Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы реформирования статистики и
обоснование необходимости ее решения
Создание основ рыночной экономики в России, становление новой государственности на подлинно федеративных началах требует адекватной информационной политики. Формирование информационных ресурсов как в России в целом, так и в Ленинградской области осуществляется в сложных условиях.
Укрепление экономического роста Ленинградской области, начавшееся в 1999 году, продолжилось и в 2000 году. Наиболее существенными факторами подъема экономики области стали развитие импортозамещения, активизация экспорта продукции ряда сырьевых отраслей, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, рост инвестиций в основной капитал вследствие увеличения доли денежных средств в составе оборотных активов предприятий, постепенное увеличение внутреннего платежеспособного спроса со стороны как реального сектора экономики, так и населения, а также улучшение бизнес-среды, то есть повышение политической и экономической стабильности. Информация, превращенная в знания, позволяет оптимизировать управленческие решения, строить прогнозы социально-экономического развития региона и создавать предпосылки для дальнейшего роста экономических показателей.
Развитие рыночных отношений создает острую необходимость вовлечения информационных ресурсов и технологий в систему товарных отношений, интенсивного развития информационных систем и сетей. Основой информационных ресурсов государственных органов в сфере экономики была и остается статистическая информация, роль и значимость которой возрастает из года в год.
Вместе с тем в процессе реформирования механизмов управления значительно увеличиваются бюджетные расходы на создание системы мониторинга и статистического наблюдения, информационных систем и информационных ресурсов Правительства Ленинградской области. Для обеспечения подъема экономики необходимо иметь достоверную и полную информацию в целом по Ленинградской области, по муниципальным образованиям, а также по финансово-экономической ситуации в хозяйствующих субъектах, поэтому Правительством Ленинградской области принимаются все меры для продолжения реформирования статистической деятельности на территории области. Это обусловлено тем, что выполняемые Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики наблюдения представляются федеральным органам власти в агрегированном виде на уровне среднеобластных показателей, что не позволяет органам власти и управления области и муниципальных образований проводить взвешенную политику развития региона. Для принятия органами местного самоуправления эффективных решений по вопросам, входящим в предмет их ведения, требуется объективная статистическая информация о конкретных предприятиях и организациях различных отраслей и социальная информация с малыми периодами актуализации.
Обеспечение требуемой информацией всех ветвей власти областного и муниципального уровней, а также расширение состава информации требует проведения дополнительных работ, не финансируемых из федерального бюджета. Вследствие этого Правительство Ленинградской области вынуждено искать альтернативные пути получения, обработки и передачи первичной статистической информации, удовлетворяющие поставленным Губернатором Ленинградской области требованиям.
В 1993 году было принято совместное распоряжение председателя Ленинградского областного Совета народных депутатов и главы администрации Ленинградской области от 2 июля 1993 года N 511-р/132-р "О создании в Ленинградской области государственной системы экономического информационного обеспечения региональных органов власти и управления" и разработана система статистических работ Ленинградской области (в дальнейшем - программа "Регионстатинформ"), ориентированная на выполнение федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах".
Мероприятия региональной целевой программы "Регионстатинформ" на 2001 год (далее - программа) являются неотъемлемым продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Первый этап реформирования статистики был реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие, макроэкономические показатели в сфере цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием области.
Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов власти и местного самоуправления для принятия ими управленческих решений, а также появление спроса на информацию со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. С выдвижением на первый план потребностей общества в актуальной информации реформирование статистики превратилось в средство реализации качественно новых задач, предполагающих достаточность статистических данных для управления экономикой области и обеспечения информационных потребностей всех членов общества.
В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах на базе утвержденной на федеральном уровне системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности предполагалось завершение создания модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений, дополнительное перераспределение функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы. Предполагалось, что повысится роль и обеспечится высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, совершенствуется программно-технологический и технический уровень, будут обеспечены необходимые условия труда работников статистики. Однако ограниченность финансовых ресурсов не позволила выполнить намеченные планы. Состояние статистических работ в Ленинградской области в настоящий момент соответствует уровню 1996-1997 годов и требует принятия кардинальных мер со стороны Правительства Ленинградской области. По оценке специалистов для достижения уровня эффективности статистической деятельности, соответствующей стандартам Европейского сообщества, потребуется в течение последующих пяти лет обеспечить финансирование программы на уровне 10 - 12 миллионов рублей в год (в ценах 2000 года).
Ежегодно объем регионального разреза статистической информации сокращается и перестает удовлетворять потребности пользователей. Так, в федеральной программе статистических работ на 2001 год сокращены работы по разделам "3.2. Сельское хозяйство", "3.8. Платные услуги", "3.9. Здравоохранение", "3.10. Образование и культура", "3.12. Наука и инновации", сокращен выпуск официальных статистических публикаций Госкомстата России. По-прежнему органами статистики не разрабатывается большинство показателей паспорта муниципального образования. Представляемая статистическая информация не в полной мере отвечает требованиям по показателям, разрезности и оперативности. Особо необходимо отметить отсутствие информации муниципального уровня по всем видам проводимых работ.
Кроме того, реализация современных методов эксплуатации информационных ресурсов и информационных технологий предполагает наличие необходимого парка технических средств. Однако большинство структурных подразделений Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.