принадлежностью вопроса. Подписанная жалоба передается в канцелярию Комитета и подлежит отправке в день ее поступления в канцелярию Комитета. Жалобы, переданные в канцелярию Комитета после 14 часов 30 минут текущего дня (с понедельника по четверг) либо после 13 часов 30 минут в пятницу, канцелярией Комитета отправляются сторонам по делу и в суд, арбитражный суд на следующий рабочий день после их поступления в канцелярию Комитета.
2.22. Ответственность за своевременную подготовку и передачу в канцелярию Комитета искового заявления (апелляционной и кассационной жалоб) и всех необходимых документов несет юрист, которому поручено представление интересов Комитета по делу.
2.23. В течение 3 (трех) дней после получения судебного акта, вступившего в законную силу, юрист под расписку передает инспектору копию судебного акта.
III. Претензионно-исковая работа по внедоговорным обязательствам
3.1. По результатам проверки фактического использования государственного имущества начальник агентства в трехдневный срок дает письменное поручение:
- о взыскании неосновательного обогащения;
- о выселении;
- об освобождении земельного участка;
- об обязании привести объект в первоначальное состояние;
- о признании права на самовольную постройку либо её сносе.
В случае установления признаков самовольной постройки, агентство обязано в 7-ми дневный срок запросить уполномоченные органы о правовом статусе земельного участка (выписка из ГЗК, ЕГРП), на котором оно расположено, и о проведенном техническом учете постройки (ГУП "ГУИОН").
По результатам ответов либо, если более ранний срок не установлен руководством, агентство привлекает к участию в деле третьих лиц (КГА, ССНЭ, иных лиц) и определяет способ защиты права (снос постройки и восстановление положения, существующего до нарушения права, либо признание права собственности на самовольную постройку).
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 1-п (в редакции приказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 марта 2010 г. N 23-п) в пункт 3.2 настоящего Положения внесены изменения
3.2. При необходимости защиты имущественных интересов государства иными, чем предусмотрено пунктом 3.1 Положениями, способами, агентство в 7-ми дневный срок направляет комплект документов с мотивированным мнением юриста для дачи заключения в Юридическое управление Комитета. В этом случае при наличии полного комплекта документов Юридическое управление должно в течение 10 (десяти) дней дать заключение о возможности (необходимости) подачи иска.
При выявлении фактов отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество соответствующие материалы направляются в течение 10 (десяти) дней структурными подразделениями Комитета (агентствами, отделом разграничения государственной собственности и оформления прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки) в Юридическое управление, если замечания регистрирующего органа не могут быть устранены во внесудебном порядке. В этом случае при наличии полного комплекта документов Юридическое управление должно в течение 10 (десяти) дней принять решение об обоснованности отказа и возможности (необходимости) обращения в суд.
3.3. Получив документы (например, акт обследования), свидетельствующие о самовольном занятии лицом нежилых помещений, юрист агентства в течение 5 дней готовит исковое заявление о выселении, взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса (Приложения 5).
3.4. В срок не позднее 5 (пяти) дней с даты проведения проверки фактического использования агентство обязано подготовить расчет суммы неосновательного обогащения исходя из действующих методик расчета арендной платы.
Период пользования определяется с даты, когда документально подтверждено использование государственного имущества до даты его передачи лицу, уполномоченному собственником, либо до даты, с которой на отношения с фактическим пользователем будут распространяться условия вновь заключенного договора, либо в случае, когда незаконное пользование продолжается, до даты предъявления иска. При подготовке расчета учитывается сумма процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. ст. 395, 1107 ГК РФ).
IV. Особенности осуществления претензионно-исковой работы по входящим искам
4.1. Поступающие в Комитет входящие иски направляются Юридическим управлением для представления интересов Комитета сотрудникам арбитражного отдела (особо важные дела), а также в районные агентства.
