Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2001 г. N 4790
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П.,
при участии от Отдела цен администрации Тверской области Ярцева Г.В. (доверенность от 12.02.01), от открытого акционерного общества "Кашинский ликеро-водочный завод "Вереск" - Шубина Д.А. (доверенность от 18.12.2000) и Андреанова Г.Л. (доверенность от 10.05.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела цен администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2000 по делу N 4790 (судьи Белов О.В., Потапенко Г.Я., Орлова В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кашинский ликеро-водочный завод "Вереск" (далее - завод "Вереск") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Отдела цен администрации Тверской области от 07.09.2000.
Решением арбитражного суда от 22.12.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции решение не проверялось.
В кассационной жалобе завод "Вереск" просит отменить решение арбитражного суда и отказать в иске, указывая на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Отдела цен администрации Тверской области поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители завода "Вереск", считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
При проверке законности решения арбитражного суда от 22.12.2000 в кассационном порядке оснований для его отмены не установлено.
Отдел цен администрации Тверской области принял решение от 07.09.2000 N 2 об изъятии у завода "Вереск" 590482,86 рубля и наложении на него штрафа в том же размере. Решение принято по результатам рассмотрения материалов дела о нарушении истцом государственной дисциплины цен, выразившемся в реализации тепловой энергии сторонним потребителям по не утвержденным Региональной энергетической комиссией Тверской области тарифам, а также в отсутствии лицензии на производство и передачу тепловой энергии.
В соответствии со статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод, что правонарушение, допущенное заводом "Вереск" является не длящимся событием, поскольку факт реализации тепловой энергии оканчивается получением денежных средств на расчетный счет продавца.
Кассационная инстанция считает такой вывод ошибочным. К длящимся правонарушениям относятся противоправные деяния, совершаемые непрерывно в течение более или менее длительного времени, характеризующиеся непрерывным совершением единого состава определенного деяния. Как видно из материалов дела, истец привлечен к ответственности за реализацию в период с 01.01.99 по 31.05.2000 за реализацию тепловой энергии без утвержденных региональной энергетической комиссией тарифов, то есть за нарушение установленной государственной дисциплины цен. Имея котельную, завод "Вереск" вырабатывал тепловую энергию не только для себя, но и для поставки сторонним потребителям. В соответствии со статьями 4, 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" поставка тепловой энергии коммерческими организациями осуществляется по тарифам, устанавливаемым региональными энергетическими комиссиями. Следовательно, состав совершенного заводом "Вереск" правонарушения заключается не только в факте получения выручки, а в осуществлении поставки тепловой энергии по соглашениям с потребителями без применения тарифов, утверждаемых в установленном порядке. В таком случае правонарушение является оконченным с момента начала поставки тепловой энергии по неутвержденным региональной энергетической комиссией тарифам и продолжается до тех пор пока не будет прекращена поставка. Таким образом, допущенное заводом "Вереск" правонарушение является длящимся, а следовательно, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.
Однако неправильное применение статьи 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях не влечет отмену решения арбитражного суда, поскольку другие основания для отмены решения отдела цен, указанные в исковом заявлении о признании недействительным решения Отдела цен администрации Тверской области, оценены арбитражным судом правильно.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" установлено, что к организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен, применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа. Поскольку указанная санкция установлена за конкретное правонарушение, то взысканию подлежит выручка, излишне полученная в результате этого правонарушения. Поэтому понятие "излишне полученной выручки" в контексте названной нормы правильно истолковано арбитражным судом как указание на взыскание не всей выручки, а только ее части, излишне полученной. Такой же вывод следует и из пункта 2.1 Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен от 01.12.92, которым предусмотрено, что суммы, полученные в результате нарушения организацией дисциплины государственных цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой же продукции по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку оспариваемым решением отдела цен с завода "Вереск" взыскивается вся выручка, полученная за поставленную тепловую энергию, включая его затраты на производство и реализацию, оно противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен".
Предметом регулирования названного Указа являются отношения публично - правового характера, поэтому при наложении санкций компетентный орган должен соблюдать положения, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 261 Кодекса в решении по делу об административном правонарушении должно содержать указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за совершение правонарушения. В рeшении Отдела цен администрации Тверской области от 07.09.2000 нет указания на правовые нормы, устанавливающие применяемую к заводу "Вереск" ответственность, что противоречит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах арбитражный суд принял правильное решение о признании ненормативного акта Отдела цен администрации Тверской области недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статье 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2000 по делу N 4790 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела цен администрации Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В.Ветошкина |
И.П.Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" установлено, что к организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен, применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа. Поскольку указанная санкция установлена за конкретное правонарушение, то взысканию подлежит выручка, излишне полученная в результате этого правонарушения. Поэтому понятие "излишне полученной выручки" в контексте названной нормы правильно истолковано арбитражным судом как указание на взыскание не всей выручки, а только ее части, излишне полученной. Такой же вывод следует и из пункта 2.1 Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен от 01.12.92, которым предусмотрено, что суммы, полученные в результате нарушения организацией дисциплины государственных цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой же продукции по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку оспариваемым решением отдела цен с завода "Вереск" взыскивается вся выручка, полученная за поставленную тепловую энергию, включая его затраты на производство и реализацию, оно противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен".
Предметом регулирования названного Указа являются отношения публично - правового характера, поэтому при наложении санкций компетентный орган должен соблюдать положения, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 261 Кодекса в решении по делу об административном правонарушении должно содержать указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за совершение правонарушения. В рeшении Отдела цен администрации Тверской области от 07.09.2000 нет указания на правовые нормы, устанавливающие применяемую к заводу "Вереск" ответственность, что противоречит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2001 г. N 4790
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника