Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению Исполкома Ленсовета
Основные положения
комплексной схемы охраны окружающей
среды Ленинграда на период до 2005 года
Комплексная схема охраны окружающей среды Ленинграда на период до 2005 года (в дальнейшем - Комплексная схема или КСООС) разработана в порядке последовательной реализации Генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года и отвечает главным задачам, определенным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.88 N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране".
Комплексная схема является целевым адресным предплановым и предпроектным документом, долгосрочной программой природоохранных мероприятий для достижения санитарно-гигиенических нормативов состояния окружающей среды.
В качестве конечного практического результата, основы для составления (корректировки) соответствующих разделов пятилетних планов, а также для определения контрольных плановых показателей на перспективу разработана Программа природоохранных мероприятий.
Природоохранная концепция, реализуемая при планировании развития Ленинграда, определяется как предупреждение неблагоприятного влияния загрязнения природной среды на здоровье населения (путем достижения и поддержания санитарно-гигиенических требований к состоянию городской окружающей среды); предотвращение деградации окружающих Ленинград природных комплексов (путем уточнения природоохранных требований и выявления планировочных ограничений, обеспечения учета их при функциональном зонировании территории, определении режима хозяйственной и иных видов деятельности); обеспечение более рационального и комплексного использования природных и природно-техногенных ресурсов (путем внедрения достижений научно-технического прогресса в промышленности, на транспорте, в коммунальном хозяйстве, а также в водохозяйственной и лесохозяйственной деятельности, сельскохозяйственном производстве).
Приоритетность гигиенических целей определена уникальностью Ленинграда как крупнейшего города с многомиллионным населением, для которого вопросы снижения неблагоприятных воздействий народнохозяйственного комплекса на состояние здоровья населения являются главными.
В Комплексной схеме дана оценка состояния окружающей среды с анализом совокупности факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние здоровья населения, которая послужила основой для разработки природоохранных мероприятий и прогнозирования состояния окружающей среды.
В результате осуществления природоохранных мероприятий (согласно полученным покомпонентным прогнозам) уровень концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе и воде, а также уровень физических воздействий на атмосферный воздух (шум, излучения) будут изменяться путем последовательного приближения вплоть до полного соответствия существующим нормативам качества окружающей среды.
Комплекс природоохранных мероприятий разработан, исходя из первостепенности экологической и социальной эффективности решения наиболее важных проблем оздоровления городской среды, с выполнением экономической оценки этих мероприятий.
Комплексная схема охраны окружающей среды Ленинграда на период до 2005 года состоит из 6 разделов и включает в себя следующие мероприятия:
1. По охране атмосферного воздуха
1.1. Установление для всех стационарных источников и автотранспорта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отвечающих интересам здоровья людей и охраны окружающей природной среды.
1.2. Достижение нормативов (ПДВ, ПДК) по охране атмосферного воздуха на стационарных источниках на основе:
совершенствования на предприятиях технологических процессов производства с целью полной ликвидации или сокращения до минимума вредных выбросов в атмосферный воздух (главное направление в решении проблемы оздоровления воздушного бассейна);
полного оснащения всех источников выбросов загрязняющих веществ газоочистными и пылеулавливающими установками;
закрытия вредных производств, вывода и перебазирования цехов, участков и отдельных предприятий, изменения профиля предприятий;
дальнейшего формирования 46 производственных зон, в которые перебазируются предприятия из районов жилой застройки;
централизации теплоснабжения всего жилищного фонда;
ликвидации около 1200 мелких отопительных котельных;
совершенствования топливного баланса с увеличением доли природного газа до 85-90%;
организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) всех предприятий с высвобождением из СЗЗ или расселением жилого фонда;
совершенствования и развития системы озеленения;
сокращения и прекращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.
1.3. Достижение нормативов (ПДВ, ПДК) по охране атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта на основе:
снижения токсичности отработанных газов благодаря систематическому контролю при регулировке систем питания и зажигания двигателей автомобилей;
осуществления организационных мер, направленных на сокращение простоев автотранспорта (рациональной организации движения транспортных потоков, внедрения системы АСУД на основных магистралях);
проведения планировочных (градостроительных) мероприятий, включающих строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Ленинграда, внутригородской дуговой магистрали в обход центральной части города, грузовых дублеров важнейшим городским магистралям; строительство путепроводных развязок в разных уровнях, подземных пешеходных тоннелей; рациональное размещение в городе важнейших грузообразующих объектов и транспортных хозяйств;
технического усовершенствования топливной аппаратуры, направленного на уменьшение токсичности отработанных газов двигателей внутреннего сгорания, перехода на малотоксичные виды топлива (перевод автомобилей на сжатый и сжиженный газ и др.), со строительством около 50 газонаполнительных станций, внедрения новых видов автотранспорта без выбросов в атмосферу (электромобилей, электробусов и т.п.);
организации 260 контрольно-регулировочных пунктов по проверке снижения токсичности выхлопных газов автомобилей.