4.2. Дела по искам, направляемым в районные агентства, в зависимости от степени важности каждого конкретного дела для формирования правоприменительной практики Комитета по решению начальника Арбитражного отдела Юридического управления на стадии направления искового заявления в соответствующее структурное подразделение Комитета подлежат разделению на требующие контроля Юридического управления путем проверки каждого принимаемого по делу итогового судебного акта (решения, постановления) и споры, судебные акты по которым, за исключением принимаемых судами кассационной и надзорной инстанций, будут направляться непосредственно в агентства без предварительной проверки Юридическим управлением. В случае принятия решения о необходимости непосредственного контроля за ходом рассмотрения дела Юридическим управлением, на соответствующем входящем исковом заявлении проставляется штамп "контроль Юридического управления" (либо аналогичная резолюция начальника Арбитражного отдела Юридического управления), что является основанием для внесения соответствующей отметки в электронную базу, фиксирующую прохождение документов, и представления начальнику арбитражного отдела принимаемых по делу судебных актов для проверки и последующего направления в районное агентство. Начальником Арбитражного отдела Юридического управления осуществляется проведение проверки судебных актов, принимаемых судами кассационной и надзорной инстанций по всем спорам с участием Комитета.
4.3. Поступающие в Комитет судебные акты направляются Юридическим управлением в структурные подразделения Комитета в порядке, предусмотренном пунктом 2.19 настоящего Положения.
4.4. Судебный акт, принятый в нарушение интересов Комитета, в том числе удовлетворяющий требования, предъявленные к Комитету в качестве ответчика, либо иным образом нарушающий интересы Комитета (в том числе с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части, а также по делам, к участию в которых Комитет привлечен в качестве третьего лица) подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном пунктом 2.21 настоящего Положения.
4.5. В случае вынесения судебного акта о понуждении Комитета к заключению договора при отсутствии правовых оснований либо на условиях, не соответствующих предложенным
Комитетом, юрист обязан в течение 5 дней с даты вынесения постановления суда апелляционной инстанции подготовить и направить ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта.
4.6. В случае вынесения судебного акта о признании права частной собственности юрист обязан в течение 5 дней с даты вынесения постановления суда апелляционной инстанции подготовить и направить ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Федеральной регистрационной службы осуществлять регистрационные действия, запрета истцу совершать сделки или обременять спорный объект иным способом.
4.7. Ответственность за своевременную подготовку и передачу в канцелярию Комитета апелляционной и кассационной жалоб, а также ходатайств о приостановлении исполнения судебного акта и принятии обеспечительных мер несет юрист, которому поручено представление интересов Комитета по делу.
4.8. В течение 3 (трех) дней после получения судебного акта, вступившего в законную силу, принятого по входящему иску либо спору, возникшему из внедоговорных отношений, юрист направляет копию судебного акта в структурное подразделение в соответствии с принадлежностью вопроса и (или) иной государственный орган, организацию (за исключением случаев, когда из выявленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств не требуется осуществление действий в рамках компетенции Комитета соответствующими структурными подразделениями и (или) иным государственным органом, организацией).
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 г. N 135-п в раздел V настоящего Положения внесены изменения
V. Исполнение судебных решений
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 февраля 2010 г. N 10-п пункт 5.1 настоящего Положения изложен в новой редакции
5.1. Поступивший исполнительный лист на взыскание денежных средств или выселение направляется в тот же день через канцелярию Комитета юристу соответствующего агентства.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 25 октября 2010 г. N 110-п в пункт 5.2 настоящего Положения внесены изменения
5.2. При поступлении исполнительного листа юрист агентства в течение 1 (одного) месяца направляет заявление о возбуждении исполнительного производства (Приложение 6) и подлинник исполнительного листа в соответствующее отделение Федеральной службы судебных приставов для осуществления предусмотренных законом действий по исполнению судебного акта, а также контролирует получение Комитетом копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства
Дальнейший порядок взаимодействия со службой судебных приставов регламентируется Соглашением о порядке взаимодействия Службы судебных приставов Санкт-Петербурга и Комитета по управлению городским имуществом.
5.2.1. К исполнительному листу о выселении прикладывается копия плана объекта недвижимости, арендатор (пользователь) которого подлежит выселению.
5.2.2. Юрист агентства в течение 1 месяца после получения оригинала исполнительного листа направляет запросы в УФРС, ГИБДД, ФСФР, УФНС РФ по СПб, Морской регистр о наличии сведений об имуществе должника. В случае получения положительного ответа направляет данную информацию в Службу судебных приставов Санкт-Петербурга в течение 10 дней с даты ее получения.
5.2.3. При производстве судебным приставом-исполнителем описи имущества должника обязательно присутствие уполномоченного сотрудника агентства, который подписывает от лица взыскателя акт об аресте имущества должника.
5.3. В случае несовершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительных документов, юрист подает в арбитражный суд жалобу на отказ судебного пристава - исполнителя в совершении действий по исполнению исполнительного документа (Приложение 8).
5.4. В случае утраты исполнительного листа судебным приставом - исполнителем либо иным лицом юрист подает в арбитражный суд заявление о выдаче дубликата исполнительного листа в трехдневный срок с момента, когда стало известно об утрате исполнительного листа (Приложение 9).
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 г. N 135-п в раздел VI настоящего Положения внесены изменения
VI. Учет и отчетность
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 февраля 2010 г. N 10-п в пункт 6.1 настоящего Положения внесены изменения
6.1. Агентства ведут учет предъявляемых претензий и исков.
В случае наличия учета и отчетности предъявляемых претензий и исков в специальных базах данных, установленных в подразделениях Комитета, такие учет и отчетность ведутся путем помещения необходимой информации в базу данных.
В случае отсутствия в базе данных необходимых информационных полей учет и отчетность предъявляемых претензий и исков ведутся следующим образом.
Исковые заявления подлежат регистрации в Журнале регистрации исковых заявлений (Приложение 7, таблица 1). При этом начальник агентства в обязательном порядке определяет конкретных специалистов, ответственных за ведение каждого Журнала.
Учет движения исполнительных листов ведет юрист агентства в Журнале учета исполнительных листов (Приложение 7, таблица 2) с учетом положений п. 5.5 настоящего Положения.
6.2. Отчеты о состоянии претензионно-исковой работы по форме, установленной приказом Комитета, представляются агентствами в Управление координации деятельности районных агентств, а также в Юридическое управление Комитета ежеквартально не позднее 10 числа, следующего за отчетным периодом.
6.3. Сводный отчет о состоянии претензионно-исковой работы во всех подразделениях Комитета представляется Юридическим управлением в порядке и сроки, установленные для представления отчетности по Комитету на основании информации, представленной Управлением координации деятельности районных агентств, а также сведений о претензионно-исковой работе по делам, находящимся в производстве Юридического управления.
6.4. Порядок и сроки представления оперативной информации о состоянии претензионно-исковой работы устанавливаются начальником Юридического управления Комитета.
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. N 1-п (в редакции приказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 30 июля 2009 г. N 82-п) пункт 6.5 настоящего Положения изложен в новой редакции
6.5. Специалист УРБ ведет следующие графы Журнала учета исполнительных листов: 6, 7, 8, 9 и 13.
6.6. Ответственность за организацию и соблюдение сроков при проведении претензионно-исковой работы, включая исполнительное производство, несет начальник агентства.
6.7. В отношении соблюдения порядка осуществления районными агентствами претензионно-исковой работы, а также поступающих в Комитет судебных актов Юридическим управлением могут осуществляться выборочные проверки. Предоставление материалов судебного дела, представление интересов Комитета по которому осуществляет районное агентство, по запросу Юридического управления является обязательным и должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
VII. Особенности выселения арендаторов во внесудебном порядке
Приказом Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19 февраля 2010 г. N 10-п в пункт 7.1 настоящего Положения внесены изменения
7.1. В случае истечения срока действия договора аренды (если договор не был продлен на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ), либо расторжения договора во внесудебном порядке по иным основаниям (в том числе в порядке п. 2 ст. 610 ГК РФ в отношении договоров, действующих в режиме неопределенного срока), агентство направляет арендатору претензию с требованием о передаче арендованного объекта в течение 15 календарных дней с даты отправки претензии (Приложение 14). Предусмотренный настоящим разделом порядок выселения также применяется в отношении случаев неисполнения решения суда о выселении организации-арендатора по причине нахождения в здании (помещении) третьего лица; случаев самовольного занятия помещения третьим лицом в отсутствие договорных отношений с Комитетом.
7.2. В случае неисполнения изложенных в претензии требований о передаче арендованного объекта агентство вправе, а в случаях, установленных решениями председателя Комитета, обязано передать комплект документов для принудительного выселения арендатора специализированной организации, действующей на основании договора с КУГИ, для осуществления действий по пресечению использования арендатором арендованного объекта в порядке самозащиты права (ст.ст. 12 и 14 ГК РФ). Передаваемый в специализированную организацию комплект документов включает в себя заявление об осуществлении выселения арендатора; копию договора аренды; копию претензии; доказательства прекращения договора аренды в случае прекращения договора по иным основаниям, нежели истечение срока аренды.
7.3. Акт о выселении арендатора специализированной организацией приобщается к материалам арендного дела и является основанием для взыскания задолженности по арендной плате за период до даты фактического освобождения объекта (ст. 622 ГК РФ), а также процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисляемых с даты прекращения действия договора.
VIII. Порядок работы с исполнительными документами, предусматривающими взыскание с Комитета денежных средств
8.1. При поступлении в Комитет исполнительных документов, предусматривающих взыскание с Комитета денежных средств, на основании судебных актов, принятых по результатам рассмотрения дел, представление интересов Комитета по которым осуществлялось Юридическим управлением, ответственными исполнителями назначаются Управление бухгалтерского учета и отчетности и Юридическое управление.
При поступлении в Комитет указанных исполнительных документов, по делам, представление интересов Комитета по которым осуществлялось районным агентством, ответственным исполнителем наряду с Управлением бухгалтерского учета и отчетности и Юридическим управлением также назначается структурное подразделение, осуществляющее представление интересов Комитета в суде.
Копия исполнительного документа непосредственно после поступления в Комитет направляется в Юридическое управление и соответствующее районное агентство, оригинал -в Управление бухгалтерского учета и отчетности.
8.2. К функциям Управления бухгалтерского учета и отчетности при работе с указанными исполнительными документами относится осуществление платежа на основании подготовленной районным агентством и согласованной Юридическим управлением служебной записки либо направление в Комитет финансов ответа об отсутствии оснований для исполнения судебного акта, подготавливаемого на основании аналогичной служебной записки.
8.3. Функцией Юридического управления является проверка обоснованности выводов о наличии оснований для совершения платежа, изложенных в служебной записке соответствующего районного агентства в Управление бухгалтерского учета и отчетности, представляемой в Юридическое управление для визирования вместе с копиями принятых по делу судебных актов, являющихся основанием для взыскания денежных средств. По делам, представление интересов по которым осуществлялось Юридическим управлением, подготовка служебной записки о наличии либо отсутствии оснований для совершения платежа осуществляется Юридическим управлением.
8.4. Функцией районного агентства является своевременная подготовка служебной записки о наличии либо отсутствии оснований для совершения платежа и ее представление в Юридическое управление, а также осуществление текущего контроля за поступающими судебными актами, предусматривающими взыскание с Комитета денежных средств (включая необходимость их своевременного обжалования).
8.5. Сроки контроля исполнения для Юридического управления устанавливаются за 2 дня до срока контроля, установленного для Управления бухгалтерского учета и отчетности; для районного агентства - за 3 дня до срока контроля, установленного для Юридического управления (с учетом срока на возможное устранение замечаний Юридического управления по проекту служебной записки). Общий срок контроля устанавливается равным 10 дням.
8.6. В случае, если в связи с принимаемыми мерами по дальнейшему обжалованию судебного акта в Комитет финансов направляется промежуточный ответ, установленный срок контроля исполнения подлежит продлению на 60 дней соответственно для каждого исполнителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.