Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2000 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Решение Арбитражного суда Вологодской области
от 8 ноября 2000 г. N А13-5055/99-08
Арбитражный суд в составе: судьи Богатыревой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску инспекции МНС РФ по Усть - Кубинскому району
к предпринимателю Ганичеву Федору Борисовичу
о взыскании 25 953 руб. 00 коп.
с участием представителей:
истца - Фомичев С.Н., руководитель по удостоверению от 22.12.97 N 011804
ответчика - Молина Е.А. по доверенности от 25.12.99
суд установил:
инспекция МНС РФ по Усть-Кубинскому району обратилась с иском к предпринимателю Ганичеву Федору Борисовичу о взыскании 18 337 руб. 28 коп. суммы налога с продаж, пени в сумме 3 948 руб. 61 коп., штрафа 3 667 руб. 46 коп. по решению от 05.10.99 N 143, принятому на основании акта выездной налоговой проверки от 16.09.99 N 1.
Ответчик в отзыве и его представитель в заседании 04.11.2000 ссылаются на то, что налоги должны уплачиваться в том размере, в котором они подлежали уплате до внесения в законодательство о налогах и сборах изменений, создающих менее благоприятные условия.
Выслушав представителей сторон в заседании 04.11.2000, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией МНС РФ по Усть - Кубинскому району проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Ганичева Ф.Б. по вопросу исчисления и уплаты налога с продаж за период с 01.03.99 по 01.09.99.
По результатам проверки оформлен акт от 16.09.99 N 1 и принято решение 05.10.99 N 143 о привлечении предпринимателя Ганичева Ф.Б. к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неперечисленной суммы налога с продаж в размере 3 667 руб. 46 коп. в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Предпринимателю начислен налог с продаж в сумме 18 337 руб. 28 коп., пени за несвоевременную уплату налога с продаж в сумме 1 040 руб. 17 коп.
В акте проверки отражено, что предприниматель Ганичев Ф.Б., осуществляя реализацию бензина и дизельного топлива на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя от 18.09.96 N 1993, не уплатил за период с марта по август 1999 года налог с продаж.
Законом Вологодской области от 29.12.98 "О налоге с продаж" с 01.03.99 введен налог с продаж товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
При налоговой проверке установлено, что предприниматель Ганичев Ф.Б. осуществлял реализацию бензина и дизельного топлива за наличный расчет. Выручка от реализации составила 385 237 руб. и это явилось основанием для доначисления налога в сумме 18 337 руб. 28 коп., начисления пеней и применения санкций.
Предприниматель Ганичев Ф.Б. применяет в учете упрощенную систему налогообложения на основании патентов от 09.12.98 со срокам действия с 01.01.99 по 31.03.99, от 31.03.99 - с 01.04.99 по 31.06.99, от 30.06.99 - с 01.07.99 по 30.09.99, от 23.08.99 - 01.10.99 по 31.12.99, выданных налоговой инспекцией по г. Соколу (л.д. 120-122).
Стоимость каждого патента составляет 1 858 руб., годовая стоимость - 7 430 руб., которая внесена в бюджет предпринимателем 07.12.98, что следует из справки инспекции МНС РФ по г. Соколу от 16.01.2000 N 357 (л.д. 124).
Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации, к которым относятся индивидуальные предприниматели, предоставлена гарантия, обеспечивающая стабильность их правового и экономического положения.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 этого закона в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставлена гарантия стабильности условий хозяйствования субъектам малого предпринимательства в течение четыpex лет их деятельности в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия этой деятельности по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Утрата силы этих положений и введение нового режима налогообложения означают по существу придание новым условиям уплаты налогов обратной силы применительно к длящимся правоотношениям, возникшим до введения в действие нового регулирования, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации в той мере, в какой новое регулирование ухудшает положение конкретного налогоплательщика.
Предпринимательскую деятельность Ганичев Ф.Б. начал в 1996 году.
На 01.03.99. момент введения в действие Закона Вологодской области "О налоге с продаж" и в проверяемый период, применял упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Применение упрощенной системы налогообложения в силу п. 3 ст. 1 названного Федерального закона предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельности (патент).
В соответствии с п. "е" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", решением представительного собрания Усть - Кубинского района от 28.04.98 N 19 предприниматель являлся плательщиком сбора за право торговли.
В связи с введением налога с продаж на территории Вологодской области указанный сбор в силу п. 2 ст. 9 Закона области не взимается.
Согласно представленному инспекцией расчету стоимость налогов, подлежащих уплате на прежних условиях налогообложения за проверяемый период, составляет 28 030 руб. 74 коп. В указанную сумму истцом включены сбор за право торговли в сумме 4 132 руб. 75 коп., 3 699 руб. 99 коп. стоимость патента и 20 198 руб. налог на реализацию горюче-смазочных изделий.
Сбор за право торговли по проверенной торговой точке АЗС в д. Данилиха Усть-Кубинского района по уточненному расчету инспекции составляет 3 381 руб. 35 коп., что представители сторон в заседании 04.11.2000 не оспорили.
Годовая стоимость патента 7 430 руб. на занятие предпринимательской деятельностью уплачена предпринимателем полностью. Упрощенная система налогообложения применялась предпринимателем как до проверки (до 01.03.99), так и в период налоговой проверки (с 01.03.99), когда действовали новые условия налогообложения относительно введения налога с продаж.
Уплата налога на реализацию ГСМ не поставлена в зависимость от принятия Закона Вологодской области "О налоге с продаж" и введения его в действие.
Следовательно, размер стоимости патента и сумм налога на реализацию ГСМ не имеют определяющего значения для предпринимателя как налогоплательщика.
Налог с продаж, определенный инспекцией в сумме 18 337 руб. 28 коп., значительно превышает сбор за право торговли 3 381 руб. 35 коп.
Следовательно, при указанных обстоятельствах новый режим налогообложение создает менее благоприятные условия деятельности предпринимателя Ганичева Ф.Б. по сравнению с ранее действовавшими условиями. Поэтому налог с продаж в сумме 18 337 руб. 37 коп., пени и штраф взысканию не подлежат.
В порядке поворота исполнения судебного акта ответчику следует возвратить 25 953 руб., взысканных с него по решению суда от 26.01.2000, и прекратить исполнение взыскания госпошлины в сумме 1 138 руб. 13 коп.
В соответствии с п. 34 Инструкции ГНС РФ "По применению Закона РФ "О государственной пошлине" расходы по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 910 руб. 51 коп, следует возместить предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 124, 127, 95, 208 АПК PФ, суд
решил:
в иске инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть - Кубинскому району к предпринимателю Ганичеву Федору Борисовичу о взыскании 25 952 руб. 35 коп. отказать.
Возвратить предпринимателю Ганичеву Федору Борисовичу из соответствующего бюджета налог с продаж в сумме 18 337 руб. 28 коп., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3 948 руб. 61 коп., штраф 20 процентов от неуплаченной суммы налога 3 667 руб. 46 коп., всего 25 952 руб. 35 коп.
Прекратить исполнение по исполнительному листу, выданному арбитражным судом Вологодской области 07.04.2000, о взыскании с предпринимателя Ганичева Федора Борисовича в федеральный бюджет госпошлины в сумме 1 138 руб. 13 коп.
Возместить предпринимателю Ганичеву Федору Борисовичу из федерального бюджета расходы по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 910 руб. 51 коп.
Судья |
В.А.Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 8 ноября 2000 г. N А13-5055/99-08
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2000 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения