Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2011 г. N 221 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2004 г. N 147 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Ленинградской области
от 22 марта 2001 г. N 26
"Об утверждении региональной целевой программы
"Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы"
22 августа 2002 г., 3 сентября 2003 г., 29 июля 2004 г.
В целях дальнейшей реализации в Ленинградской области государственной политики в сфере культуры Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы" (далее - Программа).
2. Определить руководителем региональной целевой программы "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы" председателя комитета по культуре Правительства Ленинградской области Богуша В.Б.
3. Комитету финансов Ленинградской области совместно с комитетом по культуре Правительства Ленинградской области подготовить предложения по внесению изменения в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2001 год" от 29 декабря 2000 года N 45-оз в части определения объемов финансирования Программы в 2001 году в сумме 17170 тысяч рублей.
4. Комитету финансов Ленинградской области и комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области при формировании областных бюджетов на 2002-2005 годы предусматривать расходы, необходимые для реализации мероприятий по утвержденной Программе.
5. Комитету по культуре Правительства Ленинградской области обеспечить контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств, выделяемых на ее реализацию.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области осуществлять долевое финансирование мероприятий Программы.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
О ходе выполнения Программы информировать Правительство Ленинградской области ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области |
В.Кириллов |
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2004 г. N 147 в настоящую программу внесены изменения
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
Региональная целевая программа
"Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы"
22 августа 2002 г., 3 сентября 2003 г., 29 июля 2004 г.
См. Региональную целевую программу "Культура Ленинградской области" на 2006-2007 годы, утвержденную Законом Ленинградской области от 1 ноября 2005 г. N 92-оз
I. Паспорт региональной целевой программы "Культура Ленинградской
области: на 2001-2004 годы"
Полное наименование программы |
Региональная целевая программа "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы" |
Основания для разработки программы, в том числе постановление (распоряжение) об утверждении программы или задания на ее разработку |
Постановление Правительства Ленинградской области от 22 марта 2001 года N 26 |
Период реализации программы |
2001-2004 годы |
Цели программы | Сохранение имеющегося культурного потенциала и его максимально эффективное использование для активизации культурной жизни и формирования культурной самобытности региона |
Основные задачи, мероприятия |
Реставрация объектов культурного наследия и обеспечение их рационального использования в культурной и экономической деятельности. Сохранение и развитие художественных ремесел, фольклора. Развитие краеведческой деятельности. Содействие раскрытию творческого потенциала областных театров, формирование театрального предложения. Внедрение новых культурологических технологий: актуальные научно-технические направления отрасли, информатизация библиотек; создание новых типов информационных центров. Сохранение и развитие национальных культур. Поддержка культурных инициатив, направленных на работу с молодежью и социально незащищенными слоями населения. Развитие кадрового потенциала и социальная защита работников культуры. Развитие международных связей |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2004 год |
46678 тысяч рублей, в том числе: федеральный бюджет - 11036 тысяч рублей, областной бюджет - 27164 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 2379 тысяч рублей, прочие источники - 6099 тысяч рублей |
Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за период действия программы |
2001 год - 32011,3 тысячи рублей, в том числе: федеральный бюджет - 7577,0 тысячи рублей, областной бюджет - 19230,3 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 1320,0 тысячи рублей, прочие источники - 3884,0 тысячи рублей; 2002 год - 42725,5 тысячи рублей, в том числе: федеральный бюджет - 14143,0 тысячи рублей, областной бюджет - 21720,0 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 1804,5 тысячи рублей, прочие источники - 5058,0 тысячи рублей; 2003 год - 45690,0 тысячи рублей, в том числе: федеральный бюджет - 15259,0 тысячи рублей, областной бюджет - 25254,5 тысячи рублей, бюджеты муниципальных образований - 2191,4 тысячи рублей, прочие источники - 2985,1 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы по итогам 2004 года |
Реставрация и консервация объектов культурного наследия: завершение реставрации одного объекта музея-заповедника "Старая Ладога". Укрепление материально-технической базы учреждений культуры Ленинградской области (приобретение световой, звуковой аппаратуры, музыкальных инструментов, компьютерной техники, изготовление костюмов). Выполнение мероприятий по пожарной безопасности для 21 муниципального образования. Пополнение и реставрация музейных коллекций. Оснащение центров национальных культур и декоративно-прикладного искусства. Проведение 88 российских, международных, областных праздников, фестивалей, конкурсов, выставок. Увеличение количества посетителей музеев на 7000 человек (0,9 процента) и платных услуг на 1597 тысяч рублей (16,6 процента), библиотек на 4000 человек (один процент), детских праздников и клубных формирований на 1500 человек (один процент) |
Разработчик программы | Комитет по культуре Ленинградской области |
Срок разработки программы |
2000 год |
Стоимость разработки программы |
|
Представитель заказчика программы |
Комитет по культуре Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители программы |
Комитет по культуре Ленинградской области, отделы культуры администраций муниципальных образований Ленинградской области, подведомственные организации и учреждения культуры |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы |
Богуш Владимир Борисович - председатель комитета по культуре Ленинградской области, телефон 315-76-76 |
Система организации контроля за выполнением программы |
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И. Комитет по культуре Ленинградской области ежеквартально представляет отчет в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области и ежегодно в Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации |
II. Основные итоги реализации программы развития сферы культуры
Ленинградской области на 1996-2000 годы
Программа развития сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 8 декабря 1995 года N 506, получила одобрение и поддержку Министерства культуры Российской Федерации и местных органов государственной власти. В результате обсуждения хода выполнения программы на расширенном заседании Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, проходившем 17 июля 1997 года в Ленинградской области, Губернатором Ленинградской области и Министром культуры Российской Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Ленинградской области в реализации программы, что значительно облегчило решение организационных и финансовых проблем, несмотря на непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в период становления рыночных отношений.