1.4. Достижение нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) физических воздействий на атмосферный воздух (шумы, излучения) на основе:
полного использования технических средств шумозащиты (применения специальных конструкций оконных блоков и остекления);
использования специальных планировочных приемов при проектировании новых жилы кварталов и реконструкции старых жилых районов, обеспечивающих нормативный акустических режим в жилых помещениях;
строительства шумозащитных экранов, шумозащитных зданий;
развития и совершенствования улично-дорожной сети и инженерно-транспортных сооружений;
совершенствования организации движения на городских магистралях (отвод транзитного и грузового движения от жилых районов, ограничение движения транспорта по грузоподъемности на жилых улицах и т.д.);
внедрения малошумных видов транспорта (развитие троллейбусного движения, внедрение электромобилей, электробусов и т.п.);
постоянного контроля за источниками электромагнитных излучений (ЭМИ) и других излучений для соблюдения и в будущем их предельно допустимых уровней (ПДУ).
2. По охране и рациональному использованию водных ресурсов
2.1. Установление для всех источников загрязнения водных ресурсов нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водоемы, которые не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в сточных водах и водоемах.
2.2. Достижение нормативов ПСД и ПДК на основе:
обеспечения полного прекращения в тринадцатой пятилетке сброса неочищенных бытовых и промышленных сточных вод в Неву и ее притоки, Невскую губу и восточную часть Финского залива;
доведения общей мощности очистных сооружений канализации Ленинграда и пригородов на полную биологическую очистку до 5 млн. куб. м сточных вод в сутки;
обеспечения всех городов, поселков, иных населенных пунктов и сельскохозяйственных объектов централизованными системами канализации с необходимой степенью очистки сточных вод и их обеззараживания;
ликвидации всех выпусков загрязненных сточных вод в водоемы с переключением в канализационные коллекторы;
дальнейшего формирования производственных зон и промузлов с кооперированием систем промышленного водоснабжения и канализации;
сокращения загрязнения производственных сточных вод за счет строительства и усовершенствования очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях (с утилизацией ценных веществ) до требуемых нормативов, предъявляемых к сточным водам, сбрасываемым в городскую канализацию;
прекращения сброса неочищенных поверхностных вод (дождевых, талых, поливомоечных и др.) в водоемы за счет реконструкции канализационных сетей и переключения ливневых выпусков в городские коллекторы; перехода в отдельных районах на полураздельную систему канализации, строительства локальных очистных сооружений поверхностного стока;
переработки и утилизации осадков сточных вод (на первую очередь - складирование осадка);
очистки всех акваторий от нефти, мусора, жидких и твердых отходов; строительства береговых пунктов по приему балластных, подсланевых и прочих сточных вод, сухого мусора, пищевых отходов с морских и речных судов;
соблюдения сельскохозяйственными предприятиями научно-обоснованных систем земледелия и других мероприятий для предотвращения загрязнения водоемов за счет смыва и выноса дренажным и поверхностным стоком минеральных удобрений и пестицидов;
прекращения сброса в водоемы навозосодержащих стоков от животноводческих комплексов и ферм;
проведения руслоочистительных работ с удалением донных отложений, содержащих загрязняющие вещества;
сокращения водопотребления свежей воды из источников за счет дальнейшего внедрения систем оборотного водоснабжения и повторного использования воды с доведением их доли до 85-90% от объема промышленного потребления воды;
внедрения маловодных и безводных технологий в производственные процессы;
организации водоохранных зон р. Невы и ее притоков, побережья Финского залива, а также зон санитарной охраны всех источников водоснабжения и водопроводных сооружений;
обеспечения восполнения запасов подземных вод; предотвращения загрязнения слабозащищенных с поверхности подземных водоносных горизонтов путем организации "недроохранных" зон (в первую очередь в пределах Карельского перешейка);
проведения научно-исследовательских работ в области очистки больших объемов сточных вод и на этой основе проектирования сооружений и установок доочистки и обеззараживания сточных вод, а также для обеззараживания и утилизации осадков, образующихся на канализационных очистных сооружениях.
3. По рациональному использованию и охране земельных
ресурсов и геологической среды, предупреждению загрязнения
бытовыми и промышленными отходами, использованию отходов
3.1. Функциональное зонирование территории в соответствии с Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года с выделением территорий жилой застройки, производственных и коммунально-складских зон, зон отдыха, сельскохозяйственных территорий и лесных массивов.
3.2. Установление для всех источников загрязнения земель норматив предельно допустимого количества (ПДК) химических веществ в почве и загрязняющих веществ в сельскохозяйственной продукции.