В результате в основном сохранена сеть культурно-досуговых учреждений на местах, отреставрирован ряд памятников истории и культуры, находившихся в запущенном или предаварийном состоянии, совместно с Санкт-Петербургской епархией восстановлены и введены в строй православные храмы и церкви.
Комитетом по культуре Правительства совместно с администрациями муниципальных образований проанализировано состояние сети учреждений культуры на местах с учетом действующих нормативов культурно-досугового обслуживания населения. Установлено, что в ряде случаев существующая сеть значительно ниже требуемых отраслевых нормативов.
В 1997-1999 годах изменена система управления сферой культуры Ленинградской области. Министерство культуры преобразовано в комитет по культуре с сохранением численности работников. Ликвидирован ряд не оправдавших себя учреждений культуры, Госинспекция по охране и использованию памятников истории и культуры реорганизована в департамент комитета по культуре, ликвидирован Ленинградский областной музейный центр, образован отдел новых музейных технологий, входящий в структуру комитета по культуре Правительства Ленинградской области. Все это позволило привлечь к работе опытных, квалифицированных и грамотных специалистов.
В Ленинградской области имеется более 3,5 тысячи памятников истории и культуры и функционирует более 1,5 тысячи учреждений культуры.
Анализ состояния организации досуга свидетельствует о своеобразном "ренессансе" клубной деятельности, самодеятельного творчества, любительских объединений. По сравнению с 1998 годом число клубных формирований увеличилось на 406 единиц, их участников - на 5000 человек, на 200 единиц возросло число детских формирований, а их участников - на 2000 человек. Увеличилось также и общее количество мероприятий - до 58,5 тысячи. Характерно, что в условиях рыночной экономики в результате деятельности клубных работников число платных мероприятий увеличилось на 3000 единиц.
Развитие сети учреждений и формирований клубного типа в 1996 - 2000 годах:
1996 год | 1998 год | 2000 год по сравнению с 1998 годом |
|
Учреждения (единиц) | 494 | 481 | -13 |
Из них требующих капитального ремонта | 200 | 219 | +19 |
Формирования (единиц). Количество участников (человек) |
3413 | 3819 | +406 |
76175 | 81127 | +4952 | |
Детские формирования клубного типа (единиц). Количество детей-участников (человек) |
1948 | 2142 | +194 |
38418 | 40476 | +2058 | |
Самостоятельные формирования (единиц). Количество участников (человек) |
1928 | 2235 | +307 |
29881 | 32814 | +2933 | |
Число проведенных мероприятий, в том числе для детей |
56382 | 58422 | +2040 |
20655 | 23835 | +3180 | |
Формирования на платной основе (единиц) |
21055 | 24038 | +2983 |
Учреждения и формирования в сельской местности, в том числе для детей |
38231 | 39941 | +1710 |
14765 | 17117 | +2352 |
Большое внимание уделяется развитию национальных культурных традиций малочисленных народов Ленинградской области: вепсский праздник "Дерево жизни" в Подпорожском районе, марийский праздник "Пейледыш-Пейрен" во Всеволожском районе, праздник татарской культуры "Сабантуй" в Тосненском районе.
Проведены мероприятия, посвященные 70-летию Ленинградской области, 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, 55-летию со дня Победы над фашистской Германией, что позволило целенаправленно привлечь средства на восстановление и реставрацию памятных мест, связанных с этими датами, организовать массовые патриотические праздники.
Развитие музеев в период перемен обусловлено их адаптацией к рыночной экономике. Главной задачей анализируемого периода стало широкое использование возможностей, заложенных в музейном менеджменте и фандрэйзинге. Налаживаются межрегиональные и международные связи по линии сотрудничества с Архангельской, Петрозаводской областями, Ямало-Ненецким национальным округом, музеями Бельгии, Норвегии, Финляндии и Швеции.
В 1998 году открыт краеведческий музей в городе Тосно, в 1999 году - музей-усадьба Ганнибала в поселке Суйда, возобновлена работа восстанавливаемого после пожара музея-усадьбы В.В.Набокова в деревне Рождествено.
В процессе перехода музеев к новым принципам организации своей деятельности значительную роль сыграло постановление Губернатора Ленинградской области от 16 октября 1998 года N 320-пг "Вопросы музейного дела в Ленинградской области", которое обусловило переход к многоканальной системе финансирования областных музеев, предусматривающий оплату расходов по содержанию музеев администрациями муниципальных образований. Реорганизация музейной сети предопределила ликвидацию Ленинградского областного музейного центра, выполнявшего организационные и научно-методические функции, и создание музейного агентства, призванного объединить музеи области на принципиально новых партнерских началах с осуществлением учетно-хранительной деятельности.
На территории Ленинградской области достаточно развита библиотечная сеть: 471 государственная библиотека и 43 профсоюзных и ведомственных. Государственные библиотеки обслуживают более 550 тысяч читателей, их число, как и число книговыдач, за последние годы постоянно увеличивается.
Проблемы развития сельских библиотек в современной социально-культурной ситуации обсуждаются на районных семинарах "Сельская библиотека в культуре региона", "Мой дом, моя семья, моя земля" (Кировский, Тихвинский, Лодейнопольский, Выборгский районы).
В рамках протокола о сотрудничестве Правительства Ленинградской области и международной благотворительной организации - Института "Открытое Общество. Фонд содействия" (фонд Сороса) проводится работа по созданию компьютерной информационной сети для населения области. В этом проекте задействованы библиотеки городов Выборга, Гатчины, Волосово, Всеволожска, Кингисеппа и две областные в Санкт-Петербурге (все они имеют возможность подключения к оптоволоконному кабелю). Образована специальная рабочая группа, оформлена заявка на грант фонда Сороса.
Программа развития сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 годы позволила выявить интересный и перспективный вид деятельности Ленинградской областной детской библиотеки по изучению проблем детского чтения и внедрения новых методов работы с подрастающим поколением. Полученный опыт стал предметом внимания и обсуждения на многочисленных всероссийских и международных семинарах и симпозиумах. Сформирована новая система компьютерного обеспечения библиотечных процессов, решен вопрос о выходе детской библиотеки в Интернет с использованием оптоволоконной связи.
Программа способствовала активизации деятельности театров и формированию на территории области комплекса театрально-концертного предложения.
Из шести профессиональных театров области наиболее известен в стране и за рубежом Академический Малый драматический театр под руководством народного артиста России Льва Додина, получивший в 1998 году почетное звание "Театр Европы". Успешно функционируют драматический театр "На Литейном", театр Сатиры на Васильевском и театр кукол "Святая крепость" в городе Выборге. Театры постоянно расширяют свою деятельность. В 1997-1999 годах некоторые из них открыли свои филиалы в области: Малый драматический - в городе Кириши, "Комедианты" - в городе Кингисеппе, "На Литейном" - в городе Тихвине. Укоренилась практика проведения фестивалей в районах области, где одновременно (в течение 10-12 дней) показывается большинство спектаклей, идущих на основной сцене. Несмотря на недостаточность финансирования, количественные показатели работы театров не снижаются. Кроме того, основная часть новых постановок была осуществлена за счет собственных средств театров, без дотаций из областного бюджета.
В сфере культуры Ленинградской области работают около 6,5 тысячи человек.
Система обучения и переподготовки кадров охватывает работников всех учреждений отрасли: библиотек, музеев, детских художественных и музыкальных школ, школ искусств, досуговых учреждений, театров, административных служб и управленческого аппарата. За исследуемый период произведена реструктуризация системы подготовки и переподготовки кадров специалистов культуры, а также методического обеспечения работы учреждений культуры, объединившей в одно областное учреждение три ранее существовавших. Проводятся выездные занятия в районах области, что позволяет работникам культуры, не имеющим возможности из-за финансовых ограничений посещать областные курсы, получать необходимые знания и навыки. По программам "Библиотеки в меняющемся мире", "Библиотеки Санкт-Петербурга и мира", "Менеджер библиотеки", "Комплектование фондов в условиях рыночной экономики" прошли обучение директора центральной библиотечной системы, методисты, заведующие отделами, главные специалисты, библиотекари городских и сельских библиотек.
В рамках подготовки кадров для сферы культуры Программой предусмотрены меры по профессиональной ориентации молодежи.
В Ленинградской области работают 112 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Несмотря на ряд объективных трудностей, были открыты три новых школы: школа искусств в поселке Большая Ижора Ломоносовского района, художественная школа в городе Приозерске и хоровая экспериментальная школа в городе Пикалево. Положительной является тенденция перерастания детских музыкальных школ в детские школы искусств, их объединение с художественными школами, открытие новых отделений: театрального, хореографического (города Бокситогорск, Волосово, Всеволожск, Луга, Тосно), джазового (деревня Нурма Тосненского района), фольклорного (город Пикалево). В школах Ленинградской области работают около 2000 специалистов, образовательный уровень и результативность работы которых выводят школы области на одно из первых мест в Северо-Западном регионе России. Финансовая поддержка одаренных детей областных школ искусств осуществлялась через именные стипендии России и Ленинградской области: 17 учащихся 1997/1998 учебного года и 10 учащихся 1998/1999 учебного года стали стипендиатами Министерства культуры Российской Федерации, 32 учащихся получали стипендии Губернатора Ленинградской области.
Деятельность работников культуры и искусства Ленинградской области высоко оценена Правительством Российской Федерации. За 2,5 года присвоены почетные звания 63 работникам. Показатель обеспеченности специалистами с высшим и средним специальным образованием один из самых высоких в России.
Несмотря на сложное состояние экономики Ленинградской области и России в целом в программе достаточно внимания уделялось укреплению материальной базы учреждений культуры. Продолжилось строительство городского Дворца культуры в городе Тосно и библиотеки в городе Волхове. Ежегодно к каждому новому театральному сезону осуществлялся косметический ремонт театров. В трех театрах - Малом драматическом театре (Театр Европы), театре "На Литейном" и театре Сатиры на Васильевском введены малые сцены. Выполнен ремонт инженерных сетей в Ленинградском областном колледже культуры и искусства и общежитии для его учащихся, после капитального ремонта введен в действие театр кукол в городе Выборге, предоставлены новые помещения музейному агентству (с выставочно-концертным залом), оркестру русских народных инструментов "Метелица", учебно-методическому центру культуры и искусства, департаменту по охране и использованию памятников истории и культуры.
В 1997 году, в год 70-летнего юбилея Ленинградской области, 10 учреждений культуры получили в пользование автобусы. Однако по-прежнему сохраняется острая необходимость в транспорте у большинства театров, департамента по охране памятников, учебно-методического центра культуры и искусства, ряда учреждений культуры муниципальных образований.
Работа в условиях формирующейся рыночной экономики, недостаточной наполненности бюджетов всех уровней привела к осознанию работниками культуры необходимости строгой экономии средств и поисков путей их заработка, привлечения в отрасль спонсорских и меценатских средств.
В целях защиты культурного достояния был принят ряд областных нормативных актов, способствующих стабилизации отрасли и повышению ответственности за состояние сферы культуры. В декабре 1997 года принят областной закон об обязательном библиотечном экземпляре документов, способствующий формированию фондов библиотек документами, издающимися на территории области. В мае 1999 года Правительством Ленинградской области одобрен проект закона о культуре Ленинградской области, который в настоящее время проходит доработку.
Комитет по культуре участвовал в подготовке всех нормативных актов Правительства Ленинградской области, в которых затрагивались интересы культуры (градостроительство, землеотвод, экология и т.п.).
В 1997-1998 годах на территории области было организовано проведение расширенных заседаний Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, заседаний Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по самоуправлению и по национальностям.
В условиях действия закона о муниципальном самоуправлении, внесшего коррективы в систему реализации ведомственных интересов в целом, на первый план выдвинулась важнейшая задача поиска наиболее эффективной формы консолидации деятельности комитета по культуре Правительства Ленинградской области и администраций областных муниципальных образований.
Анализ и изучение опыта практической работы в социально-культурной сфере, накопленного в регионе, позволил выработать принципиально новые подходы в согласовании ведомственной деятельности комитета и органов государственной власти на местах. Этому способствовало заключение договоров о разделении полномочий и делегировании государственных полномочий муниципальным образованиям Ленинградской области на основе ориентации на их специфические особенности, социально-демографические, экономические характеристики (наличие или отсутствие градообразующих предприятий, показатели занятости населения, удаленность от районных центров и Санкт-Петербурга и т.д.), обладание теми или иными локальными культурными традициями, памятниками истории, наличие исторически детерминированных жизненных и нравственных приоритетов. Механизм согласования деятельности включает выработку общих принципов взаимодействия с учетом потребностей муниципальных образований, задач, определяемых государственной политикой в сфере культуры, и вытекающей из этого общности целей и позиций, а также интеллектуальных и финансовых вложений. Модель была опробована в условиях муниципального образования город Коммунар и доказала свою жизнеспособность.
Непосредственные контакты руководителей комитета по культуре с главами муниципальных образований ускоряют и оптимизируют решение большинства вопросов социально-культурной деятельности, позволяют опереться на местные социальные программы, находят взаимопонимание и поддержку. Концентрация средств и усилий на наиболее значимых и актуальных для муниципальных образований аспектах социально-культурной деятельности, а не навязывание теоретически верных, но не первоочередных задач позволяет избежать распыления всех видов ресурсов.
В 1999-2000 годах комитет по культуре выступил инициатором привлечения к работе в муниципальных образованиях ряда авторитетных и влиятельных общественных организаций, в том числе Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), творческих союзов, а также Мастерской PR - дирекции программ по награждению золотой Пушкинской медалью "Москва". При поддержке комитета по культуре в 1999 году создано первое в регионе отделение Союза концертных деятелей России. С Петровской академией наук и искусств достигнуто соглашение о патронаже над учебными заведениями искусства и учреждениями культуры Ленинградской области. В коллективные члены академии приняты школа искусств города Коммунар, Гатчинская детская музыкальная школа имени М.М.Ипполитова-Иванова и Дворец культуры города Пикалево.
Несмотря на наличие утвержденной программы "Развитие сферы культуры Ленинградской области", проблема ее недостаточного финансирования негативно влияла на развитие культуры. Федеральным и областным бюджетами частично поддерживались лишь крупные программы, связанные, например, с именем А.С.Пушкина и 55-летием Победы.
Работа в рыночных условиях заставляет учреждения культуры области искать и находить способы зарабатывать деньги самостоятельно. Однако сокращение бюджетного финансирования всех уровней лишает стимула дальнейшего развития этой деятельности. Совершенно недопустимым представляется перевод на полную самоокупаемость детских школ искусств, музыкальных и художественных школ, как это произошло в муниципальных образованиях Кировский район и Тихвинский район.
Несмотря на ограниченные средства, выделяемые на международные и межнациональные программы, удается сохранять традиционные связи Ленинградской области и губернии Нурланд, штатов Мэриленд и Канзас США, поддерживать контакты с учреждениями культуры Германии, Франции, странами Скандинавии, Китаем. В последнее время наладились контакты с Бельгией. Традиционно устойчивы приграничные связи с губерниями Финляндии. Финансирование этих программ за счет средств бюджетов всех уровней позволило сделать акцент на развитие побратимских связей и прямых контактов конкретных учреждений культуры в дружественных странах. В прошедший период резко снизилась интенсивность государственных межнациональных связей.
В условиях политических и экономических потрясений, политической и финансовой нестабильности прошедшего периода отрасль культуры сыграла не последнюю роль в снятии социальной напряженности. Положительная оценка Правительством Ленинградской области и населением деятельности учреждений культуры еще раз подтверждает правильность политики, проводимой региональными органами власти совместно с муниципальными образованиями.
Анализ реализации программы развития сферы культуры Ленинградской области в 1996-2000 годах позволяет сделать следующие выводы:
1. На территории Ленинградской области в целом удалось сохранить единое культурное пространство, сеть сложившихся учреждений культуры, осуществить поддержку профессионального искусства, творческой самодеятельности, народных промыслов, пробудить инициативу учреждений культуры в развитии досуга населения, охраны и реставрации памятников истории и культуры.
2. Усилия всех уровней законодательной и исполнительной власти были направлены на осуществление государственной политики в сфере культуры; налажено практическое партнерство в решении организационно-экономических проблем между комитетом по культуре Ленинградской области, Министерством культуры Российской Федерации (договор о совместной деятельности по реализации Программы), обкомом профсоюза работников культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области и работодателями (трехстороннее соглашение по регулированию социально-бытовых отношений, корректируемое ежегодно), ассоциацией "Северо-Запад", членом-координатором которой в сфере культуры является председатель комитета по культуре Правительства Ленинградской области и администрациями муниципальных образований, с которыми заключались договоры о совместной деятельности по выполнению отдельных целевых подпрограмм, с одной стороны, и комитетом по культуре и другими структурными подразделениями Правительства Ленинградской области, с другой стороны. Среди них комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области (подпрограммы "Дети и культура", "Поддержка молодых дарований", "Развитие кадрового потенциала"), комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму (в указанных подпрограммах, а также в вопросах организации туризма, краеведческой деятельности, организации досуга молодежи), комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области (в вопросах организации творчества инвалидов, создания льготных условий для участия в культурной жизни малоимущих слоев населения, организации культурных инициатив и т.п.), комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, комитет по строительству Правительства Ленинградской области (в вопросах реставрации, консервации памятников истории и культуры, совершенствования материальной базы учреждений досуговой сферы), комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области (в формировании ежегодных целевых подпрограмм и регулировании объема ассигнований бюджетов всех уровней, привлечении инвестиций в отрасль культуры и искусства, разработке наиболее экономного подхода к расходованию средств подведомственными комитету по культуре учреждениями культуры и искусства, оптимализации управленческой деятельности в отрасли), комитет по информации, печати и телекоммуникациям Правительства Ленинградской области (в вопросах пропаганды культурного наследия, информатизации отрасли: подпрограмма "Развитие информационной и краеведческой деятельности"), Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (в вопросах использования памятников истории и культуры, а также рентабельной эксплуатации имеющегося в учреждениях культуры имущества: целевые подпрограммы "Приспособление и организация использования памятников", "Формирование инфраструктуры туризма", "Развитие музейного дела"), комитет по лесопромышленному комплексу Правительства Ленинградской области, комитет по топливно-энергетическому комплексу Правительства Ленинградской области, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области (в вопросах функционирования учреждений культуры, специфики их работы на селе, в подпрограммах оказания помощи сельским учреждениям культуры, в частности "Поддержка материальной базы учреждений культуры на селе"), юридический комитет Правительства Ленинградской области, комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области, комитет государственного лицензирования Правительства Ленинградской области (в вопросах обеспечения законодательной и нормативной базы для функционирования отрасли, практической связи с органами власти на местах в решении вопросов организации работы в отрасли), комитет по внешнеэкономическим и международным связям Правительства Ленинградской области (подпрограмма "Международные культурные связи").
Сложившееся плодотворное партнерство должно быть сохранено при реализации новой региональной программы в целях слаженной целенаправленной работы всех структур и органов власти в осуществлении государственной политики в сфере культуры, определении задач, приоритетов и направлений деятельности по региональной целевой программе "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы" в рамках целевой федеральной программы "Культура России - 2001-2005 годы".