3.3. Достижение нормативных показателей санитарного состояния почв, рационального использования земель всеми землепользователями путем осуществления комплекса следующих мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель:
рекультивация земель, направленная на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности всех нарушенных земель с последующим их использованием для различного назначения, а также на улучшение условий окружающей среды;
совершенствование техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов;
использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства только после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих токсичные элементы и соединения; совершенствование транспортирования и хранения пестицидов;
совершенствование технологии содержания сельскохозяйственных животных и птиц, систем сбора, удаления и обеззараживания навоза и очистки навозосодержащих стоков; внедрение методов полной утилизации отходов животноводства и птицеводства.
3.4. Предупреждение загрязнения окружающей среды бытовыми и промышленными отходами и их использование на основе реализации комплекса следующих мероприятий:
завершение работ по благоустройству территорий бывших городских и пригородных свалок бытовых и небытовых отходов; закрытие действующих свалок-полигонов твердых бытовых отходов;
дальнейшее развитие промышленной переработки и использования бытовых отходов путем строительства четырех новых мусороперерабатывающих заводов и пяти заводов по переработке пищевых отходов с получением при этом биотоплива, компоста и гранулированных кормов для нужд сельскохозяйственного производства;
строительство на мусороперерабатывающих заводах пиролизных установок по переработке некомпостируемой части твердых бытовых отходов в ценную продукцию (пирокарбон, горючий газ); осуществление сепарации цветных и черных металлов на этих заводах;
дальнейшее развитие и совершенствование системы сбора и транспортировки бытовых отходов на объекты их обеззараживания и переработки путем строительства двенадцати новых мусороперегрузочных станций, внедрения двадцати вакуумных систем мусороудаления;
ликвидация медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений в специальных сжигательных камерах при крематориях; ликвидация трупов животных и отходов ветеринарной службы с использованием их на утилизаионном заводе по производству мясокостной муки;
внедрение на всех предприятиях безотходных и малоотходных технологий; обеспечение максимального обезвоживания токсичных отходов, направляемых на специальный полигон "Красный Бор";
использование до 95-100% вторичных ресурсов за счет более широкого вовлечения отходов в собственное производство; кооперирование предприятий по использованию промышленных отходов; продажа деловых отходов населения;
использование золошлаковых отходов, кембрийских глин, отходов строительных материалов и изделий, строительного мусора.
3.5. Рациональное использование и охрана геологической среды на основе реализации следующих мероприятий:
использование произведенного зонирования геологической среды в качестве основы для определения конкретной политики выполнения строительных и реконструктивных работ на территории города и учет "планировочных ограничений" по геологическим данным при разработке всех видов проектно-планировочной документации;
широкое сочетание наземного строительства с одновременным освоением подземного пространства на основе положений Генеральной схемы планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда, утвержденных ранее Исполкомом Ленсовета;
выполнение специального инженерно-геологического картирования, комплекса гидрогеологических и гидрологических изысканий для обоснования разработки проектов планировки и градостроительного развития планировочно-административных районов (применительно к требованиям масштабов 1:5000 и 1:10000), проектов детальной планировки и застройки новых районов города и пригородов, нежилых зон (в масштабе 1:2000);
проведение специальных геологических исследований, включая создание банка данных о показателях физических и механических свойств грунтов, завершение разведки запасов подземных вод (с уточнением влияния их эксплуатации на водоподводящую систему фонтанов Петродворца), исследования на шельфе в районе Ленинграда, сейсмогеологические работы, экспериментальное использование тепловой энергии глубокозалегающих горных пород;
создание специализированного производственно-исследовательского центра для организации системы наблюдения и контроля за геологическими процессами в ходе дальнейшего освоения геологической среды при развитии города - системы литомониторинга;
внедрение прогрессивных способов и методов строительства, соответствующих ленинградским особенностям геологических условий (прежде всего при работах в пределах исторически сложившихся центральных районов города), - способа "стена в грунте", метода продавливания и др.;
создание службы главного геолога города в системе Главленархитектуры для осуществления координации действий всех проектных организаций на территории Ленинграда, ведущих реконструкцию и застройку, в целях обеспечения учета требований рационального использования и охраны геологической среды.
4. По охране зеленых насаждений и их использованию для
оздоровления окружающей среды, по охране фауны
4.1. Формирование лесопарковой части зеленой зоны Ленинграда, развитие единой системы озеленения города и пригородов, включающей леса, лесопарки, парки, древесно-кустарниковые питомники, охранные и защитные зеленые насаждения, достижение нормативных уровней обеспеченности населения зелеными насаждениями общего пользования.
4.2. Рациональное использование и охрана зеленых насаждений с сохранением и формированием устойчивых и декоративных насаждений, пригодных для организации мест отдыха населения и выполнения оздоровительных и средозащитных функций; выделение охраняемых территорий, обеспечивающих сохранность на них экологического равновесия природных комплексов.