3. Программа позволила консолидировать деятельность органов власти, руководителей и работников учреждений культуры и искусства, а также средства бюджетов всех уровней, что способствовало эффективности действия программных установок в экономическом, социальном плане, разумному расходованию выделяемых ассигнований, несмотря на то, что экономическая ситуация в стране не позволила обеспечить выполнение мероприятий программы в полном объеме.
III. Проблемы, цели и приоритеты Программы
В мае 1998 года Правительством Ленинградской области принята Концепция социально-экономического, градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года, в которой определены ориентиры политики в сфере культуры и механизмы реализации основных ее направлений.
Основными целями политики в сфере культуры являются поддержка и развитие культуры и искусства, сохранение единого культурного и информационного пространства. При этом приоритетными для Программы становятся:
выявление, научное изучение и документирование ранее неучтенных памятников истории и культуры;
реставрация и консервация (при недостатке финансовых средств) наиболее ценных объектов культуры;
выведение памятников из аварийного состояния, особенно в сельской местности;
приспособление зданий-памятников под учреждения культуры и туризма, создание на их базе музеев и национально-культурных центров и заповедников;
приведение в порядок памятников, связанных с историческими событиями: 300-летием выхода России к Балтийскому морю и празднованием 1250-летия возникновения первой столицы Северной Руси - города Старая Ладога;
реставрация ценных коллекций, экспонатов, книжных и художественных собраний;
осуществление законодательной поддержки начального профессионального музыкально-художественного образования и специализации учащейся молодежи и выпускников, улучшение социально-экономического положения учреждений культуры и их работников;
продуманная перспективная кадровая политика с учетом возрастной сменяемости работников сферы культуры;
проработка вопросов пенсионного обеспечения работников сферы культуры с формированием штатных негосударственных пенсионных фондов;
укрепление материальной базы учреждений культуры, особенно на селе;
расширение возможностей привлечения учреждениями культуры внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, развитие собственных платных услуг;
формирование общего музейного, театрально-концертного пространства региона с учетом приграничного статуса Ленинградской области и полинационального состава ее населения;
внедрение новых информационных технологий в деятельность учреждений культуры;
поддержка инновационных проектов и культурных инициатив в сфере культурно-досуговой деятельности и шоу-бизнеса;
изучение, сохранение и развитие фольклорных традиций, художественных ремесел, национальных культур на основе краеведческой деятельности.
Основные проблемы, требующие решения в процессе реализации Программы:
осознание самостоятельности локальных, этнических и других культур, необходимости развития их творческого многообразия и культурной самобытности;
обоснование необходимости экономической поддержки профессионального и самодеятельного творчества, деятельности театров, досуговых и образовательных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней;
повышение роли маркетинга, рекламы, пропаганды в воспитании художественного вкуса населения, его потребности в приобщении к различным видам искусства;
укрепление системы кадровой подготовки для учреждений культуры и искусства, повышение требований к профессиональной компетентности специалистов;
устранение противоречий двух концепций развития сферы культуры: духовного возрождения России и перехода к рыночным отношениям, спровоцированным внекультурными факторами;
изменение функций государства с учетом коммерческой компенсаторно-развлекательной тенденции децентрализации и диверсификации в сфере культуры;
необходимость достижения взаимодействия в развитии массовой, традиционной, коммерческой, инициативной культуры и государственного протекционизма;
переход от политики "выживания" к ускорению развития сферы культуры, формированию национальной идеи;
укрепление позиций органов управления сферой культуры в интеграции разрозненных инициатив на основе концентрирования организационных, экономических и других усилий для нужд социального развития.
Задачи Программы:
повышение роли целевого финансирования и его сочетание с правовой организационной деятельностью органов управления сферой культуры;
создание информационной базы и информационных технологий по руководству сферой культуры и пользованию культурными ценностями;
пропаганда "живого искусства" в условиях распространения технически опосредованных форм художественного творчества;
поддержание высокого уровня профессионального образования в сфере культуры и искусства, переход к начальному профессиональному образованию в отрасли;
использование культурного туризма в качестве способа зарабатывания средств для сферы культуры, патриотическое воспитание молодежи посредством пропаганды национальных традиций, нравственных идеалов и ценностей;
участие в межнациональных и международных культурных проектах в целях привлечения инвестиций и внебюджетных средств, пропаганда российской культуры за рубежом;
привлечение внебюджетных средств для реставрации памятников путем приватизации как способа их сохранения;
решение проблемы социального и имущественного статуса работников сферы культуры и искусства и учреждений культуры.
IV. Механизмы реализации Программы
Основным механизмом реализации Программы является целевое программирование направлений развития отрасли. Это позволит сконцентрировать внимание структур и учреждений культуры, органов власти на приоритетах сферы культуры и искусства, решении перспективных и текущих задач, формировании фонда финансирования деятельности.
Для достижения целей, определенных Программой, выделяются следующие подпрограммные блоки:
1. Сохранение и развитие историко-культурного наследия.
2. Дети и культура.
3. Поддержка профессионального искусства.
4. Развитие культурно-досуговой деятельности.
5. Межнациональные, межрегиональные и международные культурные связи.
6. Подготовка и переподготовка кадров.
Указанные блоки состоят из разделов, обусловливающих решение конкретных проблем.
Мероприятия блока 1 включают три раздела:
1) сохранение, реставрация и консервация памятников истории и культуры:
подготовка и принятие законодательных актов охранных зон и зон регулируемой застройки (2002-2003 годы);
проведение научно-исследовательской работы на памятниках истории и культуры, определение объемов восстановительных и консервационных работ (весь период);
решение вопросов сохранения и реставрации памятников посредством сдачи их в аренду, продажи, передачи в оперативное управление (весь период);
формирование информационной компьютерной системы по недвижимым памятникам истории и культуры (2003 год);
создание мониторинга использования памятников в культурно-туристических целях (2002 год);
2) развитие новых музейных технологий, сохранение единого музейного пространства:
разработка инвестиционных программ модернизации музейных технологий (2001-2002 годы);
создание компьютерной базы данных наличия музейных экспонатов и ценностей (2003 год);
решение вопросов сохранения и приобретения в собственность государства предметов музеефикации (постоянно);
создание мониторинга использования музейных коллекций в культурно-туристических целях (2002 год);
формирование культурного туризма с использованием элементов пропаганды и рекламы (постоянно);
приспособление памятников истории и культуры, культовых музейных объектов для целей культурного туризма (постоянно);
проведение научно-исследовательской и коллекционной работы (постоянно);
3) сохранение и изучение фольклора, культурных традиций, ремесел государствообразующей национальности и малых народностей:
поддержка и развитие центров промыслов и ремесел;
поддержка фольклорных экспедиций, самостоятельных творческих фольклорных ансамблей и коллективов;
создание мониторинга продукции мастеров народного творчества, ремесел, устного творчества;
развитие аналитико-информационной деятельности краеведческих структур библиотек, культурных центров;
издание краеведческой литературы;
организация мастерских по обучению молодежи и взрослого населения прикладным видам искусства;
поддержка фестивального движения народного творчества.
Блоком 2 в целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности традиционно приоритетной деятельности комитета по культуре Правительства Ленинградской области и подведомственных организаций по работе с детьми и подростками предусматриваются следующие мероприятия:
обеспечение в Ленинградской области комплекса мер по сохранению и развитию сети учебных заведений искусства во взаимодействии с администрациями муниципальных образований;
разработка и подготовка предложений для рассмотрения Законодательным собранием Ленинградской области в проект закона Российской Федерации о начальном профессиональном образовании детей и подростков, обеспечивающего стабильность и повышение качества образовательного процесса в школах искусств, более высокий образовательный стандарт с учетом конкретного социального заказа;
лицензирование и аккредитация учебных заведений искусства и аттестация их преподавательского состава;
подготовка и проведение научно-практической конференции по проблемам образования в сфере искусства и культуры с учетом современных требований и региональных особенностей;
поддержка и содействие традиционным фестивалям, конкурсам и выставкам детского художественного творчества, получившим признание за пределами Ленинградской области;
постановка театрами области спектаклей для детей и юношества;
организационная и финансовая поддержка развития международных контактов учебных заведений искусства начального и среднего звена как наиболее результативной формы стимулирования творческой активности учащихся, студентов и преподавательского состава, повышения художественного уровня концертных и иных программ и пропаганды региональной культуры;
внедрение новых форм привлечения ведущих деятелей культуры и искусства Ленинградской области и Санкт-Петербурга к работе с детской аудиторией;
реализация инновационных проектов по усовершенствованию библиотечного и музейного обслуживания широкой детской аудитории;
разработка специализированной подпрограммы по работе с воспитанниками детских домов и школ-интернатов по созданию центров арттерапии с углубленным изучением традиционных ремесел, учитывая местные культурные традиции и особенности;
выделение поощрительных стипендий особо одаренным детям и подросткам, лауреатам и дипломантам всероссийских, международных и региональных музыкальных исполнительских конкурсов и конкурсных выставок;
учреждение ежегодной областной премии Правительства Ленинградской области для деятелей культуры и искусства и работников культуры муниципальных образований за вклад в совершенствование работы по эстетическому и художественному образованию и воспитанию детей и подростков;
реализация совместно с комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области проектов по культурному обслуживанию и созданию условий для развития творческого потенциала детей и подростков из социально неблагополучных групп населения.
Мероприятиями блока 3 предусматриваются:
сохранение уровня театрально-концертных предложений посредством укрепления творческих коллективов и решения экономических вопросов, привлечения к работе в районах области театров и концертных организаций Санкт-Петербурга и других регионов;
повышение качественного уровня спектаклей и концертов, целенаправленная кадровая работа в областных театрально-концертных организациях;
решение вопроса о координации концертной работы в области, создание областной театрально-концертной организации;
стимулирование создания театров и профессиональных концертных коллективов в муниципальных образованиях;
поддержка профессиональных творческих союзов;
развитие и углубление межнациональных, межрегиональных и международных связей, обмен гастролями творческих коллективов, проведение международных конкурсов и фестивалей;
поддержка инновационных проектов в сфере театрально-исполнительского искусства.