4.3. Осуществление комплекса мероприятий по охране и рациональному использованию растительности и животного мира:
проведение лесоводческих и прочих мероприятий, содействующих возобновлению леса, формированию ценных ландшафтов и декоративного оформления дорог, полян, опушек;
создание в санитарно-защитных зонах предприятий и в технических зонах зеленых насаждений из древесно-кустарниковых пород с учетом их газоустойчивости и пылеулавливающих свойств; создание лесозащитных полос вдоль железных и автомобильных дорог для снижения уровня шума, для выполнения санитарно-гигиенических и эстетических функций;
озеленение прибрежных водоохранных полос водотоков и водоемов; создание запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, и лесов санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;
проведение биотехнических мероприятий, включающих защиту лесов от опасных вредителей и болезней, использование биологических и физико-механических методов защиты растений, применение химических средств защиты растений с использованием химикатов, нетоксичных для человека, птиц и полезных насекомых;
восстановление массовых стоянок водоплавающих птиц для обеспечения миграции птиц Беломоро-Балтийского перелетного пути; создание орнитологического и ихтиологического заказника в Лахтинском разливе; рациональное рыбохозяйственное использование водотоков и водоемов, воспроизводство их рыбных запасов.
5. По формированию и охране городской архитектурно-пространственной
среды
Формирование и охрана городской архитектурно-пространственной среды на основе реализации комплекса следующих мероприятий:
составление территориально-регионального нормативного документа по планировке и застройке Ленинграда с учетом специфики новых районов перспективного жилищного строительства, условий исторического центра и особенностей пригородных районов;
издание положения о порядке выполнения, методах и способах реконструктивных и новых строительных работ в исторически сложившихся центральных районах Ленинграда (ЦРЛ), которое позволит обеспечить сохранность ценной застройки и планировки исторической городской среды;
разработка проектов планировки и градостроительного развития для укрупненных планировочно-административных районов города, включая районы в историческом центре Ленинграда; упорядочение границ объединенной охранной зоны и зоны регулирования застройки ЦРЛ;
выполнение предпроектных исследований по формированию моделей, позволяющих сопоставлять социально-экологическую и экономическую эффективность стратегий градостроительного развития;
разработка архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений новой застройки с учетом возможности последующей реконструкции зданий и планировочной структуры районов;
осуществление экспериментальных проектов реконструкции групп полносборных жилых зданий различных серий;
обеспечение строительных и ремонтно-строительных организаций оборудованием, позволяющим применять специальные безосадочные методы и способы производства работ в сложных градостроительных условиях.
6. По совершенствованию контроля и управления в области
охраны окружающей среды
6.1. Совершенствование организационно-технического обеспечения реализации природоохранных мероприятий, прежде всего, на уровне структурных подразделений Исполкома Ленсовета и природоохранных служб, к которым относятся организации министерств и ведомств, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды.
6.2. Максимальное сокращение прямых связей между разработкой мероприятий и их реализацией, а также обратных связей между контролем качества состояния окружающей среды и планированием мероприятий.
6.3. Введение квалифицированной экспертизы проектных и научно-технических разработок в области охраны окружающей среды с определением ожидаемого средозащитного эффекта и рентабельности.
6.4. Совершенствование контроля состояния окружающей среды на основе наблюдений за выбросами вредных веществ путем создания автоматизированных систем контроля атмосферы, воды и почвы с расширением числа контролируемых параметров и применением передвижных лабораторий контроля.
6.5. Организация единого банка данных коллективного пользования для обработки результатов наблюдений контролирующих служб путем создания автоматизированных информационных справочных систем по воздуху, воде, почве, промышленным отходам.
6.6. Разработка АСУ "Охрана окружающей среды" в системе АСУ "Ленинград" для планирования природоохранных мероприятий и контроля за их выполнением под руководством отдела охраны внешней среды Плановой комиссии.
6.7. Включение контролируемых показателей и мероприятий не только в раздел "Охрана городской окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", но также и в другие разделы комплексного плана экономического и социального развития города (такие, как "Промышленность", "Капитальное строительство", "Транспорт" и др.).
6.8. Осуществление дальнейших работ по совершенствованию контроля и управления в области охраны окружающей среды: разработка интегральных показателей загрязнения окружающей среды и методов оценки их гигиенической опасности, поэтапное создание автоматизированной системы управления состоянием окружающей среды города, осуществление оперативного контроля за состоянием окружающей среды и реализацией мероприятий с использованием автоматизированных систем контроля и управлением воздействием на источники загрязнения.
Зам. начальника СПУ-5 ин-та "ЛенНИИпроект" |
И.Л. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.