Мероприятия блока 4 связаны с организацией досуга населения с наличием элементов патриотического и морально-эстетического содержания.
В первую очередь внимание обращается на воспитание патриотизма и любви к Отечеству. Этому должна способствовать организация праздничных мероприятий в памятные и юбилейные даты:
День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (День России);
День Конституции Российской Федерации;
День государственного флага Российской Федерации;
дни воинской славы России;
дни Великих Побед России;
праздники защитников Отечества;
День ветеранов (пожилых людей);
профессиональные праздники и т.д.
Главными направлениями Программы являются развитие досуговой работы в рамках национальной культуры, традиционных и церковных обрядов, народных ремесел и промыслов, изучение и сохранение многонационального фольклора, краеведение, проведение фестивалей, конкурсов, смотров, выставочная деятельность, концертно-театральная работа профессиональных и самодеятельных творческих коллективов.
При выполнении мероприятий блока 5 предполагается активное сотрудничество учреждений культуры Ленинградской области с соседними регионами Российской Федерации в рамках ассоциации "Северо-Запад", странами Прибалтики и Скандинавии.
На основе имеющегося опыта целесообразно направить усилия на развитие прямых побратимских связей, непосредственных контактов между родственными учреждениями культуры. Механизму таких отношений в первую очередь должны способствовать усилия учреждений культуры муниципальных образований в формировании историко-краеведческих выставок, концертно-театральных программ профессиональных и самодеятельных коллективов, ярмарок народного творчества и т.п.
Пропаганда российской многонациональной культуры должна стать стимулом для организации обучения молодежи прикладным ремеслам, создания на базе творческих мастерских народных умельцев мастер-классов и семинаров для широкого круга зарубежных участников.
Программой предусматривается активное использование памятников истории и культуры, музейных экспонатов для развития культурного туризма.
Мероприятия блока 6 предполагают:
укрепление законодательной и нормативной базы подготовки кадров в сфере культуры и искусства;
создание мониторинга состояния кадрового потенциала в отрасли;
решение вопросов профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях;
осуществление переподготовки высвобождающегося контингента работающих по ближним к отрасли культуры специальностям;
улучшение условий труда работников культуры, особенно в сельской местности;
решение вопросов создания специальных негосударственных фондов поддержки молодых дарований, выдающихся деятелей культуры и искусства, дополнительного пенсионного обеспечения;
проведение ежегодного областного "вернисажа вакансий" для специалистов культуры и искусства;
развитие системы поощрительных мер для сотрудников отрасли, включая методы доплаты к окладам за выдающиеся успехи в работе, творческой деятельности, воспитании подрастающего поколения.
V. Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с действующим законодательством основными ресурсами, используемыми для реализации Программы, являются финансовые, материально-технические и трудовые.
Финансовые ресурсы предполагается получить за счет средств следующих источников:
областной бюджет Ленинградской области;
федеральный бюджет;
внебюджетные источники (доходы от основной уставной деятельности учреждений культуры и искусства);
гранты международных организаций;
спонсорская помощь и пр.
Потребность в финансовых ресурсах по всем источникам финансирования, представленная в Плане реализации мероприятий региональной целевой программы "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы" (приложение 1 к настоящей Программе) будет корректироваться ежегодно с учетом хода ее выполнения. По результатам выполнения мероприятий первого этапа программы (2001-2002 годы) будет определено ресурсное обеспечение второго этапа Программы (2003-2004 годы). Корректировка финансового обеспечения Программы находит отражение в ежегодно составляемой бюджетной заявке.
Исполнители программы (в случае, если исполнителем не является государственный орган) будут определяться на основе проведения тендеров в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ.
Номенклатура, количество товаров, работ и услуг, необходимых для реализации региональной целевой программы "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы", приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
Приложения 1 и 2 не приводятся
За справками обращайтесь в обслуживающую Вас организацию
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2004 г. N 147 утверждены План реализации мероприятий региональной целевой программы на 2004 год, Сведения о номенклатуре, количестве товаров, необходимых для реализации программы на 2004 год, Информация о динамике финансирования программы
Постановлением Правительства Ленинградской области от 3 сентября 2003 г. N 189 утверждены План реализации мероприятий программы 2003 год, Сведения о номенклатуре на 2003 год и Информация о динамике финансирования программы
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22 августа 2002 г. N 149 в приложение 1 внесены изменения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ленинградской области от 22 марта 2001 г. N 26 "Об утверждении региональной целевой программы "Культура Ленинградской области: 2001-2004 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных актов Ленинградской области (приложение к Вестнику правительства Ленинградской области) выпуск 3, 17 августа 2001 г., стр. 158
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2011 г. N 221 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ленинградской области от 29 июля 2004 г. N 147
Постановление Правительства Ленинградской области от 3 сентября 2003 г. N 189
Постановление Правительства Ленинградской области от 22 августа 2002 г. N 149